Практическая работа по истории номер 4 смутное время

Практическая работа № 4.1.1 Смутное
время

1.   Укажите даты событий:

1.1.  Восстание И. Болотникова —

1.2.  Вторжение Лжедмитрия I  в Россию –

1.3.  Вторжение Лжедмитрия II в Россию –

1.4.  Второе ополчение –

1.5.  Избрание Михаила Романова на
царство –

1.6.  Неурожай и голод –

1.7.  Первое ополчение –

1.8.  Польская интервенция в
Россию, начало осады Смоленска –

1.9.  Поход Владислава и Деулинское
перемирие –

1.10. Свержение Василия шуйского,
приглашение Владислава на престол –

1.11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия
Шуйского –

1.12. Смерть Бориса Годунова,
победа Лжедмитрия
I

1.13. Столбовский мир –

2.   Заполните таблицу. (В правом
столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать)

Исторический
деятель

Кто
такой(ие)?

Что
сделал?

Что
с ним произошло?

Борис
Годунов

1.

2.

Лжедмитрий
I

1.

2.

Василий
Шуйский

1.

2.

Иван
Болотников

1.

Прокопий
Ляпунов

1.

2.

Лжедмитрий
II

1.

Сигизмунд
III

1.

2.

Владислав

1.

2.

В.М.
Скопин-Шуйский

1.

2.

Марина
Мнишек

1.

2.

3.

Гермоген

1.

Козьма
Минин

1.

2.

Дмитрий
Пожарский

1.

Михаил
Романов

1.

3.   Дайте определение понятия,
выделите три признака явления. Смутное время = период …………, имевший следующие
особенности: 1) ….., 2)….., 3……

4.   Определите, о ком идёт речь в
отрывках. Расставьте их в хронологической последовательности, записав ответ по
образцу – ЕБАВГД.

4.1.  «Рострига же той приде во
царствующий град, и стетоша его всю лидие от мала до велика и пречестными и
чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие,
мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся
царский венец».

4.2.  «И в могиле ему не было
покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздаётся весёлая
музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и,
зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».

4.3.  «Сей злохищный львище сольсти
короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными русской
земле и православной нашей христианской вере лихолеи, пришел в наши украинские
грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную
христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскую папежскую веру».

4.4.  «Бояре же и начальницы
Московского царства, вкупе же и весь народ, обещение даша царице: да служит ей
и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша
бытии и разыдошася в домы своя. Царь же погребен быть честно в пречестнем храме
архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».

4.5.  «В то же время, егда стояху
лидие царевф под Кромами, случился царю в царствующем граде сидети за столом в
царском своем доме, обедне кушание творящее по обыею царскому; и по отшествии
стола того… внеапу случися ему сперть и пад… И слышенна бысть смерть царева
воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града
Кром и в защишении от врага царства Ростриги, и начаша воинские людие умы
своими колебатися».

4.6.  «В субботу рано утром
открылся страшный мятеж: знатшейшие московские бояре, составив заговор, вломились
во дворец, чтобы умертвить…… Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30
человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях
великокняжеских и ворвались в них… Бояре бросились на великого князя, избили
его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»

5.   Прочтите отрывок из работы
историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идёт речь? Какие точки зрения на
причины этого явления вы знаете? «Началась она явлением случайным –
прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством
поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и
общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и
труднообъяснимого. (Поэтому) и являлось у нас много различных мнение и теорий
об её происхождении и причинах».

Технологическая карта урока

Элементы занятия

Содержание элементов занятия

1

ПМ (Дисциплина, МДК)

ОУД.03 История

2

Календарные сроки занятия

февраль

3

Группа

С12

4

Раздел (ПМ, МДК)

5

Тема занятия

Практическая работа 8. Россия в конце XVII вв. начале XVII вв. Смутное время

6

Тип занятия

Урок применения знаний и умений

7

Вид занятия

Практическое занятие

8

Цель

Создание условий для формирования ценностно-смысловые компетенции посредством изучения причин, хода и результатов Смуты в России XVII века.

9

Задачи занятия:

Учебная

Воспитательная

Развивающая

— владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; умение применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности; формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания; (3.1,3.2,3.3)

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию; толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания; (1.1, 1.2, 1,3)

— развитие способности и готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически

ее оценивать и интерпретировать; умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; (2.1, 2.2, 2.3)

10

Планируемые результаты обучения формируемые компетенции

1. Личностные результаты:

1 сформирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

1.2. формирование готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио­нальной и общественной деятельности;

1.3. формирование толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников.

2. Метопредметные результаты:

2.1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность;

2.2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

2.3. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически

ее оценивать и интерпретировать.

3. Предметные результаты:

3.1. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3.2. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

3.3. формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

11

Планируемые результаты обучения

— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

— развитие познавательных способностей студентов;

— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

— воспитание самостоятельности, целеустремлённости, инициативности;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

— отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио­нальной и общественной деятельности;

12

Обеспечение занятия (наглядные пособия, раздаточный материал, технические средства обучения, литература)

Компьютер; мультимедийный проектор с экраном; инструкционная карта практического занятия, учебник В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков – История, М.:2013г ; карты, рабочая папка по теме.

13

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

«Обществознание», «Русский язык и литература», «География», «МХК».

14

Основные методы, применяемые на занятии

— по источникам информации: вербальный, практический.

— по степени взаимодействия: беседа, самостоятельная работа

— по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Элементы занятия

Время/

минут

Содержание занятия

15

Организационный момент урока

1

Создание психологической атмосферы урока: приветствие, проверка готовности к уроку.

16

Мотивация учебной деятельности.

2

Обучающиеся обсуждают эпиграф:»Пока у власти стоит бессилие, царит повсюду одно насилие» Н Макиавелли и самостоятельно формулируют тему урока

17

Контроль уровня знаний

4

Проверка домашнего задания. Обучающиеся работают фронтально, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

18

Изучение нового материала.

10

Раздаются инструкции к практическому занятию (приложение 1). Обучающиеся работают с текстом учебника, дополнительные материалы.

19

Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.

18

Индивидуальная работа обучающихся: выполняют задания, письменно отвечают на вопросы.

20

Обобщение и систематизация знаний и умений

6

Групповая работа: выполнение задания «текст с ошибками». (приложение 2).

21

Рефлексия

2

Предлагает обучающимся ответить на вопросы и подвести итоги своей работы. (Бланк рефлексии – приложение 3)

22

Подведение итогов урока: оценивание и информация о домашнем задании

2

— подведение итогов занятия;

— объявление оценок;

— домашнее задание — В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История § 29,

Приложение 1

Практическая работа № 8 Россия в конце XVII вв. начале XVII вв. Смутное время

Инструкция по выполнению: выполняйте задания, используя текст учебника В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков — История(с.138-141), дополнительные материалы, карты.

— на «3» надо ответить на задания №1, 2, 3;

— на «4» надо ответить на задания№ 1, 2, 3, 4;

— на «5» надо ответить на задания № 1, 2, 3, 4, 5.

Задание № 1: Назовите причины Смуты: экономические, политические, социальные, внешнеполитические, формальные.

Задание № 2: Укажите этапы Смуты (ответ оформите в форме таблицы)

Политическая борьба в годы Смуты

Политические силы

Когда выступили

Кто поддержал

цели

Когда и почему

потерпели поражение

Задание № 3: Охарактеризуйте результаты Смуты.

Задание №4: Объясните понятия: Смута, самозванец, семибоярщина, ополчение, Тушинский вор, тушинские перелеты.

Задание № 5: Назовите главный, на ваш взгляд, фактор, позволивший России сохраниться как независимое государство в период Смуты.

Приложение 2.

Найдите ошибки, исправьте текст.

После смерти Бориса Годунова на престол взошёл царь Фёдор. Тем временем, шведский дворянин Михаил Отрепьев под именем Лжедмитрия 1 набирает войско и идёт к Москве. В сентябре 1603г он становится царём. Но в 1604 г он был свергнут, а трон занял Василий Шуйский. В 1610 г народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от шведов и французов. Смутное время закончилось избранием царя Алексея Михайловича Романова, который стал основателем новой династии.

Приложение 3.

Бланк рефлексии.

Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что …

  6. Теперь я могу…

  7. Я почуствовал, что…

Практическая работа по теме:
«Смутное время в России»

Задание
1. Изучив материал, дайте определение Смуты, которое наиболее точно отражает
его сущность

________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Задание
2. Заполните таблицу «Причины Смуты»

Политические

Экономические

Социальные

Духовные

Задание 3. Укажите этапы Смуты

Год

Событие

Итог

Значение

Задание
4.
Сравните Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе
ополчение смогло освободить Москву?

Линии сравнения

Первое ополчение

Второе ополчение

Причины создания

Центр движения

Руководители

Итоги деятельности

Задание
5. Заполните схему «Итоги Смутного времени»

+                                                                                                                               __


Подборка по базе: Практическая работа №4_WORD.docx, Практическая работа 1.pdf, практическая работа № 4 ответ анализ урока.docx, практическая работа № 3 ответ особенности конструирования урока, Файл для выполнения самостоятельной работы по теме 1_3.docx, практическая работа 2.docx, Курсовая работа.docx, практическая работа №1 .docx, МГ_6_2022_Диагностическая работа_Вариант 1.pdf, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство


Практическая работа по теме «Смутное время»Цель: определение причин и сущности Смутного времени.
1.Сформулируйте и запишите определение Смуты (Смутного времени), используя точки зрения историков. (Слова подсказки: вылившийся,русской истории, государственности, переживало, период, оказалось, системный, потери, российское общество, кризис, к.XVI-н.XVII в., гражданскую войну, грани распада, национальной независимости).

2.Заполните таблицу «Причины Смуты»

Политические 
Экономические 
Социальные 
Духовно-нравственные

3.Укажите хронологические рамки Смутного времени.
4.Кто должен был занять престол после смерти Ивана Грозного? Почему этого не получилось? Кто стал наследником?

5. Объясните причину фактического правления Бориса Годунова.

6. Продолжите предложения. Задачи правления Федора Ивановича (Бориса Годунова)

  • Восстановление экономики страны после____________________________________________
  • Снижение социальной напряженности.
  • Преодоление последствий проигранной ________________________войны
  • Укрепление международного авторитета.

7. Заполните таблицу «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

Направления политики мероприятия значение
внутренняя
внешняя

8. Установите правильный порядок событий

1) Борис Годунов принял предложение стать царем

2) смерть царевича Дмитрия

3) венчание Бориса Годунова на царство

4) переход царской власти к Ирине Годуновой

5) смерть Федора Ивановича

6) избрание Бориса Годунова на царство на Земском соборе

9. Заполните пропуски в факторах и заполните таблицу, разделив факторы на две группы

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ
А) поддержка патриарха Иова

Б) Борис Годунов был шурином царя__________

В) Борис Годунов не был Рюриковичем

Г) голод __________гг.

Д) Борис Годунов по родовитости уступал всем конкурентом 

Е) Борис Годунов имел много зависящих от него придворных людей, которые были обязаны ему своим выдвижением

Ж) Борис Годунов был опричником

З) Бориса Годунова подозревали в убийствах царевича ________и Ивана IV

1) способствовали 

возвышению Бориса 

Годунова

2) мешали возвышению Бориса Годунова

10.Объясните, в чем заключалась главная проблема легитимности власти Бориса Годунова?

11. Заполните таблицу «Самозванство»

Причины самозванства: 
Вопросы Лжедмитрий I Лжедмитрий II
Года правления
Место правления
Личность самозванца
За кого себя выдавал
Кто поддерживал
Итоги правления

12. Можно ли считать правление Василия Шуйского и деятельность Лжедмитрия II двоевластием в стране?

13. Раскройте ход интервенции:

Февраль 1609 г- _________________________________________

Совместное войско возглавил_____________________________

16.09.1609 г ____________________________________________

Июль 1610 г — ___________________________________________

Василий Шуйский был свергнут с престола и ________________

Август 1610 г — __________________________________________

По этому соглашению в Москву____________________________

Шведы оккупировали________________,

Сигизмунд тем временем_______________________

14. Объясните, почему Василий Шуйский решил обратиться за помощью к Швеции? 

15. Заполните таблицу «Народные ополчения»

Вопросы  Первое ополчение Второе ополчение
Время формирования
Место формирования
Руководители
Цель
Результаты деятельности

16.Можно ли назвать народными героями П. Ляпунова, К. Минина, Д. Пожарского?

17. Кто поддержал Михаила Федоровича Романова и почему? 

18. Заполните

схему «Итоги Смуты»
          «+»                           «-»                                  

План:

1. Состояние государства после смерти
Ивана Грозного. Кризис власти.

2. Начало «смуты». Правление Бориса
Годунова.

3. Лжедмитрии и польская экспансия.

4. Социально-экономическая ситуация
на рубеже XVI–XVII вв. Крестьянская
война.

5. Освобождение русских земель от
польских интервентов. Воцарение Романовых
на российском престоле.

Литература:

  1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России:
    государство Ивана Грозного. Л., 1988.

  2. Ареланов Р.А., Блохин В.В. и др. История
    Отечества с древнейших времен до конца
    ХХ в. Ч.1-2. М., 2000.

  3. Борисов Н.С. Церковные деятели
    средневековой Руси. XIII–XVII вв. М., 1988.

  4. Бушуев С.В., Миронов Т.Е. История
    государства Российского IX–XVI вв. М.,
    1991.

  5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История
    России с древнейших времен до конца XXв. М., 2001.

  6. История внешней политики России. Конец
    XV–XVII вв. М., 1999.

  7. История России (Россия в мировой
    цивилизации): Курс лекций/Под ред. А.А.
    Радугиной. М., 2001.

  8. История России с древнейших времен до
    1861 г./ Под ред. Н.И.Павленко. М., 2000.

  9. Кузьмин А.Г. История России с древнейших
    времен до 1618 г. В 2-х кн. М., 2003.

  10. Любавский М.К. Лекции по древнейшей
    русской истории до конца XVIв. Спб., 2000.

  11. Многоконцептуальная история России.
    Кн.1. С древнейших времен до конца XIXв. Екатеринбург, 2000.

  12. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История
    России с древнейших времен до наших
    дней. М., 1999.

  13. Павлов А.П. Самодержавие и Земские
    соборы русского государства XVI–XVII вв.
    // Место России в Европе: Мат-лы науч.конф.
    Будапешт, 1999.

  14. Платонов С.Ф. Очерки истории Смуты в
    Московском государстве XVI–XVII вв. М.,
    1995.

  15. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России
    от Юрия Долгорукого до наших дней. М.,
    2000.

  16. Русская история с древнейших времен
    до наших дней./ Под ред. А.Ю. Дворниченко.
    СПб., 2002.

  17. Сахаров А.М. Образование и развитие
    Российского государства в XIV–XVII вв.
    М., 1969.

  18. Скрынников Р.Г. История российская
    IX–XVII вв. М., 1999.

  19. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М.,
    1962.

Методические
рекомендации:

В
первом вопросе необходимо обозначить
главные проблемы, стоявшие перед
государством после смерти Ивана Грозного:
экономические, социальные проблемы и
проблема власти. Во втором вопросе
осветить события, связанные с воцарением
Бориса Годунова: гибель царевича Дмитрия,
вражда партий бояр при дворе; рассмотреть
особенности развития государства при
новом царе и рассказать об обстоятельствах
гибели Бориса Годунова. Следующий вопрос
требует этапного рассмотрения истории
Лжедмитриев на русском престоле и
претензии польской шляхты на русский
престол. В четвёртом вопросе охарактеризовать
кризис, охвативший государство
вэкономической и социальной сферах:
причины, ход и характер крестьянской
войны под предводительством Болотникова
и её последствия для государства. В
пятом вопросе раскрыть историю развития
освободительного движения: формирования
первого и второго ополчений под
руководством Д. Минина и К. Пожарского,
освобождение Москвы; преодоление кризиса
власти и избрание новой династии.

Домашнее
задание:

Какова
роль боярства в кризисе, охватившем
Россию на рубежеXVI–XVII в.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практическая работа  « Смутное время в россии»( повторение и обобщение)  7 класс Учитель истории и обществознания МБОУ Петровобудская ООШ Коваленко С Н

Практическая работа « Смутное время в россии»( повторение и обобщение) 7 класс

Учитель истории и обществознания МБОУ Петровобудская ООШ Коваленко С Н

Смута в России в начале XVII века

Смута в России в начале XVII века

Интервенция Юрий Каштанов. Польская шляхта в русской деревне.

Интервенция

Юрий Каштанов. Польская шляхта в русской деревне.

Смута – лихолетие «Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земли русской.» М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году »

Смута – лихолетие

«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земли русской.»

М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году »

1 тур «Дальше, дальше»

1 тур «Дальше, дальше»

  • Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян
  • Жена первого самозванца
  • Настоящее имя Лжедмитрия I
  • Прозвище Лжедмитрия II
  • Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского
  • Руководитель первого ополчения
  • Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении

Дальше, дальше Младший сын Ивана Грозного Брат жены Федора Ивановича Место гибели царевича Дмитрия Имя первого самозванца Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора Занял престол после смерти Лжедмитрия I  Возглавил второе ополчение Первый царь династии Романовых  

Дальше, дальше

  • Младший сын Ивана Грозного
  • Брат жены Федора Ивановича
  • Место гибели царевича Дмитрия
  • Имя первого самозванца
  • Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора
  • Занял престол после смерти Лжедмитрия I
  • Возглавил второе ополчение
  • Первый царь династии Романовых

2 тур исторические термины .  Дайте определения понятиям: Династический кризис Смута Смута Восстание Восстание Ополчение Ополчение “ угличское дело” “ угличское дело” Самозванство Самозванство “ семибоярщина” Гражданская война Гражданская война  интервенция

2 тур исторические термины . Дайте определения понятиям:

Династический кризис

  • Смута
  • Смута
  • Восстание
  • Восстание
  • Ополчение
  • Ополчение
  • “ угличское дело”
  • “ угличское дело”
  • Самозванство
  • Самозванство

“ семибоярщина”

  • Гражданская война
  • Гражданская война

интервенция

3.тур «Что? Где? Когда?»    Напишите даты событий:

3.тур «Что? Где? Когда?»

Напишите даты событий:

  • 1 Введение патриаршества в России
  • 2 Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
  • 3 Воцарение Лжедмитрия I
  • 4 Убийство Лжедмитрия I
  • 5 Восстание под предводительством И. Болотникова
  • 6 Царствование Василия Шуйского
  • 7 Восстание под предводительством И. И. Болотникова
  • 8 Период «семибоярщины»
  • 9 Образование Первого ополчения
  • 10 Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
  • 11 Избрание Михаила Романова царем

Проверяем даты

Проверяем даты

  • Введение патриаршества в России
  • 1589
  • Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян
  • 1597
  • Воцарение Лжедмитрия I
  • 1605
  • Убийство Лжедмитрия I
  • 17 мая 1606
  • Восстание под предводительством И. Болотникова
  • 1606- 1607
  • Царствование Василия Шуйского
  • 1606-1610
  • Восстание под предводительством И. И. Болотникова
  • 1606-1607
  • Период «семибоярщины»
  • 1610-1612
  • Образование Первого ополчения
  • 1611
  • Образование Второго ополчения, освобождение Москвы
  • 1612
  • Избрание Михаила Романова царем
  • 1613

« Знание исторической карты»

« Знание исторической карты»

Работа по карте

Работа по карте

  • Найдите на карте:
  • маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопина-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;
  • территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;
  • города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

4 . Тур «О ком идет речь?»   1 Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. 2 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” 3 царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в П ольшу, умер в заточении.  4 Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России. 5 Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от  иноземных захватчиков.

4 . Тур «О ком идет речь?»

  • 1 Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.

2 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден”

  • 3 царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в П ольшу, умер в заточении.

4 Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России.

  • 5 Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от

иноземных захватчиков.

5 тур «Темная лошадка»

5 тур «Темная лошадка»

  • Царь Борис Федорович Годунов  
  • Лжедмитрий I
  • Царь Василий Иванович Шуйский
  • Лжедмитрий II
  • Дмитрий Пожарский
  • Кузьма Минин
  • Сигизмунд 3, король речи Посполитой
  • Владислав 4, сын Сигизмунда 3

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

Темная лошадка

6 тур По какому принципу образованы ряды

6 тур По какому принципу образованы ряды

  • Воевода П.Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.
  • Григорий Отрепьев, “царевич Петр”, “тушинский вор”.
  • Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.

7 Тур Работа с источниками Прочитайте в учебнике следующие источники С 83 С 91-92 С 100-101 С 109-110 Какие знания дают нам эти исторические документы?

7 Тур Работа с источниками

Прочитайте в учебнике следующие источники

С 83

С 91-92

С 100-101

С 109-110

Какие знания дают нам эти исторические документы?

8 тур О чем идет речь?

А. “И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…”

Б. “Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города.

В. “К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол.

Дайте ответ на вопрос 4 ноября с 2005 года отмечается как День народного единства. Как это событие связано со временем Смуты?

Дайте ответ на вопрос

4 ноября с 2005 года отмечается как

День народного единства.

Как это событие связано со временем Смуты?

По вертикали: По горизонтали: 5. Насильственное вторжение и захват чужой территории войсками других государств. 3. Предводитель восстания 1606-1607 гг. 5. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества. 3. Первый патриарх России. 2. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря. 2. Как называется период русской истории начала XVII в.? 1. Кто управлял государством от имени Фёдора Иоанновича? 1. Патриарх, призвавший народ на борьбу с поляками. 4. Руководитель Первого ополчения 4. Костромской крестьянин, национальный герой России. 6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II. 1  в    д о у н о  г   е  о 2 р  3 2    м с т у а о и    о л 4 р в  3  м я  л 5   е г п е и     о  п и н н у с с а ь т 4          н  н  е и  н  ц    5 е р   т и н о  в    е и я   в к  и ш н т у о 6      в

По вертикали:

По горизонтали:

5. Насильственное вторжение и захват чужой территории войсками других государств.

3. Предводитель восстания 1606-1607 гг.

5. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества.

3. Первый патриарх России.

2. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря.

2. Как называется период русской истории начала XVII в.?

1. Кто управлял государством от имени Фёдора Иоанновича?

1. Патриарх, призвавший народ на борьбу с поляками.

4. Руководитель Первого ополчения

4. Костромской крестьянин, национальный герой России.

6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II.

1

в

д

о

у

н

о

г

е

о

2

р

3

2

м

с

т

у

а

о

и

о

л

4

р

в

3

м

я

л

5

е

г

п

е

и

о

п

и

н

н

у

с

с

а

ь

т

4

н

н

е

и

н

ц

5

е

р

т

и

н

о

в

е

и

я

в

к

и

ш

н

т

у

о

6

в

Подведем итоги: Это новая и интересная информация. Эта информация меня удивила. Я хочу узнать больше.

Подведем итоги:

Это новая и интересная информация.

Эта информация меня удивила.

Я хочу узнать больше.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Киреевская средняя общеобразовательная школа №7»

администрации муниципального образования Киреевский район

Конспект урока по истории России

 конец XVI века – до конца   XVIII века

  7 класс

Тема урока

Практическая работа

«Смутное время в работах историков и

исторических источниках».

в рамках проведения муниципального мастер-класса

                                                      Учитель истории и обществознания

                                                      Людмила Алексеевна Башкина

Киреевск

2014

Тема урока: «Практическая работа Смутное время в исторических источниках и работах историков» — 15. 12. 2014

Цель урока: сформировать с помощью технологий групповой работы и осмысленного чтения текста:

Личностные умения: формирование гражданской идентичности, формирование позиции на основе прочитанного к событиям отечественной истории, формирование когнетивной компетентности на основе осмысленного чтения;  

Предметные умения: установление причинно-следственных связей в ходе ответов на вопросы, использование предметных  понятий, знания хронологии основных событий изучаемого периода, работа с исторической картой.

Метапредметные умения: целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при решении учебной задачи,  анализ текста по вопросам.

Технологии урока:  групповая работа, технология развития критического при организации смыслового чтения, частично-поисковое обучение,  информационно-коммуникационная

Используется также методы самоорганизации обучения при работе с источниками, учебником, взаимообучения при работе в малых группах.

План урока.

 1. Повторение материала (постановка перед учащимися цели повторения и совместное определение задач) – цель повторения – актуализировать имеющиеся знания основных периодов и событий Смуты и умения для практической работы для закрепления темы;

задачи – повторить понятия, даты хронологических периодов Смуты, показать на карте основные объекты, ответить на вопросы домашнего параграфа.

Формы работы учащихся:  устный фронтальный опрос с использованием карточек с понятиями и датами, работа с картой, ответы на вопросы домашнего параграфа.  

2. Переход к практической работе через постановку задач практической работы,  инструктажа по технологии смыслового чтения.  Согласно этой технологии, обучающиеся должны в задании различными знаками (+ или !)  обозначить, что из приведенного в тексте о данном событии им уже знакомо, а  что они узнали нового.

3. Определение групп по три человека, распределение обязанностей в группе и общего хода работы. В группе определяется ответственный за сбор всей информации и её обработки, тот, кто будет представлять работу в публичном ответе и тот, кто оценить вклад каждого участника в работу группы.

4. Выполнение заданий по группам, взаимообучение и взаимодействие в группах.

Учитель выступает в роли консультанта.

5. Ответы групп на вопросы к своим заданиям. Рефлексия.

Приложение к практической работе

«Смутное время в работах историков и

исторических источниках».

ЗАДАНИЕ № 1.

Прочитайте внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.

Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде

…Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…

Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.

… А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…

1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?

2. Каковы выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов.

3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отечству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.

ЗАДАНИЕ № 2.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из работы С.  М. Соловьева «Взгляд на историю установления

 государственного порядка в России до Петра Великого»

… Но в начале XVII века для московского боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться. Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду, предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила ополчение для борьбы с поляками и казаками…

1. О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?

2. О каких царях идет речь в тексте?

3. Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода. Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового из источника вы узнали?

ЗАДАНИЕ № 3.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…

Вам самим известно, что в прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас.  Сдайтесь нам пленными…»

1. К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими событиями связан этот документ?

2. Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.

3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.

ЗАДАНИЕ № 4.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из произведения Н. И. Костомарова

«О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»

… Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.

1. О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий?  Определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.

2. Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?

3. Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?

ЗАДАНИЕ № 5.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из работы Г. В. Абрамовича «Князья Шуйские и российский трон»

…Поражение на реке Пахре несколько ослабило силы Болтникова, однако после того, как к нему примкнули рязанские дворяне во главе с Григорием Сумбуловым и Прокпием Ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник Истома Пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия Коломны, соединившись на Оке, восставшие подошли к Москве и стали лагерем в селе Коломенском и в Загорье… Почувствовав слабость царя, на сторону Болотникова переходят Малый Ярославец, Боровск, Можайск, Руза, Волоколамск, Ржева, Зубцов и Старица. Затем движение начинает распространяться и на народы Поволжья, на города Арзамас, Алтырь и Свияжск…

1. Какое событие описано в тексте, назовите его даты? Определите, что вам уже знаете о данном событие, а какая информация для вас является новой?

2. Какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе текста?

3. Сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. Ответ обоснуйте.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • По каким реквизитам платить усн доходы минус расходы
  • Прачечная в колпино на пролетарской цены часы работы
  • По каким реквизитам платить фиксированные платежи ип
  • Предложения по улучшению работы управляющей компании
  • По какой формуле исчисляется налог на игорный бизнес