При какой модели международного бизнеса предметом контракта является оборудование или транспорт

Многие компании в процессе расширения бизнеса в поисках новых партнёров и клиентов обращают внимание за рубеж. Однако нужно понимать, что сделки с иностранными структурами имеют свои особенности, о которых нужно помнить на всех этапах, включая заключение контракта и оформление всех сопутствующих документов. В данной статье мы рассмотрим, как правильно заключить сделку с зарубежным предприятием, что нужно учесть и как сделать так, чтобы контракт был безопасным и выгодным для обеих сторон.

Что считается международным коммерческим контрактом?

Прежде, чем переходить к оформлению, нужно понимать, что вкладывается в понятие международного коммерческого контракта. Согласно действующему российскому законодательству, речь идет о договоре поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, который заключен между двумя или более сторонами, которые находятся в разных странах и являются субъектами права разных государств. В привязке к законодательству РФ одной из сторон такого иностранного контракта должна быть компания с российской регистрацией.

Также следует обратить внимание, что при определении того, является ли контракт международным, первоочередное значение имеет «прописка» основного коммерческого предприятия. Так, например, если международная корпорация создала в России дочернюю фирму с российской регистрацией, контракт между ней и российским предприятием все равно будет международным. Также влияет характер отношений: если предусматриваются экспортно-импортные операции, перечисление денег с зарубежных счетов на отечественные и наоборот, речь идет о международном контракте.

Основные принципы международных коммерческих контрактов

Существует ряд особенностей, которые отличают международные контракты от обычных сделок и которые нужно помнить при заключении такого договора. Вот они:

  • определение валюты сделки – очевидно, что раз контракт международный, то и взаиморасчеты между сторонами могут проходить в иностранной валюте. Этот момент нужно заранее оговорить в тексте договора с указанием конкретной валюты (или несколько, если допускается использование двух и более денежных единиц), а также как будет рассчитываться текущий обменный курс (например, по среднерыночному курсу, с ориентацией на курс Центробанка и т. д.). Также оговаривается валюта выплаты неустоек, штрафов и других платежей;
  • механизм оплаты услуг или товаров – стороны должны обсудить, через какие банки и в каком виде будут поступать деньги от заказчика к исполнителю. Это очень важный вопрос, поскольку не все банки имеют возможности осуществлять международные переводы, или стоимость таких переводов может быть очень высокой;
  • применимое право – в случае, если между сторонами сделки возникнет спор, очень важно знать, по правилам какой из стран он будет разрешаться. Это очень важный нюанс, поскольку в ряде моментов право двух государств может отличаться кардинально, и то, что считается нормальной практикой в одной, будет правонарушением или уголовным преступлением в другой. Также оговаривается в каком суде будут слушаться спорные вопросы. Если стороны не могут прийти к консенсусу, за основу может быть взято международное право, например Венская конвенция ООН или Гаагская конвенция, которые регламентируют вопросы трансграничной торговли;
  • вопросы налогообложения – нужно помнить, что существует понятие «двойного налогообложения», когда компания, получающая доходы от иностранного партнера, должна уплачивать налоги и в своей стране, и в той стране, где находится источник дохода. С некоторыми странами Россия подписала соглашение об отмене двойного налогообложения, и в этом случае такой неприятный момент исключен. Потому рекомендуется прежде, чем заключать сделку, убедиться в том, что вы избежите двойного налогообложения, или сразу учесть этот фактор в бизнес-модели;
  • таможенные вопросы – большинство международных договоров включают в себя экспортные или импортные операции. Практически для всех групп товаров предусмотрено взымать таможенные сборы, которые могут сильно отличаться в зависимости от страны и категории товара. Также нужно помнить, что некоторые товары вообще запрещены к ввозу или вывозу, и их список постоянно меняется в соответствии с международными договорами, эмбарго, санкциями и другими нюансами.

Если учесть эти особенности и принципы, можно заключить безопасный и эффективный международный контракт без особых рисков.

Порядок действий при заключении международного коммерческого контракта

В целом процедура заключения международного контракта не сильно отличается от аналогичного договора между сторонами одной юрисдикции (конечно, со своими нюансами) и состоит из таких этапов:

  1. Обсуждение спорных вопросов и урегулирование нюансов. В разделе выше можно найти основные такие вопросы: механизм оплаты, налогообложение, валюта расчетов, таможенные вопросы, применимое право и т. д. Согласовывать их лучше не только между представителями компаний, но и с участием юриста по международным делам, который проконсультирует по различным спорным моментам и подскажет, как правильно оформить все документы.
  2. Определение основных положений договора. Как и в любом контракте, в международном есть обязательные (существенные) положения: указание сторон, перечень товаров или услуг, которые должны быть поставлены, стоимость, механизм оплаты, сроки поставки и т. д. Всё это обязательно должно быть отображено в договоре, причем чем подробнее, тем лучше – в будущем проще будет разрешать возникающие конфликты.
  3. Составление и подписание договора. Когда все положения и спорные моменты улажены, составляется документ, который после анализа юристами сторон подписывается ответственными представителями (обычно это директор или его заместитель с правом подписи).
  4. Перевод текста договора. Чаще всего международный контракт должен быть переведен на все языки, которыми пользуются стороны, для исключения разночтений или сложностей с пониманием отдельных пунктов. Причем перевод должен быть заверен нотариусом – только в этом случае он получает юридическую силу. Также в тексте договора нужно указать, какой из языков будет считаться предпочтительным при возникновении споров.

Отдельно регистрировать в российских государственных органах контракт не нужно. После подписания и перевода он вступает в силу.

Заключение

Подготовка международного договора – очень ответственное дело, в котором нужно учесть немало нюансов. От того, насколько удачно он составлен, во многом зависит успех сделки и ее безопасность. Потому, чтобы не упустить важные моменты, минимизировать возможные риски и защитить свои интересы, при подготовке рекомендуется воспользоваться услугами юриста по международному праву.

Внешнеэкономическая деятельность включает импорт, реимпорт, экспорт и реэкспорт. Все эти операции оформляются внешнеэкономическим контрактом, который регулирует правила сделки. Правильное оформление и грамотное заключение контракта — гарантия соблюдения договора. Читайте в статье, какие бывают иностранные контракты и как их составлять.

Что такое внешнеторговый контракт

Любая торговая операция проходит этап переговоров, по итогам которого стороны заключают договор. Все сделки российских компаний с иностранными государствами должны основываться на контракте, иначе вам будет сложно оформить таможню и провести денежные расчеты. 

Международные торговые отношения регулирует Венская конвенция «О договорах международной купли-продажи товаров».

Иностранный контракт — основная форма оформления международных торговых сделок. В этом документе содержатся условия поставки товаров продавцом и условия получения и оплаты продукции покупателем. Контракт составляется в письменном виде и учитывает государственное и таможенное законодательство обеих стран — сторон сделки.

Если на этапе согласования договора упущены какие-то важные моменты, в дальнейшем нужно составить по ним дополнительные соглашения к договору.

Виды иностранных контрактов при ВЭД

Иностранный контракт при ВЭД

На международном рынке много вариантов соглашений по торговым сделкам. По направленности различают контракты на импорт и экспорт. Содержание договора, как правило, зависит от того, какая операция предстоит сторонам.

Контракты отличаются в зависимости от предмета сделки:

  • купля-продажа;
  • договор подряда на выполнение работ или оказание услуг;
  • аренда или международный лизинг;
  • международные транспортировки.

В составе контракта есть основные и дополнительные условия сделки. К основным относится время поставки, условия оплаты и ответственность сторон.
Контракты различаются по времени поставки:

  • регулярные поставки — поставки с определенной периодичностью и объемом продукции, заключенные на год или более долгий срок;
  • срочные — в договоре указан точный срок, в который импортер хочет получить товар; если поставщик нарушит срок, покупатель может признать договор недействительным и выдвинуть санкции;
  • долгосрочные — договор без указания точного срока.

Контракты отличаются по форме оплаты:

  • денежная оплата — сделки предполагают расчеты в валюте, которая предусмотрена в договоре;
  • натуральная оплата (бартер) — сделки предполагают обмен одного товара на другой.

По характеру оформления контракта:

  • разовый контракт — контракт, составленный на одну сделку;
  • рамочный контракт — контракт, регулирующих несколько сделок: в таком контракте не определены существенные условия, а все условия определяются отдельно для каждой поставки.

Структура внешнеторгового контракта

У внешнеторгового контракта своя особая структура, которая зависит от характера сделки и порядка взаимодействия сторон. Она может отличаться, но мы рассмотрим самый популярный вариант иностранного контракта — купля-продажа.

  1. Как и любой документ, контракт начинается с указания даты и места заключения контракта. Кроме того, контракту присваивается свой номер из трех групп, который содержит информацию о сторонах, коде предприятия и порядкового номера договора.
  2. Преамбула договора содержит реквизиты сторон: их полное наименование, местоположение и юридический статус.
  3. Предмет договора включает наименование товара и его описание: комплектация, ассортимент, вес, модель и другие подробности. 
  4. Подсчет общей суммы, на которую заключен договор и стоимости единицы товара, с краткой характеристикой условий поставки по Инкотермс 2010. В этом же разделе нужно указать код валюты, используемой для оценки товара.
  5. Условия платежа включают валюту оплаты, сроки оплаты, условия кредитования (если такие предусмотрены) и список документов для оформления сделки купли-продажи. В разделе надо указать полные названия фирм, название банка, номер счета и другие платежные реквизиты. На случай несостоявшейся сделки нужно предусмотреть гарантии возврата денег.
  6. Важно указать сроки поставки товара — четкие даты или промежуток времени, в который товар должен быть доставлен покупателю.
  7. Условия приемки товара по качеству и количеству. Стоит указать, будет ли присутствовать при приемке товара продавец или эксперт и что делать, если будет установлена недостача или несоответствие ассортимента.
  8. Информация о страховании и гарантийном обслуживании тоже должна оговариваться в условиях контракта. Нужно указать предмет страхования и перечень рисков, а также оговорить сроки и условия гарантийного обслуживания или замены товара.
  9. Ответственность сторон в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных договором. Нужно указать, кто и в каком размере несет ответственность.
  10. Порядок разрешения споров (арбитражное соглашение). Как правило, начинается все с мирных переговоров, а если к согласию не удастся прийти, то нужно указать в каком судебном органе будет происходить разбирательство.
  11. На случай форс-мажора: пожара, стихийного бедствия, военных действий или изменений законодательства — нужно предусмотреть освобождение сторон от ответственности за нарушение договора. При этом сторона, у которой произошел форс-мажор, должны предупредить партнера по сделке и предоставить документы, подтверждающие этот факт.
  12. В заключении нужно оговорить порядок изменения и дополнения договора, условия конфиденциальности, уступки прав и возможности участия третьих лиц. 

Как банки регистрируют договоры

Раньше на все контракты от 50 000 долларов  нужен был паспорт сделки. С 1 января 2018 года его отменили, но валютный контроль никуда не исчез. Теперь контракт нужно регистрировать в банке.

Банки регистрируют не все договоры, а только те, которые превысили лимит по сумме. Для импортных контрактов — 3 млн. рублей, а для экспортных — 6 млн. рублей.

Для регистрации договора в банк нужно принести информацию о контракте и реквизиты иностранного контрагента. Для импортных и экспортных контрактов нужны разные документы. В отделе валютного контроля вам объяснят, что нужно сделать в вашем случае.

Внешнеторговый контракт — это основной документ, который регулирует сотрудничество между контрагентами из разных стран. Если возникнут конфликты, то именно контракт позволит не получить убытки и обезопасить себя от недобросовестных партнеров. Ответственный подход к составлению договора поможет вам защитить свои интересы.

В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете вести налоговый и бухгалтерский учет валютных и рублевых операций на УСН, а еще — начислять зарплату, автоматически рассчитывать налоги и формировать отчеты, сдавая их через интернет. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.

Попробовать бесплатно

вднк международные перевозки грузов, таможенный перевозчик, международные перевозки

Транспортные условия поставки в международной торговле. Что такое базис поставки?

  • Контрактная цена и базис поставки
  • Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон
  • Транспортные условия и коммерческие риски
  • Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза
  • Термины Инкотермс и их особенности

Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое – fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает – и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда – недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce — The World Business Organization http://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила – Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки – Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий.
Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика.

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются – покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами – сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF.
Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

FOB условия поставки

Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки.
Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

CIF условия поставки

Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.

Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

Термины Инкотермс (Incoterms) и их особенности

Incoterms или Инкотермс (International commerce terms) — международные правила, для однозначного толкования терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю (франко место). Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи.
Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.

EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.
Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения. Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.

FCA (от английского Free Carrier) + название места отгрузки. Продавец обязан доставить товар к обозначенному покупателем перевозчику и организовать таможенную очистку груза. За погрузку и разгрузку товара продавец несет ответственность, только если это происходит на его территории.
Важно! Перевозчиком при этом условии будет считаться не только полноценная транспортная компания, но и любой экспедитор. Т.е. «перевозчик» — это тот, кому продавец передал груз по согласованию с покупателем, даже если саму перевозку такой «перевозчик» осуществлять не будет.

FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.

FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.
Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна. Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.

CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.

CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.

CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.
Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.

DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.

DDP (от английского Delivery Duty Paid ) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.
Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется…. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся….

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор…. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List…

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${large ({p.p.})}$ и груз ${large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${large {p.p.}}$ и ${large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы….. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных  – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Внешнеторговый контракт

Определение, структура и содержание внешнеторгового контракта.

Образец внешнеторговых контрактов

Точное название (определение) внешнеторгового экспортно-импортного контракта — международный контракт купли-продажи товаров.

Как разновидность письменного договора контракт имеет определенную структуру и содержание, которые вырабатывались на протяжении длительного времени в ходе развития и совершенствования международной коммерческой практики, для обеспечения которой контракт и был создан.

В результате внешнеторговый контракт приобрел в определенной степени стандартный, унифицированный вид, в котором он применяется и в настоящее время. По этой же причине контракт — это достаточно традиционный, консервативный документ, который не следует «исправлять» и «упрощать», если какая-либо формулировка кажется устаревшей или излишне «длинной».

Структура внешнеторгового контракта (как и любого другого письменного договора) включает расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия (положения), каждое из которых представляет из себя самостоятельный (отдельный) раздел, регулирующий конкретный вопрос, связанный с исполнением внешнеторговой сделки. Таких контрактных условий — разделов в тексте внешнеторгового контракта обычно бывает от 11 до 15.

Последовательность расположения контрактных условий в классическом варианте должна соответствовать принципу «от общего к частному», когда сначала располагаются условия, содержащие общие, исходные сведения и данные(что, сколько, какого качества, по какой цене, на каких условиях /базисе поставки/ продается, а затем — условия, отвечающие на вопрос, как практически следует осуществить сделку (сдача-приемка товара, условия платежа /расчетные операции/, транспортные условия, штрафы и претензии, арбитраж /суд/ и т.д.).

Контрактные условия прежде всего подразделяются на условия Обязательные и Дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые.

Обязательные контрактные условия — это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые поэтому должны всегда обязательно содержаться в тексте контракта, поскольку отсутствие ( или неточное, некорректное изложение ) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда и неисполнимой вообще.

Иными словами, это та база, основа, «каркас», без которой контракт не может считаться внешнеторговым контрактом купли-продажи в общепризнанном смысле этого слова.

При этом следует иметь ввиду, что нормальный (грамотный) внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся также дополнительные условия, т.е. тот «сверхминимум», который призван в максимальной степени облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения.

Обязательными условиями контракта (которые иногда также называются необходимыми) являются:

  • Наименование участников сделки — Продавца и Покупателя (включает полное название организации, т.е. собственно название и краткое буквенное обозначение (аббревиатуру) нормативно-правового статуса предприятия и его почтовые и другие связные реквизиты);
  • Предмет контракта (обозначение товара или услуг, являющихся предметом купли-продажи, плюс ссылка на его качество — обычно указание соответствующего стандарта — национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и также является обязательным условием контракта);
  • Количество и сроки поставки;
  • Цена;
  • Базисные условия поставки (ФОБ, СИФ, ДАФ и др);
  • Условия платежа (порядок осуществления расчетов за поставленный товар);
  • Гарантии (для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы);
  • Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов);
  • Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров);
  • Подписи сторон (условие, необходимое для того, чтобы контракт вступил в силу и приобрел статус юридически действительного документа).

В свою очередь, самыми обязательными из перечисленных обязательных контрактных условий являются Базисные условия поставки и Условия платежа (регулирующие наиболее важные, ключевые вопросы сделки — уровень цены, условия транспортировки товара, схему и порядок расчетов), оформлять которые поэтому следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или неполнота изложения уже точно, неизбежно приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным.

К дополнительным условиям контракта относятся:

  • Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения о качестве, указанные в «Предмете контракта»);
  • Упаковка и маркировка;
  • Сдача-приемка товара;
  • Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара);
  • Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы;
  • Прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост-контрактными отношениями).

Необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, — несмотря на большую потребность в таком документе — в нашем законодательстве до сих пор нет. Этот «законодательный пробел» призван, в какой-то степени, компенсировать разработанный в МВЭС ( Министерство внешних экономических связей; в настоящее время — Минэкономразвития РФ) и введенный в действие в 1996г. документ под названием «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В настоящее время это единственный специальный документ, более или менее регулирующий данный вопрос.

Все контрактные условия, кроме того, можно разделить на условия типовые и индивидуальные, из которых первые — носят универсальный характер и представляют из себя набор общепринятых, стандартных формулировок, переносимых из контракта в контракт без изменений (таких условий в контракте большинство), а вторые — присущи только данной конкретной сделке, данному конкретному контракту (наименование Продавца и Покупателя, предмет контракта, его количество и качество, сроки поставки, цена, ставки по штрафам и претензиям, иные цифровые показатели — гарантийные сроки, график подачи машин, судов, срок действия контракта и т.д.).

Внешнеторговый контракт как основной документ международной сделки: ключевые положения, подлежащие закреплению

Специалисты ООО «ЦПО групп» расскажут об особенностях оформления международных сделок купли-продажи товаров

30.11.2020

Заключение внешнеторгового договора при поставке товаров в виде отдельного письменного соглашения не является обязательным требованием по российскому законодательству. 

Однако составление письменного документа оправдано в связи со следующим:

  • письменная фиксация намерения сторон совершить сделку и их договорных обязательств;
  • подтверждение соблюдения норм международного и национального законодательства, что контролируется федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ);
  • составление последующих договоров, необходимых на различных этапах реализации сделки (договоры поставки, страхования и т.п.).

Наиболее распространенным видом внешнеторгового контракта является договор поставки

Единой формы и требований к договору поставки в настоящее время (также как и в целом к внешнеторговым контрактам), не установлено. Вместе с тем, в договоре следует установить те условия, которые имеют значение для выполнения сторонами своих обязательств, а также защиты своих прав в случае нарушения условий контракта. Существенные условия контракта могут отличаться в зависимости от предмета договора, особенностей поставки, временного периода, в рамках которого действуют договорные отношения сторон.

В российской правовой системе, к существенным условиям договора поставки относят условия: о предмете договора, наименовании товара, его количестве и сроках поставки (п. 1 ст. 432, п. 3 ст. 455, ст. 506 Гражданского кодекса РФ), а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

1. Предмет контракта – в предмете рекомендуется указывать полное коммерческое наименование товара, его полную характеристику, ассортимент, комплектность, модель, сведения о маркировке, упаковке, о производителей и стране происхождения. Полное указание сведений о товаре позволит обеспечить возможность его идентификации таможенными органами в ходе совершения таможенных операций и таможенного контроля, иными ФОИВ при реализации иных видов государственного контроля, а также обеспечит возможность контроля покупателем соответствия полученного товара описанию в контракте.

В части упаковки и маркировки необходимо подробно описывать требования, т.к. в отдельных случаях расплывчатость формулировок может осложнить процесс реализации сделки, к примеру, на деревянную упаковку (поддоны и т.п.) таможенные органы потребуют дополнительно представить фитосанитарный сертификат.

В случаях, если в текст договора не включено подробное описание товара, его следует изложить в спецификации или приложении к контракту. Вместе с тем, в самом тексте контракта следует дать ссылку на документ, содержащий подробную информацию о товаре, выступающем предметом Договора.

Зачастую раздел «предмет контракта» объединяет под собой не только качественное описание товара, но и количественное. Количественное описание должно содержать не только установленное фактическое выражение количественной характеристики, но и размерность: единицы, штуки, килограммы, метры кубические.

Описание товара, положенное в основу раздела «предмет контракта», при таможенном декларировании указывается в гр. 31 ДТ «Грузовые места и описание товаров».

2. Цена товара – в данный раздел контракта должна включаться информация о цене за единицу товара, общей стоимости контракта, а также о валюте, в которой выражается цена товара (контракта) в соответствии с классификатором валют, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378.

В случае, если цена товара не может быть определена на дату подписания контракта, в разделе следует указать порядок её определения.

Также рекомендуется описывать, что включается в состав цены товара, к примеру:

  • Стоимость тары и упаковки;
  • Маркировка;
  • Страхование рисков;
  • Грузовые и иные операции с грузом.

В свою очередь, цена единицы товара и цена контракта зависят от базиса поставки.
Указанная валюта и цена контракта отражаются при таможенном декларировании в графе 22 ДТ «Валюта и общая сумма по счету», а также в гр. 42 ДТ «Цена товара».

3. Условия и сроки поставки – данный раздел включает информацию о порядке поставки товаров, графике поставок партий товара, конкретных сроках поставки. В современной практике в данном разделе часто указывают базис поставки по Инкотермс, которые созданы для однозначного определения сторонами контракта своих основных прав и обязанностей в части транспортировки, упаковки, страхования, экспортной и импортной таможенной очистки товаров, распределения рисков случайной гибели и повреждения товаров.

Инкотермс носят в РФ рекомендательный характер, т.е. стороны могут и не использовать данные правила в случае, если подробным образом распишут обязательства поставки в контракте. Вместе с тем, при подготовке документов для таможенного оформления, условия поставки нужно указывать согласно Инкотермс в гр. 20 ДТ «Условия поставки».

Более подробно об особенностях применения Инкотермс вы можете ознакомиться в нашей статье: https://pravorf.ru/blog/bazisn…

Срок поставки должен быть однозначно определен, не допускается наличие расплывчатых формулировок. Следует также указать допустимость или недопустимость досрочной поставки.

3. Условия и сроки оплаты – данный раздел включает положения о сроках оплаты товара, о размере предоплаты, об условиях возврата платежа в случае невозможности осуществить поставку товара. Следует обеспечить условия платежа таким образом, чтобы обезопасить покупателя от недобросовестного поставщика. Как правило, наиболее надежным способом реализации платежей является документарный аккредитив, т.к. соблюдение поставщиком исполнения обязательств контролируется банком.
Для проведения корректного платежа сторонам необходимо корректно и подробно указывать банковские реквизиты.

Необходимо иметь ввиду, что валютное законодательство для российского продавца устанавливает значительные штрафы в случае нарушения требований репатриации валюты. В случае если контрактом не предусмотрен авансовый порядок расчетов – целесообразно уделить большое внимание способам обеспечения сделки (независимая гарантия, поручительство, аккредитив, залог, пр.). Несоблюдение требований валютного законодательства предусматривает наличие административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. В частности, при несоблюдении требований репатриации согласно ч.5 ст. 15.25 КоАП к юридическим лицам могут быть применены штрафные санкции в размере 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока или штрафы в размере от 3 до 10% суммы денежных средств, выплаченных нерезиденту в валюте РФ или от 5 до 30% суммы денежных средств, выплаченных нерезиденту в иностранно валюте.

4. Переход прав собственности – раздел, предусматривающий фиксацию момента, когда права на товар переходят получателю. Момент перехода прав может быть привязан к совершению акта оплаты товара или к моменту передачи товара покупателю. Данный вопрос должен быть оговорен отдельно в контракте, т.к. положения Инкотермс данный аспект не регулируют.

5. Перечень сопроводительных документов — должен содержать сведения обо всех необходимых документах, которые поставщик товара должен передать покупателю. Прежде всего, это документы, требуемые при таможенном контроле (коммерческие, транспортные, разрешительные). Также сюда могут быть включены документы, подтверждающие качество поставляемого товара. Следует детально прописать наименования документов, количество их экземпляров, при необходимости предусмотреть условие о наличии экземпляров, переведенных на русский язык.

6. Ответственность сторон – настоящий раздел включает в себя штрафные санкции, которые применяются к стороне, нарушившей договорные обязательства в случае: не поставки товара, нарушении сроков поставки (досрочная несогласованная поставка или просрочка срока поставки), нарушении сроков оплаты товара. Установление неустоек является одним из рычагов воздействия на недобросовестного контрагента.

Несоблюдение продавцом договорных обязательств предусматривает широкий спектр инструментов, доступных покупателю для правовой защиты нарушенного права. В частности, Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. (ст. 45-52) предусмотрены следующие механизмы правовой защиты:

  • Требование возмещения убытков – данный механизм применятся в совокупности с иными средствами защиты: реализация иных прав на защиту своих интересов не исключает возможности требования убытков;
  • Требование исполнения продавцом своих обязательств – применяется, в частности, при поставке несоответствующего товара по качеству и/или количеству, и обязывает продавца устранить данное несоответствие;
  • Установление дополнительного разумного срока для исполнения обязательств продавцом;
  • Право расторгнуть договор – односторонний отказ покупателя от возможен в случае нарушения контрагентов существенных условий договора, а также при неисполнении контрагентом своих обязательств в т.ч. в дополнительной установленный разумный срок.

Венская конвенция также (ст. 61-65) предусматривает аналогичные механизмы защиты для продавца от неисполнения договорных обязательств со стороны покупателя:

Таким образом, существует широкий перечень механизмов правовой защиты прав контрагентов, корректное отражение которого в положениях внешнеторгового контракта позволит с высокой степени вероятности обеспечить должную защиты прав сторон, а также выполнит превентивную функцию для контрагентов, мотивируя их соблюдать установленные договоренности.

7. Форс-мажор – раздел включает в себя информацию о случаях освобождения сторон от ответственности по контракту в связи с неисполнением своих обязательств вследствие возникновения обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). Необходимо подробным образом оговорить, какие обстоятельства сторонами признаются в качестве форс-мажорных, каким документом подтверждается их наступление, а также определить порядок уведомления контрагента об их наступлении.

8. Порядок урегулирования споров – раздел должен содержать договоренности сторон в части порядка направления и получения ответа на рекламации (претензии) в качестве меры досудебного урегулирования спора, ином порядке урегулирования спора (например, медиативная оговорка), а также сведения о суде, который будет разрешать возможный спор (арбитражная или третейская оговорка).

Определение подсудности одним из первостепенных вопросов, подлежащим согласованию сторонами. Распространенной ошибкой является то, что в договоре произвольно указывается суд (без изучения вопроса стоимости судебного разбирательства, возможности рассмотрения данной категории дел в суде, возможности последующего принудительного исполнения решения суда). Так, например, стоимость рассмотрения дела в коммерческом арбитражном суде может превысить стоимость нарушенного права. Приведение в исполнение решения иностранного суда оказывается затратной и длительной процедурой, в результате которой обращение в суд становится экономически нецелесообразным. Выбор подсудности должен учитывать стоимость судебного разбирательства, возможность реализации судебного решения и ряд иных обстоятельств.

Дополнительно в контракте целесообразно прописать положения, касающиеся:

  • Гарантий продавца;
  • Порядка приемки товара и прохождения входного контроля;
  • Сроков действия договора;
  • Порядка и способа направления корреспонденции;
  • Порядка изменения положений контракта или внесения дополнений;
  • Возможности передачи прав или обязанностей по контракту третьим лицам;
  • Условия о конфиденциальности;
  • Перечень приложений к Контракту.

Также обращаем внимание на необходимость проявления должной осмотрительности при заключении контракта, которая может выражаться в следующем:

1. Контроль возможных препятствий и наличия особых требований к заключению сделки.
Данный аспект предполагает учет контрагентами наличия требований соблюдения мер нетарифного регулирования, требований таможенного и валютного законодательства. 

С учетом законодательства ЕАЭС и национального законодательства РФ следует особое внимание уделить контролю следующих аспектов:

  • Наличие запретов экспортно-импортных операций – следует проверить нахождение товара в перечне товаров, запрещенных к вывозу из ЕАЭС и ввозу в ЕАЭС, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30. Обращаем внимание на необходимость руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ЕАЭС, но и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
  • Наличие разрешительного порядка ввоза-вывоза товаров – разрешительный порядок реализуется посредством установления требований к лицензированию товаров, а также может выражаться в иных формах прямого (административного) воздействия государства на внешнеторговую деятельность, к примеру: квотирование, специальные защитные меры).
  • Наличие санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, карантинных фитосанитарных требований – данные требования обеспечивают безопасность продукции, подтверждают её происхождение их стран с благополучной эпидемиологической ситуацией.
  • Наличие требований технического характера – в отношении отдельных категорий товаров предусмотрена обязанность подтверждения соответствия продукции техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров, что может выражаться в обязательной сертификации или принятии декларации о соответствии. Рекомендуем при заключении сделки руководствоваться положениями Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, а также Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.
  • Соблюдение требований по постановке внешнеторгового контракта на учет в целях соблюдения требований законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля – согласно Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И экспортные контракты на сумму 6 млн. руб. и более, импортные контракты или кредитные договоры на сумму 3 млн. руб. и более подлежат постановке на учет в уполномоченном банке. Сроки постановки контракта на учет определяются обязательством, исполняемым по контракту, а также способом его исполнения и зафиксированы п. 5.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. Также обращаем внимание на необходимость соблюдения требований по репатриации валюты, которые установлены ст. 19 ФЗ-173 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Учитывая, что отличительной чертой внешнеторгового договора является наличие иностранного контрагента, необходимо установить применимое право и превалирующий язык договора. Приоритет применимого права и государственного языка позволят избежать разногласий, являющихся следствием неточностей перевода или различий правовых положений.
В случае отсутствия указания в договоре на применимое право -применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Для импортного контракта — это страна продавца (п. 2 ст. 1210, п. п. 1, 2 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ).

Специалисты компании ООО «ЦПО групп» готовы оказать содействие при подготовке и заключению внешнеторгового контракта, а также правовую помощь в процессе его реализации. Наши специалисты обеспечат подготовку внешнеторгового контракта с учетом всех ключевых особенностей, а также в соответствии с международной практикой и рекомендациями Международной торговой палаты (МТП, ICC).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При необходимости передачи учетных записей от внутренних ресурсов компании необходимо отправить
  • При прогнозировании доходов в оценке бизнеса обычно разрабатывают три сценария развития событий
  • При расчете производственной мощности предприятия используется фонд времени работы оборудования
  • При сдельной оплате труда доплата за работу в сверхурочное время производится в размере не ниже
  • При составлении заемной кабалы в домашних условиях обязательный реквизит документа ответ сторон