Представительство иностранной компании является резидентом

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

КонсультантПлюс: примечание.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

2. В целях подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

3. Осуществление следующей деятельности (как по отдельности, так и в совокупности) в Российской Федерации само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации:

1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

2) подготовка к проведению заседания совета директоров, а также иных коллегиальных органов управления иностранной организации, включая разработку повестки заседаний и проектов решений;

3) осуществление российской организацией или физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, являющимися взаимозависимыми лицами иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации, функций в рамках планирования деятельности такой иностранной организации и контроля за ее деятельностью.

К планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью в целях настоящего подпункта относятся, в частности, следующие функции, осуществляемые в отношении иностранной организации (организаций):

стратегическое планирование и бюджетирование;

подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;

анализ деятельности;

внутренний аудит и внутренний контроль;

подготовка и организация привлечения финансирования;

управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;

принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;

согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным в настоящем подпункте стандартам, методикам и (или) политикам.

Для целей определения состава и содержания функций по планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью налогоплательщик руководствуется положениями настоящего Кодекса, а также обязан руководствоваться положениями внутренних политик и локальных нормативных актов (при их наличии);

4) осуществление контроля (включая согласование решений, принимаемых иностранной организацией) за ходом геолого-разведочных работ и (или) работ по добыче полезных ископаемых, осуществляемых за пределами Российской Федерации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Кодекса иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности признается иностранная организация, если ее деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

5. В случае, если в отношении иностранной организации выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, и такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств, Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в Российской Федерации;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

6. Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи, эта иностранная организация признается налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при одновременном соблюдении следующих условий:

иностранная организация является стороной таких соглашений (контрактов) либо создание иностранной организации предусмотрено этими соглашениями (контрактами) и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанных соглашений (контрактов);

такие соглашения (контракты) заключены с иностранным государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) либо деятельность в рамках таких соглашений (контрактов) осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр (иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации формируется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранная организация признается в соответствии с частью первой настоящего Кодекса активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией;

3) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;

4) иностранная организация осуществляет деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80 процентов в общей сумме доходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Налоговыми резидентами Российской Федерации не признаются иностранные организации, отвечающие одновременно всем следующим условиям:

1) иностранная организация является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

2) в отношении обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, соблюдаются требования, установленные подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;

3) иностранные организации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения;

4) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, связаны с возникновением долговых обязательств российских или иностранных организаций перед иностранными организациями, указанными в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:

договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;

условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;

проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;

5) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме расходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также настоящей статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25.13 настоящего Кодекса.

Заявление указанной в настоящем пункте иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений — в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта в части самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом Российской Федерации (самостоятельного отказа от статуса налогового резидента Российской Федерации) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом Российской Федерации налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных настоящей статьей (за исключением иностранных организаций, указанных в пункте 6 настоящей статьи).

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранным инвестиционным фондом (паевым инвестиционным фондом) или иностранными организациями, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, осуществление на территории Российской Федерации его управляющим лицом или нанятыми им лицами, их сотрудниками или представителями функций, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении российских и иностранных организаций, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций.

(п. 10 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Дата публикации: 17.04.2015 09:20 (архив)

В Омской области 8 иностранных организаций  отчитались о своей деятельности через постоянные представительства.

С 1 января 2015 года иностранные организации признаются налоговыми резидентами РФ:
— в соответствии с положениями конкретного международного договора РФ;
— местом фактического управления которыми является РФ.

 Когда же наша страна может быть признана местом фактического управления иностранной компанией? По общему правилу — при выполнении любого из следующих условий:
— на территории РФ проводится больше заседаний совета директоров компании, чем на территории других государств;
— исполнительный орган регулярно руководит компанией из России (то есть значительно чаще, чем из других стран);
— топ-менеджеры компании принимают управленческие решения в отношении ее текущей деятельности преимущественно в России.

А также если в РФ осуществляется ведение бухгалтерского (управленческого) учета или делопроизводства организации или  осуществление оперативного управления персоналом.

Кроме этого, иностранная организация может в добровольном порядке признать себя налоговым резидентом РФ. В случае если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то она не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ.

Признание иностранца налоговым резидентом РФ влечет только те последствия, которые прямо предусмотрены законом. Так,  для целей уплаты налога на прибыль иностранная компания — налоговый резидент приравнивается к российским организациям.

Согласно разъяснениям Минфина России, эти иностранные организации представляют декларации по налогу на прибыль по форме, утвержденной для российских организаций.  

ФНС России письмом от 08.04.2014 № ГД-4-3/5792@ доведены аналогичные разъяснения.




Добавить в «Нужное»

Кто является налоговым резидентом РФ

Понятие «налоговый резидент» может применяться к российским организациям, филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям иностранных организаций, осуществляющим деятельность на территории РФ, российским и иностранным физлицам, включая индивидуальных предпринимателей. Наличие статуса налогового резидента РФ влияет на порядок налогообложения лиц в соответствии с российским законодательством, а также в соответствии с международными договорами, которые РФ заключила с иностранными государствами. О том, когда организация или физлицо являются налоговыми резидентами РФ, расскажем в нашем материале, а также приведем образец заявления для подтверждения гражданином статуса налогового резидента РФ.

Являетесь ли вы налоговым резидентом РФ

Приведем в таблице условия, при которых в 2017 году налоговыми резидентами РФ являются физические лица и организации.

Налоговыми резидентами РФ являются (п. 1 ст. 246.2, п.п. 2, 3 ст. 207 НК РФ)
организации: физические лица:
— российские организации — фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев*;
— иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора; — российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ независимо от продолжительности пребывания за рубежом
— иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения

* Период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды его выезда для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

О подтверждении статуса налогового резидента организацией мы рассказывали в нашей консультации.

Для получения официального документа из налогового ведомства о налоговом резидентстве физлицо, как и организация, должно подать заявление в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) в соответствии с требованиями Информационного сообщения ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Приведем пример такого заявления:

​Подтверждение статуса налогового резидента РФ: образец заявления для физического лица

Что касается подтверждения статуса налогового резидента в случаях, не связанных с уплатой на территории РФ налогов и сборов, предусмотренных договорами об избежании двойного налогообложения, то налоговое законодательство не обязывает физлицо подтверждать статус налогового резидента РФ налоговому агенту, к примеру, работодателю (Письмо ФНС от 13.03.2008 № 04-1-01/0911). В то же время, по собственному желанию или по просьбе налогового агента подтверждающие документы физлицо может предоставить (Письма Минфина от 22.02.2017 № 03-04-05/10518, от 04.02.2008 № 03-04-07-01/20, ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@). При этом необходимо иметь в виду, что если документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ и запрошенные налоговым агентом, физлицо не представит, такое лицо может рассматриваться как налоговый нерезидент (Письмо от 12.08.2013 № 03-04-06/32676).

Статус налогового резидента — это принадлежность физического или юридического лица к налоговой системе того или иного государства.

Как определить и подтвердить статус организации — налогового резидента РФ?


Налоговые резиденты РФ — это все российские и некоторые иностранные организации. Иностранную организацию могут признать резидентом на основании международного договора либо если Россия — место управления этой организацией. Иностранные организации с обособленными подразделениями в РФ вправе сами признать себя резидентами.

Нерезидентами РФ могут быть иностранные организации. Они признаются таковыми в следующих случаях:

  • по условиям международных договоров. В них могут быть указаны условия, при которых иностранная организация не является резидентом РФ
  • местом управления иностранной организации не является Россия
  • иностранная организация ведет коммерческую деятельность в другом государстве, причем с этим государством у России есть договор по вопросам налогообложения и в этой деятельности организация использует собственный квалифицированный персонал и активы.
  • у иностранной организации есть обособленные подразделения в РФ, но она не признала себя резидентом самостоятельно.
  • иностранная организация, которая является эмитентом обращающихся облигаций либо ей уступила права и обязанности по таким облигациям другая иностранная компания, причем в связи с этими облигациями у российских и иностранных организаций возникают долговые обязательства перед эмитентом, процентные расходы по облигациям за финансовый год составляют не менее 90% в общей сумме расходов организации и имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у РФ есть договор по вопросам налогообложения.
  • иностранная организация ликвидирована до 1 марта 2019 г. 

Если до 1 марта 2019 г. вы не успели ликвидировать организацию, она будет нерезидентом в следующих случаях:

  • решение о ее ликвидации принято до 1 июля 2018 г., но из-за законодательных или судебных ограничений ликвидация завершена после 1 марта 2019 г. При этом необходимо, чтобы организацию ликвидировали в течение 365 календарных дней с даты окончания этих ограничений
  • организация до 1 января 2015 г. приобрела акции (доли, паи) с минимальным периодом владения, который заканчивается после 1 марта 2019 г., а досрочная реализация этих активов приведет к обязанности уплатить налог. Нерезидентом она признается, если будет ликвидирована в течение 365 календарных дней с даты окончания минимального периода владения
  • решение о ликвидации не могло быть принято до 1 марта 2019 г. из-за ограничений, установленных условиями выпуска обращающихся облигаций. Организация признается нерезидентом, если будет ликвидирована в течение 365 календарных дней с даты окончания таких ограничений

Чтобы организации подтвердить статус налогового резидента, необходимо обратиться в ФНС России или в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Заявление заполняется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2017 г. № ММВ-7-17/837@. К заявлению приложите документы, подтверждающие ваш статус налогового резидента РФ. Дополнительно можете приложить документы, поясняющие, для чего вам нужно подтверждение резидентства. Заявление может быть подписано и подано представителем по доверенности.

Документ о статусе налоговый орган выдаст после проверки сведений в течение:

  • 10 календарных дней — если заявление направлено в электронной форме
  • 20 календарных дней — если подано лично или по почте. 

Срок исчисляется со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Для признания иностранной организации с обособленными подразделениями в России налоговым резидентом РФ необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (одного из них) заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 23.12.2015 г. № ММВ-7-17/595@. Иностранная организация может признать себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором представлено заявление, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

В зависимости от страны, куда вы представляете документ, вам может потребоваться его дипломатическая или консульская легализация или проставление апостиля, а также перевод.

Как физическому лицу подтвердить статус налогового резидента РФ?

  • По общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Международные соглашения могут устанавливать иной порядок определения резидентства. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Подтвердить статус налогового резидента РФ может понадобиться в связи с обязанностью гражданина по исчислению и уплате НДФЛ, в том числе для избежания двойного налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также при оформлении налогового вычета по НДФЛ (так как большинство налоговых вычетов могут получить только налоговые резиденты РФ).

  • Документ о статусе налогового резидента РФ выдается по заявлению налогоплательщика, поданному в налоговый орган лично, по почте или в электронной форме. Заявление может быть подписано и подано представителем по доверенности. 
  • Дополнительно к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие приобретение статуса налогового резидента РФ. Например, документами, подтверждающими время нахождения на территории РФ, могут являться, в частности, загранпаспорт со штампами о пересечении государственной границы РФ, миграционная карта.
  • Срок выдачи документа о статусе налогового резидента РФ — 10 календарных дней со дня его поступления заявления (если заявление подано в электронной форме) или 20 календарных дней (если заявление подано лично или по почте).
  • Документ о налоговом резидентстве выдается за один календарный год, в том числе предыдущий, а для международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения выдается по каждому источнику дохода и объекту имущества.
  • Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, направляется налогоплательщику (его представителю) выбранным им способом получения документа: на бумажном носителе по почте или в электронной форме. При этом факт выдачи документа может быть подтвержден путем ввода проверочного кода в сервисе на официальном сайте ФНС России.
  • Если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента РФ, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом выбранным им способом. 

Нет времени заниматься самостоятельно получением документов о статусе налогового резидента РФ? Обратитесь к юристам компании “Двитекс”, мы быстро оформим все необходимые документы для подтверждения или признания статуса налогового резидента РФ, защитим ваши интересы в налоговом органе и получим оперативно подтверждающие документы.

Заказать услуги

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

03 Июнь 2022

Российским законодательством предусмотрено деление всех лиц на резидентов и нерезидентов. Подобное деление позволяет упорядочить налогообложение, вести надлежащий валютный контроль и соблюдать трудовое законодательство. 

Предпринимателям и руководителям бизнеса нужно знать, с кем они сотрудничают, чтобы избежать ошибок и нарушений. 

Бухгалтерия внешнеэкономической деятельности требует особого подхода и знаний, позволяющих избежать штрафов и проверок.

Резиденты и нерезиденты: понятие, отличия

В Российском законодательстве понятия резидент и нерезидент Российской Федерации трактуются в двух нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле N 173-ФЗ от 10.12.2003 года (в ред. От 01.05.2022г.)

  • Часть вторая Налогового Кодекса Российской Федерации.

Но, если говорить об этих понятиях упрощённо, то окажется, что резиденты – это лица, являющиеся гражданами России или пользующиеся равными с ними правами. 

Нерезиденты – это юридические, физические лица, действующие в России, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом государстве.

Сказанное не означает, что российские законы допускают дискриминацию. 

Различия заключаются в том, что нерезиденты не могут рассчитывать на некоторые льготы, которые предоставляются резидентам, но менее ограничены в вопросах валютного регулирования. 

Также для нерезидентов существуют некоторые ограничения при выборе сферы бизнеса. Например, деятельность, которая стратегически важна для государства. 

Если заострить внимание на отличиях, то окажется, что государство использует разный подход к резидентам и нерезидентам:

  • В налогообложении их доходов;

  • В валютном регулировании;

  • В открытии банковских счетов и финансовых операциях.

  • В возможности заниматься тем или иным видом деятельности.


Кто признается резидентом

Законодательство РФ не даёт чёткого определения понятия «резидент», зато указывает подробный список лиц, которые можно так назвать. Согласно закону «О валютном регулировании» резидентами считаются:

  1. Все граждане России;

  2. Проживающие в стране на основании вида на жительства иностранцы и лица без гражданства;

  3. Юридические лица, созданные на территории страны на основании российских законов;

  4. Зарубежные филиалы и представительства юридических лиц – резидентов России;

  5. Государственные структуры, представляющие интересы страны за рубежом;

  6. Сама Россия, её субъекты и муниципальные образования.

Этот перечень исчерпывающий, добавить к нему другие лица не получится. Особо важно остановиться на третьем пункте. Он не указывает кто является учредителем юридического лица. То есть, даже при открытии ООО нерезидентом РФ, созданная с учётом норм российского законодательства компания будет считаться резидентом.

В Налоговом кодексе Российской Федерации определение «резидент» проще. 

Он причисляет к ним всех людей, которые находятся на территории России более полугода (183 суток). Исключение составляют военнослужащие и госслужащие, вынужденные исполнять собственный долг за рубежом. Также в расчёт дней, проведённых за рубежом, не входят поездки на учёбу, в санатории и медицинские учреждения (но не более 6 месяцев). Главное, чтобы все перечисленные исключения имели документальное подтверждение.


Кто признаётся нерезидентом

Нерезидентами считаются все лица, не вошедшие в приведённый список резидентов. Подобная трактовка применима, поскольку закон «О валютном регулировании и валютном контроле» оставляет перечень нерезидентов открытым и допускает включение в него тех, кто в нём не упоминается. При этом данный нормативный акт прямо указывает список лиц, которые являются нерезидентами:

  • Физические лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие вида на жительство;

  • Юридические лица, созданные на основе зарубежного права и находящиеся за пределами России;

  • Организации, которые в соответствии с зарубежным законодательством не являются юридическими лицами;

  • Находящиеся в России представительства и филиалы нерезидентов;

  • Аккредитованные в России дипломатические службы, представительства зарубежных государств, международных компаний и межправительственных организаций.

То есть, к нерезидентам относятся и все компании, созданные не в соответствии с российским законодательством и находящиеся за пределами страны, даже если их учредителем является резидент.


Наем работников-нерезидентов

Наем работников, не являющихся резидентами России, требует предварительного разрешения со стороны надзорных органов. Необходимо добиться разрешение на привлечение и трудоустройство нерезидентов. Когда одобрение контролирующих органов будет получено, останется заключить трудовой договор и поставить работника на миграционный учёт.

В остальном наем нерезидента не отличается от найма граждан России и лиц с видом на жительство в России. Работодатель обязан заключить договор, обеспечить нового сотрудника рабочим местом и своевременно выплачивать зарплату.

Важно подчеркнуть, что наем нерезидентов без разрешение запрещён. Нарушившим данный запрет организациям придется выплатить штраф. Для юридических лиц он установлен в размере от 250 до 800 тысяч рублей. В наиболее тяжёлых случаях, когда нарушение повторяется неоднократно или совершается в особо крупном размере, возможно административное приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.


Налоги для нерезидентов

Важным условием трудоустройства нерезидентов является размер НДФЛ. Для подобных лиц он увеличен и составляет 30%. Стоит подчеркнуть, что речь идёт о налоговом законодательстве, поэтому нерезидентами считаются не все иностранные граждане, а лишь те, что проводят в России менее 183 суток за год.

Поскольку НДФЛ выплачивается регулярно, а статус лица может измениться (резидент может покинуть страну и стать нерезидентом), руководителям компаний и бухгалтерам следует помнить, что налог иногда нужно пересчитывать. Изменение статуса приведёт к тому, что стандартная ставка в 13% для резидентов увеличится до 30% для нерезидентов. В этом случае недостачу придётся компенсировать, переведя средства на счета налоговой службы.

Также заслуживают внимания социальные и страховые взносы. 

Если у работника нет разрешения на временное проживание или вида на жительство, необходимости осуществлять такие платежи нет. Их необходимо делать, когда нерезидент получит право на проживание (не пребывание) в стране. В данном случае никаких перерасчётов и доплат делать не придётся. Страховые взносы вносятся только в тот период, когда лицо имеет разрешение на проживание.

Заработная плата нерезидентам может выплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте. Данный факт указывается в трудовом договоре. При этом оплата проводится исключительно безналичным путём через российские банки. Расчёт наличными запрещен.


Исключения при расчете НДФЛ

Законом предусмотрено 5 категорий лиц, которые, будучи нерезидентами, освобождены от повышенной ставки НДФЛ и имеют право на налоговые вычеты. К ним относятся:

  • Иностранцы, работающие в России на основании патента;

  • Беженцы и вынужденные переселенцы;

  • Лица, попавшие в Россию по программе переселения соотечественников;

  • Граждане государств, входящих в ЕАЭС;

  • Высококвалифицированные специалисты.

Каждый упомянутый случай имеет логичное объяснение. Беженцы и соотечественники освобождены от ставки в 30 процентов, поскольку входят в число наименее защищённых слоёв населения. Граждане государств ЕАЭС по соглашению между странами не ограничены в праве на трудоустройство в России.

В приглашении высококвалифицированных специалистов заинтересована сама Россия, поэтому им предоставляются благоприятные условия труда. А обладатели патентов и без того платят за право работать в стране, облагать их повышенной налоговой ставкой не требуется.

Но важно помнить, что изменение статуса перечисленных лиц влечет за собой и изменение условий их труда. Работодатель несет ответственность за налоговые отчисления за своих работников, поэтому должен контролировать данный факт.


Банковские счета резидентов и нерезидентов

Валютное законодательство России предусматривает особые условия открытия счетов резидентов и нерезидентов. Поэтому бухгалтерские услуги по ВЭД требуют дополнительных знаний. Так, резиденты, открывая валютный счет в зарубежном банке, обязаны отчитаться об этом перед налоговой и сообщать обо всех финансовых операциях по счету. Пользоваться электронными кошельками, не привязанными к этому счёту, им запрещено. Это необходимо для борьбы с отмыванием денег и незаконным выводом капитала за рубеж.

Нерезиденты подобных ограничений не имеют, но им нельзя открывать счета в первом попавшемся российском банке. Для них предусмотрен небольшой список финансовых учреждений, предоставляющих подобные услуги и имеющих разрешение на работу с нерезидентами.

Валюта вклада в российском банке выбирается нерезидентом самостоятельно. Им разрешается иметь счета как в рублях, так и иностранной валюте. При этом все операции в валюте свыше 200 тысяч рублей требуют документального подтверждения, без него банки могут отказать в проведении транзакции.


Денежные расчеты резидентов и нерезидентов

Резидентам разрешено рассчитываться с нерезидентами в валюте. Для этого допускается открытие счетов как в зарубежных, так и в российских уполномоченных банках. В исключительных случаях допускается расчёт наличными, но подобные действия не приветствуются.

Одновременно закон запрещает использование средств электронных платежей, предоставленных резидентам иностранными партнёрами без открытия счёта в российском банке. За нарушение установленного ограничения возможно наказание.

Следует подчеркнуть, что валютные расчёты между резидентами запрещены. Банки будут блокировать подобные сделки, а надзорные органы, в случае обнаружения валютных расчётов, обязательно организуют проверку и наложат на нарушителей штраф.

Работа с партнёрами нерезидентами РФ требует тщательного документирования каждой проведённой операции. Любая сделка должна быть обоснована и юридически закреплена. При этом закон налагает на компании резиденты обязанности строго следить за валютными операциями и контролировать ввоз приобретённого сырья и товаров. Если осуществить импорт в полной мере не удалось, необходимо вернуть нерезиденту всю переплаченную сумму. То есть, необходимо полное соответствие между полученной оплатой и объёмом закупок.


Контроль валютных операций надзорными органами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами строго контролируются и проверяются налоговой службой, а также другими уполномоченными органами. Чтобы избежать сложностей, компании должны иметь под рукой достоверные доказательства правомерности собственных действий. К ним относятся контракты и договоры, акты, подтверждающие получение товаров или оказание услуг, претензии, векселя и другие документы, закрепляющие отношения между сторонами.

Дополнительной гарантией того, что у надзорных органов не возникнет претензий, является бухгалтерский аутсорсинг внешнеэкономической деятельности, а также обращение за аудиторскими услугами. Платёжные операции должны обеспечиваться профессионалами и проверяться независимыми специалистами.

Также следует следить за курсом валют в момент проведения денежных операций (если в договорах он не закреплён на определенном уровне). Данный нюанс особенно важен, поскольку во внутренних документах и счетах резидентов все операции отражаются в рублях. Расхождение официального курса с итоговыми цифрами в расчётах также станет причиной проверки и последующего наказания.


Создание бизнеса в России нерезидентом

Проблемы у нерезидентов при открытии бизнеса в РФ обычно связаны с их незнанием законов страны. При этом порядок открытия ИП или ООО нерезидентами практически не отличается от того, что предусмотрено для резидентов. Основное отличие заключается в том, что все иностранные документы требуется переводить на русский язык. Иных важных отличий нет.

Чтобы нерезиденту открыть ИП, ему необходимо заполнить заявку, указать вид планируемой предпринимательской деятельности и предоставить документы, удостоверяющие его личность. Также потребуется информация о месте его проживания в России. Важно отметить, что некоторые иностранные документы не содержат информации о дате и месте рождения человека. В подобных случаях следует дополнить базовый пакет бумаг свидетельством о рождении.

Для открытия ООО также достаточно подать заявку в налоговую, приложив к ней устав будущего общества и документы, удостоверяющие личность учредителя. Следует отметить, что нерезидентам для открытия ООО не требуется обязательное проживание в России. Им достаточно указать в собственной заявке фактическое место проживания. Это объясняется тем, что нерезиденты лишь организуют бизнес, а руководят им обычно другие люди.


Часто задаваемые вопросы

Кто такие нерезиденты?

Нерезиденты, согласно валютному законодательству России, – это компании, созданные на основании зарубежных законов и находящиеся за рубежом. Также к нерезидентам относятся иностранные граждане, лица без гражданства, филиалы и представительства иностранных компаний, а также дипломатические представительства, консульства и международные организации. Налоговое законодательство признаёт нерезидентами всех, кто находится за пределами России более 183 дней (кроме военнослужащих и госслужащих).

Может ли нерезидент устроиться на работу в российскую компанию?

Почти никаких ограничений, запрещающих нерезидентам работать в российской компании, не предусмотрено. Достаточно, чтобы работодатель получил разрешение на наем нерезидентов и не забыл поставить нанятых иностранцев на миграционный учёт.

Как уплачивать налоги за работника нерезидента?

НДФЛ для нерезидентов повышен до 30%. Исключения предусмотрены для обладателей патента, высококвалифицированных специалистов, беженцев, участников программы переселения соотечественников и граждане ЕАЭС. Для них ставка сохраняется на уровне 13%. Также работодателям не придется делать страховые взносы за работников, которые не проживают в России (не имеют РВП или ВНЖ).

Может ли нерезидент открыть бизнес в России?

Никаких ограничений для открытия нерезидентом бизнеса в России не предусмотрено. Порядок открытия ИП или ООО практически не отличается от того, что предусмотрен для резидентов. Единственной особенностью является необходимость дополнительно подавать в налоговые органы переводы иностранных документов.

Можно ли компаниям-резидентам переводить деньги компаниям-нерезидентам?

Расчёты между резидентами и нерезидентами при ведении бизнеса допустимы. Главное, чтобы каждая финансовая операция подтверждалась документами.

Каковы ограничения на денежные переводы компании-нерезиденту?

Главное ограничение на переводы валюты компании-нерезиденту касается запрета на использование электронных платежных инструментов (кроме банковских карт). Также необходимо проследить, чтобы количество полученного товара или оказанных услуг соответствовало переведённой сумме. Иных существенных запретов не установлено.

Как доказать законность валютной операции с нерезидентом?

Для подтверждения законности валютной с нерезидентом необходимо сохранять договора, соглашения, акты приёма-передачи, претензии и другие документы, обосновывающие денежный перевод. Более того, банки вправе отказаться в проведении валютной операции на сумму более 200 тысяч рублей, если им также не будут представлены доказательства её законности.

Количество показов: 5953

Теги данной публикации: вэдотраслевая школа учёта

Чем филиал иностранной компании отличается от представительства? Что нужно сделать, чтобы филиал или представительство иностранной компании законно осуществляли деятельность на территории РФ?

Иностранные компании могут осуществлять деятельность на территории РФ через свои филиалы и представительства.

В чем различия филиала и представительства? Что лучше открыть иностранной компании?

Сразу отметим, что все зависит от цели компании. Так, представительство иностранной компании, как уже вытекает из самого названия, создается исключительно ради представления интересов головной компании на территории России.

Функции представительства сводятся к поиску партнеров, как поставщиков, так и покупателей, проведению рекламных мероприятий, осуществлению защиты интересов головной иностранной компании, проведению маркетинговых исследований рынков сбыта и т.п. То есть речь не идет о какой-либо коммерческой деятельности.

Функции же филиала значительно шире. Как раз филиал и создается иностранной компанией для осуществления коммерческой деятельности на территории России.

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами. Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания.

Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским компаниям легче взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. А для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет снижения затрат. Платежи проходят быстрее через российские банки, договоры заключаются быстрее.

Чтобы филиал или представительство могли легально существовать на территории России, необходима так называемая аккредитация, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве (п.1 Приказа ФНС России от 22.12.2014 г. №ММВ-7-14/668@).

Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, а кредитных организаций — Банк России, который направляет информацию в ФНС России.

Как зарегистрировать филиал или представительство на территории России?

Как мы уже отмечали, аккредитация или, иными словами, регистрация представительств, филиалов нужна для законности их работы. Порядок аккредитации филиалов и представительств не отличается друг от друга и установлен одним и тем же документом — это приказ ФНС РФ от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@.

Чтобы пройти аккредитацию, представительству или филиалу нужно собрать определенный пакет документов.

Подача документов осуществляется в 2 этапа: сначала в торгово-промышленную палату России (ТПП) для заверения численности иностранных работников филиала или представительства, а потом документы подаются в ФНС России.

Головная иностранная компания в течение 12 месяцев после решения о создании филиала, представительства должна:

1 шаг. Заполнить заявление об аккредитации

Заявление заполняется по специально установленной налоговиками форме (форма № 15АФП). Образцы заполнения заявления можно найти в налоговой инспекции.

Заполнить заявление несложно. В нем указываются сведения об иностранной компании и о представительстве или филиале компании: наименование, адрес, сведения о видах экономической деятельности. В заявлении также приводятся данные о руководителе представительства или филиала иностранной компании, а также о численности иностранцев, которые работают в представительстве или филиале компании.

2 шаг. Представить пакет документов вместе с заявлением:

  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписку из реестра иностранной компании или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в своей стране.

Такой документ выдает уполномоченный орган страны происхождения иностранной компании. Например, для Германии уполномоченным органом является Федеральное министерство финансов.

  • решение иностранной компании о создании филиала, представительства на территории России;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;

Такое положение разрабатывается головной иностранной компанией и составляется в произвольном виде с обязательным включением таких сведений, как: наименование иностранной компании, ее филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранной компании, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранной компании в стране регистрации.

Также в положении указываются цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранной компании (п.1 ст.22 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», далее — Закон № 160-ФЗ).

  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Госпошлина уплачивается в размере 120 тыс. рублей за каждый филиал или представительство. Реквизиты для уплаты пошлины размещены на стендах в налоговой инспекции, а также на сайте ФНС РФ.

  • опись представленных документов в двух экземплярах.

Первоначально комплект документов направляется в ТПП России для заверения сведений о численности иностранных работников филиала, представительства иностранной компании.

Стоит отметить, что услуга заверения ТПП численности работников также платная. Цена услуги из года в год растет. Сейчас стоимость услуги зависит от способа передачи информации: с использованием электронных форм, либо заявление подается на бумаге. В первом случае стоимость услуги составит 18 тыс. рублей, а во втором — 21 тыс. рублей.

Затем документы возвращаются заявителю, то есть иностранной компании, для последующей передачи в ИФНС № 47 по г. Москве по адресу: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1.

В каком виде должны представляться документы?

Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:

  • быть на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным нотариусом;
  • представляться в оригинале либо в виде копий, заверенных нотариусом;
  • быть с консульской легализацией или апостилем, если документы выданы органами иностранных государств. Иной порядок может быть предусмотрен международным договором РФ;
  • быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе.

Подчистки и исправления в тексте представляемых документов не допускаются.

Конечным результатом действий будет свидетельство об аккредитации (форма № 15СвФП). А днем аккредитации является день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. В специальном разделе на сайте Федеральной налоговой службы можно узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных компаний.

Срок аккредитации — в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 5 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

На сегодняшний день в Госдуме рассматривается законопроект № 1013075-7«О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором предлагается сократить срок аккредитации с 25 дней до 15 рабочих дней.

Законопроектом предусмотрена возможность приостановить проверку направленных документов на аккредитацию. Это позволит иностранным компаниям исправить технические ошибки и при этом не потерять в деньгах, ведь при отказе в аккредитации ранее уплаченная госпошлина не возвращается.

Филиалу или представительству иностранной компании не нужно самостоятельно вставать на налоговый учет. Постановка на учет в налоговых органах осуществляется через аккредитованные филиал или представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств (РАФП) иностранных компаний (п.4 ст.83 НК РФ, приказ Минфина РФ от 28.12.2018 г. № 293н).

Если же иностранная компания действует в России не через аккредитованный филиал или представительство, то для постановки на учет в налоговом органе она должна представить определенный пакет документов.

По каким причинам могут отказать в аккредитации?

Чаще всего причиной отказа бывает подача заявителем, т.е. иностранной компанией, документов не в полном объеме либо представление документов, которые идут вразрез правилам их представления. Отказ в аккредитации можно обжаловать в суде.

На какой срок оформляется аккредитация?

Начиная с 2015 года, аккредитация филиалов и представительств выдается бессрочно. В том случае если у представительства или филиала меняются сведения, ранее представленные при аккредитации, то подается специальное заявление о внесении изменений в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных компаний.

Почему представительство иностранной компании не является резидентом РФ?

Здравствуйте, участники форума!

Прошу помочь в решении вопроса резидентства Представительства иностранной компании на территории РФ. Согласно НК РФ данная структура образования юр.лица является резидентом, поэтому уплачивает налоги также как и российские компании. Но по валютному контролю такая структура является нерезидентом.

Помогите пожалуйста со стороны законодательной базы, почему Представтельство иностранной компании нерезидент?

Спасибо за помощь!
С уважением, ЛВ

Добрый день.
Потому что понятия «резидент» и «налоговый резидент», используемые в законе «О валютном регулировании» (ст. 1 173-ФЗ) и в Налоговом кодексе РФ (ст. 246.2 НК РФ), определяются по-разному и используются только в рамках отношений, регулируемых данным нормативным актом:

Цитата (Ст. 1 173-ФЗ):1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
6) резиденты:
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) нерезиденты:
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

Цитата (Ст. 246.2 НК РФ):1. Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
8. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также настоящей статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Александра Кривошеева, спасибо за помощь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презентация производственной компании образец в powerpoint
  • Преимущества крупных компаний в инновационной деятельности
  • Пресненская набережная 12 втб прием документов часы работы
  • Претензия от управляющей компании к неплательщикам образец
  • При выходе на работу во время отпуска по уходу за ребенком