Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса

Федеральное агентство по науке и образованию

Российский государственный университет (ниу)

Нефти и газа им. И.М. Губкина

Кафедра административного и финансового права

Курс
лекций

по
дисциплине «Административно-правовое
регулирование магистрального транспорта
углеводородов»

Москва,
2018

ББК
67,99 (28)5

Коварская
Г.Г. Курс лекций по дисциплине «
Административно-правовое регулирование
магистрального транспорта углеводородов.
— М.: «Нефть и газ», 2018, с. 203 , ил. 3 .

Курс
лекций составлен на основе книге
«Трубопроводное право» профессора
Перчика А.И. , опубликованной в 2002 г. ,
где впервые в систематизированном виде
были изложены нормы и институты
трубопроводного права, которое
рассматривалось в качестве подотрасли
комплексной отрасли транспортное право.

Дано
определение предмета, метода и источников
трубопроводного права, большое место
уделено вопросам государственного
регулирования магистрального
трубопроводного транспорта нефти, газа
и нефтепродуктов. Дана характеристика
договоров поставки и транспортировки
нефти, газа и нефтепродуктов. Рассмотрены
экологические и земельные отношения
при сооружении и эксплуатации магистральных
трубопроводов, законодательство о
магистральном трубопроводном транспорте
за рубежом.

Структура
и содержание курса лекций соответствует
программе курса «Административно-правовое
регулирование магистрального транспорта
углеводородов», который читается
автором на факультете проектирования,
сооружения и эксплуатации систем
трубопроводного транспорта РГУ нефти
и газа им. И.М. Губкина, а также на
юридическом факультете.

Курс
лекций предназначен для студентов,
магистрантов, аспирантов и преподавателей
ВУЗов, а также для специалистов,
занимающихся вопросами транспорта и
реализации нефти, газа и нефтепродуктов.

Оглавление

Введение. 4

«Административно-правовое
регулирование магистрального транспорта
углеводородов», 4

Р
= Q — А ± Е 102

Ил
= (ВВ х ФОТ) х 100, 134

Введение. «Административно-правовое регулирование магистрального транспорта углеводородов»,

В
теории права принято подразделять
отрасли права на базовые (самостоятельные)
и комплексные. К базовым относят, в
первую очередь, гражданское,
административное, трудовое, уголовное,
международное и некоторые другие.

Наряду
с ними правовая наука выделяет комплексные
образования, связанные единым предметом
общественных отношений, формирующихся
и развивающихся под воздействием норм
правил и институтов базовых отраслей
права.

Транспортное
право формировалось как комплексная
отрасль в результате взаимодействия
норм публичного и частного права.

Понятие
«транспортное право» появилось в
отечественной и зарубежной юридической
литературе еще в конце XIX века. Обычно
оно ассоциировалось с одним из видов
транспорта. Первоначально это было
морское право, позднее водное, воздушное,
железнодорожное, автотранспортное [11,
12, 15, 25].

«Транспортное
право» [25]. Как указали авторы, в
аннотации к работе впервые за последние
годы изложены актуальные вопросы
правового регулирования деятельности
транспортного комплекса страны в целом
и отдельно — морского, речного и
железнодорожного. Они отметили, что
транспортное право следует рассматривать
и как научную и как учебную дисциплину.

Во
всех рассмотренных работах трубопроводный
транспорт даже не упоминается в составе
транспортного комплекса страны.

Принципиальным
условием образования обособленной
отрасли права является возможность и
необходимость создания общих принципов
и методов регулирования формирующих
ее правовых норм.

Применительно
к транспортному комплексу в целом такими
принципами и методами являются:


государственное регулирование
деятельности различных видов транспорта
с учетом их организационно-технической
специфики;


обеспечение свободного недискриминационного
доступа клиентов к транспортным средствам
(получению транспортных услуг);


договорный характер предоставления
транспортных услуг;


тарифная система регулирования
экономических взаимоотношений
транспортных организаций и клиентов;


ответственность транспортных организаций
за безопасность, сохранность
транспортируемых грузов, своевременную
их доставку и т.п.

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. Видеоописание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта — общая информация по законопроекту/проекту постановления;

  • стадии рассмотрения — стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;

  • хронология (без документов) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;

  • отзывы — отзывы к законопроекту/проекту постановления ;

  • поправки — поправки к законопроекту/проекту постановления;

  • видеозаписи — видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии — события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре — события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку «Свернуть все» — на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку «Развернуть все события».

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку «Развернуть все документы в событиях» или ссылку «Показать еще» в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления » служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» перейти на вкладку «Отзывы».

Нажать кнопку «Добавить отзыв»

Открывается форма «Добавить отзыв на законопроект», в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку «Сохранить» — отзыв отображается на вкладке «Отзывы» в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)» нажать кнопку «Добавить заметку».

Открывается форма «Заметки пользователей».

Нажать кнопку «Сохранить» — в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Добавить в избранное».

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в «Избранное».

Нажать на ссылку в сообщении «Перейти на страницу избранного» — открывается страница «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Добавить» — открывается форма «Добавить в подборку».

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку «Сохранить»- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел «Избранное/Подписки» через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Подборки ОЗ«.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Режим редактирования».

Открывается страница «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)».

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Подписаться».

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку «Применить» — настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку «Скачать архив».

Выбрать вариант для скачивания «Все документы» или «По процедуре». Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Печать».

Откроется форма «Печать».

После настройки параметров печати нажать кнопку «Печать».

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «RSS подписка на обновления по событиям».

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

Видеоописание функционала страницы

  •  

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Законодательное обеспечение нефтедобычи в Российской Федерации: состояние и перспективы развития (Салиева Р.Н.)

Законодательное обеспечение нефтедобычи в Российской Федерации: состояние и перспективы развития (Салиева Р.Н.)

Дата размещения статьи: 21.04.2016

В нефтедобыче важно обеспечить комплексную и системную правовую основу, способствующую эффективному правовому регулированию отношений во всех сферах хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Надо отметить, что вопросы правового регулирования в нефтедобыче являются узкоспециальными и, как показывает анализ законодательства и правоприменительной практики, в современной России пока не сложилась системная правовая основа. В связи с этим целесообразно определить основные проблемы законодательного обеспечения в нефтедобыче и предложить отдельные подходы к решению проблем правового регулирования, которые могут при необходимости в дальнейшем получить развитие.
Эффективность правового регулирования в нефтедобыче, как и в любой сфере общественных отношений, определяется во многом тем, как системно, комплексно и полно урегулированы экономические отношения, насколько четко определены объект, предмет регулирования, выстроены принципы регулирования, сформулированы цель и задачи. Очевидно, что правовое регулирование в нефтедобыче охватывает целый спектр экономических отношений, начиная от ресурсной базы нефтяного комплекса (недропользования) и заканчивая переработкой нефти и реализацией нефти и нефтепродуктов. В целом современная нефтяная отрасль России — это одна из бюджетообразующих отраслей, состояние и перспективы развития которой определены в стратегических, программных и прогнозных документах.
Так, Приказом Минэнерго России от 6 июня 2011 г. N 212 утверждена Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года, конкретизирующая цели и задачи долгосрочного развития нефтяной отрасли России. В рамках Генеральной схемы подготовлен прогноз развития отрасли по внутреннему и внешнему рынкам нефти и нефтепродуктов; ресурсной базе и добыче нефти, газового конденсата и попутного газа; переработке нефти, газового конденсата и попутного газа; инфраструктуре транспортировки нефти и нефтепродуктов. Важно отметить, что стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:
— стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки;
— активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты;
— обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики;
— инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования <1>.
———————————
<1> Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об Энергетической стратегии России до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48. Ст. 5836. В настоящее время на рассмотрении Правительства РФ находится проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г.

К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся:
— нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа);
— низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль;
— наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти;
— высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба;
— высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности;
— низкое качество нефтепродуктов <2>.
———————————
<2> Там же.

Правительством Российской Федерации 23 марта 2013 года утвержден Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, содержащий показатели по топливно-энергетического комплексу <3>. В названном документе отмечается, что в настоящее время Россия занимает восьмое место в мире по разведанным запасам нефти (5,3%). В целом по Российской Федерации 77% доказанных запасов находятся на разрабатываемых месторождениях. Практически все они характеризуются высокой степенью выработанности разведанных запасов — более 60%. Структура запасов нефти новых месторождений и нераспределенного фонда характеризуется высокой долей мелких месторождений (величина извлекаемых запасов до 15 млн. тонн), удаленностью инфраструктуры, сложными геологическими условиями разработки. Только треть всех разведанных запасов являются активными, при этом 67% — трудноизвлекаемые запасы, в том числе высоковязкие нефти — 13%, малопроницаемые коллектора — 36%, малые толщины пластов — 4%, подгазовые зоны — 14%.
———————————
<3> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс».

Ситуация на рынке нефтепродуктов полностью зависит от стратегии нефтяных компаний, формирующейся под воздействием цен на нефть, товарной структуры и географии спроса. Глубина российской нефтепереработки (70,7% в 2011 году) значительно ниже по сравнению с ведущими странами мира (85 — 95%), соответственно, структура и качество выпускаемой продукции не удовлетворяют современным требованиям конкурентоспособной экономики <4>.
———————————
<4> Там же.

Необходимо отметить, что в связи с изменившейся обстановкой на мировых рынках энергоресурсов, а также сложившейся политической ситуацией Правительством РФ были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) <5>. В данном распоряжении отмечено, что повышение эффективности использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов для внутренних потребностей экономики и экспортного потенциала предполагается обеспечить в том числе за счет экономического стимулирования геологоразведочных работ, совершенствования регулятивных процедур с целью снятия излишних административных барьеров в недропользовании, дальнейшего развития заявительного принципа в геологоразведке, активизации изучения и освоения континентального шельфа путем расширения субъектного состава пользователей участков недр, расположенных на континентальном шельфе.
———————————
<5> Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) (утв. Правительством РФ 14.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

Полагаем, что немаловажную роль в преодолении вышеназванных проблем и выполнении поставленных стратегических задач в нефтяной отрасли играют и правовые решения, в том числе эффективное законодательное обеспечение предпринимаемых управленческих и социально-экономических мероприятий.
В связи с этим следует выделить в самом общем виде существующие правовые проблемы, снижающие эффективность законодательного обеспечения в нефтедобыче:
1) зависимость правового регулирования в энергетической сфере во многом от политической ситуации;
2) фрагментарность в правовом регулировании общественных отношений в нефтегазовом секторе экономики — без учета специфики экономических отношений и хозяйственной (предпринимательской) деятельности, которая представляет собой цепочку взаимосвязанных производственно-экономических отношений, начиная от поиска, разведки, добычи и заканчивая транспортировкой, переработкой, реализацией добытых энергоресурсов;
3) отсутствие сформировавшегося специального (нефтегазового) законодательства как составной части энергетического законодательства, основанного на единых принципах, единообразном понятийно-терминологическом аппарате и представляющего собой комплексную отрасль законодательства;
4) необходимость оптимизации системы управления, налогового регулирования в сфере недропользования и совершенствования порядка передачи прав на участки недр, являющихся государственной собственностью и учитываемых добывающими компаниями в качестве активов.
Поиск решений в данной сфере законодательного обеспечения позволяет обозначить отдельные направления и подходы к решению вышеназванных проблем.
1. Правовое регулирование в энергетическом секторе экономики непосредственно связано с государственной энергетической политикой и с политикой мировой энергетики. Как и в предыдущей стратегии, в Энергетической стратегии РФ до 2030 года запланировано формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы. Одной из составляющих государственную энергетическую политику является сфера недропользования и управления государственным фондом недр, т.е. сфера использования первичных энергетических ресурсов.
Стратегической целью государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов.
К мерам и механизмам реализации государственной энергетической политики в Стратегии отнесены, в частности, повышение государственного участия в освоении новых территорий и акваторий, увеличение государственного финансирования геологоразведочных работ; совершенствование лицензионной политики, устранение избыточных административных барьеров при проведении геологоразведочных работ, внедрение принципов сквозного управления месторождениями топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях — от поисковых работ до завершения разработки и ликвидации месторождения <6>.
———————————
<6> Там же.

Очевидно, что выполнению перечисленных мероприятий должно способствовать дальнейшее развитие российского энергетического законодательства, в особенности нефтегазового законодательства. Для целей эффективного регулирования и единообразной правоприменительной практики важно было бы закрепить законодательно принципы организации экономических (хозяйственных) отношений. Надо отметить, что в отдельных специальных законах закреплены принципы организации экономических отношений. Так, например, в ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сформулированы основные принципы в сфере энергетики. Целесообразным представляется установление соответствующих принципов регулирования экономических (хозяйственных) отношений и в сфере нефтедобычи.
2. Нефтегазовый сектор — сектор экономики, который включает в себя экономические отношения, возникающие в сфере поиска, разведки, добычи, транспортировки, переработки, реализации нефти и газа. В связи с этим целесообразно также сформировать законодательство в сфере регулирования экономических отношений, начиная от поиска, разведки, добычи и заканчивая транспортировкой, переработкой, реализацией добытых нефтяных ресурсов.
Фрагментарность правового регулирования проявляется, в частности, в том, что на сегодняшний день теоретические и практические проблемы, связанные с правовым регулированием отношений в нефтегазовом секторе экономики, как и в целом в топливно-энергетическом комплексе, недостаточно изучены, соответственно при отсутствии теоретических обоснований пока не сложилась необходимая система законодательного обеспечения в сфере использования первичных источников энергии, в частности углеводородов.
Можно это проиллюстрировать на примере проблем правового регулирования такой части отношений в нефтедобыче, как разработка месторождений, содержащих углеводороды сланцевых формаций, сверхвязких нефтей и природных битумов, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
В российском Законе «О недрах», к сожалению, нет основных терминов и понятий, применяемых в целях регулирования отношений недропользования, в частности, таких, как «углеводороды сланцевых формаций»; «сверхвязкие нефти»; «природные битумы»; «трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы углеводородов». Отдельные термины, применяемые в целях регулирования отношений по установлению и взиманию налога на добычу полезных ископаемых, содержатся в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ). «Углеводородное сырье» определяется как вид добытого полезного ископаемого. В НК РФ также определяется «залежь углеводородного сырья», которой признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов <7>. Термины «трудноизвлекаемые запасы», «нетрадиционные запасы» применяются и в нормативных правовых актах, и в литературе, но единообразное определение их содержания в источниках не дается. Отдельные признаки трудноизвлекаемых запасов были определены в Приказе МПР РФ от 13 февраля 1998 г. N 41 «О временных критериях отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых» <8>, в развитие которого предполагалось разработать и принять соответствующие регламентирующие и нормативные документы. Термин «трудноизвлекаемые запасы» применяется и в других программных документах и актах <9> в целях регулирования как экономических отношений, так и отношений производственно-технологических (проектных), налоговых. Однако до настоящего времени в нормативных документах нет определения трудноизвлекаемых запасов, хотя фактически существует необходимость включения в правовой оборот единого определения трудноизвлекаемых запасов, объединяющего геолого-экономический, технологический, налоговый аспекты этого термина. На наш взгляд, применяемые термины — «углеводороды сланцевых формаций», «трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы углеводородов» — отражают отдельные признаки месторождений нефти (как и других полезных ископаемых), расположенных в специфичных геологических условиях, например в сланцевых формациях; на больших глубинах в недрах земли, соответственно требующих специальных технологических и технических решений для их извлечения. А термины «сверхвязкие нефти», «природные битумы» отражают характеристику химических, физических свойств нефти и природных битумов.
———————————
<7> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
<8> Приказ МПР РФ от 13.02.1998 N 41 «О временных критериях отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых» (вместе с «Временными критериями…», утв. МПР РФ 30.12.1997) // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.economy.gov.ru по состоянию на 30.04.2013; распоряжение Правительства РФ от 03.05.2012 N 700-р «О классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти» // СПС КонсультантПлюс; Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренные Правительством РФ 30.05.2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Вместе с тем судебная практика свидетельствует о том, что требуется уточнение понятий «добытое полезное ископаемое», «углеводородное сырье» <10>.
———————————
<10> Например, Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2059-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Приведенные примеры свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что в российском законодательстве о недрах целесообразно было бы установить основные понятия «углеводороды», «полезные ископаемые», «углеводородное сырье» (и другие основные термины и определения) в целях регулирования отношений, связанных с деятельностью в сфере недропользования. Это позволит оптимизировать правовое регулирование, способствующее эффективной деятельности недропользователей при осуществлении как геологоразведочных, так и других видов работ, а также, полагаем, должно помочь решению стратегических задач повышения качества разведанной сырьевой базы, стимулирования деятельности, связанной с применением новых технологий, позволяющих увеличить коэффициент извлечения нефти. В частности, целесообразно в законодательстве о недрах установить определение месторождений нефти, расположенных в особенных геологических условиях, а также определения нефти и природных битумов как видов полезных ископаемых, находящихся в недрах. Целесообразно также предусмотреть возможность проведения предварительного анализа разработки таких месторождений в целях обоснования и выбора оптимальной технологической схемы разработки (инновационного проектирования). Предлагаемая единая терминология и соответственно единообразное понимание рассматриваемых отношений позволит, на наш взгляд, установить эффективное регулирование и управление в сфере разработки месторождений нефти, в том числе месторождений, содержащих углеводороды сланцевых формаций, сверхвязких нефтей и природных битумов, и будет способствовать преодолению существующих проблем фрагментарного регулирования недропользования от поисковой стадии до завершения разработки и ликвидации месторождений.
3. Особенностью правового регулирования нефтяной отрасли является то, что в отличие от других секторов топливно-энергетического комплекса — электроэнергетики, газовой отрасли, теплоснабжения, атомной энергетики, гидроэнергетики, отсутствует специальный закон, который регламентировал бы общественные отношения, складывающиеся в нефтяной отрасли в целом. Успешность функционирования предприятий реального сектора экономики во многом зависит от состояния общего правового регулирования хозяйственной деятельности. Вопросы соотношения нефтегазового законодательства с другими отраслями исследовались М.И. Клеандровым, который сделал вывод о том, что нефтегазовое законодательство можно рассматривать как самостоятельную отрасль <11>. Вместе с тем перспективным представляется рассмотрение нефтегазового законодательства как подотрасли энергетического права, формирование которого признается сегодня актуальным <12>.
———————————
<11> Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 105.
<12> Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014. С. 480.

4. Необходимы также обоснование и разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр, а также на повышение эффективности работ в этой сфере, проводимых как за счет средств пользователя недр, так и за счет государства. Такие меры могут быть закреплены в нормативных правовых актах в виде налоговых и иных льгот, а также в виде государственной поддержки и участия государства в финансировании путем заключения договоров — инвестиционных, о совместной деятельности, о государственно-частном партнерстве, направленных на стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и интенсификацию поисково-разведочных работ.
Принимая во внимание необходимость развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса в целях совершенствования системы управления в нефтяной отрасли целесообразно было бы использовать опыт создания специального уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности. Целесообразно отразить это направление в Законе РФ «О недрах» и закрепить принципы государственного управления и регулирования.
В Прогнозах экономического развития отмечается, что дальнейшие возможности по поддержанию добычи нефти будут зависеть от способности компаний своевременно вводить в эксплуатацию новые месторождения, расположенные в удаленных регионах со сложными условиями разработки, и темпов внедрения современных технологий по повышению нефтеотдачи. В среднесрочный период Россия обладает потенциалом вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти, однако существуют риски обеспечения отрасли современным оборудованием и технологиями <13>.
———————————
<13> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (разработан Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс». Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.economy.gov.ru по состоянию на 26.05.2015.

В связи с этим немаловажное значение имеют соответствующие регламентные документы компаний, принимаемые в рамках полномочий по регулированию внутренних корпоративных отношений. На корпоративном уровне целесообразно принятие соответствующих локальных актов — стандартов организации, положений, методических рекомендаций, направленных на повышение нефтеотдачи в условиях ухудшения качества остаточных и вновь открываемых запасов нефти.
В целом следует отметить необходимость формирования системного непротиворечивого законодательного обеспечения развития нефтяной отрасли в рамках формирования и развития энергетического законодательства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правовой совет юридическая компания отзывы
  • Почему мультиварка щелкает во время работы
  • Почта московский проспект 195 время работы
  • Правовой статус публично правовых компаний
  • Почта на автозаводской часы работы сегодня