Наибольшее
воздействие на процесс функционирования
средств массовой информации государство
оказывает, пожалуй, в период избирательных
кампаний. Даже в самых либеральных
обществах, там, где законодательная и
исполнительная власти практически не
вмешиваются в вопросы регулирования
содержания массовой информации (например,
в США), на время предвыборной кампании
вводятся строгие правила, которые
обязаны соблюдать все средства массовой
информации.
Связано
это с тем, что голосование является
своего рода апофеозом демократии, чуть
ли не единственным случаем, когда о ней
можно говорить как о праве каждого
реализовать свою политическую волю и
путём выбора своих представителей в
тот или иной орган власти участвовать
в управлении государством.
Для
того же чтобы этот выбор был осознанным,
он должен быть основан на как можно
более полной информации о кандидатах.
Эта цель в свою очередь достигается
через средства массовой информации. В
данной ситуации ценности свободы слова
и свободы массовой информации подчиняются
праву граждан получить достоверные
сведения о кандидатах на выборную
должность. Такое временное нарушение
баланса этих ценностей происходит в
период предвыборной кампании практически
в любой стране мира.Определённые
ограничения редакционной независимости
в период выборов касаются,
прежде всего, электронных
СМИ, оказывающих
наибольшее влияние на настроение
избирателей. Но и для предвыборных
сообщений печатных
СМИ существуют
правила, отличные от обычных норм
регулирования содержания.
В
чем же состоит главная обязанность
средств массовой информации в период
предвыборной кампании? Прежде
всего, это соблюдение
равных прав кандидатов на доступ к
избирателям через средства массовой
информации. Права
эти в странах Запада в основном заключаются
в следующем: право на получение равного
объема эфирного времени (реже – газетной
площади);
право на равную
частоту обращений к избирателям через
средства массовой информации; равное
право на время суток, когда
агитационный материал выходит в эфир
(и, следовательно, на размер потенциальной
аудитории). Наконец, это равные
расценки при
расчёте за использование времени и
площади.
Все
эти четыре элемента важны и составляют
суть равных прав кандидатов. С
объёмом всё просто: если
кандидат А. хочет купить час на канале
X., то и кандидаты В. и С. должны иметь
право купить на этом же канале час
времени. Если кандидат С. впоследствии
покупает ещё десять минут, то, следовательно,
кандидаты А. и В. также имеют право купить
ещё по десять минут. Если же кандидат
А. покупает вместо десяти минут пятнадцать,
то остальные два кандидата также получают
право на дополнительные пять минут и
т.д. Иначе говоря, если телевизионная
компания даёт одному кандидату час, то
столько же времени должно быть
предоставлено и второму, и третьему, и
четвертому кандидатам. Она не имеет
права отказать им, сославшись на нелюбовь
к тем или иным политикам, партиям и
политическим течениям или на уже
сформированную сетку вещания, на
обязательства перед рекламодателями
и производителями программ. В этом
заключается равенство по объёму вещания.
Эти же правила применимы и к печатным
СМИ.
Равенство
по частоте и времени выхода в эфир на
практике означает следующее. Если
кандидат А. получает час, который
разделится на четыре части по пятнадцать
минут в субботу и воскресенье в течение
двух недель перед днём голосования, а
кандидату В. говорят, что он тоже получит
час, но это будет в четыре утра в
понедельник за месяц до голосования,
то, естественно, равные права при этом
соблюдены не будут. Если один кандидат
получает эфир в «прайм-тайм», то и другой
должен получить его в «прайм-тайм». Если
один кандидат просит время с трёх до
четырёх часов дня, чтобы обратиться к
домохозяйкам, то и другой имеет право
получить именно это время. Если же он
получит время с семи до восьми вечера,
когда его увидит большая часть зрителей,
то и первый кандидат вправе потребовать
время с семи до восьми. Если кандидат
А. получает час времени, который разделён
на тридцать эфиров по две минуты, а
кандидату В. тоже дают час, но при условии,
что он выступит перед аудиторией один
раз, т.е. всё время использует сразу, то
принцип равенства нарушается. Второй
кандидат имеет право потребовать также
разделить этот час на тридцать эфиров
по две минуты.
Наконец,
если первый кандидат платит
за час эфира 10
тыс. долларов, то второй тоже должен
получить час за 10 тыс. долларов. Если же
он получает его за 9 тыс., то первому
должны вернуть тысячу, а если за 12 тыс.,
то первый имеет право потребовать, чтобы
ему вернули «лишние» две тысячи. Если
же первый кандидат получает один час
за 10 тыс. долларов, а у второго кандидата
нет такой суммы, то считается, что он не
смог воспользоваться равным правом на
доступ к избирателям через средства
массовой информации. И хотя в одних
странах существует практика бесплатного
предоставления эфира кандидатам, а в
других (например, в США) предлагают такую
практику внедрить, необходимо помнить,
что в большинстве стран телерадиоэфир
платный. Таким образом, при
отсутствии у кандидата средств на
ведение предвыборной агитации через
СМИ формально принцип
равенства нарушен не будет.
Соседние файлы в папке междисциплинарный
- #
- #
- #
- #
- #
12.03.2015120.83 Кб1525.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 2 настоящей статьи, — в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 48 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.
в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) иными не запрещенными законом методами.
3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 5 ст. 48 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением КС РФ от 14.11.2005 N 10-П.
5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
е.1) международным организациям и международным общественным движениям;
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
(пп. «з» введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:
а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;
б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9.2. В случаях, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.
(п. 9.2 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9.3. При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.
(п. 9.3 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 48 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
9.4. Агитационный материал кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), являющегося иностранным агентом, либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
(п. 9.4 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.5. В случае, если в агитационном материале используется высказывание физического лица, являющегося иностранным агентом, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала. В случае использования такого высказывания в агитационном материале кандидат, избирательное объединение при предоставлении агитационного материала в установленном порядке в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания, комиссию предоставляют информацию о том, какое высказывание какого физического лица, являющегося иностранным агентом, использовано в агитационном материале.
(п. 9.5 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.
Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей.
Средства массовой информации, особенно телевидение, играют важную роль в предвыборной кампании. Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнемоблике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации.
Основная задача предвыборной агитации — это привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:
«Только в политике применяются все мыслимые и немыслимые средства из арсеналов всех наук для осуществления влияния, внушения, убеждения, доказательства, принуждения человека» .
Проведенный нами научный анализ телевизионных передач и печатных пропагандистских материалов позволяет предположить применение в предвыборной агитации таких традиционных методов психологического воздействия на избирателей, как убеждение и внушение.
Известно, что личностные особенности и особенности ситуации влияют на способ восприятия и переработки информации, поэтому при работе с большими аудиториями для получения позитивного результата политикам необходимо обращаться и к разуму (через убеждение), и к эмоциям (через внушение).
С.А. Горин, известный психотерапевт, специалист в области эриксонианского гипноза и НЛП (нейролингвистического программирования), в своих работах упоминает об использовании этих методов предвыборных кампаниях Р. Рейгана и Б. Ельцина2.
Ярким примером может служить описываемое ниже применение эриксонианской технологии внушения в предвыборной агитации В.В. Жириновского, получившего внушительное количество голосов по результатам выборов и обеспечившего место ЛДПР в Государственной Думе в декабре 1994 г.
Многообразие техник и методов достаточно велико и не исчерпывается описанными нами в этой статье.
Убеждение — это коммуникационный метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению3.
Убедить — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней4.
Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов5.
Убеждение часто осложнено рядом причин, которые крайне необходимо учитывать для обеспечения эффективности воздействия. Этими причинами могут быть приемлемость аргументов для аудитории, их уместность для доказательства конкретного тезиса и обстоятельства, в которых осуществляется воздействие.
Важнейшим свойством аргумента, имеющим убеждающую силу для определенной аудитории, является его субъективная значимость. Если коммуникатор подкрепляет свои выводы именно такими доводами, то вероятность принятия информации реципиентами серьезно повышается. Значимостью обладают аргументы, основанныена бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, к которой обращена коммуникация, и на личном опыте тех, кому доказывают. Лишь в этом случае объективная истинность аргументов и доказываемых с их помощью выводов объединяется с их субъективной приемлемостью для аудитории информационного воздействия6. Так, при обращении к женской часта электората в статье «С любовью к женщинам!»
В.В. Жириновский утверждает, что «женщин втягивают в войны и трудовые подвиги, в результате чего женщин заставляют забывать их истинное предназначение — продолжательниц рода человеческого, облагораживающих богоугодное дело», что «мужчины толкают женщин на противоестественные поступки».
Жириновский уверен, что в России только тогда возобладает настоящая демократия, когда будут созданы женщине благоприятные возможности для нормальной жизни7. В той же статье Владимир Вольфович пишет, что он всю жизнь окружен женщинами: бабушка, мама, сестры, жена, и считает себя в долгу перед ними. Ему, по собственному утверждению, на душе будет беспокойно и горько, «пока в России еще будут униженные, бедно одетые, плохо питающиеся женщины», и поэтому ЛДПР постоянно будет требовать повышения пенсий и зарплаты и вообще всячески способствовать материальному и душевному благополучию женщин.
Убеждение оказывается действенным, если сопоставимые цифры, высказывания авторитетов, аналогии имеют для реципиентов значимость, позволяющую ориентировать их относительно ранее усвоенных систем ценностей — жизненных, социально-политических, нравственных.
Приводим одну из наиболее распространенных схем классификации аргументов, которой пользуется коммуникатор, желая убедить аудиторию.
- «Основательные», неопровержимые факты, которые подводят аудиторию к оценке предлагаемого вывода как правильного, истинного, либо позволяют сделать такой же вывод самостоятельно. В статье, посвященной армии и флоту России, «Что имеем — не храним» В.В. Жириновский приводит факты разрушения системы безопасности страны: «Сейчас мы имеем: … разрушенную военную инфраструктуру государства .., разрушение системы НИОКР, закупок и поставок вооружения и техники, разрушение военно-промышленного комплекса, уничтожение отдельных стратегически важных отраслей народного хозяйства,» … а также необеспеченность квартирами, 2-3 месячную задолженность повыплате денежного довольствия и т.д. В.В. Жириновский считает, что делается это целенаправленно, и главная задача — не допустить окончательного развала армии и флота. В.В. Жириновский приводит читателя к выводу, что с этой задачей может справиться только ЛДПР и ее лидер, так как они отчетливо понимают характер и масштаб задач, объем работ и берут на себя ответственность по возрождению армии и флота и тогда «Российским Вооруженным Силам будут возвращены их мощь, любовь народа, честь и слава, присущие русской армии»8.
Хотелось бы напомнить читателю, что большой процент представителей вооруженных сил проголосовал в декабре 1994 г. за В.В. Жириновского и партию ЛДПР, способствуя тем самым победе на выборах в Государственную Думу.
- Аргументы, содержащие «позитивную» апелляцию к психическому удовлетворению, которое дает принятие предлагаемой информации. Если вновь обратиться к агитационной статье «С любовью к женщине», то, пожалуй, любая женщина, посвятившая себя семье и детям, будет удовлетворена предложением ей заработанной на семейной ниве пенсии, как представляет себе приоритетные задачи в государственном масштабе ЛДПР.
- Аргументы, в которых заключена «негативная» апелляция, привлекающая внимание к неприятным последствиям, которые могут возникнуть из-за того, что информация не будет принята.
Убеждение, представляя собой широко распространенный способ воздействия на общественное сознание, не является единственным методом побуждения к принятию предлагаемой информации. В практике массовой коммуникации убеждение дополняется внушением, которое в отличие от убеждения определяется не только и не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, выразительностью, подчеркивающей смысловую значимость и эмоциональную окраску сообщений, а также престижем источника. Примером может служить рекламный ролик Центризбиркома, где мультяшная сестрица Аленушка приносит братцу Иванушке приглашение на выборы и приговаривает: «Иди, Иванушка, на выборы, а то козленочком станешь». Легкомысленный Иванушка не принял приглашение и … превратился в козленка!
Внушение — применительно к средствам массовой информации — вид психического воздействия, словесного или образного, вызывающего некритическое восприятие или усвоение какой-либо информации9.
При этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в ней как нечто данное, несомненное и уже доказанное.
Это происходит при подмене активного отношения психики к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия предлагаемых сообщений, через рассеивание внимания обилием информации, аффективную форму ее преподнесения.
Американские психологи сформулировали «технологические» требования по практическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых большинством коммуникационных организаций западных стран, сводится к следующим основным положениям:
- Считается доказанным, что внушение признается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации. При этом биологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют над социальными.
В телепередаче «Штрихи к политическому портрету» В.В. Жириновский посещает провинциальный городок и, осматривая какие-то захудалые постройки, энергично бросает ошеломленной хозяйке жилища: «Санусловия плохие … Мы улучшим, а коммунисты и демократы не улучшат…. Только мы!»
- Принятие сознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если его содержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. Когда становится известным мнение большинства, индивиды, не имеющие своего мнения либо придерживающиеся иной точки зрения, обычно проявляют тенденцию к разделению того, что освящено ореолом господствующего мнения. Если содержание внушающеговоздействия совпадает с психической потребностью людей идентифицировать себя с большинством, то оно имеет значительный шанс быть принятым их сознанием. Совпадение внушающего воздействия с групповыми нормами (в том числе и с нормами референтных групп) при этом должно быть очевидным или даже специально подчеркнутым. Таким образом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие им внушающего воздействия.
Кроме того, вероятность внушающего воздействия повышается, если коммуникатор выступает как представитель и защитник интересов «простого народа», как это делает В.В. Жириновский: «Я один из вас, я такой, как вы»10.
- Вероятность принятия внушающего воздействия заметно повышается, если источник информации ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, что мы наблюдаем в случае Б.Н. Ельцина, а также за счет достаточно высокого социального статуса, личностного обаяния, экспертности. Когда источник информации не вызывает у аудитории ассоциаций с престижными ценностями, эффективность внушения либо резко снижается, либо вообще сводится к нулю.
- Эффект внушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставление информации подкрепляется логизированным доводом в его пользу. Возникает смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия в одном коммуникационном акте, а само внушение выступает как структурный элемент убеждения. Повышение эффективности осуществляемого воздействия в этом случае заключается в том, что внушение, почти всегда сталкивающееся с некоторой настороженностью аудитории (чем порождается критическое отношение к предлагаемой информации), оказывается подкрепленным вескими аргументами. И чем выше сопротивление внушению, тем более убедительными должны быть аргументы, тем глубже должны они затрагивать мышление и чувства реципиентов.
Особый интерес вызывают выступления В.В. Жириновского с использованием методов эриксонианского гипноза. Эти методы разработаны американским психиатром Милтоном Эриксоном. Главная их особенность состоит в том, что прямые команды в них, практически, не используются: происходящее то ли комментируется, то ли у партнера спрашивается о чем-то, то ли с партнером о чем-то советуются. При этом достигается необходимый результат без заметного сопротивления слушателя. При этом используются определенные речевые стратегии: трюизмы, вопросы-ярлыки типа «Не правда ли?», «Не так ли?», вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания, а также команды, скрытые в вопросах11. Цель — наведение трансового состояния, т.е. такого состояния, когда фокус внимания направлен внутрь себя.
За то короткое время, которое кандидат проводит в телеэфире, ему необходимо завоевать внимание и доверие максимального количества зрителей. Для этих целей очень удобно использовать методики быстрого наведения транса, что связано с некоторыми особенностями восприятия человеком информации.
Во-первых, каждый человек может усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, если эту скорость превысить, то сознание не успевает обрабатывать новые сведения, и они идут в подсознание.
Во-вторых, человек может сознательно удерживать в кратковременной памяти определенный объем информации, и все, что превышает этот объем,.. также не обрабатывается сознанием. Таким образом, можно навести трансовое состояние через информационную перегрузку сознания12. Трансовые состояния значительно повышают готовность к принятию внушающего воздействия. Следовательно, в условиях информационной перегрузки наиболее эффективно применение суггестивного воздействия.
Оно не требует аргументации, вербально оформляется как приказ и интонационно соответственно выделяется.
Так, любопытным примером может служить предвыборное выступление кандидата на должность Президента Российской Федерации В.В. Жириновского на «5 канале» ТВ в мае 1996 г., которое выглядело как сеанс с наведением трансового состояния и применением внушающего воздействия. Владимир Вольфович обратился кизбирателям с советом и требованием избрать того, кто не обманет, не предаст, как обманывали раньше представители самой многочисленной в прошлом партии, ведь, как известно, все революции делаются ради того, чтобы обогатиться. Затем он долго и очень ярко говорил о несчастном, стоящем на коленях народе, об истекающей кровью армии, о разваливающейся России и т.д., тем самым перегружая сознание телеаудитории самой разной информацией и используя кое-где вставки типа «Я — сильный, решительный», «Я в состоянии обеспечить благополучие для всех». Затем он заговорил энергичной скороговоркой, (что, как указано выше, является техническим элементом при наведении транса, при этом активность внимания значительно притупляется), что 5 лет назад он предупреждал, (далее следует косвенное внушающее воздействие, исполненное в эриксонианской технике. — М.С), «если не проголосуете за меня, то страна очутится в этой страшной ситуации».
Далее следует приказ: «Если вы 16 июня не будете голосовать за меня, то страна снова окажется в яме». Затем в быстром темпе, убедительно «накручивается», что нам нужен сильный мужественный президент, затем следует внушение: «Поэтому вы должны отдать свои голоса за меня, иначе ваша жизнь не изменится».
Кроме В.В. Жириновского, только Б.Н. Ельцин обладает силой авторитета производить столь мощное внушающее воздействие на электорат.
Выступления других кандидатов в этом плане менее удачны, ведь для того, чтобы успешно воздействовать на других, необходимо не только знать, как это делается, использовать советы экспертов, но и обладать определенными личностными особенностями. Это не означает не успешности в профессиональной политической деятельности других кандидатов, просто они используют другие методы, более соответствующие своим психологическим особенностям, социальному и экономическому статусу. Также следует отметить, что подобное воздействие оказывает наибольшее влияние на те общественные группы, где социальное напряжение достигает своей наивысшей точки, в переломные моменты исторического и политического процесса.
Выводы: проведенный анализ телевизионных и печатных материалов позволяет сделать вывод об использовании в предвыборных кампаниях различных методов психологического воздействия представителями партий и независимыми кандидатами. Лидер ЛДПР В. В. Жириновский чаще других кандидатов использовал такие методы, как внушение, внушение с убеждающим воздействием, что обеспечивало ему поддержку определенной части электората в сложившейся социально-политической ситуации начала 90-х гг.
- Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
- Горин С.А. А вы пробовали гипноз? СПб., 1995.
- Психология. Словарь. М., 1990.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
- Психология. Указ. соч.
- Шерковин Ю.А. Указ. соч.
- Бюллютень ЛДПР №3(23), 1996.
- Бюллютень ЛДПР №2(22), 1996.
- Шерковин Ю.А. Указ. соч.
- Бюллютень ЛДПР №2(22), 1996; Бюллютень ЛДПР №4(24), 1996.
- Спарк М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. СПб, 1992; Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М., 1993.
- Горин С.А. Указ.соч.
Источник: Сборник статей «Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации», 1996г.