Социальная структура общества. Вариант 1
1. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
2.После окончания института однокурсники зарегистрировали свой бизнес в установленном законом порядке. Они арендовали помещение, открыли кафе домашнего питания, заключили трудовые договоры с пятью работниками. Как можно охарактеризовать работников кафе? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.
1) малая группа
2) территориальная группа
3) этническая группа
4) профессиональная группа
5) большая группа
6) формальная группа
3. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
1) экономическая 2) социально-профессиональная |
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальная стратификация подразумевает деление общества на группы в соответствии с определёнными значимыми признаками. (Б) Для традиционного общества характерна сословная структура. (В) Можно с достоверностью предположить, что тип общества, характер экономики оказывают существенное воздействие на формирование групп. (Г) Очевидно, что для современного общества крайне сложно найти какой-либо один признак, который лёг бы в основу его стратификации. (Д) Допустим, для отнесения отдельного человека к среднему классу важно, какое он имеет образование, доход, профессию.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.
5. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.
Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Социальная структура общества. Вариант 2
1. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы
2.Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
2) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.
3) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
4) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
5) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
3.Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В современном обществе всё большее число людей меняют свой социальный статус. (Б) Такое изменение социального положения социологи называют социальной мобильностью. (В) Данные социологических исследований неизменно показывают возрастание роли образования как канала социальной мобильности. (Г) Высокая социальная мобильность не всегда является благом. (Д) Негативная сторона высокой социальной мобильности — утрата человеком чувства постоянства и устойчивости своего положения.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
5. Верны ли следующие суждения о социальных общностях?
А. Человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
Б. Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в социальной мобильности.
Б. Социальное неравенство предполагает наличие таких социальных условий, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Социальная структура общества. Вариант 3
1. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция
4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная
2. Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выполнение индивидом социальной роли зависит только от его индивидуальных психологических качеств.
2) К основным социальным ролям индивида традиционно относят роли гражданина, работника, собственника и потребителя.
3) Все социальные роли даются современному человеку от рождения.
4) Социальная роль тесно связана с социальным статусом и отражает ожидания обществом определённого поведения индивида, соответствующего данному социальному статусу.
5)Каждая роль в ролевом наборе предполагает особую манеру поведения
и общения с людьми.
3. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
КРИТЕРИИ |
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты |
1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный |
4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(A) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них является объективными — государственный режим,социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства,индивидуальна мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя достичь высокого социального положения.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждения 3) характер теоретических утверждений
5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит миграция населения.
Б. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной социальной мобильности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой.
Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Социальная структура общества. Вариант 4
1. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа
4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа
2.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков
и критериев социального расслоения.
2) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт.
3) К критериям социальной стратификации относят объём власти.
4) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.
5) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.
3. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
1)кастовая 2) сословная 3) классовая |
4. А) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду . (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждения 3) характер теоретических утверждений
5. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам.
Б. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальная мобильность связана с изменениями социального статуса личности.
Б. Вертикальная мобильность может достигаться посредством заключения брака с представителем иной социальной страты.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Физика,
вопрос задал askerbrainly,
5 лет назад
Приложения:
Ответы на вопрос
Ответил aida6548
0
I=U/R
I=101/100=1.01 A
I=100:100=1 A
Ответ:1.01 и 1 А
Ответил askerbrainly
0
Нужно найти силу тока на проводнике АВ
Ответил aida6548
0
просто слоди потом
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Алгебра,
4 года назад
тому хто зробить 1,3,4,5,6 віддаю всі свої бали!!дуже потрібно до 16:00 прошу вас,будь ласка!!
Русский язык,
4 года назад
Утром участники похода снова отправились в путь, рассчитывая подняться на вершину горы…
Обществознание,
5 лет назад
После окончания института однокурсники зарегистрировали свой бизнес в установленном законом порядке. Они арендовали помещение, открыли кафе домашнего питания, заключили трудовые договоры с пятью…
Математика,
5 лет назад
помогите решить выражение…
Химия,
6 лет назад
помогите пожалуйстарассчитайте объем 20%-ного раствора серной кислоты(плотность 1,205 г/мл),котора вступает в реакцию с 200 мл 20%-ного раствора(плотность 1,176 г/мл)гидроксида калия.
В ответе…
Математика,
6 лет назад
Как ришить????????????
Предмет: Математика,
автор: Dinka17
Ответы
Автор ответа: Boo777
0
Если произведение равно 0, то хотя бы один из множителей равен 0. Отсюда:
2,5у – 4 = 0 или 6у + 1,8 = 0
2,5у = 4 6у = -1.8
у=1.6 у= — 0,3
Ответ: 1.6 и — 0,3
Автор ответа: Svet1anka
0
2,5y-4=0 или 6у+1,8=0
у=4:2,5 у=-1,8:6
у=1,6 у=-0,3
Уравнение имеет два корня:1,6 и -0,3
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Физика,
автор: 55555kotik55555
Динамика 9 класс. Срочно! 15 баллов.
Тело падает без начальной скорости. Какова его скорость после 2 с падения. Какое расстояние прошло тело?
5 лет назад
Предмет: Физика,
автор: 55555kotik55555
Конькоберец движется со скоростью 12 м/с по окружности радиусом 50 м. Каково центростремительное ускорение при движении конькобежца?
5 лет назад
Предмет: Химия,
автор: alax82
Химия,срочно!Хоть что-то!Начиная с 7 по 12!!!Буду благодарен
5 лет назад
Предмет: Математика,
автор: adik1646164
Прочитав 132 страницы книги, Лена выяснила, что она прочла на 10% страниц больше, чем ей осталось прочитать. Сколько страниц в книге?
8 лет назад
Предмет: История,
автор: 1556
Какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в половине 19 века?
8 лет назад
Перевести
1. Она была одна, когда вошел ее супруг. Он с удивлением оглядел комнату. Что это? спросил он. Я переехала. Она улыбнулась ему. Дом еще не готов. Ты не можешь этого сделать. Я теснее сделала это. 2. Когда Молли вошла в комнату, я произнес: Я принес мой старый альбом с марками. Вашего супруга я повстречал на крыльце. Он попросил меня бросить его вам. 3. Добросердечный день, произнес он. Можно мне повидать Мэри? Ее тут нет, ответила ее мать. У меня был с ней разговор, который ей не понравился, и она уехала. 4. Я позвонила медику, произнесла его сестра, входя в комнату. Когда Роберт пришел в себя, он спросил: Ты произнесла, что позвонила медику? Приостанови его, если можно. Я совсем здоров. Я просто не могу для себя представить, почему я потерял сознание. 5. Где он? Я должен его увидеть. Он ушел в лес. 6. Отец внизу? Да. Он прогуливался к Смитам? Да. Что произнес м-р Смит? Отец его не лицезрел. 7. Она встала из-за стола. Я обязана пойти запереть калитку. Теснее стемнело. 8. Посмотри, произнес он, держа по щетке в каждой руке, что мой двоюродный братец подарил мне! Он оставил их на моем туалетном столике. 9. Мальчишка вышел и точным голосом прочитал стишок. Его мама заговорила первой. Подойди сюда, сказала она ему. Кто обучил тебя этому? Я сам его вымыслил, ответил мальчишка. 10.Моей одежки нет в комнате. Они ее унесли. 11.Он сорвал цветок. Посмотри, что я сделал, произнес он. Зачем ты это сделал? Я не знаю. 12.Что я сделал такового, чтоб так сильно рассердить отца? 13. Затем они все прошли в столовую и заняли свои места за столом. А брат и я теснее завтракали, вдруг воскликнула Мег, я совершенно пренебрегала. 14.Молли, случилось что-то страшное. У соседей на крыльце нашли младенца. 15.Говорят, что женщина и ее тетка продали собственный домик и уезжают куда-то к родственникам.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
9
Глобализация это хорошо или плохо. Раскрыто и понятно.
1 ответ:
0
0
Глобализация — процесс сближения государств. Начала развиваться с построение единого рынка сбыта.
<span>На мой взгляд, глобализация имеет свои плюсы и минусы, так что я нейтрально отношусь к этому процессу. С одной стороны, он способствует распространению образования, улучшению качества продукции, прямому доступу к информации и уменьшению цен. Но с другой стороны, в настоящее время люди, как правило, следуют за иностранной культурой больше, чем за своей собственной, и забывает о своих исторических корнях. Кроме того, существует серьезная угроза для окружающей среды, поскольку природные ресурсы истощаются</span>
Читайте также
Радикальный этнонационализм- это фашизм с концлагерями и погромами.
А Мирные формы этнонационализма- это когда политбюро(политическое бюро) принимает тезис о Старшем Брате Народа и начинает закрывать национальные школы,библиотеки и театры малых народов с целью укрупнения
У радикального насильственные методы и резкие (быстрые перемены) , а у мирных более спокойные и гуманные методы
Искусство — это субъективное представление (познание ) об окружающем мире.
Наука — объективное представление (познание) об окружающем мире.
Наука и искусство вместе представляют собой человеческую культуру.
Да, вполне, они оба не официальны
Нужна ли мне самоуверенность и харизма? Конечно! Ведь это очень важные человеческие качества. Если ты уверен в себе, то и друге будут в тебе уверенны. В тебе будут нуждаться.
Многие упускают свой шанс в ситуации, которую они так долго ждали. Которая могла бы изменить их жизнь. Мы неуверенны и считаем, что у нас будет и второй шанс, но он не всегда есть. Из-за неуверенности в себе мы боимся многих вещей. Например «я не буду танцевать, ведь надо мной будут смеяться». А почему бы не попробовать? Ведь если ты не будешь в себе уверен, ты никогда так и не научишься. Всем известно выражение «Москва не сразу строилась», вот и самоуверенность тоже приходит не сразу.
То же касается и харизмы. Если у тебя есть харизма, то к тебе будут тянуться люди, брать с тебя пример или просто просить совета. Эти два качества очень важно иметь каждому человеку. Но, к сожалению, а может и к лучшему, они есть не у каждого.
Все, что смогла, если хочешь, можешь еще какие то примеры из жизни дописать)))
Ну начнем.
10 лет — выражение своей точки мнения в семейном кругу, при принятии каких либо решений, затрагивание каких либо дел, оспаривание решений.
14 лет — Давать письменные согласия на какие либо юридические операции.
Осуществлять права автора, делать свое авторское право.
Совершение банковских операций.
Получение паспорта.
15 лет — оставить школу, с согласием родителей, перейдя в колледж.
16 лет — Получить права на мото транспорт
Самостоятельное заключение трудового договора
В России можно получить высшее образование бесплатно, но только один раз.
Сразу после школы в вузы поступает где-то 65% выпускников, остальные учатся в колледжах и техникумах или идут работать. Всего в вузах, по данным исследования НИУ ВШЭ, вышедшего в 2022 году, учится более 4 млн человек, причем почти половина — за счет бюджета. У всех студентов есть особые права, которые возникают именно во время учебы в вузе.
Студенты могут получать стипендию и жить в общежитии, не тратясь на жилье. Еще можно подрабатывать, а на оплате вуза сэкономить за счет налогового вычета — самому или родителям. Если родится ребенок, можно уйти в декретный отпуск и получить пособие. При этом относиться к студентам должны уважительно, не отчислять за политические взгляды и не заставлять голосовать на выборах.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Собрали основные права студентов вузов. Пригодится тем, кто уже учится, и тем, кто скоро поступит.
Получать стипендию и матпомощь
Основание. П. 26 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 34, ст. 36 ФЗ об образовании, Порядок назначения стипендий, утвержденный приказом Минобрнауки от 27.12.2016 № 1663
Как это работает. Вузы платят студентам на бюджете деньги: обычную и социальную стипендию, а также матпомощь. Это дополнительная поддержка на время учебы.
Обычную стипендию получают студенты, которые учатся очно без задолженностей и троек. Минимальная академическая стипендия — 1484 Р. Вуз не может платить студенту меньше, например 500 или 800 Р, а вот больше — может.
Повышенную стипендию получают студенты с особыми достижениями. Например, нужно сдать две сессии на отлично или победить в соревновании. Размер повышенной стипендии устанавливает вуз. В Саратовской государственной юридической академии, к примеру, обычная стипендия — 1800 Р, а повышенная академическая — 5000 Р.
Социальную стипендию получают сироты, инвалиды, бывшие военнослужащие-контрактники и все те, кто оформил себе социальную помощь. Минимальный размер социальной стипендии — 2227 Р. Если еще и учиться без троек, можно получать повышенную социальную стипендию. Ее платят на первом и втором курсах. В сумме с академической она должна быть не меньше прожиточного минимума.
Для расчета повышенной социальной стипендии берется прожиточный минимум на душу населения в целом по России. В 2023 году вуз возьмет данные за конец 2022 года, то есть выплаты составят 13 919 Р в месяц.
Студенты, которые оказались в сложной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке, могут попросить у вуза материальную помощь — если, например, нужны деньги на лечение, студент женился или потерял близкого человека. Сколько и кому платить, вуз определяет сам.
Кроме того, вуз может учредить собственные стипендии: имени президента вуза, от ученого совета и т. д. Еще есть президентские, правительственные, именные стипендии, которые может получить студент: вот здесь мы собрали 10 основных. Получать их все — законное право студента, если он хорошо учится или нуждается в социальной поддержке.
См. также:
- Как получить академическую стипендию
- Как повысить стипендию
- Как получить социальную стипендию
Одновременно учиться и работать
Основание. П. 27 ч. 1. ст. 34 ФЗ об образовании, гл. 26 ТК РФ
Как это работает. Студенты могут совмещать учебу и работу. Если еще не исполнилось 18 лет, есть ограничения на время работы и сложность труда. С 16 до 18 лет работать можно только 4 часа в день, если одновременно студент учится. Вот что еще должен обеспечить работодатель, который берет на работу студента:
- Для несовершеннолетних сотрудников — оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день.
- Дополнительный оплачиваемый отпуск для сессии или подготовки диплома.
Часто студенты переводятся на заочное обучение, когда находят работу. Однако это не обязательное требование, работать можно и в свободное от учебы время.
См. также:
- Права детей: защита прав ребенка до 18 лет
- Работодатель просит отработать учебный отпуск. Это законно?
- За и против: стоит ли совмещать работу и учебу
- Как найти первую работу молодому специалисту
Объясняем сложное простым языком
Разбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным
Отказаться от бесплатных отработок
Основание. Ч. 4 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Студента нельзя принуждать к отработкам, если образовательной программой такое не предусмотрено. То есть проходить учебную практику студент обязан, так как это часть обучения. Но участвовать в отработках он может только по собственному желанию. Если студент не хочет подметать улицу, мыть полы или разбирать книги в библиотеке — имеет полное право этого не делать. Принудительный труд запрещен, в том числе и для студентов.
См. также: Можно ли отказаться от школьной практики
Работать в студотрядах за деньги
Основание. Ч. 7 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Студотряды не остались в советском прошлом, они существуют и в наше время. Их работу координирует всероссийская организация «Российские студенческие отряды». По ее данным, в студотрядах состоит больше 150 тысяч человек. Студенты могут летом участвовать в строительстве крупных объектов, работать вожатыми, проводниками, заниматься сельским хозяйством — и получать за это деньги: работа в студотряде должна оплачиваться.
Есть еще один бонус: эта работа может быть засчитана как прохождение учебной или производственной практики, если она соответствует профилю обучения. Это рекомендации Минобрнауки. Оно также советует вузам организовывать досрочную сдачу сессии для студентов, которым летом нужно работать в студотряде.
См. также:
- Как устроиться на работу вожатым в детский лагерь
- Как стать инструктором в веревочном парке
- Как я подрабатываю в массовке в кино и на телевидении
Взять кредит на обучение
Основание. П. 6 ч. 2 ст. 34 ФЗ об образовании, постановление правительства от 15.09.2020 № 1448
Как это работает. Образовательный кредит — это особый вид кредита с господдержкой. По нему не нужен залог, действует пониженная ставка и есть льготный период для выплаты основного долга и части процентов. Пока студент учится, он платит минимум, а когда получает профессию и выходит работать, гасит основную часть кредита. Льготный период можно продлить, если студент уйдет в академический отпуск или в декрет.
Такой вид кредита хоть и предусмотрен законом, но не распространен. Чаще банки выдают обычные потребительские кредиты, которые можно использовать для оплаты обучения. Если вам важно взять кредит на долгий срок и гасить основную часть после окончания вуза, уточняйте это при оформлении кредита. Не все, что называется «кредит на образование», предполагает господдержку и особые льготные условия.
Кредиты на образование с господдержкой выдает Сбербанк. В Тинькофф Банке можно взять потребительский кредит до 5 млн рублей без залога.
См. также:
- Что такое кредитная история
- Правила досрочного погашения кредита
Получить налоговый вычет за обучение
Основание. Подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ
Как это работает. Если учитесь платно, часть расходов на обучение можно вернуть с помощью налогового вычета. Если есть работа и доход, можно вернуть свои деньги, уплаченные в бюджет как НДФЛ. При возврате налога за себя форма обучения не важна — подойдет и очная, и заочная.
Еще можно компенсировать часть расходов родителей, старших братьев и сестер, если обучение оплачивали они. Это работает, пока студенту не исполнится 24 года, и учиться он должен только на очной форме. За заочников вычет родственникам не дадут. Еще вычет нельзя заявить, если на обучение потратили маткапитал.
Вычет равен сумме расходов на обучение, но не более:
- 120 000 Р в год, если студент сам платит за обучение либо учится за счет брата или сестры;
- 50 000 Р в год, если платят родители.
Вернуть можно 13% от суммы расходов в пределах лимита — то есть максимум 22 100 Р. Это если за обучение платил и сам студент, и его родители или братья и сестры, а сумма трат составила 170 000 Р за год. Если расходы больше, с остатка налог вернуть нельзя.
Чтобы получить деньги, нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ. Понадобятся копии договора с вузом и документы, подтверждающие оплату обучения. Еще социальный вычет за обучение можно получить через работодателя — в текущем году.
См. также:
- Как получить налоговый вычет за обучение: пошаговая инструкция
- Документы для вычета за обучение
- Как получить вычет через работодателя
- Нюансы вычета при оплате за родственников
- Документы для стандартных вычетов
Жить в общежитии, если нет своего жилья
Основание. П. 3 ч. 2 ст. 34, ст. 39 ФЗ об образовании
Как это работает. Места в общежитии вузы предоставляют студентам-очникам, у которых нет своего жилья рядом с вузом, и заочникам, когда те приезжают на сессию. Если у вуза помещений для проживания студентов в принципе нет, то и предоставить их он не сможет. Тогда жить в общежитии не получится. Если общежития есть, вуз не может вселить туда кого-то еще, кроме студентов, пока не всех обеспечили жильем. Если у студента есть право на социальную стипендию, общежитие ему должны предоставить в первую очередь.
Вузы сами решают, в каком порядке предоставляются места в общежитиях. Эти правила могут находиться в положении о студенческом общежитии вуза или ином документе с похожим названием. По общим правилам в одной комнате может жить не больше четырех человек, на каждого должно приходиться хотя бы 6 м² — это рекомендации госта.
Кого считать нуждающимся в общежитии, закон не говорит. Это может быть студент, который приехал из другого города. Или тот, что живет в том же самом городе, но в очень плохих условиях, например в аварийном доме. Окончательно решает вуз, а обжаловать его решение можно в суде.
См. также:
- Льготы малоимущим семьям
- Как защищать свои права в общежитии: 6 неприятных студенческих историй
- Права квартиросъемщика при аренде квартиры
- Как снять квартиру без обмана и посредников: советы, инструкция
- Как снять квартиру, чтобы не обманули: 13 правил для арендаторов
Не учиться на каникулах
Основание. П. 11 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. У каждого человека есть право не только учиться, но и отдыхать. Для этого у студентов есть каникулы. В общей сложности в учебном году каникулы должны занимать не меньше 7 недель, из них минимум 2 недели — зимой. Это время студенты могут использовать как захотят: можно ничего не делать, работать, повторять изученное, учить что-то новое, заботиться о пожилых родственниках, путешествовать.
Нельзя заставлять студентов работать и учиться во время каникул без их согласия. Домашние задания, зимние и летние школы во время каникул нарушают право студента на отдых и защиту от переутомления. Это повод для жалобы. Ее можно направить в Рособрнадзор или в прокуратуру.
См. также:
- Как оформить уход за пенсионером 80 лет, чтобы шел стаж
- Как подростки могут заработать и насколько это легально
- Личный опыт: как я работал курьером в «Яндекс-доставке»
Уйти в академический отпуск
Основание. П. 12 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании, приказ Минобрнауки от 13.06.2013 № 455
Как это работает. Академический отпуск — это возможность взять перерыв в обучении. Студент не ходит на занятия, не выполняет задания, не сдает сессии, не получает стипендию. Однако он продолжает считаться студентом вуза, может жить в общежитии, если нуждается в нем. По окончании академического отпуска студент продолжает обучение на той же программе и на тех же условиях. Если он учился на бюджете, сможет и дальше учиться бесплатно, просто с другой группой.
Уйти в академический отпуск можно по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам — перечень не исчерпывающий, главное, чтобы эти основания как-то препятствовали учебе. Если причина — медицинские показания, например тяжелая болезнь, которая требует лечения в стационаре или длительного восстановления, нужна будет справка от врача.
Если учитесь на платном, то основанием для академического отпуска может стать невозможность оплачивать учебу из-за финансовых сложностей. Например, если кто-то в семье потерял работу или семья лишилась кормильца. Как это подтверждать, скажут в деканате.
Максимальный срок, на который можно взять академический отпуск, — 2 года. Выйти из него можно раньше времени, написав заявление ректору или иному ответственному работнику вуза.
См. также: Как взять академический отпуск
Уйти в декретный отпуск и получать пособия
Основание. П. 12 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании, ст. 6, ст. 9, ст. 12, ст. 13 ФЗ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
Как это работает. Беременные студентки могут уйти в отпуск по беременности и родам на стандартные 140 дней — или на больший срок, если роды будут сложными или родится несколько детей. После этого можно взять отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Его может взять и отец-студент. Все это вместе условно называют декретным отпуском. По окончании отпуска родитель-студент сможет продолжить обучение на тех же условиях, что и раньше.
Во время отпуска по беременности и родам студентки получают пособие в размере стипендии. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет с февраля 2023 года — 8591,47 Р. Столько будет получать мама и первого, и второго, и каждого последующего ребенка. Если родится двойня, выплаты удвоятся. Еще у студентов есть право на путинские выплаты и другие пособия, которые не зависят от социального статуса, трудоустройства и доходов.
См. также:
- Льготы и пособия для студентов
- Как мужчине уйти в декретный отпуск
- Какие выплаты положены при рождении ребенка
- Как получить путинские выплаты на детей до 3 лет
- Детские пособия и выплаты на третьего ребенка
Перевестись с платного обучения на бесплатное
Основание. П. 14 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании, приказ Минобрнауки от 06.06.2013 № 443
Как это работает. Если сразу не удалось поступить на бюджет, перевестись можно во время учебы — если хорошо учиться и появятся свободные бюджетные места. Такие места вуз подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно быть указано на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название вуза и фразу «вакантные места».
Перевестись на бюджет может студент, у которого нет ни одной задолженности, дисциплинарных взысканий и долгов по оплате обучения. Он сможет подать заявление на перевод, если выполняется одно из двух условий:
- два последних семестра студент окончил без троек;
- он относится к категории лиц, нуждающихся в особой поддержке. Это, например, дети, оставшиеся без родителей, молодые матери. Полный перечень утвердило Минобрнауки.
Кого из студентов, подавших заявления, перевести на бюджет, решает комиссия, которую создает вуз. У вуза на сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это проходит.
См. также:
- Календарь олимпиадника: где участвовать, чтобы поступить на бюджет
- Что делать, если вуз поднял стоимость обучения
Перевестись с очного обучения на заочное и наоборот
Основание. П. 13 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. В вузах есть разные формы обучения. На очной студенты ходят на лекции и семинары постоянно, а на заочной — только во время сессии. Есть еще очно-заочная форма, когда студенты ходят в вузы пореже, чем на очной форме, и в основном по вечерам.
Перевестись с одной формы обучения на другую можно, например, если появилась работа и днем ходить в вуз не получается. Порядок перевода определяют вузы — в положениях о переводе. Для начала нужно написать заявление. Дальше может понадобиться досдать какие-то дисциплины, потому что программы на разных формах обучения различаются.
См. также: Как моя дочь получает два высших образования на бюджете
Перевестись в другой вуз и зачесть оценки
Основание. П. 7, п. 15 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании, приказ Минобрнауки от 12.07.2021 № 607
Как это работает. Закон разрешает студенту поменять вуз, если изначально выбран не тот или нужно переехать в другой город. Можно не поступать в вуз заново, а перевестись на один из курсов — в зависимости от того, сколько предметов совпадает в старом и новом вузе. Студент-бюджетник может перевестись на бюджетное место, если срок его обучения увеличится не больше чем на год.
Перевестись можно, только если в выбранном вузе есть вакантные места. Эту информацию можно посмотреть на сайте. Если желающих будет много, а мест — мало, вуз может провести конкурс и отобрать только самых подготовленных.
Чтобы новый вуз при переводе зачел аналогичные дисциплины, в старом вузе нужно взять справку о периоде обучения. Там будут все нужные сведения. Если новый вуз будет готов принять студента, ему дадут справку о переводе. На ее основании он отчислится из старого вуза в связи с переводом. Важно, что права на отсрочку от армии и обучение на бюджете студент не теряет.
См. также: Сколько стоит поступить в МГУ на бюджет
Учиться сразу в нескольких вузах
Основание. П. 6 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Учиться можно в нескольких вузах, закон никак это не ограничивает. Но за счет бюджета высшее образование можно получить только один раз, поэтому второй вуз в любом случае будет платным. Чтобы все успевать, в одном вузе можно оформить индивидуальный план обучения или выбрать заочную форму.
Для поступления в новый вуз необязательно заново сдавать ЕГЭ: его результаты действуют 4 года. То есть если вы сдали ЕГЭ в 2022 году, поступать по этим результатам можно в 2022, 2023, 2024, 2025 и 2026. При желании можно сдать экзамен заново, а потом выбрать, результаты какого года использовать.
См. также:
- Сколько стоит подготовиться к ЕГЭ
- Как подать апелляцию на результаты ЕГЭ
- Как сайт ФИПИ может пригодиться при подготовке к ЕГЭ
- Как сдать ЕГЭ, если давно окончил школу
- Как россияне сдают ЕГЭ
Поехать на стажировку в иностранный вуз
Основание. П. 24 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Есть программы, по которым можно во время обучения в российском вузе съездить на стажировку за рубеж. Для этого вузы создают международные отделы и заключают договоры о студенческом обмене с зарубежными учебными заведениями. Если таких отделов нет, вуз можно выбрать самому, а на время обучения оформить академический отпуск. Можно найти бесплатную и даже оплачиваемую стажировку, зарубежные вузы и организации такое предлагают.
Стажировка — это не полноценное обучение, диплом бакалавра или магистра зарубежного вуза вы не получите. Зато появится новый опыт и новые связи, а изученные предметы могут зачесть в вашем российском вузе.
См. также:
- Где учиться за границей и сколько это стоит
- Как я искала финансирование для учебы за границей
- Как я 3,5 месяца училась в Испании по программе обмена
- Как составить мотивационное письмо и резюме в иностранный вуз
Окончить обучение экстерном
Основание. П. 3 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Вуз можно окончить быстрее, чем все остальные, — это называют экстерном. Чтобы его оформить, нужно составить индивидуальный учебный план. Это возможно, если студент показывает выдающиеся способности и способен освоить образовательную программу за более короткий срок. Еще такой вариант подходит студентам, которые окончили колледж или техникум. Они поступают в вуз на общих основаниях, но потом могут выбрать ускоренное обучение.
В законе не сказано, что вузы должны переводить студентов на индивидуальный план по их заявлению. Порядок такого перевода определяется внутренними документами вуза. Называться такой документ может, например, так: «Положение об ускоренном обучении и обучении по индивидуальному учебному плану». В каждом вузе будут свои особенности ускоренного обучения — где-то возможностей больше, где-то меньше. Если решили перевестись, подавайте заявление в деканат.
Пересдать экзамены два раза
Основание. Ч. 5 ст. 58 ФЗ об образовании
Как это работает. Если студент не сдал экзамен или зачет, он должен его пересдать. Официально это называется «ликвидировать академическую задолженность». Если этого не сделать, из вуза отчислят за неуспеваемость.
Закон гарантирует студенту две пересдачи. Первую пересдачу принимает тот же преподаватель, а вторую — комиссия. Кто-то боится сдавать комиссии, а кто-то, наоборот, считает, что это более объективная оценка. Если студент болеет, находится в декретном или академическом отпуске, сроки для пересдачи сдвигаются.
Брать за пересдачи деньги вуз не может. Обязывать студентов что-то оплатить или купить, чтобы их допустили к пересдаче, — тоже.
См. также: Что делать, если в университете заставляют покупать дополнительные занятия
Восстановиться после отчисления
Основание. П. 16 ч. 1 ст. 34, ст. 62 ФЗ об образовании
Как это работает. Если студент ушел из вуза по собственному желанию, он вправе передумать, восстановиться и продолжить учебу. Для этого есть пять лет. Восстановиться можно на тех же самых условиях — то есть продолжить учиться бесплатно, если уходил с бюджетного места и в вузе есть свободные места. Если мест нет, можно ждать следующего года или договориться с вузом и восстановиться на другую форму обучения, например на заочную.
Если вуз отчислил студента за неуспеваемость или дисциплинарные нарушения, возможность восстановления закон не гарантирует — это регулируют правила вуза. Вуз может установить ограничения на количество восстановлений, потребовать пройти предварительную аттестацию, то есть ответить на вопросы комиссии. Подробности нужно узнавать в вузе, в котором хотите восстановиться.
См. также: Как поступить в вуз наверняка и ни о чем не пожалеть
Бесплатно публиковать статьи в изданиях вуза
Основание. П. 25 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Вузы обязаны давать своим студентам возможность опубликовать их научные работы. Об этом праве полезно помнить студентам, которые занимаются наукой. Опубликованные статьи нужны для поступления в магистратуру, аспирантуру, защиты диссертации, подачи заявок на гранты, получения повышенной стипендии.
Многие журналы и сборники студенческих работ берут деньги за публикацию, и в сравнении с гарантированной стипендией в 1484 Р это может быть существенная статья расходов. Поэтому вузы обязаны обеспечить студентам возможность публиковаться бесплатно. Воспользоваться этим правом может любой студент, но только если статья качественная. Статьи с плагиатом или низкого уровня вуз публиковать не должен, даже если их написали его студенты. Требований к изданиям, где следует публиковать статьи, закон не содержит. Обычно это издаваемые вузом журналы или сборники студенческих конференций.
См. также: Как студентам выигрывать научные конференции: 10 советов
Не служить в армии, пока идет учеба
Основание. П. 8 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Студентам вузов, у которых есть государственная аккредитация, дают отсрочку от армии на время учебы. Она положена:
- Будущим специалистам и бакалаврам, если у них еще нет оконченного высшего образования.
- Студентам магистратуры, если они поступили в вуз сразу после бакалавриата и у них нет диплома магистра или специалиста.
Отсрочка сохраняется во время академического отпуска, взятого на год, и при переводе в другой вуз с государственной аккредитацией. Если студент сам забрал документы из вуза, а потом восстановился, он тоже может сохранить отсрочку, но для этого нужно, чтобы общий срок обучения не увеличился. Это возможно, например, если отчислиться со специалитета, а восстановиться на следующий год на бакалавриат.
Это право касается всех студентов-мужчин от 18 до 27 лет, потому что они обязаны служить в армии по призыву. Если студенту пришла повестка, а он хочет вместо службы в армии учиться в вузе, об этом нужно сообщить военкомату: там не проверяют списки студентов и не знают, у кого есть право на отсрочку. В вузе нужно будет взять справку для военкомата.
См. также:
- Отсрочка от армии по учебе: новые правила для выпускников
- Как получить военный билет
- Как студент пытался получить отсрочку от армии. Но не вышло
Жаловаться на преподавателей, которые оскорбляют студентов
Основание. П. 9 ч. 1 ст. 34, ст. 45 ФЗ об образовании, ст. 5.61, ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, ст. 151 ГК РФ
Как это работает. Преподаватели должны быть вежливыми, обращаться к студентам уважительно и ни в коем случае их не оскорблять. Если же с преподавателем не повезло, свои права можно и нужно защищать.
Во-первых, студент может написать жалобу в специальный орган, созданный в вузе для рассмотрения жалоб студентов. Если не знаете, кто в вашем вузе контролирует качество образования, спросите в деканате, куда можно пожаловаться. К работникам вуза, нарушающим и ущемляющим права студентов, руководство вуза может применить дисциплинарные взыскания — вплоть до увольнения.
Во-вторых, можно написать жалобу в прокуратуру. Там составят протокол об оскорблении, чтобы суд привлек преподавателя к административной ответственности. Штраф могут назначить, если унижение чести и достоинства будет выражено в неприличной форме. Что это такое, закон не раскрывает — все оценивает суд. Но материться на студентов точно не стоит.
В-третьих, за вред, причиненный чести и достоинству студента, суд может назначить компенсацию. Для этого нужно обратиться в районный суд с иском. Компенсация за моральный вред, нанесенный оскорблением, вполне реальна: реальные истории из суда мы собирали в другом материале.
См. также:
- Как составить исковое заявление в суд
- Когда можно и нельзя материться
Обжаловать устав и другие документы вуза
Основание. П. 19 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Многие вопросы относительно порядка учебы вуз регулирует сам — в уставе, внутренних положениях и других документах. Однако эти акты не должны противоречить законодательству об образовании. Если считаете, что какие-то нормы вуза явно нарушают ваши права, эти нормы можно обжаловать. Чаще всего обжалуют не уставы, а индивидуальные акты — приказы об отчислении.
Обращаться можно напрямую в районный суд. Жалобу можно подать онлайн, используя учетную запись на госуслугах.
Вот пример: у студента не было задолженностей, но были пропуски лекционных занятий. За это вуз его отчислил. Студент не согласился и обратился в суд. Суд обязал вуз восстановить студента: пропуск лекций не означает невыполнения учебного плана, если все зачеты и экзамены сданы.
См. также:
- В какой суд подавать исковое заявление
- Как правильно жаловаться в государственные учреждения
- Как девушка вернула деньги за непройденное обучение и получила 130 000 Р сверх
Иметь любые политические и религиозные взгляды
Основание. Ч. 6, п. 10 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании
Как это работает. Вузы не могут ограничивать свободу студентов исповедовать выбранную ими религию или отказываться участвовать в религиозных обрядах, не могут запретить им свободно выражать свои взгляды и убеждения, в том числе политические.
Закон прямо запрещает принуждать студентов вступать в общественные объединения, в том числе в политические партии. Недопустимо заставлять студентов участвовать в политических акциях и агитационных мероприятиях под угрозой отчисления или каких-то других проблем. Если принуждают — есть право отказаться и сослаться на закон.
См. также: Избирательная комиссия: как в нее попасть и как заработать на выборах
Опубликовано в категории Обществознание, 13.06.2019