1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
2.2) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте «а» пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 июля текущего календарного года по 30 июня года, следующего за текущим календарным годом (далее — вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее — вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте «г» пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных частью 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6 — 8. Утратили силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.
Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий — 15 человек;
- для малых предприятий — 16–100 человек;
- для средних предприятий — 101–250 человек.
Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:
- 120 млн. рублей — для микропредприятий;
- 800 млн. рублей — для малых предприятий;
- 2 млрд. рублей — для средних предприятий.
Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ
Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Дополнительные критерии для АО
Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Составляет для всех не более 25 %.
Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Реестр предприятий
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.
Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.
Господдержка малых предприятий в 2021 году
Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.
Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.
Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.
Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.
Юлия Романова
Директор Академии продаж OTC.RU
Специализация: аудит закупочной деятельности, организация периодической проверки и оценки компетенции
дата: 30.03.2022
На сегодняшний день в Российской Федерации МСП включают в себя более 5,5 млн компаний. Так, только в прошлом году этот список увеличился на двести тысяч организаций.
Бизнес стремится попасть в категорию МСП, ведь эти компании в России пользуется особыми льготами. В частности, малое предпринимательство платит меньше налогов и несет меньшую чем крупные компании административную нагрузку.
Содержание:
- Кого следует отнести к МСП
- Критерии МСП 2022 году
- Госреестр МСП
- А что с проверками
- Льготы для МСП
- Специфика работы МСП
- Особое внимание
Кого следует отнести к МСП
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, перечисленным в №209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
ВАЖНО: К МСП не относятся организации, занимающиеся некоммерческой деятельностью, а также госучреждения и унитарные муниципальные учреждения.
Понятие «Субъекты малого и среднего предпринимательства» распространяется на микропредприятия, а также на средние и малые предприятия.
В нашей стране включение субъектов малых и средних предприятий в отраслевой реестр носит обязательный характер. Эту работу ведет ФНС РФ. Реестр доступен по этой ссылке.
Критерии МСП 2022 году
Критерии, по которым предприятие может получить статус МСП, указаны в ФЗ №209 от 24.07.07. В частности, согласно 4-й статье, субъектами МСП могут быть индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, фермерства и кооперативные союзы.
Чтобы оказаться в реестре, организация должна выстроить свою деятельность таким образом, чтобы выполнять следующие показатели:
- – если вы являетесь микропредприятием, то ваш ежегодный доход не превышает 120 миллионов рублей, а численность рабочего персонала составляет будет не более 15 человек;
- – у малого предприятия годовой доход составляет 800 млн рублей, а среднесписочная численность сотрудников должна быть не более ста человек;
- – чтобы получить статус среднего предприятия, необходимо работать с ежегодным доходом суммой не более двух миллиардов рублей в год с коллективом не более 250 сотрудников.
Следует отметить, что для малого и среднего бизнеса данные долевого участия фиксируются ежегодно. При выявлении того или иного несоответствия организация потеряет свой статус МСП.
ВАЖНО: Лимитирование дохода и численности сотрудников учитывается суммарно сроком на три года. Статус МСП можно потерять, если один из этих пунктов не соблюдается постоянно и на протяжении этого времени. Данные требования закреплены в письмах Минэкономразвития от 11.04.16 и ФНС от 18.08.16, а также в ФЗ-209.
К примеру, если до 2022-го компания три года подряд нарушала условия по списочному составу сотрудников, то в этом году она может потерять статус МСП. Если хотя бы в каком-то году одно условие соблюдалось, то организация останется в статусе МСП.
Госреестр МСП
Реестр малых и средних предприятий хранит информацию, отвечающую критериям МСП. Основанием для этого служит пункт второй статьи 4.1 ФЗ №209.
Реестр ведет ФНС, на ее официальном сайте он и размещен. В реестре имеются следующие данные: название компании или ФИО ИП, ИНН, юридический адрес, категорию субъекта малого и среднего предпринимательства, число сотрудников, лицензии, ОКВЭД и др.
В реестре, опубликованном на сайте налоговиков, имеется статистика общего числа субъектов МСП. Также здесь можно оперативно выяснить, состоит ли определенная фирма в реестре. Для этого необходимо ввести основной регистрационный госномер, основной государственный регистрационный номер ИП, ИНН, название компании или ФИО ИП. После этого надо выбрать дату и таким образом узнать, состоит ли организация в реестре МСП на текущий момент.
В реестр компании или ИП попадают следующим образом. Необходимо подать в ФНС РФ необходимый пакет документов и написать заявление. В налоговой проанализирует информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также из декларационных документов и расчета по страховым взносам.
Согласно требованиям российских законов, госорганы и организации обязаны предоставлять налоговой данные о субъектах, обладающих потенциалом для включения в реестр МСП. К примеру, это должны делать биржи, управляющие компании, Министерство промышленности и торговли России, держатели реестров АО и т.д. В случае, если фирма или ИП отвечает критериям, то соответствующая информация в реестре появится в автоматическом режиме.
Раньше сведения в реестре обновлялись раз в год – 10 августа. Однако с ноября 2020 года правила изменились. Теперь информация должна меняться ежемесячно. ФНС проводит регулярный анализ поступающих данных. Если произошли изменения, то это отображается в реестре.
ВАЖНО: Однако имеются исключения. Так, данные о том, что организация является социальным, обновляется только один раз в год – 10 июля. Тогда же у компаний и ИП появляется информация о том, что они только созданы или зарегистрированы.
А что с проверками
Малые и средние предприятия проходит проверки в сокращенном формате. То или иное контролирующее ведомство может проверять СМП не более 50-ти часов в год.
Согласно постановлению Кабмина России №1520 от 08.09.2021, в текущем году малые предприятия получили надзорные каникулы. Однако эти преференции касаются только плановых проверок. Субъекты, указанные в восьмом пункте постановления российского правительства № 1969 от 30.11.2020, не могут пользоваться данной привилегией.
Также надо помнить, что надзорные каникулы не касаются проверок, которые проводятся с ориентиром на выявление рисков. Таким образом, МСП от проверок ФНС РФ, ФАС, МЧС, Росприроднадзор и Росалкогольрегулирование.
Льготы для МСП
Государство для малых и средних предприятий предлагает специальные льготные условия, которые преследуют следующие цели и задачи:
- вывод из теневой зоны людей, которые попадают в категорию самозанятых, а также занимающихся мелким производством по типу фриланса;
- снизить напряженность в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест и повышения уровня жизни людей;
- снизить нагрузку на государство и бюджет за счет уменьшения выплат по безработице, медстрахованию и пенсий;
- способствовать развитию новых бизнес-направлений, прежде всего, в сфере высокотехнологичного производства.
Какие же льготы предоставляет малым предприятиям государство, чтобы добиться этих целей?
Бухучет
Прежде всего, субъекты МСП имеют льготы в сфере бухучета. Они могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной системе и отчетность сдавать по упрощенке. Для этого необходимо готовить всего две формы – бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансовой деятельности.
ВАЖНО Льготы по бухучету не положены организациям, которые согласно ФЗ №402 от 06.12.11 не попадают в льготную категорию и подвержены регулярному аудиту – кооперативы жильцов многоквартирных домов, организации, специализирующиеся на микрофинансовых операциях и т.д.
Согласно информации Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2015, при упрощенном бухгалтерском учете компании могут рассчитывать на некоторые послабления:
- – возможность не делать резерв на оплату отпусков;
- – внесение в бухучет корректировок, даже если недочеты выявлены после того, как отчетность была утверждена;
- – отсутствие надобности применять ПБУ 18/02 и ПБУ 2/2008;
- – отсутствие необходимости подвергать переоценке нематериальные активы и основные средства;
- – нет надобности переоценивать вложения в сфере финансов, а также осуществлять проверку на предмет их обесценивания;
- – возможность учета процентов по всем кредитам, включая приобретение активов по инвестициям.
Бухгалтерский учет по упрощенке может вести сам руководитель предприятия. Согласно пункту 2 статьи 7 ФЗ-402, ему необходимо просто издать такой приказ. Кроме того, МСП для бухучета могут использовать кассовый метод. Такая возможность предоставляется по рекомендации Минфина №54н от 21.12.98. А ИП по ФЗ-402 и вовсе освобождаются от ведения бухучета и составления отчетности.
Операции с наличностью
Кассовые операции МСП могут производить в упрощенном порядке. Это оговаривается в указании Банка РФ № 3210-У от 11.03.14. Документ дает МСП и ИП не утверждать ограничения по остаткам наличности. Основываясь на данное указание, ЦБ РФ предоставляет МСП льготы по кассовым операциям. В частности, эти предприятия освобождаются от оформления приходных и расходных кассовых ордеров и от ведения кассовой книги.
Сфера налогообложения
Льготы в области налогообложения устанавливаются органами власти субъектов РФ и на местном уровне. К примеру, преференции можно получить по уплате региональных налогов на имущество, на землепользование, на транспорт. Кроме того, могут быть льготные ставки по налогу на прибыль и единому налогу по УСН.
Ситуация с коронавирусной инфекцией также вносит свои корректировки. МСП могут начислять страховые взносы по более низким тарифным ставкам в части выплат, превышающих МРОТ. Так, взносы в ПФР РФ составляют 10%, больничные – 0%, медицинские – 5%.
Вопросы персонала
Согласно ТК России, МСП, в штате которых не более 35 сотрудников, имеют право с ними заключать срочные трудовые договоры. При этом, их переоформление не требуется даже если компания потеряла статус субъекта МСП или же при увеличении количества персонала.
ВАЖНО: Микропредприятиям и вовсе нет надобности регламентировать ПВТР, положения о заработной плате, премиях, графике сменной работы. Эти условия есть возможность прописать конкретно в трудовом договоре. По постановлению кабина России №858 от 27.08.16, микропредприятия могут использовать типовую форму договора.
Административные преференции
Контролеры не штрафуют малые и средние предприятия, а выносят им предупреждение. Данная привилегия действует, если МСП впервые сделал нарушение, и оно не нанесло ущерб имуществу, здоровью людей, состоянию природы, памятникам культуры, безопасности государства, а также не привело к техногенным авариям. Об этом говорится в пункте втором статьи 4.1.1. КоАП Российской Федерации.
Нарушения, которые обязательно повлекут за собой штрафные санкции, оговариваются в втором пункте статьи 4.1.1 КоАП России.
Вклады и их страхование
Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ-177 от 23.12.03, вклады и счета МСП и мелких организаций включаются в систему обязательного страхования. МСП и ИП могут получить страховое возмещение, денежно-кредитная организация, где были их средства, потерял свою лицензию. Потерянная сумма будет возмещена в полном размере, но при условии, что она не превышает 1,4 млн рублей, размещенной в одном банке.
Госзаказ
МСП в государственных закупках имеют возможность принимать участие на условиях, предоставляемых только им. Для этих компаний организуются отдельные торги. Сумма обеспечения в таких тендерах ниже, а если компания хорошо себя зарекомендовала, то она и вовсе не требуется.
Другими словами, субъект МСП должен подтвердить свою добросовестность в качестве поставщика. В этом случае он не обязан перечислять на счет заказчику сумму в качестве гарантии. Это возможность появляется, если МСП:
- – без штрафов и неустоек осуществил поставку ТРУ хотя бы по трем договорам, и это зафиксировано в реестре государственных контрактов;
- – сумма соглашений, исполненных ранее, равен или выше начальной максимальной цены контракта закупки.
Помимо этого, для малых предприятий период оплаты контракта рассчитывается на меньший срок. Средства на счет малых и средних компаний должны быть переведены в течение двух недель.
Взаимодействие с органами статистики
Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в ведомства меньше форм. Так, им не надо предоставлять сведения о частичной занятости, просрочке по заработной плате, о кадровых перестановках и т.д. Некоторые формы предназначены именно для малого бизнеса.
Есть статистические данные, которые малым предприятиям надо сдавать в особых случаях. Это необходимо делать в случае сложного или выборочного статистических наблюдений. Такой анализ производится раз в пять лет.
Специфика работы МСП
Законодательство РФ не регламентируют деятельность компаний, обладающих статусом МСП. Специфическая практика может наблюдаться при использовании компанией различными преференциями.
К примеру, при использовании МСП кассового метода в бухучете не будет отражаться дебиторская задолженность. Получается, что эти данные придется смотреть в других источниках.
Особое внимание
Малым и средним предприятиям необходимо регулярно осуществлять мониторинг реестра, размещенного на официальном сайте ФНС. Это необходимо, чтобы быть уверенным, что компания находится там и не произошли ли те или иные изменения в статусе.
В сведения о МСП при необходимости можно внести корректировки. Это позволит не потерять статус малого и среднего предпринимательства, который дает компаниям столь много привилегий.
Критерии отнесения к малому предприятию в 2022-2023 годах регламентированы законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2022-2023 годах и каковы критерии приобщения компаний к этому списку.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
- Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
- После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Акционерные общества также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Отдельной категорией субъектов малого бизнеса выступает микропредприятие. В данную категорию подпадут субъекты с доходом не более 120 млн руб. в год и среднесписочной численностью до 15 человек включительно.
Важно! В 2022-2023 годах субъекты МСП имеют право на ряд мер антикризисной поддержки. Что это за меры, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
Шаг |
Алгоритм |
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год |
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек. Для средних установлено несколько значений:
|
2. Вычисляем доход, полученный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности |
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб. У средних — 2 млрд руб. |
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании |
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%. 2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49% |
Нюансы малого и среднего предпринимательства
При соответствии малого предприятия критериям 2022-2023 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации.
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что субъекты, имеющие статус малого предприятия, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
- «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2022 год».
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2022-2023 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
30 апреля 2020
Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
Критерии отнесения ИП и юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Инструкция по включению в реестр МСП. Льготы для МСП.
Ветлужских Анна Владиславовна
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
3. Предельные значения дохода [1], полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий включению в реестр календарный год (суммарно по всем осуществляемым видам деятельности, по всем налоговым режимам):
- до 120 млн рублей включительно для микропредприятий;
- до 800 млн рублей включительно для малых предприятий;
- до 2 млрд рублей включительно для средних предприятий.
I.II. Чтобы производственный, потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство или ИП были отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, они должны соответствовать только критериям численности работников и размера дохода. Иные условия в расчет не берутся.
I.III. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства как для организаций, так и для ИП определяется в соответствии с наибольшим по значению критерием численности работников или размера дохода.
При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП в течение первого года своей деятельности относятся к категории микропредприятий (критерии численности работников и размера дохода не учитываются); ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.
II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Проверить, включено ли предприятие в базу реестра субъектов МСП можно по этой ссылке.
Информационная база реестра субъектов МСП формируется автоматически. ФНС вносит и исключает из единого реестра субъектов МСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:
― сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
― представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
― сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
― сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
― сведений, представленных до 5 июля текущего календарного года (по состоянию на 1 июля текущего календарного года):
- биржами – в отношении АО, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- Минобрнауки России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- Фондом «Сколково» – в отношении участников проекта;
- Минэкономразвития России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, предоставляющие государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р);
- Минпромторгом России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности;
- держателями реестров акционеров АО – в отношении АО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии АО критериям субъекта МСП (указанный перечень формируется на основании имеющихся у держателей реестров данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году);
- аудиторскими организациями – в отношении ООО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии ООО критериям субъекта МСП. При этом участниками этих ООО являются иностранные юридические лица, владеющие суммарно более чем 49% долей в уставном капитале ООО (доход этих иностранных юридических лиц, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно, кроме того, государством постоянного местонахождения этих организаций также не должны являться офшорные зоны;
- а также некоторые другие уполномоченные органы.
Таким образом, представление каких-либо дополнительных документов для включения в реестр субъектом МСП не требуется.
Когда формируется реестр?
Основную часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа каждого календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового органа по состоянию на 1 июля соответствующего года.
Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП сведения в реестр субъектов МСП ФНС вносит 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ о создании организации и ЕГРИП о государственной регистрации ИП.
Категория субъекта МСП может измениться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть если, к примеру, выручка за 2016-2019 гг. будет превышать 800 млн рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2020 году.
Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?
- Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
- Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.
III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет
Узнать, относится ваша организация к субъектам малого или среднего предпринимательства можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Шаг 1. При отсутствии в Едином реестре сведений о юридических лицах или об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, необходимо направить заявление в ФНС России посредством заполнения соответствующей формы на сайте ФНС.
Шаг 2. После заполнения всех необходимых полей заявление считается сформированным, ему присваивается уникальный номер. При этом отправка документа произойдет только после подтверждения адреса электронной почты, указанного в заявлении (необходимо будет просто перейти по ссылке из письма).
Если был указан ошибочный адрес электронной почты, то новое заявление (по той же организации/ИП) можно будет создать через 6 часов с момента формирования предыдущего заявления.
Шаг 3. Заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента отправки.
Автоматически сформированное уведомление о включении (или не включении) организации/ИП в единый реестр субъектов МСП по результатам рассмотрения соответствующего заявления также приходит электронную почту.
Субъект малого или среднего предпринимательства также может самостоятельно внести в реестр субъектов МСП дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам, например:
- сведения о производимой продукции;
- сведения об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- сведения о включении юридического лица или ИП в реестры субъектов МСП-участников программ партнерства (в соответствии с Федеральным законом №223 от 18.07.2011);
- сведения о наличии у юридического лица или ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ;
- контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт).
Для передачи вышеуказанных сведений следует осуществить вход в сервис передачи информации. После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.
Обновление сведений в реестре произойдет 10 числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих данных ФНС.
IV. Льготы для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП
IV.I. Специальные льготы, предоставляемые субъектам МСП.
1. Кадровый учет
Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).
Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.
2. Учет и отчетность
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
3. Закупки
3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.
При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).
b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.
Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:
- контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
- контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
- сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).
3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:
- к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
- к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если
- закупка была проведена на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
- субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.
4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]
Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
5. Имущественная поддержка субъектов МСП
5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.
5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].
По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:
- оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
- отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
- имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.
Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».
5.3. Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество [6].
Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты при этом составляет не менее пяти лет.
Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) принадлежит субъекту МСП.
Толкование данных правил, содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. №2468/10, подразумевает, что они не содержат положений о порядке внесения платежей при выборе субъектом МСП такого порядка оплаты приобретаемого арендуемого имущества, как рассрочка, в этом случае подлежат применению положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым порядок оплаты имущества, находящегося в муниципальной собственности, касающийся внесения платежей, устанавливается органами местного самоуправления.
IV.II. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции.
1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:
- на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
- на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
- взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.
Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).
2. Льготное кредитование [8]:
- Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
- 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.
3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.
К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].
Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.
Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:
a) осуществление деятельности в сфере:
- авиаперевозок,
- аэропортовой деятельности,
- автоперевозок,
- культуры,
- организации досуга и развлечений,
- физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
- туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
- гостиничного бизнеса,
- общественного питания,
- дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
- организации конференций и выставок,
- оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).
Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.
5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].
До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
IV.III. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП, входящих в список наиболее пострадавших отраслей в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.
1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:
a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.
b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:
- на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
- на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.
c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.
d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.
e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:
- за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
- за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.
2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:
- исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
- исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
- исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.
Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
3. Кредитные каникулы [14].
3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:
a) на срок до 6 месяцев не допускается:
- начисление неустойки (штрафа, пени);
- предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
- обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
- обращение с требованием к поручителю (гаранту).
b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.
По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.
В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.
Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.
4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].
Актуальный перечень банков, которые выдают кредиты по госпрограмме, размещен на сайте Минэкономразвития.
Заемщиком может стать субъект:
- относящийся к категории малого предприятия или микропредприятия,
- ведущий деятельность в одной или нескольких пострадавших отраслях из утвержденного Правительством перечня.
Цель: выплата заработной платы сотрудникам компании со всеми начислениями и налогами на нее.
Срок кредитования: до 12 месяцев.
Ставка: в течение первых 6 месяцев – 0% годовых; на оставшийся период – не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма кредита. При расчете суммы займа учитывается количество сотрудников. Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма МРОТ с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.
5. Государственные субсидии [16].
Условия получения субсидии (помимо того, что организация/ИП на 01.03.2020 были включены в единый реестр субъектов МСП, а также помимо отнесения организации/ИП к субъектам, функционирующим в «наиболее пострадавших отраслях»):
- направление в ФНС соответствующего заявления (форма – в приложении №2 к Постановлению Правительства). Для получения субсидии за апрель 2020 года заявление должно быть направлено в ФНС период с 01.05.2020 по 01.06.2020, для получения субсидии за май 2020 года – с 01.06.2020 по 10.07.2020;
- организация-получатель не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
- по состоянию на 01.03.2020 у получателя субсидии отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г.
Размер субсидии:
- для организаций: 12 130 руб. × количество работников в марте 2020 года;
- для ИП: 12 130 руб. × (количество работников в марте 2020 года + 1);
- для ИП без работников: 12 130 руб.
Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>
[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
[2] п.п. 23, 25 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352).
[3] Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. №1205 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема».
[4] Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 №32404).
[5] Статья 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 №159-ФЗ.
[6] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[7] Статья 6 Федерального закона от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[8] Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020 «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса».
[9] Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[10] Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р «Об отсрочке арендных платежей по договорам аренды федерального имущества для субъектов МСП».
[11] Статья 11 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[12] [13] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409 (актуальная редакция от 24.04.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
[14] Федеральный закон от 03.04.2020 №106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».
[15] Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости».
[16] Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
COVID-19, банковское право, госзаказ, договорное право, коммерческое право, корпоративное право, налоговое право, налоговые проверки, недвижимость, приватизация, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации
Похожие материалы
Новости
Статьи
Комментарии
Мероприятия
Хозяйственные товарищества, в том числе товарищества на вере, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. К такому выводу пришла ФНС в письме от 20.04.2018 N ММВ-17-14/97.
В ведомстве поясняют, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП. Это определено нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
При этом хозяйственные товарищества и хозяйственные общества являются различными организационно-правовыми формами юридических лиц.
Это значит, что закон № 209-ФЗ не относит к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственные товарищества, в том числе товарищества на вере (коммандитные товарищества).
В связи с этим у ФНС нет правовых оснований вносить сведения о товариществах в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Напомним, предприниматели, которые отнесены к категориям малого или среднего бизнеса, вправе применять определенные налоговые льготы и преференции, а также рассчитывать на иную поддержку от государства.