При положении врача работе в 9 часов в какой области челюсти удобнее работать

Работа в полости рта предполагает как прямое видение объекта работы врача, так и опосредованное с использованием стоматологического зеркала.

Так, в положении 0 градусов (12 часов) врач работает в верхнем и нижнем зубном ряду. При лечении в области оральных поверхностей зубов рекомендуется использовать стоматологическое зеркало. В таком положении наиболее часто работает гигиенист. Работа с вестибулярными и оральными поверхностями зубов требует наклона головы пациента влево или вправо.

Поворот на угол 30–45° вправо рекомендуется при лечении премоляров и моляров верхней и нижней челюсти как справа, так и слева. При таком повороте головы можно снимать зубные отложения с жевательных зубов верхней челюсти (со щечной поверхности слева и небной поверхности справа) и нижней челюсти (с язычной поверхности справа, щечной — слева).

Поворот головы влево от вертикали (угол 30–45°) рекомендуется при снятии зубных отложений с жевательных зубов: со щечной поверхности верхней и нижней челюсти справа, с небной поверхности слева и язычной поверхности нижней челюсти слева.

Вположении –15°, –30° врач работает с зубами, располагающимися справа на нижней челюсти, а с использованием стоматологического зеркала — и справа на верхней челюсти.

Вположении –45°, –60° врач работает с зубами, располагающимися слева на нижней челюсти, а также во всем нижнем ряду.

Положения помощника и оператора должны быть скоординированы. Это улучшает качество работы, повышает ее эффективность и уменьшает усталость персонала (рис. 8).

При работе «в четыре ру-

ки» медсестра может распола-

гаться

в

положении

3 или

9 ч (в зависимости от рабочей

руки оператора). Стул асси-

стента необходимо отрегулиро-

вать таким образом, чтобы сто-

пы были установлены на нож-

ную опору, а бедра параллель-

ны полу. Для оптимального об-

зора операционного поля асси-

Рис. 8. Оптимальное положение при работе

стенту следует располагаться на

врача с ассистентом

10–15

см

выше уровня

врача.

Шея и спина должны быть выпрямлены. Для обеспечения врача необходимым инструментарием и материалами передвижной столик медсестры с выдвижными ящиками должен быть расположен справа от нее. Наконечники пылесоса или слюноотсоса помощнику необходимо устанавливать таким образом, чтобы они не закрывали рабочее поле врача.

21

Основные правила работы помощника при работе с врачомправшой:

помощник находится в положении от 2 до 5 ч; для лучшего обзора полости рта он должен сидеть на 10 см выше оператора;

рабочий стол ассистента располагается справа от него, передача инструментов осуществляется в зоне между 5 и 8 ч;

помощник должен владеть техникой работы с аспирационными систе-

мами;

помощник должен знать и понимать значение каждой манипуляции, определять очередность подачи инструментария и материалов.

4.5. Положение рабочей руки оператора

Движения рук оператора, сидящего в оптимальной рабочей позе, не должны вызывать усталости. Полость рта должна располагаться на минимальном удалении от врача. Единичные движения рук могут производиться над пациентом на расстоянии, примерно равном длине вытянутой руки врача. Для сидящего помощника типы движений сходны с манипуляциями врача. Выделяют максимальное и минимальное расстояния для удобного расположения инструментов врача, работающего без помощника (рис. 9).

При работе оператор обычно держит

наконечники бормашины большим и указательным пальцами. При этом корпус на- Рис. 9. Рабочая зона оператора

конечника опирается на внешнюю поверхность между ними. Рука оператора, удерживающая наконечник (или другой инструментарий), должна иметь опору в ротовой полости пациента. Фиксация наконечника только пальцами, без дополнительной опоры приводит к быстрому утомлению.

4.6. Положение света операционной лампы

Правильное освещение конкретного участка в ротовой полости предотвращает нарушение зрения врача. При установке операционной лампы следует соблюдать следующее правило: угол падения света должен совпадать или быть подобен углу зрения врача. С поверхностями, которые врач видит прямо, следует работать под углом или наклонив голову пациента влево или вправо, а с теми, которые не видимы прямо, врач использует стоматологическое зеркало. Таким образом, освещение можно классифицировать как прямое и непрямое. При непрямом взгляде в зеркальце при хорошем освещении снижается риск неправильного наклона над пациентом, а значит, уменьшается нагрузка на позвоночник и зрение.

22

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Аюпов И.Ш.

1

Орехов С.Н.

1


1 ГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный медицинский университет»

Труд стоматолога тяжелый и напряженный. Несмотря на это, он интересный и увлекательный. Труд приносит стоматологу радость, но в то же время требует большой отдачи сил. В повседневной практической деятельности врача — стоматолога встречаются неосознанные нарушения правил гигиены труда, которые влекут за собой нежелательные последствия. При этом здоровье врача подвергается многим опасностям. Незначительные отклонения от нормальных условий работы из года в год накапливаются и приводят к последствиям, которые затрудняют или делают невозможной дальнейшую профессиональную деятельность врача. Ситуация со спектром, распространенностью и выраженностью профессиональной патологии среди врачей стоматологов постепенно изменяется в благоприятном направлении. Не в последнюю очередь это происходит из-за внедрения в практику достижений эргономики — науки об организации рабочего места, о проектировании инструментов и оборудования для безопасного, удобного и эффективного использования человеком.

медицина

стоматология

стоматолог

работы в четыре руки

1. Антипова О. А., Михальченко Д. В., Порошин А. В., Яковлев А. Т., Михальченко В. Ф., Патрушева М. С. Немедикаментозный метод коррекции местного иммунитета при лечении больных хроническим генерализованным пародонтитом //Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – Т. 17. – №. 1.

2. Гумилевский Б.Ю., Жидовинов А.В., Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Колесова Т.В. Взаимосвязь иммунного воспаления и клинических проявлений гальваноза полости рта. Фундаментальные исследования. -2014. № 7-2. С. 278 — 281.

3. Данилина Т. Ф., Жидовинов А. В. Гальваноз как фактор возникновения и развития предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта. Волгоградский научно-медицинский журнал. -2012. -№3. -С. 37-39.

4. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Профилактика гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами//Вестник новых медицинских технологий. — 2012. -Т. 19,№ 3. — С. 121-122.

5. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Майборода А.Ю. Диагностические возможности гальваноза полости рта у пациентов с металлическими ортопедическими конструкциями//Современные наукоемкие технологии. -2012. -№ 2. -С. 49-51.

6. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Вирабян В.А. Влияние иммунного воспаления на развитие симптомов гальваноза полости рта/Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2014. — № 1. — С. 47-49.

7. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В. А. Способ диагностики непереносимости ортопедических конструкций в полости рта Современные наукоемкие технологии. -2013. -№ 1. -С. 46-48.

8. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В.А.Расширение функциональных возможностей потенциалометров при диагностике гальваноза полости рта//Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. -2013. -№ 1. -С. 260.

9. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Хвостов С.Н. Коронка для дифференциальной диагностики гальваноза//Патент на полезную модель РФ № 119601, заявл. 23.12.2011, опубл. 27.08.2012. -Бюл. 24. -2012.

10. Данилина Т.Ф., Порошин А.В., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В. Хвостов С.Н. Способ профилактики гальваноза в полости рта//Патент на изобретение РФ №2484767, заявл. 23.12.2011, опубл. 20.06.2013. -Бюл. 17. -2013.

11. Данилина Т.Ф., Сафронов В.Е., Жидовинов А.В., Гумилевский Б.Ю. Клинико-лабораторная оценка эффективности комплексного лечения пациентов с дефектами зубных рядов/Вестник российского университета дружбы народов. Серия: медицина. – 2008. — № 8. — С. 351-355.

12. Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Жидовинов А.В. Межкафедральная интеграция как инструмент освоения зарубежными студентами профессиональных навыков по стоматологии/Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 4. – С. 286.

13. Данилина, Т.Ф. Литьё в ортопедической стоматологии/Т.Ф. Данилина, В.Н. Наумова, А.В. Жидовинов. — Волгоград, 2011. -С. 89-95.

14. Жидовинов А.В. Исследование локальных адаптационных реакций при лучевой терапии пациентов с дефектами челюстно-лицевой области со съемными ортопедическими конструкциями/Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 6-0. — С. 60.

15. Жидовинов А.В. Изменение твердого неба при лечении зубочелюстных аномалий с использованием эджуайз-техники/Жидовинов А.В., Павлов И.В.//В сборнике: Сборник научных работ молодых ученых стоматологического факультета ВолгГМУ Материалы 66-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. Редакционная коллегия: С.В. Дмитриенко (отв. редактор), М.В. Кирпичников, А.Г. Петрухин (отв. секретарь). -2008. -С. 8-10.

16. Жидовинов А.В., Михальченко Д.В., Слетов А.А., Локтионова М.В. Лечение и реабилитация пациентов с объемными дефектами нижней челюсти/Клиническая стоматология. — 2016. — № 2. – С. 63 – 66.

17. Мартынова Н. Ш., Македонова Ю. А., Михальченко В. Ф., Фирсова И. В., Михальченко, Д. В. Применение PRP-терапии в лечении воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 5. – С. 273.

18. Миликевич В. Ю., Клаучек С. В., Михальченко Д. В. Психофизиологические аспекты прогнозирования адаптации человека к ортопедическому стоматологическому вмешательству //Стоматология. – 1998. – Т. 77. – №. 6. – С. 61-62.

19. Михальченко В.Ф., Жидовинов А.В., Денисенко Л.Н., Головченко С.Г., Матвеев С.В. Показатели местного иммунитета при гальванозе полости рта/Фундаментальные исследования. – 2015. — № 1-2. – С. 303-306.

20. Михальченко В.Ф., Михальченко А.В., Антипова О.А., Федотова Ю.М., Жидовинов А.В. Эффективность применения метода фотоактивируемой дезинфекции и материала «Calcicur» при лечении глубокого кариеса/Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 1-1. — С. 1287.

21. Михальченко Д. В. Стоматологическая услуга как социальное взаимодействие врача и пациента //Диссертация. — Волгоград: ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет. – 2012.

22. Михальченко Д. В., Данилина Т. Ф., Верстаков Д. В. Протезирование зубов с низкой коронкой несъемными мостовидными протезами //Фундаментальные исследования. – 2013. – №. 9-6.

23. Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Арутюнов Г.Р., Ефремян Г.М., Головченко С.Г. Сравнительная характеристика ретракционных гелей при протезировании несъемными ортопедическими конструкциями/ Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 3. – С. 229.

24. Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Жидовинов А.В., Наумова В.Н. Необходимость дополнительной подготовки врача по вопросам взаимоотношений с пациентом/Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2014. — № 2. — С. 41-44.

25. Михальченко Д.В., Михальченко В.Ф., Мануйлова Э.В., Жидовинов А.В.,Филюк Е.А. Обоснование применения кальцийсодержащих препаратов при лечении хронического верхушечного периодонтита по результатам иммунологических исследований/Современные проблемы науки и образования. – 2014. — № 6. – С. 1019.

1. Mashkov A.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Variability index of activity of masticatory muscles in healthy individuals within the circadian rhythm. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

2. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Rehabilitation diet patients using the dental and maxillofacial prostheses. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

3. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Selection criteria fixing materials for fixed prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

4. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Yarigina E.N., Khvostov S.N., Zhidovinov A.V. The issue of a method of stimulating osteoitegratsii dental implants. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

5. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Zhidovinov A.V., Matveev S.V. Reasons for breach of fixing non-removable dentures. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5

6. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orehov S.N. Improving the efficiency of the development of educational material medical students through problem-based learning method in conjunction with the business game.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

7. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orekhov S.N. Optimization of the selection of provisional structures in the period of osseointegration in dental implants.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

8. Sletov A.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Treatment of patients with surround defects mandible. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

9. Virabyan V.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Dynamics of immune processes during the period adaptation to non-removable prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

10. Zhidovinov A.V., Sirak S.V., Sletov A.A., Mikhalchenko D.V. Research of local adaptation reactions of radiotherapy patients with defects of maxillofacial prosthetic with removable. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

Развитие эргономики

Эргономика-наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. Термин «эргономика» составлен из двух греческих слов—«ergon» (работа) и «nomos» (закон). Впервые предложен польским ученым В. Ястшембовским в 1857 г.

Соответствие орудий труда и окружающей среды анатомическим, физиологическим и психологическим возможностям организма человека является одним из принципов эргономики, поэтому некоторые ученые считают, что «эргономика стара, как сам род человеческий» [1].

Это вовсе не означает, что эргономика как наука сформировалась давно и сразу. Потребовался огромный период времени, на протяжении которого должны были развиться многие науки, ставшие фундаментом, основой для ее становления: анатомия, физиология, антропология, психология, гигиена, технические науки и др.

Началом развития эргономики в стоматологии можно считать 60—70-е годы, когда во многих развитых странах были организованы специальные комитеты, лаборатории, институты, ставившие целью координировать внедрение современных достижений технических и медико-биологических наук в практику стоматологии. Это было необходимо, так как в повседневной работе врачей стали широко использоваться новейшие технические средства, электронная, автоматическая и кибернетическая аппаратура, а также современные методы диагностики и лечения при помощи ультразвука, лазерного, электромагнитного и рентгеновского излучений, влияние которых при определенных условиях на здоровье врача и его работоспособность может становиться неблагоприятным[2,3].

Являясь комплексной интегрирующей наукой, эргономика в стоматологии решает следующие проблемы:

1. Исследует влияние различных факторов окружающей производственной среды на функциональное состояние и работоспособность человека и на этой основе разрабатывает эффективную защиту от их вредного воздействия.

2. Исследует антропометрические, физиологические данные человека и на этой основе разрабатывает требования к проектированию и устройству рабочих мест, т. е. определяет основные и допустимые рабочие зоны, размеры оборудования, рекомендации по конструированию различных типов стоматологического оборудования, стула для врача, медицинских шкафчиков, столиков, другой рабочей мебели, а также конструкции стоматологического инструментария и размещение оборудования в кабинете в соответствии с антропометрическими данными и характером рабочей позы.

3. Исследует физиологические и психологические данные работы анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.) и на этой основе оценивает эффективность различных типов индикаций, используемых в конструкции оборудования.

Влияние эргономики на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним выразилось в следующих направлениях:

– в стандартизации, способствующей снижению числа инструментов;

– в специальной укладке инструментов, удобной для работы врача и медсестры, сокращающей до минимума время поиска, подготовки и сборки инструментов;

– в конструировании рукояток инструментов с учетом анатомо-физиологических особенностей работающей кисти врача;

– в цветной маркировке рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различения;

– в соответствующих режимах хранения, дезинфекции и стерилизации[4,5].

Г.М. Иващенко и Т.В. Никитиной (1972) были сформулированы основные задачи эргономики в стоматологии:

1. Конструирование оборудования, рабочей мебели, рабочей одежды и инструментария должно учитывать антропометрические измерения и анатомо-физиологические особенности организма медицинского работника (врач, медицинская сестра, зубной техник) в соответствии с требованиями технической эстетики (дизайн), гигиены труда, техники безопасности.

2. Рациональное устройство стоматологических кабинетов и рабочих помещений на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства (отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование воздушной среды), внутренней отделки интерьеров.

3. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах.

4. Дифференциация эргономических исследований в соответствии с профилем работы по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, медицинская сестра, зубной техник), видом приема (детский, взрослый), место работы (поликлиника, стационар, отдельный кабинет).

5. Совершенствование работы с кадрами путем медицинского и профессионального отбора абитуриентов в зависимости от профиля будущей лечебной работы (медицинские показания и противопоказания к обучению в стоматологических учебных заведениях, профессиональные особенности будущих специалистов, предъявляющие требования к зрению, слуху, физическому развитию, мануальным способностям).

6. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний[2].

От вида рабочей позы, конструкции стоматологического оборудования и мебели, организации рабочих мест зависит состояние здоровья работающих, в первую очередь костно-мышечные расстройства.[1]

Эргономика в стоматологии

Задача эргономики, с одной стороны, сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой, обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил, здоровья и работоспособности. [5]

Основные задачи эргономики в стоматологии: 1.Обеспечение максимального удобства работы врача и другого медицинского персонала. Это положение предусматривает использование удобного и эффективного эргономичного оборудования, инструментария, спецодежды. Приведем лишь несколько примеров применения достижений эргономики в этой области. Для эффективной, безопасной и удобной работы ручные инструменты должны быть сбалансированы (рис. 1).

aupov_1.tif

Рис.1

У правильно сбалансированного инструмента рабочая часть находится в пределах 2 мм от продолжения центральной продольной оси инструмента.

Баланс инструмента важен по следующим причинам:

– при работе сбалансированным инструментом уменьшается напряжение кисти, улучшается тактильная чувствительность;

– при вращении ручки кончик рабочей части описывает окружность; у сбалансированного инструмента ее радиус небольшой, и если инструмент острый, уменьшается вероятность травмы мягких тканей.

Другим важным фактором удобства работы с ручным инструментом является толщина его ручки. Например, в сериях инструментов «Satin Steel» и «Satin Steel Colours», выпускаемых компанией Hu-Friedy, ручки имеют диаметр 9,5 мм, что значительно толще, чем у традиционных инструментов из нержавеющей стали (толщина ручки у них — от 4 до 6 мм) (рис. 2).

aupov_2.tif

Рис.2. Ручка инструмента серии «Satin Steel Colours», Hu-Friedy (а) и ручка традиционного стомалогического инструмента (б)

Увеличенный диаметр ручки (9,5 мм) был разработан компанией Hu-Friedy совместно с физиологами и считается оптимальным для профилактики карпального синдрома. Карпальныи синдром (синдром запястного туннеля, Carpal Tunnel Syndrome — CTS) — хроническое заболевание, обусловленное сдавлением срединного запястного нерва (Nervus medianus) между неупругой запястной связкой и сухожилиями мышц предплечья (см. рис. 3, а).

aupov_3.tif

Рис.3. Механизм развития карпального синдрома (объяснения в тексте)

Это заболевание проявляется болями, парестезиями и онемением кончиков пальцев, ночными болями и повышенной утомляемостью мышц. К развитию этою заболевания у стоматологов приводит работа, связанная с повышенными, повторяющимися нагрузками на мышцы-сгибатели пальцев (см. рис. 3, б). В первую очередь — это пользование тупыми, не центрированными инструментами и инструментами с тонкими ручками. Развитию карпального синдрома способствует также интенсивная, напряженная работа без перерывов и отдыха.

aupov_4.tif

aupov_11.tif

Рис. 11. Неэргономическое положение врача: излишний изгиб позвоночника (Садовский В.В., 1999)

Рис. 4. Неэргономичная (а) и эргономичная конструкция угловых наконечников (б, в, г)

aupov_5.tif

aupov_5.tif

Рис.5. Эргономический дизайн полимеризационных ламп нового поколения: конструкция ламп позволяет держать ее, как ручку, обеспечивая более удобную работу

Кроме того, ручки диаметром 9,5 мм улучшают тактильный контроль за инструментом и обеспечивают удобство в работе. Работу ручными инструментами при возвратно-поступательных движениях с нажимом облегчает система тонких насечек на ручке инструмента (рис. 1, а) [6].

Требованиям эргономики должны соответствовать также все другие используемые стоматологом инструменты, аппараты и приспособления (рис. 4, 5).

2. Рациональное устройство кабинета и размещение оборудования, снижение физической нагрузки на врача. Это положение предусматривает такую организацию рабочих мест врача-стоматолога и другого медицинского персонала, чтобы врач работал в правильной эргономичной позе, чтобы были сведены к минимуму лишние, нерациональные движения и манипуляции, чтобы отсутствовали непроизводительные перемещения персонала по кабинету. Выполнение этого условия предусматривает также компоновку и регулировку оборудования с учетом антропометрических данных работников.

Врач-стоматолог в зависимости от характера лечебного вмешательства может работать в положении сидя или стоя (при положении пациента лежа, полулежа, сидя). Оптимальной для врача-стоматолога-терапевта считается работа сидя. Согласно положениям эргономики, сидя наиболее эффективно выполнять длительные манипуляции, требующие аккуратных, точных движений при хорошем доступе. Стоя выполняются лишь операции, сопровождающиеся значительным физическим усилием, кратковременные, при затрудненном доступе[5].

В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача-стоматолога-терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Кроме экономии времени, такая организация работы дает врачу ряд технологических преимуществ. По мнению В.В.Садовского (1999), современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадящему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника[8].

В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В.В., 1999):

1. Работа сидя.

2. Помощь ассистентов.

3. Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка).

4. Максимальное упрощение рабочих моментов приема.

5. Профилактика инфекционных осложнений (Infection Control).

При организации работы по принципу «в четыре руки» (рис. 6) пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20– 25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5–10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).

aupov_6.tif

Рис. 6. Компоновка оборудования при организации работы по принципу «в четыре руки»

aupov_7.tif

Рис.7. Эргономичное расположение врача при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999)

Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8–12 часов» на абстрактном циферблате (рис. 7), перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, а туловище врача располагалось вертикально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача[10].

В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба[7].

aupov_8.tif

Рис.8. Эргономичное расположение врача при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999

aupov_9.tif

Рис.9. Эргономичное расположение ассистента на специальном стуле (Садовский В.В., 1999

Ассистент располагается в позиции «2–5 часов» (см. рис. 8). Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10–12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки, на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор», который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища (рис. 9).

Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами» (рис. 10).

aupov_10.tif

Рис. 10. Зона передачи инструментов при работе «в четыре руки»

Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики, врач затрудняет себе работу, сидит в неудобной позе (см. рис. 11), что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата[9].

3. Обеспечение персоналу комфорта в лечебном кабинете и вспомогательных помещениях. Эта задача предусматривает создание комфортного воздушного климата, оптимального освещения, борьбу с шумом и вибрацией (например, размещение компрессора и вакуумных устройств в отдельном помещении). Сюда же относится и соответствующее оформление интерьера. Например, в лечебных кабинетах, особенно где проводится определение оттенка зубов, не рекомендуется красить стены в яркие цвета, размещать в поле зрения врача яркие предметы (картины, дополнительные источники света и т.д.). Оптимальный цвет стен в лечебном кабинете — светло-серый или бледно-голубой[7].

4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузки на врача и вспомогательный персонал. В первую очередь для решения этой задачи необходимо правильное построение взаимоотношений «врач/пациент». Для этого нужно обучать врачей правилам межличностного общения, рациональным психологическим приемам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу медицинского оборудования. Кроме того, необходимо предусмотреть меры, направленные на снижение нагрузки на врача при приеме «проблемных» пациентов. Например, для предупреждения возможности возникновения у лечащего врача психоэмоционального напряжения вследствие взаимоотношений с пациентом, отличающимся легко возбудимой нервной системой, рекомендуется до лечения успокоить больного, по возможности назначить ему «малые» транквилизаторы и все лечебные вмешательства проводить с применением современных средств обезболивания. Важным является также создание благоприятного психологического климата в коллективе: отношения между сотрудниками должны строиться на основе сотрудничества, взаимопомощи и «командного духа».

5. Профессиональный отбор врачей и вспомогательного персонала. Эта задача направлена на комплектование клиники специалистами с соответствующим уровнем профессиональной подготовки, навыками межличностного общения с пациентами и владением технологиями продажи стоматологических услуг. Критерии профессионального отбора персонала предусматривают также учет уровня физического и психологического здоровья (зрение, слух, физическое развитие, мануальные способности, особенности характера и т.д.).

Кроме того, в процессе работы требуется постоянное обучение врачей-стоматологов и вспомогательного персонала, совершенствование их теоретической и практической подготовки, обучение новым методикам и технологиям. [2,3]

Заключение

Работа стоматолога как никакого другого представителя медицинских специальностей связана с необходимостью длительного совершения тонких манипуляций. При этом торс врача и практически весь пояс верхних конечностей должен быть прочно фиксирован, а кисть при этом должна выполнять точные манипуляции. Ранее при лечении больных в вертикальноподнятом кресле более чем у половины врачей встречалась патология плечевого и локтевого суставов.

В настоящее время на первое место в структуре профессиональных заболеваний стоматологов вышел остеохондроз шейного, грудного и поясничного отделов позвоночного столба.

Ситуация со спектром, распространенностью и выраженностью профессиональной патологии среди наших коллег постепенно изменяется в благоприятном направлении. Не в последнюю очередь это происходит из-за внедрения в практику достижений эргономики — науки об организации рабочего места, о проектировании инструментов и оборудования для безопасного, удобного и эффективного использования человеком. Достижения эргономики затрагивают буквально все предметы, которые стоматолог использует в работе, осветительные приборы, наконечники, защитные очки и т. п., однако, пожалуй, наибольшее влияние на здоровье врача оказывают его стул, кресло пациента и их взаимное расположение.

Подводя итоги, можно повторить основные положения принятия стоматологом наиболее эргономичной позы.

1. Стул врача должен быть отрегулирован с учетом антропометрических данных. Бедра должны быть параллельны полу, стопы оставаться на полу, опираясь на пятки. Ноги врача и основание стула должны образовать треногу, подобно опорам трехногого табурета. Это создает очень устойчивую позицию для работы.

2. До тех пор пока стоматолог не привыкнет автоматически принимать при работе нейтральную позицию, нужно перед приемом каждого больного проводить тест на ее соблюдение: при сложенных поперек талии руках кончик носа пациента должен располагаться ниже уровня локтей врача. В этом положении врач может работать во рту, не напрягая мышц плеч и предплечий. При подобном положении врача ему не придется поднимать локти выше уровня талии, работая во рту пациента. Предплечья должны располагаться горизонтально или быть немного приподняты. Угол, сформированный между плечом и предплечьем, должен составлять немногим меньше 90?. В этом положении мышцы способны хорошо управлять движениями запястья и пальцев. Предплечья должны располагаться горизонтально, а не принимать приподнятое положение.

3. Выдвижной столик для инструментов должен находиться несколько выше тела пациента. Чем ниже уровень столика, тем легче врачу видеть инструменты, лежащие на нем.

4. Светильник должен располагаться по возможности далеко от лица пациента, но при этом быть в пределах легкой досягаемости для врача.

Каждый раз, приступая к работе, следует помнить, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. [4]


Библиографическая ссылка

Аюпов И.Ш., Орехов С.Н. ЭРГОНОМИКА В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА. РАБОТА В «ЧЕТЫРЕ РУКИ» // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 2.
– С. 6-13;

URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=964 (дата обращения: 22.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Стоматолог и ассистент должны организовать свою практику, основываясь на принципах работы «в четыре руки». Автор использует концепцию разделенного пространства (Kimmel et al.),

которая предполагает разделение рабочих пространств между стоматологом и ассистентом. Безусловно, существуют и другие разумные способы организации труда, однако автор считает концепцию Киммеля наиболее удачной. Операционный столик располагается перед пациентом в пределах досягаемости и стоматолога и ассистента; модуль стоматолога располагается справа от врача; модуль ассистента и отсос находятся недалеко от головы пациента; зоны D1, D2, А1 и А2 также находятся на расстоянии вытянутой руки стоматолога или ассистента (рис. 8-20а и 8-20Ь).

Рис. 8-20а. Стоматолог, ассистент и пациентка

Во избежание ограничения движений члены стоматологической команды женского пола должны носить брюки, а не юбки (рис. 8-20с). Кресло стоматолога должно быть установлено на такой высоте, чтобы его ноги были согнуты в коленях под углом 105° (рис. 8-20d). Ассистент должен располагаться несколько выше, чтобы видеть полость рта пациента под большим углом, чем стоматолог. Однако такая расстановка зависит от роста членов команды.

Положение членов стоматологической команды должно быть достаточно комфортным, чтобы сохранять его в течение продолжительного периода. Педаль должна располагаться под стоматологическим креслом в проекции головы пациента. В таком случае педаль находится в пределах досигаемости стоматолога, сидящего на стуле прямо. Стопа стоматолога комфортно располагается на нижнем ободе стула (рис. 8-20е).

Рабочие пространства можно разделить по аналогии с циферблатом. Голова пациента располагается на 12 часов, стоматолог — на девять часов, а ассистент — на три. Эта позиция является стартовой. При необходимости стоматолог может перемещаться в пределах 9-12, а ассистент — в пределах 1-2 часов (рис. 8-2Of).

Положение пациента.

Пациент сначала садится в стоматологическое кресло, после чего ему придают необходимое положение в зависимости от проведения манипуляций на верхней или нижней челюсти. При работе на нижней челюсти глаза и пальцы ног пациента должны находиться на одном уровне (рис. 8-21а). При работе на верхней челюсти пациент откидывается как можно дальше назад с помощью опоры для шеи и плеч (рис. 8-21Ь). Достижение такого горизонтального положения имеет большое значение по двум причинам. Во-первых, оно обеспечивает стоматологу прямую визуализацию и, во-вторых, снижает риск случайного проглатывания или аспирации пациентом инородных тел. Любое положение менее 45° сильно увеличивает вероятность аспирации.

Стоматологические манипуляции

Рис. 8-20Ь. Расположение предметов относительно кресла рассматривают относительно циферблата (опубликовано с разрешения из статьи Hilger`)

Рис. 8-20с. Стоматолог и ассистент находятся в положении сидя, причем и тот и другая носят брюки. Колено стоматолога располагается между коленями ассистента

Рис. 8-20d. Стоматолог находится в положении сидя: ноги согнуты в коленях под углом 105°.

Рис. 8-20е. Положение правой стопы на педали: пятка опирается на круг в основании кресла стоматолога.

Рис. 8-20f. Зоны досягаемости стоматолога (от 9 до 12 часов) и ассистента (от одного часа до трех часов)

Для ознакомления с этим феноменом стоматолог может провести тест с водой. Воду аккуратно заливают в полость рта лежащего человека. Под таким углом рефлекторного глотания не происходит. Затем спинку кресла медленно переводят в вертикальное положение. После достижения 45° человек автоматически сглатывает (рис. с 8-21с по 8-21f). Сохранение лежачего положения пациента является важной мерой защиты от случайного проглатывания или аспирации инородных тел.

Рис. 8-21 а. Положение пациента при работе на нижней челюсти (по Шону,

опубликовано с разрешения)

Рис. 8-21Ь. Положение пациента при работе на верхней челюсти (по Шону,` опубликовано с разрешения)

Рис. 8-21 d. Тест с водой

Рис. 8-21с. Пациентка в положении сидя, надета водоотталкивающая накидка для защиты одежды.

Рис. 8-21 е. Язык перекрывает глотку в положении пациента лежа (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-21f. В положении пациента сидя язык не блокирует глотку (по Шону,` опубликовано с разрешения)

Отведение щек и языка в переднем отделе можно проводить с помощью пальцев (рис. 8-22а), а в боковых отделах для этих целей используется зеркало или ретрактор. Зеркало с двумя удерживающими стержнями намного легче переносится пациентом, чем зеркало с одним (рис. 8-22Ь и 8-22с). В ходе продолжительных сеансов лечения уголки рта пациента необходимо смазывать вазелином, мазью или кремом.

Насадки для отсоса с защитными щитками для языка позволяют удерживать язык в стороне от проведения манипуляции. Такие наконечники бывают разного цвета (рис. 8-23а) — более яркие подбирают для создания большего контраста с зубами, что особенно важно при лечении передних зубов.

Однако необходимо помнить, что наконечники для отсоса могут быть слишком длинными, что не позволяет ассистенту расслабить руку, поэтому наконечники можно укоротить (рис. 8-23Ь). Наконечник удерживают за более широкий конец в области соединения со шлангом, как карандаш. Укорочение

Рис. 8-22а. Отведение верхней губы пальцами

Рис. 8-22Ь. Стоматологические зеркала с одиночным и двойным держателями

Рис. 8-22с. Пример отведения мягких тканей лица для обеспечения доступа к левому дистальному сегменту верхней челюсти. Уголки рта смазаны вазелином

Рис. 8-23а. Наконечники отсоса разного цвета

Рис. 8-23Ь. Стандартной длины и укороченный наконечники отсоса

Рис. 8-23с. Расположение наконечника в руке

Рис. 8-23d. Расположение наконечника отсоса в полости рта при работе в левом квадранте нижней челюсти

Рис. 8-24а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте нижней челюсти пациентки

Рис. 8-24Ь (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос

Рис. 8-24с (слева). Правый боковой сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-24d (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: рабочее положение стоматолога

Рис. 8-25а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в нижнем переднем сегменте

Рис. 8-25с (слева). Передний сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-25d (справа). Передний сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов

Рис. 8-25b (справа). Передний сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос.

Рис. 8-26с (слева). Левый боковой сегмент нижней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-26d (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов.

Рис. 8-27а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте верхней челюсти

Рис. 8-27с (слева). Левый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-27d (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов

Рис. 8-27Ь (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос

Рис. 8-26Ь (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос

Рис. 8-26а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте нижней челюсти

Рис. 8-28а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в верхнем переднем сегменте

Рис. 8-28Ь (справа). Передний сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос

Рис. 8-28с (слева). Передний сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-28d (справа). Передний сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов

Рис. 8-29а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте верхней челюсти.

Рис. 8-29Ь (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос

Рис. 8-29с (слева). Правый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).

Рис. 8-29d (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов

Рис. 8-30а. Пациентка использует мйкияж

Рис. 8-ЗОЬ. Маска для защиты макияжа

наконечника позволяет ассистенту опереться своим мизинцем на лицо пациента, что облегчает контроль и способствует принятию более расслабленного положения (рис. 8-23с и 8-23d).

При эвакуации жидкости немного влаги должно оставаться в полости рта пациента, чтобы он мог глотать без опасности аспирации.

Для стабилизации положения головы пациента ассистент своей рукой направляет пальцами голову пациента. Ассистент должен уметь угадывать направление взгляда стоматолога и перемещать голову пациента в нужное положение для выполнения конкретной манипуляции. Тут не может быть никаких компромиссов. Сначала это кажется пациенту необычным, однако сохранение оптимального положения его головы имеет исключительно большое значение для правильного и быстрого выполнения максимально эргономичных манипуляций. Это, по сути, отвечает двум основным пожеланиям пациента, которые заключаются в максимально успешном и непродолжительном лечении.

Положения при отведении мягких тканей и удалении жидкостей.

В данном разделе описаны индивидуальные положения при проведении лечения. Каждое положение подробно проиллюстрировано в соответствии с принципами стоматологии «в четыре руки».

Положения при лечении нижней челюсти разделены в зависимости от сегмента: правый боковой (рис. с 8-24а по 8-24d); передний (рис. с 8-25а по 8-25d); левый боковой (рис. с 8-26а по 8-26d). Такое же разделение было проведено для демонстрации положений при лечении на верхней челюсти: левый боковой сегмент (рис. с 8-27а по 8-27d); передний (рис. с 8-28а по 8-28d); правый боковой (рис. с 8-29а по 8-29d).

При проведении непродолжительного сеанса терапии пациенткам можно предложить надеть на лицо маску, чтобы сохранить макияж (рис. 8-30а и 8-ЗОЬ). Однако при длительных сеансах лечения макияж рекомендуется снимать.

Пациент немного улыбается и придает спокойное состояние нижней челюсти. По фотографии пациента в молодом возрасте измеряют межзрачковое расстояние (х) и длину перпендикуляра от кончика подбородка до межзрачковой линии (у). Затем эти же показатели определяют в клинических условиях. После этого проводят расчеты по формуле у` = х/х`ху. Такой метод позволяет получить результат с точностью ± 1 мм. Этот показатель не является удовлетворительным, кроме того, результаты во многом зависят от угла, под которым была сделана фотография (рис. с 6-2Ь по 6-2d).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проблема в бюджетировании не отражаются все процессы в компании в чем причина
  • Проведено исследование рынка сбыта бытовых холодильников компании электролюкс
  • Проверить доверенность на сайте федеральная нотариальная палата по реквизитам
  • Проверочная работа по разделу путешествие по реке времени 4 класс перспектива
  • Программы для туроператоров автоматизация деятельности туристических компаний