Поставку детских игрушек в магазины страны z осуществляют три крупные компании

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Тип 9 № 20920

Спрятать пояснение

Пояснение.

Вычленим характеристики из текста задания.

три крупные компании — олигополия, 1.

поставку детских игрушек — рынок товаров, 5.

в магазины страны Z — местный рынок, 6.

Источник/автор: Иса Есиев

Спрятать пояснение

·

О проекте · Редакция · Правовая информация · О рекламе

© Гущин Д. Д., 2011—2023

9. Выбор верных суждений (Экономика)


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Экономические системы (традиционная, командная, рыночная экономика)

В городке Z поставку предметов бытовой химии в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и малые предприятия. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) местный рынок
3) олигополия
4) национальный рынок
5) избыток продукции
6) чистая (совершенная) конкуренция

Внимательно прочитав задание, поймем, что по видам товаров и услуг это потребительский рынок или рынок товаров (“поставку предметов бытовой химии»), по масштабу это местный рынок (“В городке Z ”), тип конкуренции — чистая конкуренция (“ множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и малые предприятия”)
Типы рынков по видам товаров и услуг:
— потребительский — рынок товаров и рынок услуг (обмен промышленными товарами, продовольствием, услугами)
— рынок информации (обмен высокими технологиями и продуктами духовной деятельности)
— рынок труда (на котором каждый человек может продать свой труд)
— финансовый рынок (на котором происходит движение денег, ценных бумаг, а также долгосрочных вложений — инвестиций) рынок жилья (к нему не относятся производственные сооружения)
Типы рынков по масштабу:
— мировой (охватывает нескольких стран)
— национальный (ограничивается пределами государства)
— региональный (представляет относительно самостоятельную часть внутреннего рынка, рынок какой-то области государства)
— местный рынок (рынок отдельного города, поселка)
Типы конкуренции производителей:
1) Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, на котором, многочисленные, независимые производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не способен контролировать цену (качество товара растет, цена падает, способствует внедрению технических достижений в производство, но влечет разорение многих производителей).
2) Несовершенная конкуренция:
— Монополия — тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует единственный продавец уникальной продукции; исключительное право на производство товара или услуги принадлежит одной фирме (подрывает конкуренцию, цена завышается, качество падает, отсутствуют стимулы к развитию и техническому совершенствованию).
— Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при котором рынок принадлежит нескольким крупным фирмам (3-5), между которыми сохраняется конкуренция. (Но между ними возможен сговор, что приведет к тем же последствиям, что и монополия).
— Монополистическая конкуренция — тип несовершенной конкуренции, при котором множество мелких фирм предлагающих схожую, но не идентичную продукцию, конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции

Ответ: 126

На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит

Внимательно прочитав задание, поймем, что по видам товаров и услуг это потребительский рынок или рынок услуг (“производитель электроэнергии»), по масштабу это региональный рынок (“На рынке области Z ”), тип конкуренции — монополия (“ представлен только один производитель”)
Типы рынков по видам товаров и услуг:
— потребительский — рынок товаров и рынок услуг (обмен промышленными товарами, продовольствием, услугами)
— рынок информации (обмен высокими технологиями и продуктами духовной деятельности)
— рынок труда (на котором каждый человек может продать свой труд)
— финансовый рынок (на котором происходит движение денег, ценных бумаг, а также долгосрочных вложений — инвестиций) рынок жилья (к нему не относятся производственные сооружения)
Типы рынков по масштабу:
— мировой (охватывает нескольких стран)
— национальный (ограничивается пределами государства)
— региональный (представляет относительно самостоятельную часть внутреннего рынка, рынок какой-то области государства)
— местный рынок (рынок отдельного города, поселка)
Типы конкуренции производителей:
1) Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, на котором, многочисленные, независимые производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не способен контролировать цену (качество товара растет, цена падает, способствует внедрению технических достижений в производство, но влечет разорение многих производителей).
2) Несовершенная конкуренция:
— Монополия — тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует единственный продавец уникальной продукции; исключительное право на производство товара или услуги принадлежит одной фирме (подрывает конкуренцию, цена завышается, качество падает, отсутствуют стимулы к развитию и техническому совершенствованию).
— Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при котором рынок принадлежит нескольким крупным фирмам (3-5), между которыми сохраняется конкуренция. (Но между ними возможен сговор, что приведет к тем же последствиям, что и монополия).
— Монополистическая конкуренция — тип несовершенной конкуренции, при котором множество мелких фирм предлагающих схожую, но не идентичную продукцию, конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции

Ответ: 235

Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банки предоставляют автокредиты на выгодных для клиентов условиях
2) доходы семей выросли за прошедший год
3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей
4) производитель активно рекламирует новую модель автомобиля
5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель
6) налог с продаж был повышен на 1%

Для выполнения данного задания необходимо провторить тему “Спрос и предложение, неценовые факторы спроса и предложения”

Неценовые факторы спроса:
1) Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается.
2) Вкусы, мода, реклама. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды и рекламы вызывает изменение спроса на товар.
3) Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке ведет к повышению спроса, уменьшение числа покупателей — к сокращению спроса.
4) Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары?заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Если цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар
5) Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.
6) Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков.

Ответ: 1234

Поставку детских игрушек в магазины страны Z осуществляют три крупные компании, другие производители на рынке не представлены. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) фондовый рынок
3) чистая (совершенная) конкуренция
4) рыночный дефицит
5) рынок товаров 6) национальный рынок

Внимательно прочитав задание, поймем, что по видам товаров и услуг это потребительский рынок или рынок товаров (“поставку детских игрушек»), по масштабу это национальный рынок (“в магазины страны Z ”), тип конкуренции — монополия (“другие производители на рынке не представлены”)
Типы рынков по видам товаров и услуг:
— потребительский — рынок товаров и рынок услуг (обмен промышленными товарами, продовольствием, услугами)
— рынок информации (обмен высокими технологиями и продуктами духовной деятельности)
— рынок труда (на котором каждый человек может продать свой труд)
— финансовый рынок (на котором происходит движение денег, ценных бумаг, а также долгосрочных вложений — инвестиций) рынок жилья (к нему не относятся производственные сооружения)
Типы рынков по масштабу:
— мировой (охватывает нескольких стран)
— национальный (ограничивается пределами государства)
— региональный (представляет относительно самостоятельную часть внутреннего рынка, рынок какой-то области государства)
— местный рынок (рынок отдельного города, поселка)
Типы конкуренции производителей:
1) Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, на котором, многочисленные, независимые производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не способен контролировать цену (качество товара растет, цена падает, способствует внедрению технических достижений в производство, но влечет разорение многих производителей).
2) Несовершенная конкуренция:
— Монополия — тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует единственный продавец уникальной продукции; исключительное право на производство товара или услуги принадлежит одной фирме (подрывает конкуренцию, цена завышается, качество падает, отсутствуют стимулы к развитию и техническому совершенствованию).
— Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при котором рынок принадлежит нескольким крупным фирмам (3-5), между которыми сохраняется конкуренция. (Но между ними возможен сговор, что приведет к тем же последствиям, что и монополия).
— Монополистическая конкуренция — тип несовершенной конкуренции, при котором множество мелких фирм предлагающих схожую, но не идентичную продукцию, конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции

Ответ: 156

В стране Z, расположенной на морском побережье, активно развивается туристическая отрасль. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
2) В стране производится широкий ассортимент товаров народного потребления.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.
4) Правительство вкладывает значительные средства в строительство дорог.
5) В столице государства открыт новый международный аэропорт.
6) В стране Z наблюдается конкуренция производителей.

Для выполнения данного задания необходимо провторить тему “Типы экономических систем”

1) верно.
2) неверно, это не является отличительной чертой рыночной экономики.
3) верно.
4) неверно, это не является отличительной чертой рыночной экономики.
5) неверно, это не является отличительной чертой рыночной экономики.
6) верно.
Рыночная экономика — тип экономической системы, при котором капитал и земля находится в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Основы рыночной системы: 1) частная собственность; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу;
Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы); 4) слабо обеспечивает поддержку не коммерческих отраслей (образование, наука, медицина); 5) безработица неизбежна 6) инфляция

Ответ: 136

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме “Многообразие конкурентных рынков». Один из слайдов называется “Совершенная (чистая) конкуренция» . Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует единственный продавец уникального продукта.
2) Барьеры, препятствующие выходу на такой рынок, практически отсутствуют.
3) Никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные.
4) Множество разных фирм производят одинаковую продукцию, не имея возможности контролировать цену на неё.
5) Рыночная структура, при которой рынок поделён несколькими крупными фирмами.
6) В условиях такой рыночной структуры барьером выхода на рынок является огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара.

1) неверно, это характеристика монополии.
2) верно.
3) верно, при совершенной конкуренции фирмы являются ценополучателями (все продают по одной цене, а значит каждый знает цены но товары, которые установят конкуренты).
4) верно.
5) неверно, это характеристика олигополии.
6) неверно, это характеристика олигополии; на рынке с чистой конкуренцией нет барьеров входа.
Типы конкуренции производителей:
1) Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, на котором, многочисленные, независимые производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не способен контролировать цену (качество товара растет, цена падает, способствует внедрению технических достижений в производство, но влечет разорение многих производителей).
2) Несовершенная конкуренция:
— Монополия — тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует единственный продавец уникальной продукции; исключительное право на производство товара или услуги принадлежит одной фирме (подрывает конкуренцию, цена завышается, качество падает, отсутствуют стимулы к развитию и техническому совершенствованию).
— Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при котором рынок принадлежит нескольким крупным фирмам (3-5), между которыми сохраняется конкуренция. (Но между ними возможен сговор, что приведет к тем же последствиям, что и монополия).
— Монополистическая конкуренция — тип несовершенной конкуренции, при котором множество мелких фирм предлагающих схожую, но не идентичную продукцию, конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции

Ответ: 234

Поставку продуктов питания в магазины города осуществляют множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок информации
2) дефицит продукции
3) чистая (совершенная) конкуренция
4) рынок товаров
5) местный рынок
6) олигополия

Внимательно прочитав задание, поймем, что по видам товаров и услуг это потребительский рынок или рынок товаров (“продукты питания»), по масштабу это местный рынок (“в магазины города”), тип конкуренции — чистая конкуренция (“множество компаний”)
Типы рынков по видам товаров и услуг:
— потребительский — рынок товаров и рынок услуг (обмен промышленными товарами, продовольствием, услугами)
— рынок информации (обмен высокими технологиями и продуктами духовной деятельности)
— рынок труда (на котором каждый человек может продать свой труд)
— финансовый рынок (на котором происходит движение денег, ценных бумаг, а также долгосрочных вложений — инвестиций) рынок жилья (к нему не относятся производственные сооружения)
Типы рынков по масштабу:
— мировой (охватывает нескольких стран)
— национальный (ограничивается пределами государства)
— региональный (представляет относительно самостоятельную часть внутреннего рынка, рынок какой-то области государства)
— местный рынок (рынок отдельного города, поселка)
Типы конкуренции производителей:
1) Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, на котором, многочисленные, независимые производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не способен контролировать цену (качество товара растет, цена падает, способствует внедрению технических достижений в производство, но влечет разорение многих производителей).
2) Несовершенная конкуренция:
— Монополия — тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует единственный продавец уникальной продукции; исключительное право на производство товара или услуги принадлежит одной фирме (подрывает конкуренцию, цена завышается, качество падает, отсутствуют стимулы к развитию и техническому совершенствованию).
— Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при котором рынок принадлежит нескольким крупным фирмам (3-5), между которыми сохраняется конкуренция. (Но между ними возможен сговор, что приведет к тем же последствиям, что и монополия).
— Монополистическая конкуренция — тип несовершенной конкуренции, при котором множество мелких фирм предлагающих схожую, но не идентичную продукцию, конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции

Ответ: 345

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Wavege.ru

  • Главная
  • Расписание
  • Уроки
  • Топ
  • Тех. поддержка

Instagram

Telegram

  • < Назад

Урок 1

Задание № 26606

Поставку детской одежды в магазины города Z осуществляют четыре крупные компании, другие производители на рынке не представлены. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. фондовый рынок

2. чистая (совершенная) конкуренция

3. местный рынок

4. рынок товаров

5. олигополия

6. рыночный дефицит

Решать другие задания по теме: Экономика

Показать ответ

Комментарий:

Вычленим характеристики рынка из текста задания.

поставка детской одежды — рынок товаров, 4.

магазины города Z — местный, 3.

четыре крупные компании — олигополия, 5.


Ответ: 345

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Итоговая работа по обществознанию за курс 10 класса

(Профильный уровень)

Вариант 1

Часть А

  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». 

1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) формальная определенность; 5) ответственность; 6) свободный выбор

  1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность свойственна только человеку.

2) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.

3) Под способностями ученые понимают особенности человека, которые позволяют ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.

4) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах.

5) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения. 

  1. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы познания

Этапы познания

А) ощущение

Б) восприятие

В) суждение

Г) понятие

Д) представление

1) рациональное познание

2) чувственное познание

  1. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Общественный прогресс». Один из слайдов называется «Противоречивость общественного прогресса». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний у подростков С развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояние окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооруженных конфликтов с применением новой боевой техники

  1. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предпринимательскими способностями называют особые возможности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.

2) Доход от информации как фактора производства называют рентой.

3) Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, определяют содержание такого фактора производства, как земля.

4) Доход от труда как фактора производства — заработная плата работника.

5) Факторный доход от предпринимательских способностей — прибыль

  1. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) транспортные расходы

Б) охрана офиса фирмы

В) приобретение сырья

Г) проценты по кредитам

Д) арендная плата за помещение

1) переменные

2) постоянные

  1. Поставку детских игрушек в магазины страны Z осуществляют три крупные компании, другие производители на рынке не представлены. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олигополия

2) фондовый рынок

3) чистая (совершенная) конкуренция

4) рыночный дефицит

5) рынок товаров

6) местный рынок

  1. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены, а взаимодействия основаны преимущественно на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

2) Принадлежность к определённой социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе.

3) Русские, белорусы, немцы — социальные группы, выделяемые по этническому признаку.

4) Принадлежность к различным социальным группам определяет социальные статусы человека.

5) Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

  1. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предлагали высказать своё мнение о необходимости государственной программы патриотического воспитания граждан. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметил, что программа очень нужна, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Одинаковые доли опрошенных в стране Y отметили, что если будут соблюдаться права и свободы человека, то все будут патриотами, и что программа очень нужна.

3) В стране Y доля отметивших, что программа не актуальна, так как есть более важные дела, больше доли затруднившихся с ответом.

4) Равные доли опрошенных жителей обеих стран отметили, что программа не актуальна, есть более важные дела.

5) Доля тех, кто отметил, что программа нужна, но необходимо избегать её формального воплощения, в стране Z больше, чем в стране Y.

  1. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент обладает широкими полномочиями.

2) В стране меньшинство имеет право на оппозицию при подчинении решениям большинства

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4) В стране действует конституция.

5) Права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.

6) В государстве различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга

  1. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Типы экономических систем

А) принцип уравнительного распределения

Б) централизованное планирование

В) конкуренция товаропроизводителей

Г) государственная собственность на средства производства

Д) свобода предпринимательства

1) рыночная

2) командная (плановая)

  1. Выберите верные суждения о юридической ответственности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Юридическая ответственность наступает только за совершённое преступление.

2) Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права

3) Административная ответственность налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления

4) Любой вид юридической ответственности влечет судимость правонарушителя

5) К дисциплинарным взысканиям относят замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям

  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокая содержательная сложность

2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора

  1. .Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

  1. Установите со­от­вет­ствие между кон­крет­ной си­ту­а­ци­ей и типом правоотношений, ко­то­рый она иллюстрирует: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

СИТУАЦИИ

ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

A) су­пру­ги от­кры­ли се­мей­ный ресторан

Б) ав­то­мо­би­лист пре­вы­сил раз­ре­шен­ную ско­рость в на­се­лен­ном пункте

B) отец и сын со­вер­ши­ли раз­бой­ное на­па­де­ние на ин­кас­са­то­ра

Г) су­пру­ги по­да­ли в ЗАГС за­яв­ле­ние о рас­тор­же­нии брака

Д) ро­ди­те­ли по­да­ри­ли сыну лег­ко­вой ав­то­мо­биль

1) уголовные

2) се­мей­ные

3) административные

4) гражданские

  1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Часть В.

  1. Семья Василия К. состоит из семерых человек: он, его жена, двое их детей, его родители и бабушка. Доходы семейного бюджета формируются из заработной платы Василия и его жены, пенсии родителей и бабушки, а также из арендной платы за сдаваемую по договору найма квартиру бабушки. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства размещаются на депозите в банке, накопленные средства домочадцы планируют направить на открытие семейного бизнеса. Расходование средств планируется, при принятии решений о дорогостоящих покупках изучаются товары различных компаний, сравниваются по ценам и качеству.

К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Как называют такое поведение потребителя? Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции, кроме упомянутой в условии задачи.)

  1. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке косметических средств в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях уменьшится стоимость натурального сырья, используемого для приготовления косметических средств по уходу за лицом и телом?

Часть С.

Прочитайте тест и выполните задания 19-20.

Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека… Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций… Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков…

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.

(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)

  1. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?

  2. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «Отклоняющееся поведение» (Объяснение смысла/определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях)

Итоговая работа по обществознанию за курс 10 класса

(Профильный уровень)

Вариант 1

Часть А

  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт»

1) спор 2) пособник 3) партнёрство 4) противоречие 5) подстрекатель 6) мобильность

  1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

  1. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы познания

Этапы познания

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

1) чувственное познание

2) рациональное познание

  1. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Общественное развитие». Один из слайдов называется «Критерии общественного прогресса». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.

1) рост уровня инфляции

2) развитие производительных сил

3) увеличение свободы людей

4) развитие науки и технологии

5) сокращение рабочих мест

6) ослабление социальной мобильности

  1. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Прибыль – это превышение всех доходов фирмы над ее издержками

2) К факторным доходам относят спрос и предложение

3)Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ

4)Факторный доход от труда называется заработной платой

5)Рента является факторным доходом от использования земли

  1. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) проценты по кредитам

Б) страховые выплаты

В) плата за электроэнергию

Г) транспортные расходы

Д) оклады администрации

1) переменные

2) постоянные

  1. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

  1. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальные социальные группы всегда имеют лидера, цель и план работы, систему статусов и ролей.

2) Социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.

3) В зависимости от характера взаимодействия выделяют большие и малые социальные группы.

4) В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определённой подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию.

5) Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определённой структуры и системы ценностей.

  1. В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z предложили определить их отношение к работе.
    Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных в 2008 г. доля тех, кто затруднились ответить, меньше доли тех, кто рассматривали работу как источник средств к существованию

2) Среди опрошенных в 2018 г. доля тех, кто отметили, что в жизни есть более важные вещи, больше доли тех, кто затруднились ответить

3) Равные доли респондентов в обоих опросах ответили, что работа является для них неприятной обязанностью

4)Доля тех, кто отметили, что работа важна и интересна сама по себе, увеличилась за 10 лет

5)Доля тех, кто рассматривали работу прежде всего как источник средств к существованию, выросла за 10 лет.

  1. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент обладает широкими полномочиями.

2) В стране меньшинство имеет право на оппозицию при подчинении решениям большинства

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4) В стране действует конституция.

5) Права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.

6) В государстве различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга

  1. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Типы экономических систем

А) централизованное планирование

Б) свобода предпринимательства

В) принцип уравнительного распределения

Г) директивное ценообразование

Д) конкуренция товаропроизводителей

1) рыночная

2) командная (плановая)

  1. Выберите верные суждения о юридической ответственности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Юридическая ответственность наступает только за совершённое преступление.

2) Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права

3) Административная ответственность налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления

4) Любой вид юридической ответственности влечет судимость правонарушителя

5) К дисциплинарным взысканиям относят замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям

  1. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.

2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.

3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.

5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.

  1. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

  1. Установите со­от­вет­ствие между кон­крет­ной си­ту­а­ци­ей и типом правоотношений, ко­то­рый она иллюстрирует: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

СИТУАЦИИ

ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

A) су­пру­ги от­кры­ли се­мей­ный ресторан

Б) ав­то­мо­би­лист пре­вы­сил раз­ре­шен­ную ско­рость в на­се­лен­ном пункте

B) отец и сын со­вер­ши­ли раз­бой­ное на­па­де­ние на ин­кас­са­то­ра

Г) су­пру­ги по­да­ли в ЗАГС за­яв­ле­ние о рас­тор­же­нии брака

Д) ро­ди­те­ли по­да­ри­ли сыну лег­ко­вой ав­то­мо­биль

1) уголовные

2) се­мей­ные

3) административные

4) гражданские

  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

Часть В.

  1. Семья Лебедевых состоит из пяти человек: Ирины, Аленсандра, их дочери и двоих сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Лебедевых? Какая дополнительная информация Вам необходима для того, чтобы сделать вывод о том, что семья Лебедевых является партнёрской? (Сформулируйте любые два вопроса, необходимые для получения такой информации). Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Лебедевых?

  1. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке обуви в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

К ак изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?

Часть С.

Прочитайте тест и выполните задания 19-20.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…

Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

(Н. Смелзер)

  1. Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил? Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли?

  2. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «Личность» (Объяснение смысла/определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях)

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

Часть А

1

34

36

2

1234

1235

3

22112

112122

4

456

234

5

1345

1345

6

12122

22112

7

156

356

8

2345

245

9

145

124

10

256

256

11

22121

21221

12

125

235

13

1356

135

14

145

245

15

43124

43124

16

124

456

Часть В

17

1) расширенная / многопоколенная семья;

2) ответ на второй вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная);

3) ответ на третий вопрос: рациональное поведение;

4) ответ на четвёртый вопрос, например:

— репродуктивная;

— воспитательная.

Могут быть названы другие функции семьи. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух или более функций. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

1) ответ на первый вопрос: нуклеарная;

2) ответ на второй вопрос, например:

— заработная плата;

— проценты по депозиту;

3) ответ на третий вопрос:

— как распределяются домашние обязанности? — как принимаются решения в семье?

4) ответ на четвертый вопрос: хозяйственно-экономическую

18

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась
2) ответ на второй вопрос: (одно обстоятельство / фактор с объяснением влияния): реклама (например: в стране производители косметических средств по уходу за лицом и телом провели агрессивную рекламную кампанию, что привело к росту спроса на данную продукцию)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании обстоятельства/фактора и объяснении)
3) ответ на третий вопрос: уменьшение стоимости натурального сырья, используемого в производстве косметических средств по уходу за лицом и телом, приведёт к увеличению их предложения и уменьшению равновесной цены
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения предложения и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировка

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: из-за резкого удорожания используемого сырья и фурнитуры издержки на производство обуви выросли, что привело к сокращению их предложения;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания. Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3) ответ на третий вопрос: рост числа потребителей приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

19

1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми;

2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности;

3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение.

1) ответ на первый вопрос: социальная позиция, связанная с определёнными правами и обязанностями;

2) ответ на второй вопрос: предписанный, достигнутый и статусы, сочетающие предписанные и достигнутые элементы.

Ответ на 3 вопрос засчитывается только при указании 3 видов социальных статусов

3) ответ на третий вопрос: каждый статус человека включает в себя ряд ролей

20

Отклоняющееся поведение – социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе

Личность – совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни

№1. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

Смыслы понятия «ЭКОНОМИКА»

A) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

1. экономика как наука

Б) покупка товара в магазине

2. экономика как хозяйство

B) разработка перспективных планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

№2. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) преобладание (господство) государственной собственности

1. командная

Б) свободное ценообразование

2. рыночная

B) контроль государства за производством и распределением

Г) централизованное планирование производства

Д) конкуренция производителей

№3. Поставку детских игрушек в магазины города Z осуществляют четыре крупные компании, другие производители на рынке не представлены. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олигополия

2) фондовый рынок

3) чистая (совершенная) конкуренция

4) рыночный дефицит

5) рынок товаров

6) местный рынок

№4. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Монопсония — это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.
  2. Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами.
  3. Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию с учётом рыночного спроса.
  4. В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников.
  5. Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенной конкуренцией.

№5. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Многообразие конкурентных рынков». Один из слайдов называется «Олигополия». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) Барьером, препятствующим выходу на такой рынок, может стать неспособность обеспечить необходимые преимущества своего продукта.

2) Никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные.

3) Множество мелких фирм производят одинаковую продукцию, не имея возможности контролировать цену на неё.

4) Рыночная структура, при которой господствует несколько крупных фирм.

5) В условиях такой рыночной структуры барьером выхода на рынок является огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара.

6) Раздел рынка может быть основан, например, на тайном сговоре фирм с целью установления высокой цены продукции.

№6. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

A) Никто из участников рынка не может контролировать рыночные цены.

1) монополия

Б) Множество разных фирм производят одинаковую продукцию, не имея возможности контролировать цену на неё.

2) чистая (совершенная) конкуренция

B) Рыночная структура, при которой рынок поделён несколькими крупными фирмами.

3) олигополия

Г) На рынке представлен только один производитель товаров, услуг.

Д) Единственный участник рынка обладает уникальной производственной технологией.

№7. В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.

2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.

4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

6) В стране Z цены и зарплаты определяются на основе конкуренции.

№8. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе.

2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств.

3) Центральный банк осуществляет денежные расчёты между гражданами и организациями.

4) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.

5) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

№9. Выберите верные суждения о финансовых институтах РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Центральный банк РФ — национальный банк, осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк РФ устанавливает ключевую ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

№10. Выберите верные суждения о финансовых организациях в РФ и запишите цифры. под которыми они указаны.

1) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию национальной валюты.

2) Финансовые институты выступают посредниками между домохозяйствами и предприятиями.

3) Коммерческие банки осуществляют кредитование частных лиц и организаций.

4) Финансовые организации могут специализироваться на кредитовании продаж потребительских товаров.

5) Центральный банк занимается привлечением на свои счета сбережений домохозяйств и прибыли фирм.

№11. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

Уровни банковской системы

A) монопольная эмиссия денег

1. центральный банк

Б) хранение золотовалютных резервов государства

2. коммерческий банк

B) лицензирование финансовых организаций

Г) проведение платежей между фирмами

Д) кредитование домохозяйств

№12. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Облигация — это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда.

2) Реализация ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке.

3) К ценным бумагам относят акцию, вексель, облигацию.

4) Различают долевые и долговые ценные бумаги.

5) Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.

№13. Пётр Фёдорович вкладывает свои сбережения в приобретение различных ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые он может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

2) договор о страховании имущества

3) банкноты

4) купоны

5) облигации

6) акции

№14. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

A) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

  1. Труд

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

  1. Земля

B) факторный доход — рента

  1. Предпринимательские способности

Г) факторный доход — заработная плата

Д) факторный доход — прибыль

№15. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Факторы производства». Один из слайдов называется «Земля как фактор производства». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) деятельность людей по производству товаров и услуг

2) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ

3) факторный доход — рента

4) ограниченность ресурса обусловлена численностью трудоспособного населения

5) факторный доход — прибыль

6) ограниченность ресурса обусловлена разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов

№16. Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендная плата за помещение

2) приобретение ткани, ниток, фурнитуры

3) проценты по ранее взятым кредитам

4) оплата потреблённой электроэнергии

5) оклады менеджеров

6) сдельная оплата портных

№17 Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к постоянным издержкам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендная плата за помещение

2) приобретение сырья

3) проценты по ранее взятым кредитам

4) транспортные расходы

5) оклады администрации

6) сдельная оплата персонала

№18. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над её предложением.

2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.

3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.

4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблются показатели занятости населения.

5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъёма.

№19. Предприниматель решил по обстоятельствам личного характера, не связанным с экономической ситуацией в городе, регионе, стране, закрыть принадлежащую ему швейную фабрику. В результате 250 человек остались без работы. Городская служба занятости предлагала им различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, но никто не согласился. Работники продолжают поиск работы по своей специальности. Найдите в приведённом списке характеристики безработицы данного типа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сезонная

2) скрытая

3) фрикционная

4) циклическая

5) открытая

6) прогрессивная

№20. В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтёров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) скрытая безработица

2) фрикционная безработица

3) сезонная безработица

4) добровольная безработица

5) структурная безработица

6) массовая безработица

№21. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

A) Выпускники творческих вузов долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую.

1. сезонная

Б) В связи с экономическим кризисом фирмы сократили численность персонала.

2. структурная

B) В связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы.

3. фрикционная

Г) Полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу.

4. циклическая

Д) В службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров.

№22. Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банки предоставляют автокредиты на выгодных для клиентов условиях

2) доходы семей выросли за прошедший год

3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей

4) производитель активно рекламирует новую модель автомобиля

5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель

6) налог с продаж был повышен на 1 %

№23. Установите соответствие между примерами и видами источников финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

Виды источников финансирования

A) выпуск и продажа ценных бумаг

1. внутренние

Б) чистая прибыль

2. внешние

B) привлечение инвестиций

Г) использование кредитов

Д) амортизационные отчисления

№24. Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

2) В период высокой инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.

3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.

5) Экономисты рассматривают дефицит товаров как один из видов инфляции.

№25. В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом ниже списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного: предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) используются современные компьютерные технологии

2) приобретена партия оборудования прошлого поколения

3) осуществляются инвестиции в инновационные разработки

4) происходит повышение квалификации работников

5) повышается производительность труда

6) масштабы производства увеличены за счёт открытия новых цехов

№26. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в РФ». Один из слайдов называется «Местные налоги». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) торговый сбор

2) земельный налог

3) государственная пошлина

4) налог на имущество физических лиц

5) налог на игорный бизнес

6) транспортный налог

№27. Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.

2) ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.

3) Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.

4) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.

5) ВВП рассчитывается только на душу населения.

№28. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью __________________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего _________________(Б) — она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия __________________(В) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т. п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует_______________ (Г) экономического поведения.

Экономика выполняет и __________________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с __________________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовав: только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ограниченные ресурсы

2) принципы

3) экономический кризис

4) экономические процессы

5) национальная экономика

6) духовная культура

7) познавательная функция

8) общественные блага

9) практическая функция

№29. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «спрос»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса;

— одно предложение, раскрывающее закон спроса.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

№30. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «предложение»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о любом из факторов, влияющих на формирование предложения;

— одно предложение, раскрывающее сущность закона предложения.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

№31. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о способе расчета ВВП;

— одно предложение, раскрывающее сущность валового национального продукта.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

№32. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства (каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

№33. Назовите и проиллюстрируйте примерами три конкурентных преимущества фирмы. Сначала назовите преимущество, а затем приведите соответствующий пример (каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

№34. Назовите любые три вида безработицы и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Обязательно указывайте, какой вид безработицы иллюстрирует конкретный пример).

№35. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три преимущества использования потребителями безналичных денег.

№36. Назовите любые три потребности человека и на конкретных примерах покажите, как каждую из них человек удовлетворяет в процессе экономической деятельности (каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

№37. Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.

№38. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.

№39. Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60 % в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).

№40. Рабочий предприятия «Единица» за час работы производит ценностей на сумму 1000 рублей, а рабочий предприятия «Двойка» — на 1800 рублей. Какой экономический показатель отражают эти данные? Назовите любые три пути (способа), способствующие росту этого показателя.

№41. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «_СМОТРЕТЬ НИЖЕ_». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

1. Измерители экономической деятельности;

2. Предпринимательская деятельность;

3. Банки и банковская система;

4. Производство общественных благ в условиях рыночной экономики;

5. Как международная торговля влияет на национальную экономику.

ТЕКСТ

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» — это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок <…> в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие — нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка … есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка <…> имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов — не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек)

1. (21) Какие два экономических «порядка» сравнил автор?

2. (22) В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём трудности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлекательности и две трудности.

3. (23) Какие функции конкуренции рассмотрел автор? Укажите две функции и проиллюстрируйте реализацию каждой из них конкретным примером.

4. (24) Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкуренции: а) с институтом частной собственности; б) с институтом прав и свобод человека; в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему на обучение мультимодальных моделей нужно меньше мощностей ии в бизнесе
  • Правила адресования документов состав реквизита адресат особенности оформления
  • Правила оформления документов реквизиты формат стилистика деловой документации
  • Пребывая на отдыхе президент преуспевающей компании приверженец новых взглядов
  • Превращали свое увлечение в успешный бизнес компания mystery яркий тому пример