Тест по теме: Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
-
Предприятие в условиях рынка выступает основным звеном народного хозяйства, так как:
А) производит продукцию
Б) создает рабочие места, является налогоплательщиком
В) все ответы верны
2. Одной из характеристик предприятия выступает:
А) организационное единство
Б) отсутствие единоначалия
В) необособленное имущество
3. Основной целью предприятия является:
А) получение максимальной прибыли при минимальных издержках
Б) удовлетворение растущих потребностей общества
В) все ответы верны
4. По типу производства предприятия делят на:
А) специализированные и многопрофильные
Б) единичного, серийного и массового производства
В) крупные, средние, мелкие
5. Преимуществом малого бизнеса является:
А) адаптивная способность к колебаниям рынка
Б) отсутствие гибкости
6. В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным?
А) с момента подачи заявления о регистрации
Б) с момента открытия расчетного счета в банке
В) с момента внесения в ЕГРП юридических лиц
7. Предприятие имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать:
А) ИП и или группа физических лиц
Б) государства и муниципалитет
В) государство, муниципалитет, физические и юридические лица
8. Одно лицо может быть полным товарищем:
А) в двух товариществах
Б) одном товариществе
В) одном полном товариществе и одном коммандитном товариществе
Г) неограниченном числе товариществ
9. Число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать:
А) 1
Б) 5
В) 50
Г) 1000
10. Некоммерческие организации – это юридические лица, главной целью которых является:
А) распределение прибыли между учредителями
Б) получение прибыли
В) удовлетворение материальных, духовных или иных нематериальных потребностей, социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели
Г) удовлетворение только материальных потребностей
Спасибо за ответы!
Ответы к тесту: Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
в |
а |
в |
а |
а |
в |
в |
б |
в |
в |
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия среднего
профессионального образования (среднее
специальное учебное заведение) «Атяшевский
аграрный техникум
1.На
каком уровне осуществляется непосредственное
решение основной экономической проблемы
посредством создания товаров и услуг?
-
На
микроуровне -
На
макроуровне.
2.Что
такое фондоотдача?
-
Уровень
оснащенности труда; -
Обьем
товарной продукции, приходящей на один
рубль среднегодовой стоимости основных
средств предприятия. -
Уровень
производительности труда.
3.Фондоотдача
рассчитывается как отношение стоимости
товарной продукции к :
-
Первоначальной
стоимости ОФ; -
Среднегодовой
стоимости О.Ф.; -
Остаточной
стоимости; -
Стоимости
ОФ на начало года.
4.За
счет лучшего использования какой части
основных фондов в основном происходит
рост фондоотдачи?
-
Основных
средств. -
Нерабочих
машин; -
Непроизводственного
инвентаря.
5.Норма
амортизации здания – 2%. Чему равен
нормативный срок службы этого здания?
-
50
лет; -
20
лет; -
30
лет;
6.Основные
фонды – это часть имущества, используемого
в качестве:
-
Предметом
труда; -
Средств
труда; -
Рабочей
силы.
7.Что
включает в себя понятие «оборотные
фонды предприятия»?
-
Основные
и вспомогательные материалы, полуфабрикаты
собственного производства, покупные
полуфабрикаты и комплектующие изделия; -
Часть
средств производства, которые участвуют
в производственном цикле один раз и
полностью переносят свою стоимость на
себестоимость готовой продукции. -
Предметы
труда, необходимые для производства
продукции; -
Средства
производства, многократно участвующие
в процессе производства продукции и
переносящие свою стоимость на
себестоимость готовой продукции.
8.Что
из перечисленного относится к средствам
обращения?
-
Материальные
ресурсы предприятия и отрасли; -
Транспортные
средства, производственные здания,
сооружения; -
Готовые
изделия, продукция в пути, денежные
средства на счетах и в кассе, дебиторская
задолженность; -
Прибыль
предприятия.
9.Какой
фактор характеризует эффективность
использования оборотных средств?
-
Снижение
собственных оборотных средств; -
Ускорение
оборачиваемости оборотных средств.
10.Какие
показатели используются при оценке
эффективности использования оборотных
средств?
-
Трудоемкость
-
Коэффициент
оборачиваемости; -
Фондоотдача.
11.Что
такое списочная численность персонала?
-
Количество
работников, являющихся на работу в
течение периода; -
Численность
работников по списку на определенную
дату с учетом принятых и уволенных на
эту дату.
12.Какие
затраты относятся к цеховой себестоимости
продукции.
1.Потери
от брака.
2.Внепроизводственные
расходы.
3.Затраты
на сырье и основные материалы.
13.Что
выступает определяющим фактором при
установлении цены для большинства
предприятий?
-
Себестоимость
продукции; -
Прибыль
изготовителя; -
Цены
конкурентов; -
Уникальность
товара.
14.Командно
– административная система предполагает:
-
Государственную
форму собственности; -
Частную
форму собственности; -
Государственную
и частную форму собственности.
15.Одним
из условий успешного функционирования
рыночной экономики выступает:
-
Ограничение
возможностей потребителя; -
Ликвидация
конкурентного механизма цен; -
Ограничение
монополизма.
16.Преимуществом
малого бизнеса является:
-
Адаптивная
способность к колебаниям рынка; -
Отсутствие
гибкости
17.Предприятие
имеет конкретного собственника, в
качестве которого могут выступать:
-
Индивидуальные
владельцы или группа физических лиц; -
Государство
или муниципалитет; -
Государство,
муниципалитет, физические или юридические
лица.
18.
Учет основных фондов осуществляется.
1.
В натуральной форме
2.
В денежной форме.
3.1+2
19.Что
такое профессия?
-
Род
трудовой деятельности, требующий
специальной подготовки и являющийся
источником существования; -
Специальность,
являющаяся источником существования; -
Любая
работа, которую может выполнять работник.
20.Основной
из характеристик предприятия выступает:
-
Организационное
единство; -
Отсутствие
единоналичия; -
Необособленное
имущество.
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия среднего
профессионального образования (среднее
специальное учебное заведение) «Атяшевский
аграрный техникум
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
01.09.2019103.94 Кб0н1.doc
- #
- #
- #
- #
11.02.201544.55 Mб17Народы Европейской части СССР. Т.2 — 1964.djvu
- #
- #
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №1
«Сравнительная
характеристика организационно-правовых форм предприятий, предусмотренных ГК РФ»
Задание № 1. Составить таблицу: «Основные
характеристики организационно-правовых форм предприятий, предусмотренных ГК РФ»
Виды |
Виды членства, |
Документы |
Управление |
Ответственность |
Прибыль |
Выход |
Плюсы |
ООО |
|||||||
ОДО |
|||||||
ЗАО |
|||||||
ОАО |
|||||||
ТНВ |
|||||||
ПТ |
|||||||
КФХ |
|||||||
ГКП |
|||||||
МП |
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Составить таблицу: «Сравнительная
характеристика двух организационно-правовых форм, принятых в малом
предпринимательстве»
Форма |
Участники |
Ответственность |
Учредит. документы |
Количество участников |
Капитал, имущество |
Примечания |
Индивидуальный предприниматель (ИП) |
||||||
Производственный кооператив (ПК) |
Вывод :
__________________________________________________________________________________________________
Тест по
теме: Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
1.Предприятие в
условиях рынка выступает основным звеном народного хозяйства, так как:
А) производит
продукцию
Б) создает рабочие
места, является налогоплательщиком
В) все ответы верны
2. Одной из характеристик
предприятия выступает:
А) организационное
единство Б) отсутствие единоначалия В) необособленное имущество
3. Основной целью
предприятия является:
А) получение
максимальной прибыли при минимальных издержках
Б) удовлетворение
растущих потребностей общества
В) все ответы верны
4. По типу
производства предприятия делят на:
А) специализированные
и многопрофильные
Б) единичного,
серийного и массового производства
В) крупные, средние,
мелкие
5. Преимуществом
малого бизнеса является:
А) адаптивная способность
к колебаниям рынка
Б) отсутствие
гибкости
6. В какой момент
юридическое лицо считается зарегистрированным?
А) с момента подачи
заявления о регистрации
Б) с момента открытия
расчетного счета в банке
В) с момента внесения
в ЕГРП юридических лиц
7. Предприятие имеет
конкретного собственника, в качестве которого могут выступать:
А) ИП и или группа
физических лиц
Б) государства и
муниципалитет
В) государство,
муниципалитет, физические и юридические лица
8. Одно лицо может
быть полным товарищем:
А) в двух
товариществах
Б) одном товариществе
В) одном полном
товариществе и одном коммандитном товариществе
Г) неограниченном
числе товариществ
9. Число акционеров
закрытого акционерного общества не может превышать: А) 1 Б) 5 В)
50 Г) 1000
10. Некоммерческие
организации – это юридические лица, главной целью которых является:
А) распределение
прибыли между учредителями
Б) получение прибыли
В) удовлетворение
материальных, духовных или иных нематериальных потребностей, социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные
цели
Г) удовлетворение
только материальных потребностей
Спасибо за
ответы!
Ответы к
тесту: Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
в |
а |
в |
а |
а |
в |
в |
б |
в |
в |
Пример заполнения
Виды ОПФ |
Виды членства, ограничения |
Документы регистрации |
Управление |
Ответственность |
Прибыль |
Выход |
Плюсы и минусы |
ООО |
Предусматривает один вид членства — |
Устав, учредительный договор, протокол |
Органы управления: общее собрание участников, дирекция. Кол-во |
Участники несут риск убытков в пределах |
Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется |
При выходе участник вправе: получить долю |
Если численность участников превышает |
ОДО |
Предусматривает один вид членства — |
Устав, учредительный договор, протокол |
Органы управления: общее собрание |
Участники солидарно несут ответственность |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
При выходе из ОДО участник вправе: |
Численность участников будет установлена |
ЗАО |
Один вид членства — акционер. Им может |
Устав, учредительный договор, заявление о |
Органы управления: общее собрание |
Акционеры несут ответственность в |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
Чтобы «выйти» из продает свои акции |
Данная форма предпочтительна, если: участники не хотят доверить управление узкому |
ОАО |
Один вид членства — акционер. Им может |
Устав, учредительный договор, заявление о |
Органы управления: общее собрание |
Акционеры несут ответственность в |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
Чтобы «выйти» из продает все свои акции |
Численность акционеров не ограничена. В сельском хозяйстве неэффективными. |
ДХО |
Участниками могут быть физические и |
Устав, учредительный договор, заявление о |
Органы управления: собрание участников, |
Участник (основное или материнское |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
В соответствии с учредительными |
ДХО не отвечает по долгам основного |
ЗХО |
Участниками могут быть физические и |
Устав, учредительный договор, заявление о |
Органы управления: собрание участников, |
Участник несет ответственность в пределах |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
В соответствии с учредительными |
ЗХО не отвечает по долгам преобладающего |
ТНВ |
Два вида членства — полный товарищ и |
Учредительный договор, протокол |
Органы управления: собрание полных |
Полные товарищи несут ответственность |
Прибыль, направляемая на дивиденды, |
При выходе из ТНВ полный товарищ получает |
Управление отличается оперативностью. |
ПТ |
Один вид членства — полный товарищ. Ими |
Учредительный договор, протокол |
Органы управления: собрание участников, |
Участники солидарно несут субсидиарную |
Направляемая на дивиденды прибыль, |
При выходе из ПТ участник вправе: |
Участники должны иметь высокую |
СПК |
Два вида членства — член и |
Устав, протокол организационного |
Органы управления: общее собрание членов; |
Кооператив отвечает по своим |
Прибыль, распределяемая между |
При выходе из СПК участник вправе: |
Численность участников ограничена лишь |
ОСПК |
Два вида членства — член и |
Устав, протокол организационного |
Органы управления: общее собрание членов, |
Кооператив отвечает по своим |
Доход, распределяемый между участниками, |
При выходе из ОСПК участник вправе: |
Численность участников ограничена лишь |
КФХ |
Два вида членства — глава и член КФХ |
Заявление на регистрацию КФХ, заявление |
Все решения по управлению КФХ принимает |
Глава КФХ по обязательствам КФХ несет |
Распределяется главой КФХ по своему |
Вышедший из КФХ имеет право на получение |
В течение первых 5 лет деятельности КФХ |
ГКП |
Участником предприятия является его |
Устав, утвержденный Правительством РФ |
Все решения по управлению предприятием |
По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Не |
Условия использования прибыли оговариваются |
Ликвидация предприятия осуществляются по |
Предприятие может получать помощь со |
МП |
Участником предприятия является его Учредитель — уполномоченный |
Устав, утвержденный уполномоченным на то |
Все решения по управлению предприятием |
По своим обязательствам всем своим |
Условия использования прибыли |
Ликвидация предприятия осуществляются по |
Предприятие может получать помощь со |
Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнительная таблица основных характеристик организационно-правовых
форм, принятых в малом предпринимательстве
Форма |
Участники |
Ответственность |
Учредит. Документы |
Количество участников |
Капитал, имущество |
Примечания |
Индивидуальный предприниматель (ИП) |
Гражданин |
ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом (кроме того |
Нет |
1 участник. Несколько ИП могут объединяться на основании |
0 |
ИП вправе иметь наемных работников, их количество не ограничено |
Полное товарищество (Данная ОПФ практически не используется) |
ИП и коммерческие организации. Участники называются “полными |
Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим |
Учредитель-ный договор |
Несколько участников, если остается 1, то должно быть |
Каждый участник вносит свой вклад в так называемый “складочный |
В случае смерти участника полного товарищества его наследник Участник полного товарищества вправе с согласия остальных его Любой участник полного товарищества может действовать без |
Товарищество на вере (или — коммандитное товарищество) (Данная ОПФ практически не используется) |
2 вида участников — полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Полными товарищами могут быть ИП и коммерческие организации. Вкладчиками могут быть граждане и любые юр. лица. Лицо может |
Полные товарищи солидарно осуществляют субсидиарную |
Учредительный договор, подписанный всеми полными товарищами. |
Если вкладчиков не остается, то коммандитное товарищество должно |
— “- |
Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется В остальном товарищество на вере аналогично полному товариществу |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) |
Граждане и любые юридические. лица |
Участники не отвечают по обязательствам ООО своим имуществом и |
Учредитель-ный договор, Устав. Если один участник, то только устав Если в учредительных документах оказались расхождения, то |
1 или несколько участников, но не более 50. Если участников |
Каждый участник вносит свой вклад в уставный капитал. Уставной Уставнок капитал определяет минимальный размер имущества Уставной капитал должен быть оплачен участниками общества на |
Высшим органом управления является Общее собрание участников, Участник общества вправе продать или уступить свою долю в Участник общества вправе в любое время выйти из общества |
Закрытое акционерное общество (ЗАО) |
Граждане и любые юр. лица. Участники называются акционерами |
Участники не отвечают по обязательствам ЗАО своим имуществом и |
Устав Договор о создании АО в письменной форме |
1 или несколько участников, но не более 50, если участников Если участник (учредитель) один, то это должно быть отражено в АО не может иметь в качестве единственного участника другое |
Уставной капитал разделен на акции, каждый участник покупает |
В ЗАО акции распределяются только среди заранее строго Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет |
Открытое акционерное общество (ОАО) |
— “- |
— “- |
— “- |
Любое количество участников Если участник (учредитель) один, то это должно быть отражено в |
Уставной капитал разделен на акции.Каждый участник покупает |
В ОАО акции могут продаваться любым лицам, на них может ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В |
Производственный кооператив |
Граждане. Допускается участие юридических лиц. |
Члены производственного кооператива несут по обязательствам |
Устав |
Количество участников не менее 5 |
Уставной капитал формируется за счет объединения личных паевых Члены кооператива обязаны внести к моменту регистрации |
Предусмотрено личное трудовое участие членов кооператива. Член кооператива вправе выйти из кооператива по своему Член кооператива может быть исключен по решению общего собрания Член кооператива вправе передать свой пай другому члену |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Коркинский горно-строительный техникум»
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине ОПД.06 «Экономика организации»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
базовой подготовки
Коркино, 2012
Разработчики:
Суюшкина Е.В. — преподаватель КГСТ;
Паньщикова Н.С. – преподаватель КГСТ;
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
2. Освоение элементов профессиональных компетенций (ПК),
соответствующих виду профессиональной деятельности и
элементов общих компетенций (ОК) 4
3. Освоение умений и усвоение знаний 6
4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендуемые вопросы для составления экзаменационных заданий по оценке освоению умений и усвоения знаний по учебной дисциплине «Экономика предприятия» 9
ПРИЛОЖЕНИИЕ 2. Рекомендуемые практические задания для составления экзаменационных билетов по оценке усвоения знаний и освоению умений по учебной дисциплине «Экономика предприятия» 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемые управленческие ситуации для составления экзаменационных заданий по оценке освоению умений и усвоения знаний по учебной дисциплине «Экономика предприятия» 22
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
- Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОПД.06 «Экономика организации» основной образовательной программы по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
- Формирование элементов профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности и элементов общих компетенций (ОК):
Ппрофессиональные и общие компетенции |
Показатели оценки результата |
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов |
Правильность и точность расчета калькуляции затрат на производство и реализацию продукции, сметы на строительно-монтажные работы; Определение и расчет основных фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; Указание взаимосвязи трудовых и финансовых ресурсов организации, их структуры, классификации, и текучести; Перечисление и оценивание финансовых ресурсов строительных организаций; Указание взаимосвязи трудовых и финансовых ресурсов организации; Определение маркетинговой стратегии и тактики строительной организации в рыночных условиях. |
ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, ткущего содержания и реконструкции строительных объектов |
Составление проекта договора подряда с использованием законодательства Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ.) Применение нормативной правовой базы при заключении договора подряда строительной организации; Определение структуры бизнес-плана; Формулирование целей разработки бизнес – плана. |
ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач |
Формулирование и обоснование изменения и влияния факторов внутренней и внешней среды строительной организации; Обобщение и предоставление выводов по основным составляющим общего менеджмента; Формулирование, применение и использование способов, методов и технологий современного управления; Оценивание и обоснование тенденций развития современного менеджмента, актуализация применения в строительных организациях; Формулирование, обоснование требований, предъявляемых к руководителям строительных организаций. |
ПК 3.3.Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений |
Определение, методология и расчет основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации; |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Проявление интереса к профессии в процессе учебной деятельности и на практике. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках специальности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Рациональное планирование и организация собственной деятельности. Оптимальный выбор методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов и проектирования изделий. Объективная оценка своей деятельности по решению профессиональных задач. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
Объективная оценка ситуации в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельное принятие оптимальных решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Своевременный контроль и корректировка деятельности в соответствии с нормативной технической документацией. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
Отбор профессионально-значимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач разработки технологических процессов и проектирования изделий. Получение дополнительной информации для расширения кругозора в профессиональной деятельности и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Рациональное использование информационно-коммуникационных технологий для научной организации своего труда в сфере профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Владение профессиональной лексикой, этическими нормами поведения, приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Корректное взаимодействие с обучающимися в группе, преподавателями и мастерами в ходе освоения учебной дисциплины. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
Проявление ответственности за работу членов команды, результаты выполнения заданий. Своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполнения задания. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Стремление к повышению уровня физической подготовки, здоровому образу жизни. Активная гражданская позиция будущего военнослужащего. Занятие в спортивных секциях. Демонстрация профессиональных знаний и умений, необходимых для исполнения воинской обязанности. |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
Отслеживание и анализ инноваций в области производства сварных конструкций, возможность использования новых разработок имеющих экономический эффект. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Стремление к повышению уровня физической подготовки, здоровому образу жизни. Активная гражданская позиция будущего военнослужащего. Занятие в спортивных секциях. Демонстрация профессиональных знаний и умений, необходимых для исполнения воинской обязанности. |
- Освоение умений и усвоение знаний
Освоенные умения, освоенные знания |
Показатели оценки результата |
№№ заданий для проверки |
Уметь: оформлять основные документы по регистрации малых предприятий; |
Разрабатывание основных документов по созданию и регистрации малых предприятий |
Приложения 1,2,3, |
использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт; |
Правильность и точность расчета калькуляции затрат на производство и реализацию продукции; Правильность и точность расчета сметы на строительно-монтажные работы. |
Приложения 1,2,3, |
составлять и заключать договоры подряда; |
Составление проекта договора подряда с использованием законодательства Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ.) Применение нормативной правовой базы при заключении договора подряда строительной организации; |
Приложения 1,2,3, |
в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента; |
Формулирование и обоснование изменения и влияния факторов внутренней и внешней среды строительной организации |
Приложения 1,2,3, |
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
Расчет основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности строительной организации, анализ их эффективности; принятие рациональных управленческих решений; |
Приложения 1,2,3, |
Знать: основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; |
Обобщение и применение типовой классификации основных фондов при решении практических задач; Определение и расчет основных фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования. |
Приложения 1,2,3, |
состав трудовых и финансовых ресурсов организации; |
Определение состава трудовых ресурсов организации, их структуры, классификации, и текучести; Перечисление и оценивание финансовых ресурсов строительных организаций; Указание взаимосвязи трудовых и финансовых ресурсов организации. |
Приложения 1,2,3, |
механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда; |
Определение структуры и факторов ценообразования на строительную продукцию; Указание форм и видов оплаты труда, их роль в ценообразовании. |
Приложения 1,2,3, |
стратегию и тактику маркетинга; |
Определение маркетинговой стратегии и тактики строительной организации в рыночных условиях. |
Приложения 1,2,3, |
методику разработки бизнес-плана; |
Определение структуры бизнес-плана; Формулирование целей разработки бизнес – плана. |
Приложения 1,2,3, |
содержание основных составляющих общего менеджмента; |
Обобщение и предоставление выводов по основным составляющим общего менеджмента |
Приложения 1,2,3, |
методологию и технологию современного менеджмента; |
Формулирование, применение и использование способов, методов и технологий современного управления. |
Приложения 1,2,3, |
характер тенденций развития современного менеджмента; |
Оценивание и обоснование тенденций развития современного менеджмента, актуализация применения в строительных организациях |
Приложения 1,2,3, |
требования, предъявляемые к современному менеджеру; |
Формулирование, обоснование требований, предъявляемых к руководителям строительных организаций |
Приложения 1,2,3, |
основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации; |
Определение и методология основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации; |
Приложения 1,2,3, |
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
1.2.1.Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия : учеб. Пособие / Л.Н. Чечевицина, Е. В. Чечевицина. – 10- изд., доп. и перераб., [б. м.], 2010. – 379 с.
- Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) / В.Д. Грибов,
- В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко.-М.: Кнорус, 2010.-416 с.
- Экономика отрасли (строительство) : учебник / В.В. Акимов и др.-М: ИНФРА-М, 2009. — 304 с.
- Лопарев А.М. Экономика организации (предприятия) : учебно-методический комплекс и Рабочая тетрадь / А.М. Лопарева. – М : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2008. — 240 с.: ил.
- Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика: учеб. Пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – М.: ИНФРА-М, 2009. — 192 с.
- Лопарева А.М. Бизнес-планирование: учебно-методический комплекс: учеб. пособие для среднего проф. образования / А.М. Лопарева.-М: ФОРУМ, 2010.-143 с.: табл.
- Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учеб. пособие.- 6-е изд., стер.-М.: Академия, 2011. — 208 с.
- Прошкина Т.П. Маркетинг: учеб. пособие / Т.П. Прошкина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 314 с.
- Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликова. – 11-е изд., стер-М.: Академия, 2011. — 288 с.
- Райченко А.В. Менеджмент: учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. – М.: ФОРУМ, 2010. – 368 с.
Дополнительные источники:
- Волков О.И. Экономика предприятия : курс лекций: учеб. пособие для вузов / О. И. Волков, Скляренко В.К. — М. : ИНФРА-М , 2009, 2010. — 280 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. Р. Веснин. — М. : Проспект, 2009. — 176 с.
- Басовский Л.Е. Маркетинг : курс лекций / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М , 2008. — 219 с.
- Драчева Е.Л. Менеджмент :практикум /Е.Л.Драчева, Л.И.Юликова.- М.: Академия,2011.- 304 с.
- Басовский Л.Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. — М. : ИНФРА-М , 2008. — 216 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.finbook.biz -Электронная Библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Рекомендуемые тестовые задания вопросы для составления экзаменационных заданий по оценке освоению умений и усвоения знаний по учебной дисциплине «Экономика предприятия»
Выберите один или несколько правильных ответов.
- Преимуществом малого бизнеса является:
а) адаптивная способность к колебаниям рынка;
б) отсутствие гибкости.
Эталон ответа: а
- В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным?
а) с момента подачи заявления о регистрации;
б) с момента открытия расчетного счета в банке;
в) с момента внесения в ЕГРП юридических лиц;
г) прочие.
Эталон ответа: в
- Объект основных фондов в группе «Рабочие машины и механизмы» …
а) бульдозер;
б) автомобиль;
г) компрессор;
д) компьютер.
Эталон ответа: г
- Стоимость фактических затрат на приобретение машин, оборудования с учётом доставки и монтажа:
а) первоначальная;
б) восстановительная;
в) ликвидационная;
г) остаточная.
Эталон ответа: а
- Показатель производительности труда в строительстве:
а) выработка;
б) механовооруженность;
в) часовая тарифная ставка;
г) рабочее время.
Эталон ответа: а
- Что такое списочная численность персонала?
а) количество работников, являющихся на работу в течение периода;
б) численность работников по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату.
Эталон ответа: а
- Какая заработная плата характеризует сумму денег, которые работник получает на руки?
а) номинальная;
б) реальная.
Эталон ответа: б
- В процессе установления окончательной цены сначала нужно:
а) проанализировать цены и товары конкурентов;
б) проанализировать издержки производства и обращения.
Эталон ответа: б
- Из чего формируется посредническая надбавка?
а) издержки обращения посредника;
б) прибыль посредника;
в) налог на прибыль посредника;
г) НДС.
Эталон ответа: а
- Статья накладных расходов, включающая заработную плату ИТР …
а) организация работ на площадке;
б) обслуживание работников строительства;
в) административно-хозяйственные нужды;
г) прочие.
Эталон ответа: в
- Размер оплаты труда за единицу рабочего времени в зависимости от квалификации работника:
а) тарифная сетка;
б) тарифная ставка;
в) ЕТКС;
г) расценка.
Эталон ответа: б
- Расходы денежных средств, учитывающие зарплату младшего обслуживающего персонала
а) зарплата основных рабочих;
б) прямые затраты;
в) накладные расходы;
г) материалы.
Эталон ответа: в
- Износ, в результате которого наступает утрата ценности фондами до наступления их физического износа:
а) моральный;
б) технический;
в) физический;
г) проектный.
Эталон ответа: а
- Субъект власти, устанавливающий размер налога на рекламу:
а) краевой орган;
б) местный орган;
в) федеральный орган;
г) региональный орган.
Эталон ответа: б
- Затраты времени на изготовление единицы продукции
а) объем работ;
б) расценка;
в) трудоёмкость;
г) выработка.
Эталон ответа: в
- Аренда технических средств сроком до одного года с последующим правом выкупа:
а) лизинг;
б) прокат;
в) хозрасчёт;
г) рентинг.
Эталон ответа: а
- Величина средств, являющаяся нормативом для определения сметной прибыли:
a) ФОТ;
б) себестоимость;
в) прямые затраты;
г) сметная прибыль.
Эталон ответа: а
- Показатель количества оборотных средств за определенный период времени:
а) оборачиваемость оборотных средств;
б) средняя длительность одного оборота;
в) норматив оборотных средств;
г) коэффициент оборачиваемости.
Эталон ответа: г
- Показатель, характеризующий количество продукции, приходящейся на один рубль основных фондов:
а) ликвидационная стоимость;
б) норма дисконтирования;
в) норма амортизации;
г) фондоотдача.
Эталон ответа: г
- При каких условиях возможна ликвидация предприятия?
а) только при добровольном согласии учредителей;
б) только по решению суда;
в) при обоих условиях;
г) без решения суда.
Эталон ответа: б
- Что характеризует фондоотдача?
а) уровень оснащенности труда;
б) удельные затраты ОФ на 1 руб. товарной продукции;
в) величину товарной продукции, приходящейся на 1 руб. ОФ;
г) уровень производительности труда.
Эталон ответа: в
- Фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости товарной продукции к:
а) первоначальной стоимости ОФ;
б) среднегодовой стоимости;
в) остаточной стоимости;
г) стоимости ОФ на начало года.
Эталон ответа: б
- Какой фонд используется предприятием для воспроизводства ОФ?
а) резервный;
б) амортизационный;
в) фонд специального назначения;
г) фонд материального поощрения.
Эталон ответа: б
- Что из перечисленного наиболее полно определяет амортизацию?
а) процесс перенесения стоимости ОФ на себестоимость готовой продукции;
б) износ ОФ;
в) расходы на содержание и ремонт ОФ.
Эталон ответа: а
- Какие материально-вещественные элементы входят в состав оборотных фондов предприятия?
а) запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топливо, незавершенное производство, расходы будущих периодов;
б) станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи;
в) готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия;
г) прибыль предприятия, задолженность поставщикам.
Эталон ответа: а, в
- Определить последовательность этапов расчетов зарплаты при бестарифной системе оплаты труда:
а) определяется доля фонда оплаты труда, приходящегося на оплату одного балла;
б) определяется количество баллов, заработанных каждым работником;
в) определяется общее количество баллов, заработанных всеми работниками;
г) определяется зарплата отдельного работника.
Эталон ответа: а
- Каким отношением можно определить рентабельность продукции?
а) выручки от реализации к материальным затратам;
б) прибыли от реализации к себестоимости;
в) балансовой прибыли к материальным затратам;
г) прибыли от реализации к фонду оплаты труда.
Эталон ответа: в
- Куда направляется сумма налога на прибыль предприятий?
а) в полном объеме в федеральный бюджет;
б) в полном объеме в региональный бюджет;
в) в полном объеме в местный бюджет;
г) в бюджеты разных уровней.
Эталон ответа: а
- Сегментирование рынка – это процесс:
а) рекламы товара;
б) выяснение характеристик покупателя;
в) прогнозирование рыночных показателей;
г) разбивки потребителей на группы.
Эталон ответа: г
- Оптовая торговля это:
- купля-продажа с целью перепродажи товаров;
- купля-продажа с целью профессионального использования товаров;
- сделки между посредником и производителем;
- верны ответы а, b, c.
Эталон ответа: а
- Задачами отдела маркетинговых исследований является:
- замер текущего спроса;
- анализ распределения долей рынка;
- снижение себестоимости товара;
- верны ответы А и Б.
Эталон ответа: г
- Наиболее широкий круг потенциальных покупателей охватывает применения:
- реклама;
- личной продажи;
- пропаганды;
- мер по стимулированию сбыта;
- нет верного ответа.
Эталон ответа: а
- Процесс стратегического планирования в маркетинге начинается с:
- установления целей и задач;
- анализа существующей ситуации;
- координации задач между маркетинговыми подразделениями,
- нет верного ответа.
Эталон ответа: г
- Цена на товар не зависит от следующих факторов:
- транспортных издержек;
- стоимость сырья и материалов;
- темпов инфляции;
- нет верного ответа.
Эталон ответа: г
- В функции канала распределения не входит:
- сбор информации о текущем состоянии рынка;
- складирования товарной продукции;
- участие в ценообразовании;
- нет верного ответа.
Эталон ответа: г
- Реклама-это:
- информация о товаре;
- кратковременная мера поощрения продаж;
- платная форма представления товара;
- купля-продажа в ходе личной беседы.
Эталон ответа: в
- Управление в условиях рынка рыночной экономикой:
а) психология;
б) менеджмент;
в) экономика предприятия;
г) политология.
Эталон ответа: б
- Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей:
а) организация;
б) организационная структура;
в) мотивация;
г) управление.
Эталон ответа: а
- Конечное состояние, к которому стремиться трудовой коллектив (организации):
а) итог;
б) задача;
в) цель;
г) результат.
Эталон ответа: в
- Предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки:
а) цель;
б) план;
в) технология;
г) задача.
Эталон ответа: г
- Логическое соотношение уровней управления и функциональных
областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели организации:
а) внешняя среда организации;
б) внутренняя среда организации;
в) структура организации;
г) элементы организации.
Эталон ответа: в
- Цели, задачи, технологии, структура управления, трудовые ресурсы (штатные сотрудники) организации — это элементы:
а) внутренней среды;
б) внешней среды;
в) менеджмента;
г) процесса управления.
Эталон ответа: а
- Подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации — это:
а) управление персоналом;
б) разделение труда;
в) менеджмент;
г) специализация
Эталон ответа: а
- Сочетание квалификационных навыков, оборудование, инфраструктуры,
инструментов, необходимых для осуществления преобразований в материалах:
а) специальность;
б) технология;
в) профессия;
г) организация.
Эталон ответа: б
- Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации:
а) планирование;
б) организация;
в) мотивация;
г) стимулирование.
Эталон ответа: в
- Планирование, организация, координация, мотивация и контроль — это:
а) средства управления;
б) методы управления;
в) сфера деятельности организации;
г) функции управления.
Эталон ответа: г
- Совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей:
а) методы управления;
б) функции управления;
в) контроль;
г) средства управления.
Эталон ответа: а
- Совокупность взаимосвязанных, целенаправленных логически последовательных управленческих действий:
а) методы управления;
б) управленческое решение;
в) средства управления;
г) функции управления.
Эталон ответа: б
- Отсутствие согласия между двумя и более сторонами:
а) конкуренция;
б) спор;
в) стресс;
г) конфликт.
Эталон ответа: г
- Если к одному человеку предъявляются противоречивые требования и производственные требования не согласовываются с личностными потребностями работника — это:
а) внутриличностный конфликт;
б) межличностный конфликт;
в) конфликт между личностью и группой;
г) межгрупповой конфликт.
Эталон ответа: а
- Если позиция мастера отличается от позиции бригады, то — это:
а) внутриличностный конфликт;
б) межличностный конфликт;
в) конфликт между личностью и группой;
г) межгрупповой конфликт.
Эталон ответа: в
- Метод разрешения конфликта, при котором действия направлены на урегулирование разногласия путем переговоров, устраивающих обе стороны:
а) сглаживание;
б) компромисс;
в) решение проблемы;
г) принуждение.
Эталон ответа: б
- Процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми:
а) общение;
б) коммуникация;
в) деловое совещание;
г) переговоры.
Эталон ответа: а
- Персонал основной деятельности, непосредственно связанный с производственными операциями (средствами труда):
а) руководители;
б) специалисты;
в) служащие;
г) рабочие.
Эталон ответа: г
- Работники, занимающие руководящие должности, как на самом предприятии, так и в его структурных подразделениях:
а) руководители;
б) специалисты;
в) служащие;
г) рабочие.
Эталон ответа: а
- Особый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и
практических навыков:
а) специальность;
б) профессия;
в) уровень квалификации;
г) опыт.
Эталон ответа: б
- Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели:
а) неформальная группа;
б) организация;
в) закрытая система;
г) подсистема.
Эталон ответа: б
- Все сложные организации обладают общими характеристиками – ресурсами, зависимостью от внешней среды, вертикальным разделением труда, подразделениями, горизонтальным разделением труда
а) сырьем;
б) финансами;
в) технологией;
г) необходимостью управления.
Эталон ответа: г
- Внутренние параметры – это ситуационные факторы внутри организации. К ним можно отнести – цели, …..…, технологию, структуру, людей:
а) задачи;
б) технические средства;
в) информацию;
г) здания.
Эталон ответа: а
- ….. – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки:
а) задача;
б) цель;
в) технология;
г) структура организации.
Эталон ответа: а
Показателями качества профессиональной подготовки являются коэффициенты:
К = А/Р,
где К – качество усвоения,
А – количество правильно выполненных учащимися существенных операций,
Р – общее число существенных операций в тесте.
Как показывают исследования, К должно быть не менее 0,7. Только при этом можно говорить о сформированной деятельности учащихся. В. П. Беспалько предлагает соотнести коэффициент с соответствующей оценкой по пятибалльной шкале:
K |
0,9–1 |
0,8–0,9 |
0,7–0,8 |
Менее 0,7 |
Отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
ПРИЛОЖЕНИИЕ 2
Рекомендуемые практические задания для составления экзаменационных билетов по оценке усвоения знаний и освоению умений по учебной дисциплине «Экономика предприятия»
ЗАДАЧА 1.
На предприятии стоимость основных средств составила
Группа основных средств |
Среднегодовую стоимость, тыс. руб. |
Структура, % |
Здания и сооружения |
15000 |
|
Передаточные устройства |
800 |
|
Силовые машины |
2300 |
|
Рабочие машины |
44200 |
|
Транспортные средства |
540 |
|
Итого |
100 |
Определить структуру основных средств и дать оценку с точки зрения доли их активной и пассивной части.
ЗАДАЧА 2.
Первоначальная стоимость ОПФ составляет 185,6 тыс. рублей. Планируется ввести новый станок стоимостью 54 тыс. рублей, который будет эксплуатироваться 3 месяца и списать старый с ликвидационной стоимостью 3,6 тыс. рублей, который работал 9 месяцев. Определить среднегодовую стоимость ОПФ.
ЗАДАЧА 3.
Группа основных средств |
На начало года, тыс. руб. |
На конец года, тыс. руб. |
Здания и сооружения |
250 |
280 |
Строительные машины и механизмы |
720 |
800 |
Силовые машины и оборудование |
120 |
130 |
Транспортные средства |
280 |
320 |
Прочие |
30 |
40 |
Итого |
Строительное управление на начало и на конец отчетного года имело следующие данные по производственным ОФ.
Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов по их видам и в целом.
ЗАДАЧА 4.
Приобретен объект стоимостью 100 тыс. рублей, со сроком использования 5 лет, годовая норма амортизационных отчислений с учетом ускорения составила 40%. Определить сумму амортизационных отчислений впервые два года.
ЗАДАЧА 5.
Здание построено 5 лет назад. Первоначальная стоимость его 130 млн. руб. Норма амортизации 5%. Через 3 года после начало эксплуатации здания произошла первая переоценка здания (коэффициент пересчета 4,1), а через 2 года — вторая переоценка (коэффициент пересчета 2,3). Определить восстановительную стоимость здания и стоимость его износа после последней переоценки.
ЗАДАЧА 6.
Определить годовые амортизационные отчисления на восстановление первоначальной стоимости гусеничного крана, на капитальный ремонт и в целом.
Исходные данные: оптовая цена крана 42,6 тыс. руб., норма амортизационных отчислений на восстановление первоначальной стоимости-7,5%, на капитальный ремонт-5%, транспортные и заготовительно-складские расходы-7% оптовой цены.
ЗАДАЧА 7.
Определите показатели использования основных производственных средств двух предприятий, производящих одинаковую продукцию. Проанализируйте их. Исходные данные приведены в таблице.
Показатели |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб. |
28,5 |
60,6 |
Выпуск продукции, млн. руб. |
61,0 |
280,1 |
Средняя численность работающих, чел. |
145 |
210 |
ЗАДАЧА 8.
Стоимость основных средств на начало года- 4570 млн. руб. С 1-го ноября выбыло ОПФ на сумму 9,5 млн. руб. Объем выпуска продукции за год – 30000 млн. руб. Число работающих на предприятии – 370 чел. Определить среднегодовую стоимость ОФ, фондоотдачу и фондовооруженность труда.
ЗАДАЧА 9.
Строительное управление № 1 выполнило годовой объем СМР на сумму 2000тыс. руб. при среднегодовой стоимости ОФ 500 тыс. руб. Строительное управление № 2 при среднегодовой стоимости ОФ 800 тыс. руб. выполнило годовой объем работ на 2400 тыс. руб. Определить, какое управление более эффективно использовало ОПФ. Сделать вывод.
ЗАДАЧА 10.
Норма расхода стали на деталь – 120 кг, выпускается 5000 изделий в год. Поставки стали осуществляются один раз в квартал. Транспортный запас – 2 дня. Определите величину производственного запаса.
ЗАДАЧА 11.
Рассчитать норматив оборотных средств по производственным запасам.
Исходные данные: цена за единицу продукции – 200 руб., годовой объем выпуска – 15300 шт., текущий запас – 42 дня, транспортный запас – 3 дня и страховой запас – 5 дней.
ЗАДАЧА 12.
Объем реализованной продукции на предприятии строительном индустрии в 2008 году составил 1200 тыс. руб., а в 2009 году – 1224 тыс. руб. Среднегодовые остатки оборотных средств соответственно 240 тыс. руб. и 221 тыс. руб.
Определите показатели эффективности использования оборотных средств.
ЗАДАЧА 13.
Сметная стоимость работ, выполненных строительным управлением – 2500 тыс. рублей. Среднегодовой остаток оборотных средств- 500 тыс. руб., в том числе по группам: производственные запасы-120 тыс. руб.; средства в производстве – 180 тыс. руб.; фонды обращения -200 тыс. руб.
Определить коэффициент оборачиваемости и среднюю продолжительность оборота оборотных средств, а также длительность пребывания их на отдельных стадиях кругооборота.
ЗАДАЧА 14.
Годовой выпуск изделий составляет 1400 шт. Общая плановая трудоемкость всех фрезерных работ — 20 нормо-ч, токарных — 40 нормо-ч, сверлильных — 10 нормо-ч. Средний коэффициент выполнения норм времени рабочими — 1,2. В году 259 рабочих дней. Планируемые невыходы рабочих в днях — 29. Средняя продолжительность рабочего дня — 7,52 ч.
Определите списочное и явочное количество рабочих на участке.
ЗАДАЧА 15.
На предприятии, на начало года было 268 работающих. В течение года принято 46 человек, а выбыло в связи с уходом на пенсию, на службу в рядах вооруженных сил и органах охраны общественного порядка — 16 чел., по собственному желанию — 21 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины — 3 чел.
Определите коэффициенты общего оборота кадров, оборота кадров по приему и выбытию.
ЗАДАЧА 16.
Строительная организация в составе 250 чел. Выполнила на 5 млн. руб. строительно-монтажных работ. Определить фактическую выработку и производительность труда, если плановая выработка была установлена в сумме 18000 руб./чел.
ЗАДАЧА 17.
Определите часовую, дневную и годовую выработку одного рабочего исходя из следующих данных:
- произведено продукции в отчетном году на сумму – 16000 тыс. руб.;
- среднегодовая численность рабочих – 880 чел.;
- отработанно за год – 221 тыс. чел.- дней или 1480 тыс. чел.- часов.
ЗАДАЧА 18.
Должностной оклад инженера 10300 руб. в месяц. Им отработанно 20 дней из 23 по графику (три дня болел), но задание выполнено в соответствии с требованиями, за что предусматривается дополнительные выплаты в размере 4 %.Рассчитайте месячную заработную плату инженера.
ЗАДАЧА 19.
Рабочий-повременщик (часовая тарифная ставка 50 руб.) отработал 160 часов и выполнил все условия, дающие ему право на получение премии в размере 40 % тарифной ставки. Рассчитать месячную заработную плату рабочего.
ЗАДАЧА 20.
Норма времени 0,7 часа на деталь, расценка – 13,8 руб./шт. Исходная база для начисления прогрессивных доплат – 110 % выполнения норм. При выработке сверх исходной базы труд рабочего оплачивается по расценкам, увеличенным в 1,5 раза.
Рассчитайте общую сумму заработка, если рабочий отработал 23 смены по 8 часов и сдал 322 шт. готовой продукции.
ЗАДАЧА 21.
В строительно-монтажном управлении №2 известны следующие данные по строительству:
— прямые затраты по сметным ценам — 280 тыс. руб.;
— общие производственные затраты к сметной стоимости прямых затрат — 18,1%;
— сметная прибыль = 8%;
— задания по снижению себестоимости СМР (строительно-монтажных работ) — 9%;
— затраты, которые покрываются в порядке компенсации и льгот сверх сметной стоимости = 12 тыс. руб.
Определить:
1)сметную себестоимость СМР;
2)сметную стоимость СМР;
3)плановую себестоимость планового объема СМР.
ЗАДАЧА 22.
Затраты на сырьё – 180 руб. на одно изделие. Затраты на обработку сырья – 28% его стоимости. Коммерческие расходы – 10% производственной себестоимости, а прибыль запланирована в размере 35% полной себестоимости изделия. Рассчитать стоимость изделия без НДС и с НДС (ставка 18%).
ЗАДАЧА 23.
Определите оптовую цену сбытовой организации, если полная себестоимость продукции — 25 руб., прибыль и расходы сбытовых организаций на годовой объем реализации — 15 тыс. руб., оптовая цена предприятия — 34 руб., годовой объем -5тыс. шт., НДС — 18%.
ЗАДАЧА 24.
Прибыль строительной организации по отчету за год от сдачи строительной продукции составило 3450 тыс. рублей. Получено штрафов за несвоевременную поставку материалов 50 тыс. рублей. Прибыль от деятельности подсобных производств 20 тыс. рублей, убытки по списанию строительных материалов пришедших в негодность 12 тыс. рублей, убытки по списанию долгов 8 тыс. руб. Определить балансовую прибыль строительной организации.
ЗАДАЧА 25.
Деревообрабатывающее предприятие планирует производство пакета. Возможный объем производства – 700 кв.м. в месяц. Сложившаяся рыночная цена 1 кв.м паркета 200руб.(без НДС). Сумма постоянных и переменных затрат на производство 700кв.м. составляет 105000 руб.
Определите:
планируемую выручку от реализации продукции;
валовую прибыль от реализации продукции;
чистую прибыль реализации продукции.
ЗАДАЧА 26.
По данным бухгалтерского баланса строительной организации на конец года имеются следующие активы:
- денежные средства и ценные бумаги в сумме 0,58 млн. руб.;
- дебиторская задолженность и прочие оборотные активы в сумме 14,4 млн. руб.;
- запасы и затраты организации, за исключением расходов будущих периодов, долгосрочных капитальных вложений и расчетов с учредителями в сумме 1,7 млн. руб.
На конец года величина краткосрочных обязательств организации составляет 1,9 млн. руб.
Провести анализ платежеспособности строительной организации на конец года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемые управленческие ситуации для составления экзаменационных заданий по оценке освоению умений и усвоения знаний по учебной дисциплине «Экономика предприятия»
Ситуация №1:
Электрику Козлову объявлен выговор за нарушение трудовой дисциплины. Козлов И.В. высказал начальнику, что он не один нарушитель на предприятии, а заметили только его. Произошел конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию, как должны вести себя стороны?
Установите:
- Тип конфликта
- Причины конфликта
- Пути (способы, методы) разрешения
- Последствия конфликта
Ситуация №2:
На предприятии были выделены средства на установление лицензионных программ. Программист Удачин Г.В. использовал выделенные средства в своих целях и установил «пиратские» программы. В ходе деятельности стали учащаться сбои в компьютерных системах. Удачин Г.В. перестал справляться со сбоями; в ходе деятельности, подлог программы выявил сотрудник Карпов Е.А.. Предъявлены обвинения Удачину Г.В.. Произошел конфликт, далее разбирательства.
Задание:
Рассмотрите ситуацию.
- Установите тип конфликта.
- Причины.
- Способы разрешения
- Последствия конфликта
Ситуация №3:
В ходе инвентаризации склада была обнаружена недостача и подделаны документы материально – ответственным лицам Сидоровым А.С. Инвентаризатор Матвеева Е.В. потребовала объяснений от Сидорова А.С.
Сидоров А.С. объяснил это затруднительным материальным положением, сказал, что все вернет и попросил Матвееву о том, чтобы она не сообщала вышестоящему руководству. Матвеева категорически отказалась от фальсификации документов. Возник конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию, проанализируйте поведение сторон.
Установите:
- Тип конфликта
- Причины
- Пути (способы, методы) разрешения
- Последствия конфликта
Ситуация №4:
Из-за отсутствия электроэнергии на участке возник простой не зависящий от работников. Мастер сказал, что не проведет смены работникам, т.к. за этот промежуток времени план не выполнился. Возник конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию. Объясните поведение сторон.
Установите:
- Тип конфликта
- Причины
- Пути разрешения
- Последствия
Ситуация №5:
В выходной день Басов С.Ю. запланировал поездку за город со своей семьей. Накануне ему позвонил начальник смены и попросил выйти на работу. У сотрудника возник конфликт с женой, т.к. она утверждала о том, что пусть начальник найдет кого–нибудь другого поработать, ведь наша поездка запланирована давно.
Басов С.Ю. перезвонил начальнику и отказался выходить. Возник конфликт.
Рассмотрите ситуацию. Проанализируйте поведение сторон.
Установите:
- Тип конфликта
- Причины
- Способы разрешения
- последствия
Ситуация №6:
Сотрудник Шпаков С.А. в свой выходной запланировал поездку за город с семьей. Накануне ему позвонил начальник смены Титов В.А. и попросил выйти по производственной необходимости.
Задание:
Рассмотрите ситуацию и установите:
- тип конфликта
- причины
- способы разрешения
- последствия
Ситуация №7:
Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке строительных материалов изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество не реализованной продукции.
Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на начальника отдела И.И.Петрова.
В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации строительных материалов, и поэтому он дал устное указание ведущему специалисту по сбыту В.П. Сидорову в определении сбыта на рынке за февраль и март.
В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию и установите:
- тип конфликта
- причины конфликта
- пути разрешения
- последствия конфликта
Ситуация №8:
Из-за срыва поставки готовой продукции по причине поломки транспортного средства, начальник отдела сбыта, решил, что виноват сотрудник того же отдела Быков В.П., в том, что не проконтролировал исправность а/транспорта. Начальник публично оскорбил подчиненного, признав его некомпетентным. Быков В.П. попытался объяснить, что в его обязанности проверка исправности транспортных средств не входит, это функции начальника гаража. Быков написал заявление об увольнении.
Задание:
Рассмотрите ситуацию. Как ведут себя стороны в конфликте.
Установите:
- тип конфликта
- причины
- пути (способы, методы) разрешения
- последствия конфликта
Ситуация №9:
По причине плохого настроения бригадир Волков С.С. демонстративно вымещал зло на своих подчиненных, сознательно провоцируя конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию. Как ведут себя стороны в конфликте.
Установите:
- тип конфликта
- причины
- пути (способы, методы) разрешения
- последствия конфликта
Ситуация №10:
Машинист башенного крана Сидоров С.В. , передавая смену машинисту Петухову К.Л., не сообщил о неисправности машины, сказав, что все в порядке. В ходе работы у машиниста Петухова произошла серьезная авария, за последствия которой Петухов был наказан материально, отправлен на переэкзаменовку и понижен в должности.
Коллегам Сидоров С.В. сознался в случившимся. Произошел конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию. Как ведут себя стороны в конфликте.
Установите:
- тип конфликта
- причины
- пути (способы, методы) разрешения
- последствия конфликта.
Ситуация №11:
В ООО «Монолит» за 3 квартал 2011г. план по сдаче строительного объекта выполнен на 80%. В связи с этим руководство предприятия приняло решение о снятии премии за результаты работы (соответственно). Работники получили зарплату в размере оклада без КТУ. Возник конфликт.
Задание:
Рассмотрите ситуацию. Как ведут себя стороны в конфликте.
Установите:
- тип конфликта
- причины
- пути (способы, методы) разрешения
- последствия конфликта.
Ситуация №12:
Для организации контроля исполнения плановых заданий на деревообрабатывающей фабрике «Десна» была использована система коммуникаций, при которой вся информация о ходе выполнения плана, возникающих трудностях и проблемах поступала к мастерам основных производственных участков, от них — к начальникам цехов — в администрацию фабрики.
По существующей на фабрике традиции мастер анализировал текущие результаты выполнения плана и передавал вышестоящей инстанции, сделанные им выводы. По такому же принципу с поступившей к нему информацией работал начальник цеха.
Роль руководства фабрики сводилась к ознакомлению с информацией, поступившей от начальников цехов.
Задание:
Проанализируйте ситуацию с организацией контроля выполнения плановых заданий, сложившуюся на деревообрабатывающей фабрике. Оцените качество контроля. Что бы вы порекомендовали директору фабрике?
Ситуация №13
Продумайте схему и разработайте варианты структур управления строительной организации (линейный тип). Опишите их. Решите, какие виды деятельности должны выполнять подразделения.
Ситуация №14
Продумайте схему и разработайте варианты структур управления строительной организации (линейно-штабной тип). Опишите их. Решите, какие виды деятельности должны выполнять подразделения.
Ситуация №15
Продумайте схему и разработайте варианты структур управления строительной организации (линейно-функциональный тип). Опишите их. Решите, какие виды деятельности должны выполнять подразделения.
Ситуация №16
На основании предложенной организационной структуры управления ООО «Стройсервис» определите:
1.Элементы внутренней среды организации их взаимосвязь:
— цели (общие, специфические);
— задачи, для достижения поставленных целей;
— технологии;
— структура управления (пояснить уровни управления, взаимосвязь отделов и служб);
— люди (численность персонала; условия найма; уровень квалификации и др.)
Сформулируйте общие выводы. Целесообразна ли действующая структура управления ООО «Стройсервис», требует ли пересмотра в динамично меняющейся среде?
2.Внешняя среда организации строительной организации ООО «Стройсервис»:
2.1.Сформулируйте факторы прямого воздействия, оказывающие влияние на деятельность организации.
2.2. Сформулируйте факторы косвенного воздействия,
оказывающие влияние на деятельность организации.
Оформите схематично. Поясните ответ.
3.Определите направления менеджмента при определении факторов внутренней и внешней среды строительной организации.
Ситуация №17
Имеется два варианта финансирования строительства с разным распределением общей суммы финансирования по годам, млрд. руб.:
Показатели |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
Вариант 1 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Вариант 2 |
50 |
150 |
300 |
500 |
Процентная ставка за кредиты – 20% в год.
Какой вариант выгоднее и какова реальная стоимость проекта?
Ситуация №18
Имеется два варианта строительства предприятия. По варианту 1 строительная компания обязуется построить предприятие «под ключ» в течение пяти лет и требует полной оплаты всех работ в размере 90 млрд. руб. в начале строительства.
По варианту 2 строительная компания обязуется в тот же срок построить предприятие с поэтапной оплатой всех работ в следующих размерах, млрд. руб.: 1-й год – 50; 3-й год – 20; 5-й год – 30, т.е. общая сумма равна 100 млрд. руб.
Какой вариант выгоден фирме-заказчику, учитывая, что процентная ставка по банковским вкладам равна 10%?
Ситуация №19-21
Составьте проект рабочего места руководителя строительной организации ООО «СтройРесурс» любого уровня управления и оснастите его необходимыми средствами (Директор; бригадир; прораб; начальник участка; сметчик; инженер-конструктор.)
Ситуация №22
Вы — руководитель фирмы ЗАО «Технострой». Составьте идеальную модель общения с фирмой-поставщиком «Монолит», использовав и дополнив рисунок 1.
Рис. 1 Организация (технология) общения
Продумайте следующие действия:
- построение контакта и налаживание отношений;
- привлечение внимания поставщиков;
- аргументация.
Ситуация №23
Вы — руководитель строительной компании. Вам следует организовать и провести совещание по результатам работы фирмы за прошедший год. Разработайте технологию проведения делового совещания.
Ситуация №24
Вам нужно подписать контракт о сотрудничестве с известной фирмой. При этом Вам нужно обсудить с руководителем фирмы все стороны контракта, чтобы убедить его в заключение контракта. Ознакомившись с правилами убеждения делового партнера, разыграйте эту ситуацию по ролям.
Ситуация № 25
Для получения более точной картины о рынке труда Вы обзваниваете ряд фирм Вашего города. Вы звоните в строительную фирму ЗАО « СтройСервис», опубликовавшую объявление о потребности в кадрах или конкурсном отборе кандидатов. Вам необходимо получить нужные сведения о фирме, но секретарь не дает Вам полную информацию о фирме, а больше интересуется Вашими профессиональными и личными характеристиками. Вы говорите: …
Ситуация № 26
На основании предложенной организационной структуры управления ООО «СтройКом» определите:
1.Элементы внутренней среды организации их взаимосвязь:
— цели (общие, специфические);
— задачи, для достижения поставленных целей;
— технологии;
— структура управления (пояснить уровни управления, взаимосвязь отделов и служб);
— люди (численность персонала; условия найма; уровень квалификации и др.)
Сформулируйте общие выводы. Целесообразна ли действующая структура управления ООО «СтрйКом», требует ли пересмотра в динамично меняющейся среде?
2.Внешняя среда организации строительной организации ООО «СтройКом»:
2.1.Сформулируйте факторы прямого воздействия, оказывающие влияние на деятельность организации.
2.2. Сформулируйте факторы косвенного воздействия,
оказывающие влияние на деятельность организации.
Оформите схематично. Поясните ответ.
3.Определите направления менеджмента при определении факторов внутренней и внешней среды строительной организации.
Тема 1 организация (предприятие), отрасль в условиях рынка
Тест составлен в двух вариантах и включает практически весь материал по теме. Представленные тесты — тесты различия. Студенты должны выбрать один правильный ответ из двух или трех предложенных вариантов. Данный тест является первым по учебной дисциплине, поэтому целесообразно дать больше времени на обдумывание ответов.
Тестовые задания необходимо размножить по количеству студентов в группе.
Вариант I
Командно-административная система предполагает:
а) государственную форму собственности;
б) частную форму собственности;
в) государственную и частную формы собственности.
Одной из особенностей перехода к рынку в России является:
а) отсутствие монополистов-производителей;
б) концентрация у государства финансовых и материальных ресурсов;
в) наличие правовой системы для развития инфраструктуры рынка.
Процесс децентрализации рынка связан с:
а) разрушением централизованного управления всей
экономикой в целом;
б) укреплением центра государственной власти;
в) сосредоточением приоритетных добывающих отраслей в руках государства.
Одним из условий успешного функционирования рыночной экономики выступает:
а) ограничение возможностей производителя;
б) ликвидация конкурентного механизма цен;
в) ограничение монополизма.
Содержание основной экономической проблемы заключается в:
а) отсутствии экономической свободы производителей;
б) удовлетворении растущих потребностей общества
при ограниченности ресурсов.
Выбрать виды производственных ресурсов:
а) природные и трудовые;
б) природные, трудовые, материальные и финансовые;
в) средства и предметы труда.
На каком уровне осуществляется непосредственное решение основной экономической проблемы посредством создания товаров и услуг?
а) На микроуровне;
б) на макроуровне.
Предприятие в условиях рынка выступает основным структурным звеном народного хозяйства, так как:
а) производит продукцию;
б) создает рабочие места, является налогоплательщиком;
в) пункты а и б.
9. Одной из характеристик предприятия выступает:
а) организационное единство;
б) отсутствие единоначалия;
в) необособленное имущество.
10. Основной целью предприятия является:
а) получение максимальной прибыли при минимальных
издержках;
б) удовлетворение растущих потребностей общества;
в) пункты а я б.
Вариант II
По типу производства предприятия делят на:
а) специализированные и многопрофильные;
б) единичного, серийного и массового производства;
в) крупные, средние, мелкие.
Преимуществом малого бизнеса является:
а) адаптивная способность к колебаниям рынка;
б) отсутствие гибкости.
В какой момент юридическое лицо считается зарегистрированным?
а) с момента подачи заявления о регистрации;
б) с момента открытия расчетного счета в банке;
в) с момента внесения в ЕГРП юридических лиц.
Одним из путей увеличения уставного капитала является:
а) увеличение номинальной стоимости акций;
б) сокращение количества акций.
При каких условиях возможна ликвидация предприятия?
а) только при добровольном согласии учредителей;
б) только по решению суда;
в) при обоих условиях.
Первое мероприятие в процедуре ликвидации предприятий — это:
а) публикация объявления о ликвидации;
б) создание ликвидационной комиссии;
в) выявление остатков денежных средств на расчетном счете.
Признаком банкротства является:
а) неспособность удовлетворять денежные требования кредиторов;
б) неспособность удовлетворять внутренние обязательства предприятия,
Санация — это:
а) процедура финансового оздоровления предприятия;
б) процедура банкротства предприятия;
в) процедура мирового согласия между должником
и кредитором.
Предприятие имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать:
а) индивидуальные владельцы или группа физических
лиц;
б) государство или муниципалитет;
в) государство, муниципалитет, физические или юридические лица.
10. При ликвидации предприятий в первую очередь удовлетворяются обязательства перед:
а) наемной рабочей силой;
б) государством;
в) прочими кредиторами.
По окончании контрольного тестирования студенты обсуждают результаты, преподаватель проводит диагностику знаний, акцентируя внимание на характерных ошибках: Целесообразно определенное время отвести на повторение сложного материала.
Темы рефератов
Эволюция современных предприятий.
Экономические основы функционирования предприятий.
Предпринимательство: сущность, формы, виды.
Современные формы финансово-промышленной интеграции.
Причины и особенности функционирования финансово-промышленных групп в Российской Федерации.
Предприятия и экономические реформы в Российской Федерации.
Вопросы для контроля знаний
І.Что представляет собой предпринимательская деятельность?
Перечислить основные формы собственности в Российской Федерации.
Перечислить виды некоммерческих организаций и их особенности.
Сформулируйте определение предприятия как имущественного комплекса и хозяйственной единицы.
В чем значимость предприятия как основного звена рыночной экономики?
Назовите основные стадии развития промышленного производства и поясните их особенности.
В чем состоят особенности формирования и функционирования акционерных обществ?
Дать краткую характеристику основных типов товариществ.
Каковы отлиция между открытыми и закрытыми акционерными обществами?
Что такое зависимые и дочерние Общества?
Пояснить, в чем состоит необходимость сохранения предприятий государственной формы собственности.
Перечислить основные виды классификации отраслей, подотраслей и видов производств.
Чем вызвана необходимость объединения предприятий в условиях командно-административной и рыночной экономики?
Что такое холдинг ? Какие виды холдингов вы знаете ?
Чем вызвана необходимость финансово-промышленной интеграции?
Чем обусловлена необходимость объединения финансовых и промышленных структур в финансово-промышленных группах?