Правила ведения честного бизнеса на рынке ценных бумаг утверждаемые саморегулируемыми организациями

СРО рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг в зависимости от видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года  № 51-ФЗ.
  • Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  • Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам».
  • Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года  № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».
  • И другими нормативно-правовыми актами.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если она соответствует следующим требованиям:

  • Организация  учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Если же число членов СРО стало менее десяти, ЦБ приостанавливает деятельность СРО на срок до 3-х месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями закона, ЦБ прекращает деятельность данной СРО.
  • В представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится ни одно из следующих положений:
  • возможность дискриминации прав клиентов, которые пользуются услугами членов организации, а также дискриминация  членов организации;
  • необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
  • ограничения, которые препятствуют развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регулирование вопросов, которые не относятся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности СРО;
  • предоставление недостоверной или неполной информации.

Государственное регулирование деятельности СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет Центральный банк России (ранее — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)). ЦБ ведет реестр СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ознакомиться с реестром СРО рцб, можно на нашем портале в разделе «Реестр СРО рынка ценных бумаг».

Целями деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг  являются:

  • Развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг.
  • Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, которые способствуют эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
  • Осуществление надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • Защита законных прав и интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами саморегулируемой организации.
  • Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • Обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций рцб:

  • СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением своими членами принятых СРО правил и стандартов.
  • Создает и поддерживает эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявляет и пресекает нарушения требований законодательства РФ, а также внутренних документов саморегулируемой организации.
  • Осуществляет обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), принимает квалификационные экзамены и выдает квалификационные аттестаты.
  • Организует информационное и методическое обеспечение своих членов.

СРО вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников — членов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников РЦБ).

Преимущества СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке ее членов;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть членом нескольких саморегулируемых организаций различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством.

Вступление в СРО рынка ценных бумаг:

Для того, чтобы быть принятым в члены СРО рынка ценных бумаг,

лицо, желающее вступить в СРО обязано подать  заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и внутренними документами саморегулируемой организации.
После получения заявления СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг обязана в течение срока, не превышающего двух месяцев, осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. По окончании проверки должностные лица и специалисты саморегулируемой организации, составляют письменное заключение. Это письменное заключение направляется на рассмотрение в коллегиальный орган управления СРО, который по итогам рассмотрения представленных документов должен в трехдневный срок с момента рассмотрения утвердить заявление или отказать в его утверждении.

Условиями членства в СРО являются также внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг для реализации своих полномочий на территории субъектов РФ имеет право, с предварительным согласованием с ЦБ РФ, создавать свои филиалы и представительства. Она обязана осуществлять контроль за деятельностью своих филиалов и представительств, а также несет ответственность за их деятельность.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

12.01.2023 09:00:00

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ готовится к XII Всероссийскому съезду

20.03.2023 14:58:14

НОПРИЗ готовится к XII Всероссийскому съезду

11 апреля в Москве состоится XII Всероссийский съезд членов НОПРИЗ. Делегаты выберут новых членов Совета, назначат аудитора, примут смету на 2023 год, а также утвердят отчеты Совета и Ревизионной комиссии об исполнении сметы за 2022 год. Об этом нам напомнили в пресс-службе Нацобъединения.

В апреле пройдет XXII Всероссийский съезд НОСТРОЙ

20.03.2023 07:33:00

В апреле пройдет XXII Всероссийский съезд НОСТРОЙ

21 апреля в Москве пройдет XXII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций. Делегаты со всей России обсудят отчет НОСТРОЙ за 2022, Смету на 2023 и приоритеты на 2024, выберут кандидата на должность Президента, рассмотрят правки в Устав. Анонсирует пресс-служба НОСТРОЙ.

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

26.06.2017 16:20:00

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

27.10.2022 14:07:50

Дарина Денисова: «Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств»

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

08.08.2022 13:35:21

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт — президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 29.03.2014

Судебное дело 2013 года в сфере саморегулирования

Ростехнадзор против СРО «СтройРегион»

Пожарное СРО против 624 Приказа МРР

Росреестр против 4 СРО арбитражных управляющих

Росреестр — отказ ЦОМОС в статусе СРО

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.

Этика фондового рынка

Предмет
Рынок ценных бумаг

Разместил

🤓 fitzselfpresip1978

👍 Проверено Автор24

правила ведения честного бизнеса на рынке ценных бумаг, утверждаемые саморегулируемыми организациями.

Научные статьи на тему «Этика фондового рынка»

Профессиональная этика в нормативных документах организаций финансового рынка

Понятие профессиональной этики

Определение 1

Профессиональная этика – это комплекс правил и норм…
Профессиональная этика организаций финансового рынка
Все нормативные документы учреждений и организаций…
и правил осуществления деятельности на фондовом рынке, которые принимаются в качестве обязательных для…
манипулирования ценами ценных бумаг и различных финансовых инструментов, нарушения прав участников фондового
и законодательных актов, которые затрагивают вопросы функционировал фондового рынка.

Автор24

Статья от экспертов

Профессиональная этика участников фондового рынка, основные этические принципы

В статье рассматриваются наиболее распространённые виды преступлений на фондовом рынке и основные этические принципы и правила, которые обязаны осуществлять все участники для предотвращения и устранения мошеннической деятельности и сохранения прав клиентов и инвесторов. Также в статье представлена статистика выявленных нарушений при осуществлении сделок с ценными бумагами на российском фондовом рынке. В результате был сделан вывод о том, что этические принципы являются основой регулирования профессиональных отношений между участниками фондового рынка.

Управление рынком ценных бумаг

Фондовый рынок представляет собой часть финансового рынка….
Определение 4

Регулированием фондового рынка называется система методов и приемов по упорядочению…
Он содержит основные принципы функционирования фондовых рынков:

защита инвесторов от манипуляций и…
Важной целью управления фондовым рынком является создание условий максимального благоприятствования в…
, инфраструктура фондового рынка, традиции и обычаи, этика фондового рынка.

Автор24

Статья от экспертов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

153

Добавлен:

15.02.2016

Размер:

156.16 Кб

Скачать

Учебные цели

  1. Дать
    определение регулятивной инфраструктуры
    рынка ценных бумаг и рассмотреть
    составляющие ее компоненты.

  2. Рассмотреть
    структуру и функции органов государственного
    управления, регулирующих рынок ценных
    бумаг в России на федеральном и
    региональном уровнях, их статус,
    интересы, сферы ответственности, права.

  3. Дать
    классификацию моделей регулирования
    рынка ценных бумаг по разным критериям.
    Охарактеризовать российскую модель
    регулирования рынка ценных бумаг.

  4. Охарактеризовать
    российское законодательство по ценным
    бумагам, его структуру.

  5. Дать
    определение и рассмотреть основы
    деятельности саморегулируемых
    организаций на российском рынке ценных
    бумаг.

  6. Дать
    определение профессиональной этики
    участников фондового рынка.

  7. Рассмотреть
    основные этические принципы деятельности
    профессиональных участников рынка
    ценных бумаг, принятые в международной
    практике.

  8. Рассмотреть
    функции государственных органов и
    саморегулируемых организаций в контроле
    за соблюдением профессиональной этики
    на рынке ценных бумаг.

  9. Дать сравнительную
    характеристику наиболее важных этических
    правил, используемых на российском
    рынке ценных бумаг и в международной
    практике.

  10. Рассмотреть
    возможные виды манипулирования ценами
    и методы борьбы с манипулятивными
    стратегиями на российском фондовом
    рынке и в международной практике.

Основные термины и понятия

Каждому
из приведенных ниже терминов и понятий,
отмеченных цифрами, найдите соответствующее
положение, обозначенное буквой

1

Регулятивная
инфраструктура рынка ценных бумаг

А

законодательные,
регистрационные, лицензионные,
аттестацион­ные, надзорные и иные
функции органов государственного
регулирования рынка ценных бумаг и
саморегулируемых организаций

2

Регулятивные
органы на рынке ценных бумаг

Б

правила
ведения честного бизнеса на рынке
ценных бумаг, утверждаемые
саморегулируемыми организациями

3

Регулятивные
функции и процедуры на фондовом рынке

В

система
регулирования рынка ценных бумаг,
включающая в себя регулятивные
органы, функции и процедуры,
законодательные нормы, этику фондового
рынка, традиции и обычаи

4

Законодательная
инфраструктура рынка ценных бумаг

Г

добровольное
объединение профессиональных
участников рынка ценных бумаг,
учреждаемое для обеспечения условий
профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг,
соблюдения стандартов профессиональной
этики, защиты интересов клиентов и
владельцев ценных бумаг, установления
правил и стандартов операций с ценными
бумагами

5

Этика
фондового рынка

Д

тип
организации процесса регулирования
рынка ценных бумаг в рамках государства
в зависимости от того, кто выполняет
функции субъекта регулирования

6

Модель
регулятивной инфраструктуры рынка
ценных бумаг

Е

операции
по купле-продаже государственных и
муниципальных ценных бумаг, других
инструментов денежного рынка и
иностранной валюты, влияющих на
динамику предложения денег в
макроэкономике и являющихся
инструментом денежной политики
государства

7

Модель
регулирования государством рынка
ценных бумаг

Ж

тип
организации процесса регулирования
рынка ценных бумаг в рамках государства
в зависимости от степени жесткости
регулирования, а также от модели
рынка ценных бумаг

8

Операции
центрального банка государства на
открытом рынке

З

регулятивные
нормы, действующие на рынке
ценных бумаг, определяемые
законодательством по финансовому и
фондовому рынку и иными нормативными
актами

9

Саморегулируемые
организации на рынке ценных бумаг

И

государственные
органы, регулирующие функционирование
финансового и фондового рынков, и
саморегулируемые организации на
рынке ценных бумаг

10

Манипулиро­вание
ценами

К

любая
техника манипулирования на рынке
ценных бумаг, используемая для
снижения цен на ценные бумаги

11

Инсайдер­ские
сделки

Л

отсутствие
независимости профессионального
участника рынка ценных бумаг в
результате объективных
и субъективных обстоятельств, таких,
как, например, финансовое участие
профессионального участника фондового
рынка в делах клиента

12

Конфликт
интересов

М

выполнение
поручений клиентов наилучшим образом

13

Добросовест­ная
деятельность на рынке ценных бумаг

Н

действия
участников торгов по купле-продаже
ценных бумаг, проводимые с использованием
привилегированной (т.е. не являющейся
общедоступной) информации в целях
получения прибыли

14

Добросовест­ная
работа с клиентами

О

воздействие
на курсовую (расчетную) цену обращающихся
на фондовом рынке активов за счет
краткосрочного или долговременного
проведения сделок большого объема

15

Фиктивные
сделки с ценными бумагами

П

сделки
с ценными бумагами, совершаемые
группой торговцев, сконцентрировавших
в своих руках большое количество
ценных бумаг данного вида, что
позволяет им диктовать свои цены

16

Манипулиро­вание
рынком ценных бумаг со стороны спроса

Р

профессиональная
деятельность на рынке ценных бумаг,
основанная на общечеловеческих
моральных и нравственных нор­мах,
на понимании значимости общественных
интересов, необходимости обеспечения
правопорядка и справедливости

17

Манипулиро­вание
рынком
ценных
бумаг
со стороны предложения

С

одновременная
покупка и продажа ценных бумаг для
создания видимости активности на
рынке

18

Сделки
с ценными
бумагами по договоренности

Т

действия одного
или группы участников фондового
рынка, результатом которых является
выведение курсовой стоимости фондового
актива (в том числе расчетной цены
дня) за рамки естественной для
сложившихся условий рыночной цены
по отношению к нормальной, адекватной
текущим уровням ее величине

19

Сделки

корнеров

У

совершение
сделок по постепенно возрастающим
ценам, которые приводят к появлению
реальной активности инвесторов, и
последующее «сбрасывание» ценных
бумаг по высоким ценам

20

«Разогрев»
рынка и «сброс» ценных бумаг

Ф

любая
техника манипулирования на рынке
ценных бумаг, используемая для
увеличения цен на ценные бумаги

21

Манипулирование
рынком ценных
бумаг в целом

Х

целенаправленное
распространение привилегированной
информации в целях стимулирования
спроса или предложения на ценные
бумаги

22

Утечка
информации о ценных
бумагах

Ц

Совершение
двумя контрагентами сделки по заранее
оговоренной цене с целью изменить
ситуацию на рынке в свою пользу

Этика фондового рынка

Этика фондового рынка
– правила ведения честного бизнеса на рынке ценных бумаг, утверждаемые саморегулируемыми организациями.

Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий. — Екатеринбург: УрАГС.
.
2007.

Смотреть что такое «Этика фондового рынка» в других словарях:

  • Гафуров, Саид Закирович — (р. 1967) российский экономист, востоковед и чиновник, а также преподаватель в ВУЗах. По происхождению горьковский татарин, (мишярь). Кандидат экономических наук. Советник Российской Федерации. Автор ряда монографий и статей. Сын полковника,… …   Википедия

  • Саид Гафуров — Гафуров, Саид Закирович (р. 1967) российский экономист, востоковед и чиновник, а также преподаватель в ВУЗах. По происхождению горьковский татарин, (мишярь). Кандидат экономических наук. Советник Российской Федерации. Автор ряда монографий и… …   Википедия

  • Саид Закирович Гафуров — Гафуров, Саид Закирович (р. 1967) российский экономист, востоковед и чиновник, а также преподаватель в ВУЗах. По происхождению горьковский татарин, (мишярь). Кандидат экономических наук. Советник Российской Федерации. Автор ряда монографий и… …   Википедия

  • Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • Мировой финансовый кризис (2008—2011) — Содержание 1 Истоки и причины 1.1 …   Википедия

  • Капитализм — (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… …   Энциклопедия инвестора

  • BNP Paribas — (БНП Парибас) Сведения о банке BNP Paribas, активы и отделения Информация о банке BNP Paribas, активы и отделения, стратегия и цели Содержание Содержание Определение История Деятельность Cetelem Кредито Observateur Cetelem ARVAL БНП Парибас… …   Энциклопедия инвестора

Состав и компетенции регуляторов финансового рынка РФ

Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.

Правила и требования финансовых регуляторов призваны оградить участников рынка и потребителей услуг от мошенничества и недобросовестности. Это повышает доверие к тем участникам рынка, которые подтвердили свое согласие соблюдать установленные нормы. В качестве подтверждения согласия используются процедуры аттестации или сертификации государственными или профессиональными общественными организациями, а также участие в саморегулируемых организациях (СРО).

«Традиционно вся деятельность финансовых посредников делилась на три сектора:

  • банковский,
  • страховой,
  • рынок ценных бумаг.

За последнее время появилось множество различных финансовых инструментов (деривативы, разные схемы коллективного инвестирования, к которым иногда относят, а иногда не относят частные пенсионные фонды и проч.). Оборот этих финансовых инструментов гораздо больше схож с оборотом ценных бумаг, чем с банковской деятельностью или страхованием. Поэтому, например, надзор за этими финансовыми посредниками практически везде отдается в ведение органа надзора на рынке ценных бумаг. Традиционное деление на три сектора сохранилось, но третий сектор сейчас обозначают как «другие финансовые услуги», т. е. в этот финансовый сектор попадают все операции на финансовых рынках, не являющиеся банковскими и страховыми».1

За последнее время появилось множество различных финансовых инструментов (деривативы, разные схемы коллективного инвестирования, к которым иногда относят, а иногда не относят частные пенсионные фонды и проч.). Оборот этих финансовых инструментов гораздо больше схож с оборотом ценных бумаг, чем с банковской деятельностью или страхованием. Поэтому, например, надзор за этими финансовыми посредниками практически везде отдается в ведение органа надзора на рынке ценных бумаг. Традиционное деление на три сектора сохранилось, но третий сектор сейчас обозначают как «другие финансовые услуги», т. е. в этот финансовый сектор попадают все операции на финансовых рынках, не являющиеся банковскими и страховыми».1

В России первые СРО участников финансового рынка появились в середине девяностых годов. До 2016 года финансовые организации сами решали, вступать им в СРО или нет. В 2015 году был принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», который установил, что все финансовые организации обязаны быть членами СРО. Закон определил 16 видов финансовой деятельности, по каждой из которых может существовать СРО.

Кроме того, закон установил требования и к СРО: чтобы получить этот статус официально, организация должна соответствовать определенным требованиям, в том числе объединять не менее 26 % компаний от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. То есть для одного вида финансовой деятельности может существовать не больше трех СРО.

«Эти организации через профессиональный контроль деятельности своих членов обеспечивают так называемую рыночную дисциплину в третьем секторе, т. е. честное, добросовестное поведение своих членов на рынке: надлежащее раскрытие информации, исключение конфликта интересов, соблюдение кодекса профессиональной этики и проч.».2

Ассоциация форекс-дилеров (АФД) – выполняет функцию регулятора для российских участников валютного рынка (форекс-дилеров) в целях защиты интересов всех его участников. АФД занимается разработкой и внедрением стандартов и правил профессиональной деятельности, осуществляет контроль за их соблюдением, а также проводит анализ деятельности членов ассоциации.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) обладает статусом саморегулируемой организации для участников рынка ценных бумаг – брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). НАУФОР осуществляет аттестацию специалистов финансового рынка по всем видам деятельности на рынке ценных бумаг. Аттестованные компании обязаны соблюдать правила и требования, установленные НАУФОР. НАУФОР является аффилированным членом IOSCO – международной организации, объединяющей государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг.

В число наиболее влиятельных СРО на финансовом рынке входят Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная финансовая ассоциация (НФА), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Помимо СРО в определенной степени регуляторами можно считать профессиональные ассоциации участников финансового рынка. В частности, активно занимаются разработкой профессиональных стандартов, урегулированием конфликтов с потребителями и выявлением недобросовестных действий участников рынка такие организации, как Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация банков России (АБР), Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Государственное регулирование и контроль за всеми сферами деятельности на финансовом рынке с 1 сентября 2013 года полностью осуществляет Центральный банк РФ, выступая мегарегулятором финансового рынка. В этом качестве Центральный банк РФ обязан обеспечивать защиту интересов потребителей финансовых услуг.

Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра

Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.

Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4

Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5

Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.

Защита потребителей финансовых услуг – Банк России и Роспотребнадзор

Как известно, права потребителей в России защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако если дело связано с нарушением тех федеральных законов, надзор и контроль за соблюдением которых осуществляет Центральный банк РФ, то такие жалобы и обращения рассматриваются регулятором.

В структуру Центрального банка РФ входит Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, куда любой может обратиться с жалобой на действия финансовых организаций.

Жалобы и обращения в письменном виде можно направлять как в подразделения службы при региональных отделениях главных управлений Центрального банка РФ, так и в территориальные управления Службы по федеральным округам, и в центральный аппарат в Москве, в том числе через интернет-приемную. Срок рассмотрения жалоб и обращений составляет 30 дней. По результатам проверки может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений или может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП.

Анализ результатов деятельности Роспотребнадзора по фактам рассмотрения жалоб о нарушениях прав потребителей финансовых услуг свидетельствует о том, что основную группу нарушений составляет включение в тексты кредитных договоров и договоров займов условий, ущемляющих права потребителей (указание на возможность изменения в одностороннем порядке размера стоимости предоставленных заемных средств, установления подсудности рассмотрения споров по выбору кредитной организации; взимания комиссии за подключение к программе страхования, за выдачу кредита; о передаче долга третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление финансовой деятельности. Кроме того, в процессе предоставления потребителям услуг банки указывают на возможность в одностороннем порядке изменять набор услуг, предоставляемых клиентам; устанавливают оплату дополнительного комиссионного вознаграждения в случае отказа потребителя от ненужных ему услуг.

Вместе с Роспотребнадзором Центральный банк РФ добился пресечения массовой практики взимать комиссии за рассмотрение кредитной заявки и выдачу кредита, скрытых комиссий для банковских заемщиков, таких как комиссия за ведение ссудного счета или за обслуживание кредита, которые порой в несколько раз превышали расходы на проценты по кредиту.

Центральный банк своим нормативным актом установил обязательное предоставление информации заемщику об эффективной процентной ставке по кредиту до его выдачи, чтобы заемщик мог оценить реальный уровень кредитной нагрузки, который банки стремились скрыть.

Роспотребнадзор много лет боролся против политики банков навязывать страхование жизни для ипотечных заемщиков и для получателей потребительских кредитов. Эту проблему помогло решить указание Центрального банка РФ, которое вступило в силу с 02.03.2016. В соответствии с ним теперь в договор страхования жизни в обязательном порядке включается «период охлаждения». Это значит, что страхователь имеет право отказаться от договора в течение 5 рабочих дней с момента его заключения и потребовать возврата уплаченной страховой премии. Благодаря этому навязывание страховки во многом утратило смысл.

Механизмы деятельности регуляторов в части монетарной политики, обеспечения конвертируемости национальной валюты

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. «Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики».6

Основной целью денежно-кредитной политики ЦБ является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Основным приоритетом денежно-кредитной политики Центрального банка РФ является таргетирование инфляции или, проще говоря, контроль за инфляцией для достижения запланированных показателей. Поэтапный переход к таргетированию инфляции начался после кризиса 2008–2009 гг. и был завершен в конце 2014 года. При данном подходе основным каналом влияния ЦБ на денежно-кредитные условия в экономике и, в конечном счете, на инфляцию становятся процентные ставки. Отправной точкой для формирования всей структуры процентных ставок финансового сектора являются краткосрочные ставки денежного рынка. Поэтому важно, чтобы они находились на уровне, который обеспечивает достижение цели по инфляции.

Важной составляющей политики таргетирования инфляции стало введение с ноября 2014 года режима плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на рынке. На динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран.

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или Центральным банком РФ, не является фиксированным, и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. При плавающем курсе рубля ЦБ не нужно постоянно тратить золотовалютные резервы на валютные интервенции для его поддержки за исключением случаев, когда колебания курса угрожают финансовой стабильности государства.

Режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и формирует стимулы к правильной реакции всех участников экономических отношений на изменение внешних условий, обеспечивая оптимальную подстройку к ним экономики. Таким образом, плавающий валютный курс защищает экономическую систему от накопления дисбалансов, в том числе избыточного наращивания внешнего долга, и делает ее более устойчивой в долгосрочном плане к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Основные инструменты Центрального банка РФ в реализации кредитно-денежной политики:

  • регулирование учетной ставки;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Регулирование ключевой ставки

Ключевая ставка – главный инструмент денежно-кредитной политики Банка России. К ней приравниваются минимальная процентная ставка на аукционах РЕПО Банка России на срок одна неделя или максимальная процентная ставка на депозитных аукционах Банка России на срок одна неделя. Ключевая ставка устанавливается Советом директоров Банка России восемь раз в год.

Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них – на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики по всей длине кривой доходности (от процентных ставок по рыночным облигациям до ставок по депозитам и кредитам банков).

При повышении учетной ставки спрос на кредиты ЦБ со стороны коммерческих банков падает, что вызывает рост ставок по кредитам и сокращение их предложения. Ставки депозитов в этом случае растут, поскольку возможности банков получить финансирование другими способами сокращаются. Таким образом, повышение процентных ставок стимулирует сбережения, ослабляет кредитную активность, ограничивая, таким образом, спрос на товары и услуги и сдерживая инфляционное давление.

Если ЦБ уменьшает учетную ставку, спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ возрастает, это расширяет предложение денег в стране и снижает их стоимость для заемщиков. При этом снижаются ставки по депозитам, так как у банков уменьшается потребность в привлечении средств населения и корпоративных клиентов. Снижение процентных ставок оказывает стимулирующее влияние на внутренний спрос, создавая мотивацию к сокращению сбережений и повышая доступность кредита. Таким образом, воздействуя через процентные ставки на спрос на товары и услуги, центральный банк оказывает влияние на темпы роста цен в экономике. Повышение или снижение процентных ставок также отражается на динамике курса национальной валюты.

Нормативы обязательных резервов

Центральный банк РФ требует от коммерческих банков создавать обязательные резервы для обеспечения выплат по привлеченным средствам. Эти резервы должны храниться на счетах в ЦБ. Чем выше нормативы резервирования, тем меньше средств остается у банков для кредитования. Увеличивая или уменьшая резервные требования, ЦБ может регулировать кредитную активность банков и, соответственно, влиять на предложение денег.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке представляют собой операции Центрального банка РФ по купле-продаже государственных ценных бумаг. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других используется в мировой практике.

Рефинансирование

ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам, этот процесс называется рефинансированием. Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов.

Валютные интервенции

Валютная интервенция представляет собой продажу или покупку Центральным банком РФ иностранной валюты на открытом рынке. Валютные интервенции проводят, прежде всего, с целью поддержки национальной валюты, стабилизации ее курса по отношению к доллару США.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения представляют собой введение лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Эмиссия облигаций

Центральный банк РФ может размещать на рынке свои облигации для стерилизации ликвидности (вывода с рынка лишних денег).

Понятие золотовалютных (международных) резервов

Золотовалютные резервы (ЗВР) представляют собой высоколиквидные государственные активы, представленные в виде золота, иностранной валюты, государственных ценных бумаг (большинство стран мира использует для создания ЗВР казначейские облигации США), специальных прав заимствования (СДР) и резервной позиции в МВФ. «Специальные права заимствования (СДР) – это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в фонде.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиций по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ)».7

Золотовалютные резервы России складываются из резервов Центрального банка и правительства РФ под управлением министерства финансов РФ. По данным на 2016 год, Россия занимала шестое место в мире по величине запасов золота (1,5 тыс. т) после США (более 8 тыс. т), Германии (более 3 тыс. т), Италии (2,5 тыс. т), Франции (2,3 тыс. т) и Китая (1,8 тыс. т).

Золотовалютные резервы являются финансовым резервом, оставленным на случай, если в государстве наступит кризис и не будет хватать средств на погашение государственных долговых обязательств и бюджетных затрат. «Они в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках с целью оказания влияния на курс национальной валюты или для других аналогичных целей».8 Например, в России ЗВР активно использовались для поддержания курса национальной валюты в период кризисов 2008–2009 гг. и кризиса 2014–2015 гг.

Базы данных регуляторов финансового рынка как источник информации для журналистов

Базы данных Центрального банка РФ и других финансовых регуляторов широко используются в деловой журналистике при подготовке материалов о различных сферах финансовой деятельности.

Данные ЦБ используются в качестве основы для оценки рыночных тенденций, например, когда речь идет о снижении или повышении ставок по кредитам и депозитам, росте просрочки по кредитам. Показатели деятельности финансовых организаций позволяют судить об их устойчивости и перспективах.

Центральный банк РФ как мегарегулятор обладает глобальной базой данных по денежно-кредитному обращению, рынку ценных бумаг, прямым инвестициям, деятельности банковского сектора и финансовых рынков, национальной платежной системы.

Например, для определения денежной массы в России используются денежные агрегаторы М0 и М2, которые рассчитываются Центральным банком РФ.

«Денежная масса (М2) в национальном определении – это сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. Наличные деньги в обращении (денежный агрегатор М0) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства».9

ЦБ размещает данные статистики в открытом доступе на своем сайте. Также на сайте размещены сведения об организациях, получивших лицензии ЦБ и включенных в государственные реестры профессиональных участников и субъектов рынка ценных бумаг. ЦБ оперативно сообщает о своих решениях по исключению организаций из государственных реестров, лишении или приостановке действия лицензии, ограничениях деятельности поднадзорных организаций.

Помимо этого на сайте ЦБ размещаются результаты аналитических исследований, которые тоже используются деловыми СМИ для подготовки материалов.

Другие регуляторы финансового рынка предоставляют в открытом доступе сведения об организациях, получивших лицензию или аккредитацию с перечнем требований, которым удовлетворяют эти организации. По запросам журналистов регуляторы предоставляют данные по рынку, например, о количестве и характере сделок за отчетный период, комментируют тенденции рынка, разъясняют особенности взаимодействия с мегарегулятором и другими государственными органами, предоставляют прогнозы и т. п.

Работа журналиста при освещении факта лишения или приостановления действия лицензии финансовой организации, а также при вынесении судебного решения

Средства массовой информации тщательно следят за сообщениями Центрального банка РФ об отзыве лицензий и исключении из государственных реестров кредитных и финансовых организаций, а также о признании их банкротами и введении внешнего управления.

Сообщая о мерах, предпринятых ЦБ в отношении той или иной организации, журналист должен подробно объяснить, что это значит для клиентов этой организации, а деловые СМИ, как правило, сообщают о перспективах кредиторов по поводу обязательств перед ними.

Если речь идет об организации, привлекавшей средства частных лиц, таких как банки, страховые компании, НПФ, то СМИ сообщают о том, каким образом клиенты могут вернуть свои деньги и как быть тем клиентам, у которых существуют обязательства перед организацией, прекратившей свою деятельность.

Нередко в таких ситуациях вскрывается мошенничество работников организации, в результате которого клиенты испытывают затруднения с возвратом своих денег. Эти проблемы и возможные пути их решения журналист должен подробно описать. Причем, чтобы представить объективную картину происходящего, обязательно нужно взять комментарии у всех заинтересованных сторон конфликта: у пострадавших, у подозреваемых, у представителей государственных и правоохранительных органов, которые участвуют в процессе расследования мошенничества и, желательно, у независимых экспертов.

Освещение потребителей финансовых услуг как экономически слабой стороны

Потребители финансовых услуг считаются экономически слабой стороной, которая нуждается в защите со стороны государства. Эту позицию разделяют как Центральный банк РФ, Роспотребнадзор, суды, так и средства массовой информации.

Неравенство в положении потребителя финансовых услуг и организации, которая эти услуги предоставляет, обусловлено информационной и договорной диспропорцией. Информационная диспропорция обусловлена сложностью современных банковских услуг для неспециалиста, поэтому «…клиент финансовой организации по вполне объективным причинам не слишком хорошо понимает содержание оказываемой услуги. Все современные правовые системы признают, что кредитная организация не вправе пользоваться этой диспропорцией, а если пользуется, то клиент может рассчитывать на защиту со стороны правопорядка».10

Договорная диспропорция заключается в том, что все формы договоров с финансовыми организациями являются типовыми, а потому клиент не может изменить условия договора: он может либо согласиться на них, либо отказаться от услуги, в которой испытывает потребность. Причем тексты стандартизованных договоров, как правило, достаточно объемны и написаны специализированным языком, а те условия, о которых идет речь, включаются в них так, чтобы они не бросались в глаза. «При заключении договора финансовая организация может навязать клиенту условия, смысл которых он не вполне понимает, а в споре об исполнении договора финансовая организация практически всегда окажется в выигрыше, поскольку имеет навык как ведения подобных споров, так и получения инвестиционного дохода».11

Хотя формально условия типовых договоров соответствуют законодательству, для клиента они зачастую являются невыгодными, с которыми он бы никогда не согласился, если бы имел возможность выбирать.

Исходя из наличия информационной и договорной диспропорции СМИ в России, как правило, встают на сторону потребителей финансовых услуг, несмотря на то, что в некоторых случаях они сами виноваты в своих неприятностях. Самая распространенная ситуация – это заключение договора «не читая условий». В этом случае далеко не всегда затруднения в понимании договора служат оправданием, поскольку потребитель даже не пытался его понять.

В результате иногда потребителям подсовывают на подпись договор не на ту услугу, которая ему требуется, а на другую. Например, банки, которым грозит банкротство, нередко организуют аферу, убеждая клиентов переоформить вклад на более выгодных условиях, а на самом деле оформляют договор инвестирования или займа. Затем, после отзыва лицензии банка клиенты остаются без страхового возмещения, так как оно полагается только по договору банковского вклада.

Другой широко известный пример – валютная ипотека. Заемщики знали про риск, связанный с изменением валютного курса, но не учли, насколько этот риск велик, и после девальвации рубля в 2008–2009 и 2014–2015 гг. продолжать выплачивать кредит им оказалось не по силам. В обществе не один год тянется дискуссия о том, стоит ли признавать их слабой стороной в этой ситуации.

Поэтому журналист, который берется описать проблему, связанную с оказанием финансовых услуг, должен тщательно проанализировать, возникла эта проблема потому, что потребитель действительно оказался слабой стороной договора, или же он просто чересчур легкомысленно подошел к делу.

Сноски:

1 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 29.

2 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 139.

3 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

4 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

5 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 86.

6 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

7 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 154.

8 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 154.

9 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 150.

10 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 24.

11 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 24

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации с изм. и доп. – М: ЭКСМО, 2016. – 29 с.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1-ФЗ «О банках и банковской деятельности». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 27, ст. 4295.
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 17. – ст. 1918.
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 28. – ст. 2790.
  5. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 30. – ст. 4084.
  6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 29. – ст. 4349.
  7. Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – 728 с.
  8. Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – 368 с.
  9. Финансовый рынок России: современные характеристики, инструменты, регуляторы / Под ред. А. Г. Рулинской – М.: Мир науки, 2015. – 122 с.
  10. Саввина О. В. Регулирование финансовых рынков: учебное пособие, 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2012. – 204 с.

Контрольные вопросы лекции:

  1. Какие организации выполняют функции финансовых регуляторов в России? Перечислите наиболее известные из них.
  2. В чем состоят надзорные функции Центрального банка РФ как мегарегулятора финансового рынка?
  3. Как делятся полномочия по защите прав потребителей финансовых услуг между Центральным банком РФ и Роспотребнадзором?
  4. Какие инструменты использует Центральный банк РФ для реализации денежно-кредитной политики?
  5. В чем состоит главная цель денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, начиная с 2014 года?
  6. В чем преимущества плавающего курса рубля перед фиксированным?
  7. Из чего состоят золотовалютные резервы?
  8. С какой целью создаются ЗВР, как их используют?
  9. Для какой цели журналист может использовать базы данных финансовых регуляторов?
  10. Почему потребителей финансовых услуг признают экономически слабой стороной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предложите классы информационных систем которые помогут менеджменту компании достичь желаемых целей
  • Предоставление информации собственникам жилья от управляющей компании на основании законодательства
  • Предоставляет право на участие в управлении компанией дает право на получение фиксированного дохода
  • Предоставляет право на участие в управлении компанией является долевой бумагой предполагает выплату
  • Предположим что в результате успешной рекламной кампании россияне предпочтут квас пиву что компании