Правовое регулирование нефтегазового бизнеса

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. Видеоописание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта — общая информация по законопроекту/проекту постановления;

  • стадии рассмотрения — стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;

  • хронология (без документов) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;

  • отзывы — отзывы к законопроекту/проекту постановления ;

  • поправки — поправки к законопроекту/проекту постановления;

  • видеозаписи — видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии — события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре — события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку «Свернуть все» — на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку «Развернуть все события».

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку «Развернуть все документы в событиях» или ссылку «Показать еще» в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления » служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» перейти на вкладку «Отзывы».

Нажать кнопку «Добавить отзыв»

Открывается форма «Добавить отзыв на законопроект», в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку «Сохранить» — отзыв отображается на вкладке «Отзывы» в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)» нажать кнопку «Добавить заметку».

Открывается форма «Заметки пользователей».

Нажать кнопку «Сохранить» — в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Добавить в избранное».

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в «Избранное».

Нажать на ссылку в сообщении «Перейти на страницу избранного» — открывается страница «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Добавить» — открывается форма «Добавить в подборку».

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку «Сохранить»- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел «Избранное/Подписки» через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Подборки ОЗ«.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Режим редактирования».

Открывается страница «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)».

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Подписаться».

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку «Применить» — настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку «Скачать архив».

Выбрать вариант для скачивания «Все документы» или «По процедуре». Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Печать».

Откроется форма «Печать».

После настройки параметров печати нажать кнопку «Печать».

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «RSS подписка на обновления по событиям».

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

Видеоописание функционала страницы

  •  

Глава 1. Стратегия развития нефтяной отрасли и источники правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли

§ 1. Стратегия развития нефтяной отрасли

На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливноэнергетического комплекса и экологической безопасности 4 июня 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что потенциал проектов топливно-энергетического комплекса является ключевым условием реализации задачи по формированию условий гарантированного роста экономики страны608.

Входе заседания участниками рассматривались наиболее острые проблемы развития нефтяной отрасли, в том числе вопросы, касающиеся реализации крупных инвестиционных проектов в Восточной Сибири и Дальневосточном федеральном округе, рассматривались пилотные проекты компании «Роснефть» в этом регионе.

Всоответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года

1662-р, предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации609.

608Стенографический отчет заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности 4 июня 2014 года// http://state.kremlin.ru/commission/29/news/45831

609Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// CЗ РФ.2008. № 47. Ст.5489.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающего комплекса станут: строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов нефтепроводов на территории Российской Федерации; ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде предприятий.

Для развития магистральных нефтепроводов предусматривается: завершение проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай; завершение строительства нефтепровода Бургас — Александруполис; строительство Балтийской трубопроводной системы — 2 (БТС-2); расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума с учетом интересов Российской Федерации.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки; активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики; инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования.

К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся: нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения неф-

ти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа); (2) низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль; (3) наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти; (4) высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба; (5) высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности; (6) низкое качество нефтепродуктов.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Среди основных задач, решение которых необходим для достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса, в Энергетической стратегии указаны следующие:

обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти за счет геологоразведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации как в традиционных, так и в новых районах нефтедобычи; (2) формирование новых крупных нефтяных комплексов, предусматривающих добычу нефти, утилизацию попутного нефтяного газа и развитие нефте- и газохимии на базе комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава главным образом в восточных районах России и на континентальном шельфе арктических и дальневосточных морей; (3) совершенствование технологий добычи нефти, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи, для увеличения коэффициента извлечения нефти; (4) развитие транспортной инфраструктуры, в том числе трубопроводной, для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов; (5) развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов; (6) стимулирование развития независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов; (7) ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.

Круг общественных отношений, возникающих в нефтяной отрасли, достаточно широкий, так как включает в себя отношения по добыче, переработке, поставке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов.

Отношения, которые складываются между энергетическими компаниями, осуществляющими добычу, переработку, поставку, транспортировку нефти и нефтепродуктов, между энергетическими компаниями и потребителями нефти и нефтепродуктов и оказываемых энергетическими компаниями, услуг являются частноправовыми отношениями.

Данные отношения подвергаются государственному регулированию. Это прежде всего касается отношений по добыче нефти,по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. Отношения, которые складываются между субъектами, действующими в указанных сферах и уполномоченными государственными органами, являются публично-правовыми отношениями.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Таким образом, как и для иных отраслей энергетики правовое регулирование нефтяной отрасли осуществляется комплексным по своей правовой природе законодательством.

Многие проблемные аспекты правового регулирования являются предметом правовых исследований.610

§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли

Врегулировании общественных отношений в нефтяной отрасли используются различные источники энергетического права: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные правовые акты, акты саморегулируемых организаций,содержащие нормы права,локальные нормативные акты юридических лиц, содержащие нормы права, международные договоры Российской Федерации, обычаи, судебные акты высших судебных инстанций, доктрина611.

Внастоящем параграфе мы остановимся на тех источниках, которые имеют особое значение для регулирования отношения в нефтяной отрасли.

Из кодификационных актов следует отметить Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ.

Среди федеральных законов,регулирующих общественные отношения в нефтяной отрасли,следует учитывать,в том числе,Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»612,Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»613,Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном

610См.,напр.,Закиева О.Г.Правовое регулирование отношений в сфере транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам.Автореф.дис.… к.ю.н.,Екатеринбург.2006;Клеандров М.И.Нефтегазовое законодательство в системе российского права.Новосибирск.Наука.Сибирская издательская фирма РАН.1999; Лисицын-Светланов А.Г.Роль права в модернизации экономики России.М.,Институт государства и права РАН.2011; Логофет Д.Д. Договор транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам. Автореф. дис. … к.ю.н., Москва. 2005; Масляев И.А. Правовое регулирование транспортировки нефти магистральными нефтепроводами и морским транспортом// Сборник научных трудов ВЮЗИ. М.: РИО ВЮЗИ.1987; Нестерчук Ю.Н. правовой режим нефти как объекта экономического оборота. Автореф. дис. … к.ю.н., Москва. 2012; Проблемы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности в нефтяной отрасли/ Каланда Л.В.; Отв.ред. Клеандров М.И.; М.: Изд-во ИГиП РАН.2004; Салиева Р.Н., Фаткудинов З.М., Чижиков Ю.Н. Правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в топливно-энергетическом комплексе : учебное пособие. Тюмень : ТюмГНГУ, 2011; и др.

611См. подр. Общая часть. Раздел 1. Глава 2.

612Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»// СЗ РФ.1995. № 10.ст.823.

613Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ.1996. № 1.ст.18.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

шельфе Российской Федерации»614, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 615 Федеральный закон от № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливноэнергетического комплекса»616, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»617.

Особенность правового регулирования нефтяной отрасли заключается прежде всего в том,что в отличие от иных отраслей энергетики,как например,в сфере электроэнергетики618, газовой отрасли619, теплоснабжения620, в сфере использования атомной энергии621, на сегодняшний день отсутствует так называемый стержневой специальный закон, в котором содержались бы унифицированные нормы правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли.

Среди подзаконных нормативных правовых актов необходимо отметить в том числе такие как: Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти»622; Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;623 Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 277

614Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»// СЗ РФ.1995. № 49.ст.4694.

615Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»// СЗ РФ.1997.№ 30.ст.3588.

616Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»// СЗ РФ.2011. № 30 (ч.I).4604.

617Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»// Российская газета.1993. 5 июня.

618Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»// СЗ РФ.2003. № 13.ст.1177.

619Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»//СЗ РФ.1999. № 14. ст.1667.

620Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»// СЗ РФ. 2010. № 31. Ст.4159.

621Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»// CЗ РФ.1995.№ 48. ст.4552

622Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти»// СЗ РФ.2011. № 8. ст.1130.

623Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации »//СЗ РФ.2011. № 14.ст.1943.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

«О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 574»;624 Постановление Правительства РФ от 26.02.2013

154 «О порядке мониторинга цен на отдельные виды товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155»625; Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251»626; Постановление Правительства РФ от 26.09.2013

846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 пункта 5 статьи 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения»,627 Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты»;628 Постановление Правительства РФ от

624Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 277 «О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 574»// СЗ РФ.2013. № 13. ст.1578.

625Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные виды товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155»// Российская газета.2013.4 марта.

626Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 № 155 О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251// СЗ РФ.2013. № 9.ст.951.

627Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 пункта 5 статьи 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения»//CЗ РФ.2013.№ 40. (ч.III). ст.5077.

628Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты»//СЗ РФ.2012. № 42. Ст.5725.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации»629.

Среди нормативных правовых актов Министерства энергетики РФ следует отметить в том числе Приказ Министерства энергетики РФ от 03.12.2013 № 868 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», формы заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и формы справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении»,630 Приказ Министерства энергетики РФ от 01.11.2010 № 527/236, Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 № 527/236 «Об утверждении норма естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении»,631 Приказ Минэнерго России от 23.05.2011№ 189 «Об утверждении формы заявки на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам»,632 Приказ Министерства энергетики РФ от 09.07.2003

629Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации»// СЗ РФ.2012. № 38. Ст.5133.

630Приказ Министерства энергетики РФ от 03.12.2013 № 868 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», формы заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и формы справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении»// Российская газета.2013. 30 декабря.

631Приказ Министерства энергетики РФ от 01.11.2010 № 527/236, Приказ Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 № 527/236 «Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2011.№ 3.

632Приказ Минэнерго России от 23.05.2011№ 189 «Об утверждении формы заявки на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2011.№ 29.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

306 «Об утверждении перечней минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой отраслях экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества»633.

Среди подзаконных актов следует также отметить приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Так, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»634; Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»635 и др.

Основные положения вышеуказанных нормативных правовых актов будут рассмотрены в соответствующих параграфах данного раздела учебника.

Особенность международно-правового регулирования обусловлена прежде всего природными качествами нефти и необходимостью обеспечения экологической, энергетической безопасности. В этой связи следует отметить такие международные соглашения как Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязне-

633Приказ Министерства энергетики РФ от 09.07.2003 № 306 «Об утверждении перечней минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой отраслях экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2003.№ 49.

634Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2013. № 24.

635Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2013.№ 23.

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

нию нефтью636, Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года637, Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству,638 Международная конвенция от 23.03.2001 о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом,639 Конвенция от 22.06.1993 о предотвращении крупных промышленных аварий640.

Естественно нельзя не отметить и многочисленные межправительственные двусторонние соглашения о сотрудничестве в нефтяной отрасли,в том числе Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере641, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса642 и др.

Необходимо также учитывать, что 29 мая 2014 года в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе643. Согласно п.1 ст.84 Договора государства-члены осуществляют поэтапное формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов согласно приложению № 23 к настоящему договору с

636Международная конвенция от 29.11.1969 относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью// Материалы по морскому праву и международному торговому мореплаванию// Союзморниипроект. 1973.Вып. 4. Изд-во «Транспорт».

637Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года// Бюллетень международных договоров.2004. № 6. Необходимо учитывать, что Законом Российской Федерации от 02.01.2000 № 27-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсировала конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года с даты вступления в силу для Российской Федерации указанного Протокола. Для Российской Федерации Протокол вступил в силу 20.03.2001 года.

638Международная конвенция от 30.11.1990 по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству//Бюллетень международных договоров.2010. № 10. Россия присоединилась к Конвенции в 2009 году.

639Международная конвенция от 23.03.2001 о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом// Бюллетень международных договоров. 2009. № 11. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 24 мая 2009 года.

640Конвенция от 22.06.1993 о предотвращении крупных промышленных аварий//Бюллетень международных договоров.2013. № 4.

641Соглашение от 21.04.2009 между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере// Бюллетень международных договоров.2010.№ 2.

642Соглашение от 26.11.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса// Бюллетень международных договоров.2005.№ 5.

643См. Текст договора и приложений к договору. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://eurasiancommission.org/

РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 6 и 7 ст.104 Договора о Евразийском экономическом союзе644.

Приложение № 23 включает в себя Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов. В указанном Приложении закреплен понятийный аппарат, основные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов.

Под общим рынком нефти и нефтепродуктов понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государствчленов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов645.

Фактически с даты вступления в силу Договора начинается формирование права Союза, в которое согласно п.1 ст.99 входят и международные договоры государств-членов,заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, которые применяются в части не противоречащей настоящему договору.

Среди локальных актов энергетических компаний нефтяной отрасли следует отметить, например, локальные акты, регулирующие порядок заключения договоров, принятые в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными ви-

644Согласно п.6 ст.104 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Высший совет утвердит до 1 января 2016 года концепцию, а до 1 января 2018 года программу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотрев срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 года. В соответствии с п.7 ст.104 данного Договора по завершении выполнения мероприятий программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза государства-члены заключат международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, содержащий в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенных на территориях государств-членов, и обеспечат вступление его в силу не позднее 1 января 2025 года.

645Следует отметить, что аналогичное определение понятия общего рынка нефти и нефтепродуктов закреплено и в Соглашении от 09.12.2010 года о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данное определение также включает в себя и отношения по добыче нефти. При этом необходимо обратить внимание, что раздел Договора от 29.05.2014 о налогах и налогообложении включают в себя положения о налогообложении при взаимной торговле и не включают в себя положений, касающихся НДПИ. В этом случае вопросы налогообложения операций по добыче нефти видимо отнесены к вопросам,регулирование которых осуществляется национальным законодательством, хотя исходя из определения, закрепленного в Договоре от 29.05.2014 отношения по добыче нефти включены в определение понятия общий рынок нефти и нефтепродуктов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

О.В. Комарова

Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса — сложной системы, охватывающей несколько самостоятельных отраслей российской экономики, — является нефтяной комплекс. Нефтяная отрасль поставляет в бюджет России почти 40% доходов. Поэтому государственное регулирование отношений в нефтяной сфере, в том числе в сфере нефтедобычи, играет в жизни страны очень важную роль. Его главная задача — всемерно способствовать развитию отрасли.
В условиях рыночной экономики неизменно актуальными остаются вопросы о роли государства в обществе, о необходимости его воздействия на разные отрасли экономики, об основаниях и пределах приемлемого государственного вмешательства. Обобщая различные исследования в области государственного регулирования, можно выделить ряд факторов, от которых зависят ответы на перечисленные вопросы. В числе прочего масштабы государственно-правового регулирования определяются:
1) характером экономической системы (господствующими формами собственности, стратегическими целями экономики и всего общества, степенью социальной ориентированности общественной системы и т.п.);
2) уровнем развития экономики, экономическим потенциалом страны (чем слабее экономика, тем больше ключевых сфер народного хозяйства в государственной собственности, жестче регулирование негосударственного сектора экономики);
3) общественно-политической зрелостью общества (демократическая общественная система — безусловный признак либеральной экономики, развивающейся на основе саморегулирования);
4) зрелостью рыночных отношений;
5) задачами, решаемыми государством на том или ином этапе (например, реформы, защита страны, военная опасность — обстоятельства, способствующие большему влиянию государства на экономику);
6) взаимоотношениями между центральной властью и регионами, межнациональными отношениями в стране;
7) необходимостью защиты интересов страны на мировой арене, в том числе на мировом рынке, т.е. местом страны в мировом хозяйстве.
Иными словами, государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательства государственных органов в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена правовыми актами.
Безусловно, существуют сферы общественной жизни, в которых прямое вмешательство государства имеет приоритетное значение. В частности, нельзя оставить без определяющего государственного контроля вопросы обороны, национальной безопасности, атомной энергетики. Также на любом этапе развития страны без государственного, и прежде всего административного, воздействия невозможно решать вопросы недропользования, в частности добычи нефти и нефтепродуктов. Как показывает практика, лишь государство в лице его компетентных органов способно наилучшим образом организовать и проконтролировать деятельность, направленную на добычу нефти и нефтепродуктов, учитывая при этом задачи улучшения благосостояния населения России и оптимального использования минеральных ресурсов.
Основные задачи государственного регулирования недропользования в нашей стране, составляющим элементом которого является добыча нефти, таковы: воспроизводство минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрана. Исходя из сказанного, масштабы и направления геологоразведочных работ должны обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы по мере исчерпания запасов важнейших полезных ископаемых.
Правовыми средствами практической реализации принципа воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны являются: нормативно-правовое закрепление системы государственного управления в сфере использования и охраны недр, лицензирование, учет, контроль.
В целях дальнейшего развития теоретической базы и совершенствования законодательства в исследуемой области необходимо провести всестороннее исследование общественных отношений в сфере добычи нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации (включающее классификацию методов регулирования, выработку концептуальных положений, выводов и рекомендаций), а также сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего эти отношения.
На сегодняшний день правовую базу отношений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составляют положения общих для всех отраслей экономики законодательных актов, а также отдельных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные аспекты правоотношений в нефтяной сфере. В числе указанных документов:
— Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;
— Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о разделе продукции);
— Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
— Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
— Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах);
— Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе»;
— постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»;
— постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов»;
— постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
— другие правовые акты, в том числе ведомственного характера.
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет охарактеризовать государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в минерально-сырьевом комплексе как несистемное, фрагментарное, противоречивое и не всегда в полной мере учитывающее специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности.
Так, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем интересующую нас сферу экономики, отсутствует единый понятийный аппарат, что создает проблемы в правоприменительной практике. Кроме того, недостаточно конкретизированы права и обязанности субъектов правовых отношений.
Полномочия, касающиеся выработки и реализации государственной политики в нефтедобывающей промышленности, распределены между различными федеральными органами исполнительной власти.
Установленные Законом о недрах условия разработки месторождений не позволяют хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка углеводородного сырья.
Нерешенной проблемой является отсутствие правового режима нефти как добытого полезного ископаемого.
Известно, что нефтедобывающая промышленность — важная составляющая хозяйственной системы нашей страны, поэтому вопросы правового обеспечения ее функционирования в условиях правовой реформы представляются весьма актуальными.
Под правовым режимом имущества понимается установленный в нормативных правовых актах порядок, содержащий систему требований (прав, обязанностей, правил, предписаний и т.п.) к правоотношениям, объектом которых выступают принадлежащие субъектам этих правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить.
Нефть относится к естественным природным углеводородным минерально-сырьевым ресурсам, расположенным в недрах. Находясь в недрах, нефть, как и любое другое полезное ископаемое, является частью недр и принадлежит государству. Но как только нефть становится добытым полезным ископаемым, ее правовой режим меняется.
Отметим, что в законодательстве Российской Федерации нет дефиниции понятия «добытое полезное ископаемое». Исключение составляет только налоговое законодательство, в соответствии с которым добытыми полезными ископаемыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Нефть как добытое полезное ископаемое является объектом многих правоотношений. При этом в законодательстве единое определение понятия «нефть» отсутствует, что привело к его использованию в федеральных нормативных правовых актах в разных значениях.
Полагаем, что для целей правового регулирования следует упорядочить отношения в сфере добычи природных ресурсов, закрепив на законодательном уровне такие понятия, как «углеводородное сырье», «добытые полезные ископаемые», «нефть».
Правовой режим нефти как добытого полезного ископаемого определяется несколькими важными факторами:
— во-первых, нефть как объект гражданских прав относится к группе движимого имущества;
— во-вторых, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться «в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности» (ч. 3 ст. 1.2 Закона о недрах);
— в-третьих, добытые полезные ископаемые становятся продукцией.
Право собственности на добытые полезные ископаемые определяется в лицензии недропользователя — хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность (далее — хозяйствующий субъект нефтедобывающего комплекса).
В настоящее время существуют два режима возникновения у хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса права собственности на нефть как на добытое полезное ископаемое.
В условиях лицензионного соглашения, регулируемого Законом о недрах, добытая продукция переходит к хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса в момент ее извлечения. Однако на законодательном уровне не урегулирован вопрос о том, с какого момента полезные ископаемые могут считаться добытыми.
На практике считается, что, как только недропользователь, владеющий лицензией на право добычи полезных ископаемых, применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное место, он становится собственником добытых полезных ископаемых (для нефти это момент ее доставки к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства промысла).
В условиях соглашения о разделе продукции вся добытая продукция до ее раздела между государством и хозяйствующим субъектом — инвестором является государственной собственностью. Право собственности к хозяйствующим субъектам на часть добытого полезного ископаемого переходит в пункте раздела (его называют также точкой раздела), которым признается место коммерческого учета продукции.
Местом коммерческого учета добытой нефти в случае ее транспортировки трубопроводным транспортом в соответствии со ст. 346.34 НК РФ считается место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, отличным от трубопроводного, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества. Таким образом, место раздела — это точка выхода нефти с промысла или входа в магистральный трубопровод.
В отношениях, касающихся раздела продукции между государством и инвестором, принципиальным является вопрос о составе части произведенной хозяйствующим субъектом нефтедобывающего комплекса продукции, являющейся по условиям соглашения долей указанного субъекта и переходящей впоследствии в его собственность. В соответствии со ст. 8 Закона о разделе продукции доля инвестора включает в себя компенсационную продукцию (часть произведенной продукции, покрывающая затраты на выполнение работ по соглашению), а также часть прибыльной продукции, выделяемой инвестору по условиям соглашения.
Характеризуя право собственности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса на добытое полезное ископаемое, необходимо отметить, что, с одной стороны, в соответствии со ст. 209 ГК РФ хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса владеют, пользуются и распоряжаются добытыми полезными ископаемыми, принадлежащими им на праве собственности, по своему усмотрению, т.е. могут совершать в отношении них любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе вправе отчуждать добытые полезные ископаемое в собственность другим лицам, отдавать их в залог и обременять другими способами, а также распоряжаться ими иным образом. С другой стороны, в соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр ограничен в своих правах, в том числе на добытое минеральное сырье, условиями лицензии или соглашением о разделе продукции, а также действующим законодательством. Например, п. 2 ст. 9 Закона о разделе продукции, затрагивая одно из правомочий инвестора как собственника произведенной продукции, а именно право распоряжения ею, прямо предусматривает, что в процессе распоряжения продукцией инвестор может вывезти ее за пределы таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены соглашением о разделе продукции, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
В круг правомочий хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса как собственников добытого полезного ископаемого входит право на экспорт нефти, т.е. ее вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. В этом случае нефть как товар становится предметом внешнеторговой деятельности, а хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса — участниками внешнеторговой деятельности.
Основные положения, регулирующие внешнеторговую деятельность, включая методы государственного регулирования, закреплены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
С принятием в России закона о нефти, отражающего специфику нефтедобычи, и у государства, и у нефтяников появятся четкие ориентиры, которые помогут им успешнее строить экономические отношения.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При смене реквизитов нужно ли менять договор
  • Почта румянцево истринский район часы работы
  • Правовое сопровождение деятельности компании
  • При смене страховой компании меняется ли кбм
  • Почта уральский нытвенский район часы работы