Практическая работа по теме:
«Смутное время в России»
Задание
1. Изучив материал, дайте определение Смуты, которое наиболее точно отражает
его сущность
________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Задание
2. Заполните таблицу «Причины Смуты»
Политические |
|
Экономические |
|
Социальные |
|
Духовные |
Задание 3. Укажите этапы Смуты
Год |
Событие |
Итог |
Значение |
Задание
4. Сравните Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе
ополчение смогло освободить Москву?
Линии сравнения |
Первое ополчение |
Второе ополчение |
Причины создания |
||
Центр движения |
||
Руководители |
||
Итоги деятельности |
Задание
5. Заполните схему «Итоги Смутного времени»
+ __
Подборка по базе: Аттестационная работа врача акушера-гинеколога.doc, Лабораторная работа 1.docx, Лабораторная работа 2.docx, Практическая работа №1 Болговой В.В..docx, Контрольная работа экономика.docx, Контрольная работа..docx, практическая работа № 5.docx, Практическая работа №2.docx, Практическая работа №2.docx, Практическая работа №1.docx
Практическая работа 3. Смирнова И.Н.
ТЕМА. Смутное время.
Задание 1.Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.
… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.
Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»
Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.
Вопрос. О каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина? Как описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века? (извлечение информации в явном и неявном виде) определять основную идею представленного фрагмента
Ответ: Смутное время. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности
Задание 2. Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.
Хронограф 1617 г. // Памятники литературы Древней Руси, конец 16- начало 17 вв. М., 1987 г.
Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими.
Многие говорили о нем, что уподобился он во всем – и нравом, и делами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшему и хвалившемуся, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит.»
В.О.Ключевский «Лжедмитрий I»
«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.
Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.
Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»
«… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.
На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.
Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»
Вопрос.1 В чем В.О.Ключевский видит причины падения самозванца? (интерпретация и интеграцию данных) анализировать и интерпретировать представленные в тексте сведения; находить в тексте информацию, помогающую верно понять формулировку задания
Ответ. « Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий»
Задание. 2
На основании фрагментов документов составьте таблицу « Причины падения Лжедмитрия I»
(представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) формулировать на основе текстовой информации выводы и оценочные суждения
Недовольство политикой Лжедмитрия I | |
Русской православной церкви | Русских бояр |
Ответ: Причины падения Лжедмитрия:
Потеря поддержки со стороны почти всех слоёв населения
Невыполнение обещаний как полякам, так и различным слоям населения в России
Пренебрежительное отношение к русским обычаям и этикету, вёл себя «неподобающе русскому царю»
Неприятие народом того, что у власти находится католик (Лжедмитрий в Польше принял католичество)
Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) Обучающиеся развивают навык работы с документами, осмысливают события на основе исторического анализа, аргументируют свой ответ, записывают информацию в виде таблицы.
Задание. 3
Как вы думаете, был ли Лжедмитрий I сильным государственным деятелем? (оценка формы и содержания) умение использовать информацию для обоснования собственной позиции.
Ответ. Нет. Так как не смог укрепить свою власть, вызвал ненависть практически всех слоёв населения. Довёл страну до хозяйственной разрухи, ухудшения положения большей части населения.
ТЕМА. Правление Ивана Грозного
Прочитайте текст и выполните задание.
Текст. Филькина грамота
За время своего правления Иван Грозный совершил немало страшных и бесчеловечных поступков. Чего только стоят деяния опричников, каравших всех неугодных самодержцу! Исключением не стал и митрополит Филипп — человек исключительно добрый и радеющий за процветание России. Однако его отношения с царём с самого начала были натянутыми. В 1568 году Иван IV приехал в Москву вместе с группой опричников и сразу же направился на службу. Отстояв её, он отправился к митрополиту, чтобы получить благословение. Но священнослужитель не удостоил его своим вниманием. Разгневанный царь удалился, но позже вновь увиделся с митрополитом Филиппом. Он сделал замечание одному из опричников, нарушившему правила нахождения в церкви. Узнав о сделанном замечании, Иван Грозный рассвирепел и повелел собрать материалы о «прегрешениях» Филиппа. Но расследовавшей это дело комиссии быстро стало ясно, что царь предоставил фальшивки. В это же время митрополит Филипп, живший теперь в монастыре, писал царю письма с просьбами одуматься и отменить опричнину. Но Иван IV лишь отмахивался от них. Митрополита Филиппа он с пренебрежением обзывал Филькой, а прошения — дурацкими «филькиными грамотами». Своими «грамотами» священник не добился ничего, лишь вызвал ещё больший гнев царя. По приказу Ивана Грозного в 1569 году его «верный пёс» Малюта Скуратов убил священнослужителя. А выражение «филькина грамота» надолго укоренилось в качестве синонима документа, не имеющего никакой силы. Но есть и ещё две версии происхождения выражения «филькина грамота».
Но есть и ещё две версии происхождения выражения «филькина грамота». В XVII–XVIII веках в России Фильками называли глупцов и прохиндеев, а также людей «подлого сословия». Нередки были случаи, когда последние подделывали какие-то документы, «грамоты», допуская при этом множество ошибок. Разумеется, никакой юридической силы эти документы не имели. Поэтому их быстро прозвали «филькиными грамотами». Но есть и версия о вполне официальных документах, которые также называли «филькиными грамотами». В XIX–XX веке был учреждён особый отдел полиции — филёры, занимавшиеся ловлей воров-карманников. Сыщики часто не преуспевали в поимке преступников, но отчёты составляли исправно. Часто в них описывались ненастоящие «подвиги», причём со множеством ошибок в словах. Поэтому и официальные безграмотные донесения тоже называли «филькиными грамотами».
Сегодня этими словами мы называем документы, не имеющие реальной ценности и силы.
Задание 1. Выделите подходы, которые объясняют происхождение выражения «Филькина грамота».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:
- Прошения (письма) митрополита Филиппа царю Ивану IV об отмене опричнины.
- Поддельные, безграмотные документы.
- Донесения полиции, сыщиков о якобы проделанной работе.
Задание 2. На основании текста определите, современное значение выражения «филькина грамота».
________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Ответ: Сегодня этими словами мы называем документы, не имеющие реальной ценности и силы.
Задание 3. Выберите фрагменты текста, которые соответствуют рисунку 1, 2.
1 | 2 |
1.____________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:
1. священнослужитель не удостоил его своим вниманием
2. митрополит Филипп, живший теперь в монастыре, писал царю письма с просьбами одуматься или по приказу Ивана Грозного в 1569 году его «верный пёс» Малюта Скуратов убил священнослужителя.
Задание 4. В каком значении используется словосочетание «верный пес» в выделенном фрагменте текста. Какими противоположными качествами должен быть наделен человек, чтобы получить такую оценку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ на первый вопрос: жестокий исполнитель чужой воли.
Ответ на второй вопрос: человек обладающий преданностью и верностью.
Задание 5. Опираясь на текст и знания по истории и назовите 3 факта, доказывающие несправедливость действий царя Ивана IV.
Перечень проверяемых элементов
Задание 1 | -находить в тексте требуемую информацию |
Задание 2 | -решать учебно-познавательные и учебно-
практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. |
Задание 3 | -преобразовывать текст, используя
новые формы представления информации: Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, |
Задание 4 | -Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений. |
Задание 5 | Связывать информацию, полученную в тексте со знаниями из других источников |
Тема. Правление Петра I
Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.
Из записок Е.Р. Дашковой.
«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами…».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В записке идет речь о Петре I.
- События указанные в записке происходят в XV веке.
- Автор дает положительную оценку проведенной политике.
- В результате политики правителя в России установлены европейские порядки.
- В записке идет речь о Павле I.
Ответы:
1.25
2.134
3.14
Тема. Первые русские князья.
Прочитайте текст, выполните задания.
Текст. Княгиня Ольга.
Княгиня Ольга –легендарная фигура Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей». «Была она предвозвестницей в христианской земле -пишет Нестор-летописец, -как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи, и светилась средиязычников, как жемчужина в песке».
Историк Н. М. Карамзин, оценивая государственную деятельность княгини, говорил, что «предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, а история –Мудрою… Великие князья до времен Ольговых воевали, а она правила государством».
Современный историк А. Ю. Карпов пишет: «Не отсвет ее дел, отсвет ее имени доходит до нас даже через тысячелетнюю мглу. Ее свершения определили во многом и наш сегодняшний день, и все содержание нашей истории, которая –в том виде, в котором дана она нам -была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград»
.Задание 1.В отрывке из книги А. Ю. Карпова есть фраза, которая утверждает что российская история «без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград».
Выберите из предложенных фактов те положения, которые соответствуют приведенному суждению.
А) установление четкой системы сбора дани
Б) покорение древлян
В) принятие христианства
Г) крещение Руси
Д) защита Киева от печенегов.
Ответ: А, В
.Задание 2.Какое противопоставление в оценках деятельности первых русских князей и княгини Ольги дает Нестор.
Задание 3. Соотнесите оценки княгини Ольги, которые дают летописец Нестор и русский историк Н. М. Карамзин, выделите суждение, которое оценивают одну (общую) сторону деятельности княгини.
Задание с развёрнутым ответом.
ДРЕВНИЙ РИМ
Задание: рассмотрите внимательно карту и дайте характеристику страны Италия.
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленский политехнический техникум»
Конспект открытого занятия
Информация о занятии
Преподаватель: Самсоненко Олесия Ивановна
Учебная дисциплина: ИСТОРИЯ
Группа: Э1-17
Тема занятия: «Смутное время начала XVII века»
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
Обучающие:
— создать целостную картину исторической эпохи;
— рассмотреть основные события Смуты;
— охарактеризовать политику Б.Годунова, В. Шуйского, Лжедмитрия I;
— изучить понятия : «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение», «интервенция».
Развивающие:
— продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, делать вывод;
Воспитательные:
— способствовать формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся.
Формы работы:
— лекция с элементами беседы;
— фронтальный опрос (тест);
— самостоятельная работа с источниками.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
Межпредметные связи: литература, обществознание.
Дидактическая оснащенность занятия:
— дидактический материал;
— раздаточный материал;
— электронная презентация учебного материала этапов занятия.
Материально-техническое оснащение занятия:
— доска;
— мультимедийная система
План занятия:
1–й этап. Организационный (5 минуты)
— Приветствие
— Проверка отсутствующих
2-й этап. Проверка домашнего задания (10минут)
— Тестирование по теме: «Россия в правление Ивана IV»
3-й этап. Объяснение нового материала (60 минут)
— Сообщение темы изучения нового материала.
— Формулировка вместе с обучающимися цели и задачи изучения нового материала.
— Мотивация обучающихся к его освоению.
— Изучение нового материала
— Работа с документами
4-й этап. Закрепление новых знаний
— Устный опрос (8минут)
5-й этап. Итог (5минут)
6-й этап. Домашнее задание (2 минуты)
Содержание занятия
Приветствие группы, отметка отсутствующих, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу, постановка проблемной ситуации (Что мы отмечаем 4 ноября)
Тема открытого урока «Смутное время начала 17 века».
Основные понятия: Смута, самозванство, ополчение, интервенция
Персоналии: Б. Годунов, Иван IV Грозный, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, К. Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов, В. Шуйский.
Основные даты: 1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1604 – 1618 – Смута в России
1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I
1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.
1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.
1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II
1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.
1613 – 1645 – царствование Михаила Федорович
Продолжительность урока: 90 минут.
Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.
Итак, тема сегодняшнего урока «Смутное время».
Эпиграфом сегодня будут слова
С помощью сегодняшнего урока мы окунемся в эпоху того времени, когда Россия на время «заблудилась» в своем развитии.
Сегодня нам нужно будет рассмотреть следующие вопросы:
1.Общая характеристика смутного времени.
2.Основные события.
3.Итоги.
Конец XVI начало XVII века в России ознаменованы событиями, которые получили название Смутного времени. Это события 1598 – 1618 гг. Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.
Смута – это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции и борьбе за национальную независимость.
Теперь необходимо познакомиться с причинами Смутного времени.
К причинам Смуты относят:
- Экономический кризис, вызванный последствиями опричнины и неудачами в Ливонской войне.
- Обострение социальной ситуации вследствие закрепощения крестьян
- Кризис династии : пресечение мужской ветви
- Претензии Польши на русские земли и престол.
- Голод 1601 -1603 гг.
Этапы
I Династический (1598 — 1607)
II Социальный (1607 — 1610)
III Национальный (1611 — 1612)
«Первые проявления Смуты появляются уже после смерти Ивана Грозного в 1584 г., когда на престол взошел его сын Федор, он был слабым, безвольным человеком, часто болел и, в общем, был не способен управлять государством. При царе Федоре возвышается Борис Годунов (женат на его родной сестре Ирине), и постепенно все бразды правления переходят в его руки, он становится фактическим правителем России. При нем царевич Дмитрий был сослан в Углич. Таким образом, посягательства на власть начинаются до смерти законного царя.
В 1598 году умирает Федор Иванович, не оставив наследника и Земской собор избирает новым царем Б. Годунова. Чем же известен Годунов?
Он сразу же начинает убирать с политической арены всех своих соперников. Но народным авторитетом новый правитель не пользовался и поэтому для завоевания любви у российского общества он проводит следующие мероприятия: освобождает крестьян на год от уплаты налогов, узники освобождены, а подвергшиеся опале прощены, вдовы, бедные, сироты получали помощь, принято решение об открытии школ и получения образования знатных детей за границей. Также в это время ужесточается закрепостительная политика, крестьяне закреплены, приписаны за своими помещиками. У опальных бояр забирались их земли, а сами они ссылались в монастырь. Терпение народа «лопнуло», авторитет Годунова окончательно ослаб. В апреле 1605 года Годунов умер, оставив престол своему сыну Федору, который не смог удержать власть, и которую у него отобрал Лжедмитрий I.
Смута, прежде всего, представляет собой борьбу за власть. А поводом к ней послужило пресечение царской династии, что связано со смертью царевича Дмитрия в 1591 году. Таинственная смерть царевича породила огромное количество слухов, домыслов о чудесном спасении царевича. Эти слухи и привели к появлению самозванцев, выдававших себя за спасшегося Дмитрия, они собирали вокруг себя огромные народные массы, недовольных царями их политикой.
Первым и самым удачливым был Лжедмитрий I. Появился он в Польше, именно оттуда он пришел в Россию, о нем говорили, что царевич Дмитрий жив и скоро он вернется, чтобы получить законную власть и русский престол. По официальной версии Лжедмитрий был беглым русским монахом, который, бежал в Польшу и там якобы открылся русским магнатам, о том, что он русский царь и заявил о своих претензиях на русский престол. Они его поддержали, обещали свою помощь. В Польше же он женился на Марине Мнишек и принял католичество. Он обещал в случае «возвращения» власти сделать Россию католической и предоставить полякам русские территории и властные посты.
Польский король Сигизмунд III за эти обещания предоставил Лжедмитрию войско и денежную помощь. В 1604 году войско самозванца перешло границу и быстро стало продвигаться к Москве, везде находя продержку. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Где даже был признан матерью Марией Нагой и знатными боярами.
Но, утвердившись у власти, самозванец не торопился выполнять все данные обещания ни полякам, ни русскому народу и поэтому 17 мая 1606 года против него был организован заговор, а он сам был убит.
После этих событий на власть был возведен боярский царь Василий Шуйский. Чем он известен в истории? Охарактеризуйте его правление.
Но слухи о живом, спасшемся царевиче Дмитрии по-прежнему существовали, а народ верил и ждал его появления. В 1606 – 1607 годах проходило крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, который выступал против Шуйского и призывал установить законную, природную власть. Оно нашло своих сторонников во многих российских городах.
А в 1607 году появился Лжедмитрий II, появившийся также из Польши, который утверждал, что он чудом спасся во время заговора 1606 года. Его «признала» и его жена Марина Мнишек. Лжедмитрий II долго пытался захватить власть, но Москву ему взять не удалось, и поэтому обосновался он в городе Тушино.
Шуйский же для укрепления своей мощи обратился за военной помощью к Швеции, которая дала ему несколько отрядов. И шведы, и поляки умело пользовались ситуацией сложившейся в России, они приступают к захватам и грабежам. Сигизмунду III Лжедмитрий II был уже не нужен, и он открыто потребовал московский престол для своего сына Владислава.
Власть Лжедмитрия стала лишь номинальной, власть Шуйского также не оправдала себя. И поэтому, в 1610 году в ходе заговоров оба были свергнуты. А власть была передана «семибоярщине» — совету из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским.
Шведы и поляки в это время бесчинствовали по территории страны, грабили население, захватывали города, так первые взяли Новгород, а вторые осадили Смоленск. Сама же «семибоярщина» заключила с Польшей договор, по которому на российский престол должен войти королевич Владислав и бояре присягнули ему. Над Россией нависла угроза потери национальной независимости. А Смута по-прежнему продолжалась, власть переходила из рук в руки, иностранцы развязали открытую интервенцию, а правящие особы не предпринимали никаких действий для её прекращения.
И поэтому в такой обстановке в «дело включился народ».
В 1611 году П. Ляпунов и Г. Заруцкий обратились к народу с призывом объединиться и встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, и после её освобождения всем миром избрать нового царя. Люди после этого на сходках в городах, уездах приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не общаться с поляками и шведами, не обижать русских, бороться с боярами-изменниками. Но добиться каких-либо успехов этому ополчению не удалось, так как его организаторы, руководители не могли, договориться друг с другом и оно распалось.
В 1612 году на сходе в Нижнем Новгороде выступил земской староста Кузьма Минин, он призвал не жалеть имущества, не жалеть жизни и призвал собрать ополчение. Предводителем нового ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. С августа начались бои за Москву, которая окончательно была, освобождена 4 ноября 1612 года и поэтому этот день стал праздником – днем народного единства. В декабре по всей России были разосланы грамоты с приглашением на Земской Собор, который должен был выбрать нового царя. 13 января 1613 года Земской Собор, рассмотрев несколько кандидатур, избрал на царство Михаила Романова. Смута закончилась.
Закрепление изученного материала
Приложение 1.
Задание: Внимание! В голове скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.
Приложение 2.
1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.
20 июня 1613 года в Москву вошел Лжедмитрий II, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Федора. Он женился на полячке Марине Нагой и принял мусульманство. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Петра 1.
2. Соотнесите понятия.
Интервенция Войско из добровольцев
Смута Вмешательство одного государства в дела другого
Ополчение Отсутствие порядка, бунт, распря
3. Задание — «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии под цифрами.
1. «Боярский царь» — ……
2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! — …
3. «Тушинский вор» — ……
4. …хоть и «царская родня», но народ не принял — ……
5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» — ……
Приложение 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы устно.
1.Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском.
Расстрига же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.
Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, — сост.), а о воинах своих не радел.
2. Договор 17 августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем:
Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.
Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.
…А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.
Вопросы к документам:
1.Судя по свидетельству современника событий (документ 1), Лжедмитрий I и Василий Шуйский были умными, образованными людьми. Почему же ни одному из них не удалось прекратить смуту, наладить государственное управление?
2.Прочитайте документ 2. В чем Вы видите его историческое значение? Стремление к установлению какой формы государственного строя проявляется в приведенном источнике? Свое мнение обоснуйте.
Ответы.
1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.
20 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий I, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Дмитрия. Он женился на полячке Марине Мнишек и принял католичество. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Михаила Романова.
2. Соотнесите понятия.
Интервенция Войско из добровольцев
Смута Вмешательство одного государства в дела другого
Ополчение Отсутствие порядка, бунт, распря
3. Задание — «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.
1. «Боярский царь» — 3 Василий Шуйский
2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! – 5 Михаил Романов
3. «Тушинский вор» — 2 Лжедмитрий II
4. …хоть и «царская родня», но народ не принял – 4 Борис Годунов
5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» — 1 Лжедмитрий I
4. Ответы к документам:
1. Потому что именно смута обоих питала властью, обогащением, влиянию на события в нужном для себя русле. Правда лишь на время.
2. Владислав должен был решительно креститься в веру православную, так как влияние её на народ было беспрекословным. Порядки церковные не ломать. Извлекать выгоды единым лишь повиновением. Это шаг первый. Второй – земли даровать и далее. Третий – склонить в свою сторону и поступать далее.
Литература
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н.. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
- Википедия. Смутное время. wikipedia.org/wiki/
Практическая работа « Смутное время в россии»( повторение и обобщение) 7 класс
Учитель истории и обществознания МБОУ Петровобудская ООШ Коваленко С Н
Смута в России в начале XVII века
Интервенция
Юрий Каштанов. Польская шляхта в русской деревне.
Смута – лихолетие
«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земли русской.»
М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году »
1 тур «Дальше, дальше»
- Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян
- Жена первого самозванца
- Настоящее имя Лжедмитрия I
- Прозвище Лжедмитрия II
- Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского
- Руководитель первого ополчения
- Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении
Дальше, дальше
- Младший сын Ивана Грозного
- Брат жены Федора Ивановича
- Место гибели царевича Дмитрия
- Имя первого самозванца
- Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора
- Занял престол после смерти Лжедмитрия I
- Возглавил второе ополчение
- Первый царь династии Романовых
2 тур исторические термины . Дайте определения понятиям:
Династический кризис
- Смута
- Смута
- Восстание
- Восстание
- Ополчение
- Ополчение
- “ угличское дело”
- “ угличское дело”
- Самозванство
- Самозванство
“ семибоярщина”
- Гражданская война
- Гражданская война
интервенция
3.тур «Что? Где? Когда?»
Напишите даты событий:
- 1 Введение патриаршества в России
- 2 Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
- 3 Воцарение Лжедмитрия I
- 4 Убийство Лжедмитрия I
- 5 Восстание под предводительством И. Болотникова
- 6 Царствование Василия Шуйского
- 7 Восстание под предводительством И. И. Болотникова
- 8 Период «семибоярщины»
- 9 Образование Первого ополчения
- 10 Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
- 11 Избрание Михаила Романова царем
Проверяем даты
- Введение патриаршества в России
- 1589
- Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
- 1597
- Воцарение Лжедмитрия I
- 1605
- Убийство Лжедмитрия I
- 17 мая 1606
- Восстание под предводительством И. Болотникова
- 1606- 1607
- Царствование Василия Шуйского
- 1606-1610
- Восстание под предводительством И. И. Болотникова
- 1606-1607
- Период «семибоярщины»
- 1610-1612
- Образование Первого ополчения
- 1611
- Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
- 1612
- Избрание Михаила Романова царем
- 1613
« Знание исторической карты»
Работа по карте
- Найдите на карте:
- маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопина-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;
- территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;
- города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.
4 . Тур «О ком идет речь?»
- 1 Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.
2 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден”
- 3 царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в П ольшу, умер в заточении.
4 Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России.
- 5 Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от
иноземных захватчиков.
5 тур «Темная лошадка»
- Царь Борис Федорович Годунов
- Лжедмитрий I
- Царь Василий Иванович Шуйский
- Лжедмитрий II
- Дмитрий Пожарский
- Кузьма Минин
- Сигизмунд 3, король речи Посполитой
- Владислав 4, сын Сигизмунда 3
Темная лошадка
Темная лошадка
Темная лошадка
6 тур По какому принципу образованы ряды
- Воевода П.Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.
- Григорий Отрепьев, “царевич Петр”, “тушинский вор”.
- Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.
7 Тур Работа с источниками
Прочитайте в учебнике следующие источники
С 83
С 91-92
С 100-101
С 109-110
Какие знания дают нам эти исторические документы?
8 тур О чем идет речь?
А. “И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…”
Б. “Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города.
В. “К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол.
Дайте ответ на вопрос
4 ноября с 2005 года отмечается как
День народного единства.
Как это событие связано со временем Смуты?
По вертикали:
По горизонтали:
5. Насильственное вторжение и захват чужой территории войсками других государств.
3. Предводитель восстания 1606-1607 гг.
5. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества.
3. Первый патриарх России.
2. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря.
2. Как называется период русской истории начала XVII в.?
1. Кто управлял государством от имени Фёдора Иоанновича?
1. Патриарх, призвавший народ на борьбу с поляками.
4. Руководитель Первого ополчения
4. Костромской крестьянин, национальный герой России.
6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II.
1
в
д
о
у
н
о
г
е
о
2
р
3
2
м
с
т
у
а
о
и
о
л
4
р
в
3
м
я
л
5
е
г
п
е
и
о
п
и
н
н
у
с
с
а
ь
т
4
н
н
е
и
н
ц
5
е
р
т
и
н
о
в
е
и
я
в
к
и
ш
н
т
у
о
6
в
Подведем итоги:
Это новая и интересная информация.
Эта информация меня удивила.
Я хочу узнать больше.
Практическая работа
(работа с документами)
Великая Смута конца XVI – начала XVII вв.
Цели работы:
· на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;
· знать отношение различных слоев к этому явлению;
· выделять основные периоды Смуты;
· учиться выявлять причинно-следственные связи;
· развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал;
· формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций;
· совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами;
· выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Введение
Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века в русской истории получило название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотические движения.
Многие знаменитые историки прошлого и настоящего пытались оценить факты истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было “яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики”.
Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Современники рассматривали Смуту так: “Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.). Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества. В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.
Ваша задача: на основании приведенных документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени”.
Учимся работать с документами изучаемой эпохи и сопоставлять разные мнения историков.
Вопросы и задания к документам:
1. Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её причины (только не выписывайте его из учебника).
2. Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления самозванцев.
3. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом?
4. Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением?
5. Как вы оцениваете последствия Смуты?
Документы:
I. Из документов времен Смуты:
“… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”
Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”. 1612 год.
“… Разделился народ надвое и бысть тогда велия беда во всех градех, и во святых обителях, и в селех, и на путех: везде убо друг друга стрежаху и брат брата, послушающе, кто речет, яко расстрига Гришка Отрепьев царь, а не Дмитрий царевич, и без розыску и без испытания те вси смерть примаху”.
Из повести “История о первом патриархе Иове”.
“Стоять за истину всем безизменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущество, а и дворы, и жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтоб ратным людям скудости не было”.
Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.
II. Исторические цитаты:
“17 февраля 1598 г. правитель Борис Годунов единогласно был избран царем на Земском соборе. Что могло быть торжественнее, единодушнее, законнее сего наречения? И что благоразумнее? Переменилось только имя царя, власть державная оставалась в руках того, кто уже давно имел оную и властвовал счастливо для целости государства, для внутреннего устройства, для внешней чести и безопасности России. Так казалось, но сей, человеческою мудростию наделенный, правитель достиг престола злодейством… Казнь небесная угрожала царю – преступнику и царству несчастному”
Н.М. Карамзин “История государства Российского”
“В Смуту народ осознавал свою силу и играл царями, узнав, что они могут быть избираемы и низвергаемы его властью”.
Н.М. Карамзин “История государства Российского”
“… Иван Грозный привел страну в пропасть, и все же в народной памяти он остался ярким и сильным человеком. Борис Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку это ему не удалось, он остался в народной памяти лишь изворотливым, лукавым, неискренним человеком.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает значительное количество иностранных специалистов. Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было.
Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены. Победа самозванца была обеспечена, по словам А.С. Пушкина, “мнением народным”.
В.Б. Кобрин “Смута”
“Он [Лжедмитрий I] не оправдал тех надежд, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя, займы тревожили духовенство. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, лишь дано было разрешение оставаться на новых местах. Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вызвала недовольство дворян. Ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то так легко и был свергнут он с престола…”
В.Б. Кобрин “Смута”
“Такой динамический период был на редкость богат не только яркими событиями, но и разнообразными альтернативами развития… Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий”.
В.Б. Кобрин “Смута”
“… Наша смутная эпоха ничего не изменила, ничего не внесла нового в государственный механизм, в строй понятий, в быт общественной жизни, в нравы и стремления, ничего такого, что, истекая из ее явлений, двинуло бы течение русской жизни на новый путь, в благоприятном или неблагоприятном для нее смысле. Страшная встряска перебуровила все вверх дном, нанесла народу несчетные бедствия; не так скоро можно было поправиться после того Руси… Русская история идет чрезвычайно последовательно, но ее разумный ход будто перескакивает через Смутное время и далее продолжает свое течение тем же путем, тем же способом, как и прежде. В тяжелый период Смуты были явления новые и чуждые порядку вещей, господствовавшему в предшествовавшем периоде, однако они не повторялись впоследствии, и то, что, казалось, в это время сеялось, не возрастало после”.
Н.И. Костомаров “Смутное время Московского государства”
“Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только… всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдою всей Земли, а не подлогами и “воровством” каких-либо городов и партий. Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а напротив. Шли с одною мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая, владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился”.
И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время”
“… В основе Смуты лежала борьба социальная: когда поднялся общественный низ, Смута превратилась в социальную борьбу, в истребление высших классов низшими”.
В.О. Ключевский
“…Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же Государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги – католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного “круга”. Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий”.
С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”
“В Смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Не только воевали между собой претенденты на престол московский и сражались русские с поляками и шведами, но и одни слои населения враждовали с другими: казачество боролось с оседлой частью общества, старалось возобладать над ней, построить землю по-своему – и не могло. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, признаком которого было избрание царя Михаила. Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграл больше всех. Смута много принесла ему пользы и укрепила его положение. Смута ускорила процесс возвышения московского дворянства, который без нее совершился бы несравненно медленнее. …Что касается до боярства, то оно, наоборот, много потерпело от Смуты.
Но вышесказанным не исчерпываются результаты Смуты. Знакомясь с внутренней историей Руси в XVII веке, мы каждую крупную реформу XVII века должны будем возводить к Смуте, обусловливать ею. Если к этому мы прибавим те войны XVII века, необходимость которых вытекала прямо из обстоятельств, созданных Смутой, то поймем, что Смута была очень богата результатами и отнюдь не составляла такого эпизода в нашей истории, который случайно явился и бесследно прошел. Можно сказать, что Смута обусловила почти всю нашу историю в XVII веке”.
С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”
“… Это печальная выгода тревожных времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство и взамен дают опыты и идеи. Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все. Это и есть начало политического размышления. Его лучшая, хотя и тяжелая школа – народные перевороты. Этим объясняется обычное явление – усиленная работа политической мысли во время и тотчас после общественных потрясений”.
В.О. Ключевский
Работайте с источниками, сопоставляйте, анализируйте позиции различных авторов, выполняйте задания, делайте выводы на основе проделанной работы и оформляйте их в тетрадях или на листочках. Фотографии работ или печатные файлы жду до 31.10.2020.
План:
1. Состояние государства после смерти
Ивана Грозного. Кризис власти.
2. Начало «смуты». Правление Бориса
Годунова.
3. Лжедмитрии и польская экспансия.
4. Социально-экономическая ситуация
на рубеже XVI–XVII вв. Крестьянская
война.
5. Освобождение русских земель от
польских интервентов. Воцарение Романовых
на российском престоле.
Литература:
-
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России:
государство Ивана Грозного. Л., 1988. -
Ареланов Р.А., Блохин В.В. и др. История
Отечества с древнейших времен до конца
ХХ в. Ч.1-2. М., 2000. -
Борисов Н.С. Церковные деятели
средневековой Руси. XIII–XVII вв. М., 1988. -
Бушуев С.В., Миронов Т.Е. История
государства Российского IX–XVI вв. М.,
1991. -
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История
России с древнейших времен до конца XXв. М., 2001. -
История внешней политики России. Конец
XV–XVII вв. М., 1999. -
История России (Россия в мировой
цивилизации): Курс лекций/Под ред. А.А.
Радугиной. М., 2001. -
История России с древнейших времен до
1861 г./ Под ред. Н.И.Павленко. М., 2000. -
Кузьмин А.Г. История России с древнейших
времен до 1618 г. В 2-х кн. М., 2003. -
Любавский М.К. Лекции по древнейшей
русской истории до конца XVIв. Спб., 2000. -
Многоконцептуальная история России.
Кн.1. С древнейших времен до конца XIXв. Екатеринбург, 2000. -
Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История
России с древнейших времен до наших
дней. М., 1999. -
Павлов А.П. Самодержавие и Земские
соборы русского государства XVI–XVII вв.
// Место России в Европе: Мат-лы науч.конф.
Будапешт, 1999. -
Платонов С.Ф. Очерки истории Смуты в
Московском государстве XVI–XVII вв. М.,
1995. -
Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России
от Юрия Долгорукого до наших дней. М.,
2000. -
Русская история с древнейших времен
до наших дней./ Под ред. А.Ю. Дворниченко.
СПб., 2002. -
Сахаров А.М. Образование и развитие
Российского государства в XIV–XVII вв.
М., 1969. -
Скрынников Р.Г. История российская
IX–XVII вв. М., 1999. -
Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М.,
1962.
Методические
рекомендации:
В
первом вопросе необходимо обозначить
главные проблемы, стоявшие перед
государством после смерти Ивана Грозного:
экономические, социальные проблемы и
проблема власти. Во втором вопросе
осветить события, связанные с воцарением
Бориса Годунова: гибель царевича Дмитрия,
вражда партий бояр при дворе; рассмотреть
особенности развития государства при
новом царе и рассказать об обстоятельствах
гибели Бориса Годунова. Следующий вопрос
требует этапного рассмотрения истории
Лжедмитриев на русском престоле и
претензии польской шляхты на русский
престол. В четвёртом вопросе охарактеризовать
кризис, охвативший государство
вэкономической и социальной сферах:
причины, ход и характер крестьянской
войны под предводительством Болотникова
и её последствия для государства. В
пятом вопросе раскрыть историю развития
освободительного движения: формирования
первого и второго ополчений под
руководством Д. Минина и К. Пожарского,
освобождение Москвы; преодоление кризиса
власти и избрание новой династии.
Домашнее
задание:
Какова
роль боярства в кризисе, охватившем
Россию на рубежеXVI–XVII в.
Соседние файлы в предмете История
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #