Право собственника жилого помещения на получение информации от управляющей компании

Какие сведения УО обязана предоставить собственникам

Какие сведения УО обязана предоставить собственникам

Бывает так, что жители многоквартирных домов не понимают, откуда берутся цифры в квитанциях за содержание и ремонт общего имущества и сколько управляющая организация тратит денег на выполнение работ и услуг. Чтобы прояснить ситуацию, они просят управляющую организацию предоставить документы, подтверждающие стоимость выполнения работ.

Расскажем, какие данные УК должна предоставлять собственникам помещений по запросу.

УК против снега: ответственность за содержание ОИ в МКД

УК против снега: ответственность за содержание ОИ в МКД

Сведения, предусмотренные договором управления

Порядок осуществления контроля за выполнением обязательств управляющей организации – одно из существенных условий договора управления. В соответствии с его условиями собственники помещений вправе получать:

  • информацию о перечне, объёме, качестве и периодичности оказанных работ и услуг;
  • копии документов, связанных с выполнением обязательств.

Сроки, в которые управляющая организация должна предоставить собственнику информацию, указываются в договоре управления при его заключении. Как правило, такой срок составляет от трёх до пяти рабочих дней, но по согласованию между сторонами может быть уменьшен.

За 15 дней до окончания срока действия договора управления собственники могут ознакомиться с письменным отчётом по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В нём должна быть вся информация о выполненных управляющей организацией работах и оказанных услугах.

Что такое «баланс дома» и как предоставить его собственникам

Что такое «баланс дома» и как предоставить его собственникам

Информация, предусмотренная Стандартом раскрытия

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющая организация должна предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах:

  • общую информацию и сведения об основных показаниях финансово-хозяйственной деятельности;
  • перечень МКД в управлении управляющей организации с указанием адреса и основания управления;
  • общие характеристики многоквартирных домов в управлении;
  • информацию о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества;
  • информацию об оказываемых коммунальных услугах;
  • сведения о капитальном ремонте в случае, если у управляющей организации открыт специальный счёт;
  • информацию о проведённых ОСС;
  • отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год;
  • информацию о случаях привлечения управляющей организации или её должностных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
  • сведения о тарифах.

Согласно п. 5 ПП РФ от 23.09.2010 № 731, управляющие организации раскрывают информацию о своей деятельности на официальном сайте, определённом уполномоченным органом исполнительной власти. До 1 января 2018 года таким сайтом был портал Реформа ЖКХ. Теперь управляющие организации раскрывают информацию в ГИС ЖКХ.

Исключение – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Они должны заполнять Реформу ЖКХ до 1 июля 2019 года. Также информацию нужно размещать на одном из сайтов по выбору УО:

  1. Сайт управляющей организации.
  2. Сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  3. Сайт органа местного самоуправления, на территории которого УО осуществляет свою деятельность.

Кроме интернет-ресурсов, УО размещает информацию на информационных стендах, расположенных в помещении управляющей организации.

Поэтому, если запрашиваемая собственником информация размещена на сайте организации, портале «Реформа ЖКХ» или в ГИС ЖКХ, управляющая организация в ответ на запрос может дать ссылку на нужные данные.

Как работать с жалобами на управляющую компанию

Как работать с жалобами на управляющую компанию

Данные о техническом состоянии МКД

Нередко собственники не понимают, почему управляющая организация решила, что для поддержания общего имущества МКД в надлежащем состоянии нужно оказывать определённый перечень работ и услуг.

В подтверждение того, что МКД нуждается в тех или иных работах, управляющая организация должна предоставить собственникам:

  • акт об обследовании технического состояния МКД;
  • заключения экспертных организаций;
  • иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (п. 6 постановления Правительства РФ от 15.05.2016 № 416).

Реестр собственников помещений в МКД

Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению в УО или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников помещений МКД на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации ОСС, получать не нужно.

Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД:

  • Фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование и ОГРН – для юридических лиц;
  • номер помещения в МКД;
  • размер доли в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

Для удобства управляющей организации в реестр собственников помещений в МКД можно включить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещение. Тогда на общем собрании собственников не нужно будет собирать такие реквизиты у каждого собственника.

Управляющие организации обязали вести реестр собственников

Управляющие организации обязали вести реестр собственников

Что будет, если не предоставить информацию

Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, работах или услугах, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Если права потребителя нарушены, виновник получит предупреждение или административный штраф:

  • на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Управляющей организации стоит помнить, что штраф – не всегда самое страшное наказание за ненадлежащее выполнение её обязанностей. Недовольство собственников работой УО может привести к жалобам в ГЖИ, прокуратуру, администрацию и даже к смене способа управления.

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Управляющая организация предоставляет информацию собственникам

Управляющая организация предоставляет информацию собственникам

Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая организация предоставляет информацию собственникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в п. 34 раздела VIII названных правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)2. Органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Могу ли я потребовать от УК подробную информацию о коммунальных услугах, включенных в платеж?

  1. Главная
  2. Правовое просвещение
  3. Ответы на вопросы
  4. Для граждан
  5. Жилище. ЖКХ. ТСЖ. УК

БРОШЮРЫ И ПАМЯТКИ

Вопрос:

Управляющая компания раньше присылала квитанции на оплату содержания жилого помещения с расшифровкой платежей (что, куда и сколько). Сейчас в квитанции только одна строка — «содержание жилья», цена выросла. Могу ли я потребовать от УК подробную информацию о коммунальных услугах, включенных в платеж?

Ответ:

В соответствии с подп. «г» п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую тот обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

В п. 69 указанного документа перечислены требования в платежному документу, в частности в подп. «в»: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, — величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).

Таким образом, было нарушено ваше право как потребителя — право на получение достоверной информации.

Вы вправе потребовать расшифровку платежа, а управляющая компания (УК) обязана ее предоставить.

Можно обратиться в УК с просьбой дать разъяснения: согласно подп. «б» п. 33 данного Постановления потребитель вправе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

УК обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подп. «р» п. 1 ст. 31 указанного Постановления).

Обязанность УО о предоставлении документации собственникам

ПИСЬМО МЕСЯЦА

Не все напоказ: какие документы вы не обязаны предоставлять собственникам

«Группа собственников в нашем доме пытается совершить рейдерский захват дома.

Они запрашивают у ТСЖ первичные документы бухучета: чеки на материалы, договоры, акты с подрядчиками.

Хотят показать, что мы якобы завышаем сметы, подписываем акты по невыполненным работам.

Расскажите, какие документы мы должны предъявить, а какие нет?»

На вопрос отвечает Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ

Действительно, собственники помещений в МКД часто запрашивают документы, которые вы не обя-заны предъявлять.

В ответе мы рассмотрим обязанность по предоставлению информации в рамках финансово-хозяй-ственной деятельности, объем таких сведений и то, как суды мотивируют отказ в выдаче собственникам помещений излишне запрашиваемых документов.

Предоставление информации органам власти и надзорным инстанциям мы не рассматриваем.

 

Какую информацию о финансово-хозяйственной деятельности раскрывать обязательно

Вы обязаны раскрывать информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2014 № 263ФЗ. Сюда относится общая информация об УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности:

·       годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс и приложения к нему;

·       сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и расходах, понесенных в связи с их оказанием;

·       сметы доходов и расходов ТСЖ, ЖК, ЖСК, отчеты об их выполнении.

Это установлено п. 3 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее — Стандарт). Аналогичные нормы закреплены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Собственники помещений вправе запросить у УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В ТСЖ собственники помещений, независимо от членства, имеют право ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, сметами доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями и иными внутренними документами товарищества, предусмотренными ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ. Это установлено ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

Если собственники помещений просят представить первичные учетные документы, вы вправе отказать, при условии что договором управления, уставом ТСЖ, ЖК, ЖСК или решением общего собрания не установлено иное.

К примеру, если в договоре управления или уставе указано, что собственники помещений вправе ознакомиться с договорами подряда, актами выполненных работ, оказанных услуг по ним или первичными учетными документами, то вы обязаны предоставить им такую возможность.

В какой форме предоставлять информацию о финансово-хозяйственной деятельности

Формы раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 и приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.

Так называемые первичные учетные документы не входят в перечень сведений, перечисленных в утвержденных формах раскрытия информации.

 

Какие документы мы называем первичными учетными документами

Договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная — это самые распространенные первичные учетные документы.

«Первичка» оформляется при совершении сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств.

Обязательные формы и перечень «первички» для юридических лиц отсутствуют. Их самостоятельно определяет каждый хозяйствующий субъект — юридическое лицо или ИП. Такое правило установлено ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам.

ПРИМЕР

Суды не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета

Истцу отказано в удовлетворении требований, так как из анализа положений законов следует, что члены и не являющиеся членами ТСЖ собственники правом ознакомления с первичными документами бухгалтерского учета не обладают (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.05 2014 по делу № 33—6756/2014).

Кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности

Сведения, которые вы размещаете на информационных стендах и в интернете, предназначены для неограниченного круга лиц.

Информацию в письменном или электронном виде вы обязаны предоставить только потребителю по запросу. Потребителями по Стандарту (п. 6) являются граждане и организации — собственники и наниматели помещений в МКД. Всем остальным вы вправе отказать.

Если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, то вы вправе, не раскрывая ее, сообщить адрес указанного сайта или наименования и реквизиты печатных изданий, где размещена эта информация (п. 17 Стандарта).

Также Стандартом прямо не предусмотрена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.

Мы рекомендуем все же придерживаться принципов разумности. Да, вы не обязаны предоставлять документы, например, тем, кто прописан в помещении, но не является собственником. Не должны изготавливать для кого-то копии документов. Но если в какомто конкретном случае вас это не затруднит, то сделайте это, пожалуйста.

ТОНКОСТЬ

Это вы можете не показывать собственникам

Вы не обязаны показывать собственникам помещений в МКД:

— сведения о движении денег по счетам.

Истцу отказано в предоставлении сведений о движении денежных средств по банковскому счету ТСЖ. Основание — запрошенная информация выходит за рамки информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Стандарта.

В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2016 по делу № 33-13984/2016);

— ведомости по зарплате.

Истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Основание — ответчик не обязан предоставлять ведомости по зарплате, поскольку это не предусмотрено Стандартом (апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33—7126/2014);

— локальный сметный расчет на ремонт чеголибо, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.

Истцу отказано в предоставлении локального сметного расчета на ремонт подъезда, сертификата соответствия используемых материалов, договора подряда. Основание — это не предусмотрено Стандартом. Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.

Закон не устанавливает обязанность УО по предоставлению (выдаче) копий документов собственникам на основании их обращений, закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с требуемой информацией (апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.06.2016 по делу № 33-9206/2016).

  • Дата
    03.12.2020

        Вопросы предоставления информации по запросам собственников часто вызывают много разногласий. Порой это связано с неуемным и неоправданным стремлением потребителя контролировать управляющую организацию путем необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную и финансовую деятельность. В ситуации с «потребительским экстремизмом» многие собственники стремятся «замотать» управляющую организацию бесконечными запросами о предоставлении информации, обязанность раскрытия которой не следует из закона.

        Общие нормы о предоставлении информации: ГИС ЖКХ

        Ранее большой блок информации раскрывался на сайте «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/ на основе Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт № 731).

        На основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 Стандарт № 731 признан утратившим силу с 1 января 2021 года. Таким образом, обязанности раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» для управляющих организаций больше нет.

        Отказ от Стандарта № 731 был связан с тем, что вся информация стала раскрываться на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

        С 21.07.2014 № 263-ФЗ в ст. 161 ЖК РФ был введен пункт 10.1, который установил, что управляющая организация на базе сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/ обязана:

— обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

— об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

-о порядке и об условиях оказания и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, об их стоимости;

— о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

        Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХданной информации определен Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

        Дополнительные требования ЖК РФ и стандарты Правил № 416

        В дополнение к требованиям п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в 2018 году был дополнен Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Им было установлено, что если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе:

а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

г) на сайте ГИС ЖКХ (п. 31 Порядка № 416).

        Блок этой информации, подлежащий раскрытию, носит общеорганизационный характер (название управляющей организации, часы ее работы, лицензия, образцы документов, тарифы и пр.). Однако в случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения путем актуализации сведений.

        В случае управления многоквартирным домом ТСЖ, информация раскрывается только на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на сайте ГИС ЖКХ (п. 32 Порядка № 416).

        Кроме того, применительно к ТСЖ, в законе есть ст. 143.1 ЖК РФ, которая устанавливает права членов ТСЖ и иных собственников (не являющихся членами ТСЖ) на ознакомление с рядом документов, в числе которых:

1) устав ТСЖ, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов ТСЖ;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность, сметы доходов и расходов ТСЖ на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;

5) документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ внутренние документы.

        Отказываем потребителю в предоставлении информации: опыт судебной практики

        Очень часто потребитель (особенно недобросовестный, стремящийся своими действиями принести вред управляющей организации) понимает закон так, что управляющая организация или ТСЖ обязаны ему предоставлять в письменном виде заверенную копию любого документа, который он запросит. Особенно на эту мысль его наводит абстрактная формулировка из п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ про предоставление сведений об «основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности».

        Здесь в своей работе мы должны исходить из следующего:

  1. «Обеспечить свободный доступ к информации» или «имеют право ознакомиться со следующими документами» – не равняется обязанности предоставления заверенных копий (или любых иных копий документов).

        Ранее в п. 17 Стандарта № 731 была норма о том, что если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, то управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Правомерность этой позиции подтвердил в своем решении Верховный Суд РФ от 12.04.2017 г. по делу № АКПИ17-80.

        Похожий вывод приведен в решении Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21.01.2020 г. по делу № 2-22/2020 делается вывод о том, что обязанности раскрывать и представлять запрошенную истцом информацию, кроме той, которая была раскрыта в установленном порядке, действующее законодательство не предусматривает.

        Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2014 г. по делу № 2-2496/2014).

  1. Запрет на вмешательство в операционную и хозяйственную деятельность.

        Управляющая организация или ТСЖ – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Состав информации, подлежащий раскрытию, прямо установлен в законе. Ни на одно из этих видов юридических лиц не может быть принудительно возложена обязанность отчитываться за каждую конкретную финансовую операцию, направленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация – это коммерческая организация, которая занимается бизнесом. А внутри ТСЖ вопросы контроля отнесены на ревизионную комиссию, работающую в рамках полномочий в соответствии со ст. 150 ЖК РФ и уставом.

        Такой подход в работе с обращениями подтверждается судебной практикой.

        Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ предоставить ему все договоры за последние три года, а также первичную финансовую документацию. Суд отказал на том основании, что:

— нормы ЖК РФ не предусматривают обязанности ТСЖ по предоставлению для непосредственного ознакомления заявителем с документами операционно-хозяйственной деятельности;

— права истцов на обеспечение доступа к информации не нарушены, так как все истребуемые истцами документы не относятся к документам, которые ответчик обязан предоставлять для ознакомления, поскольку они не отнесены к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15.02.2019 г. по делу №2-517/2019).

        В другом решении суд указал, что требования к ЖСК о выдаче договора, заключенного с адвокатом, документы по поводу строительства дополнительного жилого дома рядом с домом ЖК и платежных документов об оплате работ, и др. не относятся к документам финансовой деятельности кооператива, с которыми истец, как собственник жилого помещения, имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями ст.143.1 ЖК РФ. Кроме того, суд делает вывод о том, что право на получение информации о деятельности товарищества не возлагает на ТСЖ обязанности по предоставлению собственнику копий документов (решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.06.2018 г. по делу № 2-1859/2018).

  1. Соблюдение сроков ответа на запросы.

        Для лиц, которые не являются собственниками помещений в многоквартирном доме – срок ответа на запрос составляет 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения) (с правом продления ответа на запрос на такой же срок по уважительной причине) (п. 37 Порядка № 416).

        Для собственников или пользователя помещения в многоквартирном доме стандартный срок ответа – не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Порядка № 416).

        Ряд сведений раскрывается в срок от 1 до 3 дней, однако если эта информация ранее была раскрыта в установленном порядке, необходимо лишь следить за ее актуальностью и подсказывать заявителям, где они с ней могут ознакомиться самостоятельно(п. 34 Порядка № 416).

        Если заявителем не указано, как именно он хочет получить ответ, рекомендуется отправлять ответ заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы в дальнейшем избежать споров по факту и срокам ответа (хотя есть норма о том, что официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное). Кроме того, ответ на запрос может быть направлен на электронную почту заявителя, через ГИС ЖКХ, а также с нарочным самому собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме (либо через консьержа, если он есть) (п. 35 Порядка № 416).

        Любая управляющая домом организация должна быть заинтересована в раскрытии информации. Тогда споров с собственниками (опасающимися какого-либо утаивания) будет меньше. Но от недобросовестных собственников управляющая домом организация также должна быть защищена всеми способами, которые установлены в законе.

        Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Ознакомление с технической документацией многоквартирного дома, управление которого осуществляется управляющей компанией

Из положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее -ЖК*РФ) следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Правительством РФ постановлением от 15.05.2013 № 416 установлены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктами 31-37 указанных Правил установлено, что перечень информации, предоставляемой собственникам помещений в МКД, не является закрытым и не ограничивается информацией, подлежащей обязательному раскрытию. Первичная информация, отражающая сведения об эксплуатации (использования) общедомового имущества, напрямую затрагивает права собственников помещений МКД в части владения, пользования и распоряжения общедомовым имуществом. Временное владение управляющей организацией технической документацией с целью осуществления полномочий по управлению МКД не влечет ограничение прав
собственников в отношении данной документации.

Вместе с тем, отметим, что прямого указания закона на обязанность управляющей организации предоставлять собственникам квартир техническую документацию прямо в законодательстве не предусмотрена.

Однако такая обязанность вытекает из смысла самого жилищного законодательства, которое обязывает собственника поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖКРФ).

Не имея доступа к технической документации квартиры, невозможно в полной мере обеспечивать поддержание помещения «в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения». Таким образом, управляющая компанию обязана представить испрашиваемые технической документы собственникам помещений в МКД для ознакомления.

Основная задача управляющих компаний – эксплуатация и содержание имущества в многоквартирных домах — все, что связано с функционированием дома: чистота каждого подъезда, отопление, свет и водоснабжение. Каждый житель является потребителем услуг, а УК — их поставщиком. Управляющая компания в рамках договора предоставляет жителю полный перечень услуг. В случае невыполнения обязательств заказчик вправе потребовать решения своего вопроса. О том, как правильно взаимодействовать с управляющей компанией, рассказал заместитель генерального директора УК «Наукоград» города Жуковский Павел Соболев.

Если УК плохо справляется, ее можно поменять общим собранием жильцов. Фото: УК ЦЭТ

Если УК плохо справляется, ее можно поменять общим собранием жильцов. Фото: УК ЦЭТ

Чего требовать и куда жаловаться

Собственники квартир в жилом доме имеют право требовать от управляющей компании:

  • обеспечения безопасности и надежности дома;
  • ремонта общих помещений и содержания их в чистоте;
  • обеспечения связи с ресурсоснабжающими организациями;
  • поддержки работ систем и оборудования дома;
  • поддержания температуры зимой в квартирах больше +18. Если она ниже, жильцы могут потребовать перерасчета и устранения проблемы;
  • температуры подачи горячей воды от 58 до 62 градусов. Если температура ниже, можно потребовать перерасчета за данную услугу;
  • уборки подъезда и дворовой территории.

Например, заявку можно отправить в аварийно-диспетчерскую службу УК или обратиться в Единую диспетчерскую службу ЖКХ города.  Необходимо указать свои данные — ФИО, телефон, адрес. Решить проблему смогут в любой из этих служб (Единая диспетчерская служба передаст информацию в УК).

Каждой заявке присваивается номер. Если ответ не устроил, то следующим этапом необходимо обратиться к директору управляющей компании и написать заявление с указанием всех претензий.

При обнаружении несоблюдения правил технического обслуживания жалобу можно подать в государственную жилищную инспекцию и в региональный Роспотребнадзор. В случае неоправданного завышения цен на услуги жильцы вправе обратиться в ФАС. Если все предыдущие инстанции не помогли решить вопрос — обращение пишется в районную прокуратуру по месту жительства.

Звоните в аварийно-диспетчерскую службу УК или ЕДС, там помогут. Фото: Мир Квартир

Звоните в аварийно-диспетчерскую службу УК или ЕДС, там помогут. Фото: Мир Квартир

Тарифы и план ремонта

Следует обратить внимание на то, что тарифы УК складываются из двух составляющих: статья на содержание и статья на текущий ремонт, которая включает в себя ремонт подъездов, балконов, стояков замену окон. Жители имеют полное право спросить с управляющей компании выполнение данных работ и потребовать отчет.

Цены зависят от набора услуг: есть текущий ремонт, а есть дополнительные расходы — домофон, обслуживание системы видеонаблюдения, шлагбаум. Та же замена пластиковых окон — это дорогостоящая работа, и она требует повышения статьи на текущий ремонт.

Можно и нужно контролировать ремонт своего дома. Его план есть у председателя совета дома — он заранее знает, какие работы будут выполнены согласно бюджету начислений. Из-за высокой конкуренции УК стараются согласовывать планы текущего ремонта и выполнять в сроки. Обычно УК самостоятельно выходит к собственникам через представителя совета дома или инициативную группу, с которыми утверждается план текущего ремонта на год.

Так, наша управляющая компания согласовывает каждый план работ и в индивидуальном порядке утверждает его с председателем. В течение календарного года работы выполняются, после чего компания отчитывается перед собственниками.

Содержание общих помещений дома в чистоте – прямая обязанность УК. Фото: Мир Квартир

Содержание общих помещений дома в чистоте – прямая обязанность УК. Фото: Мир Квартир

Замена возможна

Совет дома — важный орган коммуникации, позволяющий жителям коллегиально решать сложившиеся ситуации и иметь прямой контакт с УК. Так, жители могут передать совету свои замечания и вопросы, а уже затем инициативная группа или ее представитель лично решит эти вопросы с управляющей компанией. Хороший тон для УК – постоянно отчитываться о выполнении работ и максимально информировать об этом жителей.

Если жильцы недовольны действующей управляющей компанией, то они могут инициировать проведение общего собрания для выбора новой УК. Предварительно с новой организацией необходимо проработать тариф и обсудить процесс перехода дома.

Отношения владельцев квартир и управляющих компаний редко бывают простыми. Часто у первых есть очень большие претензии, как обоснованные, так и необоснованные, ко вторым. Иногда достаточно небольших изменений – повышения информированности, создание чата и прямого общения, чтобы снять острые моменты. В целом же, жители домов просто хотят, чтобы все работало, а неполадки быстро устранялись.

Выбирая место для покупки жилья, покупатели также оценивают и ту управляющую компанию, с которой им придется жить и сотрудничать, читают отзывы, рассматривают тарифы. Именно поэтому компании важно вести диалог, а также быть открытой запросам граждан.

Не забывайте о своих правах и смело отстаивайте свои интересы!

Квартиры-студии в домах бизнес-класса: какие они и кому нужны?

Как не надо продавать, или Пять самых нелепых объявлений о недвижимости

Пять самых дешевых комнат в Москве

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преступления это наш бизнес фильм 2008 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
  • При выборе места размещения компании желательно соблюдать определенные рекомендации
  • При какой модели международного бизнеса предметом контракта является торговая марка
  • При работе эвм время от времени возникают сбои поток сбоев можно считать простейшим
  • При суммированном учете рабочего времени сверхурочной работой признается превышение