Практическая работа по теме смутное время 7 класс с ответами история

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности

Цель: определить роль и значение периода Смутного времени в истории России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М., 2014; текст «Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами»; текст «Из исторического очерка В.Б. Кобрина».

Понятия для актуализации: Земский собор.

Персоналии: князь Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Федорович Романов.

Важнейшие даты: 26 октября 1612 г.; 21 февраля 1613 г.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу «Смутное время в России».

  3. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Работа с картой (Приложение №10):

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте.

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Чрез которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же к утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё татарского или турецкого для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет…

Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьёю в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании…»

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка В.Б. Кобрина

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору… но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил всвоё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности

Понятия для актуализации:

Земский собор — высшее сословно-представительное учреждение в России в середине XVI — конце XVII вв.; собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Персоналии:

Князь Пожарскийрусский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в 1612 г.

Кузьма Мининрусский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 — 1612 гг. в период борьбы русского народа против

польско-литовской и шведской интервенции

Михаил Федорович Романов — первый русский царь из династии Романовых (1613 — 1645 гг.); избран на царство Земским собором 21 февраля 1613 г.

Важнейшие даты:

26 октября 1612 г. — освобождение Москвы от поляков ополчением Минина и Пожарского

21 февраля 1613 г. — избрание Земским собором на царство Михаила Федоровича Романова

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу «Смутное время в России»

Дата

Событие

1598

Смерть Федора Иоанновича, прекращение династии

Рюриковичей

1598 — 1605

Правление Бориса Годунова

1601 — 1603

Неурожайные годы, голод в России

1605 (апрель — июнь)

Правление Федора Годунова

1605 — 1606

Правление Лжедмитрия I

1606 — 1610

Правление Василия Шуйского

1606 — 1607

Движение под предводительством Болотникова

1607 — 1610

Деятельность Лжедмитрия II

1609

Начало открытой польской интервенции

1609 — 1611

Осада Смоленска поляками

1610

Разгром «тушинцев» войсками Скопина-Шуйского,

снятие осады Москвы

1610

Оккупация Швецией северо-запада России

1610-1613

Правление Семибоярщины

1611 (январь -июль)

Первое ополчение (Рязанское) — руководители: Ляпунов,

Трубецкой, Заруцкий

1611

Захват шведами Новгорода

1611 -1612

Второе ополчение (Нижегородское) — руководители:

Пожарский, Минин

1612 (март — июль)

Деятельность в Ярославле «Совета всея земли» —

фактически правительства нового государства

26 октября 1612

Освобождение Москвы от поляков

21 февраля 1613

Избрание Земским собором нового царя — 16-летнего

Михаила Федоровича Романова

  1. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  1. Экономический кризис:

  • «Великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины, войн, увеличения налогового гнета и природных бедствий конца правления Ивана Грозного.

  • Неурожайные годы 1601 — 1603 (дожди и ранние заморозки три года подряд) , как следствие, голод.

  1. Социальный кризис:

  • Недовольство закрепощением крестьян

  • Недовольство своим положением всех социальных групп — дворян, городского населения, казаков, крестьян (социальный протест тяглового населения)

  1. Династический кризис:

  • Прекращение династии Рюриковичей (смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г. и смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 г.).

  • Появление самозванцев.

  1. Кризис власти:

  • Борьба за власть между боярскими группировками.

  1. Экспансия соседних государств:

  • Интервенция Польши, претензии на русский престол.

  • Интервенция Швеции, претензии на русский престол.

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Страшное разорение и запустение страны («храмы стояли без пения»).

  2. Большие людские потери

  3. Обнищание народа.

  4. Потеря территорий (в том числе выхода к Балтийскому морю).

  5. Сохранение национальной независимости и российской государственности.

  6. Начало новой династии — Романовых.

  7. Ослабление влияния боярства и усиление позиций дворянства.

  8. Оформление тенденции к окончательному закрепощению сельского и посадского населения.

  9. Проведение курса на централизацию власти.

  10. Подъем самосознания народа, окончательное оформление религиозно-национального единства страны.

  11. Усиление влияния церкви на государство.

  12. Сохранение преданности русского общества идее самовластия царя и повиновения царской власти.

  1. Работа с картой (Приложение №10) /по тексту учебника и легенде карты/:

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского /Нижний Новгород/.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте (Приложение) .

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России

Основное значение Смуты состоит в том, что в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. «Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд, – писал в «Лекциях по русской истории» С.Ф. Платонов. – Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя…»

В целом, после смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на Востоке державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

Может быть указано, что:

1) дата — 1611 г.;

2) исторический период— Смута.

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

Может быть указано, что:

1) Минин предложил отказаться от имущества;

2) предлагалось организовать войско (II ополчение) и назначить талантливого воеводу (князя Д. Пожарского);

3) цель — освобождение «отечества от поругания» (Москвы от поляков).

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

Может быть указано, что:

1) Кузьма Минин прямо связывает причины ослабления государственности в России с предательской политикой правителей государства, обратившихся для победы над своими политическими противниками к польским и шведским королям;

2) в 1609 г. Василий Шуйский заключил договор со шведским королём, получил 15-тысячный отряд для борьбы с тушинцами (войском Лжедмитрия II), за что уступил город Корелу с уездом;

3) в 1610 г. «седьмочисленныебояре» (Семибоярщина) во главе с князем Ф. Мстиславским свергли с престола Шуйского, предложили трон польскому королевичу Владиславу.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

Может быть указано, что:

1) речь идёт о Земском соборе, решавшем вопрос об избрании нового царя;

2) событие относится к 1613 г.;

3) необходимо было восстановить государственную власть после событий Смуты.

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

Могут быть названы следующие аргументы:

1) Романовы устраивали все сословия;

2) Романовы — знатный боярский род, близкий к прежней династии;

3) Романовы пользовались популярностью;

4) активная позиция Филарета на Земском соборе, его авторитет среди различных групп предопределили решение об избрании его сына.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

Могут быть указаны следующие обстоятельства:

1) Смута;

2) борьба за власть между различными претендентами;

3) польско-шведская интервенция;

4) социальные конфликты.

Приложение №10

Практическая
работа на тему: Смутное время в исторических источниках

Цель урока: сформировать
с помощью технологий групповой работы и осмысленного чтения текста:

Личностные умения:
формирование
гражданской идентичности, формирование позиции на основе прочитанного к
событиям отечественной истории, формирование когнетивной компетентности на
основе осмысленного чтения;  

Предметные умения:
установление причинно-следственных связей в ходе ответов на вопросы, использование
предметных  понятий, знания хронологии основных событий изучаемого периода, работа
с исторической картой.

Метапредметные
умения:

целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при
решении учебной задачи,  анализ текста по вопросам.

Технологии урока:  групповая
работа, технология развития критического при организации смыслового чтения, частично-поисковое
обучение,  информационно-коммуникационная

Используется также
методы

самоорганизации обучения при работе с источниками, учебником, взаимообучения
при работе в малых группах.

План
урока.

 1. Повторение
материала
(постановка перед учащимися цели повторения и совместное
определение задач) – цель повторения – актуализировать имеющиеся знания основных
периодов и событий Смуты и умения для практической работы для закрепления темы;

задачи – повторить
понятия, даты хронологических периодов Смуты, показать на карте основные
объекты, ответить на вопросы домашнего параграфа.

Формы работы
учащихся:
  устный фронтальный опрос с
использованием карточек с понятиями и датами, работа с картой, ответы на
вопросы домашнего параграфа. 

2. Переход к практической
работе

через постановку задач практической работы,  инструктажа по технологии смыслового
чтения.  Согласно этой технологии, обучающиеся должны в задании различными
знаками (+ или !)  обозначить, что из приведенного в тексте о данном событии им
уже знакомо, а  что они узнали нового.

3. Определение
групп по три человека, распределение обязанностей в группе и общего хода
работы.
В
группе определяется ответственный за сбор всей информации и её обработки, тот,
кто будет представлять работу в публичном ответе и тот, кто оценить вклад
каждого участника в работу группы.

4. Выполнение
заданий по группам, взаимообучение и взаимодействие в группах.

Учитель выступает
в роли консультанта.

5. Ответы групп на
вопросы к своим заданиям. Рефлексия.

Приложение
к практической работе

«Смутное
время в работах историков и

исторических
источниках».

ЗАДАНИЕ
№ 1.

Прочитайте
внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.

Из
«Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде

…Бысть
в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не
пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом
воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть
старейшим… Ивашка Болотников…

Из
«Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.


А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров
сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с
веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с
иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…

1.
О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?

2.
Каковы выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на
основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что
нового вы узнали из документов.

3.
Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отечству,
Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»?
Свои суждения обоснуйте.

ЗАДАНИЕ
№ 2.

Прочитайте
внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из
работы С.  М. Соловьева «Взгляд на историю установления

 государственного
порядка в России до Петра Великого»


Но в начале
XVII века для московского
боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто
не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино
наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться.
Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду,
предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не
хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила
ополчение для борьбы с поляками и казаками…

1.
О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?

2.
О каких царях идет речь в тексте?

3.
Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода.
Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового
из источника вы узнали?

ЗАДАНИЕ
№ 3.

Прочитайте
внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из
«Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

В усердной любви к
гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России,
имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян
языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна
Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов.
Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений
духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18
молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…

Вам самим известно, что в
прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с
большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими
полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не
бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись
множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман
пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас.  Сдайтесь нам пленными…»

1. К какому веку
относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими
событиями связан этот документ?

2. Используя текст
документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении
они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по
изучаемым событиям.

3. Используя текст
документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными
захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.

ЗАДАНИЕ
№ 4.

Прочитайте
внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из
произведения Н. И. Костомарова

«О
следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»


Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может
быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание
о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не
зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался
тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность
в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.

1.
О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий?  Определите, что
вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.

2.
Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?

3.
Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?

ЗАДАНИЕ
№ 5.

Прочитайте
внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из
работы Г. В. Абрамовича «Князья Шуйские и российский трон»

…Поражение
на реке Пахре несколько ослабило силы Болтникова, однако после того, как к нему
примкнули рязанские дворяне во главе с Григорием Сумбуловым и Прокпием
Ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник Истома
Пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия Коломны, соединившись на Оке,
восставшие подошли к Москве и стали лагерем в селе Коломенском и в Загорье…
Почувствовав слабость царя, на сторону Болотникова переходят Малый Ярославец,
Боровск, Можайск, Руза, Волоколамск, Ржева, Зубцов и Старица. Затем движение
начинает распространяться и на народы Поволжья, на города Арзамас, Алтырь и
Свияжск…

1.
Какое событие описано в тексте, назовите его даты? Определите, что вам уже
знаете о данном событие, а какая информация для вас является новой?

2.
Какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе
текста?

3.
Сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. Ответ обоснуйте.  


Подборка по базе: Аттестационная работа врача акушера-гинеколога.doc, Лабораторная работа 1.docx, Лабораторная работа 2.docx, Практическая работа №1 Болговой В.В..docx, Контрольная работа экономика.docx, Контрольная работа..docx, практическая работа № 5.docx, Практическая работа №2.docx, Практическая работа №2.docx, Практическая работа №1.docx


Практическая работа 3. Смирнова И.Н.

ТЕМА. Смутное время.

Задание 1.Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.
Вопрос. О каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина? Как описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века? (извлечение информации в явном и неявном виде) определять основную идею представленного фрагмента
Ответ: Смутное время. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности

Задание 2. Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.
Хронограф 1617 г. // Памятники литературы Древней Руси, конец 16- начало 17 вв. М., 1987 г.

Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими.

Многие говорили о нем, что уподобился он во всем – и нравом, и делами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшему и хвалившемуся, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит.»
В.О.Ключевский «Лжедмитрий I»

«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.

Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.

Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»

«… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.

На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»
Вопрос.1 В чем В.О.Ключевский видит причины падения самозванца? (интерпретация и интеграцию данных) анализировать и интерпретировать представленные в тексте сведения; находить в тексте информацию, помогающую верно понять формулировку задания

Ответ. « Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий»

Задание. 2

На основании фрагментов документов составьте таблицу « Причины падения Лжедмитрия I»

(представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) формулировать на основе текстовой информации выводы и оценочные суждения

Недовольство политикой Лжедмитрия I
Русской православной церкви Русских бояр

Ответ: Причины падения Лжедмитрия:

Потеря поддержки со стороны почти всех слоёв населения

Невыполнение обещаний как полякам, так и различным слоям населения в России

Пренебрежительное отношение к русским обычаям и этикету, вёл себя «неподобающе русскому царю»

Неприятие народом того, что у власти находится католик (Лжедмитрий в Польше принял католичество)

Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) Обучающиеся развивают навык работы с документами, осмысливают события на основе исторического анализа, аргументируют свой ответ, записывают информацию в виде таблицы.

Задание. 3

Как вы думаете, был ли Лжедмитрий I сильным государственным деятелем? (оценка формы и содержания) умение использовать информацию для обоснования собственной позиции.

Ответ. Нет. Так как не смог укрепить свою власть, вызвал ненависть практически всех слоёв населения. Довёл страну до хозяйственной разрухи, ухудшения положения большей части населения.

ТЕМА. Правление Ивана Грозного

Прочитайте текст и выполните задание.

Текст. Филькина грамота

За время своего правления Иван Грозный совершил немало страшных и бесчеловечных поступков. Чего только стоят деяния опричников, каравших всех неугодных самодержцу! Исключением не стал и митрополит Филипп — человек исключительно добрый и радеющий за процветание России. Однако его отношения с царём с самого начала были натянутыми. В 1568 году Иван IV приехал в Москву вместе с группой опричников и сразу же направился на службу. Отстояв её, он отправился к митрополиту, чтобы получить благословение. Но священнослужитель не удостоил его своим вниманием. Разгневанный царь удалился, но позже вновь увиделся с митрополитом Филиппом. Он сделал замечание одному из опричников, нарушившему правила нахождения в церкви. Узнав о сделанном замечании, Иван Грозный рассвирепел и повелел собрать материалы о «прегрешениях» Филиппа. Но расследовавшей это дело комиссии быстро стало ясно, что царь предоставил фальшивки. В это же время митрополит Филипп, живший теперь в монастыре, писал царю письма с просьбами одуматься и отменить опричнину. Но Иван IV лишь отмахивался от них. Митрополита Филиппа он с пренебрежением обзывал Филькой, а прошения — дурацкими «филькиными грамотами». Своими «грамотами» священник не добился ничего, лишь вызвал ещё больший гнев царя. По приказу Ивана Грозного в 1569 году его «верный пёс» Малюта Скуратов убил священнослужителя. А выражение «филькина грамота» надолго укоренилось в качестве синонима документа, не имеющего никакой силы. Но есть и ещё две версии происхождения выражения «филькина грамота».

Но есть и ещё две версии происхождения выражения «филькина грамота». В XVII–XVIII веках в России Фильками называли глупцов и прохиндеев, а также людей «подлого сословия». Нередки были случаи, когда последние подделывали какие-то документы, «грамоты», допуская при этом множество ошибок. Разумеется, никакой юридической силы эти документы не имели. Поэтому их быстро прозвали «филькиными грамотами». Но есть и версия о вполне официальных документах, которые также называли «филькиными грамотами». В XIX–XX веке был учреждён особый отдел полиции — филёры, занимавшиеся ловлей воров-карманников. Сыщики часто не преуспевали в поимке преступников, но отчёты составляли исправно. Часто в них описывались ненастоящие «подвиги», причём со множеством ошибок в словах. Поэтому и официальные безграмотные донесения тоже называли «филькиными грамотами».

Сегодня этими словами мы называем документы, не имеющие реальной ценности и силы.

Задание 1. Выделите подходы, которые объясняют происхождение выражения «Филькина грамота».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

  1. Прошения (письма) митрополита Филиппа царю Ивану IV об отмене опричнины.
  2. Поддельные, безграмотные документы.
  3. Донесения полиции, сыщиков о якобы проделанной работе.

Задание 2. На основании текста определите, современное значение выражения «филькина грамота».

________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Ответ: Сегодня этими словами мы называем документы, не имеющие реальной ценности и силы.

Задание 3. Выберите фрагменты текста, которые соответствуют рисунку 1, 2.

1 2

1.____________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

1. священнослужитель не удостоил его своим вниманием

2. митрополит Филипп, живший теперь в монастыре, писал царю письма с просьбами одуматься или по приказу Ивана Грозного в 1569 году его «верный пёс» Малюта Скуратов убил священнослужителя.

Задание 4. В каком значении используется словосочетание «верный пес» в выделенном фрагменте текста. Какими противоположными качествами должен быть наделен человек, чтобы получить такую оценку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: жестокий исполнитель чужой воли.

Ответ на второй вопрос: человек обладающий преданностью и верностью.

Задание 5. Опираясь на текст и знания по истории и назовите 3 факта, доказывающие несправедливость действий царя Ивана IV.

Перечень проверяемых элементов

Задание 1 -находить в тексте требуемую информацию
Задание 2 -решать учебно-познавательные и учебно-

практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Задание 3 -преобразовывать текст, используя

новые формы представления информации: Выявлять имплицитную информацию

текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста,

Задание 4 -Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений.

Задание 5 Связывать информацию, полученную в тексте со знаниями из других источников

Тема. Правление Петра I

Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.

Из записок Е.Р. Дашковой.

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был со­вершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер на­ших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он по­чти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у по­следних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средства­ми…».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В записке идет речь о Петре I.
  2. События указанные в записке происходят в XV веке.
  3. Автор дает положительную оценку проведенной политике.
  4. В результате политики правителя в России установлены европейские порядки.
  5. В записке идет речь о Павле I.

Ответы:

1.25

2.134

3.14

Тема. Первые русские князья.

Прочитайте текст, выполните задания.
Текст. Княгиня Ольга.

Княгиня Ольга –легендарная фигура Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей». «Была она предвозвестницей в христианской земле -пишет Нестор-летописец, -как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи, и светилась средиязычников, как жемчужина в песке».

Историк Н. М. Карамзин, оценивая государственную деятельность княгини, говорил, что «предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, а история –Мудрою… Великие князья до времен Ольговых воевали, а она правила государством».

Современный историк А. Ю. Карпов пишет: «Не отсвет ее дел, отсвет ее имени доходит до нас даже через тысячелетнюю мглу. Ее свершения определили во многом и наш сегодняшний день, и все содержание нашей истории, которая –в том виде, в котором дана она нам -была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград»

.Задание 1.В отрывке из книги А. Ю. Карпова есть фраза, которая утверждает что российская история «без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград».

Выберите из предложенных фактов те положения, которые соответствуют приведенному суждению.

А) установление четкой системы сбора дани

Б) покорение древлян

В) принятие христианства

Г) крещение Руси

Д) защита Киева от печенегов.

Ответ: А, В

.Задание 2.Какое противопоставление в оценках деятельности первых русских князей и княгини Ольги дает Нестор.

Задание 3. Соотнесите оценки княгини Ольги, которые дают летописец Нестор и русский историк Н. М. Карамзин, выделите суждение, которое оценивают одну (общую) сторону деятельности княгини.
Задание с развёрнутым ответом.
ДРЕВНИЙ РИМ

Задание: рассмотрите внимательно карту и дайте характеристику страны Италия.

Практическая работа по теме «Смутное время»

Avatar

Автор скрыт

07.01.2023.
Тест. История России, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Работа включает в себя задания разного типа и уровня сложности

Список вопросов теста

Вопрос 1

 Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».

Варианты ответов
  • Избранная рада
  • Негласный комитет
  • Семибоярщина
  • Верховный тайный совет

Вопрос 2

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

«…Прислали за паном воеводой, чтобы ехал в крепость …. Там устроили обсуждение с долгими жалобами, возражениями и репликами с обеих сторон. Всю вину за смуту, происшедшие убийства, кровопролитие они возлагали на пана воеводу, будто бы всё это произошло из-за того, что он привёл в Москву <Расстригу> (которого они называли изменником). А пан воевода объяснял и доказывал свою невиновность. Припомнили и то, «что тебя, пан воевода, Бог чудесно спас (за то его благодари), ибо с тобою то же должно было случиться, что с Расстригою сталось»». 

Укажите имя, под котором вошел в историю человек, именуемый в источнике Расстригою.

Варианты ответов
  • Емельян Пугачёв
  • Степан Разин
  • Григорий Отрепьев
  • Иван Болотников

Практическая работа по теме:
«Смутное время в России»

Задание
1. Изучив материал, дайте определение Смуты, которое наиболее точно отражает
его сущность

________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Задание
2. Заполните таблицу «Причины Смуты»

Политические

Экономические

Социальные

Духовные

Задание 3. Укажите этапы Смуты

Год

Событие

Итог

Значение

Задание
4.
Сравните Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе
ополчение смогло освободить Москву?

Линии сравнения

Первое ополчение

Второе ополчение

Причины создания

Центр движения

Руководители

Итоги деятельности

Задание
5. Заполните схему «Итоги Смутного времени»

+                                                                                                                               __

29.03.2021

Проверочная работа по теме «Смутное время»

Надежда Камалиева

учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

Проверочная работа завершает изучение раздела «Смутное время» в истории России в 7 классе. Работа включает в себя 10 разноплановых заданий в 2 вариантах на знание характерных черт данного периода, исторических личностей и дат, умение работать и анализировать исторические источники.

Оценить★★★

7651

Содержимое разработки

Проверочная работа по теме «Смутное время»

1 вариант

  1. В чём заключалась одна из причинСмуты?

1) в пресечении царской династииРюриковичей

2) во введении правила перехода крестьян в Юрьевдень

3) в отмене «урочныхлет»

4) во введении системы кормлений

  1. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей при вступлении на престол дал клятву об «ограничениисамовластья»?

1) Фёдор Иоаннович

2) ЛжедмитрийI

3) ВасилийШуйский

4) МихаилРоманов

  1. Кто из названных ниже лиц являлся членомСемибоярщины?

1) В.И. Шуйский

2) Ф.И. Мстиславский

3) П.П.Ляпунов

4) И.М. Заруцкий

  1. Назовите год воцарения династии Романовых.

1) 1598 г

2) 1612 г

3) 1613 г

4) 1617 г

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

    1. организация ополчения под руководством Д.Пожарского

    2. заключение договора между Россией иШвецией

    3. осада участников восстания Ивана Болотникова в тульскомкремле

    4. начало правления Семибоярщины

Ответ:

6.Найди соответствие.

А. Григорий Отрепьев

  1. ЛжедмитрийI

Б. Сидорко

  1. Лжепетр

В. Богданко

  1. ЛжедмитрийII

Г. Илейка Муромец

  1. ЛжедмитрийIII

Ответ:

7. Кто изображен на иллюстрации?

1) Лжедмитрий I

2) И. Болотников

3) тушинский вор

4) Сигизмунд III

  1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Смуты.

«Угличское дело», Семибоярщина, «крестоцеловальная запись», Тушинский вор, Соборное Уложение.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда. Раскройте смысл одного из понятий.

  1. О ком идет речь?

«Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем».

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

«На рубеже XVI и XVI столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под Названием Смута.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы…. Иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших социальных выступлений….

От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости.

Чувство патриотизма, отождествлявшего Родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности».

1. Укажите хронологические рамки Смуты.

2. Перечислите правителей, занимавших российский престол в период Смутного времени.

3. Назовите имена героев Смуты, которым посвящен памятник на Красной площади в Москве.

Проверочная работа по теме «Смутное время»

2 вариант

  1. Укажите причину Смутноговремени.

1) династическийкризис

2) отмена «урочныхлет»

3) введение системыкормлений

4) стремление Швеции посадить на российский престол своегокоролевича

2. «Крестоцеловальную запись» при восшествии на престолдал

1) БорисГодунов

2) ЛжедмитрийI

3) ВасилийШуйский

4) МихаилРоманов

3. Что объединяет имена П. П. Ляпунова, И.М.Заруцкого?

    1. оборона Смоленска

    2. созыв Земского собора

    3. организация первого ополчения

    4. подавление восстания Хлопка

  1. Самозванец Лжедмитрий I нашел поддержку в

1) Швеции

2) Речи Посполитой

3) Османской империи

4) Пруссии

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

  1. воцарение Василия Шуйского

  2. заключение договора со Швецией об отправке наёмноговойска

  3. захват Смоленскаполяками

  4. появление в Польше Григория Отрепьева

Ответ:

6. Найдите соответствие

А. И. Болотников

  1. руководитель второго ополчения

Б. Юрий Мнишек

  1. польский вельможа, покровитель Лжедмитрия I

В. Сигизмунд III

  1. предводитель народного восстания

Г. Д. Пожарский

  1. король Польши

Ответ:

7. Кто изображен на иллюстрации?

1) Лжедмитрий I

2) И. Болотников

3) тушинский вор

4) Сигизмунд III

  1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Смуты.

Опричнина, Семибоярщина, осада Троице-Сергиевой лавры «тушинские перелеты», польская интервенция

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда. Раскройте смысл одного из понятий.

  1. О ком идет речь? Назовите имя правителя.

«Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

«На рубеже XVI и XVI столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под Названием Смута.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы…. Иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших социальных выступлений….

От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости.

Чувство патриотизма, отождествлявшего Родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности».

1. Укажите хронологические рамки Смуты.

2. Перечислите правителей, занимавших российский престол в период Смутного времени.

3. Назовите две династии, смена которых произошла в период Смутного времени.

КЛЮЧИ

1 вариант

2 вариант

1

1

1

1

2

3

2

3

3

2

3

3

4

3

4

2

5

3241

5

4123

6

1432

6

3241

7

3- Тушинский вор

7

2- И. Болотников

8

Соборное уложение

8

опричнина

9

И. Болотников

9

Б. Годунов

10

а)1598-1613

б) Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский

в) Минин и Пожарский

10

а)1598-1613

б) Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский

в) Рюрикович, Романовы

Задания 1-4, 7 оценивается 1 баллом.

Задание 5, 6 —

2 балла — задание выполнено полностью верно

1 балл – 1 ошибка

0 баллов – 2 и более ошибок

Задание 8 – 3балла (1 балл – найдено верное выпадающее понятие; 2 балла – раскрытие смысла понятия)

Задание 9 – 1 балл

Задание 10 – 6 баллов

Правильно определены хронологические рамки Смутного времени – 1 балл.

Перечислены правильно все правители Смутного времени: Б. Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский (по 1 баллу за каждого).

Правильно названы 2 фамилии (2 династии) — 2 балла (по 1 баллу за каждую).

Итого: 19 баллов

Оценка «5» — 18-19 баллов

Оценка «3» — 9-14 баллов Оценка «4» — 15-17 баллов

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447307-proverochnaja-rabota-po-teme-smutnoe-vremja

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Практическая работа  « Смутное время в россии»( повторение и обобщение)  7 класс Учитель истории и обществознания МБОУ Петровобудская ООШ Коваленко С Н

Практическая работа « Смутное время в россии»( повторение и обобщение) 7 класс

Учитель истории и обществознания МБОУ Петровобудская ООШ Коваленко С Н

Смута в России в начале XVII века

Смута в России в начале XVII века

Интервенция Юрий Каштанов. Польская шляхта в русской деревне.

Интервенция

Юрий Каштанов. Польская шляхта в русской деревне.

Смута – лихолетие «Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земли русской.» М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году »

Смута – лихолетие

«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земли русской.»

М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году »

1 тур «Дальше, дальше»

1 тур «Дальше, дальше»

  • Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян
  • Жена первого самозванца
  • Настоящее имя Лжедмитрия I
  • Прозвище Лжедмитрия II
  • Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского
  • Руководитель первого ополчения
  • Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении

Дальше, дальше Младший сын Ивана Грозного Брат жены Федора Ивановича Место гибели царевича Дмитрия Имя первого самозванца Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора Занял престол после смерти Лжедмитрия I  Возглавил второе ополчение Первый царь династии Романовых  

Дальше, дальше

  • Младший сын Ивана Грозного
  • Брат жены Федора Ивановича
  • Место гибели царевича Дмитрия
  • Имя первого самозванца
  • Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора
  • Занял престол после смерти Лжедмитрия I
  • Возглавил второе ополчение
  • Первый царь династии Романовых

2 тур исторические термины .  Дайте определения понятиям: Династический кризис Смута Смута Восстание Восстание Ополчение Ополчение “ угличское дело” “ угличское дело” Самозванство Самозванство “ семибоярщина” Гражданская война Гражданская война  интервенция

2 тур исторические термины . Дайте определения понятиям:

Династический кризис

  • Смута
  • Смута
  • Восстание
  • Восстание
  • Ополчение
  • Ополчение
  • “ угличское дело”
  • “ угличское дело”
  • Самозванство
  • Самозванство

“ семибоярщина”

  • Гражданская война
  • Гражданская война

интервенция

3.тур «Что? Где? Когда?»    Напишите даты событий:

3.тур «Что? Где? Когда?»

Напишите даты событий:

  • 1 Введение патриаршества в России
  • 2 Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
  • 3 Воцарение Лжедмитрия I
  • 4 Убийство Лжедмитрия I
  • 5 Восстание под предводительством И. Болотникова
  • 6 Царствование Василия Шуйского
  • 7 Восстание под предводительством И. И. Болотникова
  • 8 Период «семибоярщины»
  • 9 Образование Первого ополчения
  • 10 Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
  • 11 Избрание Михаила Романова царем

Проверяем даты

Проверяем даты

  • Введение патриаршества в России
  • 1589
  • Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
  • 1597
  • Воцарение Лжедмитрия I
  • 1605
  • Убийство Лжедмитрия I
  • 17 мая 1606
  • Восстание под предводительством И. Болотникова
  • 1606- 1607
  • Царствование Василия Шуйского
  • 1606-1610
  • Восстание под предводительством И. И. Болотникова
  • 1606-1607
  • Период «семибоярщины»
  • 1610-1612
  • Образование Первого ополчения
  • 1611
  • Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
  • 1612
  • Избрание Михаила Романова царем
  • 1613

« Знание исторической карты»

« Знание исторической карты»

Работа по карте

Работа по карте

  • Найдите на карте:
  • маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопина-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;
  • территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;
  • города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

4 . Тур «О ком идет речь?»   1 Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. 2 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” 3 царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в П ольшу, умер в заточении.  4 Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России. 5 Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от  иноземных захватчиков.

4 . Тур «О ком идет речь?»

  • 1 Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.

2 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден”

  • 3 царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в П ольшу, умер в заточении.

4 Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России.

  • 5 Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от

иноземных захватчиков.

5 тур «Темная лошадка»

5 тур «Темная лошадка»

  • Царь Борис Федорович Годунов  
  • Лжедмитрий I
  • Царь Василий Иванович Шуйский
  • Лжедмитрий II
  • Дмитрий Пожарский
  • Кузьма Минин
  • Сигизмунд 3, король речи Посполитой
  • Владислав 4, сын Сигизмунда 3

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

6 тур По какому принципу образованы ряды

6 тур По какому принципу образованы ряды

  • Воевода П.Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.
  • Григорий Отрепьев, “царевич Петр”, “тушинский вор”.
  • Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.

7 Тур Работа с источниками Прочитайте в учебнике следующие источники С 83 С 91-92 С 100-101 С 109-110 Какие знания дают нам эти исторические документы?

7 Тур Работа с источниками

Прочитайте в учебнике следующие источники

С 83

С 91-92

С 100-101

С 109-110

Какие знания дают нам эти исторические документы?

8 тур О чем идет речь?

А. “И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…”

Б. “Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города.

В. “К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол.

Дайте ответ на вопрос 4 ноября с 2005 года отмечается как День народного единства. Как это событие связано со временем Смуты?

Дайте ответ на вопрос

4 ноября с 2005 года отмечается как

День народного единства.

Как это событие связано со временем Смуты?

По вертикали: По горизонтали: 5. Насильственное вторжение и захват чужой территории войсками других государств. 3. Предводитель восстания 1606-1607 гг. 5. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества. 3. Первый патриарх России. 2. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря. 2. Как называется период русской истории начала XVII в.? 1. Кто управлял государством от имени Фёдора Иоанновича? 1. Патриарх, призвавший народ на борьбу с поляками. 4. Руководитель Первого ополчения 4. Костромской крестьянин, национальный герой России. 6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II. 1  в    д о у н о  г   е  о 2 р  3 2    м с т у а о и    о л 4 р в  3  м я  л 5   е г п е и     о  п и н н у с с а ь т 4          н  н  е и  н  ц    5 е р   т и н о  в    е и я   в к  и ш н т у о 6      в

По вертикали:

По горизонтали:

5. Насильственное вторжение и захват чужой территории войсками других государств.

3. Предводитель восстания 1606-1607 гг.

5. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества.

3. Первый патриарх России.

2. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря.

2. Как называется период русской истории начала XVII в.?

1. Кто управлял государством от имени Фёдора Иоанновича?

1. Патриарх, призвавший народ на борьбу с поляками.

4. Руководитель Первого ополчения

4. Костромской крестьянин, национальный герой России.

6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II.

1

в

д

о

у

н

о

г

е

о

2

р

3

2

м

с

т

у

а

о

и

о

л

4

р

в

3

м

я

л

5

е

г

п

е

и

о

п

и

н

н

у

с

с

а

ь

т

4

н

н

е

и

н

ц

5

е

р

т

и

н

о

в

е

и

я

в

к

и

ш

н

т

у

о

6

в

Подведем итоги: Это новая и интересная информация. Эта информация меня удивила. Я хочу узнать больше.

Подведем итоги:

Это новая и интересная информация.

Эта информация меня удивила.

Я хочу узнать больше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Представительство аэрофлота в петропавловске камчатском время работы
  • Президент компании получает 1000000 р в год четверо его заместителей
  • Преимущества компании ростелеком перед другими интернет провайдерами
  • Претензия к страховой компании по осаго после независимой экспертизы
  • При банкротстве компании выплатят ли сотрудникам задолженность по зп