Понятие избирательного процесса избирательной компании

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:

1) агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

2) агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

3) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

5) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

6) бюллетень — избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме;

7) вопрос (вопросы) референдума — вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум;

8) выборное должностное лицо — Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования;

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

10) выдвижение кандидата — самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

11) гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

12) ГАС «Выборы» — Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

12.1) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума — комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума;

(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

13) депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

14) добровольное пожертвование гражданина — безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

15) добровольное пожертвование юридического лица — безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

16) документ, заменяющий паспорт гражданина, — документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 322-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, — документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации;

17) закон — федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации;

18) избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

19) избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

20) избирательная кампания кандидата, избирательного объединения — деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

21) избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов;

22) избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) — определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

23) избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) — определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

24) избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), — избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов;

25) избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;

(пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) избирательное право активное (активное избирательное право) — право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) — право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

29) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ;

30) избирательный округ — территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);

31) избирательный округ единый (единый избирательный округ) — избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;

32) избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;

33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат;

34) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума;

35) кандидат — лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 2 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

35.1) кандидат, аффилированный с иностранным агентом, — кандидат, который не является иностранным агентом и который в период, составляющий два года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и (или) в период избирательной кампании на соответствующих выборах:

входит (входил) в состав органов юридического лица — иностранного агента и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица — иностранных агентов и (или) является (являлся) их учредителем, членом, участником, руководителем;

осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности;

(пп. 35.1 в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

35.2) кандидат, являющийся иностранным агентом, — кандидат, являющийся физическим лицом, которое включено в реестр иностранных агентов;

(пп. 35.2 в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

36) кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

37) комиссия — избирательная комиссия, комиссия референдума;

38) комиссия референдума — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума;

39) комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) — определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;

40) комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) — определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;

41) комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), — комиссия референдума, на которую законом, уставом муниципального образования возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующего референдума;

41.1) комплекс для электронного голосования — техническое средство, предназначенное для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования;

(пп. 41.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

43) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) — представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации;

44 — 45) утратили силу. — Федеральный закон от 23.07.2011 N 259-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

46) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, — организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий;

47) органы государственной власти субъектов Российской Федерации — законодательные органы субъектов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

48) органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) — Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

49) органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

(пп. 49 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

50) открепительное удостоверение — открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме;

51) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума;

52) представитель средства массовой информации — лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации;

52.1) регистр избирателей, участников референдума — информационный ресурс ГАС «Выборы», содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума;

(пп. 52.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

53) референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

54) референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

55) референдум Российской Федерации — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

56) референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации;

57) род занятий — документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий;

58) сведения о судимости кандидата — сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

59) список кандидатов — единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

60) участник референдума — гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме;

61) федеральный закон — федеральный конституционный закон, федеральный закон;

62) электронное голосование — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием технического средства;

(пп. 62 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 2 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

62.1) дистанционное электронное голосование — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения;

(пп. 62.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

63) электронный бюллетень — бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

(пп. 63 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Избирательный процесс и избирательная кампания

Проведение выборов
в органы государственной власти всегда
связано с нарастанием особого вида
политической деятельности, когда
претенденты вступают в конкурентную
борьбу и предпринимают различные шаги,
чтобы привлечь на свою сторону
потенциальных избирателей. На политической
сцене начинают разворачиваться
разнообразные события: проходят митинги,
собрания, встречи кандидатов с населением,
политические лидеры выступают с
критическими заявлениями и позитивными
программами в средствах массовой
информации, на улицах появляются
рекламные плакаты, распространяются
листовки и т.д.

Все многообразие
событий, инициируемых и создаваемых
людьми в преддверии и во время выборов
в государственные органы, можно обозначить
понятием «избирательный процесс».
«Избирательный
процесс» — это интегральная категория,
при помощи которой дается общая
характеристика всего комплекса
разворачивающихся в стране политических
событий, связанных с выборами. В ходе
избирательного процесса реализуются
нормы электорального законодательства,
полити-

533

ческие структуры
и культурные ценности, политическое
поведение групп и индивидов, пытающихся
удовлетворить свои потребности во
власти, установки, принципы, идеалы и
т.д.

Вместе с тем каждый
кандидат или избирательный блок, вступая
в предвыборную борьбу, стремится решать
собственные задачи и предпринимает для
этого определенные усилия. Таким образом,
избирательную
кампанию
можно
определить как всю совокупность
действий, предпринимаемых партиями,
избирательными объединениями или
кандидатами и их командами для достижения
их предвыборных целей.
Избирательная
кампания тоже предстает в виде событий,
связанных с принятием ее участниками
определенных решений, с проведением
ими оценки ситуации и последующей
организацией различных акций. Однако
она является лишь частью единого
избирательного процесса, разворачивающегося
в стране.

Избирательная
кампания представляет собой особый вид
политического управления. В качестве
субъекта управления в ней выступает
команда
(партийная
организация, группа единомышленников,
политические консультанты) во главе с
кандидатом, а объектом являются
потенциальные избиратели. Цель управления
определяется теми задачами, которые
ставит перед собой кандидат. Как
показывает практика, далеко не все
кандидаты, вступая в предвыборную
борьбу, ориентируются на победу. Некоторые
из них рассматривают избирательную
кампанию как возможность привлечь к
себе внимание, пройти предварительную
«раскрутку» с целью участия в следующих
выборах либо просто пытаются оттянуть
на себя часть голосов сильных соперников
какого-либо кандидата и т.д.

Каждая избирательная
кампания ведется ее инициаторами в
условиях жесткой борьбы с политическими
соперниками. Ведь избирательный процесс
по своей сути является конкурентным
процессом, в ходе которого идет острое
соперничество между его участниками
за право обладать престижными позициями
в политической иерархии, за возможность
влиять на массы, за доступ к значимым
ресурсам. Для того чтобы это соперничество
не выливалось в острое противостояние
и кризисы, в каждой стране создаются
законодательные нормы, регламентирующие
ход избирательного процесса. Конечно,
законодательство не может регламентировать
всю деятельность участников избирательного
процесса, но тем не менее оно создает
для них определенные правовые рамки,
выход за которые влечет применение к
нарушителю различных санкций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Влияние выборов на жизнь современного Российского общества чрезвычайно велико. Процесс образования органов публичной власти посредством выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в современной России. Сегодня выборы можно охарактеризовать как реально действующий механизм репродукции народовластия.

Однако, понятие «выборы» как исследовательская категория не раскрывает структуры процесса формирования органов власти и управления. В проводимом исследовании целесообразным для научного анализа представляется понятие «избирательный процесс», оно отражает установленный порядок приобретения государственно-властных полномочий.

Законодатель в большинстве случаев старается избегать употребления данного термина, что обусловлено отсутствием единого подхода к его пониманию. Одновременно различные ученые-правоведы предлагают множество выработанных на основе исследований понятий термина «избирательный процесс», который, безусловно, имеет место быть, но не определен в нормативных правовых актах. Проведя анализ правовой и научной литературы, возможно, выделить два основных подхода к определению понятия «избирательный процесс».

Первый подход предполагает, что «избирательный процесс» — это форма реализации избирательных прав граждан, совокупность стадий, процедур, последовательность которых определена законом. Поэтому его можно трактовать как технологическую инфраструктуру, которая берет свое начало с момента назначения выборов и заканчивается объявлением итогов голосования.

Второй подход предполагает, что «избирательный процесс» охватывает не только действия, совершенные в рамках избирательной кампании, но и выходит за ее пределы, охватывает так называемый межвыборный период. Например, к избирательному процессу относят процедуру создания, учреждения и регистрации политической партии, избирательного объединения. В этот же период осуществляется формирование избирательных комиссий всех уровней,политическими партиями предоставляются финансовые отчеты о результатах их деятельности.

В проводимом исследовании необходимо отдать предпочтение второму подходу, так как огромное значение для отправления народовластия имеют процедуры, совершаемые в межвыборный период. Например, регистрация политической партии в период между избирательными кампаниями позволяет ей участвовать в предстоящих выборах, выдвигать своих кандидатов, список кандидатов.

Возможно, привести и другие примеры, такие как использование иностранных финансовых инструментов, гражданином Российской Федерации. Их использование гражданином не запрещено во время подготовки и проведения избирательной кампании и в межвыборный период. Но в случае если гражданин посчитает необходимым зарегистрироваться в качестве кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, ему необходимо к моменту своей регистрации осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов.

Эти факты говорят о важности и необходимости исследования избирательного процесса не только в рамках избирательной кампании но и в совокупности с процедурами осуществляемыми в межвыборный период. Совершенно очевидно, что в избирательном процессе огромное значение имеют установленные законодательством процедуры, ограничения, сроки и его документальное сопровождение. Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя не только стадии избирательной кампании, но и совершаемые участниками избирательного процесса юридически значимые действия в межвыборный период.

Таким образом, можно сделать вывод, что применительно к теме исследования «избирательный процесс» необходимо понимать как сложную по своей сути собирательную категорию, которая охватывает порядок реализации избирательных прав граждан. Представляет собой совокупность стадий и процедур, выполняемых во время избирательной кампании, и совершаемых участниками избирательного процесса в межвыборный период юридически значимых действий.

При рассмотрении избирательного процесса в качестве объекта государственного управления становится очевидным, что он имеет характерные признаки. Эти признаки позволяют отобразить суть управленческих отношений между субъектами и объектом государственного управления избирательным процессом:

Во-первых, на общественные отношения, складывающиеся во время реализации избирательных прав граждан, оказывается управляющее воздействие со стороны органов государственной власти (субъектов государственного управления);

Во-вторых, избирательный процесс представляет собой публичную целенаправленную деятельность участников избирательного процесса, которая подлежит государственному управлению;

В-третьих, избирательный процесс запрограммирован на достижение конкретного результата (избрание представительного органа, должностного лица);

В-четвертых, государственное управление избирательным процессом направленно на обеспечение легитимности и суверенитета власти, приобретаемой с помощью выборов;

В-пятых, избирательный процесс сопровождается необходимыми юридическими процедурами, которые документируются и отражаются в официальных документах, это позволяет оказывать на него управляющее воздействие;

В-шестых, избирательный процесс детально регламентируется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, которые оказывают на него управляющее воздействие и одновременно позволяет осуществлять контроль и надзор за строгим соблюдением установленных законом правил проведения выборов;

В-седьмых, государственное управляющее воздействие оказывается не на результат выборов, а на стадии и процедуры, которые делают избирательный процесс прозрачным, честным, открытым и отражающим интересы большинства граждан.

В данном контексте избирательный процесс необходимо рассматривать как самостоятельный объект государственного управления. Управление им осуществляется не только ЦИК России, но другими органами государственной власти, в том числе главой государства, законодателем, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе субъектов государственного управления избирательным процессом обеспечивает организацию и подготовку свободных выборов, как высшего непосредственного выражения власти[1].

Все причисленное позволяет с уверенностью утверждать, что избирательный процесс является объектом государственного управления, а к субъектам управления возможно отнести перечисленные органы государственной власти. Управление избирательным процессом целесообразно рассматривать с позиции управления общественными отношениями. Другими словами, субъекты государственного управления оказывают управляющее воздействие на общественные отношения складывающимися в рамках избирательного процесса. В то же время, эти общественные отношения, направленные на реализацию избирательных прав граждан, возможно, классифицировать на две основные группы. Первая группа общественных отношений складывающиеся в рамках избирательной кампании, вторая группа общественные отношения, складывающиеся в межвыборный период. К первой группе отнесем:

— общественные отношения, складывающиеся во время назначения выборов;

— общественные отношения, складывающиеся во время регистрации (учета) избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков;

— общественные отношения, складывающиеся во время выдвижения кандидатов и их регистрации;

— общественные отношения, складывающиеся во время информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации;

— общественные отношения, складывающиеся во время голосования и определения итогов голосования;

— общественные отношения, складывающиеся во время повторных выборов;

— общественные отношения, складывающиеся во время повторного голосования;

— общественные отношения, складывающиеся во время выборов депутатов вместо выбывших.

Ко второй группе необходимо отнести:

— общественные отношения, возникающие во время создания и регистрации политической партии, избирательного объединения;

— общественные отношения, складывающиеся во время формирования избирательных комиссий;

— общественные отношения, складывающиеся во время обжалования нарушений избирательных прав граждан;

— общественные отношения, складывающиеся во время финансирования политической партии;

— общественные отношения, складывающиеся во время реорганизации политической партии;

— общественные отношения, складывающиеся во время приостановления деятельности политической партии.

Таким образом, рассматривая избирательную кампанию в качестве управляемых государственными органами общественных отношений складывающихся с целью избрания органов власти и управления, а также с целью реализации избирательных прав граждан, возникает два вопроса. Первый вопрос, – каким образом оказывается управляющее государственное воздействие на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательной кампании? Второй вопрос – на кого оказывается управляющее воздействие?

Отвечая на первый вопрос, необходимо причислить основные способы оказания управляющего государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в рамках избирательного процесса. Другими словами, определить с помощью каких рычагов субъекты государственного управления администрируют избирательный процесс:

— осуществляя нормативное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса (издавая нормативные правовые акты, детально регламентирующие порядок реализации избирательных прав граждан);

— реализуя правоприменительную практику, осуществляемую органами исполнительной власти, направленную на исполнение установленных законом правил, процедур избирательного процесса;

— реализуя административно-юрисдикционные, уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные полномочия с целью обеспечения законности и правопорядка во время реализации избирательных прав граждан;

— осуществляя разрешение судебными инстанциями юридических споров о праве, которые возникают в процессе реализации избирательных прав граждан;

— посредством специально создаваемых органы (избирательных комиссий) осуществляют организацию и подготовку выборов, детализацию и исполнение избирательных процедур, обеспечивают необходимыми средствами избирательный процесс в целях реализации избирательных прав граждан;

— осуществляя государственный надзор над всеми участниками избирательного процесса с целью обеспечения законности и правопорядка.

Отвечая на второй вопрос, необходимо определить участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса. Требуется классифицировать участников рассматриваемых общественных отношений, при этом основанием должны послужить складывающиеся управленческие взаимоотношения.

Очевидно, что ряд участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса, являются «управляемыми». Другими словами, на них оказывается управляющее воздействие со стороны субъектов государственного управления, а они, в свою очередь, обязаны выполнять установленные правовые предписания. Главной целью данной группы участников общественных отношений является реализация избирательных прав.

Одновременно существует и другая категория это управляемые, которые синхронно могут оказывать управляющее воздействие. Назовем их «управляемые управленцы». Например, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает управляющее воздействие на избирательный процесс и является субъектом государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений. Одновременно члены и служащие избирательной комиссии являются участниками общественных отношений, и они подчинены нормативным правовым предписаниям которые издаются другими субъектами государственного управления (представительным органом).

Имеет место быть и третья группа участников общественных отношений, которые в обычных условиях реализуют избирательные права и являются «управляемыми», но в определенных условиях приобретают особый правовой статус (например, судьи при разрешении дел о нарушениях избирательных прав граждан).

К первой группе «управляемых» участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса, относятся:

— граждане Российской Федерации, обладающие активным и пассивным избирательным правом;

— иностранные граждане, наделенные в установленном законом Российской Федерации порядке активным и пассивным избирательным правом;

— политические партии и иные общественные объединения граждан;

— кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты и на иные выборные должности;

— доверенные лица избирательных объединений, отдельных кандидатов, выдвинутых и баллотирующихся по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;

— уполномоченные представители избирательных объединений, отдельных кандидатов;

— наблюдатели, назначенные в установленном законом порядке;

— организации, выпускающие средства массовой информации (телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий);

— командиры воинских частей, капитаны судов, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

— сборщики подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата, списка кандидатов;

— группы избирателей, образуемые в установленном законом порядке в поддержку самовыдвижения кандидата.

Прежде чем приступить к рассмотрению второй группы участников общественных отношений складывающихся в рамках избирательного процесса, — «управляемые управленцы», — необходимо подчеркнуть их двойственный статус. Важно понимать, что рассматривая данных участников общественных отношений с позиции государственного управления, можно отметить, что они имеют двойственную природу: во-первых, это должностные лица органов государственной власти (субъектов государственного управления) которые оказывают управляющее воздействие на избирательный процесс; во-вторых, это участники общественных отношений, которые подчинены правовым предписаниям и на них оказывается управляющее воздействие со стороны других субъектов государственного управления. К ним относятся:

— служащие избирательных комиссий;

— члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голосов;

— должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— депутаты и служащие представительных органов.

К третьей группе участников общественных отношений с «особым» правовым статусом относятся:

—  судьи;

— должностные лица органов прокуратуры, следствия и дознания.

Подводя итог проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что избирательный процесс, необходимо рассматривать в качестве объекта государственного управления. Управляющее воздействие оказывается на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательного процесса. Другими словами, избирательный процесс можно представить в виде матрицы, в которой действуют множество участников. Влияя на деятельность перечисленных в исследовании участников общественных отношений, осуществляется государственное управление избирательным процессом в целом. Важно отметить, что управляющее воздействие оказывают и сами участники общественных отношений, которые одновременно могут являться должностными лицами субъектов государственного управления или участниками с особым правовым статусом.

Список литературы

1.                Чуров В.Е. Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Российское право 2011. №11.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Производство дверей в коврове все компании официальные
  • Работа в казани уборщица на 2 3 часа приволжский район
  • Реализация культурных особенностей нации в бизнесе это
  • Режим работы флюорографии на детской улице часы работы
  • Корпус воздушного фильтра газель бизнес умз 4216 евро 4