Покупка российской фирмы иностранной компанией

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Первый опыт: сделки с долями российских компаний при участии лиц из недружественных стран

Сейчас такие сделки без разрешения Правительственной комиссии невозможны. Но правила выдачи разрешений до сих пор не приняты. Адвокаты МКА «Николаев и партнеры» провели уже три сделки и делятся опытом первопроходцев

Первый опыт: сделки с долями российских компаний при участии лиц из недружественных стран

Особый порядок осуществления сделок с долями в российских организациях, совершаемых с участием лиц из недружественных стран, установлен Указом Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618. Для совершения таких сделок требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. При этом нет регламента, определяющего порядок, сроки и условия выдачи таких разрешений.

Несмотря на это, адвокаты МКА «Николаев и партнеры» успешно провели три сделки, получив разрешения Правительственной комиссии. Делимся своим опытом.

Когда нужно разрешение комиссии и можно ли обойтись без одобрения ФАС?

Разрешение Правительственной комиссии необходимо на все сделки по продаже долей, акций, недвижимости с любыми юридическими лицами, где собственником выступает резидент недружественной страны.

По сделкам на сумму свыше 7 млрд руб. перед обращением в Правительственную комиссию нужно получить одобрение (решение) ФАС России. В некоторых случаях комиссия выдает разрешения без проверки наличия решений ФАС. В свою очередь, налоговый орган регистрирует переход права собственности на доли независимо от одобрения ФАС. Только необходимо учитывать, что сделка без такого одобрения возможна, но является оспоримой. Сделка без согласия Правительственной комиссии вовсе невозможна.

Что указать в заявлении о выдаче разрешения комиссии и как его подать?

По общему правилу компания подает заявление через то министерство, которое ее контролирует, т.е. является регулятором. По большинству видов деятельности для обычных коммерческих компаний это Минпромторг и Минфин.

В заявлении важно указать срок, на который требуется разрешение. Обычно он привязан к сделке. Также необходимо обозначить источник средств – собственные они или кредитные. Что касается кредитных средств, достаточно представить справку о рассмотрении заявки на кредит, в идеале – решение кредитного комитета. Наличие собственных и заемных средств на счетах проверять никто не будет.

Чаще покупатель в виде юридического лица специально создается под сделку. Чтобы у комиссии не было вопросов о благонадежности покупателя, нужно показать, что созданная организация входит в группу компаний холдинга или что покупателем владеет лицо, способное реализовать сделку.

Также необходимо обосновать целесообразность как продажи, так и покупки. Например, можно указать следующее: «Объект не используется в профильной деятельности Компании. Решение о продаже принято с целью минимизации издержек, связанных с содержанием объекта».

Как оформить покупку бизнеса, состоящего из нескольких компаний?

В случае покупки такого бизнеса заявление о выдаче разрешения заполняется одно, но комплект документов готовится по количеству покупаемых компаний. Также необходимо подготовить справку, где должны быть обоснованы их связь и цель покупки.

Из практики: разрешение выдается не столько на компанию, сколько на бизнес, состоящий из нескольких компаний.

Что делать, если сложно выявить конечного бенефициара?

Иногда показать конечного бенефициара почти невозможно. Например, если российской компанией владеет иностранное лицо, разместившее акции на Лондонской бирже.

Необходимо будет подготовить справку в свободной форме с указанием данных о том, что часть акций находится в публичном размещении. Справка должна быть в оригинале. Ее можно писать на русском языке, если подписант – CEO иностранной компании им владеет.

Какие условия включить в сделку?

Правительственная комиссия выдает разрешение по факту обращения без привязки к существенным условиям договора купли-продажи. В протоколе комиссии нет условий согласования, привязанных к сделке. Например, не указывается: «Согласовываем продажу 100% долей ООО “Ромашка” на следующих условиях…». Как правило, отражают цену, ОГРН юридического лица и количество долей.

Однако есть нюансы, которые стоит учесть при заключении договора. В качестве применимого права рекомендуем указывать только правовые нормы РФ. Доли должны приобретаться без права обратного выкупа или опциона. Цена сделки не должна превышать 50% оценочной стоимости компании. Оплату следует производить в течение двух лет. Если оплата идет единовременным платежом, то 10% стоимости – в бюджет РФ.

Советуем включить в договор следующее условие: «Нотариус вправе направить в ИФНС заявления на регистрацию перехода права собственности на доли обществ с 1-го по Х день только при условии предоставления Покупателем уведомления нотариусу. Продавец обязуется согласовать возможность зачисления денежных средств с банком – получателем платежа и предоставить подтверждение о том, что обслуживающий его банк готов принять платеж. Стороны пришли к соглашению, что в случае незачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Продавца (невозможность осуществить платеж со стороны банка-эмитента счета эскроу, возврат средств на счет банка-эмитента счета эскроу) в течение Х календарных дней эскроу-агент передает Продавцу уведомление для нотариуса, а Покупатель получает право на возврат денежных средств, размещенных на эскроу».

Сколько будут рассматривать заявление?

Официальных сроков рассмотрения заявления Правительственной комиссией нет. В нашей практике самый быстрый вариант – месяц. Но сейчас, перед Новым годом, там завал.

Также нет правил, когда и как часто должна собираться комиссия. В последнее время это происходит раз в неделю, по пятницам.

Рассчитывайте, что на рассмотрение заявления уйдет до трех месяцев.

Как выглядит разрешение на сделку?

Разрешение Правительственной комиссии на сделку состоит из двух документов.

Первый документ – выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии. Например, в ней может быть указано: «Разрешить ООО “Ромашка” осуществление сделки по покупке 100% долей ООО “Лютик” за 8 000 000 000 руб.».

Второй документ – сопроводительное письмо министерства, через которое обращались за разрешением (например, Минпромторга или Минфина).

***

Процедура выдачи разрешений на осуществление сделок с долями российских компаний при участии лиц из недружественных стран только появилась. Уверен, скоро будут приняты нормативные акты, которые полностью зарегулируют такие сделки. Предполагаю, что сейчас согласовать их будет легче и быстрее, чем через полгода.

Фото: фотобанк Freepik/@macrovector

Настоящая статья носит информационный характер о порядке заключения сделок с иностранными контрагентами. Вы можете обратиться к нам для прохождения официальной процедуры получения разрешения и оформления документов по сделке. Обратите внимание! Мы не предлагаем «ускорение процедуры» или другие серые схемы обхода Указов Президента РФ. 

В соответствии с Указом Президента РФ № 81 от 01.03.2022 года для ряда операций, в которых участвуют контрагенты из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, и подконтрольные им лица, с 02.03.2022 года нужно получать разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Требование ввели для российских компаний, граждан и других резидентов.

Для каких сделок и операций с иностранными контрагентами из недружественных стран требуется разрешение Правительственной комиссии?

  • выдача кредитов и займов в рублях иностранному лицу
  • сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество (за исключением сделок с ценными бумагами на организованных торгах с разрешения ЦБ РФ по согласованию с Минфином)
  • с 08.09.2022 года сделки (операции) с долями в уставном капитале российских юридических лиц (в соответствии с Указом Президента РФ от 08.09.2022 года № 618)

Также разрешение Правительственной комиссии потребуется для следующих операций:

  • валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа
  • зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка
  • осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг

На каких иностранных контрагентов распространяется ограничение?

Юридические лица, которые

  • зарегистрированы в “недружественном государстве”
  • хозяйственную деятельность осуществляют преимущественно в “недружественном государстве”
  • прибыль от деятельности извлекают преимущественно в “недружественном государстве”
  • лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности

Также если контрагент из государства, которое не ввело ограничения в отношении РФ, то при покупке у него недвижимости или ценных бумаг, тоже может потребоваться разрешение. Речь идет о ситуации, когда владелец этих активов приобрел их у лиц из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, после 22 февраля 2022 года.

В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ № 95 от 05.03.2022 года иностранными контрагентами из “недружественных стран” не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами
  • информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от 5 марта 2022 года N 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства — члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.

Таким образом, с учетом действующих ограничений для регистрации перехода права собственности на недвижимость в России на основании сделки, заключенной с иностранными контрагентами из недружественных стран, необходимо предоставить в Росреестр:

  • разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации 

или

  • документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, если иностранный контрагент соответствует требованиям п. 12 Указа Президента РФ № 95 от 05.03.2022 года

Перечисленные в настоящей статье ограничения применяются только к сделкам с иностранными гражданами и компаниями из недружественных стран согласно списку. Для иностранцев и компаний из других стран данные ограничения не применяются. Например, не распространяются данные ограничения на граждан и компании из ОАЭ, Китая (кроме Тайваня), Тайланда, Армении, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, если к ним не применимы иные признаки причастности к недружественным странам.

При этом согласно разъяснениям Росреестра при регистрации прав и сделок Росреестром не предъявляются дополнительные требования по наличию в договорах купли-продажи формулировки относительно иностранных лиц. Стороны самостоятельно составляют договор купли-продажи и свободны в определении его условий (за исключением существенных условий сделки, предусмотренных действующим законодательством).

Если сделка с недвижимостью подлежит нотариальному удостоверению (обязательному или по желанию сторон), то для проверки законности сделки данные документы должны быть предоставлены нотариусу вместе с проектом соглашения.

Обратите внимание! Указанные ограничения относительно сделок с иностранными контрагентами из недружественных стран не распространяется на отношения наследственного правопреемства, осложненные иностранным элементом, а также выдачу доверенностей, предусматривающих полномочия по осуществлению сделок (операций), для которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии.

Что такое банковский счет типа “С”?

С учетом введенных Россией ограничений в отношений иностранных контрагентов из недружественных стран государственными органами РФ по некоторым сделкам установлены требования по перечислению денежных средств резидентами РФ в счет исполнения по сделкам указанным иностранным контрагентам на специальный банковский счет — счет типа “С”. Например, при покупке резидентом РФ недвижимости у нерезидента, связанного с государствами, совершающими недружественные действия, денежные средства в счет оплаты по сделке, должны быть  зачислены на счет типа «С» (согласно Решению подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 17.03.2022 года).

Режим банковского счета типа “С” установлен Решением Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022 года. Согласно указанному Решению с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства только в целях осуществления:

  • уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
  • переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах
  • переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением
  • переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением
  • переводов на банковские счета типа «С»
  • переводов на брокерские счета типа «С» и специальные брокерские счета типа «С», торговые банковские счета типа «С», клиринговые банковские счета типа «С»
  • уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание по счету, брокеру, открывшему специальный брокерский счет типа «С», депозитарию, осуществляющему ведение счета депо типа «С», и иных комиссий, связанных с совершением сделок с ценными бумагами, зачисляемыми на счета депо типа «С»
  • переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе Президента РФ № 95
  • возврата ошибочно зачисленных на банковский счет типа «С» денежных средств

Как получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на сделку?

Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) подается в Министерство финансов РФ. Заявление должно содержать обращение, адресованное Правительственной комиссии, с просьбой выдать разрешение и информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения. Правительственная комиссия утвердила 17.03.2022 года рекомендуемую форму такого заявления.

К заявлению о выдаче разрешения прикладывается:

  • документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя — юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  • документ, удостоверяющий личность заявителя — физического лица
  • документ, подтверждающий факт учреждения заявителя — иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена
  • учредительные документы заявителя — юридического лица
  • документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия
  • бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
  • сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть апостилированы (легализованы) и переведены на русский язык, перевод удостоверяется нотариусом.

Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя. 

В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке. 

Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления. К заявлению прилагается опись направляемых документов. 

Заявление и документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.

Решение о выдаче разрешения на сделку принимается единогласно подкомиссией, в состав которой входит по одному представителю от Администрации Президента РФ, Минэкономразвития и Центрального банка РФ. Возглавляет ее Министр финансов РФ. Срок действия разрешения определяется подкомиссией.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

«На 21.12.2022 мы успешно реализовали три сделки по покупке нашими клиентами трех крупных компаний, собственниками которых были иностранные юридические лица из «недружественных стран». Получили разрешение ФАС РФ (стоимость каждой сделки превышала 7 000 000 000 рублей), после чего, получили одобрение подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. У нас есть успешный опыт по согласованию сделок, как по покупке долей, так и объектов недвижимости. 

К сожалению, четкого публичного регламента, определяющего срок и условия рассмотрения заявок, а также основания отклонения заявок – пока нет.

Как мы можем помочь в получения согласия по сделки по покупке компаний с иностранным участием?

У нас есть успешная практика, поэтому мы понимаем:

  • Через какое министерство лучше подаваться 

  • Как безошибочно заполнить документы

  • Какой пакет документов нужен

  • Как правильно обосновывать цель сделки

  • Как оценивать стоимость покупаемого бизнеса 

  • Какая максимальная цена по сделке допустима 

  • Какие условия договора и тип договора можно использовать 

  • Как правильно указывать конечного бенефициара 

Особенностей очень много. 

Мы поможем Вам и подскажем, что и как нужно делать. 

Нам доверяют: СИ, Thermon, Ayona

Что указывать в форме заявления о выдаче разрешения?

Многие забывают указать срок, на который требуется разрешение, как правило он привязан к сделке.

Необходимо указать источник средств: собственные, кредитные. Что касается кредитных средств – достаточно предоставить справку о рассмотрении кредита. В идеале решение кредитного комитета. Проверять наличие собственных и заемных средств на счетах никто не будет.

Как правило покупатель в виде юридического лица специально создается под сделку. Чтобы у комиссии не было вопросов относительно благонадёжности покупателя, нужно доказать, что созданное лицо, входит в группу компаний холдинга, или что покупателем владеет лицо, способное реализовать сделку.

Нужно обосновать целесообразность покупки как со стороны российской компании, так и продажу —  со стороны иностранной компании. Например, «Объект не используется в профильной деятельности Компании. Решение о продаже принято с целью минимизации издержек, связанных с содержанием объекта».

Как оформить покупку бизнеса, состоящего из 4-х компаний?

В случае покупки бизнеса, состоящего из одновременной покупки нескольких компаний – форма заполняется одна, но комплект документов готовится по количеству покупаемых лиц. В справке нужно обосновать их связь и цель покупки.

Через какое министерство лучше подаваться?

В структуре Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации участвуют следующие министерства: ФАС, ФСБ, Минобороны, Минтранс, Минприроды, Минпромторг, Минздрав, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфин, Минюст, Минкомсвязи, Росфинмониторинг, ФСТЭК и «Росатом».

По общему правилу компания подается через то министерство, которое его контролирует, то есть является его регулятором. По большинству видов деятельности для обычных коммерческих компаний – это Минпромторг, к его компетенции относится большинство видов коммерческой деятельности. У нас есть опыт подачи заявлений через Минфин РФ и через Минпромторг РФ. Тонкость в том, что Минпромторг РФ выступает в качестве ведомства «просителя», тогда как Минфин РФ выступает в качестве ведомства «согласующего». Ограничений через сколько ведомств подаваться – нет. Мы рекомендуем подаваться через Минпромторг РФ, или через Минпромторг РФ и Минфин РФ одновременно. Последний вариант лучше в том случае, если продавец кроме Вас ведет переговоры с другими покупателями. В этом случае государство о конкурентных заявках узнает заранее, а не на самом рассмотрении.

Сложность выявления конечного бенефициара

Дело в том, что иногда показать конечного бенефициара почти невозможно. Например, если российской компанией владеет иностранное лицо, в свою очередь разместившее акции на Лондонской бирже. В этом случае подойдет справка в свободной форме. Обращаю внимание, что справка должна быть только в оригинале, ее можно сразу писать на русском, если подписант им владеет. Подписантом данной справки является CEO иностранной компании.

Второе Гражданство покупателя

Разрешение Правительственной комиссии на сделку не потребуется, когда заключаете ее с российским гражданином, даже если у него есть вид на жительство или даже гражданство недружественного государства. Такое лицо власти все равно рассматривают как гражданина России, а значит, он не попадает под ограничения. Однако, обращаю внимание, что ФАС РФ должна согласовать сделки больше 7 млрд. руб. ФАС РФ не пропускает сделку, если у покупателя есть второе гражданство из недружественной страны.

Какие условия по покупке/продаже лучше включить в договор

Важно понимать, что на согласование вместе с пакетом документов подается проект договора. Предполагается, что в ряде не ключевых моментов после согласования он может быть изменен. Обращаю внимание, что одобрение комиссии идет по факту обращения без привязки к существенным условиям договора купли-продажи. В протоколе рассмотрения комиссии нет условий согласования, вида «…согласовываем продать 100% долей ООО «Ромашка» на следующих условиях…», как правило указывается цена, ОГРН и количество долей, продлеваемой компании — все.

Рекомендуем в качестве применимого права указывать только правовые нормы РФ.  Приобретение долей должно идти без права обратного выкупа/опциона.

На сегодняшний день есть ряд правовых проблем при покупке долей, принадлежащих иностранным компаниям. Они заключается в том, что для совершения сделки и регистрации перехода права собственности на доли русской компании, российское законодательство совершенно не требует факта получения денежных средств в пользу продавца за проданные доли.

Более того, из-за политической ситуации бывают случаи, когда иностранные банки не принимают денежные средства из России. Иностранцы об этом прекрасно знают и требуют разработку в договоре условий, предусматривающих обязанность нотариусов отправлять документы на регистрацию в 46 налоговую только после получения определенного уведомления.

Поэтому мы рекомендуем включать в договор следующее условия: «Нотариус вправе направить заявление в ИФНС на регистрацию перехода права собственности на доли Обществ с 1-го по 60-й день только при условии предоставления Покупателем уведомления нотариусу. Продавец обязуется согласовать возможность зачисления денежных средств с Банком-получателем платежа и предоставить подтверждение о том, что обслуживающий его банк готов принять платеж. Стороны пришли к соглашению, что в случае не зачисления денежных средств на корреспондентский счет Банка Продавца (невозможность осуществить платеж со стороны Банка-эмитента счета-эскроу, возврат средств на счет Банка-эмитента счета-эскроу) в течение [60] календарных дней Эскроу Агент передает Продавцу «Уведомление для нотариуса», а Покупатель получает право на возврат денежных средств, размещенных на эскроу.»

Уведомление – это письменный документ, подтверждающий, что деньги зачислены на корреспондентский счет банка продавца. Настоятельно рекомендуем сам текст уведомления и всего договора также заранее согласовать с нотариусом. Более того, для безопасности сделки использовать счета-эскроу, в валюте «рубли», с последующей конвертацией в Евро по внутреннему курсу Банка-эмитента счета-эскроу на дату его открытия. Условия о счетах-эскроу и уведомлении находит понимание в Правительственной комиссии.

Какая цена сделки предпочтительнее?

Приветствуется цена сделки, если она ниже на 45% от оценочной стоимости покупаемого бизнеса.

Что делать, если по одному активу подались два покупателя?

Это на самом деле очень плохая ситуация. Откуда она может возникнуть? Продавец, понимая, что в любом случае покидает бизнес среду России, пытается вести диалог о продаже с несколькими покупателями, руководствуясь принципом, кто быстрее и больше даст денег — тот и молодец. Как правило для покупки компаний, стоимость которых исчисляется миллиардами, привлекаются денежные средства банков. До недавнего времени у чиновников от Правительственной комиссии было четкое понимание, что возможно согласовать сделку только с одним покупателем – один раз.  Мы были в такой ситуации, и считаем, что по своей правовой природе одобрение сделки Правительственной комиссией является одобрение предварительной сделки, которой может и не быть.

Можно ли подаваться по сделкам, превышающим 7 млрд без одобрения ФАС РФ?

По сделкам больше 7 млрд. руб. ФАС РФ до сих пор выдаёт только одно согласие по одной сделке. Но! 46 налоговая в качестве регистратора регистрирует переход права собственности на доли не зависимо от наличия/отсутствия разрешения ФАС РФ. Сделка без одобрения ФАС РФ возможна, но является оспоримой! Сделка без согласия Правительственной комиссии в принципе невозможна.

Сколько раз можно подаваться?

Существующая практика не ограничивает заявителя в количестве раз подачи заявления. Надо смотреть из-за чего отказали. Если отказ был дан из-за того, что сам покупатель не отвечает требованиям комиссии, то в этом случае последующие обращения обречены на отказ.

Сроки рассмотрения заявления

Как мы все знаем, официальных сроков рассмотрения заявлений нет. Самый быстрый вариант по нашей практике – это месяц. Сейчас перед новым годом, там просто «завал». Нет чёткого правила, когда и как часто собирается комиссия. В последнее время – это происходит раз в неделю, по пятницам. Реально надо рассчитывать на срок до двух месяцев.

Как выглядит согласие на сделку?

Согласие на сделку состоит из двух документов. Первый документ – выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением инвестиций в Российской Федерации, где, например, указано: «разрешить ООО «Ромашка» осуществление сделки по покупке 100% долей ООО «Лютик» за 8 000 000 000 руб.». Второй документ – это сопроводительное письмо того министерства, через которое Вы обращались за разрешением – например, Минпромторг.

Я описал несколько сложных моментов при согласовании сделки. К сожалению, их гораздо больше. Тем не менее, надеюсь эта информация вам пригодится. Если будут вопросы, всегда поможем. Обращайтесь.

Мы готовы оказать юридическую поддержку при совершении различных сделок, в том числе с контрагентами из «недружественных стран»: подготовим все необходимые документы, сопроводим доверителя при подписании сделки, пройдем процедуру получения разрешения Правительственной комиссии в установленном порядке и выполним необходимые регистрационные действия.

На кого распространяются требования Указа Президента РФ от 08.09.2022 №618?

Юридические лица, работающие, получающие прибыль или зарегистрированные в списке «недружественных стран». Кроме того, любые лица, которые находятся под контролем указанных выше лиц.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.03.2022 №430 утвержден перечень государств и территорий, совершающих в отношении РФ, Российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия:

  • Австралия

  • Албания

  • Андорра

  • Багамские Острова

  • Великобритания (включая коронные владения Британской короны и Британские заморские территории)

  • Государства — члены Европейского союза

  • Исландия

  • Канада

  • Лихтенштейн

  • Микронезия

  • Монако

  • Новая Зеландия

  • Норвегия

  • Республика Корея

  • Сан-Марино

  • Северная Македония

  • Сингапур

  • Соединенные Штаты Америки

  • Тайвань (Китай)

  • Украина

  • Черногория

  • Швейцария

  • Япония

Продажа долей в ООО нерезидентом с сентября 2022 года должна проходить с учетом новых требований из президентского указа № 618. Что это за требования, для чего они вводятся и как оформить продажу доли, расскажем в нашем материале.

Сентябрьские ограничения из указа № 618

Основное требование с сентября 2022 года — некоторым нерезидентам при продаже доли в ООО потребуется получить разрешение от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. 

Из этих правил есть исключения (сделки в финансовой и топливно-энергетической сферах), но большинство ООО они не затрагивают. Тем не менее указом четко определено: если нерезидент относится к категории недружественных, без разрешения комиссии сделка не состоится. Неважно, осуществляется ли продажа доли ООО нерезидентом резиденту или долю в ООО нерезидент продает нерезиденту.

Без разрешения комиссии нельзя проводить такие сделки: 

Получается, что в зависимости от положений того или иного соглашения разрешение потребуется получать не только при продаже долей в ООО нерезидентом, но и при заключении корпоративных договоров, опционов, залогов долей.

Причины ограничений

У новых ограничений есть абсолютно понятная цель в условиях нынешней финансово-экономической и политической обстановки — необходимость контроля за выходом с российского рынка иностранных инвесторов или за ликвидацией/заморозкой бизнеса.

С помощью этого инструмента (выдачи разрешений) может быть заблокирован уход иностранного нерезидента или последует требование совершения сделки без ущерба для экономики и на выгодных для российской стороны условиях.

Срок получения разрешения законом не установлен и может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Это существенно затягивает сроки сделок, в связи с чем возможен отказ от продажи доли в ООО нерезидентом в 2022 году. Кому-то комиссия может вообще не дать согласия на сделку.

Кому и какие разрешения могут потребоваться в различных случаях, узнайте на нашем сайте:

  • «Получаем разрешение на работу в районах Крайнего Севера»;
  • «Бланк разрешения на работу».

Недружественный нерезидент — это кто?

В указе № 618 речь идет о сделках с недружественными нерезидентами. Разберемся, кто к ним относится. 

С актуальным списком недружественных государств можно ознакомиться в системе КонсультантПлюс, бесплатно оформив пробный доступ к онлайн системе.

О том, как оформить продажу доли в уставном капитале нерезидентом, расскажем далее.

Продажа доли: как оформить договор

Договор купли-продажи доли ООО оформляется в виде одного документа, подписание которого должно происходить в присутствии нотариуса, иначе сделка по закону может быть признана недействительной (ничтожной).

Что важно включить в текст договора: 

Если не указать предмет договора, документ будет считаться незаключенным. Остальные условия включаются по согласованию сторон.

Детали налогообложения и бухгалтерского учета при продаже доли в уставном капитале ООО раскрываем в материалах на нашем сайте:

  • «Налогообложение продажи доли в уставном капитале ООО»;
  • «Проводки при продаже доли в уставном капитале в ООО».

Налоговые особенности продажи доли нерезидентом

Налоговые последствия при реализации доли нерезидентом имеют особенности. Разберем их на примере нерезидента-физлица.

В первую очередь следует учесть, что понятие «нерезидент» в налоговом законодательстве определяется следующим образом: 

Во-вторых, нужно принять во внимание действующие налоговые правила для нерезидентов при продаже доли и особенности налогообложения таких сделок при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения: 

Как применять соглашения об избежании двойного налогообложения, расскажут специалисты системы КонсультантПлюс. Готовое решение станет доступным для изучения после оформления бесплатного пробного доступа к системе.

В 2022 году часть международных договоров об избежании двойного налогообложения с недружественными странами Россия приостановила или расторгла. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении налоговых обязательств нерезидентов при продаже долей в ООО в 2022 году. 

Таким образом, нет единого решения при определении налоговых последствий при продаже доли в ООО нерезидентом — каждый случай требует отдельного анализа и расчетов.

Итоги

С сентября 2022 года при продаже доли в ООО нерезидентом из недружественных государств необходимо запрашивать разрешение у правительственной комиссии. Порядок оформления и отражения в учете операции по продаже доли не изменился. Налоговые последствия такой сделки требуют отдельного изучения и расчетов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перспективные направления юридического бизнеса
  • Полати строительная компания отзывы работников
  • Перспективы социальной ответственности бизнеса
  • Поликлиника 121 филиал 5 брусилова часы работы
  • Поликлиника 148 кавказский бульвар часы работы