ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение поясного времени для разных городов России»
Цель работы: формирование умений определять поясное время, разницу во времени между различными городами.
Оборудование: атлас, рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
Задача. Сколько часов в Магадане, когда в Москве 9ч.
Краткая запись условия:
Москва — 9 ч.
Магадан — ? ч.
Решение.
1) определить, в каких часовых зонах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Магадан — в 9-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
9 -2 = 7 (ч.)
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
9 + 7 = 16 (ч.)
Ответ. В Магадане 16 ч.
Выполнить самостоятельно
Вариант 1.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 2.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), если в Москве 10 часов (2 часовая зона)?
Вариант 3.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 4.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 5.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Норильске (5 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 6.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Определите поясное время в Братске (6 часовая зона), если в Москве (2 часовая зона)? полдень?
Вариант 7.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 8.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Чите (7 часовая зона), когда в Норильске (6 час. пояс) 13 часов?
Вариант 9.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Курске (2 часовая зона), когда в Калининграде (1 часовая зона) 10 часов утра?
Вариант 10.
1. Дайте определение «Местное время».
2.Сколько времени в Калининграде (1 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 7 часов утра?
Вариант 11.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Ростове-на-Дону (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 12.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Краснодаре (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 13.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Хабаровске (8 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 14.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона), 12 часов дня?
Вариант 15.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Магадане (9 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 16.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени в Ярославле (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 17.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Сочи (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 18.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 17 часов?
Вариант 19.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Когда в Москве (2 часовая зона) полдень, то который час в Оренбурге (3 часовая зона)?
Вариант 20.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 21.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Определите поясное время Магадана (9 часовая зона), если в Москве 6 часов (2 часовая зона).
Вариант 22.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), когда в Москве 15 часов (2 часовая зона)?
Вариант 23.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Якутске (7 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 24.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 25.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 26.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Самолет вылетел из Хабаровска (8 часовая зона) в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 9 часов. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Вариант 27.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите, когда должен совершить посадку в Москве (2 часовая зона) самолёт, вылетевший из Читы (7 часовая зона) в 7 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 8 часов?
Вариант 28.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. В Норильске (5 часовая зона), было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву (2 часовая зона). Самолёт летел 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Москве?
Вариант 29.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовая зона) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовая зона) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа?
Вариант 30.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Самолет вылетел из Омска (4 часовая зона) в Санкт-Петербург (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Урок № 4
География
8 класс
Дата 13.09.2018
Тема:
Часовые
пояса. П.Р.
Определение поясного времени для разных городов
России (обучающая)
Тип урока: урок
закрепления знаний
Форма
урока: практическое занятие
Цель урока:
Определение поясное время для разных городов
России.
Задачи
урока:
закрепить
знания о часовых поясах;
—
отработать навыки вычисления поясного времени;
—
совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
Планируемые
результаты обучения:
Предметные:
- Умение объяснять: специфику
исчисления времени на территории России. - Умение определять: различия
во времени на территории России;
Метапредметные:
- Поиск и выделение необходимой
информации, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести
диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные:
- Сформирование ответственного
отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных
ролях и межличностных отношениях; - Выполнять самоанализ полученных
знаний.
Оборудование: карта часовых
поясов России, компьютер, презентация, атлас, контурные карты
Ход
урока
Организационный
момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
I этап. Актуализация
опорных знаний
1.
Какую
тему изучали на прошлом уроке?
Итак,
ребята, исходя из плана давайте дадим краткую характеристику географического
положения России.
Устный
опрос – Сто мы можем сказать о России, дайте характеристику географического
положения России.
Дайте
определение местному, поясному и декретному времени.
III этап. Выполнение
практической работы
Запись
в тетрадь
Практическая работа № 1
Тема: Определение поясного времени для разных
городов России.
Цель работы: Научиться определять поясное
время. Учиться использовать карты атласа и другие
источники географической информации для
решения поставленных задач.
Оборудование: Карта часовых поясов России.
Основные понятия:
Поясное время — это время в границах одного
часового пояса.
Местное время — это время на одном меридиане.
Декретное время – перевод поясного времени на
один час вперед.
Летнее время — перевод стрелки часов на один
час вперед по сравнению с поясным и
декретным временем.
Линия перемены дат — 180 меридиан, начало
новых суток. Пересекая, эту линию, мы
попадаем из одних суток в другие.
Разница во времени между часовыми поясами на 1
час. Двигаясь на восток, при пересечении
часового пояса, время прибавляется на 1 час.
При движении на запад один час убавляется.
Счет часовых поясов начинается от Гринвичского
меридиана. В России 11 часовых поясов.
Поверхность всего Земного шара разделена на 24
часовых пояса.
Последовательность выполнения
работы:
Используя карту атласа « Часовые пояса»
выполните задания
Задание 1
1 Определить, на сколько часовых поясов
поделен весь земной шар?
24
2.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается
вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.
За 24 часа Земля делает
оборот 360 градусов.. 24 часа за час 360:24=15 градусов в час
3.Определить в каком часовом поясе находится
ваш населенный пункт.
II
4.В каком часовом поясе должен находиться населенный
пункт России, если время населенного пункта отличается от московского на 5
часов?
А) IV Б)V В)VI Г) VII
5.Какой из перечисленных городов расположен в
седьмом часовом поясе и имеет 4 часа разницы с
Москвой?
2.Калининград
4.Биробиждан
Задание 2
Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Омске поясное время
равно 10
Последовательность выполнения этого задания:
1 Определить долготу городов Омска и Якутска.
2 Вычислить разницу долгот и рассчитать
количество часовых поясов, разъединяющих эти города.
Полученный результат разделить на 15 градусов.
3 Определить время в городе Якутске.
4 Записать ответ 14 часов в Якутске
Задание 3
Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов. 19 часов
Сколько времени в Омске (V часовой пояс),
когда в Москве 15 часов? 18 часов
Задание
4. Почему при перелете из
Москвы в Мурманск стрелки часов не переводят, а из Москвы в Екатеринбург — переводят?
На сколько? Ответ запишите в тетрадь.
Задание
5. Определите, в каких
часовых поясах находятся населенные пункты, если их время отличается от
московского на 2 часа, на 4 часа, на 6 часов, на 8 часов, на 10 часов?
Задание
6. Вы вылетаете из г. Кемерово
в г. Москву. На сколько часов вперед или назад необходимо перевести часы при
прибытии в пункт назначения?
Задание
7. В г. Белово 14 часов дня.
Какое время будет в Новосибирске?
Задание
8. В Новокузнецке 22 часа
вечера. Сколько времени будет в г. Диксон?
Задание
9. Город К. расположен в V
часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться г. М., если разница во
времени между ними 3 часа?
Задание
10. Дайте определения
понятиям: поясное время, декретное время, летнее время.
IVэтап. Подведение
итогов, выводы.
В
ходе проведения урока мы уяснили:
• Сутки — естественная
единица измерения времени.
• Время на данном меридиане
называется местным, а в пределах часового пояса — поясным.
• Вследствие большой протяженности
территории России с запада на восток она расположена в 11 часовых поясах — со
II по XI, но реальная разница во времени составляет
между двумя пунктами, расположенными на территории в
России — 9 часов.
• На всей территории России
действует декретное время, отличающееся от поясного на 1 час.
Совместно
отвечаем на вопросы: 1-3,5
V этап.
Рефлексия.
Ответы по карточкам:
Домашнее задание.
Прочитать и проработать параграф 3, стр.10-13. Вопросы 4- первый вариант, 5-
второй вариант выполнить письменно.
1.
Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное
время равно 10 ч.
2.
Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.
3.
Сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год?
4.
Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при
перелете в Мурманск не надо?
5.
В каком часовом поясе находится Волгоградская область?
6.
Какие изменения во времени произойдут при пересечении линии перемены дат с
запада на восток? С востока на запад?
7.
Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи?
ВАРИАНТ 2
1.
Определить, который час в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра.
2.
Санкт-Петербург находится примерно на 7,5° западнее Москвы. В каком городе в
июне раньше темнеет и насколько?
3.
На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы
переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
4.
Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга
наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).
5.
В каком городе темнеет раньше, в Москве или в Волгограде?
6.
Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00
утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет
Сан-Франциско?
7.
Сколько времени в Петропавловске-Камчатском, если в Волгограде 18 часов?
Практическая работа №2 по теме:
«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
Класс: 8
Учитель: Попова Ульяна Алексеевна
Цель работы: сформировать умения определять местное и поясное время, находить разницу во времени между разными городами России.
Инструктивная карточка:
ЗАДАНИЕ 1. Пользуясь картой «Часовые зоны России», назовите города России:
А) местное время в которых такое же, как в Ярославле;
Б) поясное время в которых такое же, как в Челябинске;
ЗАДАНИЕ 2. Определите разницу в поясном времени:
А) Ярославля и Магадана
Б) Москвы и Хабаровска
В)Сыктывкар и Улан-Удэ
Г) Омска и Калининграда
ЗАДАНИЕ 3. Определите:
А) поясное время в Красноярске, если в Якутске 22:00.
Б) поясное время в Москве, если во Владивостоке 18:00.
В) поясное время в г.Махачкала, если в Мурманске 07:00.
Г) поясное время в Новосибирске, если в Краснодаре 15:00.
ЗАДАНИЕ 4. Решите задачи:
-
Самолёт вылетел из Москвы в Хабаровск в 3 часа утра. Во сколько он приземлится, если расчётное время полёта составляет 7 часов.
-
Во сколько приземлится самолет, вылетевший из Ярославля в Екатеринбург в 12:00? Расчетное время полёта составляет 4 часа.
-
Самолёт вылетел из Костромы в Красноярск в 10 часов утра. Во сколько он приземлится, если расчетное время полета составляет 5 часов?
-
Самолёт вылетел из Краснодара в 13.00. Во сколько он приземлится в Калининграде, если время полёта составляет 2 часа?
-
Иван Ильич выехал из Курска в деревню Аныб Республики Коми в 21:00. Во сколько он встретится с Марьей Петровной, если время полёта составит 8 часов?
Задание 5. Расположите регионы в той последовательности, в которой жители встречают Новый год.
А) Ярославская область, Хабаровский край, Республика Коми
Б) Московская область, Камчатский край, Калининградская область
В) Амурская область, Республика Карелия, Омская область.
Г) Пермский край, Чукотский автономный округ, Алтайский край.
ОТВЕТЫ:
1.А –Воронеж, Вологда, Рязань, Липецк, Ростов-на-Дону
1.Б – Курган, Уфа, Оренбург, Пермь.
2А – 7часов
2Б – 7 часов
2В – 3 часа
2Г — 4 часа
3А — 20
3Б — 12
3В — 8
3Г – 18
4.1 – 17
4.2 – 17
4.3 – 18
4.4 – 13
4.5- 7 часов утра
5А Хабаровский,Коми, Ярославская
5Б Камчатский,Московская,Калининградская
5В Амуская, Омская,Карелия
5Г Чукотский,Алтайский,Пермский
Практическая работа.
Определение поясного времени для разных городов России.
Цель: Научиться определять поясное время.
Оборудование: Карта часовых поясов России.
Поясное время — это время в границах одного часового пояса.
Местное время — это время на одном меридиане.
Декретное время — перевод поясного времени на один час вперед.
Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и
декретным временем.
Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы
попадаем из одних суток в другие.
Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.
Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.
В России 11 часовых поясов.
Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.
Ход работы:
Задание 1.
1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.
2.Определить в каком часовом поясе находится город Нижний Тагил.
Задание 2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Нижнем Тагиле поясное время равно 10 часов.
Последовательность выполнения этого задания:
-
Определить долготу городов Нижнего Тагила и Якутска.
-
Вычислить разницу долгот и рассчитать количество часовых поясов разъединяющих эти города. Полученный результат разделить на 15 градусов.
-
Определить время в городе Якутске.
-
Записать ответ.
Задание 3. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Определение поясного времени для разных городов России»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение поясного времени для разных городов России»
Цель работы: формирование умений определять поясное время, разницу во времени между различными городами.
Оборудование: атлас, рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
Задача. Сколько часов в Магадане, когда в Москве 9ч.
Краткая запись условия:
Москва — 9 ч.
Магадан — ? ч.
Решение.
1) определить, в каких часовых зонах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Магадан — в 9-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
9 -2 = 7 (ч.)
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
9 + 7 = 16 (ч.)
Ответ. В Магадане 16 ч.
Выполнить самостоятельно
Вариант 1.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 2.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), если в Москве 10 часов (2 часовая зона)?
Вариант 3.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 4.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 5.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Норильске (5 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 6.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Определите поясное время в Братске (6 часовая зона), если в Москве (2 часовая зона)? полдень?
Вариант 7.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 8.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Чите (7 часовая зона), когда в Норильске (6 час. пояс) 13 часов?
Вариант 9.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Курске (2 часовая зона), когда в Калининграде (1 часовая зона) 10 часов утра?
Вариант 10.
1. Дайте определение «Местное время».
2.Сколько времени в Калининграде (1 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 7 часов утра?
Вариант 11.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Ростове-на-Дону (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 12.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Краснодаре (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 13.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Хабаровске (8 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 14.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона), 12 часов дня?
Вариант 15.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Магадане (9 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 16.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени в Ярославле (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 17.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Сочи (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 18.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 17 часов?
Вариант 19.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Когда в Москве (2 часовая зона) полдень, то который час в Оренбурге (3 часовая зона)?
Вариант 20.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 21.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Определите поясное время Магадана (9 часовая зона), если в Москве 6 часов (2 часовая зона).
Вариант 22.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), когда в Москве 15 часов (2 часовая зона)?
Вариант 23.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Якутске (7 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 24.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 25.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 26.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Самолет вылетел из Хабаровска (8 часовая зона) в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 9 часов. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Вариант 27.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите, когда должен совершить посадку в Москве (2 часовая зона) самолёт, вылетевший из Читы (7 часовая зона) в 7 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 8 часов?
Вариант 28.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. В Норильске (5 часовая зона), было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву (2 часовая зона). Самолёт летел 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Москве?
Вариант 29.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовая зона) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовая зона) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа?
Вариант 30.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Самолет вылетел из Омска (4 часовая зона) в Санкт-Петербург (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Практическая работа №1:
Составление картосхемы «Особенности ГП России»
Цель работы: выявить главные черты ГП России. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг.
Оборудование: атласы, физическая карта России.
Последовательность выполнения работы:
Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.
-
Красным цветом обозначьте государственную границу России.
-
По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты.
-
Подписать их на контурной карте и рядом указать их координаты.
-
Подпишите названия приграничных с Россией государств;
-
Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
-
Синим цветом проведите прямую линию:
-
от м. Челюскин до южной границы России;
-
от м. Канин Нос до горы Базардюзю).
-
Определить протяженность материка с севера на юг от этих точек.
-
Запишите полученные значения на ранее проведенных линиях.
-
Сделайте вывод о ГП России.
Практическая работа №2:
«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
1 ВАРИАНТ
Цели: сформировать представление о положении РФ на карте часовых зон, диагностировать умения по определению поясного времени для разных городов России, мира по карте часовых поясов, решению географических задач. Уметь объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.
Оборудование: географический атлас по курсу «География России», калькулятор.
Ход работы:
-
Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.
-
Определить местное время во Владивостоке, если в Москве 12.00.
-
Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск не надо?
-
Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи?
-
Самолет вылетел из Москвы в 20.00. Во сколько он приземлится в Магадане по местному времени, если полет составил 8 часов?
-
Житель Аляски прилетел на Чукотку 28 июня. Какого числа он вылетел с Аляски? Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 13 июля?
-
Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?
Практическая работа №2:
«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
2 ВАРИАНТ
Цели: сформировать представление о положении РФ на карте часовых зон, диагностировать умения по определению поясного времени для разных городов России, мира по карте часовых поясов, решению географических задач. Уметь объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.
Оборудование: географический атлас по курсу «География России», калькулятор.
Ход работы:
-
Определить, который час по поясному в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра.
-
Определить местное время в Санкт-Петербург если в Москве 21.00
-
На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
-
Сколько времени в Калининграде, если в Чите 11.00 часа ночи?
-
Самолет вылетел из Екатеринбурга в Санкт-Петербург в 9.00 по местному времени. Полет продолжался 3 часа. Во сколько прилетит самолет в Санкт-Петербург?
-
Житель Аляски прилетел в Анадырь 25 января. Какого числа он вылетел с Аляски? Какого числа жителю Анадыря надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 23 февраля?
-
Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?
Для определения местного времени необходимо:
-
Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
-
Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
-
Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
-
Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
-
Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу — то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
-
меридиан Самары — 51º в.д.;
-
меридиан Магадана — 151º в.д.;
-
расстояние в градусах: 151º — 51º = 100º
-
разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
-
местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Практическая работа №3
«Анализ источников информации об истории освоения территории России»
Цель: продолжить формирование умений находить, анализировать, различные источники географической информации и навыков составления аннотаций источника информации. Расширить знания учащихся о вкладе русских путешественников в освоении территории нашей страны.
Прочитайте текст источника 2. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Источник 2.
ЗЕМЛЯ САННИКОВА — ОСТРОВ-ПРИЗРАК В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ
Более полувека искали Землю Санникова. Академик В. А. Обручев даже указывал возможный район её расположения: 78° с. ш. и 145° в. д.
Впервые о ней сообщил в 1811 г. добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он высказал мнение о существовании «обширной земли» к северу. По словам охотника, он видел, как над морем поднимались «высокие каменные горы».
Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на Севере стали многочисленные наблюдения за перёлетными птицами — полярными гусями и прочими, весной улетающими дальше на север, а осенью возвращающимися с потомством. Подтверждение или опровержение существования Земли Санникова было сопряжено со значительными трудностями.
На поиски Земли Санникова были нацелены арктические экспедиции барона Э. В. Толля, убежденного в существовании Арктиды — северного полярного континента, побережье которого, по его мнению, и наблюдал Яков Санников. 13 августа 1886 года Толль зафиксировал в своём дневнике:
«Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток ясно увидели контуры, четырёх столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землёй. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: „Земля Санникова”…»
В 1893 году Фритьоф Нансен прошёл на своем судне «Фрам» мимо Новосибирских островов и достиг 79-го градуса северной широты, но не нашёл никаких следов Земли Санникова. В своём двухтомном описании похода на «Фраме» Нансен записал:
«Мы находились значительно севернее того места, где, по мнению Толля, должен был лежать южный берег Земли Санникова, но примерно на той же долготе. По всей вероятности, эта земля — лишь небольшой остров, и она не может заходить далеко к северу».
В 1937 году советский ледокол «Садко» во время своего дрейфа прошёл возле предполагаемого острова и с юга, и с востока, и с севера, — но ничего, кроме океанских льдов, не обнаружил. По просьбе академика В. А. Обручева в тот же район были посланы самолёты арктической авиации. Однако, несмотря на все усилия, и эти поиски дали отрицательный результат: было установлено, что Земли Санникова не существует.
Обозначьте на карте предполагаемое место нахождения Земли Санникова. Отметьте маршрут Фритьофа Нансена.
Приведите примеры из текста, доказывающие, что Земли Санникова не существует.
4. Используя знания о природе северных районов Арктики, объясните, с какими трудностями сталкивались исследователи, которые вели поиск.
Предположите, как можно опровергнуть аргументы, которые приводятся в тексте в качестве доказательств существования Земли Санникова.
ЗАДАНИЯ:
-
Обозначьте на карте предполагаемое место нахождения Земли Санникова. Отметьте маршрут Фритьофа Нансена.
-
Какие аргументы представлены в тексте в качестве доказательств существования Земли Санникова?
-
Приведите примеры из текста, доказывающие, что Земли Санникова не существует.
-
4. Используя знания о природе северных районов Арктики, объясните, с какими трудностями сталкивались исследователи, которые вели поиск.
-
Предположите, как можно опровергнуть аргументы, которые приводятся в тексте в качестве доказательств существования Земли Санникова.
Практическая работа №4
«Выявление зависимости между строением рельефа,
его формами и размещением полезных ископаемых»
Цель: выявление зависимости между тектоническим строение, расположением крупных форм рельефа и размещением полезных ископаемых на основе карт различного содержания, совершенствование умений проводить комплексный анализ территории по нескольким источникам информации.
ЗАДАНИЕ:
Сравните содержание физической и тектонической карты. Установите взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Результаты занесите в таблицу.
Природные географические районы |
Тектоническая(-ие) структура(-ы) и её (их) возраст |
Форма рельефа |
Полезные ископаемые |
Крупные города, вблизи месторождений |
Урал |
||||
Западная Сибирь |
||||
Восточно-Европейская равнина |
||||
Кольский полуостров |
||||
Кавказ |
||||
Дальний Восток |
||||
Горы юга Сибири |
||||
Вывод: |
Практическая работа №5:
«Составление прогноза погоды на основе различных источников информации»
Цель: отработка умений проводить анализ климатических карт, на основе изучений диагностических признаков.
1ВАРИАНТ
-
Как называется атмосферный вихрь, обозначенный на карте между Москвой и Нижним Новгородом?
-
Схематично нарисуйте этот вихрь и напишите особенности погоды, которая в нем наблюдается.
-
На одном из сайтов в сети Интернет были размещены карта погоды 24 марта 2013 г. и выдержки прогноза погоды для отдельных городов. Какие выводы о погоде в городах подтверждаются сведениями карты? Запишите БУКВЫ предложений, в которых указаны верные сведения.
-
Воронеж ступает тёплый фронт, ожидается переменная облачность, ночные температуры воздуха не опустятся ниже 0 °С.
-
В Екатеринбурге ожидается прохождение тёплого фронта и выпадение осадков в виде снега.
-
В Нижнем Новгороде установился циклональный тип погоды, ожидается повышение температуры воздуха.
-
Омск находится в зоне действия антициклона, температура воздуха не изменится.
-
В Перми ожидается прохождение тёплого фронта, в городе в стоящее время температура воздуха ниже 0 °С.
-
Составьте прогноз погоды для любого города, обозначенного на синоптической карте.
Практическая работа №5:
«Составление прогноза погоды на основе различных источников информации»
Цель: отработка умений проводить анализ климатических карт, на основе изучений диагностических признаков.
2ВАРИАНТ
-
Как называется атмосферный вихрь, обозначенный на карте в районе города Якутск?
-
Схематично нарисуйте этот вихрь и напишите особенности погоды, которая в нем наблюдается.
-
На одном из сайтов в сети Интернет были размещены карта погоды на 20 января 2015 г. и выдержки прогноза погоды для различных городов страны. Какие выводы о погоде подтверждаются сведениям карты? Запишите номера предложений, в которых указаны верны сведения.
-
В Якутске установилась ясная морозная погода, температура воздуха от — 36 °С днём до — 41 °С в ночные часы.
-
В Тюмени ожидается изменение погоды в связи с приходом холодного фронта, характерны осадки в виде снега.
-
Новосибирск находится в зоне действия циклона, ожидается переменная облачность, температура воздуха от — 19 °С днём до — 25 °С в ночные часы.
-
В Красноярске изменения погоды связаны с приходом антициклона, ожидаются осадки в виде дождя.
-
Над Иркутском установился циклон, наблюдается переменная облачность, температура воздуха от — 34 до — 36 °С.
-
Составьте прогноз погоды для любого города, обозначенного на синоптической карте.
Практическая работа №6:
«Описание объектов гидрографии России»
(по выбору учащегося)
Цель: составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую, климатическую карты , карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем , справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
-
Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
-
Местонахождение истока реки;
-
Местонахождение устья реки и его вид;
-
К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
-
Площадь бассейна;
-
Длина реки;
-
Падение и уклон реки;
-
Величина годового стока;
-
Питание и режим реки;
-
Крупнейшие левые и правые притоки;
-
Крупнейшие города на берегах реки;
-
Использование реки человеком в настоящее время;
-
Возможности использования реки в будущем;
-
Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей, Дон
Вариант 2. Лена, Волга
Практическая работа №7:
«Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв
и оценка их плодородия»
Цель: определение взаимосвязи факторов почвообразования на формирование почв, формировать умения анализировать почвенные процессы, объяснять влияние природных и антропогенных факторов.
ЗАДАНИЕ:
-
Составьте схему (кластер), показывающий влияние важнейших природных почвообразующих факторов, влияющих на плодородие почв и её использование человеком.
-
Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются? Приведите не менее трёх суждений.
Практическая работа №8:
«Описание основных компонентов природы России».
Цели работы: выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.
Ход работы
-
Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами на примере любой природной зоны.
-
Результаты работы оформите в виде схемы (смотри пример с зоной тундры).
-
Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природы в пределах одной зоны.
Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры
Климат:
субарктический – суровая зима, долгая и холодная (-32 С ), короткое лето (+ 4 С на севере, + 10 С на юге); осадков мало (200 – 300 мм в год), но увлажнение избыточное (К больше 1, 5)
Географическое положение:
вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Природная зона ТУНДРА
Рельеф:
равнинный, слабохолмистый
Растительность:
карликовые деревья, кустарники, мхи, лишайники и др.
Животный мир:
песцы, лисицы, птицы, лемминги и др.
Почвы:
тундрово-глеевые маломощные; многолетняя мерзлота и заболоченность
Внешний облик: безлесная зона, большое количество озер
Использование человеком: пастбища оленей, рыболовство
Практическая работа №9
«Особенности размещения ООПТ России»
Цель: продолжать совершенствовать умения работать с картографическим материалом, для определения особенностей размещения ООПТ на территории России.
Задания
-
Подпишите на карте природные зоны России.
-
Обозначьте на карте флажком природные объекты, включённые ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия на территории Российской Федерации: «Девственные леса Коми», «Вулканы Камчатки», «Озеро Байкал», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ-Алинь», «Убсунурская котловина», «Остров Врангеля», «Плато Путорана», «Ленские столбы».
-
Обведите карандашом и подпишите на карте крупнейшие заповедники и национальные парки.
-
Подпишите разным цветом моря бассейнов Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Обозначьте среди них: самое большое и самое маленькое по площади; наиболее и наименее солёное; самое глубокое и самое мелководное; самое холодное и самое тёплое.
-
Обозначьте точкой место на морском побережье России, где наблюдается наибольшая высота морских приливов (до 13 м).
Практическая работа №10
Составление картосхемы «Этносы России»
Цель: выявить особенности этнического состава населения России путем работы с контурной картой.
Задания
-
Обведите границу России.
-
Обозначьте субъекты Российской Федерации с преобладанием русских;
-
Обозначьте субъекты Российской Федерации с преобладанием других народов;
-
Обозначьте субъекты Российской Федерации с примерно равным соотношением русских и других народов.
-
Обведите и подпишите регионы Российской Федерации с наиболее пёстрым национальным составом.
-
Сделайте вывод об особенностях размещения различных этносов на территории России.
Практическая работа №11
«Определение плотности, доли городского и сельского населения в России»
Цель работы: формировать умения выполнять все необходимые расчеты по определению доли городского и сельского населения, плотности населения, а также сравнивать полученные результаты.
Последовательность выполнения работы.
1.По статистическим данным таблицы определить долю городского и сельского населения, а также плотность населения в России, Костромской области, Буйском районе. Произведя все необходимые расчеты, перепишите таблицу и заполните пропущенные графы.
Статистические данные (2002 г.) |
Россия |
Костромская область |
Буйский район |
Население. |
145,7 млн. чел. |
737 тыс. чел. |
43 тыс. чел. |
Площадь |
17,1 млн. кв. км |
60,1 тыс. кв. км. |
3,1 тыс. кв. км. |
Численность городского населения |
105 млн. чел. |
496 тыс. чел. |
27 тыс. чел. |
Доля городского населения (%) |
? |
? |
? |
Численность сельского населения |
? |
? |
? |
Доля сельского населения (%) |
? |
? |
? |
Плотность населения (чел./кв. км.) |
? |
? |
? |
2.Сравнить показатели по России с показателями области (1 вариант),
с показателями района (2 вариант). Сделать выводы.
3. Используя карту «Плотность населения» обозначить на контурной карте города-миллионеры.
Практическая работа №12
Составление картосхемы: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Белгородской области»
Цель: совершенствование навыков работы с различными источниками географической информации и отображение результатов исследования на контурной карте.
ЗАДАНИЯ:
-
Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых.
-
Нанесите на контурную карту «Рельефа Белгородской области» основные элементы рельефа.
-
На какой высоте рельефа находится ваш населенный пункт? Отметьте его на контурной
карте.
-
На контурной карте проведите геоморфологическое районирование Белгородской области.
-
заполните таблицу «Полезные ископаемые района и их использование».
-
Какое влияние они оказали на развитие хозяйства? Что делается в районе для их рационального использования?
«Полезные ископаемые района и их использование».
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ |
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ |
44
Практические работы по географии 8 класс.
1. Практическая работа №1: «Характеристика географического
положения России».
2. Практическая работа№2: «Сравнение географического положения
России и других стран»
3. Практическая работа№3: «Определение поясного времени для разных
городов России»
4. Практическая работа №4: «Анализ карт административно
территориального и политико—административного деления страны»
5. Практическая работа№5: «Выявление зависимости между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп
полезных ископаемых»
6. Практическая работа№6: «Определение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации, средних температур, годового
количества осадков по территории страны».
7. Практическая работа№7: «Определение по синоптической карте
особенностей погоды для различных пунктов».
8. Практическая работа№8: «Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям».
9. Практическая работа №9: «Зависимость между режимом, характером
течения рек, рельефом и климатом».
10. Практическая работа №10: «Объяснение закономерностей размещения
разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных
явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»
11. Практическая работа№11: « Оценка обеспеченности водными
ресурсами крупных регионов России».
12. Практическая работа№12: «Знакомство с образцами почв своей
местности и особенностями их использования».
13. Практическая работа №13: «Составление прогноза изменений
растительного и животного мира при заданных условиях изменения
других компонентов».
14. Практическая работа №14: «Анализ физических карты и карт
компонентов природы».
15. Практическая работа№15: «Анализ карт населения России».
16. Практическая работа№16: «Определение основных показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий»
17. Практическая работа№17: «Выявление территориальных аспектов
межнациональных отношений»
18. Практическая работа №18: «Анализ экономических карт для
определения типов территориальной структуры хозяйства».
19. Практическая работа№19: «Группировка отраслей по различным
показателям».
20. Практическая работа №20: «Оценка природно—ресурсного потенциала
России, проблем и перспектив его рационального использования».
21. Практическая работа №21: «Определение по картам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме «Характеристика географического положения России»
Цель: развитие знаний об особенностях географического положения
России, представлений об обширности территории страны.
Оборудование: физическая карта России, мира, атлас за 8 класс,
контурные карты.
Инструктивная карточка
1. По физической карте атласа определите крайние точки Российской Федерации на
западе, востоке, юге и севере. Нанесите их на контурную карту, определите и надпишите
их географические координаты. Нанесите государственную границу России, выделите
государства, имеющие с Россией самую короткую и самую длинную государственную
границу.
Определите наибольшую протяженность территории России с запада на восток и с
севера на юг, сравните с протяженностью других стран, полученные данные надпишите
на контурной карте.
2. Сравните площадь Российской Федерации (17 075 400 км
2
) с площадью других
государств мира. Выпишите в тетрадь пять самых больших по площади государств с их
столицами.
3. Составьте рассказ об изменении географического положения России в XX веке.
Выпишите в тетрадь основные исторические события, которые вызвали изменение
географического положения нашего государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Сравнение географического положения России и других стран»
Цель: сравнить географическое положение России и других стран, выявить
благоприятные и неблагоприятные черты географического положения России по
отношению к другим странам.
Оборудование: физическая и политическая карта России и мира, атлас за 8 класс.
Инструктивная карточка
1. Постройте диаграмму, используя приведенные в таблице данные.
Сравнение России с государствами
Площадь крупнейших государств мира,
млн км
2
Как можно доказать, что Россия – северная страна?
Какие особенности экономико—географического положения благоприятны для
развития нашей страны?
3. Заполните таблицы и сделайте выводы
Сравнение географического положения России с положением других государств.
1. Положение по отношению к экватору.
2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
3. Положение на материке, части света.
4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
5. Соседние государства.
6. Координаты крайних точек страны.
7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Преимущества, связанные
с географическим положением России
Сложности,
связанные
с географическим
положением
России
1. Мы имеем открытие выходы в моря в Азии и Европе. Многие же
государства таких выходов не имеют и вынуждены транспортировать
свои грузы через соседние государства (т. е. пользоваться транзитом).
Значение прямого выхода к морю велико. Ряд государств добивались его
даже военными средствами. Россия, например, при Петре I «прорубила
окно» в Европу после длительной войны со Швецией
2. Мы граничим в основном с дружественными государствами.
Добрососедство необходимо всем. А для страны с такими
протяженными границами, как наши, это особенно важно
3. Значительная часть нашей территории равнинная. Это облегчает
хозяйственную деятельность населения. Среди зарубежных государств
многие имеют гористый рельеф
4. Наша страна расположена в двух частях света: Европе и Азии
1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение .
2. Географическое положение , каких стран значительно отличается от
географического положения России .
Практическая работа № 3.
Тема: «Анализ карт административно— территориального и политико—
административного деления страны
Цель: дать понятие «федерация » и административно— территориальный состав страны
Ход урока:
1. Официальное название России— Российская Федерация. Что означает слово «
федерация?» (союз, объединение) Федерация – форма государственного устройства, при
которой части федеративного государства являются государственными образованиями
(субъектами), обладающими определённой политической самостоятельностью
2. Почему Россия стала федерацией?
Причины: • Большая площадь; • Большое количество присоединённых территорий и
народов, проживающих на них; • Трудности в управлении такой большой и разнородной
территорией.
3. Для укрепления эффективности государственной власти, совершенствования
контроля за исполнением законов, Конституции России были образованы –
федеральные округа. Федеральный округ — административно— территориальная
единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся
субъектом федерации
1 3 м а я 2 0 0 0 г. – 7 Ф О 1 9 я н в а р я 2 0 1 0 г. – 8 Ф О
4.Типы субъектов Российской Федерации § 9 краёв § 46 областей § 2 города
федерального значения § 21 республика § 1 автономная область § 4 автономных
округа Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких
субъектов 83. Государственно—территориальные образования Национально—
территориальные образования
5.Работа по к/карте: обведите границы и подпишите все субъекты РФ
6.Заполните таблицу «Административные единицы и их центры
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме «Определение поясного времени для разных городов России»
Цель: формирование умений определять местное и поясное время, разницу во времени
между различными городами.
Оборудование: рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва — 10 ч.
Якутск — ?
Последовательность выполнения задания:
1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва — во 2—м, Якутск — в 8—м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
8 — 2 = 6:
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
10 + 6 = 16.
Ответ: в Якутске 16 ч.
Выполнить самостоятельно .
1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске—Камчатском 8 ч
вечера.
2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч. 1. Определите
разницу во времени между городами а) Екатеринбург и Верхоянск, б) Магадан и
Иркутск. В каких часовых поясах находятся эти города?
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
3. В Чите 18 ч. определить поясное время в Москве.
Дополнительные задания
1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы
перелетим из 3—го часового пояса в 8—й? в 1—й?
2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а
при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
3. Чем отличается поясное время от декретного?
4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом
поясе (2—ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно
было послано из Владивостока I января?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых»
Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные
закономерности.
Оборудование: тектоническая, геологическая, физическая карты России, атлас за 8
класс.
Инструктивная карточка
1. Заполните таблицу, рассмотрев пример Западно—Сибирской низменности.
Тектонические
структуры, зале—
гающие в основании
территории
Вывод о связи тектонического
строения с рельефом и полезными
ископаемыми
2. Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Русской
равнины по следующему плану:
1) Где находится территория?
2) К какой тектонической структуре приурочена?
3) Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это
отразилось в рельефе?
4) Как изменяются высоты по территории?
5) Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они
создали?
6) Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?
Задание 3. Дайте характеристику рельефа своей местности. Объясните осо—
бенности. Оцените влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Дайте оценку
минерально—сырьевых ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
по теме «Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны»
Цель: Изучить закономерности распределения солнечной радиации, температур и
осадков по территории нашей страны, объяснить выявленные закономерности
Оборудование: климатические карты России, атлас за 8 класс, рисунки в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Пользуясь картами и рисунками в учебнике и в атласе проанализируйте закономерности
распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для
различных территорий России.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Суммарная солнечная
радиация
Среднегодовое кол
—во
осадков
Оценка
климатических
условий
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме «Определение по синоптической карте особенностей
погоды для различных пунктов. Составление прогноза
погоды»
Цели: I. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для
различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего
слоя тропосферы — погоду.
Оборудование: синоптические карты России
Инструктивная карточка
1. Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой
климат более благоприятный для жизни человека.
2.
1. Температура воздуха,
средняя, максимальная,
минимальная.
3. Облачность; если есть
осадки, то какие
4. Какой атмосферный
фронт оказывает влияние
на состояние погоды,
воздушные массы
5. Характеристика
климата.
Практическая работа№8:
Тема: «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
Цель: рассмотреть способы адаптации человека к разнообразным климатическим
условиям
1.Беседа
Что такое «адаптации»? (Приспособление организма к природной среде)
В каком климатическом поясе мы живем? Что характерно для данного климата? Какое
влияние оказывает климат на человека? Климат определяет для человека:
характер жилья и одежды;
характер питания;
расселение человека
уровень развития производительных сил;
внешний облик (строение глаз, цвет кожи, форма носа, рост и телосложение и т.д.)
на самочувствие человека.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
2.Заполнение таблицы
Приспособление человека к климатическим условиям
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме «Составление характеристики одной из рек с использованием
климатических карт и климатограмм»
Цель: развитие умений давать характеристику рекам,
используя карты и другие источники информации.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс,
дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Дайте определения следующих понятий:
«питание реки» —
«режим реки» —
«годовой сток реки» —
«падение реки» —
2. Дайте характеристику одной из рек России по плану:
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну какого океана принадлежит.
4. Источники питания.
5. Режим реки.
6. Падение и уклон реки.
7. Характер течения.
8. Хозяйственное использование.
9. Проблемы экологии и возможные пути их решения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме
«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с
ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа
и климата»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды».
2. Формирование умений выявлять закономерности размещения разных видов вод
суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
3. Формирование умений определять причинно—следственные связи.
4. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
5. Формирование умений работать с различными источниками информации.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
сравнивать.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Определите понятие «опасные природные явления», связанные с темой
«Внутренние воды».
2. Перечислите виды вод суши, расположенные на территории объекта*.
3. Перечислите виды опасных природных явлений, происходящих на территории
объекта*.
4. Определите размещение вод суши на территории другого субъекта РФ, сравните с
полученными результатами на территории объекта*.
5. Определите главные закономерности размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
6. Определите причинно—следственные связи (объясните полученные
закономерности).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.
по теме «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
2. Формирование умений определять причинно—следственные связи, давать
характеристику по плану.
3. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
4. Формирование умений работать с различными источниками информации.
5. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
прогнозировать, выполнять оценочные действия.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный
кадастр».
2. Дайте характеристику водным ресурсам по плану:
а) значение;
б) категория по степени исчерпаемости;
в) составные части;
г) распространение по территории;
д) пути и способы рационального использования.
3. Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на
жизнь и хозяйственную деятельность человека.
4. Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную
деятельность человека? Почему?
5. Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность
человека? Почему?
6. Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории
объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.
7. Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на
территории объекта*.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.
по теме
«Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования»
Цель: сформировать представление о почвах края
Оборудование: Атлас РТ края, энциклопедия алтайского края, почвенная карта России.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите почвенную карту и подготовьте материал по анализу почв;
а) какие почвы есть в крае;
б) какова их география;
в) какие преобладают, почему.
2. Оцените почвы края по плодородию.
3. С чем связаны проблемы их оскудения?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.
по теме « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при
заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
Цели:
1. Формирование понятия «природные ресурсы».
2. Закрепление понятий по изученным темам.
3. Закрепление знаний о природных компонентах, их взаимообусловленность.
4. Формирование умений определять причинно—следственные связи, зависимости
между природными компонентами и природными ресурсами.
5. Формирование умений переводить письменную информацию в схему.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
«Природные ресурсы – это важнейшие компоненты природной среды, которые
непосредственно используются людьми в самых разных целях, но особенно в
производстве, служат его сырьевой и энергетической базой»
1. Определите зависимость между природными компонентами в природной зоне
(по выбору) и оформите результаты работы в виде схемы природного комплекса
(ПК), указав стрелками выявленные взаимосвязи.
2. Подчеркните или выделите цветом природные ресурсы ПЗ.
3. Сделайте выводы:
а) о зависимости между компонентами природы;
б) о зависимости между компонентами природы и природными ресурсами.
в) о изменении растительного и животного мира при антропогенном
вмешательстве.
Ход работы:
1. Используя представленный шаблон, охарактеризуйте
изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления
климата на
планете, спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата
Изменение годового кол—
ва осадков
______________
Изменение внутренних
вод______
Изменение
растительности_________
Изменение животного
мира______
2. Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонен
тами природы причинно—следственные связи;
3. Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависи
мости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
по теме
«Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления
взаимосвязей между ними в разных природных зонах»
Цели: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации
для решения практических задач.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать
самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере зоны степей.
2. Результат работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в
табличной форме.
Годовое
количество
осадков
Практическая работа 15:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт,
анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и
размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны,
относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской
языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России.
В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города—миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются
особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните
причины различий показателя плотности населения для разных регионов
России.
Практическая работа 16:
Определение и анализ основных статистических показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать
представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской
Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный
показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002
года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний
период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время.
Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи
населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей
области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации.
Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях
естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните
его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста
населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав
населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, заполните таблицу.
Численность городского
населения
Доля городского
населения
Численность сельского
населения
Практическая работа 17:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных
отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного
состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Субъекты федерации,
соответствующие ареалу
расселения
Русские
Украинцы
Белорусы
Немцы
Чеченцы
Кабардино—
балкарцы
Ингуши
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью
коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения
нашей страны.
Практическая работа 18:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной
структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать
информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России
сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена
добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные
районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 19:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать
представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Отрасли, входящие в
комплекс
Осуществление работ по
получению, хранению,
распространению научных знаний
Обеспечение вооруженных сил
новейшей военной техникой,
вооружениями, боеприпасами
Танкостроение,
самолетостроение,
радиотехническая
промышленность и т.д.
Обеспечение всех отраслей
экономики разнообразными
машинами и механизмами
Приборостроение,
судостроение,
автомобилестроение,
тракторостроение,
электроника и др.
Производство и распределение
энергии в разнообразных видах и
формах
Нефтяная, газовая, угольная
промышленность,
электроэнергетика
Металлургический,
химико—лесной
Производство конструкционных
материалов и химических веществ
Черная и цветная
металлургия, химическая
промышленность
лесоперерабатывающая
промышленность и др.
Производство, переработка и
доведения до потребителя
сельскохозяйственной продукции
Растениеводство,
животноводство, пищевая
промышленность, легкая
промышленность
Оказание разнообразных услуг
Транспорт, связь,
образование,
здравоохранение, банковские
услуги, ЖКХ и др.
Практическая работа 20:
Оценка природно—ресурсного потенциала России, проблем и перспектив
его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с
помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал
учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно—ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 21:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника,
справочных материалов с целью определения основных районов размещения
растениеводства и животноводства, определение факторов специализации
отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
1.Пшеница
а) озимая
б) яровая
Теплый климат,
увлажнение
Лесостепная и
степная зоны
Теплый климат,
увлажнение
степная зона,
предгорные
районы
Умеренный климат
увлажнение
Густонаселенные
районы
Лесная зона,
лесостепная
зона
Теплый климат,
увлажнение
Степная зона и
предгорные
районы
2.КРС
а) мясное
б) молочное
Лесостепь и
степь.
Лесная зона
Густонаселенные
Районы,
пригородные
районы
Лесная зона,
лесостепь,
степь
Не требовательны к
влажным кормам
(нужен корм ягель)
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов
России?