Полное товарищество малый или средний бизнес

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов;

(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

2.2) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте «а» пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 июля текущего календарного года по 30 июня года, следующего за текущим календарным годом (далее — вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее — вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте «г» пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных частью 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6 — 8. Утратили силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии отнесения к малому предприятию в 2022-2023 годах регламентированы законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2022-2023 годах и каковы критерии приобщения компаний к этому списку.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно. 

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Акционерные общества также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Отдельной категорией субъектов малого бизнеса выступает микропредприятие. В данную категорию подпадут субъекты с доходом не более 120 млн руб. в год и среднесписочной численностью до 15 человек включительно. 

Важно! В 2022-2023 годах субъекты МСП имеют право на ряд мер антикризисной поддержки. Что это за меры, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Шаг

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек.

Для средних установлено несколько значений:

  • от 101 до 250 — независимо от вида деятельности;
  • от 251 — до 1000 — если субъект входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в соответствии с Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412.
  • до 1500 — для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания, критерий введен с 2022 г.

2. Вычисляем доход, полученный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб. У средних — 2 млрд руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2022-2023 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Необходимо отметить, что субъекты, имеющие статус малого предприятия, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

  • «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
  • «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2022 год».

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2022-2023 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.


Юлия Романова

Юлия Романова
Директор Академии продаж OTC.RU

Специализация: аудит закупочной деятельности, организация периодической проверки и оценки компетенции

дата: 30.03.2022

На сегодняшний день в Российской Федерации МСП включают в себя более 5,5 млн компаний. Так, только в прошлом году этот список увеличился на двести тысяч организаций.

Бизнес стремится попасть в категорию МСП, ведь эти компании в России пользуется особыми льготами. В частности, малое предпринимательство платит меньше налогов и несет меньшую чем крупные компании административную нагрузку.


Содержание:

  1. Кого следует отнести к МСП
  2. Критерии МСП 2022 году
  3. Госреестр МСП
  4. А что с проверками
  5. Льготы для МСП
  6. Специфика работы МСП
  7. Особое внимание

Кого следует отнести к МСП

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, перечисленным в №209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

ВАЖНО: К МСП не относятся организации, занимающиеся некоммерческой деятельностью, а также госучреждения и унитарные муниципальные учреждения.

Понятие «Субъекты малого и среднего предпринимательства» распространяется на микропредприятия, а также на средние и малые предприятия.

В нашей стране включение субъектов малых и средних предприятий в отраслевой реестр носит обязательный характер. Эту работу ведет ФНС РФ. Реестр доступен по этой ссылке.

Критерии МСП 2022 году

Критерии, по которым предприятие может получить статус МСП, указаны в ФЗ №209 от 24.07.07. В частности, согласно 4-й статье, субъектами МСП могут быть индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, фермерства и кооперативные союзы.

Чтобы оказаться в реестре, организация должна выстроить свою деятельность таким образом, чтобы выполнять следующие показатели:

  • – если вы являетесь микропредприятием, то ваш ежегодный доход не превышает 120 миллионов рублей, а численность рабочего персонала составляет будет не более 15 человек;
  • – у малого предприятия годовой доход составляет 800 млн рублей, а среднесписочная численность сотрудников должна быть не более ста человек;
  • – чтобы получить статус среднего предприятия, необходимо работать с ежегодным доходом суммой не более двух миллиардов рублей в год с коллективом не более 250 сотрудников.

Следует отметить, что для малого и среднего бизнеса данные долевого участия фиксируются ежегодно. При выявлении того или иного несоответствия организация потеряет свой статус МСП.

ВАЖНО: Лимитирование дохода и численности сотрудников учитывается суммарно сроком на три года. Статус МСП можно потерять, если один из этих пунктов не соблюдается постоянно и на протяжении этого времени. Данные требования закреплены в письмах Минэкономразвития от 11.04.16 и ФНС от 18.08.16, а также в ФЗ-209.

К примеру, если до 2022-го компания три года подряд нарушала условия по списочному составу сотрудников, то в этом году она может потерять статус МСП. Если хотя бы в каком-то году одно условие соблюдалось, то организация останется в статусе МСП.

Госреестр МСП

Реестр малых и средних предприятий хранит информацию, отвечающую критериям МСП. Основанием для этого служит пункт второй статьи 4.1 ФЗ №209.

Реестр ведет ФНС, на ее официальном сайте он и размещен. В реестре имеются следующие данные: название компании или ФИО ИП, ИНН, юридический адрес, категорию субъекта малого и среднего предпринимательства, число сотрудников, лицензии, ОКВЭД и др.

В реестре, опубликованном на сайте налоговиков, имеется статистика общего числа субъектов МСП. Также здесь можно оперативно выяснить, состоит ли определенная фирма в реестре. Для этого необходимо ввести основной регистрационный госномер, основной государственный регистрационный номер ИП, ИНН, название компании или ФИО ИП. После этого надо выбрать дату и таким образом узнать, состоит ли организация в реестре МСП на текущий момент.

В реестр компании или ИП попадают следующим образом. Необходимо подать в ФНС РФ необходимый пакет документов и написать заявление. В налоговой проанализирует информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также из декларационных документов и расчета по страховым взносам.

Согласно требованиям российских законов, госорганы и организации обязаны предоставлять налоговой данные о субъектах, обладающих потенциалом для включения в реестр МСП. К примеру, это должны делать биржи, управляющие компании, Министерство промышленности и торговли России, держатели реестров АО и т.д. В случае, если фирма или ИП отвечает критериям, то соответствующая информация в реестре появится в автоматическом режиме.

Раньше сведения в реестре обновлялись раз в год – 10 августа. Однако с ноября 2020 года правила изменились. Теперь информация должна меняться ежемесячно. ФНС проводит регулярный анализ поступающих данных. Если произошли изменения, то это отображается в реестре.

ВАЖНО: Однако имеются исключения. Так, данные о том, что организация является социальным, обновляется только один раз в год – 10 июля. Тогда же у компаний и ИП появляется информация о том, что они только созданы или зарегистрированы.

А что с проверками

Малые и средние предприятия проходит проверки в сокращенном формате. То или иное контролирующее ведомство может проверять СМП не более 50-ти часов в год.

Согласно постановлению Кабмина России №1520 от 08.09.2021, в текущем году малые предприятия получили надзорные каникулы. Однако эти преференции касаются только плановых проверок. Субъекты, указанные в восьмом пункте постановления российского правительства № 1969 от 30.11.2020, не могут пользоваться данной привилегией.

Также надо помнить, что надзорные каникулы не касаются проверок, которые проводятся с ориентиром на выявление рисков. Таким образом, МСП от проверок ФНС РФ, ФАС, МЧС, Росприроднадзор и Росалкогольрегулирование.

Льготы для МСП

Государство для малых и средних предприятий предлагает специальные льготные условия, которые преследуют следующие цели и задачи:

  • вывод из теневой зоны людей, которые попадают в категорию самозанятых, а также занимающихся мелким производством по типу фриланса;
  • снизить напряженность в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест и повышения уровня жизни людей;
  • снизить нагрузку на государство и бюджет за счет уменьшения выплат по безработице, медстрахованию и пенсий;
  • способствовать развитию новых бизнес-направлений, прежде всего, в сфере высокотехнологичного производства.

Какие же льготы предоставляет малым предприятиям государство, чтобы добиться этих целей?

Бухучет

Прежде всего, субъекты МСП имеют льготы в сфере бухучета. Они могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной системе и отчетность сдавать по упрощенке. Для этого необходимо готовить всего две формы – бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансовой деятельности.

ВАЖНО Льготы по бухучету не положены организациям, которые согласно ФЗ №402 от 06.12.11 не попадают в льготную категорию и подвержены регулярному аудиту – кооперативы жильцов многоквартирных домов, организации, специализирующиеся на микрофинансовых операциях и т.д.

Согласно информации Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2015, при упрощенном бухгалтерском учете компании могут рассчитывать на некоторые послабления:

  • – возможность не делать резерв на оплату отпусков;
  • – внесение в бухучет корректировок, даже если недочеты выявлены после того, как отчетность была утверждена;
  • – отсутствие надобности применять ПБУ 18/02 и ПБУ 2/2008;
  • – отсутствие необходимости подвергать переоценке нематериальные активы и основные средства;
  • – нет надобности переоценивать вложения в сфере финансов, а также осуществлять проверку на предмет их обесценивания;
  • – возможность учета процентов по всем кредитам, включая приобретение активов по инвестициям.

Бухгалтерский учет по упрощенке может вести сам руководитель предприятия. Согласно пункту 2 статьи 7 ФЗ-402, ему необходимо просто издать такой приказ. Кроме того, МСП для бухучета могут использовать кассовый метод. Такая возможность предоставляется по рекомендации Минфина №54н от 21.12.98. А ИП по ФЗ-402 и вовсе освобождаются от ведения бухучета и составления отчетности.

Операции с наличностью

Кассовые операции МСП могут производить в упрощенном порядке. Это оговаривается в указании Банка РФ № 3210-У от 11.03.14. Документ дает МСП и ИП не утверждать ограничения по остаткам наличности. Основываясь на данное указание, ЦБ РФ предоставляет МСП льготы по кассовым операциям. В частности, эти предприятия освобождаются от оформления приходных и расходных кассовых ордеров и от ведения кассовой книги.

Сфера налогообложения

Льготы в области налогообложения устанавливаются органами власти субъектов РФ и на местном уровне. К примеру, преференции можно получить по уплате региональных налогов на имущество, на землепользование, на транспорт. Кроме того, могут быть льготные ставки по налогу на прибыль и единому налогу по УСН.

Ситуация с коронавирусной инфекцией также вносит свои корректировки. МСП могут начислять страховые взносы по более низким тарифным ставкам в части выплат, превышающих МРОТ. Так, взносы в ПФР РФ составляют 10%, больничные – 0%, медицинские – 5%.

Вопросы персонала

Согласно ТК России, МСП, в штате которых не более 35 сотрудников, имеют право с ними заключать срочные трудовые договоры. При этом, их переоформление не требуется даже если компания потеряла статус субъекта МСП или же при увеличении количества персонала.

ВАЖНО: Микропредприятиям и вовсе нет надобности регламентировать ПВТР, положения о заработной плате, премиях, графике сменной работы. Эти условия есть возможность прописать конкретно в трудовом договоре. По постановлению кабина России №858 от 27.08.16, микропредприятия могут использовать типовую форму договора.

Административные преференции

Контролеры не штрафуют малые и средние предприятия, а выносят им предупреждение. Данная привилегия действует, если МСП впервые сделал нарушение, и оно не нанесло ущерб имуществу, здоровью людей, состоянию природы, памятникам культуры, безопасности государства, а также не привело к техногенным авариям. Об этом говорится в пункте втором статьи 4.1.1. КоАП Российской Федерации.

Нарушения, которые обязательно повлекут за собой штрафные санкции, оговариваются в втором пункте статьи 4.1.1 КоАП России.

Вклады и их страхование

Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ-177 от 23.12.03, вклады и счета МСП и мелких организаций включаются в систему обязательного страхования. МСП и ИП могут получить страховое возмещение, денежно-кредитная организация, где были их средства, потерял свою лицензию. Потерянная сумма будет возмещена в полном размере, но при условии, что она не превышает 1,4 млн рублей, размещенной в одном банке.

Госзаказ

МСП в государственных закупках имеют возможность принимать участие на условиях, предоставляемых только им. Для этих компаний организуются отдельные торги. Сумма обеспечения в таких тендерах ниже, а если компания хорошо себя зарекомендовала, то она и вовсе не требуется.

Другими словами, субъект МСП должен подтвердить свою добросовестность в качестве поставщика. В этом случае он не обязан перечислять на счет заказчику сумму в качестве гарантии. Это возможность появляется, если МСП:

  • – без штрафов и неустоек осуществил поставку ТРУ хотя бы по трем договорам, и это зафиксировано в реестре государственных контрактов;
  • – сумма соглашений, исполненных ранее, равен или выше начальной максимальной цены контракта закупки.

Помимо этого, для малых предприятий период оплаты контракта рассчитывается на меньший срок. Средства на счет малых и средних компаний должны быть переведены в течение двух недель.

Взаимодействие с органами статистики

Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в ведомства меньше форм. Так, им не надо предоставлять сведения о частичной занятости, просрочке по заработной плате, о кадровых перестановках и т.д. Некоторые формы предназначены именно для малого бизнеса.

Есть статистические данные, которые малым предприятиям надо сдавать в особых случаях. Это необходимо делать в случае сложного или выборочного статистических наблюдений. Такой анализ производится раз в пять лет.

Специфика работы МСП

Законодательство РФ не регламентируют деятельность компаний, обладающих статусом МСП. Специфическая практика может наблюдаться при использовании компанией различными преференциями.

К примеру, при использовании МСП кассового метода в бухучете не будет отражаться дебиторская задолженность. Получается, что эти данные придется смотреть в других источниках.

Особое внимание

Малым и средним предприятиям необходимо регулярно осуществлять мониторинг реестра, размещенного на официальном сайте ФНС. Это необходимо, чтобы быть уверенным, что компания находится там и не произошли ли те или иные изменения в статусе.

В сведения о МСП при необходимости можно внести корректировки. Это позволит не потерять статус малого и среднего предпринимательства, который дает компаниям столь много привилегий.

О реестре

Разделы

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

  1. 1для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

      • на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 указанной части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
      • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  2. 2среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

      Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 указанной части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 указанной части;

  3. 3доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Определите вид своего бизнеса

В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

Критерии малого предприятия 2021

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия. 

Малый бизнес имеет ряд преимуществ: 

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году

За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные. 

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год: 

  • для микропредприятий — 15 человек; 
  • для малых предприятий — 16–100 человек; 
  • для средних предприятий — 101–250 человек.

Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать: 

  • 120 млн. рублей — для микропредприятий; 
  • 800 млн. рублей — для малых предприятий; 
  • 2 млрд. рублей — для средних предприятий.

Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит: 

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам. 

Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит: 

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам. 

Составляет для всех не более 25 %. 

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Реестр предприятий

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число. 

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке. 

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях. 

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

3.1. Общие положения

К хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Все юридические лица, в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ, делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

К физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица относятся — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

3.2. Индивидуальные предприниматели

В соответствии с ст.23 Гражданского Кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Учредительные документы и уставный капитал ИП не требуются.

ИП гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с ст.24 ГК РФ законом не может быть обращено взыскание.

ИП имеет право нанимать наемных работников, их количество законом не ограничено. Деятельность индивидуального предпринимателя регламентируется ГК РФ, специальных законов нет. Для ИП к его деятельности должны применяться правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Гражданин, ведущий свое дело как индивидуальный предприниматель, может изменить (укрупнить) организационную форму своей деятельности, либо же при неблагоприятных обстоятельствах (например, угрозе банкротства) принять решение о прекращении своего бизнеса.

Деятельность ИП прекращается:

по решению суда;

добровольно при предоставлении ИП в регистрирующий орган заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

в случае смерти физического лица;

при утрате иностранным гражданином или лицом без гражданства права на дальнейшее пребывание на территории РФ.

3.3. Юридические лица.

3.3.1. Хозяйственные товарищества.

В Гражданском кодексе РФ закреплены две разновидности товарищества — полное и коммандитное (товарищество на вере). ( Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 2).

Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. Полный товарищ не вправе без согласия остальных товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. На совершение сделки одним из товарищей выдается доверенность. Участники товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то есть кредитор может предъявить требование, как ко всему товариществу, так и к каждому из товарищей в отдельности. При этом при недостаточности имущества одного из них ответственность переносится на любого другого товарища.

От полного коммандитное товарищество отличается наличием в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.

Товарищество (как полное, так и коммандитное) создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. Особые требования к учредительному договору полного товарищества установлены п. 2 ст. 70 и п. 2 ст. 83 Гражданского кодекса РФ. Они заключаются в необходимости указания размера и состава складочного капитала; размера и порядка изменения долей участников; размера, состава, сроков внесения вкладов; ответственности участников за не внесение вкладов. Коммандитные товарищества, кроме того, должны указывать совокупные размеры вкладов коммандитистов.

Таким образом, товарищество является коммерческой организацией, основанной на исключительном доверии и действующей исключительно на свой страх и риск.

Применяется эта форма юридического лица довольно редко, так как учредители товарищества — полные товарищи — несут ответственность по долгам предприятия не только вложенным в него имуществом, но и всем другим своим имуществом, что, разумеется, невыгодно для них, Как показывает опыт, в России и за рубежом эта организационно-правовая форма используется, как правило, при создании семейных предприятий.

3.3.2. Хозяйственные общества.

.

К хозяйственным обществам относятся: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерные общества (АО), которые, в свою очередь, делятся на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). (Гражданский Кодекс РФ Часть I. Глава 4, § 2, Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ) – 10 000 тыс. рублей. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно быть более 50-ти. Если число участников превысит 50, то в течение года общество должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от ООО тем, что его участники несут дополнительную помимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех разме­ре, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Форма ОДО является крайне редкой в России, так как она считается менее выгодной для участников в связи с тем, что возлагает на последних дополнительную ответственность по долгам общества за счет собственного имущества.

Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью создаются и действуют на основании учредительного договора, подписанного его учредителями, и утвержденного ими устава. Особые требования к учредительным документам ООО и ОДО определены п. 2 ст. 89 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В учредительных документах ООО и ОДО должны быть указаны размер уставного капитала и доли каждого из участников; размер, срок, состав и порядок внесения вкладов; ответственность участников за не внесение вкладов; состав, компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством; условия и порядок распределения прибыли; порядок выхода из состава участников общества; права и обязанности участников; сведения о порядке хранения документов общества и предоставления информации участникам общества и другим лицам.

Если общество создается одним лицом, то его единственным учредительным документом является устав.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Минимальный размер уставного капитала ОАО — не менее тысячекратного размера МРОТ (100 000 рублей). Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, определяемых законом и иными правовыми актами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, называется закрытым акционерным общество (ЗАО). Минимальный размер уставного капитала ЗАО — не менее стократного размера МРОТ (10 000 рублей). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50-ти. В остальном статус акционерных обществ аналогичен статусу ООО.

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Кроме того, учредители заключают между собой договор о создании акционерного общества (но договор не является учредительным документом). Особые требования к уставу акционерного общества определены п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В уставе АО должны быть указаны, помимо сведений, перечисленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, тип общества (открытое или закрытое), условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинале и количестве, о размере уставного капитала, о правах акционеров, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласия или квалифицированного большинства голосов.

Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества являются наиболее популярными организационно-правовыми формами, так как значительно минимизируют риск возможных убытков, которые могут нести участники ООО или акционеры ЗАО в связи с деятельностью таких предприятий.

3.3.3. Производственные кооперативы (артели)

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. (Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 3, Федеральный закон от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Особые требования к уставу производственного кооператива установлены п. 2 ст. 108 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и ст. 11 Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В уставе кооператива должны быть отражены условия о паевых взносах членов кооператива, о составе и порядке их внесения; определена ответственность за их не внесение; характер и порядок трудового участия членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок распределения прибыли и убытков; размер и условие дополнительной ответственности членов кооператива по его долгам; состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласия или квалифицированного большинства голосов; порядок выплаты стоимости пая лицу, прекратившему членство в кооперативе; порядок выхода из кооператива; порядок приема новых членов; обоснования и порядок исключения из кооператива; порядок образования имущества кооператива, реорганизации и ликвидации кооператива.

Артель является традиционной в России формой предпринимательства в сельскохозяйственной деятельности. Принципиальным отличием производственных кооперативов от хозяйственных обществ и товариществ является обязательное личное трудовое участие его членов в деятельности кооператива, в то время как в хозяйственном обществе и товариществе обязательным является лишь участие учредителей в уставном капитале (финансовое участие) предприятия.

3.4. Определение местонахождения юридического лица и вид первоначального имущества

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Гражданским кодексом РФ для каждой организационно-правовой формы предусмотрен особый вид первоначального имущества. Для товариществ — складочный капитал (статьи 66, 70, 73, 74, 76, 78 -80, 82, 85, 86); для обществ — уставный капитал (статьи 90, 99 — 101); для кооперативов — паевой фонд (статья 109).

Уставный капитал ООО и АО складывается из номинальной стоимости долей (акций) его участников (акционеров). Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (для ОАО — не ме­нее тысячекратной величины МРОТ), установленного Федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Обычно учредители предприятия выбирают минимальный размер уставного капитала, что, во-первых, снижает размер их затрат по взносам в уставный капитал; во-вторых, упрощает оценку неимущественных вкладов (достаточно оценки участниками общества). Размер уставного капитала и номинальная стоимость его долей определяются в рублях. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов.

Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка не денежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых его участниками и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается еди­ногласным решением общего собрания участников (акционеров) общества. Исходя из норм действующего федерального законодательства, оценка не денежных вкладов учредителями производится путем ее указания в решении о создании предприятия. Тем не менее, например, отличие состоит в ответственности участников по обязательствам предприятия. Так как полные товарищи в полном и коммандитном товариществах несут риск убытков своим имуществом в полном объеме, законодательство не предъявляет к складочному капиталу особенных требований. Не определен даже его минимальный размер, что является оправданным, так как складочный капитал не единственное имущество, за счет которого будут погашаться долги по обязательствам товарищества.

Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал (оплатить акции) общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал (оплаты акций) общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

3.5. Критерии признания предприятий и предпринимателей субъектами малого предпринимательства

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государственных, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно — технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

3.6. Положительные и отрицательные стороны организационно-правовых форм.

3.6.1. Общие положения

Самыми распространенными видами организационно-правовых форм бизнеса являются общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО), открытые акционерные общества (ОАО) и индивидуальные предприниматели (ИП). Каждая из этих форм имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

При выборе организационно-правовой формы ведения бизнеса, как правило исходят из следующих основных принципов:

  1. Способ распределения дохода между владельцами капитала.
  2. Степень ответственности, которую будут нести учредители по долгам их предприятия.
  3. Форма осуществления контроля над бизнесом.
  4. Скорость передачи прав собственности при изменении собственников фирмы.
  5. Способность привлекать дополнительные финансовые ресурсы для развития бизнеса.
  6. Система налогообложения.

3.6.2. Индивидуальный предприниматель

Положительные стороны

  1. Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности.
  2. Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов.
  3. Отсутствие бухгалтерского учета.
  4. Уплата с доходов 13% налога на доходы физических лиц.

Отрицательные стороны

  1. Ответственность по долгам своим личным имуществом.
  2. Сложно привлекать финансовые ресурсы для развития.
  3. Сложно дарить, наследовать и продавать бизнес.
  4. Нет возможности распределения ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности
  5. Убытки, возникшие в ходе ведения бизнеса, предприниматель должен компенсировать из своего имущества.

3.6.3. Общество с ограниченной ответственностью

Положительные стороны

  1. Ответственность за бизнес ограничена суммой вклада.
  2. Можно в любое время выйти из общества
  3. Простая процедура регистрации
  4. Форма позволяет привлекать финансовые ресурсы.

Отрицательные стороны

  1. При выходе участника из состава общества может возникнуть финансовый кризис в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества.
  2. Усложненная процедура купли-продажи долей в уставном капитале ООО
  3. Относительная усложненность ликвидационных процедур

3.6.4. Закрытое акционерное общество

Положительные стороны

  1. Ответственность ограничивается суммой вклада.
  2. Простая процедура купли-продажи.
  3. Высокая конфиденциальность владения бизнесом.

Отрицательные стороны

  1. Максимальное количество участников ЗАО – 50 физических и юридических лиц.
  2. Государственная регистрация выпуска акций и отчета об эмиссии.
  3. Наиболее высокий уровень штрафных санкций.

3.6.5. Открытое акционерное общество

Положительные стороны

  1. Ответственность ограничена суммой вклада.
  2. Процедура купли-продажи акций простая.
  3. Возможность получения серьезных денежных средств

Отрицательные стороны

  1. Обязательная публикация ежегодных результатов финансовой деятельности
  2. Обязательное проведение ежегодного полного аудита фирмы
  3. Государственная регистрация выпуска акций и отчета об эмиссии

ФНС отказалась вносить товарищества в реестр малого и среднего бизнеса

Хозяйственные товарищества, в том числе товарищества на вере, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. К такому выводу пришла ФНС в письме от 20.04.2018 N ММВ-17-14/97.

В ведомстве поясняют, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП. Это определено нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

При этом хозяйственные товарищества и хозяйственные общества являются различными организационно-правовыми формами юридических лиц.

Это значит, что закон № 209-ФЗ не относит к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственные товарищества, в том числе товарищества на вере (коммандитные товарищества).

В связи с этим у ФНС нет правовых оснований вносить сведения о товариществах в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Напомним, предприниматели, которые отнесены к категориям малого или среднего бизнеса, вправе применять определенные налоговые льготы и преференции, а также рассчитывать на иную поддержку от государства. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поводок щетки стеклоочистителя газель бизнес
  • Полные банковские реквизиты физического лица
  • Поволжская сетевая компания официальный сайт
  • Положение об акционерных компаниях 1836 года
  • Поздравления с днем рождения компании 30 лет