Порядок реорганизации управляющей компании



Источник фото: https://www.pexels.com/

В любом бизнесе, как и в жизни, все течет и меняется, ведь движение – это и есть жизнь. Порой для оптимизации бизнес-процессов, обеспечения имущественной безопасности собственников бизнеса, учредителями принимается решение о необходимости проведения реорганизации юридических лиц, иногда такое решение может быть принято и судом в принудительном порядке. Не вдаваясь в подробности, освятим лишь некоторые ключевые моменты данной корпоративной процедуры.

Реорганизация юридического лица — стороны договора не влечет прекращения его обязательств по договору. Реорганизация допускается в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, которое называют универсальным. Т.е. по сути, происходит прекращение деятельности одного юридического лица с переходом всех его прав и обязанностей к другому лицу. Моментом такого перехода прав и обязанностей будет являться внесение записи в ЕГРЮЛ.

В сфере управления многоквартирными домами позиции участников правоотношений разделяются на два лагеря. Одни считают, что при реорганизации управляющей организации (далее – УО) не происходит автоматического перехода управления многоквартирными домами к реорганизованному лицу, поскольку Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ) не предусматривает такой переход без волеизъявления собственников на ОСС. Другие убеждены в обратном, что в силу норм гражданского законодательства такой переход возможен без проведения ОСС.

Один из таких споров был рассмотрен в конце прошлого года Арбитражным судом Мурманской области (решение от 04.12.2018г. по делу № А42-7893/2018).

А началась вся эта эпопея с принятия поправок в ЖК РФ, которыми введено новое лицензионное требование об отсутствии тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее.

В связи с чем, двумя организациями с тождественными наименованиями было принято решение о реорганизации в форме присоединения. Сие действо в дальнейшем было запротоколировано и зафиксировано надлежащим образом в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Но тут нагрянул злой и страшный серый волк
орган ГЖН и вынес приказ об отказе во включении в реестр лицензий сведений об управляемых Обществом многоквартирных домах в связи с несоответствием обращения (документов) Общества требованиям подпунктов «а», «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938/пр).

Вместе с тем, согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 Порядка № 938/пр допускается изменять в реестре адрес многоквартирного дома на основании заявления лицензиата, содержащего в том числе и данные о реорганизации в форме присоединения. Подпункт «и» пункта 3 Порядка № 938/пр под одним из правовых случаев для таких изменений подразумевает реорганизацию в форме присоединения к лицензиату юридического лица, управляющего многоквартирными домами (далее – присоединяемые лица), для чего к заявлению прилагаются документы, подтверждающие реорганизацию (лист записи ЕГРЮЛ, решение общего собрания участников, передаточный акт и пр.).

Рассматривая данный спор суд посчитал, что оспариваемый отказ ГЖН противоречит Приказу №938/пр, принятому в развитие части 3 статьи 198 ЖК РФ, а также не соответствует положениям гражданского законодательства.

«В частности, согласно абзацу первому пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

В рамках данных норм к Обществу в порядке универсального правопреемства перешли все права и обязанности присоединённого ООО «УК Мурманремстрой», в том числе приходящиеся на 75 управляемых последним многоквартирных домов, о чём составлен передаточный акт от 20.06.2018 с приложением «А».

При этом рассматриваемая реорганизация не противоречит положениям пункта 3 части 13 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где прекращение деятельности юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии у каждого участвующего в слиянии лица лицензии на один и тот же вид деятельности) является основанием для прекращения действия лицензии, что и было решено Инспекцией по отношению к лицензии ООО «УК Мурманремстрой» с 09.07.2018 (л.д.73). Однако это вовсе не означает прекращение прав этого лица, так как такие права в порядке жилищного и гражданского законодательств перешли к Обществу.

Доводы же ответчика о том, что спорные дома перешли в управление иного лица (Общества) без воли собственников, нельзя признать состоятельными, так как дома отдельно от избранного в качестве управляющей организации ООО «УК Мурманремстрой» никуда не перешли, а, напротив, перешли вместе с избранной ими управляющей организацией.

Как справедливо отмечено заявителем, на такой подход ориентирует определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 № 449-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кондаковой Евстолии Анатольевны на нарушение её конституционных прав пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 53 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», в пункте 2 которого Конституционный Суд Российской Федерации делает выводы о том, что нормы пункта 2 статьи 58 ГК РФ и пункта 4 статьи 53 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», рассматриваемые во взаимосвязи с положениями действующего жилищного законодательства, в том числе о праве собственников помещений многоквартирного дома на отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом (части 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ), не препятствуют совместной реализации собственниками права на выбор управляющей компании и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

В свою очередь, Общество своевременно довело до собственников информацию о произошедшем правопреемстве в результате реорганизации в форме присоединения в платёжных документах (счетах-извещениях) за июль 2018 года, что календарно согласуется с датой обращения Общества в Инспекцию за спорными изменениями (11.07.2018).

При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ, помимо материального права, нельзя признать основанным на фактических обстоятельствах.

Подводя итог вышеизложенному, суд приходит к выводу, что Инспекция не имела правовых и фактических оснований для отказа Обществу во внесении сведений об адресах управляемых им многоквартирных домов и, как следствие, принятия приказа от 24.07.2018 № 428, а потому требование заявителя подлежит удовлетворению и такой приказ Инспекции подлежит признанию незаконным».

На этом история не заканчивается, поскольку органом ГЖН была подана апелляционная жалоба, рассмотрение которой назначено на 12.03.2019г. Подглядеть за развитием событий можно перейдя по ссылке. 

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Вопрос: Наделяет ли закон организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в случае ее реорганизации путем присоединения к другому юридическому лицу, правом передачи правопреемнику прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом в порядке универсального правопреемства, без принятия решения общего собрания собственников жилых помещений в этом доме о выборе новой управляющей организации.

Ответ: В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как следует из п. 1 ст. 129 Кодекса, правопреемство при реорганизации юридических лиц, в том числе в форме присоединения, является универсальным. При этом по смыслу п. 1 ст. 382, ст. 387 Кодекса права кредитора (управляющей организации) по обязательству могут переходить к другому лицу на основании закона, в частности, в результате универсального правопреемства. Согласия должника (собственников помещения в многоквартирном доме) для такого перехода не требуется (п. 2 ст. 382 Кодекса).

Аналогичным образом, учитывая, что обязанности присоединяемого управляющей организации как должника также переходят в результате универсального правопреемства к вновь создаваемому юридическому лицу на основании закона, согласие кредитора на переход указанных обязанностей в рассматриваемой ситуации не является необходимым. Данный вывод, помимо прочего, подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2011 № 16555/10).

Таким образом, в случае присоединения управляющей организации к другому юридическому лицу права и обязанности по договору управления многоквартирным домом переходят от этой организации к вновь создаваемому лицу вне зависимости от принятия соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения подготовлены и.о. начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Рыжовой И.В.

Разъяснения по вопросу реорганизации управляющей компании

Вопрос: Наделяет ли закон организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в случае ее реорганизации путем присоединения к другому юридическому лицу, правом передачи правопреемнику прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом в порядке универсального правопреемства, без принятия решения общего собрания собственников жилых помещений в этом доме о выборе новой управляющей организации.

Ответ: В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как следует из п. 1 ст. 129 Кодекса, правопреемство при реорганизации юридических лиц, в том числе в форме присоединения, является универсальным. При этом по смыслу п. 1 ст. 382, ст. 387 Кодекса права кредитора (управляющей организации) по обязательству могут переходить к другому лицу на основании закона, в частности, в результате универсального правопреемства. Согласия должника (собственников помещения в многоквартирном доме) для такого перехода не требуется (п. 2 ст. 382 Кодекса).

Аналогичным образом, учитывая, что обязанности присоединяемого управляющей организации как должника также переходят в результате универсального правопреемства к вновь создаваемому юридическому лицу на основании закона, согласие кредитора на переход указанных обязанностей в рассматриваемой ситуации не является необходимым. Данный вывод, помимо прочего, подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2011 № 16555/10).

Таким образом, в случае присоединения управляющей организации к другому юридическому лицу права и обязанности по договору управления многоквартирным домом переходят от этой организации к вновь создаваемому лицу вне зависимости от принятия соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения подготовлены и.о. начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Рыжовой И.В.

Лицензия управляющей организации при реорганизации

Скачать документ

Журнал «Управление многоквартирным домом», № 10, 2015

Сейчас все управляющие организации (УО) работают, имея лицензию. Но бизнес – процесс динамичный и может потребовать от юридического лица каких-то изменений – например, присоединения, слияния либо разделения. Что же в этом случае будет с лицензией и договорами управления многоквартирными домами (МКД)?

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация юридических лиц регулируется ст. 57–62 ГК РФ, кроме того, реорганизация обществ с ограниченной ответственностью (а это самая распространенная форма для УО) регулируется ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Под реорганизацией понимается прекращение деятельности юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам, при этом, к последним переходят все права и обязанности юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ). Правопреемство является универсальным – это полное правопреемство по имуществу, правам, обязанностям, дебиторской и кредиторской задолженности, интеллектуальной собственности (ст. 129 ГК РФ). Это императивная норма закона, которая не подлежит изменению и иному толкованию.

При реорганизации юридического лица, моментом перехода прав и обязанностей на вновь создаваемое (а при присоединении – на присоединившее к себе) юридическое лицо считается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности первоначального юридического лица. Данное положение подтверждено Конституционным судом в определении от 07.12.2010 № 1620-О-О и в постановлении от 01.03.2012 № 5-П.

До внесения записи в ЕГРЮЛ организации, участвующие в реорганизации, несут права и обязанности по своим обязательствам самостоятельно, в т. ч. после вынесения решения о реорганизации. Следовательно, организации, утвердившие решение о реорганизации, продолжают вести деятельность (начислять заработную плату, оказывать услуги и выполнять работы по договорам управления и т. д.) в обычном порядке с отражением в своем учете текущих осуществляемых ими операций (в т. ч. связанных с реорганизацией) до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании. Окончательной формой отчетности реорганизуемой организации будет заключительная отчетность. Оформляется такая отчетность в соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н (Методические указания). При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков реорганизуемой организации. При закрытии реорганизуемой организации ее учредители имеют право на основании договора о присоединении распределить чистую прибыль присоединяющейся организации.

Таким образом, в период реорганизации УО самостоятельно выполняет все обязательства по договорам. Права и обязанности УО по действующим договорам управления переходят к новой организации (полученной в результате реорганизации, либо присоединения) с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной УО. До прекращения деятельности УО собственники помещений в управляемых ею МКД вносят плату за жилищно-коммунальные услуги на счет УО, находящейся в процессе реорганизации.

СОХРАНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ УО управляет МКД на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению МКД, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом. В Жилищном кодексе не сказано о последствиях реорганизации лицензиата, поэтому действуют правила специального закона.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ при реорганизации в форме присоединения, разделения либо выделения действие лицензии для УО прекращается. Соответствующая запись в реестр лицензий вносится лицензирующим органом в день получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о прекращении юридическим лицом деятельности (ст. 21 Федерального закона № 99-ФЗ). При этом лицензия у присоединяющей или отсоединяющей компании (при наличии) не терпит никаких изменений и продолжает действовать после процесса реорганизации в форме присоединения или выделения. Для новых УО, получившихся в ходе разделения либо выделения, необходимо получать отдельную лицензию. При реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности лицензия сохраняется (поп. 3 п. 12 ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ).

Более подробно о внесении изменений в реестр лицензий, о переходе прав и обязанностей по договору управления, необходимости проведения общих собраний собственников помещений в МКД читайте в №10 2015 журнала «Управление многоквартирным домом».

Источник: http://www.gkh.ru/ 

Смена управляющей организации – дело хлопотное, а порою и очень сложное, ведь в процессе есть множество подводных камней и нюансов, с которыми не всегда легко справиться. Рассказываем о том, почему собственникам нужно тщательно обдумать и взвесить своё решение о смене действующей УО на новую.

Как расторгнуть договор управления в одностороннем порядке со стороны УК

Как расторгнуть договор управления в одностороннем порядке со стороны УК

Собственники помещений в МКД могут сменить управляющую организацию по разным причинам

Оговоримся сразу, что мы не рассматриваем случай, когда терпение собственников лопнуло из-за того, что действующая управляющая компания «ничего не делает, а только собирает деньги». В такой ситуации обычно действительно у жителей дома есть только один выход – сменить УО, и никакие возможные трудности не изменят этого решения.

Но иногда бывает так, что в городе начинает работать новая УК – только созданная или ранее работавшая в другом городе или даже регионе. И новая компания начинает активно убеждать собственников в том, что им следует расторгнуть действующий договор управления и выбрать на ОСС другую управляющую организацию.

Или в доме поселяется руководитель или учредитель какой-то УО и последовательно начинает убеждать соседей «перейти» на управление к его компании. Случается такое? Сплошь и рядом.

У собственников помещений есть законное право сменить УО. Согласно ч. 8 ст. 162 ЖК РФ, договор управления может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон (ч. 1 ст. 450 ГК РФ);
  • по решению суда при существенном нарушении договора одной из сторон (ч. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • при наличии такого условия в договоре (ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ).

В одностороннем порядке собственники могут это сделать, приняв на общем собрании собственников решение об изменении способа управления домом, выборе другой УК или в случае, если действующая УК не исполняет условия договора управления (ч. 3 ст. 161, ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ). Сменить управляющую организацию на ОСС возможно по истечении срока действия договора управления (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).

Выбрать новую управляющую организацию собственники имеют право в случае, если орган местного управления в соответствии с п. п. 4, 5 ПП РФ № 289 уведомил их о том, что орган ГЖН планирует исключить дом из реестра лицензий или аннулировать лицензию УК (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).

Но владельцам квартир в многоквартирных домах не следует принимать поспешных решений под влиянием красивых речей, рекламы и тем более «чёрного пиара», когда претендующая на управление дома компания начинает распространять негативную информацию о действующей управляющей организации. Следует тщательно обдумать решение и оценить риски и последствия смены УО. Поговорим о них подробнее.

Затягивание органом ГЖН передачи дома в управление новой компании

Процесс смены управляющей организации – долгий и длинный, который затрагивает самих собственников, две организации, РСО, муниципалитет, орган ГЖН. Но главное – он затрагивает сам многоквартирный дом, который в период «междуцарствия» может оказаться без должного содержания и ремонта.

Например, на общем собрании собственники решили расторгнуть действующий договор управления и выбрали новую УО. Запускается процесс передачи МКД от компании к компании. При этом новая УО может начать управление домом только в тот момент, когда орган ГЖН внесёт изменения в реестр лицензий субъекта РФ. И не всегда этот процесс происходит быстро: несовершенство законодательства даёт ГЖИ возможности отказывать УО в этом или затягивать процедуру.

Конечно, новая компания может отстаивать свои права в суде, и часто суд встаёт на сторону УО, если в действиях органа ГЖН усматриваются нарушения требований законодательства. Примерами таких дел служат постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8705/16 по делу № А71-12411/2015 или решение ВС РФ от 13.08.2019 по делу № АКПИ 19-474. Однако смена УО при этом сильно затягивается, и дом в такой ситуации остаётся практически без управления.

Как сменить управляющую компанию в доме, где есть ТСЖ

Как сменить управляющую компанию в доме, где есть ТСЖ

Оспаривание протокола общего собственников помещений по выбору новой управляющей организации

Орган ГЖН может отказать компании во внесении дома в реестр лицензий, если посчитает, что соответствующее общее собрание собственников проведено с существенными нарушениями, а решения, принятые на нём, нелегитимны.

Организация общего собрания собственников требует много времени и знаний, поскольку несоблюдение хотя бы одного требования к этой процедуре даст ГЖИ шанс оспорить протокол в судебном порядке. Первая сложность для собственников – инициировать такое собрание, ведь действующая УК этого делать не станет, а новая – не имеет законного права.

Следовательно, вся нагрузка ложится на самих собственников, которые будут выступать инициаторами ОСС. Именно они должны составить и распространить уведомление о собрании с повесткой дня, юридически правильно их составив в соответствии с требованиями ст. ст. 44 – 48 ЖК РФ.

Следующая сложность – набрать кворум, чтобы собрание имело полномочия на принятие решений по вопросам повестки дня (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). Затем инициаторам и/или избранным на ОСС членам счётной комиссии необходимо правильно подсчитать голоса согласно собранным бюллетеням и оформить протокол ОСС. Собственники помещений в доме должны быть уведомлены о решениях, принятых на собрании, согласно ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.

При несоблюдении хотя бы одного требования закона к проведению общих собраний протокол ОСС может быть обжалован в судебном порядке. Право оспорить решение общего собрания предоставлено собственникам, которые либо не принимали участие в ОСС, либо голосовали против смены УК, либо посчитали, что их волеизъявление при голосовании было нарушено.

И хотя, согласно решению ВС РФ от 29.09.2017 № АКПИ17-704, факт обращения в суд о признании недействительным решения собственников о смене управляющей организации не может служить основанием для отказа или приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ, органы ГЖН часто это делают, тем самым снова затягивая переход дома в управление новой УК.

Не стоит забывать и об обязанности органа ГЖН, прописанной в ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, при поступлении в его адрес в течение 3 месяцев подряд двух и более протоколов ОСС, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, провести внеплановую проверку собрания. Проверка также затянет внесение изменений в реестр.

Путаница в правах и обязанностях прежней и новой управляющей организации

Если собственники приняли решение о смене управляющей компании, а орган ГЖН затягивает внесение изменений в реестр, прежняя УО формально ещё управляет домом. И тут возникают сложности для жителей дома:

  • Кому платить за жилищно-коммунальные услуги?
  • Кто отвечает за уборку территории, ремонт, оказание согласованных услуг по содержанию общего имущества?
  • Куда обращаться в случае аварии?

Согласно законодательству, до момента внесения изменений в реестр лицензий за всё это отвечает прежняя управляющая организация, а на деле она может отказаться исполнять обязанности по расторгнутому договору управления. В то же время новая УО по сути не может это делать, а если возьмётся, то за счёт собственных средств, потому что у неё ещё не возникло право выставлять счета за жилищно-коммунальные услуги.

Отсюда ещё одна проблема, нередко возникающая в многоквартирных домах, которые должны перейти в управление новой компании, но орган ГЖН ещё не оформил это официально, – появление двойных квитанций за ЖКУ. Платить прежней или новой УО и как не ошибиться, как не потерять деньги, – вопросы, которые могут встать перед жителями МКД в такой переходный период.

Споры двух компаний о передаче техдокументации и остатков средств за содержание и ремонт ОИ дома

Для новой УО процедура приёмки дома в управление после расторжения собственниками предыдущего договора управления, помимо уже указанных проблем с органом ГЖН и оспариванием в суде самого факта заключения с ней договора, может привести к необходимости решения следующих вопросов:

  1. Непередача техдокументации на дом вплоть до истребования её в судебном порядке.
  2. Перечисления прежней УО неистраченных средств, которые собственники перечислили на не оказанные ещё работы и услуги.

Если прежняя управляющая компания не захочет добровольно передать документацию и собранные средства, то спор двух УО опять перейдёт в суд. А в это время новая управляющая организация должна управлять домом, проводить мероприятия по надлежащему содержанию и ремонту МКД. Делать это без техдокументации и средств будет сложно, что скажется на качестве содержания дома, а, следовательно, на условиях жизни самих собственников.

Смена управляющей организации: как уведомить действующую УО

Смена управляющей организации: как уведомить действующую УО

Разочарование в новой управляющей организации

Проблемой для собственников может стать и сама новая управляющая организация, даже если процедура смены УК пройдёт быстро и гладко:

  1. Новая на рынке компания.

Если новая компания, которая только пришла на рынок, сулит отличное качество услуг за минимальную цену, – это может оказаться только красивыми словами. На деле – без опыта работы в данной сфере, без налаженных связей с РСО, подрядчиками и поставщиками такая УО не справится с содержанием общего имущества дома.

Собственникам придётся снова менять управляющую организацию, либо проходить вместе с выбранной УК путь из проб, ошибок и привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения.

  1. Завышенные ожидания.

Организация для получения ещё одного дома в управление может обещать улучшить условия проживания, сделать за год ремонт всего. В итоге всё закончится лишь подписанным договором, существующее состояние общего имущества не изменится.

Важно запомнить

Смена управляющей организации – крайняя мера, на которую следует идти собственникам в случае, когда иные способы воздействия на действующую компанию не работают, а она из рук вон плохо исполняет свои обязанности. Процесс во многих случаях приводит УО и собственников в суды, что не способствует улучшению условий содержания и ремонта дома.

Поэтому собственникам стоит задуматься о том, стоит ли инициировать процедуру расторжения действующего договора только потому, что новая УК сулит золотые горы и переманивает радужными обещаниями. Выполнит ли она их, покажет только время, а вот проблемный период при переходе от одной УК к другой собственники себе обеспечат на 100%. Стоит ли овчинка выделки – вопрос, который следует тщательно продумать.

Реорганизация ук: передача прав и обязанностей по договору управления

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 5

Какова судьба комплекса прав и обязанностей УК по договору управления МКД в результате реорганизации? Применимы ли здесь правила об универсальном правопреемстве? Решение этого вопроса важно с точки зрения определения надлежащего ответчика по требованиям РСО о взыскании стоимости поставленного в МКД коммунального ресурса, подтверждении прав той или иной организации требовать с собственников помещений внесения платежей. Особое внимание следует уделить вопросам лицензирования при реорганизации.

Смена УК по правилам ЖК РФ

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД. В определенных случаях ОМСУ проводит открытый конкурс по отбору УК (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ). В вопросах определения лиц, управляющих МКД, следует исходить из приоритета положений ЖК РФ, которые не предусматривают перехода прав и обязанностей по договору управления иному юридическому лицу в отсутствие на то воли собственников помещений конкретного МКД.

Правопреемство при реорганизации по правилам ГК РФ

Правила правопреемства при реорганизации установлены ст. 58 ГК РФ в зависимости от формы реорганизации.

При преобразовании юридического лица (фактически изменение организационно-правовой формы) права и обязанности в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему лицу. В случае присоединения юридического лица к другому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении права и обязанности юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица согласно передаточному акту.

В п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» обращено особое внимание, что при слиянии и присоединении имеет место универсальное правопреемство вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания.

Также обратим внимание, что в результате реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения компания, существовавшая до реорганизации (при присоединении это касается присоединяемой компании), перестает существовать. При реорганизации в форме выделения реорганизуемая компания продолжает свою деятельность.

Судебная практика

Немногочисленные судебные решения по рассматриваемому вопросу, доступные автору, сводятся к следующему.

Если речь идет о реорганизации в форме присоединения УК к другому юридическому лицу и слияния УК с другими юридическими лицами, то есть имеет место универсальное правопреемство прекратившей существование УК, все ее права и обязанности (в том числе вытекающие из договоров управления МКД) переходят к компании, к которой УК присоединена, либо компании, возникшей в результате слияния. В Постановлении АС СЗО от 25.03.2016 по делу N А13-7453/2015 эти выводы сделаны в контексте спора о взыскании стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД, после реорганизации УК: в спорный период общество, к которому перешли права и обязанности управляющей компании по управлению общежитием до выбора иной управляющей организации и передачи ей объекта и технической документации, фактически являлось исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в общежитии, и потребителем оказываемых услуг в отношениях с энергоснабжающей организацией. Неправильно считать, что в случае реорганизации УК в форме присоединения в доме отсутствует способ управления МКД. Правило о том, что договор управления продолжает действовать с правопреемником присоединенной организации, сформулировано и в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Коми от 07.10.2013 по делу N 33-5217/2013г., вынесенном в рамках рассмотрения иска собственника помещения о признании недействующим договора управления после реорганизации УК. Аналогичным образом при слиянии УК с другими компаниями к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности и договор ресурсоснабжения, заключенный с ранее существовавшей УК, продолжает действовать (Постановление АС СЗО от 07.04.2015 по делу N А26-4198/2014).

Если же мы имеем дело с выделением из УК, с которой был заключен договор управления МКД, нового юридического лица, нет оснований для передачи прав и обязательств по договору управления новому лицу. Прежняя УК не прекратила свое существование, волю на смену УК собственники помещений не изъявляли, значит, все остается по-прежнему. «Выбор новой управляющей компании, в том числе вновь созданной путем выделения, может и должен производиться исключительно в порядке, установленном нормами жилищного законодательства, которыми правопреемство управляющих компаний не предусмотрено… При разрешении спорного вопроса о природе правопреемства при реорганизации управляющей компании в форме выделения в приоритетном порядке надлежит руководствоваться положениями ЖК РФ, которые не предусматривают перехода прав и обязанностей по договору управления иному юридическому лицу в отсутствие на то воли собственников жилых помещений конкретного МКД». Значит, у выделенной из УК компании не было правовых оснований для принятия на себя функций управления домами и выставления потребителям платежных документов. Тем более что в данном конкретном случае собственники помещений изменили УК своим решением (Постановление АС ВВО от 20.08.2015 по делу N А17-7459/2014). С приведенными заключениями полностью согласны арбитры АС ДВО в Постановлении от 30.09.2015 по делу N А59-1555/2014: иное толкование, допускающее смену управляющей компании в результате правопреемства, по существу подменяет волю собственников о выборе новой управляющей компании. Однако в данном конкретном случае суд взыскал с выделенной в результате реорганизации компании в пользу РСО стоимость сверхнормативного потребления электроэнергии, поскольку компания (хоть и в отсутствие законных оснований) фактически осуществляла управление домами. Точно так же в Постановлении АС УО от 30.01.2015 по делу N А60-12436/2014 было удовлетворено требование УК (образованной в результате выделения из другой организации) о понуждении РСО к заключению договора управления. Несмотря на то что выделенная компания не получила статус исполнителя коммунальных услуг на основании универсального правопреемства, права собственников помещений, которые не выбирали непосредственное управление, не могут быть нарушены, поэтому при отсутствии спора о лице, управляющем домом, РСО обязана заключить договор ресурсоснабжения с фактическим управляющим. По тем же мотивам удовлетворяются иски фактического управляющего к потребителям (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 03.09.2014 N 33-2545-2014), хотя суды признают, что при реорганизации в форме выделения универсального правопреемства нет.

Резюме

Итак, в случае реорганизации действующей УК в форме слияния или присоединения все права и обязанности, связанные с договором управления МКД, переходят к правопреемнику по умолчанию. Сегодня нельзя забывать о необходимости иметь лицензию на управление МКД. О том, какие формы реорганизации УК возможны без утраты лицензии, читайте в экспресс-ответе на с. 10 в N 5, 2015. Если лицензированная УК сливается или присоединяется к компании, у которой нет лицензии, правопреемнику необходимо получать лицензию в общем порядке. Как известно, штрафы за управление МКД без лицензии довольно велики. Вместе с тем к административной ответственности юридическое лицо может быть привлечено лишь при наличии вины, а именно если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Логично предположить, что юридическое лицо, к которому была присоединена лицензированная УК, должно получить лицензию заранее, чтобы к завершению реорганизации во всеоружии приступить к управлению МКД. Точно так же вполне справедливо, что получение лицензии у новой компании, образованной в результате слияния с лицензированной УК, займет определенное время. Однако компания должна доказать, что она принимает меры для надлежащего исполнения своих обязательств (подала заявку на получение лицензии).

Обратим внимание, что в приведенных выше примерах из судебной практики не говорилось о реорганизации в форме разделения: в результате такой реорганизации реорганизуемое лицо прекращается, вместо него создаются несколько новых юридических лиц. Если исходить из того, что права собственников помещений, заключивших договор с УК, не должны быть нарушены (то есть дом нельзя «бросить»), права и обязанности, связанные с управлением конкретным домом, должны быть переданы тому или иному юридическому лицу, возникшему в результате разделения. Оно обязано в кратчайшие сроки подать заявку на получение лицензии. Одновременно собственники помещений вправе в любое время изменить способ управления домом либо управляющую организацию: специального повода в виде реорганизации для этого не требуется.

* * *

Права и обязанности, связанные с исполнением договора управления МКД, переходят в порядке универсального правопреемства при реорганизации в форме слияния и присоединения. При преобразовании права и обязанности по договору управления не изменяются. В случае выделения новых компаний из прежней УК последняя не вправе передавать по передаточному акту права и обязанности, связанные с договором управления, выделенной организации, поскольку это противоречит положениям ЖК РФ. Если же речь идет о разделении, данные права и обязанности передать придется, так как прежняя УК прекращает свое существование, и этот факт не может нарушать законных интересов собственников помещений. Получение новой лицензии требуется во всех случаях реорганизации, кроме преобразования и слияния лицензированных компаний (в этих ситуациях лицензия подлежит переоформлению).

Д.В.Дурново

Главный редактор

ИД «Аюдар Инфо»

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июля 2019 г.

Содержание журнала № 14 за 2019 г.

Присоединение — это одна из форм реорганизации бизнеса, которая приводит к его укрупнению. В каком порядке оно проводится? Какие сроки важно не пропустить? Как правильно оформить передачу имущества и обязательств? Кого и как известить? С этими вопросами будем разбираться.

Реорганизация в форме присоединения: на что обратить внимание

Общие аспекты

Любой процесс реорганизации предполагает передачу имущества и обязательств в порядке правопреемства — присоединяющая организация является правопреемником присоединяемойп. 2 ст. 58 ГК РФ. Передаваемые в процессе присоединения имущество и обязательства указываются в передаточном акте на основании результатов проведенной инвентаризациист. 59 ГК РФ.

Начинается этот процесс с принятия участниками обществ решения о реорганизации, а завершается внесением в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых обществст. 57 ГК РФ.

Но от начала реорганизации до ее окончания предстоит решить еще много вопросов: провести инвентаризацию имущества и обязательств, уведомить работников, известить государственные органы и контрагентов. Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Принимаем решение о присоединении

Если участники обществ с ограниченной ответственностью хотят присоединить одно общество к другому, первое, что надо сделать, — каждому обществу созвать и провести общее собрание участников. Ведь принятие решения о реорганизации относится к его компетенцииподп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 53 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее — Закон № 14-ФЗ).

На общем собрании участники выносят решение о реорганизации, устанавливают порядок и условия ее проведения, утверждают проекты договора о присоединении и передаточного акта. По результатам оформляется протокол с принятым решением или решение единственного участника (если собственник один).

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

В решении о присоединении важно предусмотретьпп. 3, 7 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 20.05.2003 № 44н (далее — Методические указания):

по какой стоимости (остаточной, текущей рыночной или иной) имущество будет отражено в передаточном акте и его примет на баланс присоединяющая организация;

порядок правопреемства имущества и обязательств, передаваемых в переходный период — после утверждения передаточного акта до завершения присоединения;

особый порядок проведения отдельных операций (например, получение или предоставление займов, финансовые вложения);

порядок формирования уставного капитала и его величину;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет присоединяемой организации.

Чтобы собрание участников могло рассмотреть все эти вопросы и принять решение, к нему необходимо подготовиться. Ведь участники каждого из обществ на своем собрании должны рассмотреть:

проект договора о присоединении;

проект передаточного акта присоединяемого общества;

акты инвентаризации, описи и расшифровки имущества и обязательств присоединяемого общества;

иные материалы, предусмотренные уставом.

Забегая немного вперед, скажем, что необходимо позаботиться о дополнительном экземпляре протокола общего собрания участников с принятым решением для уведомления регистрирующего органа о начатой процедуре присоединения.

Общества, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, который подлежит утверждению на общих собраниях их участников.

Готовим проект договора о присоединении

Закон об ООО не содержит подробных требований к содержанию такого договора. Их можно позаимствовать из Закона об АО. Договор о присоединении должен содержатьст. 59 ГК РФ; пп. 2, 3, 3.1 ст. 53 Закона № 14-ФЗ; пп. 3, 3.1 ст. 17 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ:

сроки проведения совместного собрания участников реорганизуемых обществ;

наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;

порядок и условия присоединения;

порядок руководства и координации процессом реорганизации, подготовки проектов решений и прочих документов;

порядок погашения долей в уставных капиталах, принадлежащих участвующим в присоединении обществам;

порядок распределения долей в уставном капитале реорганизуемого общества;

размер уставного капитала образованной в результате присоединения организации. При этом он не может быть меньше 10 000 руб. и больше величины чистых активов создаваемого общества (то есть суммы чистых активов реорганизуемых обществ)п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 20, подп. 1 п. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ.

Кроме того, для бухучета важно, чтобы в договоре были определены следующие моменты:

дата и форма передаточного акта;

размер и структура уставного капитала общества, образованного в результате присоединения;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации;

стоимость передаваемого имущества, по которой присоединяющая организация будет отражать его на своем балансе.

Проводим инвентаризацию

При реорганизации необходимо провести инвентаризациюп. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Она производится в общем порядке, специальные требования к ее проведению и оформлению отсутствуют.

Документы об инвентаризации имущества и обязательств присоединяемой организации будут являться подтверждением данных передаточного акта (наличия, состояния и оценки).

Поскольку конкретные сроки для такой инвентаризации тоже не предусмотрены, их нужно установить самостоятельно. А так как на основании результатов инвентаризации присоединяемое общество формирует передаточный акт, то сроки ее проведения и оформления целесообразно привязать к дате актапп. 3—5 Методических указаний.

Сверяем расчеты с налоговыми органами

С 2019 г. отменена обязанность сверки расчетов с ИФНС при реорганизации. Но ее можно провести по инициативе присоединяемой организациип. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@; п. 2.1 Приказа ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822@.

Это важно для бухгалтерии присоединяющего общества, поскольку позволит избежать возможных недоразумений с налоговой инспекцией в будущем. Ведь после присоединения все расхождения по расчетам с бюджетом присоединяемого общества придется урегулировать ей.

Но, запрашивая сверку, учитывайте сроки ее проведения, так как результаты должны быть отражены в передаточном акте.

Формируем передаточный акт

Присоединяемое общество составляет передаточный акт — перечень имущества, прав и обязанностей, переходящих к правопреемникуст. 59 ГК РФ; п. 2 ст. 53 Закона № 14-ФЗ. Информация в передаточном акте формируется, в частности, на основаниип. 4 Методических указаний:

бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств, на последнюю отчетную дату;

актов и ведомостей инвентаризации имущества и обязательств;

первичных учетных документов по материальным ценностям (товарных накладных, актов и пр.);

расшифровок кредиторской и дебиторской задолженностей, расчетов с бюджетом.

Для бухгалтера присоединяющей компании передаточный акт — это первичный документ, подтверждающий переход имущества и обязательств от присоединяемого общества, и основание для отражения в учете операций по присоединению.

Форма передаточного акта законодательно не определена, его проект утверждают участники обществ. Обратим внимание на такие моменты.

1. Для сведений об имуществе и обязательствах удобно за основу взять форму бухгалтерского баланса и приложить подробные расшифровки по каждой из строк. Расшифровками могут послужить инвентаризационные описи и ведомости, а если их недостаточно, то самостоятельно разработанные регистры.

Но некоторые позиции в акте могут указываться не так, как в бухотчетности и инвентаризационных описях. Например, имущество стоимостью менее 40 000 руб., которое уже списано в расходы и отражено за балансом, указать в передаточном акте придется.

2. Стоимость передаваемого имущества должна совпадать с указанной в приложениях к акту: перечнях, описях, расшифровках, инвентаризационных ведомостяхп. 7 Методических указаний. Если собственники приняли решение передавать имущество по рыночной стоимости, то перед составлением передаточного акта необходимо произвести переоценку имущества и приложить подтверждающие документы (например, отчет независимого оценщика, бухгалтерскую справку-расчет).

Оценка важна для бухучета присоединяющей организации. У нее имущество будет учитываться именно по той стоимости, которая зафиксирована в передаточном акте. Однако для налога на прибыль переоценка по текущей рыночной стоимости не принимается. Правопреемник отразит имущество по данным и документам налогового учета передающей сторонып. 2.1 ст. 252 НК РФ; Письма Минфина от 05.06.2006 № 07-05-06/138; УФНС по г. Москве от 07.06.2008 № 19-14/054957.

3. При присоединении в передаточный акт не нужно включать информацию о взаимных долях участия в уставных капиталах друг друга, они погашаютсяп. 25 Методических указаний.

Взаимные задолженности реорганизуемых организаций друг перед другом нужно закрыть до проведения реорганизации. После присоединения такие задолженности все равно будут считаться погашенными.

4. Кредиторская и дебиторская задолженность с контрагентами показывается на основании актов сверки.

Дебиторская задолженность отражается в акте, включая сомнительную, но при этом не уменьшается на сумму резервов сомнительных долгов.

5. Помимо имущества и обязательств, правопреемнику передается и вся имеющаяся у предшественника документация: учредительные, реорганизационные, кадровые, бухгалтерские, налоговые и прочие документы. Поэтому их также необходимо перечислить в передаточном акте. Сделать это можно укрупненно, подробно расшифровав в приложенных к акту описях.

6. Составление передаточного акта лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной (месячной или квартальной) бухгалтерской отчетностип. 6 Методических указаний. Это значительно облегчит работу всех подразделений присоединяемой компании, в том числе и бухгалтерии. Не придется проводить дополнительные расчеты показателей, например определять суммы амортизации, размер заработной платы и арендных платежей за неполный месяц.

После того как передаточный акт будет составлен и подписан представителями реорганизуемых обществ, его утверждает общее собрание участников каждого из них.

Уведомляем о начале реорганизации налоговую

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

В течение 3 рабочих дней после общего собрания участников последнего принявшего решение о реорганизации общества в регистрирующий орган нужно представитьст. 13.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ); пп. 1, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506; п. 14 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 30.09.2016 № 169н (далее — Административный регламент); Письмо ФНС от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ (пп. 3, 5); Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@:

уведомление о начале процедуры реорганизации юридического лица по форме Р12003;

протокол собрания участников с решением о реорганизации (решение единственного участника).

Документы может подать:

или руководитель общества, которое последним приняло решение о присоединении;

или лицо, определенное решением о реорганизации. В этом случае к уведомлению необходимо приложить протоколы с решением о присоединении всех обществ, участвующих в реорганизации.

Документы направляются в инспекцию ФНС по месту нахождения общества или в межрайонную инспекцию ФНС (если ей переданы полномочия по регистрации юридических лиц).

В течение 3 рабочих дней с даты представления документов регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Дата представления документов — день их получения ИФНСп. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

Справка

Налоговый орган, получив уведомление о начале реорганизации, имеет право провести выездную налоговую проверку. Проверка, связанная с реорганизацией, может проводиться независимо от времени и предмета проведения предыдущей проверкип. 11 ст. 89 НК РФ.

Извещаем кредиторов

После того как решение о присоединении принято, необходимо уведомить об этом кредиторовп. 1 ст. 60 ГК РФ; п. 5 ст. 51 Закона № 14-ФЗ; п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомление размещается дважды с периодичностью один раз в месяц в издании для опубликования данных о государственной регистрации юридических лиц — в журнале «Вестник государственной регистрации»п. 1 Приказа ФНС № САЭ-3-09/355@. Точный срок не установлен. Первое уведомление публикуется сразу после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Второе должно быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомленияп. 3 ст. 192 ГК РФ. Например, если первое уведомление публикуется 25 июня, то второе — не раньше 26 июля.

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Сделать это необходимо от имени всех участвующих в реорганизации юрлиц обществуп. 1 ст. 60 ГК РФ:

или которое последним приняло решение о присоединении;

или на которое такая обязанность возложена в соответствии с решением о реорганизации.

А в течение 5 рабочих дней после даты уведомления регистрирующего органа надо письменно известить каждого кредиторап. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять их можно в свободной форме. Например, отправить извещение по почте письмом с описью и уведомлением о вручении либо доставить лично и взять у уполномоченного сотрудника кредитора номер входящей корреспонденции и подпись о получении.

Сообщаем работникам о реорганизации

Трудовые договоры в связи с реорганизацией не прекращаются. В них после завершения присоединения должны быть внесены изменения, касающиеся работодателя.

Но у работника в этом случае есть право отказаться от продолжения работыст. 75 ТК РФ. Чтобы узнать, готовы ли работники продолжить работу после присоединения, необходимо сообщить им о его проведении. Уведомить надо работников и присоединяемого общества, и общества, к которому оно присоединяется.

Срок для такого уведомления не установлен. Но лучше сделать это как можно раньше. Для этого можно составить уведомление в произвольной форме, включить в него сведения о предстоящей реорганизации, информацию о праве работника отказаться от продолжения работы в связи с присоединением и просьбу сообщить о принятом им решении. С уведомлением работника нужно ознакомить под подпись. О завершении процедуры присоединения также необходимо известить работников.

Уволить работников при реорганизации можно, только если они сами отказались от продолжения работы в реорганизованной организациип. 6 ст. 77 ТК РФ.

Если при присоединении происходит смена собственника имущества организации, то новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество вправе уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтерап. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Представляем сведения в Пенсионный фонд

При реорганизации присоединяемое общество обязано представить в территориальный орган ПФР сведения персонифицированного учета на всех своих работников: сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) вместе с описью (форма ОДВ-1) и реестром (форма ДСВ-3)пп. 2, 2.1, 3 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ; Постановление Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п; Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Срок подачи сведений — в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Подача таких сведений в указанные сроки является дополнительной и не отменяет общий порядок представления сведений персонифицированного учета.

Регистрация присоединения

После того как истекли 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации общества в журнале «Вестник государственной регистрации» и 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (это срок для возможного обжалования решения о реорганизации), в ИФНС представляются следующие документып. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ; п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ; п. 24 Административного регламента; Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@; Письмо ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-14/14410:

заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003;

договор о присоединении;

протокол совместного собрания участников реорганизуемых обществ с решением о внесении изменений в устав основного общества (при изменении размера или структуры уставного капитала).

Представлять ли в регистрирующий орган передаточный акт — лучше уточнить в ИФНС, поскольку представление передаточного акта для регистрации не является обязательнымп. 2 ст. 58 ГК РФ; п. 24 Административного регламента; п. 26 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25; Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@ (п. 2.1).

Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества — со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Срок — не более 5 рабочих дней со дня представления полного комплекта документовп. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

* * *

После завершения процедуры присоединения переоформлять договоры с контрагентами присоединяемого общества не требуется. Можно подписать дополнительные соглашения к ним и представить контрагентам доказательства произошедших изменений (например, копию листа записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007).

Также правопреемнику важно позаботиться о получении из Росреестра документов с изменениями в записи о правах на недвижимое имущество. И переоформить в Госавтоинспекции ПТС на транспортные средства присоединяемого общества. Ведь организация, которой они принадлежали до присоединения, больше не существует.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Реорганизация

2022 г.

2019 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почта на проспекте вернадского часы работы
  • Посадская 28а ук верх исетская часы работы
  • Почта в ессентуках часы работы октябрьская
  • Почтовое отделение в кокошкино часы работы
  • Почта на разводной в петергофе часы работы