Привлечение управляющей компании к административной ответственности

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7.23.3 КоАП РФ

1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Управляющая организация осуществляет предпринимательскую деятельность по управлeнию многоквартирными домами на основании лицензии. Основной вид деятельности – извлечение прибыли.

При управлении многоквартирным домом управляющая организaция обязана раскрывать основную информацию о своей деятельности путем размещения ее на вывесках, информационных стендах или на официальном сайте.

Вместе с тем собственник или пользователь помещения вправе обратиться в управляющую организацию с обращением (запросом).

В соответствии с п. 35 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила) обрaщение (запрос) может быть направленo посредством почтового отправления, электронного сooбщения на адрес электрoнной почты управляющей организации, с помощью государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме.

Порядок и сроки рассмотрения обрaщений (запросов) собственника или пользователя помещений регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 34 указанных Правил.

Ответственность за невыполнение обязанности или нарушение порядка рассмотрения обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме зависит от существа такого обращения.

В случае, если обращение связано с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, то ответственность за несоблюдение или нарушeние порядка рассмотрения обращения предусмотрено ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Если обращение предусматривает предоставление управляющей организацией информации в рамках взаимодействия с собственниками и пользователями в многоквартирном доме, в таком случае ответственность за невыполнение или нарушeние порядка рассмотрения такого обращения установлена ст. 7.23.3 Кодекса.

В случае несоблюдения управляющей организацией сроков и порядка рассмотрения обращения (запроса) собственника или пользователя помещений в многоквaртирном доме, собственник или пользователь помещений вправе обратиться с письменным заявлением о нарушении закона в государственную жилищную инспекцию или прокуратуру.

Следует отметить, что требования Федерального закона от 02.05.2006     № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на управляющие организации не распространяются, так как правоотношения собственника или пользователя помещений в многоквартирном доме с упрaвляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично-значимых функций.

Таким образом, управляющие организации не подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 Кодекса.

Указанная позиция подтверждена постановлениями Верховного суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 48-АД19-2, № 88-АД19-2.

Разъясняет прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска, 25.08.2022.

Порядок привлечения управляющих компаний к административной ответственности за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан

Управляющая организация осуществляет предпринимательскую деятельность по управлeнию многоквартирными домами на основании лицензии. Основной вид деятельности – извлечение прибыли.

При управлении многоквартирным домом управляющая организaция обязана раскрывать основную информацию о своей деятельности путем размещения ее на вывесках, информационных стендах или на официальном сайте.

Вместе с тем собственник или пользователь помещения вправе обратиться в управляющую организацию с обращением (запросом).

В соответствии с п. 35 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила) обрaщение (запрос) может быть направленo посредством почтового отправления, электронного сooбщения на адрес электрoнной почты управляющей организации, с помощью государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме.

Порядок и сроки рассмотрения обрaщений (запросов) собственника или пользователя помещений регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 34 указанных Правил.

Ответственность за невыполнение обязанности или нарушение порядка рассмотрения обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме зависит от существа такого обращения.

В случае, если обращение связано с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, то ответственность за несоблюдение или нарушeние порядка рассмотрения обращения предусмотрено ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Если обращение предусматривает предоставление управляющей организацией информации в рамках взаимодействия с собственниками и пользователями в многоквартирном доме, в таком случае ответственность за невыполнение или нарушeние порядка рассмотрения такого обращения установлена ст. 7.23.3 Кодекса.

В случае несоблюдения управляющей организацией сроков и порядка рассмотрения обращения (запроса) собственника или пользователя помещений в многоквaртирном доме, собственник или пользователь помещений вправе обратиться с письменным заявлением о нарушении закона в государственную жилищную инспекцию или прокуратуру.

Следует отметить, что требования Федерального закона от 02.05.2006     № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на управляющие организации не распространяются, так как правоотношения собственника или пользователя помещений в многоквартирном доме с упрaвляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично-значимых функций.

Таким образом, управляющие организации не подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 Кодекса.

Указанная позиция подтверждена постановлениями Верховного суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 48-АД19-2, № 88-АД19-2.

Разъясняет прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска, 25.08.2022.

Данный раздел доступен после предоставления представителю организации прав доступа «Привлечение
организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к административной ответственности».
Для получения необходимых прав обратитесь к Администратору организации.

Для перехода на страницу Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по
управлению МКД, к административной ответственности
установите переключатель
Преднастроенные отчеты. Затем нажмите на гиперссылку с наименованием
отчета Привлечение управляющих организаций к административной ответственности.

Страница «Реестр отчетности». Гиперссылка «Привлечение управляющих организаций к административной ответственности»

Для просмотра сведений о привлечении к административной ответственности организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД,
нажмите на пункт горизонтального навигационного меню Аналитика и отчёты и
выберите пункт Привлечение управляющих организаций к административной ответственности
(Рис. 1).

Отображается страница Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности.

Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности». Часть 1

Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и их должностных лиц к административной ответственности». Часть 2

Графическое представление привлечения УО к ответственности

В блоке Параметры фильтрации последовательно заполните поля, начиная с
поля Субъект РФ, в котором организация осуществляет деятельность и выбирая
значения из выпадающих списков.

При наведении на определенный параметр диаграммы отображается дополнительная информация.

Диаграмма с постановлениями о назначении административного наказания в разрезе органов,
принявших решение о применении мер административного воздействия

Под круговыми диаграммами формируется гистограмма с информацией об организации, осуществляющей
деятельность по управлению МКД, привлеченных к административной ответственности, по видам
административных наказаний.

При наведении на сегмент диаграммы отображается дополнительная информация.

Гистограмма с информацией об организациях, осуществляющих деятельность по управлению МКД,
привлеченных к административной ответственности, по видам административных наказаний

Сегменты диаграммы Постановления о назначении административного наказания в разрезе
органов, принявших решение о применении мер административного воздействия
являются
фильтром по органам, принявшим решение о применении мер административного наказания, для круговой
диаграммы Административные правонарушения по статьям КоАП
РФ
, гистограммы Организации, осуществляющие деятельность по управлениям
МКД, привлеченные к административной ответственности, по видам административных
наказаний
и таблиц Случаи привлечения организаций к административной
ответственности
и Административные наказания.

Сегменты диаграммы Административные правонарушения по статьям КоАП
РФ
являются фильтром по статьям КоАП РФ для круговой диаграммы
Административные правонарушения по статьям КоАП
РФ
, гистограммы Организации, осуществляющие деятельность по управлениям
МКД, привлеченные к административной ответственности, по видам административных
наказаний
и таблиц Случаи привлечения организаций к административной
ответственности
и Административные наказания.

Чтобы отфильтровать данные посредством сегментов диаграмм необходимо нажать на сегмент левой кнопкой мыши.
При повторном нажатии на сегмент диаграммы выбранное значение сбрасывается.

При фильтрации данных посредством диаграммы Постановления о назначении
административного наказания в разрезе органов, принявших решение о применении мер
административного воздействия
значения, выбранные на диаграмме
Административные правонарушения по статьям КоАП РФ сбрасываются,
если они были выбраны ранее.

Для фильтрации информации в таблицах Случаи привлечения организаций к
административной ответственности
и Административные наказания по
конкретным параметрам нажмите на кнопку Настройка параметров фильтрации.
Если на диаграммах уже были выбраны какие-либо сегменты, то отображается диалоговое окно,
запрашивающее подтверждение на переход к режиму фильтрации. При подтверждении перехода значения
сбрасываются.

Кнопка «Настройка параметров фильтрации»

Отображаются дополнительные поля для поиска случаев привлечения организаций к административной
ответственности. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку
Применить.

Параметры фильтрации. Кнопка «Применить»

Для перехода обратно к диаграмме нажмите на кнопку Вернуться к фильтрации параметров по диаграмме.
Подтвердите действие. При этом значения фильтра Статья КоАП сбрасываются.

Табличное представление привлечения УО к ответственности

Случаи привлечения организаций к административной ответственности отображаются в нижней части
страницы в табличной форме.

Страница «Привлечение организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, к
административной ответственности»

Для отображения информации об организации в таблице в поле «Отобразить информацию по
организации» введите фрагмент названия, ОГРН, НЗА, КПП, ИНН, ФИО или ОГРНИП . Поисковый запрос
должен содержать не менее пяти символов. Данный фильтр ищет информацию как в таблице
Случаи привлечения организаций к административной ответственности, так и в
таблице Административные наказания.

Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Поиск
информации по организации

Чтобы в таблице отображалась информация по субъектам РФ, необходимо в заголовке первого столбца таблицы нажать на гиперссылку Субъекты РФ.
Для отображения информации по федеральным округам нажмите на гиперссылку Федеральные округа.

Для просмотра информации по субъектам РФ, входящим в федеральный округ, нажмите на наименование федерального округа в первом столбце.

Для просмотра информации по организациям по субъектам РФ нажмите на кнопку
Просмотреть.

Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Кнопка
«Просмотреть»

Отображаются организации по выбранной территории. Для просмотра сведений об организации нажмите
на гиперссылку с названием организации.

Для возврата к просмотру сведений о случаях привлечения организаций к административной
ответственности на родительской территории нажмите на гиперссылку с наименованием родительской
территории над таблицей.

Вкладка «Случаи привлечения организаций к административной ответственности». Гиперссылка с
наименованием родительской территории

Для просмотра административных наказаний перейдите на вкладку Административные
наказания
. Принципы работы с ней не отличаются от описанных выше.

Вкладка «Административные наказания»

Если управляющая организация не отвечает или отвечает с опозданием на вопросы жителей МКД, всегда ли это будет считаться нарушением лицензионных требований? Рассказываем о позициях Минстроя РФ и Верховного суда РФ на этот счёт.

Сроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц

Сроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц

Несоблюдение порядка рассмотрения обращений – нарушение лицензионных требований

Минстрой РФ в своём письме от 23.04.2019 № 15772-ОГ/04 высказал жёсткую позицию: если управляющая организация не соблюдает порядок рассмотрения обращений жителей и раскрытия информации, предусмотренный Правилами № 416, она нарушает лицензионные требования.

Управляющая домом организация должна оперативно отвечать на обращения жителей дома. Эта обязанность – лицензионное требование. На обращение по поводу некачественных коммунальных услуг нужно ответить в 3 рабочих дня после получения запроса.

УО в ответ на подобные обращения предоставляет потребителю копии акта проверки/акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг. Потребителю также отправляется ответ об удовлетворении или отказе в удовлетворении обращения с причинами отказа.

В течение трёх рабочих дней УО даёт ответ на обращения по расчётам квартирной платы. На обращения иного характера от жителей многоквартирного дома необходимо ответить в течение двух недель.

Перечисленные сроки установлены Правилами № 416. Минстрой РФ указывает, что соблюдение этих Правил входит в исполнение УО обязанностей по договору управления МКД, а потому является лицензионным требованием.

Несоблюдение сроков ответа жителям домов считается нарушением лицензионных требований. За это ГЖИ могут вынести управляющей организации предписание и наказать штрафом по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Есть и другая, противоположная точка зрения, на вопрос, как квалифицировать ответ с опозданием на обращение жителя дома в УО. Она кажется нам более взвешенной и логичной и принадлежит Президиуму Верховного суда РФ.

Как управляющей организации отвечать на запросы собственников

Как управляющей организации отвечать на запросы собственников

Нужно разграничивать ответственность по ст. ст. 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ

Президиум Верховного суда РФ сформулировал свою позицию, отвечая на вопрос о разграничении составов административных правонарушений при привлечении управляющей организации к административной ответственности (утв. Президиумом ВС РФ 5 июня 2019 г.).

Суд указал, что при привлечении УО к административной ответственности за нерассмотрение или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме необходимо разграничивать составы административных правонарушений по ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. Для должностных лиц это административный штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц – штраф от 150 000 до 250 000 рублей.

По ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наказывают за управление многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Должностным лицам грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет, юридическим лицам – штраф от 250 000 до 300 000 рублей.

Если управляющая организация не вовремя отвечает на просьбу жителей дома о реестре собственников для общего собрания, то она нарушает лицензионные требования. За это её можно привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Если УО не отвечает на иные сообщения от жителей многоквартирного дома, её действия нужно квалифицировать по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, то есть как нарушение Правил № 416.

Должна ли УО отвечать на обращения собственников в 30-дневный срок

Должна ли УО отвечать на обращения собственников в 30-дневный срок

Почему нужно разграничивать ответственность

Президиум Верховного суда РФ отметил, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут обращаться к управляющей организации с различными вопросами. Для разного вида обращений законодательство предусматривает разный порядок и сроки рассмотрения.

В течение пяти дней с момента получения письма или обращения через ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания, управляющая организация обязана предоставить ему реестр собственников помещений (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

Это лицензионное требование – часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД. За его нарушение управляющую организацию можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил № 416 о контактах УО с жителями и раскрытии ею информации не являются лицензионными. Если управляющая организация нарушает их, её привлекут к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Президиум Верховного суда уточняет: в каждой ситуации нужно исходить из конкретных обстоятельств, а не подводить всё под состав ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и каждый раз наказывать управляющую организацию за нарушение лицензионных требований.

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 750 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Один из адвокатов указал, что вопрос разграничения лицензионных требований и иных обязанностей управляющих организаций сферы ЖКХ уже давно стоит очень остро. Второй отметил, что с целью повышения эффективности рассмотрения обращений граждан целесообразно поднять вопрос о создании новых представительств управляющих компаний, поскольку зачастую одна УК курирует сотни домов, расположенных отнюдь не в пешей доступности. Третий посчитал, что ответ ВС можно назвать полезным с той точки зрения, что в нем обращается внимание на необходимость индивидуального подхода к рассмотрению каждого дела.

5 июня Президиум ВС утвердил ответ на вопрос о разграничении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП при привлечении к ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в случае невыполнения обязанности по рассмотрению или нарушения порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

Согласно ответу Суда Жилищный кодекс и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления к управляющей организации. Они могут быть связаны как с выполнением УК лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.

Отмечается, что, например, согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК управляющая организация в течение 5 дней с момента получения обращения в письменной форме от собственника или иного лица, указанного в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить реестр собственников.

Как подчеркнул ВС, учитывая, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП.

Указывается, что требования, изложенные в разделе VII и в п. 34 раздела VIII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, предусматривают предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления ее взаимодействия с собственниками и пользователями помещений. Кроме того, они предусматривают порядок и сроки предоставления УК различной информации об осуществлении ее деятельности. Такие требования не являются лицензионными, а потому управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП.

«Учитывая изложенное, квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами», – подчеркнул Верховный Суд.

При этом он отметил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований ст. 24.1, 26.1 КоАП следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.

В комментарии «АГ» адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что ответ ВС можно назвать полезным с той точки зрения, что в нем обращается внимание на необходимость индивидуального подхода к рассмотрению каждого дела. «Однако проблема квалификации действий управляющих организаций по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП вызывает вопросы, поскольку нарушение обязанности или порядка рассмотрения обращений граждан не связано с правилами лицензирования и должно квалифицироваться в любом случае по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ», – указал адвокат. Он добавил, что на практике такие дела встречаются не так часто и квалифицируются именно по данной статье.

В свою очередь адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков считает, что вопрос разграничения лицензионных требований и иных обязанностей управляющих организаций сферы ЖКХ уже давно стоит очень остро. По его словам, Минстрой РФ, разъясняющие жилищное законодательство органы государственного жилищного надзора и суды, рассматривающие такие административные дела, фактически любые обязанности управляющих сводят к возникающим из договора управления многоквартирным домом.

«Следовательно, их невыполнение квалифицируется как нарушение лицензионных требований и наказывается по специальной “лицензионной” статье. Я в своей практике неоднократно сталкивался с тем, что УК привлекались по ст. 14.1.3 КоАП РФ за недостатки застройщика, которые тот обязан устранять бесплатно. К сожалению, областные (и им равные) суды, а также Верховный Суд очень поверхностно рассматривали жалобы и оставляли такие постановления по делам об административных отношениях в силе, – указал Артем Чумаков. – Стоит отметить, что суды, рассматривающие гражданские дела, ответственность застройщика по гарантии и УК в рамках управления многоквартирным домом, все-таки разграничивают и все ущербы взыскивают в рамках договоров долевого участия, подряда или купли-продажи».

Адвокат указал, что 23 апреля 2019 г. появилось Письмо Минстроя РФ № 15772-ОГ/04, в котором ведомство, ссылаясь на п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, ко всему прочему включает в число лицензионных требований обязанность УК отвечать на обращения (заявления) потребителей в течение трех дней. «Позиция ВС РФ, надеюсь, положит конец этой порочной практике “эластичного” понимания лицензионности. Направления обращений в УК могут быть связаны, а могут и не быть связаны с выполнением лицензионных требований, а сама по себе обязанность принимать обращения и отвечать на них в трехдневный срок лицензионной не является», – отметил Артем Чумаков.

Кроме того, он напомнил, что управляющая компания не имеет иных доходов, нежели деньги жителей, а штраф по «лицензионной статье» составляет минимум 250 тыс. руб.: «Эти средства можно направить на благоустройство, уборку и текущий ремонт домов».

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян посчитала, что с целью повышения эффективности рассмотрения обращений граждан целесообразно поднять вопрос о создании новых представительств управляющих компаний, поскольку зачастую одна УК курирует десятки, а иногда и сотни домов, расположенных отнюдь не в пешей доступности. Кроме того, она отметила, что в марте 2014 г. было введено лицензирование УК, в связи с чем их количество снизилось. «Следовательно, снизилось и количество административных правонарушений», – пояснила адвокат.

    

    Привлечение к административной ответственности УО

    Автор: admin от 15 март, раздел: Новости, просмотров 1 676


    Каждое противоправное деяние, будь то действие или бездействие, всегда влечет за собой ответственность. Любое совершенное правонарушение должно быть зафиксировано надлежащим образом. В данной статье мы поговорим о процедуре возбуждения дела об административном правонарушении в отношении управляющей организации.
    При проведении органом государственного жилищного надзора (далее — ГЖИ) внеплановой проверки должны соблюдаться требования статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ).
    По результатам проверки оформляется Акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается должностному лицу или уполномоченному представителю управляющей организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с данным актом.
    При выявлении и фиксации обнаруженных нарушений ГЖИ составляет предписание управляющей организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
    Если управляющая организация не согласна с выданным предписанием она вправе обжаловать данный ненормативный правовой акт в судебном порядке. В соответствии с положениями ст. 198 АПК РФ право на обжалование возникает в случае если предписание:

    • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
    • нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Срок для подачи в Арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным составляет 3 месяца и исчисляется со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
    Таким образом, в Акте проверки и предписании ГЖИ фиксирует выявленные нарушения. Данные документы впоследствии будут являться доказательствами в рамках рассматриваемого административного дела.
    Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
    Исходя из ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
    Стоит отметить, что нарушение срока составления протокола не может служить основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
    По данному факту содержалось разъяснение еще в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно п.4 которого «нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола, поскольку этот срок не является пресекательным».
    В данном вопросе суды также придерживаются позиции, что поскольку протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, несоблюдение срока составления протокола не является достаточным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2016 N Ф07-3431/2016 по делу № А26-9634/2015).
    При этом, сам по себе протокол об административном правонарушении не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку по своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения, и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
    Возможность обжалования протокола об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрена.
    Данный вывод находит свое подтверждение в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2017 № Ф05-9008/2017 по делу № А40-97129/16, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2015 № Ф06-26776/2015 по делу № А55-5662/2015).
    В самом протоколе не устанавливается мера ответственности. В нем лишь описываются допущенные нарушения со ссылками на нормы законодательства. Основанием для привлечения к административной ответственности будет являться Постановление, которое выносится исходя из положений протокола, а также иных доказательств по делу об административном правонарушении.
    На практике встречаются ситуации, когда управляющая организация еще думает над вопросом обжалования предписания ГЖИ, а тут неожиданного приходит повестка в суд: явиться для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Ведь ГЖИ не будет сидеть и гадать, тем самым упуская сроки привлечения к административной ответственности, пойдете Вы или нет обжаловать предписание.  Если еще не предпримите действий по устранению нарушений в срок, установленный предписанием, то тогда у ГЖИ появится также и возможность привлечь Вас к ответственности за неисполнение предписания по статье 19.5 КоАП РФ.
    А если случилось так, что в Арбитражном суде рассматривается дело о признании незаконным предписания ГЖИ и параллельно Вас вызывают в суд для рассмотрения протокола об административном нарушении,  что в данной ситуации предпринять управляющей организации?!
    Как следует из ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судом выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
    Согласно порядку рассмотрения дела об административном правонарушении, установленному вышеуказанной статьей суд выносит определение об отложении  рассмотрения дела в случае:

    • поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    • отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    • необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

    Исходя из положений ч.1.1. ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
    В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение (ч.2 ст. 29.6 КоАП РФ).
    Но, в связи с ограниченностью срока привлечения к административной ответственности, суды неохотно идут на затягивание процесса при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
    Поэтому если вы по каким-либо причинам не успели обжаловать предписание ГЖИ, а дело по рассмотрению протокола об административном правонарушении уже назначено, рекомендуем подготовиться к нему с особой тщательностью, чтобы суд вынес единственно верное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Хотя это тема уже для отдельной статьи.
    http://ugzhn-kchr.ru
    С  Уважением Начальник  управления — Главный государственный жилищный инспектор КЧР, Х-М. Я. Таушунаев.

    Похожие новости

    

  • Что управляющая компания обязана делать бесплатно?
  • 

  • Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги?
  • 

  • Семь важных изменений в коммунальной сфере, вступивших в силу в этом году
  • 

  • Уважаемые жители, знаете ли вы, что делать, если вас затопили?
  • 

  • Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году

Постановлением госжилинспекции края в августе 2022 года ООО «Комфорт плюс Горячеключевской» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. за нарушение обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирными домами в части наличия у ООО «Комфорт плюс Горячеключевской» непогашенной задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.

В связи с неоплатой административного штрафа в установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ срок, госжилинспекцией края в отношении ООО «Комфорт плюс Горячеключевской» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, материалы которого направлены мировому судье для рассмотрения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 229 г. Горячий Ключ Краснодарского края от 27.02.2023 по делу № 5-165/2023 ООО «Комфорт плюс Горячеключевской» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приглашаем к сотрудничеству транспортные компании грузоперевозчиков
  • Прием на работу на время болезни основного работника приказ образец
  • Прикольные викторины на день рождения для веселой компании взрослых
  • Прикольные вопросы с ответами для веселой компании на день рождения
  • Прикольные пошлые загадки для веселой компании за столом с ответами