Подводный поиск. При всей кажущейся романтике эти слова несут в себе скорей осознание того, что всё, что планировалось на протяжении многих месяцев может не дать абсолютно никакого результата.
Потому к каждой такой экспедиции идёт долгая, рутинная подготовка. Мало того, что нужно в который раз «перелопатить» массу архивных источников, связаться с историками, археологами, поисковиками, официальными структурами, так ещё и предусмотреть техническое оснащение, соответствующее поставленным задачам.
Ранее клубом был приобретён ГБО (гидролокатор бокового обзора), но время диктует свои правила. Оборудование устаревает. Было решено обновить не только сам гидролокатор, но и плавсредство на котором он будет установлен. Наиболее оптимальным решением стал РИБ — лодка ПВХ с жёстким дном. Это и скорость выдвижения на большие расстояния, и плавность хода при сканировании.
Были сформированы несколько экипажей, перед которыми ставились конкретные задачи: по поиску, сканированию акватории, визуальному обследованию перспективных районов. Такое распределение позволило буквально в первые же дни обследовать значительную часть восточной оконечности рифа «турецкая стенка» и обнаружить на ней несколько деревянных фрагментов, прочесать несколько банок на рифе Кишла. Были обнаружены алюминиевые фрагменты, идентифицировать которые не удалось. Район отмечен как перспективный для дальнейшего обследования.
Продолжилась работа на нашем «давнем знакомом» немецком торпедном катере S-102. Основным же местом работы в экспедиции стал разрушенный пароход, лежащий на одной из банок у входа в Керченский пролив (в восточной его части). Отметка о подводном препятствии есть на морских картах и ранее он был осмотрен керченскими дайверами. В некоторых источниках идентифицирован как пароход «Майкоп». Но ни описания объекта, ни других данных для подтверждения этой версии в открытых источниках представлено не было. Решили подтвердить эту информацию. Несколько лет назад мы обследовали один известный объект: транспорт «Кола», предположив, что это не он, а именно «Майкоп», но благодаря информации историка из Керчи Александра Бадякина о работе водолазов АСС КЧФ, наши предположения были опровергнуты — это действительно «Кола». Выходит нас «ждал» «Майкоп».
Информация из открытых источников (сайт wreck.ru):
Пароход «Майкоп«. Принадлежность СССР. Грузовой пароход (по некоторым сведениям- танкер). Водоизмещение 398 брт.
19.11.41 г потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Сведений о погибших нет. Архивные координаты 45°06’N 36°50’E. По сведениям гидрографии в данной точке останков судна нет. По некоторым слухам после войны поднят по частям АСС ЧФ и сдан на слом. На расстоянии 12 километров от архивных координат на грунте лежат фрагменты судна, состоящие из носовой части, и куска борта. Размеры судна, судя по обломкам около 50 метров. С большей долей вероятности можно утверждать, что данные обломки принадлежат пароходу «Майкоп». Глубина 11 метров, возвышение над грунтом 5 метров.
Обследование объекта началось с приборного сканирования дна, чтобы составить представление об его размерах и районе исследования. Картинка-сонограмма объекта
показала, что основной, самой большой частью судна, является его нос, точней форштевень, далее идёт разлом и по дну, на протяжении около 60 метров, расположены части судна с минимальным возвышением и отсутствием явных конструктивных форм. Это подтверждает версию, что пароход был частично поднят после войны. Как правило, в послевоенное время, при подъёме кораблей, ограничивались подъёмом лишь цельных частей и конструкций мешающих судоходству. В нашем случае судоходство в этой зоне ограничено природными рифами и в подъёме всего железа не было необходимости. Так-что на дне остался килевой набор, фрагменты разрушенных бортов и нос судна.
После того, как стала ясна масштабность объекта, был составлен детальный план его обследования. Первая группа должна была провести визуальный осмотр кораблекрушения, зафиксировать интересные детали на фото и видеокамеры, составить общее впечатление о степени опасности работы на объекте. Основное внимание уделить наличию взрывоопасных предметов, вооружения, травмоопасных конструкций. Следом за ней начала работу группа по составлению плана объекта, замерам отдельных конструкций и фрагментов. На удивление видимость на объекте была около десятка метров. Прозрачная вода бирюзового цвета, плюс большие стайки рыбок создавали впечатление, что объект находится в одном из тропических морей. Но красоты и обитатели моря мало интересовали исследователей. Работа кипела несколько дней. И вот на стол штабного шатра легла вся собранная информация.
Данные первичного обследования объекта на траверзе м. Железный рог (предп. «Майкоп«)
Глубина в месте нахождения объекта до дна: 12,9 метров.
Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров.
Длина площади разброса обломков около 60 метров.
Ширина предполагаемого корпуса более 8 метров.
Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника.
Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет. Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната.
Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Скорей всего был расположен в носовом трюме. Далее идут полные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов указывающие на присутствие паровой машины. Самой машины, надстроек, кормы, винто-рулевой группы обнаружить не удалось.
Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.
Итак можно подвести первые итоги и провести сравнение с «Майкопом». Первое, что бросается в глаза это курс объекта. Направление в сторону пролива явно не стыкуется с курсом парохода «Майкоп». Тот шёл в сторону Новороссийска, на выход из пролива. Можно предположить, что уворачиваясь от бомб он маневрировал и лёг на обратный курс, но это маловероятно. Такой манёвр резко снижал скорость, что в момент авиаудара смертельно опасно. Второе, это размеры объекта. Они явно больше заявленных у «Майкопа». Пришлось вновь обратиться к историкам и архивным материалам. Оказывается в состав АГМП («Азовского Государственного Морского Пароходства») с 1922 по 1941 гг входили более сорока суден, но среди них числится только один «Майкоп»: 1922-1958 (бывш «Елена Куппа» 1893-1920,»Новый Мир» 1921-1922). По архивным данным этот пароход действительно потоплен авиацией противника. Углубившись в архивы находим информацию:
Паровая шхуна ЕЛЕНА КУППА, переименованная в МАЙКОП. Место постройки Австро-Венгрия. Год постройки 1893. Заводской номер 283.
Назначение: грузовые перевозки в бассейне Чёрного и Азовского морей. Материал корпуса сталь. Тип корпуса клёпаный. Днище одинарное. Главная палуба стальная. Тип надстройки одноостовная с рубкой. Материал рубки древесина.
Длина 56,38 м
Ширина 8,83 м
Глубина интрюма 2,74 м
Осадка в балласте 1,22 м., в грузу 2,14 м
Грузоподъёмность 405 т
Валовая вместимость 398 рег.т.
Число грузовых трюмов 2
Экипаж 14 чел.
Суда этого типа использовались в качестве тральщиков в составе Черноморского флота и вооружались четырьмя 45 мм орудиями, тремя пулемётами калибра 7,62 мм (или одним 20 мм орудием и двумя пулемётами калибра 12,7 мм), электромагнитным тралом и тралом Шульца.
Изменение названия: Т-2652 (1916 г), Т-365 (1918 г), ЕЛЕНА КУППА (1920 г), ЗЕЛЁНЫЙ ПАРТИЗАН (19201 г), НОВЫЙ МИР (1921 г), МАЙКОП (1922 г). Вывод из эксплуатации 19.11.1941 потоплено авиацией противника у Таманского полуострова в точке 45º06’с.ш.и 36º50’в.д., впоследствии поднят. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик ЭМТЩ — 516. Выведен их строя в 1958г.
Выходит, после подъёма «Майкоп» ещё более десятка лет бороздил морские просторы! Но без днищевого набора и форштевня это было невозможно. Если только судно не отстроили вновь, но упоминаний об этом нигде нет. Возникает тогда вопрос что же это за судно?!
Вновь обращаемся к архивам. Из частично поднятых есть несколько похожих. Один из них пароход «Восток». И размеры, и курс на Керчь, и даже части поднятые (оставленные на дне) дают надежду, что найден он.
Транспорт «Восток» 6 мая 1942 года с воинскими грузами снялся из Новороссийска в порт Камыш-Бурун. Его сопровождали два тральщика и два сторожевых катера. При входе в Керченский пролив «ВОСТОК» подорвался на донной мине, выставленной авиацией противника, переломился и затонул через несколько минут. Экипаж был подобран кораблями эскорта. Погибло 10 человек, спаслось 47. В 1976 году останки парохода подняли и передали на слом.
Очень похож нос с характерным возвышением и носовая каюта команды вроде на том же месте. Даже упоминание на «вход в Керченский пролив» похоже на наш объект, но… Александр Бадякин вновь предоставил документы указывающие на то, что подъём парохода «Восток» был осуществлён в центральной части Керченского пролива при очистке фарватера и подходных путей Керчь-Еникальского канала.
Судя по фото поднятых обломков, зарисовкам парохода на дне до подъёма, это не наш транспорт. Увы. Продолжим поиски.
Из затонувших в проливе, и частично поднятых, под исследуемое судно подходят несколько пароходов. Но какой из них наш ещё предстоит выяснить.
Есть предположение что это судно погибло в довоенный период или даже в период Первой мировой войны, но ни подтверждений, ни опровержений этой версии у нас нет. Пока исследования будут носить камеральный характер. Версиям, которые будут выдвинуты в этот период предстоит найти своё подтверждение уже в следующей экспедиции.
Часто нам задают вопрос зачем вам это старое, ржавое железо? К чему эти траты сил и средств? Думаю каждому стоит понять, что погибший в годы войны корабль мог унести с собой много жизней наших соотечественников. Это уже даёт право признать обломки корабля братской могилой. Только вот что это за захоронение? Чьи жизни оборвались вместе с этой грудой металла? Вот на эти вопросы мы и хотим найти ответ. Сколько таких братских захоронений ещё лежит на дне и ждёт своих поисковиков? Увы много. Так-что будем искать.
За активное участие в подготовке подводной поисковой экспедиции выражаем особую благодарность:
Начальнику Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю генерал-майору
Журавину Андрею Михайловичу
Главе Новотаманского сельского поселения, Темрюкского района, Краснодарского края
Лаврентьеву Вячеславу Викторовичу
Председателю Регионального Совета Краснодарского Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Шепелеву Александру Владимировичу
Председателю Регионального Совета Самарского Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Ривкинду Евгению Александровичу
Руководителю поискового отряда «Тамань» отделения ДОСААФ России Темрюкского района г. Темрюк Бордюгову Игорю Александровичу
P.S. Итоги идентификации судна в отчёте 32-й экспедиции.
Автономная некоммерческая организация «Центр подводных исследований Русского географического общества» (ЦПИ РГО) основана в 2014 году. Её учредители – Русское географическое общество (РГО) и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ). Организация объединяет представителей самых разных профессий и отраслей: историков, археологов, водолазов, океанологов и многих других. Цель работы Центра – приоткрыть завесу тайны, окутывающей события морской истории, а также попытаться разгадать многочисленные загадки природы.
Наибольшую известность ЦПИ РГО приобрел в августе 2015 года, когда его специалисты обеспечивали погружение Президента России Владимира Путина на дно Чёрного моря к обломкам затонувшего византийского судна. Однако исследование лежащих на дне кораблей – далеко не единственное, чем занимается Центр. В планах ЦПИ – создание музея подводной археологии в Кронштадте, проектирование отечественного обитаемого подводного аппарата и другие масштабные проекты.
Страсть к исследованиям
Одно из важнейших направлений работы Центра подводных исследований Русского географического общества – экспедиционная деятельность.
Летом 2013 года – ещё до официальной организации ЦПИ – Русским географическим обществом совместно с Национальным центром подводных исследований была организована экспедиция по обследованию парусно-винтового фрегата «Олег», потерпевшего крушение между островами Гогланд и Соммерс в 1869 году. Причиной его гибели стало столкновение с другим судном при выполнении сложных маневров. В рамках экспедиции группой водолазов-археологов был проведён внешний осмотр корабля, выполнены его фото- и видеосъемка, со дна подняты некоторые артефакты. По мнению специалистов, фрегат, затонувший более 150 лет назад, отлично сохранился. Балтийская вода законсервировала все: от посуды и мебели до корабельного колокола и пушек. 15 июля 2013 года корабль с борта обитаемого подводного аппарата осмотрел президент России Владимир Путин. Он отметил важность продолжения подобных исследований для популяризации знаний об истории российского флота.
С 2014 года специалисты Центра проводят археологические исследования на немецком торговом судне «Архангел Рафаил», затонувшем в Выборгском заливе в 1724 году. Здесь ведутся работы по расчистке внутреннего пространства корабля, обнаружено множество артефактов, представляющих историческую ценность, некоторые из них в настоящий момент подняты на поверхность. В частности, водолазы достали со дна прекрасно сохранившийся кафтан, реставрация которого впоследствии проводилась специалистами Государственного Эрмитажа.
В 2016 году в Кабардино-Балкарии специалисты ЦПИ РГО обследовали самое глубокое в России карстовое озеро Церик-Кёль.
– Окончательные итоги экспедиции еще предстоит подвести, но о некоторых фактах можно сказать уже сейчас. В частности, были актуализированы данные о глубине озера. Ранее считалось, что она равняется 258 метрам, нам же удалось найти подводную пещеру в юго-восточной части водоема, глубина которой составила 279 метров. Кроме того, была создана 3D-модель подводной части озера, взяты пробы грунта, уточнен химический состав воды. Мы надеемся, что полученные данные позволят ученым объяснить, как именно образовалось озеро Церик-Кёль, а главное – понять, как сохранить этот уникальный природный проект для будущих поколений, – рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Ещё один интересный для изучения объект был найден подводными археологами ЦПИ РГО в Финском заливе неподалеку от Кронштадта. Здесь, на глубине около 10 метров, лежит построенный по чертежам Петра I линейный корабль «Портсмут» – один из первых линкоров российского флота, затонувший в 1719 году. В 2017 году специалисты ЦПИ РГО подняли с корабля множество артефактов, включая массивную пушку.
В 2017 году в Финском заливе, в акватории острова Гогланд, на глубине 60 метров исследователи ЦПИ РГО обнаружили кеч, гружённый посудой, шедший в Россию из Англии и потерпевший крушение во второй половине XIX века. В июле 2019 года водолазы ЦПИ РГО провели здесь самые глубоководные в истории российской археологии работы и подняли на поверхность множество артефактов.
В 2020 году специалисты ЦПИ РГО участвовали в изучении и идентификации найденного на дне Чёрного моря теплохода «Армения», затопленного немецкой авиацией в 1941 году.
Кроме того, в 2020 году подводники ЦПИ РГО подняли артефакты с бортов немецкого миноносца Т-31 и советского тральщика ТЩ-45, затонувших в Финском заливе в июне 1944 года.
Центр подводных исследований принимает участие и в международных проектах. Один из них связан с подводной лодкой «Сомъ», обнаруженной в 2015 году в территориальных водах Швеции. В настоящее время идут переговоры со скандинавской стороной, цель которых – проработка деталей совместной экспедиции по обследованию и определению дальнейшей судьбы российской субмарины, пролежавшей в шведских водах более 100 лет.
Разработка подводного аппарата
Второе направление деятельности ЦПИ РГО – научно-техническое. Его специалисты активно сотрудничают с различными российскими и зарубежными компаниями в сфере обеспечения водолазных работ, а также создания водолазного оборудования. В рамках научно-исследовательских и археологических экспедиций регулярно проводятся испытания новых аппаратов и экипировки.
Также Центром начато проектирование обитаемого подводного аппарата исследовательского класса. Водолазные работы имеют физиологические ограничения по продолжительности пребывания человека под водой, по эффективной глубине погружения и по видам подводных работ. Поэтому разработка обитаемых подводных аппаратов остается на сегодняшний день весьма актуальной задачей. Они, во-первых, позволят увеличить глубину и время погружений. А во-вторых, дадут возможность доставить к исследуемому объекту узкопрофильного специалиста: археолога, историка, океанолога, гидролога и т. д., который не обладает навыками погружения с аквалангом.
– Сегодня в мире существуют зарубежные модели аппаратов, которые с успехом применяются для подводных погружений, но каждая из них предназначена для решения своих задач. Наша цель – создать российский обитаемый подводный аппарат, изначально предназначенный для осуществления исследовательской деятельности. Разработать модель, которая позволит обеспечить всесторонний осмотр затонувших объектов, даст возможность проведения технических работ на глубине, будет оборудована манипуляторами, специальной аппаратурой и приспособлениями. Для нашей страны этот проект является уникальным, ведь сегодня в России разработкой сверхмалых подводных аппаратов никто не занимается. В настоящий момент формируется рабочая группа, которая будет решать эту задачу, – рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Музей подводной археологии
Еще одно направление – это культурно-просветительская деятельность Центра, важнейшей частью которой является создание научного комплекса «Петровский док».
– Проект предусматривает восстановление уникального гидротехнического комплекса «Петровский док» в Кронштадте и создание на его базе музея подводной археологии. Любой объект, который пролежал в воде несколько сотен лет, после извлечения на поверхность начинает очень быстро разрушаться. Чтобы этого не случилось, необходимо его законсервировать. Существуют методики, позволяющие сохранить подобным образом небольшие объекты, однако проделать это с целым судовым корпусом по ряду причин невозможно. Поэтому возникла идея оставить найденные суда в водной среде, но при этом сделать так, чтобы увидеть их смогли не только специалисты, но и обычные люди, – отмечает Сергей Фокин.
Согласно разработанной концепции, «Петровский док» будет сохранён как объект культурного наследия, а также как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.
После реставрации и восстановления его планируется разделить на секции. Сверху док будет укрыт стеклянным ангарным куполом с дополнительным ярусом-этажом. Такое техническое решение позволит разместить экспозицию затонувших кораблей, а также более мелких объектов непосредственно в водной среде, что обеспечит их сохранность. Помимо этого, в музейном комплексе планируется организовать Центр подводной археологии, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Также здесь будут созданы учебные классы, конференц-зал, лаборатории, библиотека.
Подбирать потенциальные объекты для экспозиции будут специалисты Центра подводных исследований РГО. На данный момент у них на заметке около 200 подобных раритетов, находящихся на дне Балтийского моря. Однако говорить о том, когда и какие именно корабли займут свое место в музее, можно будет лишь после того, как территория дока будет окончательно готова к приему объектов. Согласно планам процесс заполнения музейного комплекса «Петровский док» экспонатами начнется в 2022 году.
Русская подводно-исследовательская экспедиция
Русская подводно-исследовательская экспедиция – некоммерческий проект, который объединил людей, увлеченных поиском и обследованием затонувших объектов, историей, археологией и изучением подводного культурного наследия.
В состав команды вошли профессиональные технические дайверы, специалисты по гидроакустическим системам и подводным аппаратам, научные сотрудники РАН, археологи, путешественники и просто увлеченные люди, готовые внести свой вклад в изучение подводного культурного наследия России.
Основной миссией проекта является развитие и сохранение российского подводного наследия, пополнение фондов российских музеев поднятыми артефактами, поиск и идентификация затонувших кораблей, увековечение памяти погибших моряков.
Проект создан в 2015 году и первой находкой Экспедиции стало древнее византийское судно X-XI веков, обнаруженное у берегов Крыма в августе 2015 года.
Проект будет представлен на фестивале Moscow Dive Show с 3 по 6 февраля 2016 года в Сокольниках. Там же вы сможете познакомиться с основными участниками Экспедиции и непосредственно получить ответы на все интересующие вас вопросы.
Мы в фейсбуке:
https://www.facebook.com/RURExpedition/?view_public_for=1014462108584028