Повреждена упаковка в транспортной компании

Перевозка, повреждение,
ненадлежащая упаковка груза, кто должен упаковать груз, перевозчик или
отправитель, кто несет ответственность за повреждение груза в случае
ненадлежащей упаковки? Эти и другие вопросы могут возникнуть у человека,
который собирается перевозить груз с помощью привлечения транспортной компании.

Как правило, отправитель может
самостоятельно упаковать груз, а может поручить это перевозчику или иной
сторонней организации.

Важно понимать, что перевозчик несет ответственность за
сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи
грузополучателю
, если не докажет, что
утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки
груза.

Но в случае, если перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз или в момент
принятия от отправителя груза недостатки были явными либо известны перевозчику
из представленной отправителем документации, но перевозчик не сделал
соответствующих оговорок в перевозочной документации (к примеру, транспортная
накладная), то перевозчик безоговорочно несет ответственность за порчу груза
из-за ненадлежащей упаковки
.

Перевозчик
обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или
повреждением груза, в том числе возникшего вследствие случайного возгорания
транспортного средства, ДТП, противоправных действий третьих лиц, например,
кражи груза.

Груз должен быть упакован
с учетом его особых свойств.
При приеме груза в мягкой упаковке, не обеспечивающей
сохранность и целостность при перевозке, делается дополнительная упаковка груза,
таким образом, чтобы
исключить
возможность его повреждения, при обычных мерах обращения (перевозке, разгрузке
и т.д.). Грузы, требующие особого условия хранения и перевозки, должны содержать
соответствующую маркировку. Упаковка ценных грузов, должна быть опломбирована.

Транспортные компании предъявляют
требования к упаковке грузов, обязательные
к исполнению отправителями. Например:
целостность тары и упаковки, характер
упаковки должен соответствовать грузу, его весу, объему, размерам. Внутритарные
вложения должны быть уложены плотно, и не содержать пустот. Тара (металлическая,
стеклянная, керамическая, пластмассовая и другая) должна полностью обеспечивать
сохранность содержимого, однако груз в такой таре подлежит обязательной
дополнительной упаковке.

В момент получения груза
получатель, при обнаружении повреждений упаковки, вправе составить акт о
повреждении упаковки, либо сделать соответствующую отметку в договоре перевозки
груза, как правило
,
договор перевозки груза для личных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, подразумевает под собой и договор и акт
сдачи-приемки груза.

Так или иначе, отправитель груза или
получатель в случае повреждения груза, вправе обратиться в адрес перевозчика с
претензией и потребовать возмещения ущерба, а в некоторых случаях и стоимости
услуг по перевозке груза. Если перевозчик не ответил на претензию или ответил отказом,
то можно идти в суд, где кроме требований, указанных в претензии, истец вправе
предъявить иные требования в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Будьте бдительны, пользуйтесь услугами
проверенных транспортных компаний.

Информация подготовлена консультационным пунктом филиала

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г.
Норильске

                                                           с помощью материалов, размещенных в
информационно-правовой системе «Гарант»

Отправитель vs перевозчик: кто ответит за порчу груза

Истории

Перевозчик из Ульяновска вёз груз заказчика. В пункте назначения выяснилось, что груз по дороге повредился. Завязался спор, кто платит за повреждение: перевозчик, который небрежно ехал, или отправитель, который плохо упаковал товар. Ответы нашлись в законе о грузоперевозках.

Поехали и приехали

Транспортная компания «Логистика» нанимает перевозчика Краснова для доставки груза своего клиента. Ему нужно доставить партию автомобильных крыш из Московской области на склад в Ульяновске. В назначенное время Краснов подгоняет машину к клиенту «Логистики» на погрузку. Отправитель упаковывает крыши в полиэтилен и грузит в машину, Краснов пломбирует кузов и благополучно доставляет груз в пункт назначения.

Транспортные компании берут заказы на организацию перевозок. Иногда доставляют грузы своим транспортом, а иногда нанимают стороннего перевозчика на конкретный маршрут. Во втором случае перевозчик отвечает перед транспортной компаний, а транспортная компания отвечает перед клиентом.

На складе при разгрузке выясняется, что в пути полиэтилен местами порвался, и часть крыш помялась. Выгрузку снимают на видео. Целые крыши получатель принимает, а на испорченные составляет коммерческий акт и акт о расхождениях. Каждая крыша стоит 8600 ₽, пять штук приехали с повреждениями — это 43 000 ₽. «Логистика» организует обратную перевозку брака и тратит на это 3000 ₽.

«Логистика» наняла Краснова как профессионального перевозчика, поэтому теперь хочет возместить потери. Она считает, что крыши повредились от тряски в пути и требует с Краснова оплатить ущерб и обратную перевозку — всего 46 000 ₽. Краснов считает, что крыши помялись от хилого полиэтилена, и отказывается платить. Тогда транспортная компания подаёт на перевозчика в суд.

С заботой о грузе

Представитель «Логистики» показывает в суде договор с Красновым на перевозку. Там чёрным по белому написано, что перевозчик несёт полную материальную ответственность за потерю, кражу и повреждение груза в пути. А ещё он обязан проверить упаковку и закрепить груз в машине. 

Краснов в суд не приходит, но в письменном отзыве настаивает, что это отправитель плохо упаковал крыши, поэтому они и помялись.

Суд разруливает так. Перевозчик — профессионал в своём деле. Его задача — довести груз целым. Для этого он должен сделать всё от него зависящее. Ясно, что груз может повредиться от тряски в транспорте. Защитить его от тряски должен перевозчик. Краснов с этим справился плохо. Перевозчик не несёт ответственности, только если спасти груз было не в его власти. Но это не случай Краснова.

Краснова обязывают заплатить 43 000 ₽ за помятые крыши, 3000 ₽ за их обратную перевозку и 2000 ₽ госпошлины за обращение транспортной компании в суд.

Краснова не устраивает решение, и он подаёт апелляционную жалобу.

Упаковка наше всё

Апелляционный суд заново смотрит дело. В заседание уже приходят представители не только от «Логистики», но и от Краснова.

Представитель Краснова подробно проговаривает, что обязанность упаковать груз лежала на клиенте «Логистики», а не на перевозчике. На видео со склада видно, что крыши помяты не только в местах дыр на полиэтилене, но и под ним. Упаковка просто оказалась не под груз. Отправитель не сообщил Краснову особенности груза, а плёнка на первый взгляд была вполне надёжной.

Грузоотправитель обязан упаковать груз так, чтобы обеспечить его сохранность в пути и не повредить транспорт перевозчика (п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта № 259-ФЗ).

Грузоперевозчик отвечает за повреждение плохо упакованного груза только если:

— принял на себя обязанность самостоятельно упаковать груз;

— при погрузке было видно, что упаковка повреждена или явно не подходит данному типу груза (п. 22 Постановления Пленума ВС № 26)

Представитель «Логистики» повторяет про всепоглощающую ответственность перевозчика. Но апелляционный суд не соглашается ни с ним, ни с коллегами из первой инстанции.

Краснов не обязался сам упаковать груз. За надёжность упаковки отвечал отправитель. Перевозчик сделал всё как надо: был на погрузке, опломбировал кузов и бережно довез груз в пункт назначения. При разгрузке пломба была целой и машина тоже. А вот полиэтиленовая плёнка не выдержала. Крыши повредились из-за плохой упаковки. Перевозчик Краснов не виноват и не должен платить за повреждённый груз. Судьи отменяют решение суда первой инстанции.

Транспортная компания пишет жалобу в кассацию, но проигрывает. Как последний шанс — жалуется в Верховный Суд, но там даже не принимают жалобу.

Мы изменили фамилию и название участников этого дела.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Судебные дела

Статья по теме: Буквы в цифру: как компания не признала ЭДО и отказалась платить контрагенту

Буквы в цифру: как компания не признала ЭДО и отказалась платить контрагенту

Истории · 23 March

Две уральские компании заключили договор на установку системы контроля доступа в помещение. Пока шли работы, все документы они подписывали электронно. Когда наступил момент рассчитываться, заказчик стал тянуть с деньгами. Исполнитель пошёл в суд. В суде заказчик сказал, что на электронные документы не соглашался, а бумажные не подписывал.

Статья по теме: Сувенир или защита от дождя: как покупатель зонтов спорил с поставщиком

Статья по теме: Как бывшие партнёры делили автосервис

Как бывшие партнёры делили автосервис

Истории · 23 March

Приятели открывают автосервис и развивают его в сеть, но через 10 лет ссорятся. Первый партнёр выводит из общей фирмы активы и открывает что-то своё. Второй тут же подаёт в суд на исключение теперь уже бывшего партнёра из общей фирмы. Узнайте подробности и финал истории.

Статья по теме: Как клиент бился за право съесть принесённый в ресторан бургер

Статья по теме: Схватка за орехи: как фирма требовала у таможни 2,5 миллиона за испортившийся товар

Статья по теме: Пропавший аквариум: как спорили рыбный ресторан и подрядчик

Пропавший аквариум: как спорили рыбный ресторан и подрядчик

Истории · 23 March

Ресторан готовил блюда из морепродуктов и арендовал аквариум, чтобы стилизовать интерьер. Потом заведение закрылось, а через восемь месяцев владелец получил иск от подрядчика почти на полмиллиона. С требованием компенсации за аквариум и платы за восемь месяцев аренды — ведь договор продолжал действовать.

Статья по теме: Как предпринимательница доказывала, что перешла на УСН

Как предпринимательница доказывала, что перешла на УСН

Истории · 23 March

Женщина открыла ИП и подала заявление на упрощённую систему налогообложения. Через год в налоговой сказали, что заявления не видели, поэтому они считают налоги по общей системе налогообложения. Предпринимательница возмутилась и пошла в суд.

Статья по теме: Свет за миллион: как питерский киоск обвинили в самовольном подключении к электросети

Статья по теме: Как тюменская компания получила вычет НДС за бензин по чеку

Как тюменская компания получила вычет НДС за бензин по чеку

Истории · 23 March

Предприниматели платят НДС с разницы между выручкой от продажи товара и затратами на его производство или закупку. При этом налог можно уменьшить на НДС, выставленный поставщиком. Рассказали про случай, когда компания добилась вычета по расходам на бензин на основе чеков с заправки.

Статья по теме: Полиция против глинтвейна: как ресторан штрафовали за алкоголь на веранде

Статья по теме: Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками

Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками

Истории · 23 March

В 2015 году компания разместила на городском баннере вакансию на языке программирования. Баннер заметили в антимонопольной службе и сказали убрать, чтобы реклама на иностранном языке не сбивала с толку людей. Компания не послушалась и стала спорить: суды длились год, дело прошло три инстанции, по нему высказались восемь разных экспертов. Рассказали, чем всё кончилось.

Статья по теме: Спорная вывеска: как магазин выиграл суд у Роспотребнадзора из-за ошибки инспекторов

Статья по теме: Как арендатор и арендодатель спорили, кто платит за случайно разбитое окно

Статья по теме: Битва за барную стойку: как бывший арендатор спасал оборудование кальянной

Статья по теме: Как магазин, покупатель и поставщик спорили, по чьей вине утонул лодочный мотор

Статья по теме: Кот в мешке: как бизнесмен пытался вернуть продавцу салон красоты

Статья по теме: Как две гостиницы для кошек поспорили из-за дизайна

Как две гостиницы для кошек поспорили из-за дизайна

Истории · 23 March

Владелец московской гостиницы для кошек увидел сайт коллег из Питера со схожими кошачьими номерами и захотел получить компенсацию за авторский дизайн. Узнайте, кто выиграл в этом споре.

Статья по теме: Деньги с потолка: как магазин получил компенсацию за потоп

Статья по теме: Охота за багами: как разработчик и заказчик спорили о качестве работ

Охота за багами: как разработчик и заказчик спорили о качестве работ

Истории · 23 March

Бывает, исполнитель вроде работал, но результат заказчика не устраивает. Именно так случилось с обновлением сайта одной компании. Разработчик отказался возвращать деньги, и дело завертелось в суде. Узнайте, на чью сторону встал суд и как выставлять исполнителю претензии.

Статья по теме: Как предприниматель заставил бывшего владельца ООО платить по долгам компании

Статья по теме: Бес попутал: жулик из Роспотребнадзора

Бес попутал: жулик из Роспотребнадзора

Истории · 23 March

Проверка это всегда неприятно, но не повод для паники. В нашей истории предприниматель взял себя в руки и правильно себя повёл. В результате паниковать пришлось самому проверяющему.

Статья по теме: Коронный аргумент: как питерское бистро отбивалось от неустойки

Коронный аргумент: как питерское бистро отбивалось от неустойки

Истории · 23 March

Владелец питерского кафе не смог расплатиться за поставку и закрыл кафе в первую волну коронавируса. Поставщик подал в суд и добавил к долгу неустойку. Узнайте, счёл ли суд ситуацию форс-мажором и заставил ли предпринимателя платить.

Статья по теме: Франшиза раздора: история о не случившейся сетевой кофейне

Статья по теме: Четверть миллиона за шулерство с контекстной рекламой

Четверть миллиона за шулерство с контекстной рекламой

Истории · 23 March

В Ставрополе медицинский центр вбил своё название в Гугле и попал на сайт конкурента. Обвинение в нечестном переманивании клиентов закончились чередой судебных разбирательств. Узнайте подробности этой истории, чтобы не попасть в неприятности из-за ключевых слов в контекстной рекламе.

Статья по теме: Битва за «Россию»: как фирма с налоговой за своё название боролась

Битва за «Россию»: как фирма с налоговой за своё название боролась

Истории · 23 March

Краснодарская налоговая потребовала, чтобы компания «Акварос» сменила название. Мол, в нём зашифровано слово «Россия», чтобы создать ощущение, будто фирма связана с государством. Компания начала сопротивляться, да так, что суду пришлось призвать на помощь филологов.

Статья по теме: Вернуть интернет-банкинг через суд: реальные истории бизнесменов

Статья по теме: Газели за решёткой: борьба с халатностью приставов

Газели за решёткой: борьба с халатностью приставов

Истории · 23 March

Приставы забрали у предпринимателя две газели якобы за долги по налогам. Чтобы их вернуть и получить компенсацию потерянной прибыли, ему пришлось бороться с системой три года. В статье рассказываем, как так получилось и чем всё закончилось.

Статья по теме: Чужой долг: суровый челябинский бизнес

Чужой долг: суровый челябинский бизнес

Истории · 23 March

Компания подписывает с предпринимателем договор на поставку кваса и регулярно его отгружает, пока долг за товар не достигает 2 млн рублей. В суде банальная, на первый взгляд, ситуация превращается в мексиканский сериал про семейный бизнес и цену человеческой доверчивости.

Статья по теме: Как бывшие подруги парикмахерскую делили

Как бывшие подруги парикмахерскую делили

Истории · 23 March

Открыть бизнес на пару с подругой — отличная идея или опасный шаг? В этой истории две разругавшиеся девушки попытались через суд выгнать друг друга из общего ООО. Что из этого вышло, рассказываем в статье.

Статья по теме: Бессрочная рассрочка по-дагестански

Бессрочная рассрочка по-дагестански

Истории · 23 March

Знакомая берётся помочь предпринимательницам распродать шубы, но когда устная сделка растягивается во времени, новый канал сбыта уже не греет душу.

Статья по теме: Алименты под прикрытием бизнеса

Алименты под прикрытием бизнеса

Истории · 23 March

В Белгородской области владелец компании обвиняет индивидуального предпринимателя в непорядочности. Мол, отправил деньги по устному договору поставки, а товаров и услуг так и не дождался. Он требует вернуть деньги, но в суде вдруг вскрывается семейная драма.

Статья по теме: Провальная аренда и ремонт в подарок

Провальная аренда и ремонт в подарок

Истории · 23 March

В Омске предприниматель арендовала помещение и сделала ремонт. Когда съехала, спросила с собственницы компенсацию. Ремонт остаётся, в помещении стало лучше, ведь логично заплатить за это? Оказалось, всё не так однозначно.

Статья по теме: Допрыгался до инвалидности: посетитель против батутного центра

Допрыгался до инвалидности: посетитель против батутного центра

Истории · 23 March

Продавать острые ощущения — отличный бизнес. Но тут всплывает вопрос безопасности. Где ответственность предпринимателя кончается, а клиента — начинается? Из-за неудачного прыжка посетитель батутного центра в Сыктывкаре получает инвалидность и больше не может зарабатывать. Узнайте, кого суд посчитал виноватым.

Статья по теме: Как оренбургский пивовар едва не разорил чужой водочный завод

Как оренбургский пивовар едва не разорил чужой водочный завод

Истории · 23 March

Пивовар из Оренбургской области решил перейти на более горячительные напитки и даже нашёл партнёра — директора местного ликёро-водочного завода. Но тот недолго потирал руки от выгодной сделки. Всё закончилось месячным простоем завода, долгами и судом.

Статья по теме: Известный доктор против лечебного центра

Известный доктор против лечебного центра

Истории · 23 March

В Саратове массажный центр использовал в рекламе имя известного врача. Но оказалось, что за именем стоит запатентованная методика, а центру грозит штраф за недобросовестную конкуренцию.

Статья по теме: Меняю бизнес на судимость

Меняю бизнес на судимость

Истории · 23 March

Предприниматель из Краснодарского края задумал продать свой спортивный зал на «Авито». Вместо денег ему предложили квартиру в Краснодаре или Анапе на выбор. Стороны ударили по рукам, и тут всё закрутилось: сделка, договор, взаимные упрёки и наконец судимость.

Статья по теме: Маркетинговые войны двух бурятских копи-центров

Маркетинговые войны двух бурятских копи-центров

Истории · 23 March

Ковалёва открыла свой копи-центр рядом с точкой бывшего начальника. Она пыталась увести клиентов, а он пожаловался в антимонопольный комитет. Рассказываем, с чего начался конфликт и чем всё закончилось.

Статья по теме: Судебная обломовщина: как два московских ресторана название делили

Статья по теме: Шаурма на пляже: жители Казани против аквапарка

Статья по теме: Дело чести: бизнесмена посчитали аферистом

Дело чести: бизнесмена посчитали аферистом

Истории · 23 March

Целый год бизнесмен из Калининграда боролся за право открыть ООО. Налоговая посчитала его массовым учредителем и отказалась регистрировать компанию. О том, как это было и чем закончилось.

Статья по теме: Грязные деньги: 15 миллионов за махинации с налогами

Грязные деньги: 15 миллионов за махинации с налогами

Истории · 23 March

Во время проверки в компании «Чистый дом» налоговая находит нестыковки в документах и начинает копать. Выясняется, что компания незаконно использует УСН, выводит деньги и скрывает сотрудников. Её штрафуют на 15 000 000 ₽, но компания идёт в суд и давит на жалость.

Статья по теме: Роковая толстовка с коноплёй: полицейские против продавца одежды

Статья по теме: Дело на 600 000 рублей: бумажный стаканчик с хохломой

Статья по теме: Семейный подряд против налоговой

Семейный подряд против налоговой

Истории · 23 March

У семейной пары две похожие фирмы, которые торгуют между собой. Супругов обвиняют в создании схемы, чтобы платить меньше налогов. Они не согласны. Что скажет суд?

Статья по теме: Битва за Аббу: бизнесмен из Кинешмы против музыкального гиганта

Статья по теме: Приказано уничтожить: уголовное дело за продажу кроссовок

Статья по теме: Битва за целомудрие: чиновники против учительницы в чулках

Статья по теме: Кошмар на улице Блюхера: прокуратура против организатора квестов

Статья по теме: Полицейская провокация: белгородский компьютерщик против сотрудников МВД

Статья по теме: Дело на 240 000 рублей: фотографии суши

Дело на 240 000 рублей: фотографии суши

Истории · 23 March

История о предпринимателе, который случайно обнаружил фото со своего сайта в меню службы доставки японской еды. Поначалу он пытался договориться с воришкой, а потом пошёл в суд.

Ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза, произошедшее после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, предусмотрена пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации [далее – ГК РФ], а экспедитора – пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД]. Там же указано, что перевозчик и/или экспедитор освобождается от ответственности, только если докажет, что повреждение (порча) груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Для правильного толкования этих норм существенное значение имеют сформулированные судебной практикой позиции.

Так, в разделе 1 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) [далее – ОСП ВС] разъяснено, что перевозчик отвечает за повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай (случайный вред), если иное специально не предусмотрено законом. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности могут быть только такие обстоятельства, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми. В частности, столкновение автомобиля перевозчика и автомобиля третьего лица, повлекшее повреждение груза, не считается таким обстоятельством, поскольку коммерческая организация, как профессиональный перевозчик, не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Вместе с тем перевозчик не несет ответственности за повреждение (порчу) груза, произошедшее ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз [разд. 2 ОСП ВС].

В разделе 1 «Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) [далее – ОСП 5ААС] отмечено, что непроявление экспедитором должной осмотрительности при приемке и размещении груза (в частности, принятие упакованного груза лишь по внешнему осмотру, без взвешивания и проверки количества и состояния содержимого внутри упаковки) не освобождает его от ответственности.

Между тем на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял ручательство за исполнение договора перевозки [разд. 9 ОСП ВС]. Экспедитор также отвечает за повреждение (порчу) груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик) [разд. 8 ОСП ВС]. Причем наличие у грузоотправителя права требовать возмещения непосредственно с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований грузоотправителя к экспедитору, если последний тоже несет ответственность за сохранность груза [разд. 10 ОСП ВС].

Согласно действующему законодательству, груз считается получен неповрежденным (при отсутствии доказательств обратного), если во время выдачи груза получатель не уведомил экспедитора в письменной форме о повреждении (порче) груза и не указал общий характер повреждения (порчи) [п. 1 ст. 8 ЗоТЭД]. Если повреждение (порча) груза не могло быть установлено при приеме груза обычным способом, то уведомление экспедитору должно быть сделано не позднее чем в течение 30-ти календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором [п. 2 ст. 8 ЗоТЭД]. В части 1 раздела 7 «Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров по договорам транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Седьмого арбитражного апелляционного суда 30.06.2014) [далее – ОСП 7ААС] разъяснено, что обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий несовершения подобных действий. В случае непредоставления получателем документов, свидетельствующих о том, что при приемке груза обычным способом не могла быть установлена недостача (либо порча), в удовлетворении его требований может быть отказано.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза выражается, прежде всего, в обязанности возместить реальный ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости [абз. 3 п. 2 ст. 796 ГК РФ]. Экспедитор тоже обязан возместить реальный ущерб за повреждение (порчу) груза, но в более дифференцированном размере, а именно:

— если груз принят для перевозки с объявлением ценности, то в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности [подп. 3 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД];

— если груз принят для перевозки без объявления ценности, то в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной стоимости груза [подп. 4 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД]. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары [абз. 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ], конкретнее – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования (либо в день принятия судебного решения, если требование не было добровольно удовлетворено) [п. 6 ст. 7 ЗоТЭД].

Как следует из судебной практики, при установлении факта повреждения (порчи) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить [разд. 4 ОСП ВС]. Размер ущерба должен определяться из объявленной стоимости переданного к экспедированию груза, а при ее расхождении с рыночной стоимостью – исходя из пропорционального соотношения объявленной и рыночной стоимости с учетом принципов разумности и справедливости [разд. 3 ОСП 5ААС].

Кроме того, перевозчик обязан возвратить провозную плату, взысканную за перевозку поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза [п. 3 ст. 796 ГК РФ]. В договоре транспортной экспедиции тоже может быть установлено условие, обязывающее экспедитора возвратить клиенту уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) в размере, пропорциональном стоимости поврежденного (испорченного) груза [п. 3 ст. 7 ЗоТЭД].

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением вознаграждения, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с произошедшим по вине экспедитора повреждением (порчей) груза [п. 4 ст. 7 ЗоТЭД]. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. При определении размера упущенной выгоды действует принцип реальности доходов, которые потерпевший рассчитывает получить при обычных условиях гражданского оборота. Если представленный расчет является вероятностным и составлен без учета расходов, которые клиент понес бы в условиях гражданского оборота [ч. 1 разд. 6 ОСП 7ААС].

Важно помнить, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ] предусматривают несколько различающиеся порядки предъявления претензий к перевозчикам.

Так, претензия к перевозчику груза автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза железнодорожным транспортом должна быть предъявлена в течение 6-ти месяцев, которые исчисляются со дня выдачи поврежденного (испорченного) груза. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].

В свою очередь, для предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, не является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Тем не менее, по усмотрению потребителя, претензия к экспедитору может быть предъявлена в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].

Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный) срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].

Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного повреждением (порчей) груза, – со дня выдачи груза [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].

Для исков к экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].

Между тем из судебной практики известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается [разд. 17 ОСП ВС].

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [далее – ПП ВС] разъясняет, что дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей (граждан, заказывающим услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), подведомственны судам общей юрисдикции. Согласно установленным частью 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [далее – ГПК РФ] и пунктом 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [далее – ЗоЗПП] правилам подсудности, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения ответчика либо его филиала или представительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Однако из этого преференциального для потребителя правила предусмотрено исключение: иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки груза, предъявляются в суд по адресу перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия [ч. 3 ст. 30 ГПК РФ, п. 22 ПП ВС].

Тем не менее, законодательство освобождает потребителей и иных истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, от уплаты государственной пошлины (при цене иска не более 1 млн. руб.) [п. 3 ст. 17 ЗоЗПП], а также дополнительно содержит особые способы защиты прав потребителей, в том числе, в виде компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем (перевозчиком, экспедитором) прав потребителя [ст. 15 ЗоЗПП], и взыскания с исполнителя штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований [п. 6 ст. 13 ЗоЗПП].

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 796 ГК РФ

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Повреждение груза транспортной компанией в ходе реализации логистических мероприятий — одна из распространенных ситуаций, возникающих у сторон договора. Для объективного расчета размера убытка и ответственной стороны следует выполнять грамотные меры для фиксации случившегося инцидента. В ходе этого процесса лучше привлекать третью сторону.

Документальное удостоверение повреждения груза

Деформированный, сломанный груз — это обычно долгие и неприятные разбирательства. Причины несохранности при перевозках наливных грузов бывают различные. Если причиной повреждения предмета стала авария, в которой транспортная компания не имеет виды, то ответственность за сохранность груза все равно ложится на него. В некоторых случаях вина перевозчика неоспорима, но существуют моменты, при которых исполнитель имеет право воспользоваться презумпцией невиновности. Задача компании в подобной ситуации — доказать, что утрата или недостача продукции является результатом внешних обстоятельств, которые она не могла исключить и предотвратить.

Каждая отдельная ситуация — это определенный перечень доказательств, и чем их больше, тем проще доказать свою невиновность. Одним из сопроводительных бумаг, прилагаемых к партии, считается CMR-накладная. В ней отражаются все замечания по качеству, состоянию, обнаруженные недочеты и прочие моменты. Также следует зафиксировать повреждения, найденные в ходе выгрузки посредством составления акта и отразить сведения о:

  • количестве или габаритах поврежденной партии;
  • виде проблем;
  • местах повреждений (тара или сам груз).

При необходимости водитель вносить поправки, после чего, акт подписывается сторонами. Копии документов передаются всем сторонам грузоперевозки. Наличие акта отмечается в CMR-накладной. Информация в двух документах не должна отличаться, все сведения должны быть аналогичными и максимально подробными. Акт заключается по установленным правилам, и также содержит краткую фиксацию обстоятельств, которые привели к бою или повреждению груза. Нужно обязательно отметить время и место составления акта.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная организация является официальной, с правовой точки зрения, структурой, которая оказывает обслуживание частным и физическим гражданам. Соответственно, ответственность, если случилась порча или утрата по вине транспортной фирмы, отражается законодательно, в соответствии с правовыми актами. Изначально законодательные структуры ориентированы на защиту пострадавшей стороны.

Если в ходе грузоперевозки со времени поступления товара на склад и до момента отгрузки, случилась его порча, частичная или полная утрата, у клиента имеются подтверждающие принятие груза фирмой документы в виде акта приема-передачи или соглашения, клиент имеет право в судах добиваться покрытия убытка. Ответственность перевозчики бывает следующей:

  • Если компания потеряла товар полностью или частично, она должна возместить владельцу цену утраченной продукции, что отражается в договоре.
  • Если перевозчик повредил груз в ходе транспортировки, величина компенсации бывает разной в зависимости от условия, можно ли возобновить груз или это сделать невозможно. В первом случае суд обязывает компанию уплатить разницу, на которую упала ценность груза, во второй ситуации, когда груз не подлежит возобновлению, компенсируется цена полностью.
  • Компенсации подлежит цена убытков клиента за оплату услуг фирмы по грузоперевозке.

Когда грузоперевозчик не несет ответственности

Освободить ответчика от покрытия убытка могут предоставленные доказательства, подтверждающие возникновение случая по обстоятельствам, не зависящим от транспортной компании. К таковым относятся стихийные бедствия, погодные катаклизмы, форс-мажорные ситуации, случающиеся в результате непредвиденных условий.

Повреждение груза транспортной компанией

Повреждение груза в процессе реализации логистических процессов — одна из наиболее частых и типичных проблемных ситуаций, возникающих у его участников, а обеспечение сохранности груза при перевозке — одна из основных задач.

В целях объективного определения размера ущерба и ответственной стороны по нему крайне важно предпринимать четкие и вполне конкретные меры для фиксации факта произошедшего инцидента и, желательно, с участием третьей стороны.

Независимый сюрвей повреждений – незаменимый инструмент для этих целей.

Повреждение груза

Решение проблемы повреждения груза для участников процесса

Грузоотправителю Грузоотправителю

При обнаружении повреждения груза в момент его выдачи перевозчиком, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.

  • Во-первых, не стоит откладывать осмотр груза «на потом». Груз необходимо осматривать непосредственно при выдаче, в противном случае доказать, что повреждения были получены именно при перевозке, будет практически невозможно.
  • Во-вторых, необходимо письменно зафиксировать полученные повреждения, перечислив их в соответствующем акте с участием перевозчика.
  • В-третьих, при наличии малейших сомнений в надлежащей фиксации состояния перевезенного имущества рекомендуется привлечь независимого специалиста, который на месте зафиксирует характер и степень повреждений с предоставлением отчета.

Грузополучателю Грузополучателю

Порядок действий грузополучателя в общем и целом совпадает с действиями грузоотправителя.

  • Необходимо максимально полно отобразить характер и степень повреждений, причиненных грузу со ссылкой на товаросопроводительные документы, во избежание дальнейших проблем, как с идентификацией груза, так и размером причиненного ущерба.
  • Необходимо произвести фотосъемку испорченного груза и, при возможности, видеосъемку с оформлением соответствующей отметки в транспортном документе.
  • Сюрвейерский отчет позволяет на старте устранить возможные разногласия и сократить сроки урегулирования возникшего убытка.

Перевозчику Перевозчику

Перевозчик несет ответственность за сохранность принятого груза до момента его выдачи.

Зачастую перевозчик при обнаружении повреждений груза отказывается от подписи в акте или отчете, считая, что отсутствие подписи может освободить перевозчика от ответственности за повреждение груза.

На самом деле это не так, и в случае отказа одной из сторон от участия в составлении документов, подтверждающих факт повреждения или отказа от подписания таких документов, вторая сторона вправе подписать документ в одностороннем порядке. В таком случае отказавшаяся сторона лишается возможности проверить объективность и достоверность изложенных данных и впоследствии их оспорить.

При составлении актов (отчетов) о состоянии груза каждая из сторон вправе привлекать к участию третью, независимую сторону или выражать свое несогласие с содержанием документов, письменно аргументируя свою позицию.

Экспедитору Экспедитору

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, которые могут освободить экспедитора от ответственности за порчу груза, среди них – ненадлежащая упаковка груза (за исключением случаев, когда поврежденный груз был упакован непосредственно экспедитором).

  • Также, как и перевозчик, экспедитор обязан присутствовать при фиксации факта повреждения груза. При этом акт, составленный без участия экспедитора или при условии его ненадлежащего уведомления будет являться недействительным.
  • При наличии повреждений упаковки при приеме груза к перевозке экспедитор обязан внести соответствующую отметку в накладную.
  • В случаях, когда при приемке нарекания к состоянию упаковки отсутствовали, точные причины повреждения груза уже после его выдачи поможет определить независимая экспертиза.

Страховщику Страховщику

Как правило в случае порчи груза при перевозке размер страховой выплаты определяется по результатам проведения сюрвейерского осмотра и независимой оценки.

  • В таких случаях оценка производится с точки зрения возможности или невозможности восстановления имущества, а также причин и обстоятельств получения повреждений. От этого напрямую будет зависеть размер страховой выплаты, а в ситуации, когда происшествие попадает в перечень изъятий по договору — в выплате будет отказано.
  • В остальных случаях, попадающих под определение страховых и оговоренных в договоре, страховщик произведёт выплату в размере, необходимом для осуществления ремонта, или в случае нецелесообразности или невозможности его осуществления — за вычетом стоимости годных остатков (если иной порядок не предусмотрен договором и правилами страхования).

Мы предлагаем услуги

 

СЮРВЕЙЕРСКИЕ УСЛУГИ damage survey

Под термином «сюрвей» подразумевается широкое направление не лицензируемой государством деятельности, связанной с инспекцией (осмотром) имущества. При этом сюрвейерские услуги востребованы вне зависимости от того, застраховано ли инспектируемое имущество.

Сюрвейер — человек, который что-либо инспектирует, обозревает, занимается установлением причин, характера и размера убытков застрахованного имущества при перевозке. Эта деятельность еще носит название расследования страхового случая или страхового расследования. Также этот специалист занят документальным оформлением происшествия, в результате которого возникли убытки, и, кроме того, он подготавливает необходимые материалы для оформления претензий с целью возмещения ущерба.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ УБЫТКОВ loss adjusting

Не имеет значения, каким именно транспортом — автомобильным, воздушным, водным или железнодорожным осуществлялась транспортировка, по факту которой произошла утрата или порча груза. В любом случае инцидент, наступивший вследствие противоправных действий третьих лиц (кража, хищение, мошеннические действия) или по иным объективным обстоятельствам (ДТП, пожар, авария при погрузке-выгрузке и т. д.), влечет за собой наступление убытков.

Подключившись на ранней стадии при выявлении убытка, лосс аджастер поможет контролировать и сократить вероятные потери Вашего бизнеса.

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 

25.05.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Первая стивидорная компания ростовский порт
  • Петрозаводская коммунальная компания отзывы
  • Парикмахерская лимон на елецком часы работы
  • Повышение квалификации управление компанией
  • Первая фруктовая компания в москве вакансии