Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»
Может ли малый доминировать?
В числе целей Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) формально нет цели поддержки предпринимательства, глобальная цель антимонопольной политики государства — поддержка собственно конкуренции на рынке (ч. 2 ст. 1).
Очевидно, что поддержка, защита здоровой конкуренции на рынке является одной из форм поддержки бизнеса. Если же говорить о том, какой именно бизнес нуждается в большей поддержке, то следует признать, что больше всего таковая нужна малому бизнесу как более слабому субъекту правоотношений.
Российские антимонопольные юристы и экономисты долгое время говорили о том, что субъект малого предпринимательства по определению не может занимать доминирующее положение на рынке. Если обратиться к ст. 5 Закона о защите конкуренции («Доминирующее положение»), то видно, что до перечисления конкретных критериев, позволяющих отнести субъект к категории монополистов, данная норма содержит общее понятие доминирующего положения, которое предполагает, что один или несколько хозяйствующих субъектов имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Может ли субъект малого предпринимательства оказывать решающее влияние на обращение товара на всем рынке? Может ли устранять конкурентов с этого рынка? Как оказалось, антимонопольное применение в этой области долгое время строилось на двух тезисах. Во-первых, ст. 5 Закона о защите конкуренции применялась только в части конкретных критериев: при наличии формальной доли на рынке вопросы наличия рыночной власти оставались за скобками.
Во-вторых, возможность отнесения субъекта малого предпринимательства к числу монополистов скрывалась в нюансах определения самого рынка, на котором обращается товар. Анализ рынка, проводимый ФАС России, подчас показывал, что географические границы рынка ограничиваются городом, районом в городе, а иногда — конкретным зданием. Неудивительно, что лавка, находящаяся в таком здании, могла запросто превратиться в грозную монополию, влияющую на весь рынок, ограниченный площадью в пятьсот квадратных метров.
Но очевидно, что субъект малого предпринимательства не обладает значительной рыночной властью, не может диктовать свои условия другим хозяйствующим субъектам. Раз малый бизнес может выйти на тот или иной рынок, значит барьеры входа на такой рынок невысоки, и такому субъекту сложно будет препятствовать появлению на рынке иных игроков. Возможности для злоупотреблений со стороны таких субъектов минимальны, а если такие злоупотребления все же возможны, их влияние на рынок ничтожно.
Изменения для иммунитета
Практика применения антимонопольного законодательства в европейской и американской юрисдикциях также показывает, что объектом контроля являются крупнейшие компании, сговор и (реже) злоупотребления которых существенно влияют на конкуренцию на рынке. При этом рынки становятся все более глобальными.
Между тем количество антимонопольных дел, возбужденных в России в отношении малого бизнеса, долгое время остается значительным.
По результатам исследования, систематически проводимого Всемирным экономическим форумом (Т1те ШогИ Есопот^ Рогит), по уровню эффективности антимонопольной политики за 2015−2016 годы Россия находится на 83-м месте. По данному показанию нас опережают Марокко (80-е место), Вьетнам (77-е место), Филиппины (74-е место), Сенегал (72-е место).
Внесение изменений в антимонопольное законодательство, призванных изменить правоприменительную практику, стало неизбежным.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ в Закон о защите конкуренции внесены изменения, касающиеся иммунитета малого бизнеса от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Такие изменения основаны на п. 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р.
Внесенные изменения можно условно разделить на четыре группы.
Во-первых, малому бизнесу предоставляется иммунитет от признания компании или индивидуального предпринимателя занимающими доминирующее положение на рынке. Статья 5 Закона о защите конкуренции дополнена положениями, согласно которым не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн руб.
Из этого общего правила законодателем установлены некоторые исключения. Так, иммунитет не распространяется на хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами практически по всем основаниям, установленным в законе, на финансовые организации, субъекты естественных монополий, хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов — юридических лиц, хозяйственные общества, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Вместе с тем установление последних двух исключений (п. 4 и 5 ч. 2.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции) представляется по меньшей мере странным, поскольку из содержания абз. 1 ч. 2.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что учредителями субъекта малого предпринимательства, на которого распространяются изменения, могут быть исключительно одно или несколько физических лиц. Ни юридические лица, ни публично-правовые образования не могут быть участниками таких хозяйствующих субъектов и без всяких дополнительных указаний в законе.
Что касается иммунитета индивидуального предпринимателя от признания занимающим доминирующее положение на рынке, то тут новый закон вводит похожие правила: не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает 400 млн руб.
Общая цель таких сложных юридических конструкций, которая, кстати, присуща и многим другим нормам антимонопольного законодательства, предоставить иммунитет от антимонопольного преследования исключительно субъектам, которых действительно можно отнести к малому бизнесу, и не допустить, чтобы данные нормы использовались недобросовестными участниками правоотношений, подконтрольных антимонопольному органу, в целях ухода от такого контроля.
Во-вторых, для субъектов малого предпринимательства, на которых распространяются нормы о недопустимости признания занимающим доминирующее положение на рынке, отменяется запрет на осуществление так называемых иных (помимо запрещенных картельных и вертикальных) соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Стоит отметить, что в отличие от ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 5 Закона о защите конкуренции иммунитет от антимонопольных запретов на соглашения действует только в том случае, если суммарная выручка хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, не превышает 400 млн руб. за последний календарный год.
Что касается картелей и вертикальных соглашений, прямо указанных в ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции, то под исключения, установленные новым Законом, они не подпадают, а, значит, по-прежнему являются запрещенными. ФАС России неоднократно подчеркивала, что картели являются одними из самых злостных нарушений антимонопольного законодательства, и освобождать отдельные категории бизнеса от ответственности за такие нарушения нельзя.
В-третьих, согласно ч. 5.1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции по основаниям, указанным в п. 2 и п. 5 ч. 4 данной статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства теперь может проводиться только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Важно, что в отличие от первых двух изменений данные нововведения являются универсальными и распространяются на субъектов малого предпринимательства вне зависимости от их выручки и наличия признаков, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 5 Закона о защите конкуренции.
В четвертых, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дополнен исключением, согласно которому положения ст. 13, 14 этого Закона (антимонопольные правила) не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн руб., а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн руб.
Таким образом, внесение изменений в Закон о защите конкуренции способно несколько ослабить административное давление на малый бизнес, уменьшив количество возможных претензий к нему со стороны антимонопольных органов. :
Поделиться в соц.сетях:
5 811
Подготовка к ЕГЭ 2023 Обществознание | Задание 336 из 438
Урок 37 >> Тест 37.1 >> Вопрос 4
Выберите правильный вариант ответа
Найдите в приведенном ниже списке рычаги правового регулирования рынка со
стороны государства. Укажите цифры, под которыми они записаны:
1) принятие законов в поддержку «малого бизнеса»
2) принятие антимонопольного законодательства
3) выдача субсидий малым предприятиям
4) установление нормы обязательного банковского резерва
5) подготовка экономистов в государственных вузах
Выберите верный вариант ответа:
ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ :
Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!
Задать вопрос
Карточка законопроекта /проекта постановления
Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.
В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:
1. Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами);
2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;
3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;
4. Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления;
5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;
6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;
7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;
8. Подписаться на законопроект/проект постановления;
9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;
10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;
11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;
12. Видеоописание функционала страницы.
Информация по законопроекту/проекту постановления
- паспортные данные законопроекта — общая информация по законопроекту/проекту постановления;
- стадии рассмотрения — стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
- ЭРК по событиям (с документами) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
- хронология (без документов) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
- отзывы — отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
- поправки — поправки к законопроекту/проекту постановления;
- видеозаписи — видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).
Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами)
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» существует 2 варианта просмотра событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами):
- по хронологии — события отображаются по дата регистрации;
- по процедуре — события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.
Нажать на кнопку «Свернуть все» — на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» на вкладке ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.
Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку «Развернуть все события».
Если к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку «Развернуть все документы в событиях» или ссылку «Показать еще» в списке размещенных к событию документов.
Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления
Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления » служат так же элементом навигации.
Для того, чтобы перейти к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.
Осуществляется переход к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.
Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ
Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.
На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.
Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» перейти на вкладку «Отзывы».
Нажать кнопку «Добавить отзыв»
Открывается форма «Добавить отзыв на законопроект», в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:
- Категория отзыва;
- Краткое содержание отзыва.
При необходимости прикрепить файл.
Нажать кнопку «Сохранить» — отзыв отображается на вкладке «Отзывы» в ЭРК законопроекта/проекта постановления.
Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)» нажать кнопку «Добавить заметку».
Открывается форма «Заметки пользователей».
Нажать кнопку «Сохранить» — в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователяотобразится сохраненная заметка.
Добавить законопроект/проект постановления в избранное
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Добавить в избранное».
В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в «Избранное».
Нажать на ссылку в сообщении «Перейти на страницу избранного» — открывается страница «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку «Добавить» — открывается форма «Добавить в подборку».
Выбрать существующую или добавить новую подборку.
Нажать кнопку «Сохранить»- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.
Войти в раздел «Избранное/Подписки» через интерфейс личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку «Подборки ОЗ«.
Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.
Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Режим редактирования».
Открывается страница «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)».
Подписаться на законопроект/проект постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Подписаться».
Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.
Задать параметры подписки.
Нажать кнопку «Применить» — настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.
Скачать архив по законопроекту/проекту постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку «Скачать архив».
Выбрать вариант для скачивания «Все документы» или «По процедуре». Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe
Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Печать».
Откроется форма «Печать».
После настройки параметров печати нажать кнопку «Печать».
Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям
На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «RSS подписка на обновления по событиям».
В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.
Видеоописание функционала страницы
В условиях беспрецедентного экономического давления, в которых оказалась Россия, Правительство принимает меры для поддержки малого и среднего бизнеса, а также отдельных отраслей.
В этой публикации мы собрали самые важные изменения, известные на данный момент. По результатам принятия новых решений этот перечень будет дополняться и обновляться.
Налоговые льготы
- До 1 июня 2022 года запрещена блокировка расчётных счетов ИП и организаций для взыскания денежных задолженностей.
Основание: информация ФНС России от 10.03.2022 - На Курильских островах создана настоящая налоговая гавань. Новые организации, зарегистрированные и работающие на этой территории, на 20 лет освобождаются от нескольких налогов (на прибыль, имущество, транспорт, земельный участок). Кроме того, совокупная ставка страховых взносов за работников составит всего 7,6%.
Основание: закон № 50-ФЗ от 09.03.2022 - Установлена нулевая ставка НДС для туриндустрии и гостиничного бизнеса в течение пяти лет.
Основание: законопроект № 84984-8 - Льготы для аккредитованных IT компаний:
- до конца 2024 года установлена нулевая ставка по налогу на прибыль;
- отсрочка от призыва в армию для сотрудников до 27 лет;
- расширение программы грантов на создание отечественных решений;
- упрощение трудоустройства сотрудников-иностранцев.
Основание: указ Президента № 83 от 02.03.2022
- Правительство до конца текущего года сможет оперативно изменять сроки уплаты налогов и взносов, сдачи отчётности, отменять или переносить мероприятия налогового контроля, освобождать от ответственности за опоздание со сдачей отчётности, принимать другие меры, улучшающие положение налогоплательщиков.
Основание: закон от 09.03.2022 N 52-ФЗ и закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ - Кадастровую стоимость недвижимости для расчёта налога на имущество организаций в 2023 году зафиксируют по состоянию на 01.01.2022 года.
Основание: законопроект № 84984-8 - Для организаций отменяется повышенная ставка пени. На весь период 2022 и 2023 годов пени будут рассчитывать, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.
Основание: законопроект № 84984-8
Кроме того, пени для бизнеса предложено отвязать от размера действующей ключевой ставки или закрепить её на начало 2022 года (выступление вице-спикера Совета Федерации Николая Журавлева на совещании партии ЕР). - Отменяются повышающие коэффициенты для транспортного налога. Сейчас для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей применяется коэффициент 1,1, а для транспорта стоимостью от 5 до 10 млн рублей – коэффициент 2. Они будут отменены. В силе останется только коэффициент 3, который применяется для автомобилей стоимостью свыше 10 млн рублей.
Основание: законопроект № 84984-8 - Обсуждается возможность нулевой ставки в системе «Платон» на срок до 6 месяцев. С таким предложением к премьер-министру обратилась национальная ассоциация «Грузавтотранс». Ожидается, что соответствующее постановление Правительства может быть принято до 31 марта.
Меры поддержки для отдельных отраслей
- Кредитные каникулы для сельхозпроизводителей. Для этой категории ещё в 2017 году была запущена специальная кредитная программа по ставке до 5%. Сейчас заёмщики получили полугодовую отсрочку по платежам, сроки договоров которых истекают в 2022 году.
Основание: постановление Правительства от 03.03 2022 № 280 - Отсрочка по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей. Платежи за I–III кварталы 2022 года перенесены на декабрь.
Основание: постановление Правительства от 4 марта 2022 года № 287 - Для поставщиков и производителей медицинских изделий установлена упрощённая процедура закупок.
Основание: постановление Правительства от 6 марта 2022 года № 297 - Организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим государственные субсидии на развитие промышленных проектов, на 12 месяцев отложили исполнение обязательств. Это означает, что если получатель субсидии ещё не добился заявленных результатов, его нельзя штрафовать или требовать вернуть деньги.
Основание: постановление Правительства от 06.03.2022 № 297
Банки
- Малый и средний бизнес из пострадавших от пандемии коронавируса отраслей (см. постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434) получит отсрочку до 6 месяцев по кредитам, выданным до 1 марта 2022 года.
Основание: закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ - Малый и средний бизнес сможет участвовать в антикризисной кредитной программе по сниженным ставкам: 15% и 13,5% соответственно.
Основание: информация Банка России от 05.03.2022 - IT-компании получат кредиты для бизнеса по ставке не более 3% и льготную ипотеку для сотрудников.
Основание: указ Президента № 83 от 02.03.2022 - Банкам-кредиторам рекомендовано заморозить пени и штрафы для заёмщиков, пострадавших от введения экономических санкций.
Основание: информация Банка России от 28.02.2022 - Для субъектов МСП до 1 июля 2022 года продлена программа компенсации расходов при использовании системы быстрых платежей.
Основание: распоряжение Правительства от 04.03.2022 № 411-р
Проверки
- ФНС приостанавливает проверки соблюдения валютного законодательства граждан и бизнеса, однако оставляет за собой право контролировать выполнение указа Президента от 01.03.2022 № 81.
Основание: информация ФНС России от 10.03.2022 - Представителей малого бизнеса освободят от плановых проверок, кроме налоговых, до конца текущего года.
Основание: закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ - Аккредитованные IT-компании до конца 2024 года освобождаются от всех плановых проверок, в том числе, налоговых.
Основание: закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ
Корпоративные процедуры
- До 31 декабря текущего года отменяется запрет на проведение заочных общих собраний участников ООО, на которых утверждается годовой отчёт и бухгалтерский баланс.
Основание: закон от 25.02.2022 № 25-ФЗ - Если размер чистых активов ООО за 2022 год окажется меньше уставного капитала, его на надо уменьшать. Ликвидировать общество по этому основанию также не требуется.
Основание: закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ