Как при проверке ГИТ смягчить наказание за задержку выплаты зарплаты?
Здравствуйте. В один день уволили начальника и его зама. Окончательный расчет перечислить не могли. Новый начальник сменил образец подписи в банке только через месяц. Зам за задержку выплаты написал жалобу в ГИТ. На второй день после получения образца подписи перечислили окончательный расчет. Но в итоге все равно проверка ГИТ и скорее всего штраф. Как смягчить приговор ГИТ?
Спасибо.
Добрый день.
Думаю, что все проблемы растут из этого:
Цитата (Досааф1):В один день уволили начальника и его зама.
Скорее всего и порядок увольнения по инициативе работодателя не был соблюден.
Цитата (Досааф1):Как смягчить приговор ГИТ?
Штраф за подобные нарушения назначают по ст. 5.27 КоАП РФ.
Попробуйте поискать смягчающие обстоятельства (может они у вас и есть) — см. ст. 4.2 КоАП РФ. Ну а если нарушение совершено впервые и других при проверке не выявят, попробуйте просить о замене штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
г. Ивантеевка-2109 333 балла
Здравствуйте.
Если действительно ДОСААФ, то не СМП, получается что только штраф по минимуму с учётом исключительности.
Александра Кривошеева, .Здравствуйте, Александра. Да, действительно они в протоколе указали 5.27. Штраф минимум 30000. Письма написала и от имени руководителя и организации, расписала все. Завтра будут выносить решение. Спасибо Вам за ответ
Цитата (Ефимов Павел):Здравствуйте.
Если действительно ДОСААФ, то не СМП, получается что только штраф по минимуму с учётом исключительности.
Здравствуйте, Павел. Не поняла, что такое СМП? Да, мы ДОСААФ и штраф по минимуму 30000 р. Спасибо Вам за ответ.
Доброе утро.
СМП — скорее всего субъект малого предпринимательства.
Цитаты
КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Но шансов мало, т.к. трудовая почему то считает эту статью чуть ли не тяжким правонарушением (по крайней мере у нас) и практически всегда штраф. Вам предупреждение не положено (если ДОСАФ, хотя кроме ника нигде про это ничего нет), снижение в 2 раза тоже. Остается только 2.9 КоАП РФ
Цитата
Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Ирина Вологда, Спасибо Ирина за очень подробный ответ. Да, как руководителю будет снисхождение, вынесут решение о предупреждении. А для учреждения минимальный, а это 30 трб. как раз месячный фонд оплаты труда. Еще раз спасибо Вам.
г. Ивантеевка-2109 333 балла
У директора вины нет, только возникает вопрос почему так долго. Если бы уложились в неделю то нормально.Если возможно нужно подтягивать было внебюджетные источники, но у вас на кого учат…
А на юр лицо можно фактически только доказав вину прежнего директора прямыми доказательствами (что почти нереально).
Речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.
Ответственность за невыплату зарплаты
Обязанности любого работодателя закреплены в ст. 22 ТК РФ. Обеспечение работникам равной оплаты труда равной ценности и выплата в полном размере причитающейся работникам зарплаты в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, как основные обязанности прямо названы в данной норме. Это значит, что при контрольно-надзорных мероприятиях на своевременность и объем выплат всегда обращается внимание.
За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:
– ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;
– ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);
– ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.
Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).
Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?
Полномочия контролеров
Защита права работника на своевременную и полную выплату зарплаты в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы осуществляется способами, предусмотренными трудовым законодательством, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Однако действующие механизмы и инструменты обеспечения соблюдения трудового законодательства нуждаются в развитии и совершенствовании.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).
Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:
- обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;
- принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:
- предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.
Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294‑ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).
Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.
Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.
Согласно ст. 9 Закона № 294‑ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).
Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).
Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты
Помимо наделения инспекторов полномочиями принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы, в законопроекте предлагается порядок, в соответствии с которым будет осуществляться принудительное взыскание с работодателя зарплаты и других сумм, причитающихся работнику.
Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?
Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294‑ФЗ.
Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.
В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:
– после истечения срока исполнения предписания;
– после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.
Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.
Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.
Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.
То есть оно приравнивается к исполнительным листам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами, судебным приказам, нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам, и т. д. (ст. 12 Закона № 229‑ФЗ).
Таким образом, принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но невыплаченных сумм, причитающихся работникам, будет осуществляться судебными приставами на основании соответствующего решения инспектора ГИТ.
Работодателям такое нововведение, конечно, не понравится, поскольку получается, что решения ГИТ о принудительном списании денежных средств со счетов учреждений в счет не выплаченных работнику сумм уравниваются с актами судов. Принудительное изъятие денежных средств без решения суда является существенным ограничением прав работодателей. Куда лучше было бы, если бы в случае выявления в ходе проверки фактов задержки выплаты начисленной заработной платы документы, составленные по результатам контрольного мероприятия, являлись достаточным доказательством для обращения работника в суд.
Но законодатели считают, что возможность принудительно исполнять обязанность работодателя не дублирует полномочия судебных органов и призвана защитить работника, как наиболее слабую сторону в трудовых отношениях.
Подведем итог
Итак, в законопроекте предлагается установить внесудебный порядок взыскания заработной платы на основании решения инспектора ГИТ. Такое решение будет являться исполнительным документом и, несомненно, ускорит процесс восстановления нарушенных прав работников.
С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.
Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.
Более подробно вы можете ознакомиться:
- с видами проверок ГИТ, правами работодателя при проверке и оформлением документов;
- с объектами проверки ГИТ.
Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
Подробности
О чем вам обязательно нужно знать:
- После введения риск-ориентированного подхода при проведении проверок всех работодателей, в зависимости от их «поведения», поделили на 5 категорий рисков.
Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.
- Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится работодатель.
Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.
- Коэффициент добросовестного поведения работодателя складывается из многих факторов: отраслевая принадлежность, факты нарушений по выплате заработной платы, наличие несчастных случаев на производстве и т.д.
Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.
Основания для внеплановых проверок ГИТ
Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.
Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.
Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:
Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Чем интересен новый регламент Роструда
В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.
Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:
- невыплату зарплаты, ее отдельных составных частей;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение спецоценки условий труда;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Какие нарушения допускают работодатели
Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.
1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.
Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.
В результате возникают два серьезных риска:
- Вы можете принять сотрудника на работу раньше, чем он уволится на предыдущей работе.
- Не видя документов, вы принимаете сотрудника на работу, для которой установлены требования к квалификации. Вполне возможно, что на начальном этапе сотрудник предоставляет соответствующую анкету, и в ней вас все устраивает. Позже, заполняя личную карточку Т-2, вы требуете у него необходимые документы, а их нет.
Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.
Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.
2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.
В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.
Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.
Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с <название локального нормативного акта> ознакомлен. ФИО, дата, подпись».
Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.
Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.
Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.
Попробовать
3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.
Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.
Есть два варианта, как это можно сделать:
- Указать название должности и профессии и одним предложением описать, чем человек занимается на работе.
- Написать, что при выполнении трудовой функции на конкретной должности работник также обязан руководствоваться действующей должностной инструкцией.
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.
Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.
В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.
5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.
Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.
В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.
6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.
В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.
7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.
Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:
- Содержание приказа должно быть согласовано с условиями трудового договора. Например, случается так, что в трудовом договоре нет структурного подразделения, а в приказ о приеме на работу его включают.
- С приказом о приеме на работу нужно знакомить в трехдневный срок с даты фактического начала работы, а не с даты подписания трудового договора.
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.
Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.
Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.
9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.
Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.
Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
В конце прошлого года вступили в силу два закона, которые установили новый способ взыскания с работодателя задолженности перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений. Если раньше принудить работодателя к выплате долга мог только суд, то теперь это вправе сделать трудовая инспекция. Кроме того, проводить проверки инспекторы должны по новому регламенту. Рассказывают эксперты 1С.
Проверки трудовой инспекции: как будут проходить в 2020 году
Новый Административный регламент по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, вступил в силу 22.10.2019.
Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Рострудом путем проведения, в частности, плановых и внеплановых проверок работодателей. В рамках таких проверок сотрудники трудовой инспекции проверяют полноту и своевременность выплаты заработной платы, корректность расчетов при увольнении и выплате отпускных, соблюдение требований охраны труда и т. д. (п. 5 Регламента).
Новый Регламент приведен в соответствие с требованиями трудового законодательства и других НПА (с учетом внесенных в них в последнее время изменений), регулирующих осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Как инспектор проверит индексацию зарплаты
Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки.
В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).
Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.
От чего зависит срок проведения проверки трудовой инспекции
Согласно новому регламенту, проверка работодателя не может превышать 20 рабочих дней.
Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов, а в отношении микропредприятия — 15 часов в течение года, если иное не установлено законом.
Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней (п. 24 Регламента).
Основания для прекращения трудовой проверки
В новом регламенте расширен перечень оснований, при которых проверка не может быть начата, а уже начатая проверка должна быть прекращена. Такими основаниями являются (п. 27 Регламента):
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;
- грубые нарушения при организации и проведении проверки, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
- ситуация, когда проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ;
- выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении.
Применение риск-ориентированного подхода при проверках
По примеру проверок, проводящихся в других сферах (например, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности), при проверке работодателей государственные инспекторы будут применять риск-ориентированный подход.
Это означает, что каждый работодатель (юрлицо и ИП) будет отнесен к отдельной категории риска, от которой зависит частота и тщательность проверки — см. таблицу.
Таблица
№ п/п |
Категория риска, к которой отнесен работодатель |
Проведение проверки |
1 |
Высокий риск |
Один раз в 2 года |
2 |
Значительный риск |
Один раз в 3 года |
3 |
Средний риск |
Один раз в 5 лет |
4 |
Умеренный риск |
Один раз в 6 лет |
Категории риска присваиваются Рострудом с учетом ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате у конкретного работодателя, а также посредством системы межведомственного взаимодействия с ФНС России.
Если информация об отнесении работодателя к категории риска отсутствует, считается, что он отнесен к категории низкого риска и плановые проверки в его отношении не проводятся. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок.
Проверки должны проводиться по проверочным листам
В распоряжении или приказе о проведении плановой проверки будут указывать реквизиты проверочного листа, который будет использован при проверке. Предмет проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенным в такой проверочный лист (п. 51 Регламента). Форма проверочного листа утверждена приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Составляется такой лист инспектором перед началом проверки.
Взыскание задолженности по зарплате трудовыми инспекторами
У трудовых инспекторов появились новые полномочия.
Теперь они могут взыскивать с работодателя начисленную, но не выплаченную в срок работникам зарплату и другие выплаты в рамках трудовых отношений.
Соответствующие изменения внесены Федеральными законами от 02.12.2019 № 393-ФЗ и № 402-ФЗ в Трудовой кодекс РФ (новая ст. 360.1) и в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (новая ст. 72.2). С 13.12.2019 взыскание задолженности происходит следующим образом.
Выдача работодателю предписания об устранении задолженности
Выявив задолженность работодателя перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений, трудовой инспектор выносит предписание об устранении этого нарушения в определенный срок.
Решение о принудительной выплате задолженности по зарплате
Если в указанный в предписании срок работодатель не погасил задолженность перед работниками, трудовой инспектор принимает решение о принудительном исполнении обязанности по выплате задолженности работнику (ч. 1 ст. 360.1 ТК РФ). Это решение может быть принято не позднее 1 месяца после:
- истечения срока, указанного в неисполненном предписании;
- вступления в силу решения суда о признании предписания недействительным, если оно обжаловано в суде.
В решении о принудительном исполнении должны содержаться реквизиты банковского счета взыскателя (работника) и проставляться отметка о вручении решения работодателю.
Решение о принудительном исполнении направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок направления — в течение 3 рабочих дней после дня принятия данного решения государственным инспектором труда.
Если работодатель не согласен с решением о принудительном исполнении, он вправе обжаловать его в суде в течение 10 календарных дней со дня его получения.
Направление решения о принудительной выплате задолженности по зарплате судебным приставам
Если работодатель не исполнил решение трудовой инспекции и истек 10-дневный срок его обжалования, копия такого решения направляется инспектором в службу судебных приставов. Поскольку решение о принудительном исполнении по своей юридической силе приравнено к исполнительному листу, на его основании пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). В его рамках он запрашивает у банков сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег на этих счетах, а также направляет в банк требование о взыскании денежных средств с этих счетов.
Исполнительное производство заканчивается после перечисления денег взыскателю (работнику) в полном объеме. Если на счету работодателя-должника нет денег, то в течение 2 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Постановление о прекращении исполнительного производства направляется в трудовую инспекцию в форме электронного документа.
Новые правила действуют с 13.12.2019 и применяются к задолженности работодателя, даже если она возникла до этой даты.