Практическая работа по теме смутное время в россии 7 класс ответы

Практическая работа по теме:
«Смутное время в России»

Задание
1. Изучив материал, дайте определение Смуты, которое наиболее точно отражает
его сущность

________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Задание
2. Заполните таблицу «Причины Смуты»

Политические

Экономические

Социальные

Духовные

Задание 3. Укажите этапы Смуты

Год

Событие

Итог

Значение

Задание
4.
Сравните Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе
ополчение смогло освободить Москву?

Линии сравнения

Первое ополчение

Второе ополчение

Причины создания

Центр движения

Руководители

Итоги деятельности

Задание
5. Заполните схему «Итоги Смутного времени»

+                                                                                                                               __

Инфоурок


История России

Другие методич. материалыПрактическая работа по теме «Смутное время»

Практическая работа по теме «Смутное время»



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 175 466 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «История России», Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В.

  • «История (в 2 частях). Общеобразовательная подготовка в учреждениях СПО», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.

    «История (в 2 частях). Общеобразовательная подготовка в учреждениях СПО», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.

    Тема

    § 27. Смута в России начала XVII в

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Санкт-Петербург — город-музей. Часть 1 (в 2 книгах)», Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г.

«История России. XVI–XVIII века», Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.

  • 19.12.2021
  • 107
  • 1

«История России. XVI–XVIII века», Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Тест «Россия в эпоху Петра I»

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • 19.12.2021
  • 390
  • 3

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Урок по истории России «Хронологическая Таблица»

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • Тема: § 12. Значение петровских преобразований в истории страны
  • 19.12.2021
  • 205
  • 0

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»



  • Скачать материал


    • 19.12.2021


      1045
    • DOCX
      13.5 кбайт
    • 12
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Божинова Юлия Андреевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Божинова Юлия Андреевна

    • На сайте: 2 года и 11 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 30966
    • Всего материалов:

      51

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности

Цель: определить роль и значение периода Смутного времени в истории России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М., 2014; текст «Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами»; текст «Из исторического очерка В.Б. Кобрина».

Понятия для актуализации: Земский собор.

Персоналии: князь Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Федорович Романов.

Важнейшие даты: 26 октября 1612 г.; 21 февраля 1613 г.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу «Смутное время в России».

  3. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Работа с картой (Приложение №10):

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте.

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Чрез которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же к утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё татарского или турецкого для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет…

Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьёю в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании…»

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка В.Б. Кобрина

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору… но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил всвоё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности

Понятия для актуализации:

Земский собор — высшее сословно-представительное учреждение в России в середине XVI — конце XVII вв.; собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Персоналии:

Князь Пожарскийрусский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в 1612 г.

Кузьма Мининрусский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 — 1612 гг. в период борьбы русского народа против

польско-литовской и шведской интервенции

Михаил Федорович Романов — первый русский царь из династии Романовых (1613 — 1645 гг.); избран на царство Земским собором 21 февраля 1613 г.

Важнейшие даты:

26 октября 1612 г. — освобождение Москвы от поляков ополчением Минина и Пожарского

21 февраля 1613 г. — избрание Земским собором на царство Михаила Федоровича Романова

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу «Смутное время в России»

Дата

Событие

1598

Смерть Федора Иоанновича, прекращение династии

Рюриковичей

1598 — 1605

Правление Бориса Годунова

1601 — 1603

Неурожайные годы, голод в России

1605 (апрель — июнь)

Правление Федора Годунова

1605 — 1606

Правление Лжедмитрия I

1606 — 1610

Правление Василия Шуйского

1606 — 1607

Движение под предводительством Болотникова

1607 — 1610

Деятельность Лжедмитрия II

1609

Начало открытой польской интервенции

1609 — 1611

Осада Смоленска поляками

1610

Разгром «тушинцев» войсками Скопина-Шуйского,

снятие осады Москвы

1610

Оккупация Швецией северо-запада России

1610-1613

Правление Семибоярщины

1611 (январь -июль)

Первое ополчение (Рязанское) — руководители: Ляпунов,

Трубецкой, Заруцкий

1611

Захват шведами Новгорода

1611 -1612

Второе ополчение (Нижегородское) — руководители:

Пожарский, Минин

1612 (март — июль)

Деятельность в Ярославле «Совета всея земли» —

фактически правительства нового государства

26 октября 1612

Освобождение Москвы от поляков

21 февраля 1613

Избрание Земским собором нового царя — 16-летнего

Михаила Федоровича Романова

  1. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  1. Экономический кризис:

  • «Великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины, войн, увеличения налогового гнета и природных бедствий конца правления Ивана Грозного.

  • Неурожайные годы 1601 — 1603 (дожди и ранние заморозки три года подряд) , как следствие, голод.

  1. Социальный кризис:

  • Недовольство закрепощением крестьян

  • Недовольство своим положением всех социальных групп — дворян, городского населения, казаков, крестьян (социальный протест тяглового населения)

  1. Династический кризис:

  • Прекращение династии Рюриковичей (смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г. и смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 г.).

  • Появление самозванцев.

  1. Кризис власти:

  • Борьба за власть между боярскими группировками.

  1. Экспансия соседних государств:

  • Интервенция Польши, претензии на русский престол.

  • Интервенция Швеции, претензии на русский престол.

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Страшное разорение и запустение страны («храмы стояли без пения»).

  2. Большие людские потери

  3. Обнищание народа.

  4. Потеря территорий (в том числе выхода к Балтийскому морю).

  5. Сохранение национальной независимости и российской государственности.

  6. Начало новой династии — Романовых.

  7. Ослабление влияния боярства и усиление позиций дворянства.

  8. Оформление тенденции к окончательному закрепощению сельского и посадского населения.

  9. Проведение курса на централизацию власти.

  10. Подъем самосознания народа, окончательное оформление религиозно-национального единства страны.

  11. Усиление влияния церкви на государство.

  12. Сохранение преданности русского общества идее самовластия царя и повиновения царской власти.

  1. Работа с картой (Приложение №10) /по тексту учебника и легенде карты/:

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского /Нижний Новгород/.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте (Приложение) .

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России

Основное значение Смуты состоит в том, что в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. «Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд, – писал в «Лекциях по русской истории» С.Ф. Платонов. – Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя…»

В целом, после смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на Востоке державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

Может быть указано, что:

1) дата — 1611 г.;

2) исторический период— Смута.

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

Может быть указано, что:

1) Минин предложил отказаться от имущества;

2) предлагалось организовать войско (II ополчение) и назначить талантливого воеводу (князя Д. Пожарского);

3) цель — освобождение «отечества от поругания» (Москвы от поляков).

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

Может быть указано, что:

1) Кузьма Минин прямо связывает причины ослабления государственности в России с предательской политикой правителей государства, обратившихся для победы над своими политическими противниками к польским и шведским королям;

2) в 1609 г. Василий Шуйский заключил договор со шведским королём, получил 15-тысячный отряд для борьбы с тушинцами (войском Лжедмитрия II), за что уступил город Корелу с уездом;

3) в 1610 г. «седьмочисленныебояре» (Семибоярщина) во главе с князем Ф. Мстиславским свергли с престола Шуйского, предложили трон польскому королевичу Владиславу.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

Может быть указано, что:

1) речь идёт о Земском соборе, решавшем вопрос об избрании нового царя;

2) событие относится к 1613 г.;

3) необходимо было восстановить государственную власть после событий Смуты.

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

Могут быть названы следующие аргументы:

1) Романовы устраивали все сословия;

2) Романовы — знатный боярский род, близкий к прежней династии;

3) Романовы пользовались популярностью;

4) активная позиция Филарета на Земском соборе, его авторитет среди различных групп предопределили решение об избрании его сына.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

Могут быть указаны следующие обстоятельства:

1) Смута;

2) борьба за власть между различными претендентами;

3) польско-шведская интервенция;

4) социальные конфликты.

Приложение №10

Проверочная работа по истории Смута в России для 7 класса с ответами. Работа включает в себя 22 разноуровневых задания.

1. Как называются события российской истории, сопровождающиеся разрушением государственной власти, народными восстаниями, иностранной интервенцией, самозванством?

1) опричнина
2) смута
3) нашествие
4) колонизация

2. Какие даты связаны с восстанием под предводительством И. Болотникова?

1) 1565-1572 гг.
2) 1558-1583 гг.
3) 1606-1607 гг.
4) 1611-1612 гг.

3. Кто из названных лиц был современником Михаила Федоровича Романова?

1) А.М. Курбский
2) Д.М. Пожарский
в) Ермак Тимофеевич
4) Иван Федоров

4. Как называлось в годы Смуты боярское правление, наступившее после свержения с престола Василия Шуйского?

1) опричнина
2) Семибоярщина
3) Избранная рада
4) местничество

5. В каком году собрался Земский собор, избравший на царство Михаила Романова?

1) 1589 г.
2) 1601 г.
3) 1607 г.
4) 1613 г.

6. В каком ряду даны имена руководителей Второго ополчения, освободившего в 1612 г. Москву?

1) Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
2) Федор Иванович и Борис Годунов
3) Ермак Тимофеевич и Иван Болотников
4) Иван Федоров и Петр Мстиславец

7. Какое событие произошло позже всех других?

1) созыв первого Земского собора
2) учреждение патриаршества
3) восстание И. Болотникова
4) конец Ливонской войны

8. «Тушинским вором» прозвали

1) Ермака Тимофеевича
2) Ивана Болотникова
3) Лжедмитрия II
4) Василия Шуйского

9. Одной из причин Смуты является

1) конец ордынского владычества
2) пресечение династии Рюриковичей
3) подавление восстания И. Болотникова
4) хозяйственный подъем страны

10. В каком городе был сформирован Вторым ополчением «Совет всей земли», в который вошли представители раз­личных слоев населения?

1) Нижний Новгород
2) Москва
3) Ярославль
4) Калуга

11. Какие два из названных событий относятся к Смутному времени?

1) восстание И. Болотникова
2) учреждение патриаршества
3) введение опричнины
4) действия Первого и Второго ополчений

12. Расположите в хронологической последовательности названные события.

1) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе
2) присоединение к России Астраханского ханства
3) принятие Иваном IV царского титула

13. Какие два из названных имен связаны с событиями Сму­ты?

1) Лжедмитрий I
2) Василий Шуйский
3) Иван IV
4) Ермак Тимофеевич

14. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второ­го столбца.

Имена

А) Гермоген
Б) И. Болотников
В) К. Минин

Деятельность

1) предводитель восстания, произошедшего в 1606-1607 гг.
2) организатор и руководи­тель Второго ополчения
3) государственный деятель, глава Семибоярщины
4) патриарх, призвавший встать на защиту право­славной веры и Отечества

15. Назовите имя правителя.

Фактический правитель России в царствование Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). В 1598 г. был избран ца­рем на Земском соборе. В последние годы его правления в России началась Смута.

16. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и назовите пропущенное в тексте имя.

Но прежде чем скликать ратных людей, надобно было найти воеводу. В то время в Суздальском уезде жил стольник и воевода известный, который приехал сюда от Троицы и до­лечивался от ран, полученных при разорении Москвы. Минин снесся с ним, уладил дело и сказал народу, что не за кем больше посылать, кроме [него]. Посланы были к нему … изо всех чинов лучшие люди. __________ ответил посланным: «…готов хотя сейчас ехать, но выберите прежде из посадских людей, кому со мною у такого великого дела быть и казну сбирать».

17. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите год, в котором произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Мо­скву, 11 июля венчался на царство. Пожарский был возведен в чин боярина, Минин — думского дворянина».

18. Прочитайте отрывок из сочинения историка И.И. Костомарова и ответьте на вопросы.

«Москвичи уверяли своего царя в верности, а потом мно­гие перебегали в Тушина; побывавши в Тушине, ворочались в Москву; поживши в Москве, опять бежали в Тушина; беглец, явившийся в Тушина, целовал крест Димитрию и получал от него жалованье, а вернувшись в Москву, целовал крест __________ и от него получал также жалованье. Чтобы отвадить народ от вора, __________ постановил давать свободу тем холопам, которые уйдут из Тушина…»

1) В начале какого века происходили описываемые в отрыв­ке события?

2) О каком Димитрии идет речь в отрывке?

3) Назовите пропущенное в тексте имя. Подсказка: он был «выкрикнут царем» в 1606 г. на Красной площади.

19. Прочитайте отрывок из «Нового летописца» и ответьте на вопросы.

«…И положиша упование на Бога, поидоша со всеми людьми к Ярославлю и приидоша на Балахну … Потом же приидоша в Юрьевец Поволской… С Кинешмы же поидоша к Костроме… Князь Дмитрий же Михайлович и Кузма отпус­тиша князя Романа Петровича в Суздаль, а сами поидоша в Ярославль… К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посацкие люди привозити на помочь денеж­ную казну; и хотяху идти под Москву вскоре… На утрие же с реки Яузы поидоша под Москву…»

1) О движении каких отрядов идет речь в отрывке? Кто ру­ководил отрядами?

2) Как назывался период российской истории, в ходе которо­го происходили описанные события?

20. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Ото всех же градов во едином граде, рекомом Нижним Нове городе, те же нижегородцы, … начаша мыслите, как помочь Московскому государству. Един же из них нижегоро­дец имеяще торговлю… возопи во все люди: «будет нам похо­теть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов (имущество, пожитки) своих; да не токмо животов… и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бить челом, чтоб кто-нибудь вступился за истинную право­славную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцем же всем его слово любо бысть…»

1) Чье обращение к народу приведено в документе? Где оно было произнесено?

2) К чему призывал автор обращения?

3) Каковы последствия описываемого события?

21. Рассмотрите репродукцию с картины художника Э. Лисснера «Восстание Болотникова» и ответьте на вопросы.

Восстание Болотникова

1) Когда произошло восстание под предводительством И. Бо­лотникова?

2) Какие виды войск были у восставших?

3) Чем вооружены восставшие?

22. Рассмотрите фотографию памятника (архитектор И. Мартос), поставленного в начале XIX в. в Москве и на­зовите пропущенные в тексте имена.

Фотография памятника

Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он помечен годом, днем,
И начертано на нем:
Гражданину __________
И князю __________
Благодарная Россия.
(Н.П. Кончаловская)

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Смута в России для 7 класса
1-2
2-3
3-2
4-2
5-4
6-1
7-3
8-3
9-2
10-3
11-14
12-321
13-12
14-412
15. Борис Годунов
16. Дмитрий Пожарский
17-1613
18.
1) В начале XVII в.
2) О Лжедмитрии II
3) Василий Шуйский
19.
1) Об отрядах Второго ополчения. Д.М. Пожарский и К. Минин.
2) Смута.
20.
1) Кузьмы Минина. В Нижнем Новгороде.
2) К помощи Московскому государству, сбору средств.
3) Создание Второго ополчения, освобождение Москвы, избрание ца­рем Михаила Романова.
21.
1) В 1606-1607 гг.
2) Пехота и конница.
3) Копьями, вилами, топорами, саблями, пушками и др.
22. Минину, Пожарскому.

Практическая работа по теме «Смутное время»

Avatar

Автор скрыт

07.01.2023.
Тест. История России, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Работа включает в себя задания разного типа и уровня сложности

Список вопросов теста

Вопрос 1

 Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».

Варианты ответов
  • Избранная рада
  • Негласный комитет
  • Семибоярщина
  • Верховный тайный совет

Вопрос 2

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

«…Прислали за паном воеводой, чтобы ехал в крепость …. Там устроили обсуждение с долгими жалобами, возражениями и репликами с обеих сторон. Всю вину за смуту, происшедшие убийства, кровопролитие они возлагали на пана воеводу, будто бы всё это произошло из-за того, что он привёл в Москву <Расстригу> (которого они называли изменником). А пан воевода объяснял и доказывал свою невиновность. Припомнили и то, «что тебя, пан воевода, Бог чудесно спас (за то его благодари), ибо с тобою то же должно было случиться, что с Расстригою сталось»». 

Укажите имя, под котором вошел в историю человек, именуемый в источнике Расстригою.

Варианты ответов
  • Емельян Пугачёв
  • Степан Разин
  • Григорий Отрепьев
  • Иван Болотников

29.03.2021

Проверочная работа по теме «Смутное время»

Надежда Камалиева

учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

Проверочная работа завершает изучение раздела «Смутное время» в истории России в 7 классе. Работа включает в себя 10 разноплановых заданий в 2 вариантах на знание характерных черт данного периода, исторических личностей и дат, умение работать и анализировать исторические источники.

Оценить★★★

7918

Содержимое разработки

Проверочная работа по теме «Смутное время»

1 вариант

  1. В чём заключалась одна из причинСмуты?

1) в пресечении царской династииРюриковичей

2) во введении правила перехода крестьян в Юрьевдень

3) в отмене «урочныхлет»

4) во введении системы кормлений

  1. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей при вступлении на престол дал клятву об «ограничениисамовластья»?

1) Фёдор Иоаннович

2) ЛжедмитрийI

3) ВасилийШуйский

4) МихаилРоманов

  1. Кто из названных ниже лиц являлся членомСемибоярщины?

1) В.И. Шуйский

2) Ф.И. Мстиславский

3) П.П.Ляпунов

4) И.М. Заруцкий

  1. Назовите год воцарения династии Романовых.

1) 1598 г

2) 1612 г

3) 1613 г

4) 1617 г

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

    1. организация ополчения под руководством Д.Пожарского

    2. заключение договора между Россией иШвецией

    3. осада участников восстания Ивана Болотникова в тульскомкремле

    4. начало правления Семибоярщины

Ответ:

6.Найди соответствие.

А. Григорий Отрепьев

  1. ЛжедмитрийI

Б. Сидорко

  1. Лжепетр

В. Богданко

  1. ЛжедмитрийII

Г. Илейка Муромец

  1. ЛжедмитрийIII

Ответ:

7. Кто изображен на иллюстрации?

1) Лжедмитрий I

2) И. Болотников

3) тушинский вор

4) Сигизмунд III

  1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Смуты.

«Угличское дело», Семибоярщина, «крестоцеловальная запись», Тушинский вор, Соборное Уложение.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда. Раскройте смысл одного из понятий.

  1. О ком идет речь?

«Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем».

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

«На рубеже XVI и XVI столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под Названием Смута.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы…. Иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших социальных выступлений….

От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости.

Чувство патриотизма, отождествлявшего Родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности».

1. Укажите хронологические рамки Смуты.

2. Перечислите правителей, занимавших российский престол в период Смутного времени.

3. Назовите имена героев Смуты, которым посвящен памятник на Красной площади в Москве.

Проверочная работа по теме «Смутное время»

2 вариант

  1. Укажите причину Смутноговремени.

1) династическийкризис

2) отмена «урочныхлет»

3) введение системыкормлений

4) стремление Швеции посадить на российский престол своегокоролевича

2. «Крестоцеловальную запись» при восшествии на престолдал

1) БорисГодунов

2) ЛжедмитрийI

3) ВасилийШуйский

4) МихаилРоманов

3. Что объединяет имена П. П. Ляпунова, И.М.Заруцкого?

    1. оборона Смоленска

    2. созыв Земского собора

    3. организация первого ополчения

    4. подавление восстания Хлопка

  1. Самозванец Лжедмитрий I нашел поддержку в

1) Швеции

2) Речи Посполитой

3) Османской империи

4) Пруссии

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

  1. воцарение Василия Шуйского

  2. заключение договора со Швецией об отправке наёмноговойска

  3. захват Смоленскаполяками

  4. появление в Польше Григория Отрепьева

Ответ:

6. Найдите соответствие

А. И. Болотников

  1. руководитель второго ополчения

Б. Юрий Мнишек

  1. польский вельможа, покровитель Лжедмитрия I

В. Сигизмунд III

  1. предводитель народного восстания

Г. Д. Пожарский

  1. король Польши

Ответ:

7. Кто изображен на иллюстрации?

1) Лжедмитрий I

2) И. Болотников

3) тушинский вор

4) Сигизмунд III

  1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Смуты.

Опричнина, Семибоярщина, осада Троице-Сергиевой лавры «тушинские перелеты», польская интервенция

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда. Раскройте смысл одного из понятий.

  1. О ком идет речь? Назовите имя правителя.

«Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

«На рубеже XVI и XVI столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под Названием Смута.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы…. Иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших социальных выступлений….

От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости.

Чувство патриотизма, отождествлявшего Родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности».

1. Укажите хронологические рамки Смуты.

2. Перечислите правителей, занимавших российский престол в период Смутного времени.

3. Назовите две династии, смена которых произошла в период Смутного времени.

КЛЮЧИ

1 вариант

2 вариант

1

1

1

1

2

3

2

3

3

2

3

3

4

3

4

2

5

3241

5

4123

6

1432

6

3241

7

3- Тушинский вор

7

2- И. Болотников

8

Соборное уложение

8

опричнина

9

И. Болотников

9

Б. Годунов

10

а)1598-1613

б) Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский

в) Минин и Пожарский

10

а)1598-1613

б) Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский

в) Рюрикович, Романовы

Задания 1-4, 7 оценивается 1 баллом.

Задание 5, 6 —

2 балла — задание выполнено полностью верно

1 балл – 1 ошибка

0 баллов – 2 и более ошибок

Задание 8 – 3балла (1 балл – найдено верное выпадающее понятие; 2 балла – раскрытие смысла понятия)

Задание 9 – 1 балл

Задание 10 – 6 баллов

Правильно определены хронологические рамки Смутного времени – 1 балл.

Перечислены правильно все правители Смутного времени: Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский (по 1 баллу за каждого).

Правильно названы 2 фамилии (2 династии) — 2 балла (по 1 баллу за каждую).

Итого: 19 баллов

Оценка «5» — 18-19 баллов

Оценка «3» — 9-14 баллов Оценка «4» — 15-17 баллов

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447307-proverochnaja-rabota-po-teme-smutnoe-vremja

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Контрольная работа № 5 по истории России с ответами (Вариант 1) по теме: ГЛАВА III. Смутное время (УМК Арсентьев, Данилов, Курукин, Токарева). История России 7 класс КР-5 В1 + ОТВЕТЫ (в конце).


История России 7 класс (Арсентьев)
ГЛАВА III. Смутное время

Первая контрольная работа по пройденной теме. Вариант 1

  1. Кто из перечисленных исторических деятелей получил прозвище Тушинский вор?
    1) Лжедмитрий I; 2) Лжедмитрий II; 3) И.И. Болотников;   4) В.И. Шуйский.
  2. Установите соответствие между событиями и годами.
    СОБЫТИЯ: A) убийство Фёдора Борисовича Годунова, Б) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов, B) сражение русского войска с войском крымского хана Казы-Гирея на берегу Москвы-реки.
    ГОДЫ: 1) 1591 г. 2) 1605 г. 3) 1610 г. 4) 1612 г.
    Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
  3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя, дважды пропущенное в тексте.
    Много было обстоятельств, мешающих народу относиться доверчиво к новому правительству. Личность нового царя далеко не была так популярна, как личность _____________. Новый царь захватил престол, не дожидаясь Земского собора, а многие помнили, что ____________ ожидал этого собора шесть недель. Новый царь очень сбивчиво и темно говорил как о самозванстве, так и о свержении самозванца, про которого сам же прежде свидетельствовал, что это истинный царевич.
    1) Василий, 3) Фёдор,   2) Борис,   4) Дмитрий.
  4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).
    СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ): A) деятельность Первого ополчения, Б) деятельность Второго ополчения, B) снятие осады Троице-Сергиева монастыря в начале 1610 г.
    УЧАСТНИКИ: 1) М.Б. Шеин, 2) И.М. Заруцкий, 3) М.В. Скопин-Шуйский, 4) К.А. Минин
    Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
  5. Что стало одним из последствий поражения русского войска под Клушином?
    1) угроза захвата Москвы польско-литовскими интервентами,История России 7 класс КР-5 В1
    2) заключение союза между Россией и Швецией,
    3) начало восстания под предводительством Хлопко,
    4) начало династического кризиса.
  6. Рассмотрите изображение и укажите, какое суждение о данной почтовой марке является верным.
    1) Изображённый на марке храм находится в Нижнем Новгороде.
    2) Марка выпущена в честь 400-летия освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.
    3) Храм, изображённый на марке, был построен в память о взятии Казани.
    4) Оба исторических деятеля, которым установлен данный памятник, были руководителями Первого ополчения.
  7. Расположите события в хронологической последовательности.
    1) избрание на престол Михаила Романова
    2) возведение на престол Фёдора Годунова
    3) гибель П.П. Ляпунова
    Запишите получившуюся последовательность цифр.

Рассмотрите карту и выполните задания 8–10.

История России 7 класс КР-5 В1

  1. Какой город обозначен на карте цифрой 5?
    1) Тула, 2) Ярославль, 3) Псков, 4) Смоленск
  2. Какой цифрой показан поход восставших под предводительством И.И. Болотникова?
  3. Укажите название государства, к которому от России отошли земли, обозначенные штриховкой.
  4. Укажите термин, о котором идет речь.
    Правительство, образовавшееся в России в июле 1610 г., во главе которого стоял Ф.И. Мстиславский.
  5. Прочитайте отрывок из стихотворения К.Ф. Рылеева и укажите пропущенную фамилию.
    …Склонившись угрюмо до самой земли,
    Дебристую стену из сучьев сплели.
    Вотще настороже тревожное ухо:
    Всё в том захолустье и мёртво и глухо…
    «Куда ты завёл нас?» — лях старый вскричал.
    «Туда, куда нужно! — ___________сказал. —
    Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
    Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на Русской земли!
    В ней каждый Отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит»…
  6. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите год, когда произошли описываемые события.
    В конце апреля скоропостижно скончался Скопин, и это приблизило падение Василия. Народная молва считала царя участником его смерти. Уже поляки и запорожцы забирали южные города: Стародуб, Почеп, Чернигов взяты были приступом и ограблены. Новгород-Северский и Рославль целовали крест Владиславу.
  7. Заполните пропуск в схеме.

История России 7 класс КР-5 В1

ОТВЕТЫ на контрольную работу

Задание 1.   2.

Задание 2.   А – 2, Б – 4, В– 1.

Задание 3.   2.

Задание 4.   А – 2, Б – 4, В – 3.

Задание 5.   1.

Задание 6.   3.

Задание 7.   2–3–1.

Задание 8.   4.

Задание 9.   3.

Задание 10.   Швеция.

Задание 11.   Семибоярщина.

Задание 12.   Сусанин

Задание 13.   1610 год.

Задание 14.   Рязань

Вернуться к Списку контрольных работ по истории в 7 классе.


Вы смотрели: Контрольная работа № 5 по истории России с ответами (Вариант 1) по теме: ГЛАВА III. Смутное время, по учебнику авторов: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева (Просвещение). Цитаты из пособия «История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям. История России 7 класс КР-5 В1 + ОТВЕТЫ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практическая работа составление бизнес плана бурового предприятия
  • Превышен объем платежей за отчетный период сбербанк бизнес онлайн
  • Предупреждение 16 01 во время работы были ошибки датчика уровня r
  • Прежде чем начать свой бизнес аудиокнига слушать онлайн бесплатно
  • Презентация бизнес плана это краткое изложение основных положений