После работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя потому что на

Содержание

  • Вопросы
  • Задания
  • Лабораторная работа. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Вопросы

1. В чём различие между основным и общим обменом?

Основной обмен – это интенсивность обмена веществ при состоянии покоя человека.

Общий обмен – это фактические затраты энергии, которые совершены человеком за определённый промежуток времени.

2. Что такое энергетическая ёмкость пищи?

Энергетической емкостью пищи называют расчетное количество тепловой энергии (измеряется в джоулях или в калориях), которое вырабатывается организмом при усвоении употребленных продуктов.

3. Какие продукты содержат больше незаменимых аминокислот, а какие — больше ненасыщенных жирных кислот?

Незаменимых кислот больше содержится в белках животного происхождения. Это куриные яйца, творог, молоко. Также они содержатся и в белках бобовых растений. Ненасыщенные жирные кислоты содержатся в основном в растительном масле (оливковое, подсолнечное).

4. В чём преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

При смешанном рационе организм человека получает достаточное количество питательных веществ и витаминов, необходимых для оптимальной работы всех его органов, тканей и систем.

5. Как рассчитывают нормы питания и подбирают продукты рациона?

При расчете нормы питания и подборе продуктов обязательно учитывается возраст человека, его пол и вид трудовой деятельности, наличие или отсутствие дополнительных физических нагрузок.

6. Как распределяют количество и состав пищи в течение дня?

Трехразовое питание считается максимально оптимальным для организма человека: завтрак, обед и ужин. Детям и подросткам рекомендуется придерживаться четырехразового питания: завтрак, полдник, обед и ужин. Распределение суточного рациона выглядит примерно таким образом: завтрак – около 35%, обед – около 45%, ужин – около 20%. Обязательно в рационе должны присутствовать злаки, овощи, фрукты, мясо или рыба.

Стр. 245

Задания

Используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, найдите таблицу калорийности продуктов. Составьте меню на день, учитывая уровень ваших энергетических затрат.

Меню:

Завтрак: овсяная каша (102 калории), чай (15 калорий).

Второй завтрак: булочка с маслом (150 калории), какао (30 калорий).

Обед: овощной суп с куриным мясом (37 калорий), гречневая каша с паровой котлетой (189 калорий), салат из овощей (30 калорий), морковный сок (20 калорий).

Ужин: мясо с овощами (130 калорий), морковный сок (25 калорий).

Лабораторная работа. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Стр. 245

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. В положении сидя задерживаем дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включаем секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). Мой результат – 37 секунд.

  2. Выключаем секундомер в момент восстановления дыхания. Записываем результат. Отдыхаем 5 мин.

  3. Встаем и делаем 20 приседаний за 30 секунд.

  4. Вдыхаем, быстро задерживаем дыхание и включаем секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, садимся на стул.

  5. Выключаем секундомер при восстановлении дыхания. Записываем результат. Вычисления делаю следующим образом: (15*10)/37 = 40,05% или округляем 40,1%.

  6. Спустя минуту повторяем первую пробу. Результат записываем. В этот раз результат составляет 42 секунды, что в процентном соотношении будет равно: (37*100)/42 = 88,09% или округляем 88,1%.

  7. Делаем в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравниваем свои результаты с таблицей и делаем вывод. После проведенного опыта функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, а также сравнив свои показатели с нормативами, я могу отнести себя к группе «Здоровые нетренированные». Чтобы в будущем улучшить свои показатели, мне нужно тщательно поработать над собой: чаще гулять на свежем воздухе, больше двигаться, заниматься спортом, например, футболом.

Ответы на вопросы:

1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Потому что при дыхании выделяется углекислый газ. Если будет задержка дыхания, то углекислый газ не сможет выделяться из организма, а будет накапливаться там.

2. Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Дыханием управляет дыхательный центр в продолговатом мозге. Он получает импульсы, которые информируют о насыщенности крови кислородом и углекислым газом. Когда мозг понимает, что концентрация углекислого газа повышается, он задает команду дышать. Соответственно, человек не может контролировать данный процесс по своему желанию.

3. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

Возрастает количество вдохов, они становятся глубокими, так как мозг посылает сигнал организму «дышать», чтобы пополнить запасы кислорода в крови.

4. Почему эти воздействия называются гуморальными?

Потому что эти воздействия связаны с взаимодействием химических молекул, а не нервных импульсов.

5. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Потому что организм терпит физические нагрузки, при которых сердце бьётся быстрее, а значит, и кровь бежит быстрее. Из-за этого организму требуется больше кислорода.

6. Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Общий расход энергии у тренированного человека будет почти на 10-15% ниже, чем у нетренированного. Понижение таких затрат связано с улучшением вентиляции легких, уменьшением количество потребляемого кислорода. Натренированный человек может лучше расслаблять и напрягать свои мышцы. Для нетренированного человека такие манипуляции связаны с дополнительными затратами энергии.

Глава 10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

165. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Для чего нужен обмен веществ? У всех живых организмов есть обмен веществ?

166. Прочитайте §36 «Обмен веществ и энергии как основная функция организма». Объясните, почему обмен веществ и энергии считают важнейшим свойством всего живого.

Обмен веществ определяет цикличность жизни.

167. Дайте определения понятий.

Пластический обмен – синтез органических веществ (белков, жиров и углеводов), необходимых организму.

Энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ, в результате которого образуется энергия.

168. Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии.

Вещество Роль в обмене веществ и энергии
Белки Белки в организме выполняют структурно — пластическую, опорную, каталитическую, защитную, транспортную, антитоксическую и энергетическую функции
Жиры Жиры выполняют структурно — пластическую, регуляторную, теплоизоляционную и энергетическую функции
Углеводы Углеводы выполняют структурно — пластическую и защитную функции, а так же используются в качестве источника энергии
Минеральные соли Минеральные соли содержатся в клеточных ядрах и цитоплазме, в жидкостях, образующих внутреннюю среду, в пищеварительных соках и других биологических жидкостях
Вода Вода — универсальный растворитель, среда для биохимических процессов

169. Приведите примеры, подтверждающие использование организмом тепловой, механической и электрической энергии.

  1. Теплообмен.
  2. Движение.
  3. Электрические импульсы сердца.

170. Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам.

В зависимости от величины потребностей организма в минеральных солях входящие в них элементы подразделяются на макро- и микроэлементы.

Макроэлементы: Ca, K, Na, Cl, P.

Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, l.

171. Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.

  • Водорастворимые витамины: С, В1, В2, В12.
  • Жирорастворимые витамины: А, D, Е.

172. Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова в нужном падеже: отсутствие, избыток, недостаток.

Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов.

173. Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.

Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма
С Входит в состав многих ферментов, антител, предохраняет от окисления клеточные мембраны и другие органоиды Слабость, ухудшение иммунитета, кровоточивость десен, выпадение зубов (развитие цинга) Плоды шиповника, черной и красной смородины, лимоны, капуста
В1 Участвуют в работе окислительных ферментов Паралич, судороги, сердечная недостаточность, отеки, слабость Оболочки зерен злаковых растений, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы, хлеб грубого помола
В2 Влияет на состояние эпителия (особенно пищеварительного кнаала), влияет на функции слизистой оболочки ротовой полости и других органов пищеварения Восполение слизистой оболочки ротовой полости, белки глаз и внутренняя поверхность век, трещинки на уголках рта, нарушение зрения, малокровие Молочные продукты, яйца, печень, почки, гречневая крупа
В12 Созревание клеток крови в красном костном мозге Малокровие Продукты животного происхождения

174. Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.

Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма
А Зрение в темноте, рост эпителиальной ткани «Куриная слепота», слабость эпителиальных оболеч Продукты животного происхождения, вареные красные овощи
D Развитие костей Искривление костей, сниженный тонус мышц, неустойчивость к инфекциям Рыбий жир, печень , яичный белок
Е Нормальное функционирование органов размножения Анемия, неврологические растройства Рыбий жир, печень , яичный белок

175. Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» (§38). Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу.

Основной обмен Общий обмен
Объем энергозатрат в нормальных комфортных усовиях Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени

176. Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи» (§38).

§9. Обмен веществ и энергия - 1

Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу.

Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?

§9. Обмен веществ и энергия - 2

177. Отчёт о лабораторной работ «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 245–247 учебника).

§9. Обмен веществ и энергия - 3

Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровые тренированные.

Допишите ответы на вопросы.

При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что кислород не поступает, газообмен не происходит.
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что срабатывает безусловный рефлекс.
Эти воздействия называются гуморальными, потому что регуляция осуществляется с помощью гормонов.
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что после работы наблюдается учащенное сердцебиение , организм быстрее расходует кислород, поэтому и потребность в нем возникает быстрее
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что при регулярных тренировках и правильном питании возникает тренировочный эффект, в результате которого синтез обгоняет биологическое окисление.

178. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я узнал о правильном питании, о здоровье своего организма. Эти знания пригодятся мне в жизни (правильное питание, необходимость тренировок).

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,627
  • гуманитарные
    33,648
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,615
  • разное
    16,897

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

1 …При задержке дыхания кислород крови расходуется на окислительные процессы, тогда как углекислый газ, удаляемый обычно путем вентиляции из легких,  скапливается в крови. Углекислый газ быстро диффундирует из плазмы крови в эритроциты. Соединяясь с водой, он образует слабую угольную кислоту. В плазме эта реакция идёт медленно, а в эритроцитах под влиянием фермента карбоангидразы она резко ускоряется.

 2 …Регуляция ритмической дыхательной деятельности и приспособление дыхания к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды организма обеспечивается дыхательным центром продолговатого мозга. Накопление углекислого газа в крови вызывает раздражение рецепторов в кровеносных сосудах, несущих кровь к голове, и рефлекторно возбуждает дыхательный центр, подобным образом действуют и другие кислые продукты. Поступающие в кровь, например молочная кислота, содержание которой в крови увеличивается во время мышечной работы.

3 … потому что механизм указанной выше деятельности в организме, осуществляется через жидкие среды… в нашем случае — кровь (в

 крови увеличивается содержание CO2, то это вызывает возбуждение дыхательного центра, что ведёт к усилению дыхания и выведению из организма излишков CO2). Углекислый газ в данном случае действует как биологически активное вещество.

4 … После работы задержать дыхание удается на меньшее время, чем в состоянии покоя, так как после работы биологическое окисление происходит более интенсивно, углекислого газа накапливается больше, он быстрее действует на дыхательный центр, активность которого увеличивается, дыхание восстанавливается быстрее.
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у нетренированного. У нетренированных людей, по сравнению с тренированными, сокращаются не только мышцы, участвующие в необходимых движениях, но другие мышцы, не имеющие к этому движению отношения. У тренированных людей лишние движения тормозятся благодаря нервной регуляции, что является результатом тренировок.

Пользуйся на здоровье — отвечала врач! :)    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преобразование основных бизнес процессов компании путем внедрения цифровых технологий это
  • При адресовании служебного письма физическому лицу в реквизите 15 адресат инициалы ставят
  • При движении прямо вам следует проехать перекресток первым уступить дорогу только трамваю
  • При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования владельцев ответ на тест
  • При наличии одного основного реквизита формы можно ли добавить еще один основной реквизит