Философия Нового времени кратко, направления, учения и представители (Таблица)
Философия Нового времени — это период развития философии в западной Европе в 17—18 веках, который харктеризуется становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию 19 века (философия Просвещения).
В 17веке в европейской философии сформировались два направления: эмпирическое и рационалистическое. Родоначальником эмпирической традиции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626гг.). Рене Декарт (1596–1650гг.) явился основоположником рационалистического направления в философии и методологии науки.
Учения и направления философии Нового времени
Учения, направления |
Основные черты философии Нового времени |
Онтология |
Онтология Механицизм; материализм; диалектика |
Теология |
Деизм; атеизм |
Антропология |
Механицизм; дуализм тела и души; материализм: отрицание бессмертия души |
Гносеология |
Рационализм и эмпиризм (сенсуализм); иррационализм: критика научного разума |
Логика |
Диалектика и ее законы |
Этика |
Гуманизм; свобода; утверждение неотъемлемых прав человека; обоснование ценности личности |
Социальная философия |
Теория общественного договора; теория разделения властей; критика традиционной культуры; революционная идеология |
Философия истории |
Идеализм: история как развитие Абсолютной Идеи; материализм: история как развитие материальных отношений (способа производства и распределения) |
Основные представители философии Нового времени
Представитель, философ |
Основные труды |
Некоторые высказывания: |
Характерные черты философии Нового времени |
Френсис Бэкон (1561—1625гг.) |
Труды: «философия науки», «Новый Органон». |
— Знание-Сила. — Время есть величайший из новаторов. — Возможность украсть создает вора. — Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. |
Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». В основе научного познания, согласноБэкону, должны лежать индукция и эксперимент. |
Рене Декарт (1596—1650гг.) |
Труды: «Мир», «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…», «Начала философии» |
— Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. — Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. — Я мыслю, следовательно, существую. |
Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом РенеДекарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. |
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677гг.) |
Труды: «Этика», «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» |
— Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему. — Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими. — Понимание — начало согласия. |
Позиция Спинозы, это Моноизм. В отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривалБога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. |
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716гг.) |
Труды: «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме», Об искусстве комбинаторики». |
— Бог есть последнее основание вещей. — Мы созданы, чтобы мыслить. — Люди презирают не столько порок, сколько слабость и несчастье. — Настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее. |
Лейбниц — это один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. СогласноЛейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Простые субстанции созданы Богом одномоментно и могут быть уничтожены только все сразу. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кромеБога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадология», использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». |
Информация взята с ru.wikipedia.org
Поделитесь ссылкой с друзьями:
Похожие таблицы
Комментарии:
С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Соболева Светлана НДО 451. Практическое №3.docx, Возрождение.rtf, таблица по философии — Средневековье (1).rtf, prodyuserskiy_dogovor.doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: бЛОКИ С НАПРВЛЯЮЩИМИ.pdf, сз 1-12-2015 сравнительная таблица опф.doc, Информационная таблица контроля за поведением.docx, Технологическая карта урока русского языка по теме _Наречие_ 4 к, Во все времена школа.docx, АРМ 2. Основные разделы и напрвления философии.docx, Эпикурейская школа.docx, Тестирование по теме _Электронные таблицы. Адресация в электронн, Материал по психологии — таблица _Познавательные процессы_.docx, ИБП таблица.pdf
Соболева Светлана ндо 441
Таблица №4. Философия Нового времени.
Напрв-
ление, школа |
Философ,
годы жизни |
Основные проблемы, понятия и принципы | Сущность главных идей |
Рационализм | Р.Декарт, (1596 – 1650) | Проблемы познания.
Радикальное сомнение как методический прием, направленный на пересмотр оснований, принципов познания. Редукция. Исследования сознания, мышления. Рационалистический метод объективного познания. Рефлексивный конструктивизм в познании. |
Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности,стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя. Опыт у Декарта – шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно «на опыте». Получение внешнего опыта,пригодного для построения знания,должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой. Мы объективно и рационально понимаем мир в той мере,в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности,учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом. |
Рационализм | Б.Спиноза, (1632 – 1677) | Онтология. Проблемы познания. Три рода познания.
Позиции математического естествознания и рационалистического метода Декарта. Этика. Основы научной критики Библии. Идея интеллектуальной любви к Богу: «познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога». |
Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы – различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию.
Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род – это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. |
Рационализм | Г.Лейбниц, (1646 – 1716) | Проблемы познания.
Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции.Априорные принципы метода Лейбница – это положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Монадология – плюралистическая онтологическая концепция,описывающая разнообразие действительного мира. |
Раскрытие логической природы утверждения. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Возможное — это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума. Закон достаточного основания, а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений – законов.
Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог – актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. |
Британский эмпиризм | Ф.Бэкон, (1561 – 1626) | Проблемы познания.
Правильный метод исследования природы – эмпирический метод. Понятия: «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки рынка», «призраки театра». Индукция. Принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. |
Целью человека и общества является познание и раширение власти над природой.
Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа. «Призраки» являются атрибутами самой человеческой природы. Они являются препятствиями на пути к истине. |
Британский эмпиризм | Дж.Локк, (1632 – 1704) | Проблемы познания.
Теория познания, базирующаяся на принципах эмпиризма и сенсуализма. Теория разделения властей. Концепция буржуазного здравого смысла (отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов). |
Отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей – ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение.
Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. |
Британский эмпиризм | Т.Гоббс, (1588 – 1679) | Познание.
Три основных понятия: Человек; Тело; Гражданин. Философия природы.Семиотичность, номиналистическая ориентация. Философия государства – общественный договор и гражданское согласие. |
Философия — «познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий». Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать. |
Британский эмпиризм | Дж.Беркли, (1685 – 1753) | Имматериализм.Проблемы познания.
Критерии истинности суждений:»яркость»восприятий;»одновременность подобных восприятий»;преимущественная согласованность «идей» между собой;соответствие наших восприятий восприятию ожественного существа. |
«Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются…».
Принципиальная возможность мира в основании которой – Бог, автономный от сознания людей. Наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или «идей». |
Британский эмпиризм | Д.Юм, (1711 – 1776) | Проблема человека, человеческой природы. Теория познания.
Понятия: впечатление, «инстинкт причинности», причинность. |
Человек – существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к «различным делам и занятиям» вкупе с увлечением наукой.
Высшая цель человеческого познания – интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. |
Французское Просвещение и материализм | Ш.Л.Монтескье, (1689 – 1755) | Деизм.
Теория среды. Понятия: «Дух народа». Принцип и природа правления. |
Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира.
«Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий «дух народа». |
Французское Просвещение и материализм | Вольтер, (1694 – 1778) | Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии.
Философский способ рассмотрения истории. «Философия истории». |
«Я существую, а следовательно нечто существует вечно».
«Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения». Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. |
Французское Просвещение и материализм | Ж.Ж.Руссо, (1712 – 1778) | Критика общественного прогресса.
Понятия: имущественное неравенство. Основы философского анализа феномена отчуждения. Проблема власти. |
Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.
Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность. |
Французское Просвещение и материализм | Д.Дидро, (1713 – 1784) | Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как «подражания природе». Метод парадоксов. | Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.
Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность. Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: «если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны». |
Французское Просвещение и материализм | П.Гольбах, (1723 – 1789) | Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом
Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма. |
Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.
Мерило свободы членов общества – благо общества в целом. |
Французское Просвещение и материализм | Ж.О.Ламетри, (1709 – 1751) | Радикальный материализм и механицизм.
Эволюция природы. Атеизм. |
Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек («чувствующая», самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются. |
Немецкая классическая философия | И.Кант, (1724 – 1804) | Философия природы, космология.
Гносеология, этика и эстетика. Принцип: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. |
Философия – это критицизм. Критика — точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). |
Немецкая классическая философия | И.Фихте, (1762 – 1814) | Дедукция основных положений критической философии Канта.
Принцип: идеализм и его исходный принцип – интеллигенция в себе. |
Философия как фундамент всего научного здания.Положения наукоучения(философии): «Я полагает само себя» и » Я полагает не-Я». |
Немецкая классическая философия | Ф.Шеллинг, (1775 – 1854) | Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания,субъекта как активного творческого начала.Проблема сознания и бессознательного. | Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма.
Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке. Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная «иерархия организаций». |
Немецкая классическая философия | Г.Гегель, (1770 – 1831) | Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого духа. Понятия: 1) абсолютный дух, как он существует «в себе», или «идея в себе», 2) дух в своем «инобытии», 3) дух, достигший себя «в себе и для себя». | Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания.
Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры. |
Немецкая классическая философия | Л.Фейербах, (1804 – 1872) | Проблемы познания,человека.
Анализ религии как социокультурного феномена.Новая теология (человек и есть Бог). Суть гуманизма – «не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте». |
Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.
Религия – сугубо человеческий факт. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: «То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя». |
Наименование эпохи |
Основные идеи |
Основоположенники |
Анализ эпохи |
Философия |
Как философ |
Фалес |
Любой |
Человек |
Лао-Цзы |
||
Сущностью |
Пифагор |
||
Бытие – это |
Парменид |
||
Гераклита |
Гераклит |
||
Учил о том, |
Демокрит |
||
Философские мысли средних веков. |
Человек – это |
Августин |
Сменяются |
Главная |
Фома |
||
Философия |
Метод |
Ф. Бэкон |
Период |
Я во всем |
Р.Декарт |
||
Вся |
А. Шопенгауэр |
||
Философия воззрения русских мыслителей XIX века. |
Зло всегда |
Ф. |
Большое |
Есть два |
Л. Толстой |
||
Философия XX века. |
Христианство |
Ницше |
Здесь |
Не |
Николай |
Вывод: Философия порой
понимается как знание, предельно отдаленное от реальности повседневной жизни.
Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в
жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно
здесь находится главное поле ее интересов. Философия предполагает критическое
отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно
— поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях. Преобразование
реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить
разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь
человеческого мышления.
Таблица
№4. Философия Нового времени.
Напрв- ление, школа |
Философ,
годы |
Основные |
Сущность |
Рационализм |
Р.Декарт, |
Проблемы
Радикальное
Исследования |
Философия |
Рационализм |
Б.Спиноза, |
Онтология.
Позиции Этика.
Основы
Идея |
Единство
Первый
Человек |
Рационализм |
Г.Лейбниц, |
Проблемы
Рационалистический
Монадология |
Раскрытие
Совершенство, |
Британский |
Ф.Бэкон, |
Проблемы
Правильный
Понятия:
Индукция.Принципы |
Целью
Природу
«Призраки» |
Британский |
Дж.Локк, |
Проблемы
Теория
Теория
Концепция |
Отрицание
Познание |
Британский |
Т.Гоббс, |
Познание.
Три
Философия
Философия |
Философия |
Британский |
Дж.Беркли, |
Имматериализм.Проблемы
Критерии |
«Тела
Принципиальная
Наше |
Британский |
Д.Юм, |
Проблема
Понятия: |
Человек
Высшая |
Французское |
Ш.Л.Монтескье, |
Деизм.
Теория
Понятия:
Принцип |
Бог,
«Многие |
Французское |
Вольтер, |
Новое
Философский |
«Я
«Мне
Мировая |
Французское |
Ж.Ж.Руссо, |
Критика
Понятия:
Основы
Проблема |
Имущественное
Фундаментальной |
Французское |
Д.Дидро, |
Онтологическая |
Человек
Парадокс
Допущение |
Французское |
П.Гольбах, |
Философская
Проблема |
Первичность,
Мерило |
Французское |
Ж.О.Ламетри, |
Радикальный
Эволюция Атеизм. |
Мир |
Немецкая |
И.Кант, |
Философия
Гносеология,
Принцип: |
Философия |
Немецкая |
И.Фихте, |
Дедукция
Принцип: |
Философия |
Немецкая |
Ф.Шеллинг, |
Проблематика |
Переход
Знание
Принцип |
Немецкая |
Г.Гегель, |
Теория |
Идея
Процесс |
Немецкая |
Л.Фейербах, |
Проблемы
Анализ |
Мир
Религия
Разгадку |
Таблица
№5. Философия 19-20 вв.
Направление, школа |
Философ, |
Основные |
Основные |
Сущность |
Марксизм |
К.Маркс, |
«К |
Проблема |
Противоречия
Идея |
Марксизм |
Ф.Энгельс, |
«Положение |
Полемика |
Социальные
Экономическая |
Позитивизм |
О.Конт, |
«Курс |
Общая Суть»позитивного»:1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность.
Три |
Позитивизм
Эволюционная |
Позитивизм |
Дж.С.Милль, |
«Система |
Законы
Теория |
Богатство |
Позитивизм |
Э.Мах, |
«Принцип |
Проблемы
Идея
Анализ |
Наука
Познание |
Позитивизм |
Р.Авенариус, |
«Философия |
Эмпириокритицизм–»надпартийный» |
Философия
Преодоление |
Неопозитивизм |
Б.Рассел, |
«Критическое
«Проблемы |
История
Проблемы
Нейтральный |
История |
Неопозитивизм |
Л.Витгенштейн, |
«Логико-философский |
Логический |
Принципы |
Неопозитивизм |
Р.Карнап, |
«Логическое |
Теория
«Принцип |
Идея
«Наука |
Неопозитивизм |
М.Шлик, |
«Всеобщая |
Логический |
Между |
Постпозитивизм |
К.Поппер, |
«Логика |
Школа
Изучение |
Метафизические |
Постпозитивизм |
Т.Кун, |
«Коперниканская |
История
Историко-эволюционистский |
Стадии |
Философия |
А.Шопенгауэр, |
«Мир |
Оригинальное
Волюнтаризм,
Тезисы: |
Мир, |
Философия |
Ф.Ницше, |
«Рождение |
Философия
Учение |
Культурно-этический |
Философия |
О.Шпенглер, |
«Закат |
Философия
Понятия:
Теория |
Душа
История
Уникальность |
Экзистенциализм |
М.Хайдеггер, |
«Бытие |
Критика
Тема
Проблемы
Понятия |
Свобода
Неразрывная
В |
Экзистенциализм |
Ж.П.Сартр, |
«Бытие |
Атеистический |
В
Сфера
Мир, |
Экзистенциализм |
К.Ясперс, |
«Психология |
Проблемы |
Идея,
«Или |
Неотомизм |
Э.Жильсон, |
«Философия |
Проблемы |
Классическая
Существование |
Неотомизм |
Ж.Маритен, |
«Интегральный |
Основная
Учение |
Деструктивность |
Герменевтика |
Г.Г.Гадамер, |
«Диалектическая |
Историческое
Критика
Мир |
Задача |
Постмодернизм |
М.Фуко, |
«Душевная |
Основная
Философия |
Язык,
Идея
Новая |
Постмодернизм |
Ж.Деррида, |
«Поля |
Деконструктивизм.
Идея
Двуипостасность |
Интерпретация
История
Тезис |
Постмодернизм |
Ж. |
«Феноменология», |
Нерепрезентативная
Терминология |
«…
Преодоление
Социализм |
Соседние файлы в папке шпоргалка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание материала
- Основные течения
- Видео
- Проблема субстанции
- Проблема субстанции (Р. Декарт, Лейбниц, Б. Спиноза,)
- Основные проблемы
- Проблемы философии
- Отношения с наукой
- Ведущие мыслители эпохи Просвещения
Основные течения
Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм. Первое говорит о том, что во главе всего стоит опыт человека и то, как он воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.
Представители второго направления считали, что единственно возможный способ познавать то, что происходит вокруг — обратиться к своему разуму. Представители этой теории отрицают, что мир познают при помощи человеческого опыта либо опираясь на чувственное восприятие. Они не согласны с представителями философии эмпиризма. Основные представители рационалистического подхода — Лейбниц, Спиноза и Декарт.
Рационализм – это учение о том, что возможность людей при помощи собственного разума познавать окружающую действительность и менять ее к лучшему практически безгранична. Рационализм в философии нового времени, опирается на прогресс в развитии науки и техники и соответствующих настроений в обществе. Его характерными чертами являются придание истории оптимистического окраса, восхваление человека как свободного и активного существа.
Подобные течения появлялись во время разложения эпохи феодализма и существенных перемен и экономике, жизни общества в целом. Объясняется это тем, что в период развития капитализма нужно было развивать образование, науку. А для этого — постепенно раскрепощать человеческие умы.
Рационализм выражает взгляды и устремления нового класса, буржуазии в ее борьбе с феодализмом и господством католической церкви. Человек, как разумное существо, является властелином мира. Поэтому, он строит все отношения в обществе, руководствуясь разумом. Человек должен помнить, что он равен любому другому, имеет личные права и свободу.
Видео
Проблема субстанции
Под субстанцией понимают первооснову всего, которая что не нуждается ни в чем другом. Эта проблема назрела еще в античные времена. В Философии Нового времени она также оставалась значимой для общества. Чтобы понять эту проблему, появляются такие понятия как дуализм, монизм и плюрализм:
- Дуализм — утверждение о том, что в основе всего во Вселенной находятся два начала, противоположных по сути. Человеческая жизнь —борьба противоположностей. Поэтому невозможно все время находиться в состоянии покоя.
- Монизм — утверждение о том, что основой всего на Земле является единое начало. Объекты и явления, согласно этой теории, схожи между собой.
- Плюрализм — утверждение о том, что существует несвязанные начала, формы бытия. Они не борются между собой. Плюрализм существует в любой области человеческой жизни — философия, религия, творчество.
После того, как период Философии Нового времени завершился, теория о субстанции была признана фикцией и перестала считаться важной.
Проблема субстанции (Р. Декарт, Лейбниц, Б. Спиноза,)
Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духовную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой является мышление, в противоположность телесной субстанции, атрибут которой — протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.
По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей субстанции; к телам относятся величина, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.
Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.
Линию Декарта продолжали философы Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и другие.После выделения Декартом двух субстанций возникла проблема их связи. Решая ее, Бенедикт Спиноза (1632—1677) предположил, что мышление и протяжение представляют собой два атрибута одной субстанции. Отсюда следовал вывод, что Бог существует во всех телах природы и во всех точках пространства. Такое представление называется пантеизмом (от «пан» — все, «теос» — Бог). Единственная вечная и бесконечная субстанции Спинозы — «причина самой себя» и всех многообразных вещей — ее порождений. Спинозова самопричинность мира напоминает представление индусов о Брахмане как причине самого себя.
По мнению Декарта, зависимость души от тела проявляется в человеческих страстях. Декарт сформулировал «естественный закон психофизической обусловленности», в соответствии с которым страсти никогда не исчезают, но более слабые страсти вытесняются более сильными. Б. Спиноза, подобно Декарту, полагал, что аффекты, являющиеся страданием души, проистекают из неадекватного познания. Душевное состояние, необходимое и непосредственно сопровождающее ясное сознание, названо им «интеллектуальной любовью к Богу». По мнению Спинозы, мы ни к чему не стремимся только потому, что это — хорошо, наоборот, потому считаем что-либо добрым, что стремимся к нему, желаем и хотим его. «Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе»1. В другом смысле, но сходными словами Б. Паскаль назвал человека «мыслящим тростником», имея в виду его слабость в безбрежном океане Вселенной.
Спиноза отрицал свободу воли, которая для него лишь осознанная необходимость. Концепция свободы Спинозы коренным образом отличается как от представлений античных философов, которые считали свободой (как Сенека) избавление от внешнихобстоятельств или (как Эпикур) избавление от внутренних страхов, так и от представлений средневековых философов о свободе как дарованной Богом человеку возможности поступать, как он хочет. С точки зрения Спинозы, человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии с объективными законами.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) в «Новых опытах о человеческом разуме» подверг критике субстанции Декарта и Спинозы за пассивность, утверждая, что нельзя понять субстанций (материальной и телесной) без всякой их активности, что активность свойственна субстанции вообще. Лейбниц стремился отыскать динамические начала для объяснения многообразия мира. Он утверждал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Это и есть их субстанция.
Возражая Декарту, Лейбниц отмечал, что из одних лишь геометрических свойств тел нельзя вывести физические характеристики — движение, сопротивление, инерцию и т.д. «Протяжение» Декарта Лейбниц назвал явлением, за которым скрывается непространственное, чисто духовное бытие простых субстанций, которые он назвал монадами. Монады не влияют друг на друга, «они не имеют окон» в мир; каждая монада — это «сжатая вселенная». Согласованность между ними — результат «предустановленной гармонии», обеспечиваемой Богом г
На представление Лейбница о монадах как «единицах» бытия большое влияние оказало открытие микроорганизмов в биологии с помощью появившегося тогда микроскопа и создание дифференциального исчисления, в основе которого лежит понятие «бесконечно малой величины». Монада и является такой бесконечно малой нетелесной, но реально существующей величиной.
Лейбниц дополнил три закона логики Аристотеля «законом достаточного основания», в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.
Основные проблемы
На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:
- Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
- Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
- Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.
В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.
Проблемы философии
Среди основных особенностей философии Нового времени можно выделить смену проблем, которые она рассматривала. Одной из них стала тема поиска счастья и смысла жизни. На первый план вышло удовлетворение основных потребностей и нужд человека — не только физических, но и духовных, творческих, познавательных. Считалось, что именно через них можно контролировать эмоции, сменяя грусть и негатив на радость и счастье. Одновременно с этим философы признавали, что можно совершать и действия, к которым «не лежит душа», если в конце концов это принесёт пользу.
В философии НВ также впервые появилась идея о том, что счастье — это не точка назначения, а путь. Только в постоянной динамике человек может удовлетворять свои желания и потребности. При этом насколько бы высоко человек ни взобрался, у него всегда будет желание лезть ещё выше — эмоции от старых достижений притупятся и возникнет необходимость искать новые. Таким образом, постоянного душевного покоя и гармонии можно достигнуть только через активность.
В период Нового времени также впервые появилось упоминание о теории научного метода. Она гласила, что сами по себе несвязанные и хаотичные кусочки информации практически бесполезны — только их систематизация, поиск взаимодействий и изучение общей картины придают им значение. Кроме того, возникла теория о независимости знаний от личности человека, их всеобщности. Центральной идеей философии стало то, что наука едина для всех. Эти взгляды сохранились и в современном мире.
Отношения с наукой
В Новое время впервые установилась точная связь между философией и наукой. Знаменитые мыслители теперь пытались объяснить картину мира не религиозными учениями и верованиями предков, а исследованиями и рациональным сбором информации. Изменились основные теории о сущности человека, его месте в мире — они больше не соответствовали идеям церкви. Из-за жажды философов к познаниям начал быстрее протекать научный прогресс.
Одной из задач философии НВ стало также продвижение идей о свободе воли и мышления человека. Она не осуждала, а даже поощряла сомнения в прошлых ложных «истинах», которые никто не осмеливался оспорить. Расширение классических рамок тоже поспособствовало развитию науки, появлению новых видов познания реальности.
Целью философии НВ стало освобождение человека от ограничений, навязанных невежеством и страхом. На первый план вышло формирование у людей нового мировоззрения на основе научных познаний.
Ведущие мыслители эпохи Просвещения
Одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения был Френсис Бэкон.
В качестве субстанции (первоосновы сущего) он рассматриваю материю, которая обладала разными свойствами – пространством, движением и временем. Он был сторонником новой науки, отличавшейся от схоластики. По его мнению, научные методы должны были отвечать подлинным целям науки, которые заключались в обеспечении благополучия и достоинства человека. Бэкон ратовал за поиск истины через знания. Одно из ключевых его выражений – «Знание – сила», которое стало путеводной нитью в процессе прояснения целей и задач самой философии. Бэкон заложил основы метода индукции в познании, т. е. логике движения от частного к общему, которое отличалось от дедукции, которая применялась в Средние века.
Теги
ВикиЧтение
Основы философии
Канке Виктор Андреевич
Приложение 1
Курс философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Таблица 2. Античная философия
Таблица 3. Средневековая философия
Таблица 4. Философия Нового времени
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 5. Философия XX века
Таблица 6. Философия о человеке
Таблица 7. Философия об обществе
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Таблица 13. Три современные концепции истины
Таблица 14. Что такое истина?
Таблица 15. Уровни научного исследования
Таблица 16. Три теоретических метода
Таблица 17. Философия языка
Таблица 18. Философия техники
Таблица 19. Философия природы
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Таблица 21. Две интерпретации образования
Читайте также
II. Вексельный курс
II. Вексельный курс
{Барометром движения денежного металла в международном масштабе является, как известно, вексельный курс. Если Англия должна уплатить Германии больше, чем Германия Англии, то в Лондоне повышается цена марки, выраженная в стерлингах, а в Гамбурге и
Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)
Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)
Программа
Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук
1. Введение в курс логики
1. Введение в курс логики
В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность
Раздел 2 Систематический курс философии
Раздел 2
Систематический курс философии
Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия
Приложение 4. Программа курса философии
Приложение 4. Программа курса философии
Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.
Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III
Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/
Приложение 100 вопросов на понимание курса философии
Приложение 100 вопросов на понимание курса философии
К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической
ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО
ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО
Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские
Приложение 2. Замечания о личности в политической философии
Приложение 2. Замечания о личности в политической философии
Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши
ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»
ПРЕДИСЛОВИЕ[9]Нам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,
Приложение. Задача эстетики и философии религии
Приложение. Задача эстетики и философии религии
§ 35. Задача и принцип эстетики
Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит
Владимир Ерохин
Эксперт по предмету «Философия»
Задать вопрос автору статьи
Философия Нового времени
Замечание 1
Период Нового времени – это эпоха научной революции. Он ознаменован рядом значительных открытий в разных областях естественных наук, первостепенная роль при этом принадлежит механике.
Философия Нового времени своими достижениями частично обязана углубленному изучению природы, а частично – все более усиливающемуся соединения математики и естествознания. Отвечая потребностями научного познания, философия в данный период ставит в центр осмысления проблему метода познания, основываясь на том, что знаний бесконечное множество, а метод их достижения должен быть един и применим к любым наукам, включая философию. Философы Нового времени на основании представлений о таком универсальном методе, разделились на несколько направлений:
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
- рационализм;
- эмпиризм (сенсуализм);
- субъективный идеализм.
Рационализм предполагает дедуктивный метод познания, то есть продвижение от общего положения к частным выводам. Для этого философы признали существование врожденных идей, из которых может быть выведено любое знание, включая существование Бога. Сведения о природе человек получает от ощущений. Мышлением опыт и эксперимент используются как основные методы познания.
Эмпирики (сенсуалы) считают основным методом индукцию. Единственный источник знания, по их мнению – опыт, который дается посредством ощущений, восприятия и представления. Врожденные знания полностью отрицаются. Человеческая душа – это чистый лист, на который природой наносятся свои письмена. Эмпирики говорили о том, что ощущения могут быть обманчивы и их нужно подтверждать экспериментально.
Субъективный идеализм предполагает, что за субъективными понятиями не стоит никакой реальности, то есть они – суть фикции.
Основные представители философии Нового времени
Фрэнсис Бэкон – родоначальник эмпиризма. Считал, что познание начинается чувственным познанием, нуждающимся в экспериментальной проверке. Однако Бэкон – не сторонник крайнего эмпиризма. Он разделял опыт на плодоносный, приносящий человеку непосредственную пользу, и светоносный, целью которого является познание законов явлений и свойств вещей. Опыты строятся на основании индукции, то есть продвижения от частного к общему. Данным методом предусмотрено пять ступеней прохождения исследования, каждый из которых должен быть зафиксирован в соответствующей таблице:
«Основные представители философии Нового времени» 👇
- присутствие – содержит перечисление всех случаев встречающегося явления;
- отклонение или отсутствие – содержит все случаи отсутствия того или иного признака или показателя в представленных предметах;
- сравнение или степени – в таблице сопоставляются увеличение или уменьшение рассматриваемого признака или показателя в представленных предметах;
- отбрасывание – исключение отдельных случаев, не встречающихся в данном явлении, не типичных для него;
- сбор плодов – формулирование вывода, основанного на том общем, что присутствует во всех таблицах.
Рене Декарт видел основу философского мировоззрения в дуализме души и тела. Он считал, что существуют две субстанции, независимых друг от друга:
- нематериальная, свойством ее является мышление;
- материальная, основное свойство – протяженность.
Над обеими этими субстанциями, как истинная субстанция, стоит Бог.
Декарт в своих взглядах на мир выступает материалистом. Им выдвинута идея о развитии жизни на Земле в соответствии с законами природы и о естественном развитии планетной системы. Тела животных и человека рассматриваются в качестве сложных механических машин. Мир был сотворен Богом и своими действиями продолжает сохранять в материи необходимое количество движения и покоя, вложенное в него в процессе творения.
Томас Гоббс считал субстанцией мира материю. Все тела двигаются в соответствии с механическими законами: все движения от тела к телу передаются через толчки. Люди и животные – это сложные механические машины, действия которых полностью определяются внешними воздействиями. Такие «одушевленные автоматы» способны сохранять полученные впечатления и сравнивать их с уже имеющимися.
Замечание 2
Источник познания – только ощущения, идеи. Позднее изначальные идеи подвергаются переработке умом.
Барух (Бенедикт) Спиноза учил, что сущностью может считаться единственная субстанция – природа, которая и является причиной самой себя. С одной стороны, природа – творящая, а с другой – сотворенная.
В качестве природы творящей она выступает в виде субстанции, или Бога. При отождествлении Бога и природа, Спиноза отрицал возможность существования сверхприродного существа, растворяя бога в природе, чем и обосновывал материалистическое понимание сущности природы.
Замечание 3
Бесконечный ум мог бы постичь бесконечность субстанций в любом ее аспекте и состоянии. Но ум человека не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции в качестве бесконечности только в дух аспектах: протяжением или мышлением. Человек в качестве предмета познания не является исключением. Человек и есть природа.
Джон Локк считал, что сознание человека не обладает никакими врожденными идеями. Оно похоже на чистый лист, на котором записываются новые знания. Единственным источником идей можно считать только опыт. Опыт может быть внутренним и внешним. Внутреннему опыту соответствует ощущение, а внешнему – рефлексия. Ощущения возникают под воздействием на органы чувств вещей. Рефлексия же возникает, когда рассматривается внутренняя деятельность души. Через ощущения человек способен воспринимать качества вещей.
Идеи, которые были получены из ощущений и рефлексии, — это только материал для знания. Чтобы получить знание нужно обработать полученный материал. Через сравнение, сочетание и отвлечение, или абстракцию души, преобразуются простые идеи ощущений и рефлексии в сложные.
Блез Паскаль – в своих размышлениях выступал против рациональной идеи Бога. Паскаль говорил, что Бога можно познать, а само человеческое познание ограничено. Человек постоянно пребывает в противоречивом положении, так как не может пребывать в полном незнании или всеобъемлющем знании. Для человека истина всегда является частичной и относительной.
Поняв насколько ничтожен, человек стремится к познанию Бога. Люди, которые очистили свои сердца, получают доступ к Священному Писанию, а через него получает доступ в величию христианского учения. Человек находит путь к Богу не через разум, а через сердце. Паскаль считал, что христианство включает две истины:
- существование бога, которому люди могут причаститься;
- опороченные первородным грехом они не достойны причастия.
Паскаль выбрал не науку, а причастие, так как считал, что все разумное, вместе взятое, не стоит ни малейшего порыва христианского милосердия.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме