Покупка акций российской компании у иностранной компании

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Покупка акций у иностранной организации налог

Покупка акций у иностранной организации налог

Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка акций у иностранной организации налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 280 «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Общество приобрело акции иностранной компании, которая, в свою очередь, владела акциями общества. Вскоре общество ликвидировало данную компанию, при этом рыночная стоимость собственных акций, полученных при ликвидации, оказалась ниже стоимости приобретения акций иностранной компании. Полученный убыток общество учло в общей налоговой базе, однако инспекция посчитала такие действия неправомерными. По ее мнению, положения ст. 280 НК РФ исключают возможность уменьшения общей налоговой базы, формируемой по доходам и расходам налогоплательщика, не связанным с операциями с ценными бумагами, на суммы убытков, полученных налогоплательщиком от операций с необращающимися ценными бумагами. Суд признал действия общества правомерными и отметил, что при получении имущества ликвидируемой организации (в данном случае — акций) общество не осуществляло операции по реализации ценных бумаг, поэтому полученный убыток может быть учтен в общей, а не специальной налоговой базе.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.02.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)4) стоимость акций или долей участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50 процентов активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации международной компании или дате признания иностранной организации налоговым резидентом Российской Федерации, прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, при их принятии к учету определяется исходя из документально подтвержденных фактических затрат на приобретение таких акций (долей участия), но не выше их рыночной стоимости (котировки), рассчитанной в соответствии с настоящим подпунктом и подпунктом 3 настоящего пункта.

Добрый день. Вопрос носит спорный характер. Проблема непосредственно Кипрскими компаниями связана с тем, что в соответствии с п. 4 ст.13 Соглашения РФ с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения (в редакции Протокола от 07.10.2010) с 01.01.2017 года доходы резидента Кипра от отчуждения акций и аналогичных прав, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в России могут облагаться налогом в России. При этом Минфин ранее пытался доказать, что это возможно и до 2017 года, но в нашем случае это уже неактуально.

Рекомендую ознакомиться со статьей, которая описывает данную ситуацию более подробно непосредственно по Кипру:

www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/828408.html

По Швейцарии соглашение в интересующей части выглядит так:

СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИЕЙ
ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ
НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ
(Москва, 15 ноября 1995 года)
Статья 13
Прирост стоимости капитала
3. Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от отчуждения акций компании, более 50 процентов активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Настоящий пункт, однако, не применяется в отношении доходов, полученных от отчуждения акций:
a) котирующихся на фондовой бирже, зарегистрированной и признанной таковой в Договаривающемся Государстве, или на другой фондовой бирже — по согласованию между компетентными органами Договаривающихся Государств; или
b) компании, более 50 процентов активов которой состоит из недвижимого имущества,используемого как место ведения ее предпринимательской деятельности.

При этом имеется вот такое свежее Письмо Минфина на указанную тему:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 сентября 2016 г. N 03-08-05/54267 О налогообложении дохода иностранной организации, полученного от продажи доли в российском обществе, активы которого более чем на 50 процентов состоят из недвижимого имущества
23 сентября 2016
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения дохода иностранной организации, полученного от продажи доли в российском обществе, активы которого более чем на 50 процентов состоят из недвижимого имущества, сообщает, что согласно подпункту 2 пункта 1 и пункту 3 статьи 21, пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (статья 19 Кодекса) и налоговым агентам (пункт 1 статьи 24 Кодекса).
Таким образом, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерством финансов Российской Федерации предоставляются физическим и юридическим лицам только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от реализации акций (долей) организаций,
более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации, не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
В соответствии со статьями 286 и 310 Кодекса определены налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов,
при этом на физических лиц такая обязанность налогового агента не возложена.
Однако статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3 статьи 13 Соглашения, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393196/#ixzz4aRrqD73f

Данное письмо прямо побуждает налогоплательщиков использовать для проведения соответствующих операций физических лиц, которые после приобретения могут уже продать приобретенные акции (доли) российской организации.

Если же все же рассчитывать налог, то можно учитывать следующее:

Налоговая база по доходам от продажи доли в уставном капитале определяется за вычетом расходов в виде цены приобретения данной доли участником, а также расходов, связанных с ее приобретением и реализацией (п. 4 ст. 309, пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
При этом налоговая база по данным доходам и сумма налога, удерживаемая с них, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. Расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов (п. 5 ст. 309 НК РФ).
Ставка налога, применяемая к данным видам доходов, составляет 20% (п. 1 ст. 284, п. 1 ст. 310 НК РФ).

Перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет налоговый агент обязан в рублях РФ по официальному курсу Банка России на дату уплаты налога. Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации (п. 5 ст. 45, п. 2 ст. 287, абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ).

Консультант+

Операции на фондовом рынке сопровождаются движением большого финансового массива, в связи с чем приобретение и продажа ценных бумаг, в том числе акций, подлежит обложению налогами в размере и порядке, предусмотренных законодателем. Специфика товара фондовых бирж провоцирует установление особенных процедур взыскания налоговых платежей с покупки акций, их реализации, получения дивидендов для резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Законодательное регулирование налогообложения акций

Взыскание налогов с операций, производимых с акциями, представляет собой сложную процедуру, включающую ряд понятий, определений и связанных между собой процессов: налоговая база; исчисление НДФЛ; дивиденды; эмиссия и др.

В связи с этим, представленная процедура регламентирована несколькими нормативными правовыми актами:

Название Основы регулирования
Гражданский кодекс РФ Закрепляет общие положения о ценных бумагах, в т.ч. акциях
ФЗ № 39 от 22.04.1996 года Детализирует положения ГК России в отношении ценных бумаг (далее – ЦБ), регулирует деятельность профессиональных агентов рынка ЦБ и правовые отношения, возникающие в процессе эмиссии
ФЗ № 208 от 26 декабря 1995 года Устанавливает правила назначения держателя реестра акций
Налоговый кодекс России Определяет объект обложения НДФЛ, порядок определения налоговой базы, основные ставки налога для резидентов и нерезидентов и их понятия и др.
Приказ ФСФР № 10-65/пз-н от 09.11.2010 года Порядок вычисления цены актуальной акций на рынке, кроме случаев, регулируемых ст.214.1 НК России
Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-05/20252 от 09.04.2015 года Определяет перечень операций с ЦБ
Приказ Министерства финансов России № 84н от 28.08.2014 Регламентирует исчисление денежного выражения стоимости чистых активов

Налог на акции российских и иностранных компаний для резидентов и нерезидентов

Продажа акций облагается налогом только в части полученной физическим лицом прибыли (статьи 214.1 и 280 НК РФ). В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ, в представленном случае будут применяться следующие ставки:

  • Для резидентов – 13% от налоговой базы;
  • Нерезиденты обязуются внести в бюджет российского государства 30% от полученной в ходе реализации ЦБ (ценных бумаг) прибыли.

Важно! Действующее нормативное правовое регулирование не позволяет осуществлять операции с валютными ценностями, к которым относятся и акции, между лицами, являющимися резидентами Российской Федерации, за исключением случаев, представленных статьей 9 ФЗ № 173 от 10.12.2003 года.

Статус резидента приобретается гражданами, которые имеют документальное подтверждение пребывания на территории России суммарно 183 дня на протяжении следующих подряд 12 месяцев.

Покупка акций иностранной компании физическими лицами-резидентами также может подлежать налогообложению в порядке пункта 1, подп.4 пункта 2 статьи 310 НК России при наличии следующих условий (подп. 5 п.1 статьи 309):

  • Активы эмитента более чем на половину состоят из объектов недвижимости, находящихся на территории РФ;
  • Покупатель является источником (дохода) в России;
  • Компания, разместившая акции, является иностранной;
  • Операция не относится к покупке резидентом акций российского эмитента у нерезидента;
  • ЦБ реализованы на внутренней бирже;
  • Получатель дохода не подпадает под юрисдикцию РФ.

Нерезидент обязуется оплатить налог с продажи акций российского эмитента, если:

  • Право собственности на представленные ЦБ длится менее 5 лет (пункт 4.1 статьи 284.2 НК Российской Федерации);
  • Источник дохода нерезидента находится в России.

Краткая справка по налоговым ставкам на куплю-продажу акций

Вид сделки Налогово-правовой статус продавца Налогово-правовой статус покупателя Государственная принадлежность эмитента акций Налоговая ставка
Покупка или продажа Резидентство Резидент  РФ/Другая страна Запрет (Ст.9 ФЗ №173)
Продажа Резидент Нерезидент Россия Налоги с продажи акций физическим лицом составляют 13 % от чистого дохода продавца
Покупка Резидент Нерезидент Иностранное предприятие Может облагаться ставкой 13 % с учетом положений подп. 5 п.1 статьи 309
Продажа и покупка Нерезидент Нерезидент Россия Не облагается, поскольку источник дохода продавца не имеет российской принадлежности
Продажа Нерезидент Резидент Россия 30 % с учетом пункт 4.1 статьи 284.2 НК России, а также может применяться налоговый вычет при покупке акций по ставке 13 % для покупателя с учетом положений подп. 5 п.1 статьи 309
Покупка Нерезидент Резидент Иностранная Не облагается для покупателя, для продавца применяется  ставка 13% от чистого дохода



Важно! Продажа акций на территории РФ не облагается НДС.

Налогообложение дивидендов по акциям

Покупка акций физическими лицами осуществляется, как правило, для получения дивидендов, которые выражаются в распределении дохода компании, разместивший указанные ЦБ, между всеми владельцами акций.

Важно! Надо ли платить налог с дивидендов акций, если их стоимость меняется? Да, нужно, поскольку при любой выплате дивидендов держатель ЦБ получает доход, на который законодателем налагается ставка НДФЛ.

Законодатель закрепил налог на дивиденды по акциям в подпункте 2 и подпункте 3 п.2 статьи 284 НК Российской Федерации. Они составляют:

  • Для резидентов – 13 % от полученного дохода;
  • Ставка 15 % применяется к доходу нерезидента.

Важно! Гражданство и статус резидента не являются синонимами, поскольку последним может наделяться иностранное лицо после пребывания в РФ 183 дня на протяжении минувшего года.

Повышение и снижение цены на акции может быть спровоцирована следующими причинами:

  • Новые инвестиционные вклады в развитие компании-эмитента или их вывод инвестором;
  • Разработка в рамках предприятия эффективных стратегий производства или снижение показателей эффективности;
  • Повышение показателей оборота капитала, влекущее за собой увеличение дивидендов или замедление темпов капиталооборота.

Есипова.jpg     

Комментарий Маргариты Есиповой, руководителя проектов, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

«На основании п. 8 ст. 280 НК РФ предприятия определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с необращающимися ценными бумагами.

Критерии отнесения ценных бумаг к обращающимся на ОРЦБ (п. 3 ст. 280 НК РФ):

  1. Они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;
  2. Информация об их ценах (котировках) публикуется в СМИ либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение 3 лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
  3. По ним в течение последовательных 3 месяцев, предшествующих дате совершения сделки, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка (за исключением случая расчета рыночной котировки при первичном размещении ценных бумаг эмитентом).

Стоит отметить, что перечисленные выше условия должны выполняться одновременно.

Полученные от операций с обращающимися ценными бумагами за отчетный (налоговый) период доходы не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с необращающимися ценными бумагами, а также на расходы либо убытки от операций с необращающимися производными финансовыми инструментами.

Дивиденды, полученные по акциям, в соответствии со ст. 275 НК РФ, облагаются по специальным ставкам налога на прибыль. В частности установлены следующие ставки (ст. 284 НК РФ):

  • 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владела на праве собственности не менее чем 50% долей в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды организации;
  • 5% – по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой компании о выплате дивидендов;
  • 13% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;
  • 15% – по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме».

Платится ли налог с дивидендов от акций, если они получены не в денежной, а в материальной форме?

Эмитент также вправе производить отчисление дивидендов в виде передачи основных средств, производимых товаров или другого имущества. В представленном случае прямое обложение дохода акционера НДФЛ невозможно, поскольку он не выражен в денежной форме. В указанной ситуации происходит переход статуса налогового агента от компании к держателю ЦБ (заполнение декларации 3-НДФЛ в конце учетного периода).

Важно! Налог на доход взимается с налогового агента, которым, в случае перечисления дивидендов, является предприятие-эмитент, а не держатель акции. При этом компания обязуется, в первую очередь, исполнить налоговое обязательство и только после этого производить фактические финансовые отчисления на брокерские счета владельцев ЦБ.

Правила исчисления налоговой базы для взыскания налога с продажи акций

Продажа акций обязует реализующее лицо уплатить налог на прибыль, которая представлена чистым доходом, полученным в ходе операции.

Во избежание уплаты налоговых взносов с убыточных акций законодатель закрепил правила вычисления налоговой базы для представленного вида операций (ст. 214.1 НК Российской Федерации).

Так, ставка налога умножается на разницу между ценой реализованной акции и затрат, которые осуществлялись продавцом при ее приобретении и хранении, т.е. итоговый налоговый результат рассчитывается по формуле «ставка Х (доход – расход)».

В соответствии с положениями ч. 7 статьи 214.1 Налогового кодекса России, доход представлен суммой, полученной продавцом ЦБ по итогам ее реализации.

Расходы включают:

  • Траты, которыми сопровождалось ведение брокерского счета, с которого оплачивалась акция при покупке и размещение на продажу;
  • Растраты, связанные с удержанием и погашением акций;
  • Применение производных финансовых инструментов;
  • Выполнение держателем акции обязательств, возникающих в связи с владением последней.

При продаже акций с нулевым финансовым результатом надо ли платить налог? Если в ходе исчислений чистого дохода держателя акции получается нулевой результат, налог не подлежит уплате.

Внимание! При определении облагаемой налогом базы доходы и расходы, имеющие отношение к операциям с самими акциями и их производными инструментами, подлежат отдельному учету, а полученные результаты могут применяться для взаимной оптимизации.

Как не платить налог с продажи акций, существующие льготы

Для владельцев ЦБ льготы представлены освобождением от обязательства уплаты налогового сбора или применением ставки в 0%.

  1. Налогообложение акций для физических лиц по 0%-ой ставке имеет место, если ЦБ приобретена после 1 января 2011 года, ее владелец не менялся на протяжении 5 лет.
  2. Продажа акций, купленных физическим лицом до 2011 года не подлежит налогообложению, если не более половины активов эмитента представлены объектами недвижимости, зарегистрированными на территории РФ.
  3. Реализация акций освобождена от налога на прибыль, если эмитент имеет непосредственное отношение к высокотехнологичному производственному сектору.
  4. Налог на акции, удержанные (находящиеся во владении) более 3 лет, не взимается при условии, что сделки произведены в рамках российской биржи, а положительный финансовый результат сделки не превышает 3 млн российских рублей.

Как продать акции без уплаты налога? Сделка, совершаемая вне системы биржи, освобождается от обязательств, установленных НК России.

Налогообложение ИИС

Также сдвиги налоговых ставок в меньшую сторону осуществляются путем применения инвестиционных вычетов, которые напрямую связаны с возможностью граждан открытия индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).

ИИС – это зарегистрированные инвестиционные счета, к которым можно получить онлайн кабинеты от банков или брокерских площадок, управление которыми может передаваться профессиональным брокерам. Владелец счета вносит на баланс денежные средства (только в российских рублях, сумма ограничена по годам) и через управителя осуществляет любые биржевые операции.

Граждане, имеющие ИИС, наделены правом выбора объекта, который будет учитываться в качестве фактического налогового вычета:

  • 13% от общей суммы счета, прикрепленного к аккаунту;
  • Полная налоговая сумма, исчисляемая по всем инвестиционным операциям, проведенным с помощью ИИС (при этом законом не установлен максимальный размер финансового результата).

Второй вариант инвестиционных вычетов – это освобождение от налога граждан, купивших акции на российской бирже и державших последние не менее 3-х лет.

Нужно ли платить налог с продажи акций, если финансовый результат превышает максимальную сумму положительного результата, используемую в рамках налогового вычета? Да, если положительный результат от реализации ЦБ, владение которой длится более 3-х лет, будет превышать 3 млн. российских рублей, получатель дохода обязуется выполнить налоговое обязательство.

Важно! Физические лица вправе открывать только один ИИС, в то время, когда количество брокерских счетов не ограничено.

Бухгалтерский учет операций с акциями

Покупка, продажа акций, а также операции с их производными инструментами в обязательном порядке подлежат проводке в бухучет.

ЦБ (за исключением акций, эмитентом которых является сама компания) в соответствии с Приказом Минфина №94н от 31 октября 2000 года, отнесены на балансе предприятия к счету 58, который включает финансовые вложения.

Все движения финансов, связанных с акциями, отражаются на отдельном субсчете 58-1 с использованием специальных проводок дебета и кредита.

Заключение от эксперта

Маргарита Есипова, руководитель проектов, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG: «Для того чтобы разобраться, как происходит налогообложение акций, важно понимать, о каком именно основании идет речь: покупка или продажа акций компании РФ, покупка и продажа акций иностранной компании, получение дивидендов. Рассмотрим каждое из оснований подробнее.

Покупка и продажа акций компании РФ

И для юридических, и для физических лиц НК РФ установил возможность учитывать доходы при продаже акций путем определения чистой прибыли. То есть налогооблагаемая база определяется исходя из цены приобретения акций, включая расходы на их приобретение и затрат на их реализацию.

При этом в доходы не включаются процентные доходы, полученные от владения акциями, если налоги с них были уплачены ранее.

Физическое лицо уплачивает НДФЛ по стандартной ставке 13% и 30%, если доход получен физическим лицом нерезидентом РФ, а организация — налог с доходов согласно применяемой системе налогообложения (20% при общей системе налогообложения или по ставке, предусмотренной УСН).

Если же физическое или юридическое лицо продали акции российской компании, которой владели непрерывно более 5 лет на праве собственности, то вся сумма дохода от продажи таких долей, акций будет:

  • освобождаться от НДФЛ для физических лиц (п. 17.2. ст. 217 НК РФ);
  • облагаться по ставке 0% для юридических лиц (ст. 284.2 НК РФ).

Соответственно, если стоимость снизилась, то налоговая база будет с отрицательным результатом, который юридические лица смогут учесть в качестве убытка. Для физических лиц такое правило не предусмотрено. Можно только говорить об отсутствии обязанности уплатить НДФЛ.

Важное условие – наличие у плательщика официальных документов, подтверждающих отрицательную стоимость реализуемых акций.

Покупка и продажа акций иностранной компании

Правила налогообложения при покупке и продаже акций иностранной компании не отличаются от аналогичных правил, применяемых при покупке, продаже акций российских компаний, при условии, что речь идет о правилах налогообложения российских налоговых резидентов. Налогообложение иностранных резидентов происходит по правилам страны резидентства с учетом применения соглашений об избежании двойного налогообложения».

Подробнее — по ссылке

Вернуться в раздел

Приобретатели ценных бумаг компаний-нерезидентов часто не задумываются о том, что помимо соблюдения норм иностранного законодательства владение такими ценными бумагами накладывает определенные обязанности и с точки зрения российского права.

В стратегии ведения современного бизнеса наряду с другими инструментами широко используются иностранные компании. Практически не осталось юрисдикций, в которых для приобретения ценных бумаг необходимо присутствие в стране инкорпорации. Сегодня достаточно прийти в офис профессионального посредника, где все права владения акциями будут оформлены надлежащим образом. Чаще всего именно поэтому приобретатели ценных бумаг не задумываются о том, что помимо соблюдения норм иностранного законодательства владение ценными бумагами нерезидентов накладывает определенные обязанности с точки зрения российского законодательства.

Публикация

В нашей статье мы хотели бы остановиться именно на аспектах российского законодательства, которые необходимо учитывать при приобретении акций иностранных компаний российскими юридическими и физическими лицами. Сразу оговоримся, что речь идет о ценных бумагах, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее – ОРЦБ).

Статья 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле1 (далее – Закон) определяет, что валютными операциями являются операции с участием резидентов и нерезидентов по приобретению, отчуждению, использованию в качестве средства платежа, ввозу и вывозу на/с таможенной территории РФ валютных ценностей, к которым, в том числе, относятся внешние ценные бумаги. Здесь можно рассматривать операции как по первичной эмиссии ценных бумаг, так и по приобретению ценных бумаг нерезидентов у лиц, которые ранее ими владели.

Валютные операции должны совершаться с валютными ценностями, под которыми понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Понятие внешних ценных бумаг дается через определение внутренних: внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся по Закону к внутренним ценным бумагам. При этом к внутренним ценным бумагам Закон относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Соответственно какие-либо операции с ценными бумагами иностранных эмитентов (приобретение, отчуждение, ввоз/вывоз и т. п.) являются валютными операциями и подлежат валютному регулированию с соблюдением правил валютного законодательства.

Чтобы определить, какие нюансы могут ожидать владельцев иностранных ценных бумаг в России, следует в первую очередь определить круг субъектов, которые могут быть задействованы в данной ситуации.

Их можно подразделить на две большие группы:

1. Резиденты и нерезиденты, т. е. субъекты, непосредственно осуществляющие операции с внешними ценными бумагами.

2. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля, т. е. субъекты, определяющие правила поведения в данной сфере.

В свою очередь во второй группе можно выделить:

1) Органы валютного регулирования:

— Центральный Банк РФ (устанавливает правила для банков);

— Правительство РФ (устанавливает правила для всех остальных хозяйствующих субъектов).

Именно органы валютного регулирования издают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты в области валютного регулирования и валютного контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов. Здесь важно отметить, что издавать акты в данной области эти органы могут только в случаях, предусмотренных Законом. Если Закон не предусматривает необходимость регламентации каких-либо валютных операций, значит, они осуществляются без ограничений.

2) Органы валютного контроля:

– Центральный Банк РФ (действует в отношении банков и валютных бирж);

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ (Росфиннадзор РФ) (в отношении остальных хозяйствующих субъектов).

Именно органы валютного контроля обладают полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать установленные законодательством РФ меры ответственности в случае нарушения валютного законодательства.

3) Агенты валютного контроля:

— уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку РФ;

— профессиональные участники ОРЦБ (брокеры, дилеры, регистраторы);

— таможенные и налоговые органы.

Это те органы, с которыми приходится непосредственно сталкиваться на практике. Агенты валютного контроля могут констатировать какие-либо нарушения, проводить проверки, запрашивать некоторые документы и т. п., но сами привлекать к ответственности не имеют права (о чем свидетельствует обширная судебная практика). В отдельных случаях они могут составлять протоколы об административном правонарушении, но в дальнейшем должны передать их для рассмотрения в Центральный Банк либо в Росфиннадзор.

Для осуществления своих функций агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.

Законом четко установлен перечень документов, которые имеют право запрашивать данные органы. Срок предоставления не может быть менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Агенты вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Оригиналы документов принимаются агентами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Органы валютного контроля тоже имеют право запрашивать документы по валютной операции, однако в отношении них Закон не устанавливает ограничений ни по перечню запрашиваемых документов, ни по относимости к конкретной валютной операции.

Когда Закон о валютном регулировании и валютном контроле только вступил в силу, в нем предусматривались требования использования специальных счетов, резервирования и пр. На сегодняшний день каких-либо специальных требований к приобретению ценных бумаг иностранных эмитентов Законом не предусмотрено. Также отсутствуют какие-либо требования к тому, приобретение какой иностранной компании осуществляется: в офшорной юрисдикции, в зоне с пониженным налогообложением либо иностранной компании с обычным налогообложением.

Все валютные операции с ценными бумагами должны отвечать критерию законности, т. е. не нарушать требования, установленные Законом.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом в Российской Федерации разрешены, т. е. осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона). Нет никаких законодательно установленных особенностей и требований при приобретении ценных бумаг резидентом у нерезидента, как при первичной или дополнительной эмиссии у самого эмитента, так и при покупке у прежнего владельца-нерезидента.

Между резидентами валютные операции запрещены. Но есть ряд исключений, когда они свободно осуществляются:

1. операции с внешними ценными бумагами, которые осуществляются через организаторов торговли на ОРЦБ РФ, и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях;

2. внешние ценные бумаги не обращаются на ОРЦБ, но учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

3. все операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.

Здесь нужно обратиться к ч. 6 ст. 12 Закона, которая декларирует, что физические лица – резиденты вправе осуществлять валютные операции без ограничений, только если они не связаны с передачей имущества на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации.

Существует судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2006 № 1644/06), когда суд постановил, что легальный вывоз физическим лицом — резидентом иностранной валюты с территории РФ предполагает право ее свободного использования за пределами РФ. Из правового анализа Закона также следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из РФ с соблюдением требований Закона.

Необходимо учитывать требования Закона к порядку оплаты ценных бумаг. По общему правилу, все расчеты по валютным операциям с ценными бумагами должны осуществляться с использованием счетов, как в российских, так и в зарубежных банках.

В российских банках расчеты производятся юридическими и физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным Банком РФ2. В зарубежных банках расчеты могут производиться юридическими лицами и физическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета (ст. 12 Закона).

Нередко при приобретении ценных бумаг возникает вопрос о паспорте сделки (ст. 20 Закона). Паспорт сделки – это документ, служащий целям валютного контроля, порядок регулирования которого определяет Центральный Банк3.

Действие порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов:

— за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

— при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что оформление паспорта сделки по операциям с ценными бумагами не предусмотрено.

Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Ранее эта статья содержала большое количество критериев (например, неиспользование спецсчетов). Сейчас осталось только осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством, за которое предусмотрен административный штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлены должностным лицам органов и агентам валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Право рассмотрения дел о соответствующих административных правонарушениях предоставлено только органам валютного контроля (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ).

Следует учитывать, что административное законодательство предусматривает наложение ответственности в случае виновных действий как на само юридическое лицо, так и на его руководителя.

Что касается ввоза резидентами и нерезидентами в РФ валютных ценностей (к которым относятся в том числе и внешние ценные бумаги), согласно действующему законодательству при ввозе ценных бумаг в документарной форме, стоимость которых превышает 10 000 долларов США, они подлежат письменному декларированию в соответствии с таможенным законодательством РФ (ст. 15 Закона).

В случае недекларирования ценных бумаг ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для граждан и юридических лиц — штраф от 1/2 до двукратного размера стоимости ценных бумаг, а для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Подобные дела уполномочены рассматривать таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ), а также суды (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Помимо административной возможна и уголовная ответственность. Статья 188 УК РФ («Контрабанда») предусматривает в том числе ответственность за недекларирование товаров, если оно совершено в крупном размере.

Налоговые последствия владения ценными бумагами иностранных компаний различны для физических и юридических лиц.

Основные виды доходов, которые могут возникнуть, – это дивиденды либо доход от операций по продаже ценных бумаг.

Рассмотрим налоговые последствия для физических лиц.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Итак, дивиденды. Выбирая иностранную компанию для получения дивидендов, лучше использовать юрисдикцию, где при выплате дивидендов нет налога у источника. Например, Кипр, Великобритания.

В России полученные дивиденды для физических лиц будут формировать налоговую базу по НДФЛ. Доходы от долевого участия в деятельности иностранных организаций, полученные в виде дивидендов, подлежат обложению по ставке 9%.

Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения налог уменьшается на сумму налога, уплаченного на территории иностранного государства.

В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную по российскому законодательству, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

Уплата налога производится физическим лицом самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ) не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ). При получении в текущем году доходов от долевого участия в нерезидентной компании физические лица — налоговые резиденты РФ обязаны не позднее 30 апреля следующего года подать в налоговые органы по месту своего жительства налоговую декларацию (п. 1 ст. 229 НК РФ). За неподачу декларации в установленные сроки возможны штрафные санкции в соответствии со ст. 119 НК РФ. Также необходимо иметь оправдательные документы, подтверждающие, что данный доход является дивидендом. Например, решение общего собрания акционеров нерезидента о распределении прибыли и выплате дивидендов, соответствующим образом легализованное и переведенное на русский язык.

Статьей 214.1 НК РФ для доходов от продажи ценных бумаг установлены особые правила.

Доход от продажи ценных бумаг облагается по ставке 13%. Налоговые вычеты при продаже ценных бумаг в настоящее время не предоставляются. При продаже ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2007 года, сумму дохода можно уменьшить на расходы, указанные в п. 10 ст. 214.1 НК РФ (п. 12 ст. 214.1 НК РФ). Налогооблагаемый доход можно сократить только на документально подтвержденные расходы. Перенос налогоплательщиками НДФЛ убытков на будущее в соответствии со ст. 214.1 и 220.1 НК РФ осуществляется в отношении убытков, полученных начиная с налогового периода 2010 года.

Важное дополнение, внесенное последними изменениями в Налоговый кодекс, – возможность расчета материальной выгоды по ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ. Ранее это не представлялось возможным. Кроме того, установлен порядок расчета рыночной цены (как по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, так и по необращающимся ценным бумагам). Это так называемая расчетная цена с пределом ее колебания от минимальной к максимальной.

Порядок расчета устанавливает ФСФР РФ по согласованию с Минфином РФ (статья начнет действовать с 1 января 2011 года). Изменениями в НК РФ установлено, что расчетная цена определяется либо независимым оценщиком, который действует в соответствии с федеральными стандартами оценки, либо сама организация оценивает стоимость ценной бумаги. В этом случае в учетной политике должно быть отражено, каким образом происходит оценка (для юридического лица).

Что касается юридических лиц — владельцев ценных бумаг нерезидентов, то доходы, получаемые от источников за рубежом в виде дивидендов, они обязаны включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Доходы юридических лиц от долевого участия в других организациях признаются внереализационными доходами.

Налоговая ставка здесь — 9% (общая) или 0% (льготная).

Нулевая ставка возможна при соблюдении ряда условий в совокупности:

— на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды российская организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

— стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Этот порядок не применяется, если организация, выплачивающая дивиденды, расположена в офшорной зоне4. В списке офшоров находятся практически все популярные юрисдикции (Сейшелы, Британские Виргинские острова, Кипр). В настоящее время в нем нет Великобритании (т. е. в Великобритании можно воспользоваться этой льготой). Данную льготу должен доказывать сам налогоплательщик: при подаче налоговой декларации в налоговую инспекцию должны быть предоставлены документы, подтверждающие владение определенной долей (указывается также ее размер и стоимость). Иностранные документы должны быть переведены на русский язык и апостилированы.

У организаций, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, вся сумма получаемых дивидендов включается в состав внереализационных доходов. В зависимости от выбора объекта налогообложения ставка составит 6 или 15% (ст. 346.20 НК РФ). С полученных дивидендов такие организации должны уплатить налог на прибыль, который они в принципе не платят, но поскольку иностранная компания не может выступать налоговым агентом, то организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль с полученных дивидендов (по ставке 9% или 0%), а так же подают декларацию по налогу на прибыль в части полученных дивидендов.

Если говорить о доходах от операций купли-продажи ценных бумаг нерезидентов, то они формируют базу по налогу на прибыль и облагаются по ставке 20%. Здесь есть некоторые моменты, которые следует принимать во внимание. При приобретении акции нерезидента принимаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость ценных бумаг определяется как сумма затрат на их приобретение, исчисленная по курсу ЦБ РФ на день приобретения. После принятия к учету текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.

Расходы на приобретение и реализацию учитываются только при выбытии ценных бумаг (подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ). Юридическим лицам, в отличие от физических, нельзя учесть расходы на хранение ценных бумаг, только затраты на покупку и реализацию. Так, расходы на независимого оценщика можно учесть как расходы при продаже ценной бумаги.

Реализация ценных бумаг не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Доходы от операций по реализации ценных бумаг определяются исходя из цены реализации. Доходы, номинированные в иностранной валюте, определяются по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности.

Правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, установлены п. 6 ст. 280 НК РФ. Для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (которое установлено в размере 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены). Если цена реализации ценных бумаг ниже минимальной или выше максимальной, то учитывается минимальная или максимальная цена соответственно (установленные исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен).

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен быть установлен ФСФР России по согласованию с Минфином России (абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ). Однако действие данной нормы с начала 2010 года приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ), поэтому в настоящее время расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, устанавливается организацией самостоятельно или с привлечением оценщика.

Требования к отчету об оценке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»». Отчет оценщика обязательно должен иметь свой порядковый номер и дату составления, поскольку сведения, указанные в нем, действительны в течение 6 месяцев. Кроме того, должен быть указан список допущений и ограничивающих условий, подтверждающих независимость оценщика в определении им рыночной цены. Заключение должно быть скреплено печатью и подписью оценщика, а его страницы пронумерованы и прошиты. Соблюдение установленных законодательством требований будет являться гарантией безоговорочного принятия такого документа всеми инстанциями.

Порядок определения расчетной цены данных ценных бумаг, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется юридическим лицом самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике.

Прибыль от операций с ценными бумагами исчисляется отдельно от прибыли по иным видам деятельности.

Убытки учитываются отдельно от убытков по другим видам деятельности юридического лица. Убытки, возникшие при продаже ценных бумаг, можно перенести на будущее в пределах 10 лет (ст. 283 НК РФ). В дальнейшем налогооблагаемую базу по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ, можно сократить сразу на всю сумму убытков или перенести какую-либо часть на будущее (в пределах 10 лет).

Отметим, что в НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика (только для юридических лиц) сообщать о любом случае участия в российских или иностранных организациях в месячный срок с момента начала такого участия (ст. 23 НК РФ). Например, в случае, если юридическое лицо приобретает акции офшорной либо любой нерезидентной компании, эта компания в месячный срок должна направить в налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет уведомление по установленной форме.

1Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2Положение ЦБ РФ от 31.05.2005 № 6657 «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам».

3Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2003 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

4Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108Н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Поделиться в социальных сетях:













Новости·

08 авг 2022, 11:03

0

0

ЦБ ввел полугодовой «карантин» для приобретенных у нерезидентов бумаг

Банк России ограничил некоторые спекулятивные сделки на российском фондовом рынке для сохранения финансовой стабильности. Ограничения будут действовать шесть месяцев

Монитор с котировками фондового и валютного рынков на экране в здании Московской биржи.

Монитор с котировками фондового и валютного рынков на экране в здании Московской биржи.

Банк России ввел временные дополнительные ограничения для предотвращения спекулятивных операций и их негативного влияния на российские котировки. Об этом регулятор сообщил в пресс-релизе.

Российские депозитарии и регистраторы в течение шести месяцев не смогут проводить операции с ценными бумагами, зачисленными со счетов иностранных депозитариев или уполномоченных держателей, за исключением бумаг, приобретенных до 1 марта 2022 года, говорится в сообщении ЦБ.

Также в полугодовой «карантин» попадают
ценные бумаги 
, которые были куплены нерезидентами из дружественных стран и контролируемыми иностранными компаниями у других нерезидентов в период с 25 июня 2022 года и до даты переквалификации счета депо типа «С» в обычный счет депо. Исключение было сделано для резидентов Республики Беларусь. Регулятор также предписал депозитариям вести обособленный учет таких активов.

Ограничения не распространяются на акции, полученные в результате погашения депозитарных расписок, если инвестор владел ими до 1 марта 2022 года, уточнили в Банке России. Нововведения также не коснутся акций, которые будут получены в связи с исполнением договора займа ценных бумаг или второй части сделки репо, когда по первой части сделки передавались
депозитарные расписки 
, удостоверяющие права в отношении таких акций. Также исключаются случаи, когда на сделки было получено разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России.

Фото:Shutterstock

Ограничения были введены ЦБ, так как регулятор в последнее время выявляет случаи, когда брокеры предлагают своим клиентам приобрести в иностранных юрисдикциях ценные бумаги у нерезидентов c обещаниями перевести такие активы в российские депозитарии. Банк России обращает внимание инвесторов на риски, которые возникают у них при участии в предлагаемых брокерами сделках. Инвесторы не смогут свободно распоряжаться приобретенными бумагами, а также нет гарантий получения ожидаемого финансового результата.

ЦБ также рекомендовал брокерам при размещении подобного рода объявлений информировать клиентов обо всех рисках приобретения за рубежом ценных бумаг у нерезидентов из недружественных стран, а также учитывать даты приобретения ценных бумаг и проверять контрагентов по сделкам.


Ценная бумага, привязанная к акциям определенной компании и выпущенная банком (банком-депозитарием).Главная возможность, которую дает инвестору депозитарная расписка, это возможность практически владеть акциями иностранной компании, но при этом оставаться в рамках законодательства банка-депозитария. Например, американская депозитарная расписка (АДР) на акции российской компании — это, с одной стороны, американская ценная бумага, торговля которой регулируется американским законодательством, с другой стороны, она дает право на долю прибыли и право голоса на собрании акционеров российской компании

Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные.
Подробнее

Приобретение акций (долей) у иностранных организаций

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 8

Если российский налогоплательщик планирует совершить сделку по покупке акций (долей), принадлежащих иностранной организации, то ему нужно учитывать возможные налоговые последствия. Они выражаются в необходимости исполнения роли налогового агента, исчисления и уплаты налога на прибыль с доходов иностранного продавца. Подробнее о существующих налоговых рисках читайте в статье.

Требования Налогового кодекса

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ иностранные организации наряду с российскими названы среди плательщиков налога на прибыль. Иностранные налогоплательщики условно делятся на две группы.

К первой группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства. В отношении доходов этих представительств иностранные организации самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют налог на прибыль, руководствуясь ст. 307 НК РФ. Поэтому если в качестве стороны сделки купли-продажи акций (долей) выступает представительство иностранной организации, то у российского покупателя не возникает никаких обязательств перед бюджетом РФ, поскольку налог на прибыль в данном случае иностранец уплачивает самостоятельно.

Ко второй группе относятся организации, получающие доходы от источников в РФ. Сюда входят иностранные компании, которые не имеют представительств в РФ либо имеют, но при этом они получают в РФ еще и доходы, не связанные с деятельностью этих представительств. Именно с таких доходов в российский бюджет налоговый агент (он же источник выплаты доходов) уплачивает налог на прибыль. Однако налогообложению подлежат не все доходы иностранной организации, а только те, которые перечислены в ст. 309 НК РФ.

Доходы иностранных лиц, подлежащие налогообложению при участии налогового агента

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в РФ относятся доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ.

Обращаем внимание, что до 01.01.2015 в данной норме речь шла о доходах от реализации акций (долей) именно российских организаций. Однако Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ это уточнение было исключено из пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ.

Порядок расчета доли имущества в структуре активов

Следующее, на чем нужно остановиться, — это порядок расчета доли активов (той организации, чьи акции (доли) выкупаются), которая приходится на недвижимость в РФ. Поскольку Налоговый кодекс такой порядок не устанавливает, Минфин России в Письме от 01.11.2012 N 03-08-13 (доведено для сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 07.02.2013 N ЕД-4-3/1828@ <1>) высказал свое мнение на этот счет. Оно заключается в следующем: при определении доли недвижимого имущества нужно исходить из совокупной суммы всех активов организации, акции (доли) которой были реализованы иностранной организацией. В качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, называются:

  • бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую сделке по купле-продаже акций;
  • расчет по налогу на имущество на ту же отчетную дату.

<1> Документ размещен на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

На наш взгляд, чиновники не пояснили главное: что следует понимать под структурой активов, которая прямо или косвенно состоит из российского недвижимого имущества. На этот счет есть любопытное судебное решение — Постановление ФАС ЗСО от 07.07.2014 по делу N А81-4077/2013. Кстати, правомерность выводов, сделанных арбитрами в рамках рассмотрения данного дела, подтверждена Определением ВС РФ от 18.12.2014 N 304-КГ14-3122. Налоговики провели проверку предприятия и начислили ему около 70 млн руб. налога, 13 млн руб. пени и 14 млн руб. штрафа за необоснованное неудержание налога на прибыль при приобретении у иностранных лиц (резидентов офшорных зон) 100% акций российской компании. По данным бухгалтерского баланса приобретенной компании, у нее отсутствовала недвижимость на территории РФ, поэтому покупатель не стал удерживать налог с доходов иностранцев. Однако налоговики сочли, что сведения о структуре активов приобретенной предприятием компании недостоверны. Они установили, что все ее активы состоят из финансовых вложений в организацию «X». Таким образом, истинной целью сделки по покупке акций российской компании налоговые органы сочли поглощение предприятием организации «X» и подконтрольных ей организаций «Y», «Z» и т.д. Собрав информацию о структуре активов поглощенных организаций, налоговики выяснили, что они почти на 100% состоят из недвижимости, расположенной на территории РФ. Это и послужило поводом для начисления налога на прибыль по сделке, которая на первый взгляд не подпадала под действие пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ.

Как было сказано выше, судьи не поддержали логику фискалов.

В защиту интересов предприятия были выдвинуты следующие аргументы:

  • буквальное содержание пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ позволяет прийти к выводу о том, что на 50% из недвижимости в РФ должны состоять активы именно той компании, чьи акции (доли) являются предметом купли-продажи;
  • при определении данной доли приобретатель акций (долей) может руководствоваться Письмом Минфина России N 03-08-13. Данные в нем рекомендации соответствуют международной практике и не содержат допущений о том, что приобретатель акций (долей) должен провести анализ структуры активов всех подконтрольных ему вследствие заключенной сделки организаций;
  • действующее законодательство РФ не содержит указаний на необходимость проведения специальной оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, в активах российской организации, в том числе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и активов;
  • тот факт, что компании (чьи акции (доли) явились предметом купли-продажи) принадлежат доли либо акции юридических лиц, владеющих российской недвижимостью, не означает, что ее имущество косвенно состоит из объектов недвижимости в РФ.

Выводы арбитров очень важны в контексте рассматриваемой темы, однако не нужно их переоценивать. В сущности, это мнение судей конкретного округа, выраженное в рамках рассмотрения конкретного налогового спора. Тот факт, что ВС РФ отказал в пересмотре данного дела Судебной коллегией по экономическим спорам, еще не делает вопрос полностью решенным. Ведь в НК РФ по-прежнему остается формулировка о структуре активов, «прямо или косвенно состоящих из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ». Это значит, что судьи другого округа могут «прочитать» содержание пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ иначе и сделать совсем другие выводы о порядке определения структуры активов компаний, акции (доли) которых приобретаются.

Доля российской недвижимости не превышает 50% всех активов организации

Есть еще одна вещь, которую не стоит упускать. В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень доходов иностранных лиц, подлежащих налогообложению. Он состоит из десяти подпунктов, пятый, как мы уже выяснили, относит к доходам поступления от реализации акций (долей) тех организаций, активы которых на 50% состоят из недвижимости в РФ. Рассуждая от обратного, можно заключить, что покупка акций (долей) организаций, не владеющих российской недвижимостью (владеющих такой недвижимостью, но без превышения ее доли в структуре активов 50%), автоматически освобождает:

  • иностранного продавца от уплаты налога на прибыль в бюджет РФ;
  • российского покупателя от исполнения обязанностей налогового агента.

Косвенно правомерность данной позиции подтверждает содержание п. 2 ст. 309 НК РФ, согласно которому доходы, полученные иностранной организацией от продажи имущественных прав и иного имущества (кроме указанного в пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ), не подлежат обложению налогом у источника выплаты.

Данное утверждение было бы неоспоримым, если бы в списке облагаемых доходов не числился еще один подпункт — пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ. Он относит к облагаемым доходам «иные аналогичные доходы». Согласитесь, такая формулировка фактически делает перечень доходов иностранных лиц, подлежащих обложению налогом на прибыль, открытым и позволяет налоговым органам на свое усмотрение определять аналогичность доходов. Например, доходы от реализации акций (долей) организаций, и имеющих недвижимость (с долей свыше 50% всех активов), и не имеющих таковой, вполне могут расцениваться как идентичные. Разъяснения Минфина на этот счет не вносят особой ясности.

Реквизиты документа

Рекомендации

Письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-08-05/69442

Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, указанных в пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанным с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство (исключением являются те доходы, которые прямо названы в ст. 309 НК РФ как необлагаемые)

Письмо Минфина России от 11.11.2014 N 03-08-05/56931

Для квалификации доходов в качестве «иных аналогичных доходов» в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ необходимо обладать информацией о конкретной сделке, а также в целях налогообложения следует учитывать положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения РФ со страной, резидентом которой является иностранная организация, получающая доход

Таким образом, пока нельзя быть абсолютно уверенными в том, что приобретение акций (долей) организаций, не имеющих в структуре активов российской недвижимости, освобождает их приобретателя от обязанностей налогового агента.

Удержание и уплата налога налоговым агентом

По общему правилу налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ и названных в п. 1 ст. 309 НК РФ, исчисляется и удерживается российской организацией при каждой выплате доходов (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Если говорить конкретно о доходах от продажи акций (долей), то в соответствии с п. 3 ст. 309 НК РФ они могут быть уменьшены налоговым агентом на сумму расходов в порядке, установленном ст. ст. 268 и 280 НК РФ (если на момент выплаты иностранная организация представила документально подтвержденные данные о таких расходах). Налог исчисляется по ставке 20% и перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте РФ (п. 1 ст. 310 НК РФ).

В порядке исключения. Российская сторона не удерживает и не уплачивает налог на прибыль за иностранного партнера только в том случае, если согласно международному договору (соглашению) выплаченный иностранцу доход подлежит налогообложению в стране его резидентства, которое подтверждено в соответствии с требованиями п. 1 ст. 312 НК РФ. Данный вывод следует из ст. 7 НК РФ, которая устанавливает приоритет международного договора РФ над правилами российского налогового законодательства.

По мнению Минфина России, данные правила полностью распространяются на российские организации, приобретающие акции (доли) у иностранных лиц в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ (см. Письма от 31.03.2015 N 03-08-05/17640, от 08.06.2015 N 03-08-13/33142 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 22.06.2015 N ГД-4-3/10791@)). К сожалению, в этих Письмах финансисты никак не поясняют содержание п. 1.1 ст. 309 НК РФ. Согласно обозначенному пункту налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов, облагаются все доходы иностранных организаций, названные в п. 1 ст. 309 НК РФ, кроме доходов от продажи акций (долей), поименованных в пп. 5 п. 1 данной статьи.

В чем истинный смысл этой нормы, появившейся в НК РФ с 01.01.2015 благодаря принятию Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ, финансисты не разъясняют.

Со своей стороны отметим, что наличие в ст. 309 НК РФ п. 1.1 порождает противоречия и неясности налогового законодательства в вопросе удержания налога на прибыль при выплате иностранным лицам конкретных доходов (стоимости соответствующих акций и долей). Подобные противоречия должны разрешаться в пользу налогоплательщиков и налоговых агентов (п. 7 ст. 3 и п. 2 ст. 24 НК РФ), что, в свою очередь, дает основания российским покупателям акций (долей) не исполнять обязанности налогового агента, а именно не исчислять и не удерживать налог с выплат в пользу иностранного продавца.

* * *

При приобретении акций (долей) у иностранных организаций российскому покупателю необходимо знать следующее. Если активы приобретаемой компании на 50% состоят из недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, то российский покупатель приобретает статус налогового агента и при выплате доходов иностранному лицу обязан удержать и уплатить в российский бюджет налог на прибыль. Во всяком случае, на это указывают отдельные нормы НК РФ и письма Минфина. Однако в Налоговом кодексе есть и другие положения, позволяющие усомниться в том, что российский покупатель акций (долей) должен уплачивать налог за иностранца. Бесспорно, приверженность данной позиции может вызвать нарекания со стороны налоговых органов, спор с которыми может разрешить только суд.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

«Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Еще во второй половине 2021 г. многие эксперты и участники рынка отмечали изменение процедур контроля за совершением сделок. Прежде всего это касалось сроков согласования сделок с участием иностранных инвесторов, которые зачастую могли выходить за пределы сроков, установленных как Законом о защите конкуренции, так и актами, регулирующими иностранные инвестиции. В такой ситуации даже по относительно несложным сделкам, которые априори не могли привести к ограничению конкуренции на рынке, ожидать принятия решения по истечении месяца было весьма проблематично.

Итак, еще в начале текущего года можно было констатировать трансформацию подходов к согласованию сделок с участием иностранных инвесторов. Дальнейшие радикальные изменения в данной процедуре произошли после 24 февраля, когда по объективным причинам внимание к сделкам с иностранным участием значительно усилилось (в основном это коснулось сделок с так называемыми инвесторами из «недружественных» государств, в ряды которых попали наиболее популярные для сделок юрисдикции). Это проявилось как в появлении отдельных процедур контроля, так и в их влиянии на процессы согласования сделок (например, классического mergercontrol).

Среди ряда новых контрольных процедур можно выделить, на мой взгляд, ключевые, способные оказать влияние на подавляющее большинство сделок, касающихся российского рынка:

  • согласование сделок между резидентами и недружественными иностранными инвесторами1 по приобретению ценных бумаг и недвижимого имущества с подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – Подкомиссия)2. Соответствующая процедура регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 295 (далее – Правила)3;

  • получение разрешений Банка России на оплату резидентом доли, вклада, пая в имуществе юридического лица – нерезидента4 в соответствии с процедурой, установленной решением Совета директоров Банка России от 25 марта 2022 г.

При этом поскольку указанные процедуры готовились в оперативном порядке, практически сразу после их принятия стали появляться уточняющие правовые акты и разъяснения регуляторов (прежде всего Банка России), так как у участников рынка возникло множество вопросов к новым процедурам, в том числе с точки зрения обоснованности их применения в конкретных ситуациях. К сожалению, на многие из них ответов до сих пор нет, что не добавляет определенности в функционирование соответствующих процессов.

Это особенно наглядно проявляется на примере классических сделок по приобретению акций (долей в уставном капитале) компаний – они составляют большинство сделок, подлежащих согласованию с ФАС России и иными регуляторами. Например, отсутствует срок, в течение которого сделка должна быть рассмотрена в рамках процедуры согласования с Подкомиссией, что очевидным образом влияет на процесс планирования. При этом по имеющимся у меня данным фактические сроки согласования варьируются от нескольких дней до месяцев и – предположительно – могут зависеть от степени фактической вовлеченности госоргана, курирующего соответствующую сферу.

Также до сих пор нет четкого понимания, попадают ли сделки с долями российских хозяйственных обществ в периметр процедуры согласования с Подкомиссией. Из буквального толкования нормативных правовых актов следует, что они содержат указание исключительно на ценные бумаги, а доля в уставном капитале таковой, очевидно, не является. Вероятно, руководствуясь именно данной трактовкой, Федеральная нотариальная палата РФ выпустила письмо5, в котором прямо указала, что соответствующий порядок не распространяется на сделки с долями. На практике нотариусы следуют этому подходу.

Казалось бы, какие в такой ситуации могут быть вопросы? Тем не менее они возникают. Это связано с тем, что указание на доли в уставном капитале периодически появляется в различных документах, имеющих отношение к рассматриваемой процедуре. Например, его можно встретить в п. 5 Правил, регулирующих порядок согласования сделок,
пресс-релизах Банка России, косвенно касающихся данного вопроса, а также в
Указе Президента РФ от 4 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами», устанавливающем широкий перечень исключений в отношении необходимости согласования сделок, в том числе с ценными бумагами и недвижимостью. В частности, в подп. «д» и «е» п. 5 документа прямо указаны «дополнительные акции (доли) российских юридических лиц», без использования термина «ценная бумага».

Означает ли это, что сделки с долями все-таки подлежат согласованию с Подкомиссией? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку в Указе Президента № 254 речь буквально идет только о дополнительных акциях (долях), т.е. появившихся, например, в результате увеличения доли участника общества или получения доли новым участником. В то же время сложно представить объективное логическое обоснование, почему соответствующая процедура с учетом ее смысла и целей должна применяться к акциям АО, но не к долям в уставном капитале ООО?

Данная конструкция может усложняться тем, что сделка совершается на уровне иностранного холдинга, непосредственно владеющего долями или даже акциями в российских компаниях. Входит ли такое косвенное приобретение в периметр контроля? Однозначного ответа тоже нет.

В отсутствие официальной позиции по указанным вопросам стороны сделок вынуждены взвешивать риски отказа от обращения за согласием регулятора, с одной стороны, и очевидную необходимость прохождения дополнительной процедуры контроля с неопределенными сроками и перспективами – с другой.

При этом сложность выбора может усугубляться тем, что зачастую упомянутое согласование может быть не дополнительным (например, по отношению к привычному согласованию сделки с ФАС), а единственно необходимым, поскольку, в отличие от существующих процедур, новые не содержат пороговое значение, при превышении которого требуется согласие Подкомиссии6. Таким образом, сделка по приобретению резидентом только 20% долей в уставном капитале российской компании7 может рассматриваться исключительно с точки зрения получения согласия Подкомиссии.

Даже учитывая эти риски, не всегда можно быть уверенным в их оценке в силу отсутствия прямого указания, касающегося последствий нарушения обязанности по согласованию сделки с Подкомиссей. Безусловно, исходя из смысла и целей регулирования, с большой долей вероятности можно утверждать, что такая сделка может быть признана ничтожной как посягающая на публичные интересы8. Если так, почему бы сразу не отразить это в тексте акта – как, например, в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»?

Аналогичного рода вопросы возникают к процедуре согласования сделки с Банком России (оплата резидентом доли, вклада, пая в имуществе юридического лица – нерезидента). Например, имеются ли в виду не только доли, но и акции (ситуация, обратная рассмотренной)? Распространяется ли соответствующий запрет на оплату долей только при учреждении компании или, например, он также покрывает оплату долей в сделках купли-продажи?

Текст акта не содержит ответы на эти вопросы, в связи с чем приходится вновь обращаться к разъяснениям регулятора (
раздел «Вопросы и ответы» сайта Банка России), которые, если и позволяют на них ответить, то косвенно, используя толкование. Например, Банк России указывает, что речь идет об ограничении на прямое перечисление средств для участия в том, что в российском праве называется «общество с ограниченной ответственностью», «вклад в капитал общества», «пай в кооперативе». Однако такой ответ не дает однозначного понимания, например, применительно к компании с ограниченной ответственностью на Кипре, которая, с одной стороны, является, по сути, аналогом российского ООО, а с другой – предполагает наличие акций, а не долей. В то же время из указанного ответа скорее следует, что соответствующая норма покрывает только случаи оплаты долей (возможно, и акций) именно при учреждении компании или увеличении уставного капитала, а не в рамках оплаты по договору купли-продажи.

Таким образом, на данный момент участники рынка оказались в состоянии значительной правовой неопределенности, и зачастую им приходится самостоятельно толковать те или иные правовые нормы. Мне могут возразить, что подобные ситуации всегда были характерны для отечественного нормотворчества и правоприменения в «чувствительных» сферах, однако хочется верить, что такая неопределенность является результатом стремительно меняющихся обстоятельств, а не создается искусственно.

Также важно понимать: хотя новые процедуры являются отдельными процессами, они неизбежно влияют на существующие режимы. Например, можно с уверенностью предположить, что, рассматривая сделку в рамках контроля по Закону о защите конкуренции, ФАС будет анализировать, подлежит ли она контролю в рамках новых процедур, и только при получении отрицательного ответа будет готова вынести собственное решение (хотя формально регулятор не имеет отношения к данным процедурам). В случае положительного ответа соответствующее решение, очевидно, не будет принято ФАС до вынесения решения Подкомиссией. В связи с этим с практической точки зрения, если требуется согласование сделки с ФАС и есть значимая вероятность того, что одновременно требуется получить согласие Подкомиссии (например, при совершении сделок с долями ООО), наиболее целесообразным вариантом будет параллельное обращение сразу по двум процедурам. На мой взгляд, риск того, что согласование с Подкомиссией затянется на более долгий срок, чем согласование с ФАС, не так велик, особенно при активном вовлечении курирующего госоргана в процесс согласования (не зря законодатель предоставил госорганам право выступать заявителями в рамках данной процедуры).

Подводя итог, можно констатировать, что несмотря на множество вопросов к новым процедурам, все они представляются решаемыми при взвешенном подходе участников рынка и регулятора и, самое главное, – новые процедуры, хотя и создают новую правовую реальность, фактически не накладывают на участников сделок каких-то очевидно невыполнимых требований по сравнению с действующими режимами.


1 Не имеет значения, в каком качестве – продавца или покупателя – выступают указанные лица. Достаточно, чтобы сторонами сделки являлись резидент и инвестор из «недружественного» государства.

2 Указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».

3 Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации.

4 Пунктом 2 Указа Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» установлен запрет на осуществление такой оплаты без согласования Банка России до 31 декабря 2022 г.

5 Письмо ФНП от 2 марта 2022 г. № 1176/03-16-3 «Об особенностях совершения нотариальных действий нотариусами с иностранными лицами в связи с изданием указов Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79 и от 1 марта 2022 г. № 81».

6 Например, в рамках классических согласований с ФАС России (mergercontrol) первоначальным порогом является 25% для АО и более 1/3 долей для ООО.

7 Не являющейся финансовый компанией.

8 См. п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поликлиника 100 невского района флюорография часы работы
  • Поликлиника 121 южное бутово часы работы дежурного врача
  • Поликлиника 146 на бескудниковском бульваре время работы
  • Поликлиника 17 на широтной в тюмени взрослая часы работы
  • Поликлиника 48 на губайдуллина регистратура время работы