Практика цифровизации логистических операций в деятельности компаний

Глобальное движение в сторону цифровизации трансформирует и логистическую отрасль. «Цифра» меняет каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления. Компании, вкладывающиеся в цифровые технологии, вырываются в лидеры отрасли. Однако в целом уровень диджитализации российской логистики остается невысоким.

Развитие электронной коммерции и возрастающие требования к поставке — многоканальность, оперативность, прозрачность, точность — стимулируют ритейлеров и логистических операторов к повышению эффективности процессов и внедрению новых технологий.

Цифровизация — главный тренд логистики

Приходится осваивать актуальные каналы и форматы доставки, анализировать большие данные, автоматизировать процессы, внедрять блокчейн и роботов. Логистическая отрасль становится одним из драйверов цифровизации.

Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»

Наблюдается качественный отрыв лидеров отрасли, вкладывающихся в цифровизацию, развитие таких компаний идет быстрее, чем остальных игроков. В целом, логистические компании освоили ряд технологий, таких как система управления складом WMS, управление автопарком TMS, онлайн-сервисы для клиентов, но потенциал к развитию еще далеко не исчерпан. Малые и средние компании с той или иной эффективностью внедряют апробированные технологии, однако часть решений все еще остается недоступной из-за дороговизны

Платформенное мышление

Один из самых ярких трендов отечественной логистики — переход от отдельных решений к платформенным. Знаковым примером платформенного решения стал сервис по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта) и организации мультимодальных перевозок.

«Подобные сервисы способны скорректировать расстановку сил в отрасли, так как клиенты отдадут предпочтение операторам, обеспечивающим максимальное удобство», — считает Фарид Мадани.

При вложениях в разработку платформенных, а не отдельных решений, повышается эффективность использования массивов данных для создания новых сервисов и оптимизации логистики. Если отдельные программы и сервисы позволяют улучшить какой-то определенный бизнес-процесс, то платформа способна решить сразу несколько задач.

Платформы позволяют интегрировать бизнес-процессы участников цепочки, соединять производителей с потребителями, управлять складскими запасами и оказывать целый спектр других услуг.
Цифровая трансформация не только меняет отдельные логистические компании, но и становится предметом диалога между государственными органами, ведомствами и бизнесом. В 2018 году было объявлено о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК) России, которую Минтранс планирует запустить к концу 2019 года.

Цифровизация — главный тренд логистики

Согласно техническому заданию конкурса на разработку концепции ЦПТК исполнитель должен разработать общую организационно-функциональную схему и предложения по взаимодействию с другими системами Минтранса — АСУ ТК (информационно-аналитической системой регулирования на транспорте), ЕГИС ОТБ (единой государственной информационной системой обеспечения транспортной безопасности), ЭРА-ГЛОНАСС и системой взимания платы «
Платон
».

Государству единая цифровая платформа даст возможность контролировать соблюдение законодательства. Бизнес также получит свои бенефиты.

«Для перевозчиков платформа — инструмент по оптимизации маршрутов и ускорению доставки, — рассказывает Фарид Мадани. — Платформа нужна и для технической реализации безбарьерного транзитного перемещения грузов по территории России. Ее элементами, в частности, являются электронный документооборот, электронные пломбы, а в более глобальном плане – концепция «физического интернета»».

Пилотный проект с использованием электронных пломб был успешно реализован РТИТС (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор госсистемы «Платон») в конце 2018 года, а первые наработки в области «физического интернета» в грузоперевозках автотранспортом появились у логистической компании «Деловые Линии» в 2017 году».

Максимальное ускорение

В тренде — решения, направленные на ускорение поставки, одну из ключевых задач торговой розницы.

Для офлайн-ритейлера при доставке товаров с нескольких различных складов, как собственных так и арендованных, или напрямую от множества поставщиков выгодно консолидировать все товары на одном складе (или распределительном центре) с последующей развозкой по магазинам сети. Тогда, применяя современные технологии, можно отслеживать и своевременно пополнять запасы продукции.

Ускорить процесс доставки позволяет кросс-докинг — совокупность операций по перегрузу и распределению отправлений из большегрузных автомобилей в малотоннажные для доставки до магазинов. Ускорение происходит за счет оперативной комплектации заказов без хранения на складе.

При работе интернет-магазина доставка чаще всего осуществляется со склада до адреса клиента, и оперативность выполнения заказа является конкурентным преимуществом. В таком случае актуальна передача всей логистики одному 3PL-оператору по принципу фулфилмента – от получения и обработки заказа, до доставки клиенту. Такое решение сокращает время выполнения отдельных операций, в результате чего покупатель получает товар значительно быстрее.

Цифровизация — главный тренд логистики

Становится все более явственной необходимость более глубокой автоматизации процессов управления. Например, среди типичных проблем e-commerce-ритейлеров — отсутствие информации об остатках товаров в течение дня у всей цепочки поставок, что грозит сбоями в формировании заказов. Решить эту проблему позволяет автоматизация процесса контроля запасов в рамках всей цепочки поставок.

«Сегодня нет признаков того, что в ближайшее время автоматизация глубоко затронет складские процессы ритейлеров, — говорит директор по логистике и операциям Х5 ОМНИ Артем Холин, — поскольку до сих пор технологии «товар к человеку» не дают должной отдачи от инвестиций. При этом внутренние процессы может затронуть определенная перенастройка — в рамках оптимизации товарного запаса ритейлерам необходимо учитывать товарные запасы, находящиеся в пути, что потребует создания объединенной системы управления всеми источниками поставки в цепочке, включая склады, магазины, сток поставщиков и т. д. В целом, интеграция, бесшовное взаимодействие и обмен информацией между IT-системами станут необходимыми при управлении многоплечевыми цепочками поставок. В частности, современные локеры и пункты выдачи заказов при реализации такого подхода могут стать своеобразными хабами доставки «до двери» и работать в связке с uber-курьерами».

Сервисы для e-сommerce

Примером интеграции при управлении цепочками поставок стал проект группы X5 Retail Group, вышедшей на рынок транспортно-логистических услуг для e-commerce. Создано подразделение X5 ОМНИ, развивающее инфраструктуру для доставки заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов в пункты выдачи и автоматизированные локеры (почтоматы), расположенные в универсамах «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель».

Планируется открытие сортировочных центров для e-commerce-посылок на базе логистической инфраструктуры X5.
Доставка товаров
до почтоматов и пунктов выдачи заказов осуществляется с помощью собственного автопарка, обеспечивающего регулярные розничные поставки.

Цифровизация — главный тренд логистики

Как рассказал Артем Холин, в настоящее время подразделение управляет несколькими десятками сотен локеров во всех регионах присутствия Х5. Доставка посылок осуществляется как с привлечением партнеров, так и с помощью собственной логистики.

В планах — дальнейшее расширение сети почтоматов, что позволит предложить посетителям магазинов группы дополнительный удобный и востребованный сервис.

«Обсуждаем возможность участия в проекте со всеми крупнейшими российскими и иностранными интернет-ритейлерами и маркетплейсами, занимающимися преимущественно непродовольственными товарами, — говорит Артем Холин. — Кроме этого видим в числе потенциальных партнеров небольших локальных онлайн-игроков, для которых участие в проекте – хорошая возможность доставлять товары широкой аудитории практически по всей стране, используя логистические мощности Х5. Ведь магазины Х5 ежедневно посещает более 12,5 млн человек в 64 субъектах РФ».

По мнению эксперта, точки self pickup на рынке в дальнейшем будут все больше автоматизироваться, поскольку несут ощутимое преимущество для покупателя – быстроту и отсутствие необходимости планировать точный момент получения заказа, а для ритейлера – более быстрый выход на безубыточность.

В поиске нестандартных решений

Интернет вещей считается перспективным направлением в управлении цепочками поставок. Использование IoT особенно актуально для ритейлеров, развивающих собственные распределительные центры и логистические сервисы. Технология может снизить затраты на грузоперевозки и повысить прозрачность логистических операций. Подключение автотранспорта к интернету и удаленный мониторинг автопарка сокращают операционные расходы за счет оптимизации ремонта и обслуживания техники. Автоматические системы диспетчеризации управляют товарными и транспортными потоками.

Роботизация внутрискладской логистики вызывает все больший интерес у игроков рынка.

Цифровизация — главный тренд логистики

Максим Жучков, руководитель проектов компании «НИССА Медиапроект»Максим Жучков, руководитель проектов компании «НИССА Медиапроект»

Автоматизация
внутренних складских процессов — решение, позволяющее сделать качественный скачок в повышении производительности, повысить уровень сервиса и точность. На рынке сложились все факторы роботизации склада — понимание необходимости автоматизации, высокий интерес бизнеса к технологиям, моральная готовность компаний менять и совершенствовать внутренние процессы, большое количество идей для нестандартного подхода к автоматизации. Но процесс внедрения тормозят высокие риски, нестабильная экономическая ситуация, отсутствие 100% успешных примеров. И хотя все понимают, что роботы — наше будущее, дальше интереса дело пока не идет.

Когда же придут роботы?

Несмотря на нарастающий тренд автоматизации, до сих пор не автоматизированы склады даже очень крупных компаний.

«В своей профессиональной деятельности доводилось бывать на складах и наблюдать складские процессы компаний, входящих в топ-15 рейтинга крупнейших, — рассказывает Максим Жучков. — И даже там большое количество операций выполняется вручную. Пока выгоднее использовать дешевую рабочую силу, роботизированные решения продвигаются на рынок тяжело».

Автоматизированный процесс преобладает над ручным трудом по двум основным показателям: производительность и точность.

При ручном труде конечная производительность сильно зависит и от количества людей, занятых в процессе, и от их квалификации: больше людей, выше квалификация — выше производительность. Но простая математика здесь не всегда срабатывает: людей можно поставить в три раза больше, а производительность при этом может увеличиться только в полтора раза.

Второй показатель — точность: количество ошибок, которое делают люди, обрабатывая посылки руками и собирая заказы вручную, в разы выше, чем при автоматизированной обработке.
Инициаторами полной автоматизации складских процессов должны быть крупные компании, так как роботизация позволяет получить быструю и заметную выгоду только при крупных масштабах. При небольшом потоке обрабатываемых грузов ручная сборка будет дешевле и эффективнее.

Цифровизация — главный тренд логистики

«К примеру, можно реализовать проект с роботизированной сортировкой на 100 направлений с объемом сортируемых посылок около 2–3 тыс. в день, но он не будет экономически эффективным, — поясняет Максим Жучков. — Решения роботизации оптимальны при потоке хотя бы от 50 тыс. посылок в сутки. Поэтому позволить себе решения автоматизации могут крупные компании, для которых цена ошибки не является критической. Таких компаний немного. Есть потенциальный запрос от среднего и малого бизнеса, но пока он остается без ответа, так как в нашей стране компании МСБ — сегмент высокого риска. В тех странах, где государство сильнее поддерживает малый бизнес, такие решения есть и находят своего покупателя».

Технологии наступают быстро, и успешный пример заразителен, поэтому в конце концов должен сработать накопительный эффект: компании будут копировать друг у друга лучшие внедрения, что в целом выведет рынок на новый уровень.

Согласно мировым трендам, в ближайшие годы будут развиваться и эффективно работать нестандартные решения автоматизации для всех сегментов — крупного, малого и микробизнеса.

Lamoda: бесконечность автоматизации

В России уже есть крупные e-commerce ритейлеры, активно занимающиеся автоматизацией своих процессов. В этом ряду выделяется маркетплейс Lamoda, где автоматизированы все основные процессы.

Как рассказали в компании, на складе компании Lamoda хранится и обслуживается более 8 млн товаров, в смену выходит более 300 операторов, которые обрабатывают товар, поступающий из разных стран мира, и собирают заказы для пользователей России, Украины, Белоруссии и Казахстана. При таких масштабах бизнес требует безупречной автоматизации.

Цифровизация — главный тренд логистики

При этом у ассортимента сегмента
fashion
есть свои особенности: товар может быть хрупким (очки, часы), нестандартного размера (зимние сапоги или бижутерия), премиальным (в особой упаковке) или обладать другими специфическими характеристиками, которые склад должен учитывать. Поэтому от использования ручного труда в зонах хранения полностью отказаться невозможно. Но все остальные процессы автоматизированы — приемка товаров, перемещение к зоне отгрузки, сортировка, упаковка и подготовка к отправке. Оптимизация процессов и автоматизация склада внедряются в компании уже 5 лет и продолжают развиваться, получая новые вызовы на стыке бизнеса, операционных процессов и технических решений.

Тем компаниям, которые еще недостаточно активно используют в своих логистических процессах цифровые технологии, безусловно, следует очень серьезно пересмотреть свои процессы управления, иначе лидирующие позиции в современном быстро меняющемся мире завоевать не получится. В эру диджитализации по-прежнему остается актуальным формат отраслевой выставки, единой бизнес-платформы, где не только представлены новинки, но и встречаются лицом к лицу грузовладелец и перевозчик, разработчик и пользователь.

С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia.
Вся «цифра» транспортной отрасли — здесь. Получите бесплатный билет, используя промокод tr19iTALA.

Виктория Максимова, Retail.ru

Подписывайтесь на наши новостные
рассылки,
а также на каналы 
Telegram
,
Vkontakte

,
Яндекс.Дзен

чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.

Добавьте «Retail.ru» в свои источники в
Яндекс.Новости

Цифровизация логистики: планы и перспективы

В 2022 году началось активное внедрение электронного документооборота в сфере грузоперевозок. Минтранс не собирается останавливаться на достигнутом. Расскажем, как происходит цифровизация логистики в России и какие перспективы ждут участников рынка.

Цифровизация логистики: планы и перспективы

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Зачем нужна цифровая трансформация в логистике

Под цифровизацией логистики следует понимать не только электронный документооборот и не только сферу грузоперевозок. Логистика включает в себя закупку, перевозку, продажу и хранение грузов, а также управление сопровождающимися потоками финансов и информации.

Цифровые технологии, в свою очередь, помогают управлять закупками и цепочками поставок, оптимизировать хранение, а также передавать информацию о движении грузов и передаче товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю тем, для кого эта информация предназначена.

Качество логистической сети напрямую влияет на себестоимость продукции, занимая в ней долю от 20% до 60%. Чтобы снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность, компаниям необходимо совершенствовать пути логистики, снижать затраты на расходники и увеличивать скорость обмена информацией. В этом им помогает цифровизация.

Кроме того, логистика не существует в отрыве от остальных бизнес-процессов, которые цифровизация также не обошла стороной.

Например, оборот маркированных товаров или участие в системе прослеживаемости невозможны без применения цифровых решений – сведения о вводе в оборот, принятии к поставке, этапах грузоперевозки, отгрузке покупателю необходимо передавать в государственные системы.

Товарные накладные являются первичными документами, на основании которых фирма-продавец списывает стоимость товаров в бухгалтерском учёте, а покупатель оприходует полученные ценности. Транспортная накладная – тоже первичный документ, предназначенный для оформления перевозки груза.

Первичные документы подтверждают факт и законность сделки, на их основании составляется отчётность, которая постепенно переходит в электронный вид. Получить информацию из электронного документа гораздо проще, чем вручную переносить данные с бумажной накладной в учётную систему или сервис для сдачи отчётности. Это экономит время и сокращает ошибки.

Какие задачи поможет решить цифровизация логистики

  1. Снизить простои оборудования и повысить объёмы выпуска продукции.

  2. Ускорить процессы проектирования производства и доставки продукта до потребителя.

  3. Снизить затраты на проведение натурных испытаний за счёт внедрения цифровых двойников и инструментов визуального моделирования.

  4. Повысить уровень прозрачности операций и снизить затраты по всему циклу управления цепями поставок.

  5. Снизить потери энергии при совершении технологических операций.

Как внедряют цифровую логистику в России

Цифровизация включает в себя три направления:

  • электронный документооборот;

  • организация взаимодействия всех участников цепочки, включая бизнес и органы власти;

  • оптимизация всех процессов: от внутреннего документооборота компании до государственных систем.

В 2022 году законодатели уделили большое внимание развитию ЭДО в логистике и внедрению электронных перевозочных документов.

Электронные перевозочные документы необходимо оформлять в XML-формате, утверждённом ФНС. Сейчас утверждены следующие XML-формы для ЭПД:

  • электронная транспортная накладная,

  • электронный заказ-наряд,

  • электронная сопроводительная ведомость.

С 1 сентября 2022 года заработала ГИС ЭПД – государственная информационная система электронных перевозочных документов, через которую происходит документооборот. Каждое подписание документа КЭП со стороны участника перевозки фиксируется в системе.

Подключиться к ГИС ЭПД можно только через операторов ИС ЭПД, получивших соответствующее разрешение Министерства транспорта.

Для возможности проверки ЭПД на дороге было разработано и совместно с ГИБДД протестировано ПО, которое считывает QR-код и визуализирует для инспектора данные из электронной транспортной накладной. Сам QR-код водитель может получить у оператора электронного документооборота, через которого происходит обмен документами.

Цифровизация затронула не только автомобильные грузоперевозки. Успешный опыт есть и в железнодорожных перевозках: ОАО «РЖД» расширило географию клиентской базы и организовало перевозки в международном и транзитном сообщении благодаря передаче управления торговой площадкой «Грузовые перевозки» компании «Цифровая логистика». При организации железнодорожных перевозок применяется цифровая платформа, это позволило повысить эффективность всех участников процесса и значительно упростить доступ к инфраструктуре.

Другой пример удачного внедрения цифровых технологий – ПЭК («Первая экспедиционная компания»). Компания смогла доставлять заказы любого веса и объёма по всей России и сократить до нескольких часов время клиентских обращений посредством внедрения сервиса для рынка электронной коммерции Easy Way и «Системы фиксации и накопления клиентских сообщений» (СФИНКС) для обработки обратной связи. Новые стандарты позволили объединить все информационные ресурсы компании, сократить сроки перевозок грузов и на 3-5 дней опередить конкурентов.

Какие планы по цифровизации есть у Минтранса

Ожидается, что с 1 марта 2023 года будут введены в электронный оборот формы договора фрахтования, путевого листа и заказа (заявки).

О других планах в области цифровизации логистики рассказал заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов на «Транспортной неделе – 2022».

  • В 2023 году российский стандарт ЭТрН планируют состыковать с е-CMR, чтобы обеспечить бесшовность применения ЭПД для международных перевозок. Сейчас тестируется взаимодействие российского и белорусского стандарта в е-CMR. В пилоте участвуют Сбербанк и Фонд «Центр стратегических разработок». Проект должен завершиться в следующем году.

  • Россия продолжает тестировать и технологию «зелёных таможенных коридоров», основанную на использовании электронных навигационных пломб. Пилотный проект был запущен три года назад. Сейчас планируется ориентировать технологию на импорт из Турции, прибывающий в порт Новороссийска. Все разрешительные документы уже согласованы Правительством РФ.

  • В 2023 году электронные транспортные накладные (ЭТрН) можно применять по желанию, а в 2024 году Минтранс начнёт переход к использованию ЭТрН в обязательном порядке – будет вводиться отраслевой императив. Он коснётся в первую очередь бюджетной сферы, но частным компаниям, которые участвуют в грузоперевозках, также рекомендуется начать переход на ЭПД заранее.

Как перейти на ЭДО в логистике

В автомобильных грузоперевозках ключевая система – ГИС ЭПД. Подключиться к ней можно только через оператора ИС ЭПД.

При этом через ЭПД можно обмениваться только электронными перевозочными документами: ЭТрН, заказ-нарядами, сопроводительными ведомостями. Для того чтобы отправить контрагенту сопутствующие документы – договор, счёт-фактуру, УПД, – необходим сервис ЭДО.

«Калуга Астрал» – аккредитованный Минтрансом оператор ИС ЭПД. Мы предлагаем готовое решение, которое позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

Оставить заявку

Наше решение поддерживает все утверждённые ФНС форматы ЭПД и визуализацию всех видов документов, а также реализацию QR-кодов для проверки на дорогах. Кроме того, оно интегрируется с учётными системами для бесшовной работы с электронными документами.

Автор статьи

Анна Юрьевна Гришина

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Цифровизация – это процесс перехода отрасли экономики и входящих в ее состав предприятий на новые модели выполнения бизнес-процессов (прежде всего, в плане производства и менеджмента), в основе которых лежит использование современных информационных технологий.

Использование цифровых технологий в экономике

Неотъемлемой частью ведения бизнеса сегодня стали цифровые технологии. Речь идет про технические устройства, которые получают и обрабатывают информацию в цифровой форме. Такими устройствами, в первую очередь, являются компьютеры, роботы, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства и др.

Разработка и использование различных цифровых технологий в настоящее время является непременным условием для укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке. Это связано с тем, что цифровые технологии в большинстве своем способствуют оптимизации операционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Процесс перехода отраслей экономики и предприятий, которые представляют их, на использование новых моделей выполнения бизнес-процессов, основанных на более масштабном использовании новейших информационных технологий, называется цифровизацией. Она стала одним из главных трендов в экономическом развитии мира последнего десятилетия. Процессом цифровизации охвачены практически все отрасли экономики, в том числе, имеет место цифровизация логистической отрасли экономики.

Значение и направления цифровизации логистической отрасли

Цифровизация, по мнению экспертов, на сегодняшний день является главным трендом логистической отрасли экономики. Постоянная конкурентная борьба и возрастание требований клиентов вынуждают логистических операторов повышать эффективность выполнения внутренних бизнес-процессов, прежде всего, за счет внедрения новых технологий.

Использование цифровых технологий приводит к значительным изменениям каналов движения товаров, форматов поставки и процессов управления. В частности, логистические компании, которые активно внедряют у себя цифровые технологии, оказываются способными к удовлетворению таких требований к поставке продукции, как многоканальность, оперативность, прозрачность, точность.

«Цифровизация логистической отрасли» 👇

Цифровизация логистической отрасли экономики сейчас преимущественно рассматривается в разрезе следующих трех направлений:

  1. Цифровой документооборот.
  2. Организация взаимодействия всех участников цепочки поставки.
  3. Оптимизация всех бизнес-процессов.

Первое направление связано с формированием в электронном виде юридически значимых данных, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности логистической отрасли. В частности, речь идет про электронную транспортную накладную, электронный путевой лист, электронное специальное разрешение на перевозку особых грузов и др.

Считается, что именно через цифровой документооборот происходит комплексное внедрение цифровой прослеживаемости в отрасли, что в итоге позволяет заинтересованным лицам получить полную информацию о движении грузов и об услугах, которые оказываются в логистической отрасли. Кроме того, обеспечивается установление непрерывного контроля за изменением статусов и атрибутов объекта, а также выполняемых с ним коммерческих, фискальных, юридических операций.

В основе второго подхода лежит представление о том, что задача по повышению эффективности работы всех участников логистического процесса может быть решена за счет взаимодействия всех участников цепочки, а в особенности — компаний и государство. Причем сегодня это взаимодействие должно происходить на уровне информационных систем, которые являются первоочередными источниками данных для прослеживания, анализа и управления рисками.

Наличие третьего направления обусловлено тем обстоятельством, что цифровизация считается единственным способом выполнить задачи, которые стоят перед субъектом. Работа всех звеньев в цифровой логистике может быть оптимизирована благодаря синергетическому эффекту, который может быть создан в ответ на перевод каждого отдельно взятого бизнес-процесса на цифровые рельсы с последующей интеграцией в единые информационные системы.

Результаты цифровизации логистики и факторы ее сдерживания

Руководители действующих сегодня логистических компаний придерживаются мнения, что процесс цифровизации окажет наибольшее влияние на следующие аспекты их операционной деятельности (список проранжирован в соответствии с количеством голосов опрошенных руководителей — от варианта с большим количеством к варианту с меньшим количеством):

  1. Горизонтальная интеграция цепочки создания стоимости.
  2. Доступ клиентов к системам производителя, каналы продаж и маркетинг.
  3. Вертикальная интеграция цепочки создания стоимости.
  4. Общий уровень цифровизации (масштаб использования цифровых технологий).
  5. Проектирование и разработка продукции.
  6. Цифровые бизнес-модели, портфель продуктов и услуг.

В то же время процессы цифровизации логистической отрасли могут быть сдержаны в результате действия ряда факторов. В частности, быстрому и комплексному внедрению цифровых технологий могут препятствовать размеры логистического предприятия, отсутствие у него необходимых профессиональных кадров, нужного объема финансовых средств.

Кроме того, и руководство, и персонал предприятия должны сами осознать необходимость перемен и, соответственно, подготовиться к ним. В ином случае предприятие может проиграть борьбу на рынке своим конкурентам и окончательно покинуть его.

Таким образом, одним из главных направлений развития логистической отрасли экономики в настоящее время является цифровизация, которая заключается во внедрении цифровых технологий, способных значительным образом оптимизировать все процессы логистической деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Логистика сейчас переживает не лучшие времена, являясь ключевым аспектом сферы бизнеса. Чтобы обеспечить управление товарными потоками, организовать поставки быстро и с минимумом затрат, нужно обеспечить оптимальную работу логистической отрасли, в том числе благодаря цифровизации этой отрасли.

Что происходило с логистикой в течение последних лет?

Развитие цифровой экономики сейчас — одно из приоритетных направлений работы в России. Рынок диктует свои правила: повышение спроса и увеличение товарооборота требует оптимизации логистических процессов и в итоге ведет к более широкому развитию экспорта, росту доходов производителей и укреплению экономики в целом. Цифровизация логистики и экономики играет здесь ключевую роль, новые технологии повышают эффективность процессов, поставки становятся более точными и оперативными, компании, внедряющие эти технологии, выигрывают в конкурентной борьбе у остальных. Поэтому крупные игроки на логистическом рынке вкладываются в цифровизацию своих компаний, что в итоге приносит выгоду всем участникам рынка. Мы видим, как логистические компании очень серьезно перестраиваются, вводят свои IT-системы, внедряют многоканальные поставки, привлекая крупных инвесторов в этот перспективный рынок. Изменения затрагивают и работу с клиентами — вводятся онлайн сервисы, и автоматизацию работы автопарков и складов.

Часто можно услышать, что мы живем в эпоху «Индустрии 4.0». Под этим весьма популярным термином понимается процесс и результат четвертой промышленной революции. Это подразумевает абсолютно новый уровень автоматизации, мониторинга и анализа цепочек поставок, а также повсеместное внедрение искусственного интеллекта (куда же без него). В нашу жизнь входит интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, роботизация, большие данные. “Умными” становятся абсолютно все звенья цепочек поставок — от производства до складов и логистики. «Индустрия 4.0» позволяет нам работать бок о бок с машинами, применяя новые высокопроизводительные подходы” (Daniel Burrus).

Несмотря на, казалось бы, повсеместную цифровизацию логистики, наша страна все еще сильно отстает в этой отрасли от многих других развитых стран, продвижению вперед препятствует множество факторов, таких, как недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, плохое качество автомобильных дорог, невозможность в настоящее время сократить время перемещения грузов по железным дорогам, довольно слабое развитие воздушных грузоперевозок. Не хотелось бы делать упор только на недостатки, ведь у России есть несомненные преимущества перед другими странами в области, например, организации железнодорожных перевозок; отточенного механизма движения междугородного транспорта; ледокольный флот, где Российская Федерация занимает лидирующие позиции. Тем не менее, очень многое еще предстоит сделать, в том числе и в области разработки и внедрения новых информационных технологий.

Логистические компании во всем мире переживают непростые времена. Выживая в кризисы, они консолидируются, сливаются и укрупняются, получая конкурентные преимущества за счет расширения географии предоставления своих услуг, получения доступа к информационным сервисам друг друга, оптимизации использования транспортных средств. Переход к Индустрии 4.0 также требует цифровизации всех процессов.

Цифровая экономика коренным образом отличается от современной тем, что она основана на точном прогнозе, сгенерированном искусственным интеллектом. Большие массивы данных обрабатываются с помощью математических моделей и выдается точный прогноз по спросу, предложению, степени риска и т.п. Таким образом существенно снижаются расходы на производство и логистику.

При цифровизации индустрии контейнерных перевозок мы сталкиваемся с существенным разрывом между возможностями морских, дорожных и железнодорожных перевозок. Железнодорожный транспорт привязан к конкретной колее, в то время как морской и автодорожный транспорт зачастую и дешевле, и не имеет этой привязки к колее. В масштабах Российской Федерации железнодорожные перевозки очень важны, так как доставка грузов по такой огромной территории посредством ж/д транспорта зачастую самая удобная. Но отсутствие скоростных железнодорожных магистралей создает проблему скорости доставки. Для того, чтобы железные дороги развивались в условиях жесткой конкуренции необходимо развивать транзитные международные грузоперевозки через территорию России. Российские железные дороги имеют существенные преимущества перед железными дорогами соседних стран. Во-первых, количество пар поездов, курсирующих на Транссибирской магистрали может достигать 80; во-вторых, четкое и точное расписание грузоперевозок, что позволяет владельцам грузов рассчитать точное время доставки; в-третьих, грузоподъемность российских поездов в 2 раза выше, чем, например, европейских. К тому же транзитные грузоперевозки по России из Европы в Азию занимают меньше времени, чем другим путем, через несколько других стран, ввиду отсутствия границ на большой российской территории и, соответственно, отсутствия лишних формальностей, связанных с оформлением груза. Таким образом, транзитные контейнерные перевозки через территорию нашей страны удобны и конкурентноспособны. Необходимо разрабатывать и внедрять современные информационные технологии для большей оптимизации, прозрачности и безопасности логистических цепочек и обеспечить техническую часть — специализированный контейнерный парк. Эти меры позволят развить не только логистическую отрасль, но, в конечном итоге, увеличить экспорт несырьевых товаров, что также положительно повлияет на экономику страны в целом.

Итак, основные направления в области контейнерных перевозок, которые требуют модернизации с помощью цифровых технологий:

· Сбор данных о местоположении груза

· Загрузка — разгрузка транспорта

· Упорядочение документооборота

· Развитие мультимодальных перевозок

· Создание единой платформы для выбора заказчиком наилучших условий перевозок

Компании должны проводить внутреннюю реорганизацию для максимальной цифровизации своей деятельности. Очевидно, что это доступно только крупным игрокам рынка ввиду дороговизны процесса, но инвестиции в разработку собственных ИТ-систем и поэтапный переход к новейшим технологиям выведут компанию в лидеры отрасли.

Уже сейчас мы видим существенные изменения и нововведения в автоматизации складской деятельности, роботизации, в области интернета вещей.

Вероятно, рынок контейнерных перевозок будет видоизменяться, так как логистические компании будут консолидироваться ввиду необходимости больших инвестиций в цифровизацию. На уровне государства необходимо создание единой системы отслеживания грузов, что значительно продвинет вперед транспортную отрасль и все связанные с ней отрасли народного хозяйства. Так цифровизация транспортных перевозок становится локомотивом для цифровизации экономики. По крайней мере так было до этого года…

А что остается делать сейчас?

Сейчас логистика переживает не самые лучшие времена, все пока пытаются привыкнуть к новым реалиям бизнеса. На рынке очень большая турбулентность. Основная проблема, разумеется, в том, что ушли основные зарубежные перевозчики. В то же время остались крупные экспедиторы, многим из которых пришлось выполнять роль линейных перевозчиков, и сейчас приходится заново «отстраивать» оптимизацию бизнес-процессов. Объективно «хорошего» сервиса сейчас нет, а процесс цифровизации, соответственно остановлен. Много ошибок уровня первого класса ввиду «оттока» сотрудников из страны в силу разных обстоятельств. Чтобы дойти до уровня февраля 2022 потребуется время, может даже два года, и, когда IT в логистике снова наберет обороты, то это развитие уже будет просто не остановить, прогноз в исключительно положительной динамике 2024 год.

Действия, которые помогут пройти это «испытание» безболезненно:

1) Всеми силами привлекать мощный IT сектор (кадры);

2) Выделять средства на разработки «своей» цифровой экосистемы и строить свои «вселенные»;

3) Выделить время на качественный тестинг и провести его полнофункциональным составом;

4) Привлечь иностранных крупных инвесторов с большим именем (допустим из Индии и Китая);

5) Развить и выстроить свою линейную компанию (перевозчика) либо войти в альянс с «дружественными» странами.

Не секрет, что цифровые технологии и их грамотное использование – уже не столько залог, сколько необходимое условия для успеха практически в любом бизнесе. Современные технологии открывают доступ к удивительным возможностям, сводя к минимуму ошибки, упрощая привлечение клиентов и сокращая издержки вплоть до 50% от их изначального показателя.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Гашкова Л.В.

1

Морозова О.Ю.

1


1 Уральский государственный университет путей сообщения

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу, цифровизации транспортно-логистических процессов. Проведенный анализ показал, что на развитие цифровизации в РФ значительно оказали факторы внешней среды – это увеличение числа контрагентов, повышение темпов экономического роста, повышение уровня жизни населения, развитие технологий. Данный поэтапный процесс сопровождался государственным инструментарием, помогающим внедрять современные информационные технологии в производственный процесс транспортной отрасли. Используя потенциальные преимущества, транспортные компании успешно внедряют цифровые технологии и создают цифровую среду, позволяющую быстро реагировать на вызовы внешней среды, тем самым сокращая расходы логистики. Цифровизация операционных и договорных процессов в транспортной сфере способствует функционированию логистического процесса по правилу «7R», что в конечном итоге влечет к трансформации функционирования бизнеса, обеспечиваемой принятием цифровых технологий. Авторы прослеживают становление цифровой логистики, раскрывают влияние цифровизации на развитие рынка транспортно-логистических услуг. Авторами статьи рассмотрены некоторые теоретические вопросы, связанные с проблемой понимания роли и места цифровизации в логистике, которые, в конечном итоге, приводят к смене парадигмы логистики на современном этапе развития. Выделяют преимущества и недостатки цифровизации. В проведенном исследовании акцентируется внимание на основные области для прорыва, предлагается инструментарий и возможные варианты развития отрасли.

транспортная отрасль

логистика

цифровизация

цифровая экономика

процесс

модель развития

цифровая трансформация

1. Аликеева Д.Д., Земцова Е.М. Цифровизация и международная интеграция – главные тренды логистики // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 309-311. URL: https://moluch.ru/archive/305/68795/ (дата обращения: 12.12.2020).

2. Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.

3. Chang E., West M. Digital Ecosystems: A next generation of the collaborative environment. Conference iiWAS’2006, The Eighth International Conference on Information Integration and Web-based Applications Services, Yogyakarta, Indonesia. 4–6 December 2006. Р. 3–24. URL: https://pdfs.semanticscholar.org. (дата обращения: 12.12.2020).

4. Гашкова Л.В., Хазимуллин А.Д. Цифровая трансформация предприятий отрасли // Цифровая трансформация бизнеса: модели и решения: сборник научных трудов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2020. С. 65-70.

5. Морозова О.Ю. Интернет вещей в логистике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 6А. С. 296-302. DOI: 10.34670/AR.2021.50.54.030.

6. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Сергеев И.В. Цифровая трансформация цепей поставок предприятий сетевой розницы // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 4. С. 3-13.

7. Shenle Pana, Damien Trentesauxb, Duncan McFarlanec, Benoit Montreuild, Eric Ballota, George Q. Huange. Digital interoperability in logistics and supply chain management: state-of-the-art and research avenues towards Physical Internet. Computers in Industry. June 2021. Vol. 128. Р. 103435.

8. Zuzana Gerhátováa, Vladislav Zitrickýa,Vladimír Klapitaa Industry 4.0 Implementation Options in Railway Transport. Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 53. Р. 23–308.

9. Марусин А.В., Аблязов Т.Х. Перспективы цифровой трансформации логистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 240-244.

10. The rail secor’s changing maintenance game // Официальный сайт консалтинговой и аудиторской компании McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/railsectors-changing-maintenance-game.ashx (дата обращения: 12.12.2020).

11. Программа в области развития железнодорожного транспорта ЕС // Официальный сайт Shift2Rail. URL: https://shift2rail.org/researchdevelopment/ (дата обращения: 12.12.2020).

12. The Railway Operating Community (ROC) involvement in EU projects // Официальный сайт Международного союза железных дорог. URL: https://uic.org/IMG/pdf/a_project_book_on_roc_involve (дата обращения: 12.12.2020).

13. Некрасов К., Гашкова Л. Основные проблемы и перспективы развития российской транспортной логистики // Логистика. 2021. № 4 (173). С. 18-20.

14. Гашкова Л.В., Хазимуллин А.Д. Современный уровень цифровизации системы транспортного обслуживания грузовладельцев // Наука и образование транспорту. 2020. № 1. С. 105-107.

Введение

Рынок транспортных услуг предполагает непосредственное удовлетворение потребностей клиентов в своевременном оказании услуг в перевозках, что является основной задачей транспорта. Динамичное развитие и функционирование транспорта гарантирует рыночный обмен, увеличение числа экономических связей, повышение темпов экономического роста, обеспечение экономической целостности и повышения уровня жизни людей.

Транспортная отрасль обладает огромными объемами данных, которые востребованы в развитии бизнеса, а так же в улучшении использования имеющихся ресурсов деятельности компаний. Согласно официальному сайту www.rzd.ru, для совершенствования управления грузовыми либо пассажирскими перевозками, повышения качества предоставляемых услуг, именно транспортная сфера имеет возможность привносить новые ценности в удовлетворение потребностей [1,2,3,4].

Ускоренное развитие цифровизации бизнеса – свидетельство о наличии прогрессивных технологий. Для этого в приоритете стоит непосредственное взаимодействие всех элементов государственной системы. Переход к цифровым технологиям порождает развитие новых технологий, которые в свою очередь способны оказывать воздействие на предложение и спрос.

Материал и методы исследования

В статье использованы методические и теоретические разработки в области цифровизации сервисного обслуживания грузовладельцев. Проанализирована закономерность развития цифровой трансформации на транспорте. Исследование основано на открытых информационных ресурсах, научной литературе, статистических материалах. В ходе исследования использовались: сравнительные; Системный анализ; статистический и экономический метод.

Тенденции развития цифровой экономики

Потребители услуг и товаров в полной мере влияют на прибыльность и эффективность компаний, вынуждая ориентироваться на личные нужды и желания. Используя потенциальные преимущества применения информации и коммуникационных технологий, позволяет логистическим компания оптимизировать выбор транспортных услуг, которые лучше всего будут соответствовать их потребностям. Например, за счет листинга онлайт-платформ, доступных во всех режимах, в реальном времени можно выставлять счета, получить подтверждение о доставке товара и т.п. [3,5]. Развитие информационной поддержки позволяет предоставлять более подробную информацию для экспедиторов и транспортных операторов в области оптимизации транспортировки, например, система отслеживания позволяет перенаправить груз при затруднениях на выбранном ранее маршруте, либо перегруза на другой вид транспорта. Переход на безбумажные технологии и перевод от бумажных документов к электронным, позволяет выполнять все административные задачи онлайн. Создание единой платформы позволяет транспортным игрокам один раз вводить необходимую информацию, а данные автоматически становятся доступными для всех заинтересованных сторон, которых они выбирают. Использование модульных загрузочных устройств в сочетании с подбором инструментов спроса и предложения на транспортные мощности могут обеспечить объединение грузов в одном транспортном устройстве, увеличивать коэффициенты загрузки транспортных средств, а также общую эффективность всей логистической системы [6,7].

Сегодня термин «цифровизация» используют почти в каждой бизнес-структуре. Ключевыми этапами цифровизации принято считать:

1. Оцифровку потока входящей информации;

2. Создание цифровой инфраструктуры, включающей в себя внедрение цифровых технологий, как технологического прогресса, введения новых правил, устоев или процессов, и переходов на цифровой формат;

3. Цифровые модели, состоящие из элементов процесса, при котором предметная область формализуется на основе IT-технологиях.

4. Цифровую трансформацию – кардинальный переход различных элементов (от услуг и продуктов до корпоративной культуры) организации к чему-то новому.

5. Цифровую логистику включает в себя цифровые тенденции – это глобализация деятельности и увеличение логистических организаций в результате договора по слиянию и поглощению, также развитие роли IT-технологий в логистике и УЦП.

missing image file

Рис. 1. Развитие цифровой трансформации

Цифровая трансформация в логистике

В процессе цифровизации изменяются методы управления бизнесом, что оказывает влияние и на логистическую отрасль. В настоящее время она находится на стадии развития, предлагая новые технологические решения, направленные на рост эффективности. Современные технологии в цифровой логистике способствуют эффективной работе логистических компаний. Они помогают улучшить производственный процесс и осуществить новые логистические решения, которые раньше были невозможны. Высокий уровень цифровых технологий становится достаточно популярным в логистической сфере, теперь из рядов вспомогательного класса цифровизация занимает ряд основных средств, что значительно снижает затраты на осуществление перевозок, также повышает конкурентоспособность организации [5,6,7,8,9]. Географические информационные технологии являются самыми перспективными в логистической сфере. Такие платформы позволяют контролировать движение транспорта, измерять габариты груза, также имеется центр контроля перевозок груза, например GroozGo, Loginet и др. По статистическим данным известно, что 35% от суммы всех заказов являются онлайн-заказы, но также известно, что 94% потребителей рассматривают грузы на интернет-площадках и агрегаторах. На сегодняшний день трендом на рынке является комплексность предложения, на данных платформах потребители могут не только отследить свой груз, но и застраховать его. К актуальным сервисам также относят IoT и blockchain. Так как технологии развиваются, у компаний накапливаются большие объемы смешанных данных, которые можно использовать для улучшения внутренних и внешних процессов. С данной проблемой помогает справиться сервер Big Data (большие данные) [1,5,6,7,9,10].

Усиление роли цифровизации на современном этапе развития вызвано определенной траекторией мирового развития в сфере логистики на основе распространения цифровых технологий, что привело к кардинальным изменениям в работе с субъектами транспортного рынка. Толчком развития цифровых сервисов для транспортной отрасли явилось введение системы ГЛОНАСС, введение платежей Платон и опыт по мониторингу перевозок в ходе Чемпионата мира по футболу, который проводился в Российской Федерации в 2018 г. [1,2,3,5,8,12].

missing image file

Рис. 2. Этапы развития цифровой логистики

Ключевыми моментами в логистике стали:

− Big data;

− автономные системы;

− оцифровка информации.

Цифровые технологии

Цифровизация, как и многие современные тенденции воспринимается двояко (табл. 1).

Таблица 1

Преимущества и недостатки цифровизации

Преимущества

Недостатки

− автоматизация рабочих процессов;

− снижение административных затрат;

− увеличение коэффициента загрузки;

− уменьшение воздействия на окружающую среду;

− повышение уровня безопасности;

− повышение конкурентоспособности компаний;

− лучшее обслуживание транспортных средств инфраструктуры.

− существующие системы обработки данных фрагментированы и редко совместимы;

− «Цифровое рабство»;

− сбои оборудования;

− техническая неграмотность людей;

− отсутствие взаимосвязанных систем и недостаточная уверенность в защите конфиденциальных данных

Стоит отметить, что стремительно происходит рост подготовленности Российской Федерации к цифровизации. Информационно-телекоммуникационные технологии благоприятно воздействуют на цифровизацию в различных сферах деятельности, при планомерном урегулировании вопросов, связанных с нормативной средой цифровой экономики.

Цифровая экономика – это система экономических отношений, которая ведет к конкурентному преимуществу компаний с высоким уровнем цифровизации.

Цифровизация операционных и договорных процессов в транспортной сфере призвана: изменить поведение потребителей транспортных услуг, ликвидировать нехватку квалифицированных специалистов, обеспечить доступность новых технологий всем участникам, модернизировать федеральные законы и нормативно-правовые документы в сфере защиты данных и трудовом законодательстве. В таблице 2 представлены некоторые цифровые технологии, использующиеся в транспортной отрасли [4,9,11].

missing image file

Рис. 3. Основополагающие инструменты цифровизации

Таблица 2

Цифровые технологии в транспортной отрасли

Технология

Функциональная составляющая

Open Shuttle

Интерактивная система комплектации груза с помощью интерактивных тележек

Pick to light

Информационная технология, созданная для облегчения процесса сборки заказов и увеличения производительности.

SARTRE

Программа, предусматривающая единое дистанционное управление транспортных средств.

Pick by light

Информационная технология с использованием световых указателей, для облегчения работ роботизированных средств.

Стратегии цифровой логистики

Современное развитие логистики неразрывно связано с внедрением цифровых технологий. Существуют различные стратегии цифровой трансформации логистики: часть сценариев связана с входом на рынок новых игроков, являющихся источниками интенсификации цифрового развития отрасли, в то время как существуют сценарии, при которых уже действующие организации выступают драйверами цифровой трансформации логистики.

Выстраивается модель информационного взаимодействия в сервисной деятельности, для которой характерно:

1. Обеспечение информационного взаимодействия в форме общения между сторонами;

2. Субъект (грузовладелец) информационного взаимодействия рассматривается как клиент и вступает во взаимодействие в целях получения услуги с другим субъектом (транспортная компания), который является оператором соответствующих услуг;

3. Услуга может быть описана как информационный процесс, который не имеет материальной природы, но приносит клиенту (грузовладелец) некоторую пользу в ходе реализации;

4. Реализация услуги требует определенных интеллектуальных, информационных и физических ресурсов.

Таблица 3

Стратегии цифровой транспортной логистики

Признак

Характеристика

Физические интернет-технологии (глобальная логистическая система)

− прогрессирующая система, развивающаяся благодаря интернет-технологиям, инфраструктурам и бизнес-инновациям;

− новейшие перспективы для взаимодействия с организацией, оказывающей логистические услуги;

− гарантирует наиболее устойчивые и достоверные каналы поставок

Блокчейн и big data

Универсальный и многоуровневый механизм учета активов, формируемый последовательный ряд блоков данных

Цифровые технологии

Доставка товаров изготовителем до места назначения с помощью роботизированной техники, а также новых систем наблюдения за местонахождения груза

Венчурный капитал

− инвестирование средств крупных компаний, предоставляемые логистические услуги, в новые;

− услуги, предоставляемые на более высоком уровне;

− партнеры рынка гарантируют собственную конкурентоспособность, а также оказывают содействие в формировании логистики

missing image file

Рис. 4. Модель информационного взаимодействия в сервисной деятельности

Таким образом, на рисунке 4, с учетом особенностей информационного взаимодействия сервисной деятельности представлена модель сервисной деятельности с учетом перехода к цифровым технологиям.

Результаты исследования и их обсуждение

Так как в течение последних лет логистика является одной из наиболее динамично развивающихся сфер обслуживания, в современном мире появилось множество логистических провайдеров, которые предоставляют комплексные услуги по доставке грузов. Данные услуги принято называть 3PL логистика.

Third Party Logistics (в переводе с английского – логистика третьей стороны) подразумевает предоставление комплекса услуг, в который входит:

− организация и управление транспортировкой;

− маркировка грузов;

− учет складских запасов;

− подготовка товарно-таможенной документации;

− упаковывание;

− обеспечение складского хранения;

− погрузка/разгрузка;

− доставка товара в пункт назначения.

Взаимодействие транспортных компаний и грузовладельцев носит длительный характер, происходит совместное обслуживание, требующее совместной вовлеченности субъектов. Возникающее интерактивное взаимодействие сторон обуславливает создание и развитие сервисных инновации, необходимость обмена информацией между сторонами. В связи с этим, необходимо применение цифровых технологий для осуществления основной деятельности, административных, организационных и экономических функций в режиме on-line с помощью автоматизированного оборудовании для установления потенциальных взаимосвязей и каналов совместной деятельности. Введение систем самообслуживания, оказания услуг в режиме on-line способствует модернизации поведенческих характеристик транспортных компаний и грузовладельцев [2-4, 11-14].

Транспортное обслуживание грузовладельцев с применением современных информационно-цифровых технологий гарантирует:

− упрощение внутренних процессов с более широким применением цифровых решений;

− увеличение выручки за счет расширенного взаимодействия с клиентами по цифровым каналам;

− расширение возможностей для on-line -маркетинга;

− снижение бизнес-рисков за счет on-line -платежей;

− снижение негативного эффекта от нехватки квалифицированных специалистов;

− снижение стоимости обслуживания клиентов;

− удовлетворение потребностей клиентов посредством совершенно новых перспективных услуг.

Цифровые решения внедряются во всех направлениях транспортно-логистической отрасли, способствуя созданию новых источников дохода, путем внедрения новых бизнес-моделей, типов операций, маркет-плейсов и услуг.

Заключение

Таким образом, повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев с помощью цифровых технологий, гарантирует транспортным компаниям расширение возможностей для персонализации и полного удовлетворения потребностей сторон, что является основой создания фундаментальных взаимоотношений.

Ошибки, допущенные в логистике, могут нанести ущерб клиентскому опыту, задержать рост бизнеса и подорвать прибыль. Чтобы решить многие из этих проблем, компании часто поручают выполнение своих логистических операций сторонней логистической компании, также известной как 3PL или сторонний поставщик логистических услуг.


Библиографическая ссылка

Гашкова Л.В., Морозова О.Ю. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 4-1.
– С. 44-51;

URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2134 (дата обращения: 22.03.2023).

Финконт

Логистическая сеть напрямую влияет на себестоимость продукции, занимая в ней долю от 20% до 60%. Чтобы снизить её и повысить конкурентоспособность компаниям следует постоянно работать над совершенствованием логистической составляющей.

Рынок требует полного обеспечение потребителя логистическим услугами. Часто для этого логистику нужно трансформировать в абсолютно новую модель, где цепочки поставок основываются на умных технологиях.

Общий вектор развития логистики направлен в сторону цифровизации. И победа в конкурентной игре зависит от наличия и развития в организации интеллектуальных систем.

Где можно применять цифровые технологии в логистике

Цифровые технологии помогут эффективно управлять закупками, цепями поставок, оптимизировать хранение.

Особое внимание нужно уделить электронному документообороту. Это самый главный элемент цифровой логистики. Эксперты отмечают, что он позволяет на 20%-40% снизить расходы и сроки доставки, минимизировать потери времени на всех этапах жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентами — как грузоотправителями, так и грузополучателями.

При организации грузовых перевозок электронный документооборот создаёт предпосылки к развитию цифровой логистики как инновационной технологии управления информационными потоками на всех уровнях логистической сети.

Для создания информационного пространства цифровых перевозочных документов, требуются технологии больших данных.

Новые возможности для управления логистическими процессами поможет открыть единое информационное пространство. Посредством мобильных и стационарных устройств можно дистанционно контролировать и управлять операциями и персоналом, обмениваться информацией, отслеживать транспортировку грузов.

В таблице 1 приведены виды цифровых технологий, которые можно использовать в различных логистических процессах.

Таблица 1. Цифровые решения в различных логистических процессах

Закупки

Производство

Транспортировка

Хранение

  • блокчейн;

  • смарт-контракт;

  • электронные закупки через торговые площадки.

  • 3D-печать;

  • дополненная реальность;

  • виртуальная реальность;

  • смешанная реальность;

  • роботизация;

  • «умный» завод;

  • автоматизация.

  • AutoNet;

  • AeroNet;

  • электронный документооборот;

  • дополненная реальность;

  • блокчейн;

  • автоматизация;

  • цифровая платформа;

  • интеллектуальный грузовой вагон;

  • сенсоры;

  • цифровая железная дорога;

  • большие данные;

  • контроль груза в пути.

  • роботы;

  • роботизированные складские системы;

  • виртуальная реальность;

  • дополненная реальность;

  • смешанная реальность;

  • Pick-by-voice;

  • Pick-by-light;

  • Pick-by-vision;

  • RFID;

  • дроны.

Цифровизация логистики поможет решить пять ключевых задач

  1. Снизить простои оборудования и повысить объемы выпуска продукции.
  2. Ускорить процессы проектирования производства и доставки продукта до потребителя.
  3. Снизить затраты на проведение натурных испытаний за счет внедрения цифровых двойников и инструментов визуального моделирования.
  4. Повысить уровень прозрачности операций и снизить затраты по всему циклу управления цепями поставок.
  5. Снизить потери энергии при совершении технологических операций.

Как внедряют цифровую логистику в России: успешные примеры

Отечественные компании, которые пошли по пути цифровизации логистических процессов смогли достичь немалых успехов.

  1. ОАО «РЖД» расширило географию клиентской базы и организовало перевозки в международном и транзитном сообщении благодаря передаче управления торговой площадкой «Грузовые перевозки» компании «Цифровая логистика».
  2. При организации железнодорожных перевозок применяется цифровая платформа, это позволило повысить эффективность всех участников процесса и значительно упростить доступ к инфраструктуре.

  3. ПЭК («Первая экспедиционная компания») смогла доставлять заказы любого веса и объёма по всей России и сократить до нескольких часов время клиентских обращений посредством внедрения сервиса для рынка электронной коммерции Easy Way и «Системы фиксации и накопления клиентских сообщений» (СФИНКС) для обработки обратной связи.

Новые стандарты позволили объединить все информационные ресурсы компании, сократить сроки перевозок грузов и на 3-5 дней опередить конкурентов.

С какими сложностями можно столкнуться

Часто процессы внедрения цифровых технологий в компаниях сильно затягиваются. Кроме этого компании сталкиваются с различными препятствиями. В их числе:

  • Нет необходимой инфраструктуры. Компании прежде всего нужно заняться решением внутренних вопросов и разработать принципиально новый подход к ведению логистической деятельности. Инфраструктура — это фундамент для инноваций и без неё цифровизация труднодостижима.
  • Нет достаточного бюджета. Цифровизация предполагает внушительные финансовые вложения. Перед внедрением компании следует проанализировать свои финансовые возможности и оценить все возможные риски.
  • Нет компетенций. Персонал компании может иметь низкий уровень цифровой зрелости, что часто является причиной неприятия изменений.
  • В коллективе есть внутренние возражения. Смена традиционного уклада деятельности персонала часто воспринимаются отрицательно, в особенности, если встаёт вопрос о необходимости повышать уровень знаний, навыков и умений. Нужно продемонстрировать преимущества цифровых технологий для сотрудников, выделить куратора, который доступно ознакомит сотрудников с успешными кейсами других организаций. Это поможет минимизировать негативную реакцию.
  • Есть риск снижение количества рабочих мест. С цифровизацией растёт риск безработицы, поскольку из-за автоматизации и роботизации процессов многие профессии теряют актуальность.
  • Присутствуют риски информационной безопасности. Нужно подумать о цифровой безопасности. Принять меры против возможных хакерских атак и краж цифровых данных.

С чего начать

Начинать цифровую трансформацию следует с повышения компьютерной грамотности и профессиональной переподготовки специалистов. Это создаст возможности для роста компании.

Смотрите также:

  • Успешный управленец: почему нужно начать с самоменеджмента?
  • Переходим на электронные трудовые книжки: пошаговый алгоритм
  • Электронное актирование стало обязательным для участников федерального уровня

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.



В статье рассмотрены основные тренды развития транспортно-логистической отрасли. Обоснована важность внедрения информационных технологий в логистику. Определены направления развития логистической отрасли в ближайшем будущем под влиянием выявленных трендов.

Ключевые слова: логистика, цифровизация, онлайн-коммерция, блокчейн, транспорт, интеграция.

Современные транспортные и логистические системы непрерывно усложняются, разнообразие клиентов и товаров, специфика требований покупателей и провайдеров услуг, функциональные возможности компаний оказывают давление на логистику. Под влиянием требований рынка транспортно-логистическая отрасль видоизменяется. Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций в большинстве стран мира стали причинами такого явления как цифровизация.

Цифровизация — глобальный процесс, подразумевающий внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни. В процессе цифровизации изменяются методы управления бизнесом, что оказывает влияние и на логистическую отрасль. В настоящее время цифровизация — главный тренд логистики. Ключевая задача логистики — сокращение сроков поставки. Цифровые технологии меняют каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления логистической системой [3].

Прогрессирование электронной коммерции стало драйвером цифровизации в логистике. Онлайн-коммерция создала свои требования к поставке — многоканальность, оперативность, прозрачность, точность. Данные требования становятся стимулами к повышению эффективности и внедрению новых технологий в деятельности ритейлеров и логистических операторов. Крупные производители используют возможность продажи своего товара через онлайн-каналы. Наличие интернет-магазина позволяет преодолевать барьеры выхода товара на рынок и становится для производителей отраслевым стандартом. Розничные компании применяют точки продаж в качестве пунктов выдачи заказов для обеспечения бесперебойной доставки и снижения затрат. Крупнейшие компании, занятые в сфере онлайн-коммерции, для совершенствования сервиса доставки своего товара инвестируют в логистику. К примеру, компания Amazon занимается развитием своей собственной службы доставки, а также вкладывает средства в строительство складов и центров комплектации заказов в различных регионах. Активные онлайн-продажи требуют решения специфических проблем, справится с которыми способна только логистика. К числу данных проблем относят:

– динамическое перенаправление посылок;

– изменение формы поставки;

– объединение доставки заказов, сделанных в разных магазинах;

– автоматизированная документация на возврат товара;

– автоматизированная доставка.

Таким образом, лидерами отрасли могут стать только те компании, которые вкладываются в цифровые технологии. В результате появляется необходимость осваивать актуальные каналы и способы доставки, автоматизировать процессы, внедрять блокчейн и роботов.

Технология блокчейн представляет собой взаимообмен информацией между несколькими сторонами в рамках одной сети. Применение блокчейна имеет ряд преимуществ:

– надежное хранение информации, т. к. в блокчейн-системах участники цепи поставок имеют доступ к единой версии товаросопроводительных документов, которые невозможно удалить или изменить;

– ускорение логистических процессов: единая система хранения данных позволяет быстро осуществлять необходимые операции, сокращая время прохождения цепи поставок;

– сокращение затрат: упрощение логистических операций приводит к экономии на услугах определенных специалистов, например, диспетчеров, т. к. искусственный интеллект распределяет заказы в автоматическом режиме.

Технологию блокчейн используют в таких областях транспортно-логистических отрасли, как автоматизация складских операций и документооборота, отслеживание поставок, идентификация подлинности продукции, автоматизация платежей [1].

Ещё одним примером цифровизации является роботизация внутрискладской логистики. Использование роботов на складах должно повысить эффективность оказания логистических услуг. Логистические процессы, в которые активно внедряется роботизация: контроль качества товара; сортировка; комплектация грузов; погрузка, разгрузка товаров и непосредственная доставка. Автоматизация позволяет эффективно использовать площадь складских помещений, применяя многоуровневые стеллажи. Изменение планировки даёт возможность размещать склады с большим товарооборотом на меньших по размеру участках. Внедрение роботов приводит к сокращению количества рабочих, снижению парковочных мест, сокращению площади бытовых помещений. Однако, следует заметить, что в высокоавтоматизированной логистике ключевой проблемой является использование в больших объёмах электроэнергии. Происходит рост операционных затрат и коммунальных платежей в связи с увеличением электропотребления, т. к. возрастает потребность в электричестве как снаружи, так и внутри склада.

Технологичные транспортные системы, оптимизирующие и повышающие эффективность транспортной инфраструктуры, в настоящее время активно используются, при этом прогнозируется динамичный рост данного сегмента в перспективе. Примеры использования информационных технологий в транспортной инфраструктуре приведены в таблице 1.

Таблица 1

Примеры применения информационных технологий втранспортной инфраструктуре

Направление транспортной инфраструктуры

Применение информационных технологий

Грузоперевозки

Системы, направленные на оптимизацию грузоперевозок и сбор данных в целях контроля над эффективностью и состоянием парка

Парковочные места

Системы с использованием данных, полученных в режиме реального времени, информирующих о наличии свободных парковочных мест, что обеспечивает удобное транспортное сообщение

Информация о транспортных потоках

Возможность сбора больших объёмов данных для анализа транспортных потоков, транспортной загрузки, в целях оперативного реагирования на непредвиденные ситуации на дороге

Уличное движение на дорогах

Системы, обеспечивающие эффективность транспортных сетей и обмен данными в режиме реального времени, что позволяет синхронизировать светофоры и своевременно распределять уличное пространство

Системы сбора оплаты

Автоматическое взимание платы с транспортных средств за проезд по платным дорогам, что экономит время

Общественный транспорт

Системы управления, производящие сбор и анализ данных, корректировку движения в соответствии с потребностями, повышающие эффективность транспортного потока

В целом цифровизация предоставляет большие возможности для бизнеса:

– Упрощение логистических процессов с применением цифровых решений;

– Расширение клиентской базы с использованием цифровых каналов, способных повысить качество обслуживания и увеличить возможности персонализации систем заказа;

– Увеличение возможностей для онлайнмаркетинга;

– Снижение бизнес-рисков за счет оплаты услуг в режиме онлайн;

– Снижение стоимости обслуживания клиентов.

В качестве проблем продвижения цифровизации в логистических процессах выступают необходимость больших финансовых вложений, а также недостаток специалистов, обладающих определёнными знаниями в области цифровых технологий.

Помимо цифровизации на транспортно-логистическую отрасль большое влияние оказывают изменения в международной торговле. Среди ведущих стран Европы и Азии наибольшую силу набирает тенденция к укреплению глобального, многостороннего товарооборота. Разрабатываются различные проекты экономической интеграции. Российская Федерация активно занимается продвижением таких интеграционных проектов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Таможенный союз. С точки зрения расположения трансконтинентальных транспортных коридоров, Россия находится в выгодном географическом положении, которое предоставляет возможности для оптимизации существующих и новых транспортных коридоров [2].

Комплексную стратегию «Партнерства в области создания качественной инфраструктуры» выдвигает Япония. Китай делает ставку на развитие масштабного проекта «Один пояс – один путь», ориентированный на максимальное количество участников из стран Азии и Европы. Данная инициатива в течение нескольких лет прогнозирует быстрый рост транспортных коридоров между Китаем и странами Евросоюза. Новые транспортные коридоры совершат революцию в международной торговле, вызвав рост инвестиций в транспортную инфраструктуру, в том числе мультимодальные терминалы, центры таможенного оформления, и появление новых трансграничных услуг. Изменения затронут такие сегменты транспортно-логистической отрасли, как:

– экспресс-доставка посылок;

– транспортная и складская инфраструктура;

– железные дороги;

– морской и речной транспорт.

Автомобильные и железнодорожные коридоры могут стать самым экономически эффективным способом доставки грузов на территории Евразии, заменив воздушный транспорт и в ряде случаев существующие морские маршруты.

С точки зрения развития бизнеса, новые транспортные каналы позволят заключать торговые соглашения, обеспечивающие возможность предложения более широкого спектра услуг, а также возрастет интерес к таким направлениям бизнеса, которые ранее не использовались из-за высоких логистических затрат. Новые транспортные пути должны повысить доступность продукции и товаров с иностранных рынков, сократив при этом время доставки. Возросший поток товаров из развивающихся рынков будет стимулировать развитие рыночной конкуренции, создавая широкое предложение в различных товарных категориях.

В настоящих условиях рынка в период экономического спада и распространения коронавирусной инфекции, заблокировавшей деятельность многих сфер бизнеса, сложно спрогнозировать поведение той или иной отрасли. При этом нельзя отрицать тот факт, что открытие новых рынков сбыта в связи с расширением международного сотрудничества, а также дальнейшее развитие транспортных технологий, от роботизации складов до высокоскоростных железнодорожных магистралей, усовершенствуют транспортно-логистическую отрасль, сократив время доставки и затраты.

Литература:

  1. Грошева Е. К., Невмержицкий П. Н. Блокчейн — новая революция // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 1 (9).
  2. Дробот Е. В., Ивко Е. С. Международная экономическая интеграция в области таможенного дела — опыт стран постсоветского пространства // Экономические отношения. — 2018. — Том 8. — № 3. — С. 293–314.
  3. Николаевский Н. Н., Григорьев М. Н. Влияние цифровизации на процессы организации и функционирования логистических систем // Логистика и управление цепями поставок. — 2018. –№ 5 (89). — С.38–41.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортно-логистическая отрасль, транспортная инфраструктура, время доставки, Китай, коридор, логистик, логистическая отрасль, международная торговля, процесс, реальное время.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Представительство аэрофлота в петропавловске камчатском время работы
  • Президент компании получает 1000000 р в год четверо его заместителей
  • Преимущества компании ростелеком перед другими интернет провайдерами
  • Претензия к страховой компании по осаго после независимой экспертизы
  • При банкротстве компании выплатят ли сотрудникам задолженность по зп