Оценка деятельности компании по показателям результативности бизнес процессов – признак зрелости и управляемости предприятия. Традиционно общепринятыми были финансовые результаты деятельности: доход, прибыль, убытки. Но в современных быстро изменяющихся условиях ожидать экономические показатели нет времени. Для своевременного принятия безошибочных решений необходимо иметь цифры, свидетельствующие о стабильном функционировании компании в режиме реального времени. Эти задачи решают ключевые показатели результативности бизнес процессов – KPI (Key Performance Indicators).
KPI в логистике
В логистической отрасли, как и в любом бизнесе, существуют свои показатели результативности, к ним относятся, например:
- факт заключения договора и/или выполнения заказа, как и факт отказа от договора;
- своевременность выполнения заказа, этапа транспортировки, оформления документов, погрузоразгрузочных работ и т.д.;
- расход ГСМ и других расходных материалов на единицу расстояния;
- количество раз возврата документов с таможни после проверки.
Также в качестве ключевых показателей могут быть использованы показатели эффективности использования средств, например:
- соотношение стоимости доставки к продажам;
- средняя стоимость доставки единицы груза или места в транспортном средстве;
- степень утилизации.
Может быть разработано множество взаимосвязанных показателей.
Важно! Чтобы цифрами, сформированными в результате мониторинга и анализа, реально пользовались, а не включали их в отчёты, а затем руководители разных уровней спрашивали у подчинённых что обозначает тот или иной показатель и зачем ему (руководителю) этот отчёт предоставили.
Остановимся подробнее на некоторых KPI.
Выполненный заказ
Заказ считается выполненным, если все операции были совершены без ошибок и в полном соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.
Индекс POI рассчитывается произведением трёх показателей:
- своевременность (OTD);
- укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
- безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.
Например, из 1000 отгруженных партий 64 прибыли с опозданием, 67 – неукомплектованными, а 18 – с ошибками в документах, то совершенный заказ составит 85,8%.
Своевременность доставки
On-time delivery (OTD) — своевременность доставки. Этот показатель считается одним из наиболее важных KPI в логистике, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.
Во-первых — этот KPI можно рассчитывать на двух разных уровнях:
- на уровне перевозки;
- на уровне накладной.
Например, российские ритейлеры вычисляют OTD для каждой накладной.
Во-вторых — для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Прибытием в срок может считаться доставка:
- в определенное время с минимальными отклонениями (например, в 16:00);
- в период работы склада (с 09:00 до 18:00);
- в пределах временного окна (с 01:00 до 02:00).
Например, так многие компании управляют очередностью разгрузки фур на распределительном центре.
В-третьих — отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).
OTD рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.
Своевременность оформления документов
ТТН (товарно-транспортные накладные) заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для получателя;
- для перевозчика;
- для транспортной компании.
Не удивительно, что должна обеспечиваться своевременность движения документов, чтобы все участники поставки выполнили работу своевременно.
Очевидна важность этого KPI: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.
Средняя стоимость единицы перевозимой продукции
Себестоимость транспортировки чаще всего включает в себя:
- расходы на подготовку и погрузку на средство доставки;
- оплату тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов;
- расходы на краткосрочное и долгосрочное хранение груза;
- затраты на выгрузку и доставку со склада в пункт назначения.
Оптимизировать затраты необходимо поэтапно. Рассчитайте процент стоимости каждого этапа, от общих затрат. Проследите динамику формирования расходов на доставку единицы продукции и выявите факторы увеличивающие затраты. Определите источник проблем.
Соотношение расходов на перевозку и продаж
Этот KPI позволяет наглядно отследить финансовую выгоду от бизнеса. Для расчета показателя необходимо затраты на перевозку разделить на объём продаж выраженный в деньгах. Например, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6% от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2%, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4% и 0,2% соответственно.
Показатель позволяет отследить эффективность в динамике, когда расходы на перевозку и продажи изменяются со временем.
Уровень утилизации
Показатель является соотношением фактического объема или веса перевозимого груза к полной вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность средства доставки или объемный вес груза.
Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Например, в машину на 82 м3 загрузили 60 м3. Грузоподъемность автомобиля – 20 т., а загрузили 18 т. Соответственно, уровень утилизации составит 66%.
Достичь уровня утилизации в 100% практически невозможно.
Мониторинг показателей и формирование KPI
Чтобы правильно сформировать KPI, в первую очередь необходимо организовать мониторинг за исходными данными. Важно иметь возможность оперативно собирать информацию без ошибок.
На многих предприятиях для расчёта KPI используют электронные таблицы, а некоторые – и вовсе при помощи калькуляторов. Современные системы управления перевозками (TMS) позволяют автоматизировать расчеты и хранить результаты в облаке.
Все новости в telegram
Основной целью логистики является оптимизированная доставка и сохранение целостности продукции. Довольно часто к логистическим услугам относятся и таможенные дела, например, оформлением грузов. От оптимально разработанных маршрутов и схем зависит общий доход компании. Поэтому повышение эффективности транспортной логистики – это главная задача сотрудников таких компаний.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Логистика связана не только с менеджментом и стратегическим планированием и маршрутов, но и с оценкой затрат, а именно:
-
снижением издержек;
-
построением и реализацией длительной деятельности системы.
При оценке рациональности операций в первую очередь обращают внимание на уровень издержек. Далее, ищут пути, с помощью которых можно снизить их уровень или вовсе убрать.
Существует проблема по определению степени соответствия достижений и поставленных на данный момент целей. Однако главной проблемой анализа эффективности логистики является оценка различных параметров самой организации. Сложность состоит в том, что трудно вывести все единые показатели эффективности транспортной логистики и превратить их в общую картину.
Для того чтобы анализ эффективности транспортной логистики не занимал много времени и сил, специалисты используют единые критерии оценки всех составляющих.
Целью изучения продуктивности является повышение уровня качества проделанной работы, оптимизация рабочего процесса. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению количества груза на складах, уменьшится время транспортировки товара по всем точкам маршрута, сведение к нулю затрат на обслуживание техники, повышение доходов от бизнеса.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Специалисты разработали несложную схему, по которой проводится оценка эффективности транспортной логистики предприятия:
-
Сумма издержек. Эта часть схемы напрямую связана с анализом общих затрат на проведение различных логистических операций. Издержки могут быть оценены с учетом расходов на возможные потери от риска. Выводится данный критерий в процентном соотношении к стандартным показателям. Самым точным показателем является соотношение издержки к сплошным продажам.
-
Общая длительность одного логистического цикла. Данный критерий отвечает за оценку длительности одного заказа. Он является самым легким в вычислении, так как на него не влияют другие данные.
-
Продуктивность логистического цикла. Для того чтобы узнать этот критерий нужно уравнять коэффициент полезного действия схемы с продуктивностью. Данный цикл измеряется в грузообороте за единицу времени.
-
Качество сервиса. Этот критерий является самым проблемным, так как отзыв о проделанной работе можно получить спустя некоторое время. Непосредственно услуга появляется только в момент ее предоставления. Используя стандартные методы, можно понять, что качество измеряется в надежности, скорости предоставления услуг, отзыв клиента и безопасность.
Как видно, эффективная транспортная логистика – это отличительная особенность компании, выполняющей все транспортные и складские обязательства в точном соответствии с договором.
Услуги, связанные с транспортной логистикой
Главная задача логистического оператора – обеспечить высокую скорость доставки груза, его сохранность и качественную обработку. Чтобы понять, как компания справляется с этим, делается оценка эффективности транспортной логистики. Ее цель – выявить и устранить слабые места в рабочих процессах, повысить скорость, а также качество оказания услуг.
Показатели эффективности транспортной логистики оператора напрямую влияют на конкурентоспособность, скорость обработки и доставки товаров, стабильный поток клиентов и рост доходов компании. Это гарантирует клиентам оператора низкую стоимость и высокое качество оказания услуг. А для предприятия высокий уровень эффективности позволяет:
- снизить складские запасы продукции;
- уменьшить время и оптимизировать расходы на доставку товара получателям;
- снизить затраты на содержание складских помещений и техники;
- и, в конечном счете, повысить прибыль предприятия.
Критерии и методы оценки эффективности транспортной логистики
Для оптимизации логистики компании или предприятия требуется ее объективная оценка. Она производится на основании следующих 4-х показателей:
- Общие издержки. Оценке подвергается совокупный объем затрат на логистику, включая администрирование процессов и риски возникновения ущерба различного характера. Результат выражается в процентном соотношении – издержки/стандартные, объемные или ресурсные показатели, например, объем продаж компании за определенный период.
- Продолжительность логистического цикла – среднее время на выполнение одного заказа (доставки). Начальная точка для расчета – прием заказа, конечная – возвращение транспорта на склад предприятия или оператора.
- Качество сервиса. Это субъективный параметр, который может оцениваться на основании обратной связи от заказчиков, клиентов, участников процесса. Для его измерения могут использоваться: безопасность, надежность, скорость, вежливость и масса других параметров.
- Логистическая продуктивность. Может оцениваться такими параметрами, как прибыльность от вложений с разбивкой на логистические циклы, или оборот груза за единицу времени.
- Наличие ряда аспектов к учету, которые выражаются, как в объективных, так и в субъективных показателях. Из-за чего возникает сложность в приведении результатов к единым параметрам.
- Объективность сопоставления полученных результатов в процессе оценки с поставленными целями компании.
Основываясь на полученных критериях каждого показателя, производится оптимизация рабочих процессов.
Методы оценки эффективности транспортной логистики, которые применяются в данном случае – объективные (проведение расчетов реальных параметров), и субъективные (оценка параметров, которые не могут быть выражены в конкретных значениях). Для получения объективных показателей – расстояния маршрутов, обработки количества единиц продукции за определенное время, и других, используются данные, полученные с помощью систем управления складом и транспортом, а также спутникового слежения.
Проблемы оценки, их решение и повышение результативности
Выделяют 2 проблемы оценки эффективности логистических процессов:
Чтобы избежать этих проблем и сделать управление процессом проще и легче, вводятся единые критерии оценки. Таким образом может достигается необходимая результативность мероприятия, что позволяет грамотно оптимизировать рабочие процессы на практике.
P. S. Компания «Партнер» более 13 лет предоставляет услуги склада и грузоперевозок. За это время были оптимизированы логистические процессы, что позволяет вам пользоваться услугами склада и грузоперевозок на выгодных условиях, получая качественную обработку и доставку грузов. Чтобы получить консультацию или узнать подробности, позвоните по телефону, указанному на сайте.