Принцип работы автоподзавода наручных часов

В этой статье:

  1. Принцип работы часов с автоподзаводом
  2. Устройство автоподзавода в часах
  3. Модификации автоподзавода в часах
  4. Плюсы и минусы часов с автоподзаводом
  5. 3 варианта как заводить часы с автоподзаводом
  6. Нюансы выбора часов с автоподзаводом
  7. Выбор шкатулки для хранения часов с автоподзаводом
  8. 5 рекомендаций по эксплуатации часов с автоподзаводом
  9. Основные причины остановки часов с автоподзаводом

Механические часы с автоподзаводом имеют все достоинства обычной механики – надежность, статусность и стиль, но в дополнение к этому обладают еще одним ценным качеством – удобством. Такой механизм позволяет не думать владельцу о том, заводил ли он часы вчера и нужно ли это cделать сегодня. Если часы находятся на руке определенное время, то проблема завода отпадает сама собой.

Может показаться, что данный тип механизма не подходит людям, которые надевают часы время от времени или ведут не слишком подвижный образ жизни. Однако это не совсем верно. Часы с автоподзаводом не потеряют в своей надежности и точности даже при редком использовании, если правильно их хранить. О выборе таких хронометров и их особенностях расскажем в нашей статье.

Принцип работы часов с автоподзаводом

Любая работа требует определенных усилий, другими словами, энергетических затрат. Например, когда человек копает землю лопатой, он тратит ту энергию, которая имеется в организме (образуется за счет потребляемых с пищей калорий, дыхания и т. д.). А, например, в случае двигателя можно говорить об энергии сгорающего топлива.

Часам тоже нужен источник энергии, ведь движение стрелок и функционирование прочих индикаторов также представляют собой механическую работу. Кварцевые (электронные) часы снабжаются энергией благодаря батарейке, в которой расходуется заряд. Источником энергии механических часов служит заводная пружина – мы заводим ее с помощью специальной головки и во время вращения детали передаем часть собственной энергии. Как только она полностью раскрутится, часы встанут.

Как правило, до этого дело не доходит. Обычно, если резерв пружины 48 часов, подзаводить ее рекомендуют примерно раз в день. Несколько утомительно, правда? Избавиться от ежедневного ритуала помогает автоматический подзавод – гениальное изобретение одного из величайших часовых дел мастера – Авраама-Луи Перреле (он был не только полным тезкой, но и коллегой знаменитого Бреге).

Отличие механических часов с автоподзаводом от обычных с ручным заводом состоит в отсутствии необходимости регулярно вращать заводную головку. Если часы почти все время носят на руке (снимая только, например, на время сна или ненадолго в других ситуациях), они подзаряжаются сами собой, автоматически (хотя ручной завод в них предусмотрен). Этому способствуют движения руки, то есть источник энергии в данном случае – человеческий организм.

Устройство автоподзавода в часах

Как достигается высокая точность наручных часов? Одно из непременных условий – постоянство величины импульса спирали. Оно обеспечивается стабилизацией момента на анкерном колесе – для этого и нужен механизм автоподзавода пружины.

Автоподзавод пружины дает инерционный сектор (когда происходит вращение часов, он благодаря силе тяжести оборачивается вокруг собственной оси, дополнительно сообщая энергию часовому двигателю). Инерционный сектор делают составным: верхняя его пластина изготавливается из латуни, а материалом полукольца служит тяжелый вольфрамовый сплав. Это нужно для того, чтобы обеспечить инерционному сектору способность преодолевать сопротивление заводной пружины.

Инерционный сектор может размещаться по-разному: в центре механизма (тогда он способен поворачиваться на 360о или на какой-то заданный угол) или со смещением от центральной точки (в таком случае поворот сектора органичен амортизирующими упорами со всех сторон).

Принцип работы часов с автоподзаводом

Часы с автоподзаводом, в которых инерционный сектор имеет центральное расположение, характеризуются тем, что он, будучи малогабаритным, обеспечивает создание большего статического момента (утяжеленный фрагмент сектора находится на самом дальнем расстоянии от оси вращения). Надежность механизма автоматического подзавода напрямую связана с качеством опор инерционного сектора, на которые приходятся существенные нагрузки. Действующие конструкции автоподзавода оснащаются двумя типами опор: опорами скольжения и опорами качения.

Перейти в каталог

Опоры скольжения имеют большее распространение. Опоры качения активно стали применять не так давно, чтобы снизить трение и сделать узел более прочным (благодаря использованию шарикоподшипников, которые дают возможность расширения радиуса опоры по сравнению с опорой скольжения). Коэффициент трения качения на порядок меньше коэффициента трения скольжения (fк=0,001—0,01fс=0,1) – и в этом заслуга преимущественно шарикоподшипников.

Чтобы преобразовать двустороннее вращение инерционного сектора в одностороннее вращение зубчатой передачи редуктора, необходимо реверсивное устройство. Его роль может выполнять, например, переключатель муфты свободного хода.

В узел переключателя входят колеса, которые свободно вращаются на штифтах. Пара колес размещается на качающемся мостике – переключателе.

При совпадении оси вращения переключателя и оси вращения инерционного сектора холостой ход переключателя будет равен значению в диапазоне от 27о до 35о. В случае, когда оси вращения переключателя и инерционного сектора не совпадают, величина холостого хода возрастет до 45–50о.

В узле муфт свободного хода – две реверсивные муфты. В составе каждой – свободно надетое на триб колесо, чашки, собачки и шайбы. У чашки, плотно сидящей на трибе, есть внутренние выступы, за счет этого происходит ее контакт с собачками (они находятся между дном чашки и колесом). Собачки беспрепятственно поворачиваются на штифтах, которые входят в отверстия колеса.

Колесо на трибе удерживает шайба. Когда колесо движется против часовой стрелки, одна из собачек упирается в выступ чашки, и через нее передается движение на триб. При движении колеса по часовой стрелке собачки поворачиваются и проскальзывают по выступам чашки. Величина холостого хода реверсивного устройства с муфтами составляет около 6–7о.

За отключение механизма автоматического подзавода отвечает узел барабанных колес. Конструкция данного отключающего устройства в разных часах может отличаться. Узел образуется двумя барабанными колесами (верхним и нижним) и расположенными между ними трехлепестковыми пластинчатыми пружинками. Концы верхней пружины отогнуты вверх, нижней – вниз. Барабанные колеса надеваются на вал барабана, а пружинки – на его квадратную часть. Внутри у барабанных колес есть пазы или храповые зубья.

В чем особенность автоподзавода пружины в наручных часах? Из-за постоянного движения руки он происходит довольно часто: пружина функционирует на малом пологом интервале своей длины почти с максимальным моментом. В результате получается высокая точность хода.

В механизме автоматического подзавода действует фрикционный пружинный двигатель. Когда достигается установленный максимальный момент, пружина начинает проскальзывать в барабане. Если снять часы после того, как они находились на руке 8–10 часов, то резерва хода хватит еще примерно на 30–36 часов. То есть благодаря механизму автоподзавода не только обеспечивается высокая точность хода, но и пропадает необходимость ручной заводки пружины.

В механизме автоматического подзавода работают 4 главных узла:

  • грузовой сектор;

  • переключатель;

  • редуктор;

  • подзавод пружины.

Конструкции механизма могут быть различными: с центральным и боковым расположением, с вращением грузового сектора в одну сторону и с двусторонним вращением, с ограниченным и неограниченным углом поворота сектора. Монтируется механизм автоматического подзавода на мостовой стороне часов.

Модификации автоподзавода в часах

Современные модели часов с автоподзаводом в основном оснащены сектором, который способен свободно вращаться на 360о. Тогда как более старые версии имеют угол поворота, ограниченный специальными амортизирующими упорами.

Расположение инерционного сектора бывает в центре часового механизма или смещенным от него к краю.

Максимальный радиус сектора и локализация его в центре обеспечивают более высокий КПД. Сложные дорогостоящие модели механических часов с автоподзаводом нередко отличаются небольшим сектором со смещенной от центра осью.

Вращение сектора автоматического подзавода может происходить в разных направлениях. Некоторые часы имеют специальный реверсный механизм, посредством которого двустороннее вращение сектора преобразуется в одностороннее движение вала барабана. Существуют такие модели, которые заводятся только тогда, когда сектор вращается в одну сторону, обратный его ход – холостой. Считается, что часы, оснащенные реверсивным устройством, конструктивно более сложные, обладают и большим КПД. Но на практике бывает, что обе разновидности работают примерно с одинаковой эффективностью, так как во время переключения реверсивного механизма при смене направления вращения сектора случаются потери энергии.

В большинстве моделей часов с автоподзаводом (не у всех) предусмотрена возможность заводить их привычным способом – крутя головку. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что от подобной функции (или ее отсутствия) зависит надежность, сложность и стоимость часов. Но то, что заводить механизм с автоматическим подзаводом надо медленно, известно наверняка. В противном случае легко сломать или повредить элементы устройства.

Как уже отмечалось, производители с помочью различных материалов стараются сделать сектор автоматического подзавода как можно более тяжелым. Часто для его изготовления применяется особый вольфрамовый сплав, более дешевый вариант – латунь. Часы премиум сегмента могут иметь сектор автоподзавода, сделанный из золота.

Данный элемент является наиболее тяжелым. Его опоры во время работы подвергаются серьезным нагрузкам. Надежность часового механизма зависит от количества таких опор. Современные системы автоподзавода часов оснащены опорами качения (с шарикоподшипниками, позволяющими повысить эффективность работы и многократно уменьшить трение). Более ранние модели часов имели опоры скольжения.

Плюсы и минусы часов с автоподзаводом

Преимущества моделей с автоматическим подзаводом:

Часы с пробегом

  • постоянная эксплуатация делает наручные часы с автоподзаводом аксессуаром, подобным «вечному двигателю», которому не нужны никакие источники питания;

  • непрерывное воздействие ротора обеспечивает высокую точность механизма;

  • редкое использование заводной головки сводит к минимуму вероятность попадания внутрь влаги и грязи;

  • красивый и презентабельный внешний вид – у обладателей часов с прозрачной задней панелью есть возможность наблюдения за тем, как работает ротор;

  • актуальная текущая дата (если предусмотрено соответствующее окошко) не требует сложной настройки в отличие от моделей с ручным заводом, где процесс налаживания календаря довольно трудоемкий.

Недостатки моделей:

— уязвимость в плане ударов и повреждений (требуется большая осторожность в эксплуатации, поэтому лучше сразу выбирать противоударный корпус);

— дороговизна (из-за материалов с высокой стоимостью);

— на весе и габаритах корпуса сказывается тяжесть ротора (большинство моделей часов с автоподзаводом – мужские).

3 варианта, как заводить часы с автоподзаводом

Такой солидный аксессуар, как часы с автоподзаводом, рассчитан на то, что он будет постоянно использоваться, а не храниться в шкатулке с драгоценностями. Если стрелки перестанут регулярно двигаться, механизм остановится, а наладить его работу заново не так просто.

Плюсы и минусы часов с автоподзаводом

На способ и периодичность завода данных часов влияют разные факторы:

  1. Если вы привыкли ходить, энергично размахивая руками, подзаводка часов может вам не понадобиться: инерционный ротор будет запускаться от движения рук.

  2. Скупым на жестикуляцию пользователям и тем, кто вообще мало двигается, желательно обзавестись специальными устройствами, поддерживающими рабочее состояние часов, либо целенаправленно чаще выполнять движения рукой, на которую надет аксессуар.

  3. Слишком активным владельцам наручных часов с автоподзаводом (спортсменам, любителям экстремальных видов отдыха и т. п.) лучше снимать их во время интенсивных движений – от излишней нагрузки механизм может выйти из строя.

Это важно! Многих волнует вопрос, возможен ли ручной завод часов с автоподзаводом. Ответ на него подскажет конструкция аксессуара: наличие заводной головки означает, что такой способ завода предусмотрен (а иногда просто необходим).

Не менее животрепещущая проблема, волнующая пользователей наручных часов с автоподзаводом – каким образом их заводить, чтобы не испортить механизм. Это в действительности несложно, если следовать приведенному алгоритму:

  • снимаем часы с руки, чтобы случайно не сломать головку;

  • проверяем, правильную ли позицию занимает заводная головка (она должна плотно сидеть или в случае водонепроницаемости аксессуара быть до упора закрученной);

  • по часовой стрелке прокручиваем головку, стараясь не прикладывать слишком много усилий (малейшее сопротивление – сигнал к остановке накручивания), как правило, хватает 25–35 законченных оборотов головки, чтобы осуществить полный завод.

Заводить часы с автоподзаводом необходимо строго по часовой стрелке! Если вы обнаружили, что время на циферблате отображается неверно, не спешите прокручивать стрелки назад. Это часто совершаемая ошибка, цена которой – преждевременная поломка механизма.

Нюансы выбора часов с автоподзаводом

Чему следует уделить внимание, выбирая механические часы с автоматическим подзаводом:

  • степени защиты от ударов, механических повреждений и попадания внутрь воды;

  • дополнительным опциям;

  • внешнему виду и стилевому исполнению;

  • бренду и производителю.

Главное, чтобы наручные часы, которые вы купите, были надежными. Этому критерию наиболее всего отвечают изделия зарубежного производства. Считается, что самыми высокими качественными характеристиками обладают устройства знаменитых швейцарских марок.

  • Дополнительные опции

Функционал многих моделей включает не только показ времени, но и отображение другой полезной информации (календарь, фазы луны, время в различных часовых поясах и т. п.). Но надо иметь в виду, что из-за любых добавочных опций стоимость статусного аксессуара будет более высокой. Так что в целях экономии лучше выбирать стандартные устройства.

  • Стилевое решение

Наручные часы (мужские и женские) с автоподзаводом должны соответствовать стилю и общему внешнему виду их обладателей. Так, например, поклонникам ярких образов подойдут крупные аксессуары, дополненные необычными элементами дизайна на корпусе.

Приверженцы классики, как правило, равнодушны к расширенному функционалу, они выбирают консервативные модели без излишеств в декоре и опциях – строгость очертаний корпуса часов подчеркивает безупречный вкус и стиль владельца.

3 варианта, как заводить часы с автоподзаводом

  • Степень защиты от проникновения влаги

Тому, кто не готов каждый раз снимать часы перед мытьем рук, душем или плаванием в бассейне, лучше выбирать такие модели часов, корпус которых имеет водонепроницаемое исполнение.

По степени защиты такие наручные часы делятся на следующие классы:

  • Предохранение от давления до 3 атм. Механизму не страшны дождь, снег и брызги воды (включая струю из-под крана) – часы не нужно снимать перед мытьем рук.

  • Предохранение от давления до 10 атм (стандартная маркировка на корпусе: 100 м или WR 100). Аксессуар выдержит плаванье в бассейне и походы на пляж при условии, что владелец не станет в них очень глубоко нырять.

  • Предохранение от давления до 20 атм (маркировка на корпусе: 200 м или WR 200). Наиболее подходящий вариант для поклонников подводного плавания. Корпус оснащен резиновыми прокладками, способными обеспечить отличную герметичность, в итоге механизм работает даже при длительных погружениях в воду. Водоотталкивающие параметры таких моделей подтверждаются соответствующими сертификатами.

Прежде чем приобрести наручные часы с автоподзаводом, надо изучить маркировку водонепроницаемости.

  • Противоударная защита

Некоторые модели имеют систему защиты от ударов, они снабжены надежным и крепким механизмом, который способен выдержать большие нагрузки.

Обычно противоударная защита присутствует в часах с водонепроницаемостью третьей степени (до 20 атм). Подобные модели подходят экстремалам и тем, кто постоянно занимается спортивными тренировками. Если вы не из числа поклонников активного отдыха, приобретать такие часы нет резона.

Выбор шкатулки для хранения часов с автоподзаводом

Где и как хранить механические часы с автоподзаводом? Для этого есть специальные заводные шкатулки. Они бывают двух видов: полностью автоматический виндер, работающий под управлением электроники, и шкатулки с обычным механическим приводом, который идет отдельно.

  1. В электронных шкатулках управление процессом подзаводки часов осуществляет автоматика. Используемая в устройстве электронная схема IC предусматривает завод и по часовой стрелке, и в обратном направлении. Пользователь может целиком контролировать процесс, выставляя на свое усмотрение продолжительность подзавода, направление, таймер и т. п. Встроенная в такие заводные шкатулки высокотехнологичная начинка обеспечивает качественную и надежную работу, которой остаются довольны даже самые привередливые пользователи. Подобные тайммуверы, как правило, подходят для всех известных моделей часов с автоподзаводом, мужских и женских.

  2. В виндерах второго типа привод для автоподзавода часов не идет в комплекте, а поставляется отдельно. Как правило, электроники, управляющей приводом, в таких моделях нет. Иногда подобные шкатулки можно дополнить примитивными внешними таймерами подзавода часов и условно отнести их к разряду автоматических устройств. Но не стоит возлагать на них большие надежды: настройку, скорее всего, придется осуществлять в ручном режиме (способность сохранения данных у таких виндеров отсутствует). Но главная проблема состоит в том, что, если все время пользоваться такими сомнительными тайммуверами, можно просто испортить хорошие часы.

В часах с автоподзаводом, как и во всех механизмах, детали изнашиваются. Из-за постоянной нерегулируемой работы заводное устройство может выйти из строя без возможности восстановления. Главным фактором повышенной нагрузки на тонкий внутренний механизм является сам принцип работы подобных часов, основанный на трансформации энергии. В то же время и слишком тщательная регулировка, которая возможна при наличии специальных встроенных механизмов, способна нанести вред часам с автоподзаводом.

Дешевые шкатулки для автоматического подзавода (без электронного управления) всего лишь придают вращение заводному механизму в определенном направлении. В итоге постоянное круговое движение приводит к быстрому изнашиванию и поломке тонкой механики. Подобные устройства производители часов даже не относят собственно к виндерам, так как их применение чревато потерей репутации для настоящих автозаводных шкатулок к часам.

Поэтому лучше не подвергать опасности свои часы, соблазнившись ценой сомнительного устройства, а накопить денег для покупки автоматического тайммувера действительно высокого качества, который увеличит срок службы ваших часов с автоподзаводом.

5 рекомендаций по эксплуатации часов с автоподзаводом

Как правильно эксплуатировать часы с автоподзаводом?

  1. Чтобы не приходилось специально подзаводить часы, их нужно носить на руке около 12 часов в сутки. При использовании аксессуара на протяжении меньшего интервала станет заметным отставание по времени, а может случиться и полная остановка – это сигналы о необходимости завода.

  2. Самостоятельный подзавод часов желательно осуществлять, предварительно сняв их с руки, иначе можно повредить механизм.

  3. Самостоятельно устанавливать время на ручных часах с автоподзаводом нужно очень осторожно: для запуска хода головку вращают по часовой стрелке до упора. Крутя головку в обратном направлении можно сломать хрупкий механизм, поэтому такие вращения категорически не желательны.

  4. Повышенная влажность воздуха является фактором риска повреждения механизма во время прокручивания головки (влага может попасть внутрь корпуса), поэтому в таких условиях надо устанавливать время на циферблате с предельной осторожностью.

  5. Согласно рекомендациям разработчиков, во время интенсивных спортивных тренировок лучше снимать часы с запястья, так как механизм автоподзавода не рассчитан на движения большой силы и амплитуды.

Основные причины остановки часов с автоподзаводом

Часы могут остановиться:

  • если в механизме нет завода из-за редкой эксплуатации;

  • когда нарушена работа маятника, приводящего в действие пружину;

  • если они эксплуатируются в неприемлемых условиях, например, при повышенной влажности (внутрь корпуса попадают частицы воды, вызывая коррозию деталей и их поломку).

Изготовители нередко акцентируют внимание на водонепроницаемости часов, забывая, однако, предупредить пользователей о возможности попадания влаги в устройство в процессе завода. Это надо иметь в виду, вращая головку. Кроме того, причиной остановки стрелок могут стать пыль и другие частицы, попавшие внутрь.

Не стоит пытаться самостоятельно устранить проблемы, возникшие в процессе эксплуатации часов с автоподзаводом – так можно только ухудшить ситуацию. Желательно при выявлении неполадок сразу обращаться в сервисный центр, чтобы решить вопрос в самые короткие сроки.

Пользоваться часами, оснащенными механизмом автоподзавода, необходимо очень аккуратно: чем лучше будут соблюдаться рекомендации производителя относительно условий эксплуатации, тем дольше прослужит своему владельцу этот статусный аксессуар.

316.watch

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году Rolex выпустил первые наручные автоматические часы . Но по-настоящему массовое их производство началось только через 20 лет. С тех пор, благодаря своему удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Как устроены и работают такие часы , каковы их плюсы и минусы?

Как работает автоподзавод

Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как заставить часы заводиться самостоятельно?
Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на наш коробок. В них тоже есть «камушек» — закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов.
Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы , он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным.
Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полной заводке внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерной заводки и поломки. Иногда, заводя такие часы , можно услышать легкие щелчки — это звук проскальзывающей пружины.

Вопрос, который интересует всех
Долго ли, коротко ль…
От забора и до обеда…

Сколько нужно махать руками, или сколько надо сделать шагов, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода — ORIENT 2EW03005. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека. Другая модель или даже человек с другой походкой дадут другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода — отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.

Шаги

Показания индикатора запаса хода, часы

100

10

240

20

310

24

450

30

550

35

700

40

Плюсы и минусы

Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но помимо удобства есть и еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преимущество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки — одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а, значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.
Конечно, есть и минусы. Автоподзавод — дополнительное и довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью растет и вероятность поломок. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов.
Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам. Бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.
Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов снабжены автоподзаводом, исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели. В дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости. А в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину еще, добавив автоподзавод, уже неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести.
Движенье — жизнь

Если у человека одни часы , которые он носит каждый день, и этот человек ведет активный образ жизни, то для него автоподзавод — хороший выбор. При достаточной точности хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель.
А если двигательная активность человека мала, то часы не будут успевать заводиться, и будут останавливаться. Пенсионеру, большую часть дня проводящему на диване у телевизора, такие часы не подойдут. Это необходимо учитывать, предлагая ту или иную модель покупателю. Также автоподзавод теряет смысл, если у человека несколько часов, и он носит их попеременно.

Идея создания вечного двигателя настолько сильна, что системы, в чем-то похожие на автоподзавод. появились даже в кварцевых часах. Но о них — отдельный рассказ.

Как работает автоподзавод


Чтобы тиканье стало вечным…

Трудно сказать, чем было вызвано появление часов с автоподзаводом: то ли стремлением ученых и инженеров создать вечный двигатель, то ли главным двигателем прогресса — человеческой ленью. Так или иначе, но именно в часах впервые появилось устройство, хотя и не являющееся по сути вечным двигателем, но близкое к нему с точки зрения потребителя.

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году Rolex выпустил первые наручные автоматические часы. Но по-настоящему массовое их производство началось только через 20 лет. С тех пор, благодаря своему удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Как устроены и работают такие часы, каковы их плюсы и минусы?

Как работает автоподзавод

Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как заставить часы заводиться самостоятельно?
Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на наш коробок. В них тоже есть «камушек» — закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов.
Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы, он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным.
Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полной заводке внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерной заводки и поломки. Иногда, заводя такие часы, можно услышать легкие щелчки — это звук проскальзывающей пружины.

Вопрос, который интересует всех
Долго ли, коротко ль…
От забора и до обеда…

Сколько нужно махать руками, или сколько надо сделать шагов, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода — ORIENT 2EW03005. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека. Другая модель или даже человек с другой походкой дадут другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода — отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.

Шаги—————- Показания индикатора запаса хода, часы

100—————— 10

240—————— 20

310—————— 24

450—————— 30

550—————- 35

700—————- 40

Плюсы и минусы

Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но помимо удобства есть и еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преимущество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки — одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а, значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.
Конечно, есть и минусы. Автоподзавод — дополнительное и довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью растет и вероятность поломок. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов.
Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам. Бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.
Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов снабжены автоподзаводом, исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели. В дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости. А в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину еще, добавив автоподзавод, уже неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести.
Движенье — жизнь

Если у человека одни часы, которые он носит каждый день, и этот человек ведет активный образ жизни, то для него автоподзавод — хороший выбор. При достаточной точности хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель.
А если двигательная активность человека мала, то часы не будут успевать заводиться, и будут останавливаться. Пенсионеру, большую часть дня проводящему на диване у телевизора, такие часы не подойдут. Это необходимо учитывать, предлагая ту или иную модель покупателю. Также автоподзавод теряет смысл, если у человека несколько часов, и он носит их попеременно.

Идея создания вечного двигателя настолько сильна, что системы, в чем-то похожие на автоподзавод. появились даже в кварцевых часах. Но о них — отдельный рассказ.

11.09.2003

http://www.oclock.info/master/articl…?tid=15&aid=93

Часы с автоподзаводом

Это механические часы, в которых пружина заводного барабана получает энергию от вращающегося эксцентрика (ротора), а не ручного подзавода. Ротор приходит в движение при любом изменении положения механизма. Это значит, что если носить такие часы каждый день, подводить их вручную будет не нужно.

Как работает автоподзавод

В механических часах шестерни, которые в итоге приводят в движение стрелки, получают вращательный импульс от S-образной заводной пружины.

В устройствах с ручным подзаводом пружина закручивается при вращении заводной головки. Раскручиваясь, она передает энергию вращения колесной системе часов. Когда завод заканчивается, часы останавливаются. Для продолжения работы механизм нужно снова заводить вручную.

В часах с автоподзаводом пружина закручивается под влиянием естественных перемещений механизма – например, при движении руки владельца. Такие часы оборудованы ротором – инерционной массой (1), закрепленной на оси с шариковым подшипником. Изменения положения механизма заставляют ротор вращаться – движение часов, таким образом, преобразуется в круговое движение инерционной массы, которая через колесную систему (3) передает вращательное движение колесу, наматывающему пружину (2).

Механизм часов с автоподзаводом

  1 — Ротор (инерционная масса)

  2 — Заводная пружина

  3 — Колесная система

Существуют разные конструкции автоподзаводов. В некоторых моделях пружина заводится только при вращении ротора в одну сторону. В более дорогих моделях завод осуществляется как при вращении ротора по часовой, так и против часовой стрелок.

Часы с автоподзаводом имеют запас хода, который позволяет им работать даже в статичном положении, например, ночью. Ряд механизмов оборудован комбинированным заводом – ручным и автоматическим.

09.01.2020

15147

Часы с автоподзаводом – преимущества и недостатки

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Историческая заметка
  2. Автоподзавод часов — принцип работы
  3. Особенности и достоинства
  4. Недостатки

Классические наручные часы представляют собой механические модели, где в качестве основного источника энергии выступает пружина, обеспечивающая движение деталей. Несмотря на то, что многие производители сейчас активно предлагают электронные варианты, механические часы остаются актуальным и востребованным аксессуаром.

Историческая заметка

Первоначально все часы были с ручным заводом, пружина внутри раскручивалась за счёт заводной головки. Появлению часов с автоподзаводом мы обязаны талантливому часовому мастеру Абрахаму-Луи Перреле, который был родом из Швейцарии.

В 1770-х годах он разработал систему, которая с момента получения начального энергетического импульса могла работать продолжительное время. Его разработка сохранилась и в наши дни в первозданном виде.

Автоподзавод часов — принцип работы

Механические часы с автоподзаводом имеют специальный элемент-сектор, закреплённый на центральной оси.

Tissot Heritage Visodate Automatic T019.430.11.031.00 (T0194301103100) — швейцарские мужские механические часы в классическом стиле

Он способен пересиливать сопротивление пружины и подзаводить механизм из-за особой конструкции: сектор изготавливается из лёгкой и тонкой верхней части и тяжёлого полукольца из вольфрамового сплава, что обеспечивает превосходящую инерцию. Элемент имеет смещённый к внешнему краю центр тяжести (ротор), благодаря которому сектор даже при малейшем движении руки поворачивается вокруг собственной оси и дозаводит пружину через систему зубчатых колёс.

Часы с автоподзаводом имеют запас хода — время, за которое часовой механизм может функционировать без завода пружины.

Orient RA-AC0E03S10 — японские мужские механические часы с запасом хода до 40 часов

Современные модели отличаются резервом хода от 38 до 80 часов.

Tissot Couturier Powermati 80 Lady T035.207.11.031.00 (T0352071103100) — женские швейцарские механические часы с запасом хода 80 часов

Особенности и достоинства

Большинство брендов пополняют свои коллекции аксессуарами с автоматической системой завода: это часы Ориент с автоподзаводом, Tissot, Certina, Emporio Armani, Rado.

Certina C029.407.11.051.00 (C0294071105100) — мужские швейцарские механические часы с сапфировым стеклом

Модели имеют неоспоримые плюсы:

  1. при активном ежедневном ношении аксессуар превращается в «вечный двигатель» без каких-либо источников питания;
  2. большая степень точности за счёт непрерывного воздействия ротора;
  3. заводная головка практически не используется, это означает, что риск попадания внутрь грязи или влаги минимален;
  4. при наличии окошка даты текущее число актуально каждый день, в моделях с ручным заводом настраивать календарь довольно трудоёмко;
  5. Презентабельность и эстетическая красота — владельцы часов с прозрачной задней крышкой могут понаблюдать за работой ротора.

Rado Coupole Classic Automatic COSC R22881165 — швейцарские механические керамические часы с сертификатом хронометра COSC

Недостатки

Среди минусов выделяют:

  1. чувствительность к ударам и повреждениям — нужно быть максимально аккуратным или обратить внимание на часы с противоударным корпусом;
  2. высокая цена изделий за счёт использования дорогостоящих материалов;
  3. тяжесть ротора влияет на размер и вес корпуса, поэтому часы с автоподзаводом сделаны преимущественно для мужчин.

Часы Hublot Classic Fusion Titanium Pink в титановом корусе с бриллиантами с функцией автоподзавода

Текст: Юрий Хнычкин, сертифицированный FHH часовой эксперт и редакционный директор watchalfavit.ru

В описаниях часов вам наверняка встречались пояснения «автоподзавод» или «ручной завод». Это одна из важнейших характеристик часового механизма, уточняющая каким образом его заводная пружина получает необходимую энергию. Если в часах с ручным заводом эту работу берет на себя человек, вращая заводную коронку, то в часах с автоподзаводом ее выполняет инерционный груз, колеблющийся в такт движениям запястья с часами. 

Первым применить груз для завода пружины догадался в 1777 году современник Бреге, также носивший имя Абрахам-Луи – Перреле (Бреге использовал изобретение тезки в часах perpétuelle, то есть «вечных»). Однако во времена Бреге «автоматы» не получили распространения по естественной причине: карманные часы преимущественно пребывали в статичном положении и преспокойно обходились для завода ключом или заводной коронкой, изобретенной в 1844 году Жан-Адрианом Филиппом, который увековечил свое имя в названии марки Patek Philippe.

Автоматические часы работы Абрахама-Луи Бреге

Звездный час автоподзавода наступил в XX веке, с вхождением в оборот наручных часов. На новом историческом витке решающее слово сказала марка Rolex, которая в 1931 году разработала систему Perpetual, где в качестве заводящего пружину инерционного груза используется полукруглый ротор, свободно вращающийся вокруг центральной оси. С тех пор на циферблатах часов, снабженных системой автоподзавода, появились слова Automatic или Self-winding, а Rolex продолжает использовать термин Perpetual.

Первые часы Rolex Oyster Perpetual, оснащенные механизмом с автоматическим подзаводом (1931 г)

Наличие автоподзавода можно определить и перевернув часы обратной стороной. Если задняя крышка имеет прозрачное окно, то первым делом вы увидите за ним ротор, закрепленный на центральном подшипнике. В некоторых случаях при вращении он производит тихий приятный звук, который нравится многим владельцам. Производители любят украшать роторы гравировкой или придавать им ажурную форму. Чтобы обеспечить повышенный крутящий момент, передающийся на пружину, ротор в часовых механизмах высокого класса выполняют из драгоценных металлов с высоким удельным весом – золота или платины.

Часы Patek Philippe Ref. 5235/50R-001 c микроротором автоподзавода

Для особенных поклонников механики, желающих насладиться зрелищем часового механизма целиком, придуманы альтернативы массивному центральному ротору. Например, мануфактура Patek Philippe часто использует в своих автоматических калибрах золотые микророторы. Они не только не перекрывают обзор, но и способствуют уменьшению общей толщины механизма, поскольку помещаются на часовой плати́не (основе механизма) на одном уровне с другими деталями. 

Часы Breguet Classique Complications с переферическим ротором автоподзавода

Другой вариант практикует марка Breguet. Периферический ротор в форме золотой дуги вращается по окружности механизма, также не мешая любоваться богато отделанным калибром.

Современные механизмы с автоподзаводом легко обеспечивают трехсуточный и более запас хода. Это не значит, что автоматические часы могут вовсе обойтись без заводной коронки: если они длительное время пробудут в покое (не на запястье), то они, конечно, остановятся. Для запуска механизма обычно достаточно просто покачать часы в руке, давая возможность ротору провернуться, но для полной уверенности мы рекомендуем несколько раз прокрутить заводную коронку по часовой стрелке, то есть от себя. Делать это можно без опаски, так как перезавести механизм не даст специальный ограничитель, но и без излишнего рвения: вы придаете пружине первоначальный импульс, а дальнейшую работу сделает ротор, когда часы займут свое место на запястье.

Часы Patek Philippe Ref. 5905R-001 с центральным ротором автоподзавода

Если вы не доверяете своим навыкам ручного подзавода или же автоматических часов в вашей коллекции много, то имеет смысл обзавестись вотчвайндером – специальной шкатулкой-«заводилкой». Вращающиеся ячейки с электрическим приводом крутят помещенные в них часы, заставляя ротор автоподзавода вращаться. Итальянская компания Scatola del Tempo выпускает широкий ассортимент отделанных ценными породами дерева и кожей вотчвайндеров, рассчитанных на различное количество часов – от одних до девяти.

Шкатулка Scatola del Tempo для часов с автоподзаводом

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Принцип работы заслонок печки газель бизнес
  • Программа для ведения строительного бизнеса
  • Принцип работы кварцевого механизма в часах
  • Программа для визуализации бизнес процессов
  • Программа для построения структуры компании