Проезд на красный свет запрещен. Это понятно всем, даже лихачам. Но является ли желтый сигнал светофора запрещающим для дорожных камер? Как они реагируют на проезд автомобиля в такой ситуации? Получит ли водитель штраф? Сейчас разберемся.
В соответствии с пунктом 6.2 ПДД, желтый свет запрещает движение и предупреждает о том, что сигналы вот-вот сменятся. То есть проезжать перекресток на желтый вы не можете. Однако тот же пункт содержит исключение из этого правила: водитель имеет право ехать на желтый свет, если не может остановиться без применения экстренного торможения.
Итак, если вам ничего не мешало остановиться при включенном желтом сигнале светофора, однако вы пересекли перекресток, оснащенный дорожной камерой, то штраф в такой ситуации будет справедливым.
Проезд на мигающий желтый — тоже нарушение?
Снова смотрим пункт 6.2 ПДД, где четко указано, что мигающий желтый превращает перекресток в нерегулируемый. То есть никакого запрета на движение подобный сигнал не устанавливает.
В режиме мигающего желтого сигнала светофор может функционировать в случае неисправности. Как правило, дорожные камеры синхронизируют свою работу со светофорами, и когда те ломаются, просто прекращают фиксацию.
К слову, некоторые спрашивают, приравнивается ли проезд при мигающем зеленом свете к движению на желтый. Согласно, опять же, пункту 6.2 ПДД, мигание зеленого сигнала светофора носит информационную функцию, предупреждающую о скором включении запрещающего сигнала.
Другими словами, никакого запрета мигающий зеленый свет не подразумевает и любые «письма счастья» за подобные «нарушения» являются абсолютно незаконными.
Чем грозит проезд на желтый свет
Штраф за подобное правонарушение предусмотрен статьей 12.12 Административного кодекса.
Так, проезд на желтый свет, зафиксированный в первый раз, наказывается штрафом 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.12 КоАП.
Если это повторное нарушение, то виновнику грозит финансовое наказание 5000 рублей либо конфискация водительского удостоверения на 4-6 месяцев на основании части 3 статьи 12.12 Административного кодекса.
Но корректно ли говорить о повторном нарушении при фиксации его дорожной камерой. Может ли она распознать повторность? Наш ответ: да. Если в течение 12 месяцев с момента оплаты штрафа вас снова привлекают по части 1 статьи 12.12 Административного кодекса, то наказание будет именно за повторное нарушение.
Тут есть особенность. В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП, любое административное правонарушение, выявленное дорожной камерой, наказывается исключительно штрафом. Поэтому в случае с повторным проездом на желтый свет, зафиксированным дорожной камерой, никакой конфискации прав не предусмотрено — вам грозит «лишь» штраф 5000 рублей.
Можно ли обжаловать штраф?
Не просто можно — нужно! Оборотная сторона копии постановления подсказывает, куда именно подать заявление. В нашей ситуации вы подаете бумагу на имя начальника регионального Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).
С момента получения копии постановления вам дается 10 дней для подачи жалобы. И если вы так и не получили «письма́ счастья», то направьте заявление сразу после того, как узнали о штрафе.
Причина такой «преждевременности» есть. Нередко случатся, что в почтовом отделении просто фиксируют безуспешное вручение письма, а вам об этом ничего не известно.
Отметим, что в тексте жалобы нужно сообщить, по какой причине ЦАФАП должен аннулировать штраф. Другими словами, необходимо предъявить основания для отмены постановления.
Что это за основания?
Они прямо вытекают из технических возможностей дорожной камеры. В свою очередь, возможности эти призваны определить, мог ли водитель остановить автомобиль на желтый свет, не прибегая к экстренному торможению.
В том случае, когда комплекс фотовидеофиксации не позволяет однозначно определить нарушение ПДД, вступает в силу презумпция невиновности.
Так способна ли камера определить, что водитель проехал на желтый свет из-за невозможности остановиться без экстренного торможения? На сегодняшний день — нет.
Кроме того, давайте откроем ГОСТ Р57144-2016, содержащий требования, в соответствии с которыми дорожные камеры фиксируют нарушения.
Так, регистрация проезда при запрещающем сигнале светофора должна проводиться, когда машина либо еще не пересекла стоп-линию, а запрещающий сигнал уже включен; либо проезжает или проехала перекресток, опять же, при включенном запрещающем сигнале.
Здесь отметим важную деталь: под запрещающим сигналом ГОСТ Р 57144-2016 понимает исключительно красный свет — только он должен присутствовать на снимках, фиксирующих нарушение!
Поэтому если вы не согласны с постановлением и убеждены (либо видите по фотоматериалам к документу), что проезжали перекресток при включенном желтом, а не красном сигнале, то обязательно обжалуйте штраф.
В тексте обращения сошлитесь на ГОСТ Р 57144-2016, пункт 6.5.1 которого требует, чтобы фотоматериалы по событию С12 — это движение на запрещающий сигнал светофора — фиксировали проезд именно на красный свет.
Далее озвучивайте логический вывод о невозможности применения автоматических комплексов фотовидеофиксации для регистрации нарушений проезда при запрещающем желтом сигнале светофора.
Дополнительно сообщите, что ваши действия соответствуют пункту 6.14 ПДД, который разрешает двигаться на желтый свет в ситуации, когда невозможно остановиться без экстренного торможения.
Кстати, о фотоматериалах
Снимки с дорожных камер, полученные в момент проезда перекрестка, должны четко показывать, какой именно сигнал светофора горел в момент нарушения. Если однозначно определить это затруднительно, значит, функционирование комплекса фотовидеофиксации осуществляется с нарушением ГОСТа, что само по себе является железобетонным основам для отмены штрафа.
Считается, что в деле должно быть несколько фотографий. Это неверно, поскольку наличие даже одного снимка полностью соответствует действующему законодательству, в частности, части 3 статьи 28.6 Административного кодекса.
Кроме того, снимки делаются на основании видеоматериала, которым никто не будет снабжать копию постановления и направлять «Почтой России» — в любом случае ограничатся фотографиями. Поэтому из общего видеоряда выбираются кадры, которые могут обосновать назначенный штраф. И сколько будет таких фото, совершенно неважно.
К слову, даже полное отсутствие фотографий при получении копии постановления не является основанием для аннулирования штрафа. Да, хотя бы одно фото быть должно, но, к сожалению, это вовсе не значит, что его непременно нужно вам показывать.
Другими словами, если фото не видите вы, получив «письмо счастья», это не значит, что его не существует. И если попытаетесь обжаловать постановление лишь на этом основании, то сотрудник ЦАФАП легко направит фото судье либо сотруднику ГИБДД, который рассматривает дело. И всё. Нарушения закона нет.
В заключение еще раз отметим, что система фотовидеофиксации не может четко распознать, имелась у вас возможность для экстренного торможения или нет. Следовательно, при обжаловании постановления в суде именно там это будут устанавливать, используя видеозаписи с дорожных камер и проводя экспертизу. И конечно, если вы реально проехали на желтый потому, что не могли остановиться в обычном режиме, то имеете все шансы на отмену постановления.
Стоп-линия — это белая полоса перед светофором, железнодорожным переездом, пешеходным переходом или нерегулируемым перекрестком. Иногда параллельно ей стоит знак “Стоп”, чтобы водитель понимал, где нужно остановиться, если стоп-линия стерлась или её не видно из-за снега. Такая линия необходима, чтобы пешеходы могли безопасно переходить через дорогу, машины не сталкивались на светофоре, а неопытные водители не создавали помех для движения других автомобилистов.
Автолюбитель обязан остановиться перед стоп-линией, если:
-
горит красный или желтый сигнал светофора;
-
перед или параллельно линии установлен знак “Движение без остановки запрещено” (“STOP” на красном фоне).
Но если горит зеленый сигнал светофора или регулировщик разрешает движение, то водитель может проехать через белую полосу без остановки.
Что грозит водителю за проезд через стоп-линию
Автомобилист получит штраф 800 рублей по ч. 2 ст. 12.12 КоАП (“Проезд на запрещающий сигнал светофора”), если пересек стоп-линию на перекрестке со светофором или регулировщиком. Инспектор ГИБДД выпишет штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 12.12 КоАП, если автолюбитель проигнорирует красный сигнал светофора или жесты регулировщика и, переехав через стоп-линию, продолжит движение.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Моцала говорит, что разрешенного расстояния нет, водителю необходимо остановиться перед знаком или разметкой на асфальте в виде стоп-линии. Если её нет, то водитель может встать перед светофором, перекрестком, за 5 метров до шлагбаума или за 10 метров до железнодорожных путей.
Водителю, который не успел остановиться перед стоп-линией на дороге, а затем сдал назад, чтобы избежать наказания, придется заплатить штраф 500 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП (“Нарушение правил маневрирования”).Если автолюбитель заехал за стоп-линию, из-за чего на перекрестке образовался затор, то получит штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 12.13 КоАП (“Нарушение правил проезда перекрестков”).
Автомобилист, который не остановился перед стоп-линией и знаком “Движение без остановки запрещено”, заплатит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.16 КоАП (“Несоблюдение требований дорожной разметки или знаков”).
Водитель может оплатить с 50% скидкой штрафы за проезд через стоп-линию в течение 20 дней с момента назначения наказания.
Как фиксируют пересечение стоп-линии
Чаще всего на перекрестках со светофорами или пешеходными переходами установлены камеры, которые фотографируют водителей, пересекающих стоп-линию, получают сведения о них и направляют в центр фиксации, где инспектор выписывает автомобилистам штраф.
При этом важно не начинать двигаться даже на желтый свет, ведь водитель может плавно переехать стоп-линию, и камера посчитает такой маневр нарушением. Но если машина наехала на стоп-линию только тенью от бампера, то полицейские не выпишут штраф или водитель может его успешно оспорить.
Так, автолюбитель из Тольятти встал перед стоп-линией на красный сигнал светофора, но получил штраф 800 руб. за её пересечение, так как бампер машины попал в зону фиксации нарушения ПДД. Автомобилист подал жалобу в Автозаводский районный суд г. Тольятти и настаивал, что на фото не было понятно, как машина стоит на стоп-линии и пересекла ли она её. Это подтвердила в судебном заседании инспектор ДПС, которая не смогла определить расположение машины на дороге. Судья установил, что любые сомнения трактуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности по ст. 1.5 КоАП («Презумпция невиновности»), и отменил штраф (дело № 12-668/2017).
Неправильный угол съемки также может стать основанием для освобождения водителя от ответственности. Так, в Орле автомобилист остановился перед знаком «Стоп» на белом фоне, но получил штраф, зафиксированный на камеру. Он обжаловал его в Орловский областной суд и доказывал, что линия, обозначающая стоп-линию на асфальте, была стерта, а дорожный знак был установлен не по ГОСТу. Судья Сергей Склярук определил, что по фото невозможно понять, нарушил ли водитель ПДД при остановке: это ставит в сомнение его виновность, поэтому автолюбителя освободили от штрафа (дело № 21-112/2018).
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Моцала говорит, что если водитель проехал через стоп-линию на зеленый сигнал светофора, то не получит штраф за её пересечение. Однако, автолюбителю придется заплатить 1000 рублей за выезд на затор, который заставил его остановиться на перекрестке и создать помехи движению других машин.
Что делать, если заехал за стоп-линию
Даже опытный водитель может не заметить стоп-линию или поздно затормозить, наехав на нее. В этом случае водителю лучше дождаться зеленого сигнала светофора, пропустить пешеходов или другие машины и продолжить движение. Если он начнет двигаться задним ходом, чтобы машина стояла до стоп-линии, то получит штраф и может врезаться в автомобиль сзади.
Если машина заехала за стоп-линию на зеленый, но не проехала через нее, а загорелся красный, то водитель вправе продолжить движение по п. 7 ст. 13 ПДД (“Проезд перекрестков”). Кроме того, инспектор ГИБДД не выпишет штраф за пересечение стоп-линии на желтый сигнал светофора, если автолюбитель докажет, что не смог бы остановиться без экстренного торможения, что разрешает ст. 6.14 ПДД (“Сигналы светофора или регулировщика”). Но камера все равно выпишет штраф за проезд на желтый, который придется обжаловать в суде, поэтому водителю лучше тормозить заблаговременно, не подвергая себя и других участников движения опасности.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала отвечает, что водителю стоит обжаловать штраф за пересечение стоп-линии, если он остановился перед светофором, не создавая помех пешеходам и другим участникам движения. Юрист добавляет, что некоторым автомобилистам удается оспорить наказание в свою пользу. Например, Советский районный суд г. Волгограда отменил наказание водителю, который пересек лишь визуальную стоп-линию на фотографии с места совершения нарушения (дело №12-155/2018)».
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
Показать содержание
- 1.
Официальная трактовка на 2023 год - 2.
Комментарии к пункту 6.14 ПДД- 2.1.
Жёлтый – запрещающий! - 2.2.
Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14? - 2.3.
Где Ваши доказательства?
- 2.1.
- 3.Важное замечание!
- 4.
Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14- 4.1.
Штраф на камеру
- 4.1.
- 5.
Судебная практика
Жёлтый сигнал светофора – самый спорный в ПДД: на основании пункта 6.14 происходит больше всего судебных споров и разборов в ГИБДД. Всё дело в том, что многие водители считают, что на него можно проехать, если успеть, но ПДД дают ему чёткое запрещающее предписание с исключением в виде, опять же, слова “успеть”, но с целым рядом тонкостей и нюансов.
Официальная трактовка на 2023 год
6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно, остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пункт 6.14 не менялся на протяжении всего существования Правил – с 1993 года.
Комментарии к пункту 6.14 ПДД
Несмотря на очевидность и простоту пункта, он вызывает целый ряд спорных моментов, когда водитель клонит к своей невиновности на основании того, что он успел проехать на жёлтый сигнал светофора, а сотрудник ГИБДД в виде обвинительной стороны – что жёлтый запрещающий, и водитель не выполнил предписания Правил.
Жёлтый – запрещающий!
Это первое, что следует усвоить всем автолюбителям. Пункт 6.2 Правил чётко оговаривает, что жёлтый – сигнал запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов. Но тут же приводит исключение в виде пункта 6.14, когда водитель всё же может (обратите внимание, не обязан, а именно может по тексту ПДД – ему разрешается) проехать перекрёсток или другое место, регулируемое светофором в том случае, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
Речь идёт конкретно о 2 случаях:
- когда жёлтый загорается после зелёного перед красным (это очевидно),
- менее очевидно, когда жёлтый загорается перед включением зелёного сигнала и горит вместе с красным – в этом случае начинать движение водителям (и пешеходам) нельзя до того, как загорится зелёный сигнал.
Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14?
Спорная ситуация чаще всего возникает ввиду отсутствия термина “экстренное торможение” в действующих на 2023 год ПДД. Потому ни водителю, ни инспектору ГИБДД не на чем обосновать свои доводы.
Считается ли экстренным торможением:
- торможение “юзом” или до срабатывания системы ABS,
- может быть, это просто резкая остановка с усиленным давлением на педаль тормоза, но без “юза”,
- а, если сзади, не соблюдая дистанцию, едет другое транспортное средство, учитывается ли при этом частный критерий экстренности остановки?
Ответов на эти вопросы Правила 2023 года не дают.
Но для решения практического вопроса есть на что опираться, и именно последний пункт можно считать наиболее верным частным случаем. Согласно пункту 1.5 ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом на дороге, чтобы не создавать опасность для движения. Это значит, что если торможение может привести к ДТП, то на жёлтый сигнал светофора проезжать можно. Но это очень грубое заключение – каждый случай исследуется рассматривающими дело должностными лицами или судьями индивидуально.
Где Ваши доказательства?
Пункт 6.14 – это хороший повод приобрести видеорегистратор, если Вы этого ещё не сделали. Причём, желательно со съёмкой обстановки позади автомобиля. Дело в том, что нарушение этого пункта вменяется инспекторами ДПС “на глаз” – это тот пункт, для выявления нарушения которого не требуются специальные средства автофиксации, в отличие от скорости, алкогольного опьянения и других.
В административном праве действует презумпция невиновности, но увы, действует она только в теории. На практике же действует правило “нет оснований не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу, а, значит, врать не может. Увы, но практика правоприменения 2023 года такова!
Важное замечание!
Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14
Итак, выше мы выяснили, что жёлтый сигнал светофора – запрещающий, и проезжать на него можно только в исключительных, прямо обозначенных случаях. В КоАП есть наказания конкретно за проезд на запрещающий – без разделения на красный и жёлтый свет. И это следующие наказания:
- если Вас поймали впервые с проездом на жёлтый, когда это запрещено – штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП,
- за повторное нарушение в течение года после исполнения первого – штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (часть 3 этой же статьи),
- если на запрещающий сигнал Вы проехали не перекрёсток, а через ж/д пути, то Вас ждёт уже штраф 1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев по части 1 статьи 12.10 Кодекса.
- говоря об экстренном торможении, когда загорелся жёлтый свет светофора, есть также отдельный штраф, если Вы всё же решили оттормозиться, не проезжая участок дороги, но проехали стоп-линию – Вас ждёт потеря 800 рублей.
На все вышеперечисленный штрафы, кроме повторного проезда на запрещающий, распространяется скидка 50% при оплате в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.
Штраф на камеру
Камеры авто- или видеофиксации нарушений очень часто висят над перекрёстками, фиксируя проезд на запрещающий сигнал светофора (а вместе с ним и остановку за стоп-линией).
Но по действующим ГОСТам проезд на жёлтый сигнал на камеру сниматься не может – точнее штраф за это выписывать (камере) запрещено.
Таким образом, если Вы успели проскочить на жёлтый под камеру автофиксации, то штраф Вам за это не придёт.
Судебная практика
- Мурманский суд оставил в силе постановление сотрудника ГИБДД, вменявшего водителю проезд на красный, в то время как водитель утверждал, что проехал на жёлтый. В деле присутствуют показания свидетелей, наличествует ДТП.
- В Твери водитель, которого привлекли по части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий, приводил доводы в свою защиту с фотоматериалами, где видно, что он пересекает стоп-линию на жёлтый и не может остановиться. Но суд не счёл доводы вескими для отмены постановления.
Проезд на желтый сигнал светофора вызывает наибольшее количество спорных моментов при судебных разбирательствах. Дело в том, что законодательство относит его к запрещающим движение сигналам, но вводит некоторые ситуации-исключения, не раскрывая их суть. В этой статье разобраны все тонкости правил о движении на желтый свет и применение данных законов на практике.
Проезд на желтый не всегда признается нарушением. Но в случаях, когда закон встает на сторону автоинспекции, водитель обязан нести одно из следующих наказаний:
- штраф 1000р. – при первом нарушении пункта 6.14 ПДД;
- штраф 5000р. или лишение ВУ на 4-6 мес. – при повторном нарушение пункта 6.14 ПДД в течение одного года;
- штраф 800р. – при торможении на перекрестке за стоп-линией.
Последнее наказание применяется в тех случаях, когда водитель все же решил остановиться перед светофором, но не успел начать торможение вовремя и выехал за допустимую границу.
Важно! На штрафы за первый проезд на запрещающий сигнал и за остановку за стоп-линией действует скидка 50%, если оплатить задолженность в течение 20 дней с момента составления протокола.
Еще один важный момент: проезд на желтый сигнал светофора не фиксируется камерами ГИБДД.
Важно!
Не получили ответы на ваши вопросы? Для Вас работают наши автоюристы. Это абсолютно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
Такие приборы часто находятся на перекрестках и фиксируют следующие правонарушения:
- превышение скорости;
- проезд на красный свет;
- движение по обочине, тротуару, встречке, линии для общественного транспорта;
- прочие.
Несмотря на то, что проезд на желтый и красный свет относятся к одной статье КоАП, камеры фиксируют нарушение, только если водитель пересек перекресток на красный.
Штраф за проезд на желтый свет имеет исключения и нюансы, которые камера определить не может. Поэтому штраф выписывается только сотрудниками ГИБДД лично.
Перед тем как разбирать случаи, которые являются и не являются нарушениями, необходимо установить, что желтый свет является запрещающим сигналом светофора. Это оговаривается в пункте 6.2 ПДД. При этом движение на желтый запрещено как водителям, так и пешеходам.
Важно!
Не получили ответы на ваши вопросы? Для Вас работают наши автоюристы. Это абсолютно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
Желтый свет активируется на светофоре в 2 случаях:
- После запрещающего сигнала перед зеленым цветом. При данных обстоятельствах начинать движение на желтый категорически нельзя. Никаких исключений из этого правила нет.
- После разрешающего сигнала перед красным цветом. А вот эта ситуация уже более сложная. Бывают ситуации, когда затормозить на желтый свет опаснее, чем проехать, поэтому законодательство предусматривает исключительные случаи, когда проехать перекресток на желтый все же можно.
Разрешение на проезд на желтый свет водителям дает пункт 6.14 ПДД. Он устанавливает, что водители могут продолжить движение на желтый сигнал светофора или соответствующий жест регулировщика, если они не смогут остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
К слову, данный пункт просуществовал с момента создания ПДД, с 1993 года. И несмотря на его простоту и старость, с его использованием до сих пор возникают проблемы. Основная причина разногласий – неопределенность понятия «экстренное торможение». В 2022 году законодательство никак не трактует этот термин, поэтому сотрудники ГИБДД определяют «экстренность» торможения по своему усмотрению.
Ни в одном нормативно-правовом акте нет официальной трактовки экстренного торможения. «Экстренность» определяется инспектором и водителем, как говорится, на глаз. Однако слова сотрудника ГИБДД при разбирательстве будут иметь большее значение, поэтому именно водителю придется доказывать то, что торможение было бы действительно экстренным.
На практике же у водителей почти не выходит доказать экстренность торможения, потому что им не на что ссылаться. Однако при необходимости оспорить наказание они могут ссылаться на другое правило – на пункт 1. 5 ПДД. В этом пункте говорится, что участники ДД, в том числе автомобилисты, должны действовать так, чтобы не создавать опасных ситуаций для других участников ДД.
Данное правило легко применять в случаях, например, когда за Вами, не соблюдая дистанцию, едет другой автомобиль. Однако каждый случай все же рассматривается индивидуально, и ни у кого нет гарантий обжалования решения.
Важно!
Не получили ответы на ваши вопросы? Для Вас работают наши автоюристы. Это абсолютно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
В уголовном праве есть понятие презумпция невиновности, которая устанавливает, что лицо считается невиновным, пока обвиняющая сторона не докажет обратного. В теории в административном праве данное правило тоже есть, однако при нарушениях ПДД оно не применяется. Все дело в том, что есть другое правило, которое перекрывает презумпцию. Если обжалование штрафа доходит до суда, то чаще всего судьи ссылаются на то, что у них «нет оснований не доверять сотруднику полиции». Таким образом, слово автоинспектора ставится выше, чем слова предполагаемых нарушителей.
Инспекторам даже не приходится предоставлять результаты каких-либо проверок. Доказывать свою правоту нужно именно водителям. Сделать это довольно сложно, так как даже наличие записей видеорегистратора не всегда доказывают необходимость проезда на желтый. Хотя справедливости ради стоит сказать, что чаще всего водители проезжают на желтый только из-за спешки и нежелания стоять у светофора.
На обычном светофоре с тремя огнями желтый свет мигает в тех случаях, когда светофор неисправен. Также желтый мигающий свет может предупреждать о нерегулируемом перекрестке и пешеходном переходе. В любом из этих случаев водитель должен снизить скорость и сосредоточить внимание на дороге.
Мигающий зеленый означает то, что действие разрешающего сигнала светофора скоро завершится. Однако зеленый, мигающий или нет, в любом случае является разрешающим сигналом, поэтому за проезд на него штраф наложить не могут. Тем не менее, если Вы заранее заметили мигающий зеленый свет, а торможение не создаст опасной ситуации, то лучше остановиться и дождаться следующего включения разрешающего сигнала.
Как уже было сказано, обжаловать штраф будет довольно сложно, однако шанс есть всегда. Начать действовать стоит еще на месте происшествия. Если есть возможность убедить инспектора, что проезд на желтый был необходимостью, то данной возможностью нужно пользоваться. Во многих случаях легче предотвратить составление протокола, чем обжаловать его.
Если же сотрудник ГИБДД остался непреклонен и выписал протокол, то невиновному водителю ни в коем случае нельзя его подписывать. В нем необходимо сделать записи о том, что Вы действовали из крайней необходимости, и о том, что с решением инспектора Вы не согласны.
Далее у водителя будет 10 дней на обжалование протокола. Заявление нужно отнести в отделение ГИБДД вместе со всеми возможными доказательствами: видеозаписями с регистратора или свидетельскими показаниями.
Запрет проезда на желтый сигнал светофора – довольно спорный пункт ПДД, так как имеет исключения, основанные не на четких критериях, а на суждениях инспекторов и свидетелей. Поэтому, если у водителя есть возможность остановиться и дождаться следующего зеленого сигнала, ему следует сделать это.
С 1 марта 2023 года в РФ вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения.
Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Новая редакция стала чуть ли не самой масштабной за последние 10 лет.
Какие изменения ждут водителей? Поговорим о некоторых из них.
Меняется внешний вид водительского удостоверения
С 1 марта на обратной стороне водительского удостоверения перестанут печатать штрихкод. Осень 2022 года в России появился электронный сервис для предъявления водительского удостоверения через мобильное приложение «Госуслуги Авто». Просто скачайте приложение, авторизуйтесь, а полученный QR-код предъявите инспектору. «Пластик» имейте при себе до окончания тестового периода данного приложения.
«Внимание, пассажир!»
На общественном транспорте будут устанавливаться световые табло «Внимание, пассажир!». Что это значит?
С1 марта 2023 года водитель должен будет остановиться, если:
световое табло горит и на проезжей части есть пассажиры;
световое табло горит, пассажиров на проезжей части нет;
световое табло не горит, но на проезжей части есть пассажиры.
Также важно отметить, что табло «Внимание, пассажир!» применяется только на остановках, где посадка осуществляется с проезжей части. На обычных остановках, расположенных у края проезжей части, табло применяться не должно.
Правило теперь звучит следующим образом:
«14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».
Проезд перекрёстков с круговым движением
Здесь правила простые, их просто нужно запомнить:
— на перекрестке равнозначных дорог дорогу должен будет уступить въезжающий;
— на перекрестке неравнозначных дорог уступать будут те, кто въезжает с второстепенной дороги.
— те, кто въедет на круговое движение с главной дороги, сохраняют приоритет.
Между велосипедистами и пешеходами
Электросамокатам, электроскейтбордам, гироскутерам, сегвеям, моноколесам с 1 марта 2023 года получили термин «средство индивидуальной мобильности», введённый в правила.
В поправках предусмотрены новые установки для СИМ:
— скорость до 25 км/ч;
— передвижение разрешено лишь по правому краю дороги, скорость которой ограничена 60 км/час. При этом пользоваться дорогой можно лишь при условии, если поблизости нет велосипедных дорожек, тротуаров и т.д.
— если водитель средства мешает пешеходам в передвижении, то он должен остановить движение или снизить скорость до скорости пешеходов.
— во время передвижения по перекрёстке должны использоваться правила велосипедистов т.е. водитель СИМ должен спешиться.
Есть и иные требования и правила. О них подробнее можно прочесть в новых правилах.
Новые дорожные знаки
Правилами закреплено появление трёх новых дорожных знаком:
1. Белый прямоугольник с изображенной вилкой электроприбора обозначит зарядку для электромобилей
2. Красный круг с нарисованным внутри автобусом — проинформирует о запрете движения автобусов (кроме маршрутных и школьных).
3. Белый прямоугольник с изображенным человеком СИМ, установят на дорогах, где запрещено движение электросамокатов.
На маршрутках без лихачей!
Маршрутные такси и междугородные автобусы, в которых нет ремней безопасности и можно возить пассажиров стоя, вне населенных пунктов должны двигаться со скоростью не более 70 км/ч, а если ремни безопасности всё же есть и места только сидячие, то 90 км/ч. Это должно защитить пассажиров от водителей-лихачей и «смертельных трюков «со скоростью.
И, наконец, про заголовок статьи:
Водителей начали штрафовать за проезд на желтый
Конечно это не новое правило. Проезд на жёлтый всегда был запрещён. Чтобы убедиться в этом нужно просто открыть ПДД и прочитать: проезд на желтый сигнал светофора — запрещен, но есть отсылка, что водителю разрешается проехать, если он не может остановиться, не применив экстренное торможение.
Что же поменялось?
Программное обеспечение, позволяющее камерам фиксировать проезд автомобилей на запрещающие сигналы светофора, появилось уже около 10 лет назад. Но, только сейчас у камер появилась возможность видеть проезд на жёлтый, а у судов чёткая позиция — проехал на «желтый» — нарушение, если не докажешь обратное. А для доказательства необходимо в большинстве случаев проводить экспертизу. Что касается наказания за проезд на желтый сигнал светофора, то, согласно соответствующей статье КоАП, за первое нарушение водитель может получить штраф в 1000 рублей, за повторное — штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Судебная практика за последнее время уже сложилась. Если нужны номера дел — обращайтесь! Поэтому, советую водителям, не проезжать на жёлтый без видимых причин, как и было положено всегда.
В обновлённых правилах появились и иные существенные изменения — о них вы можете прочесть в тексте правил или обратиться ко мне в личные сообщения по ссылке за консультацией или анализом спорной ситуации https://dostupnoepravo.ru/l/1122
Решение Нижегородского областного суда от 16.12.2021 по делу N 7-1300/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Решение: Отказано.Ссылки заявителя на положения п. 6.14 ПДД РФ, позволяющего проезд регулируемого перекрестка на желтый сигнал светофора водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, также обоснованно отклонены судом первой инстанции, при этом следует отметить, что п. 6.14 ПДД РФ не исключает того, что подъезжая к светофору, водитель, руководствуясь п. п. 6.2, 10.1 ПДД РФ, должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим для того, чтобы остановиться перед стоп-линией, не допуская выезда на перекресток на запрещающий сигнал светофора.
Эксперты, опрошенные Business FM, новости в этом не видят и даже удивляются, почему российским водителям приходится напоминать о том, что желтый — это запрещающий сигнал светофора
Суды стали наказывать водителей за проезд на желтый сигнал светофора, пишет «Российская газета» и приводит несколько примеров таких решений из разных российских городов.
Немигающий желтый — это стопроцентный запрет на движение, что четко закреплено в ПДД. И никаких подвижек или новых тенденций в судебной практике не наблюдается, утверждает юрист и автоэксперт Владимир Александров. По его словам, это происходит уже 20 лет:
Владимир Александров юрист, автоэксперт
В СМИ действительно приводятся примеры, когда проезд на желтый свет привел к ДТП, и тогда выяснялось, мог ли виновник аварии затормозить раньше и не привело бы экстренное торможение к еще более опасным последствиям. Но по правилам такой вопрос должен ставиться, даже если ДТП в итоге не было. То есть по закону наказуем любой проезд на желтый, даже если к аварии он не привел. Но дальше — суд: если докажешь, что экстренной остановкой перед светофором собрал бы цепочку аварий сзади, тогда могут не оштрафовать. Что важно. Автоматом камеры за желтый не штрафуют. По крайней мере, пока, указывает кандидат юридических наук Виктор Вэскер:
Виктор Вэскер кандидат юридических наук
Ну и, конечно, живой инспектор, стоящий у светофора, может оформить нарушение. Если возвращаться к камерам, с технической точки зрения настроить их так, чтобы штраф приходил автоматом за проезд на желтый, труда не составит. Поэтому эксперты советуют водителям трезво оценивать шансы проезда на зеленый — и только. Потому что, даже если сзади никого нет, но водитель замешкается и все-таки остановится, но чуть-чуть за стоп-линией, это тоже штраф — 800 рублей. А если рискнет и поедет дальше, за проезд на запрещающий желтый — тысяча рублей за первый раз, а за повторное нарушение — 5 тысяч рублей или даже лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?