Подтверждение фактического права на доход иностранной компании

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 августа 2019 г.

Содержание журнала № 16 за 2019 г.

Выплачивая определенный доход иностранным организациям, российская компания — налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль. Чтобы правильно применить льготное налогообложение, необходимо получить от зарубежного контрагента документальное подтверждение его права на этот доход. Посмотрим, что это за документ.

Фактическое право на доход иностранца: чем подтвердить

Для чего необходим документ

Если вы выплачиваете доход иностранной организации, которая не имеет постоянного представительства в РФ, то на вас, как на налогового агента, возлагается обязанность удержать и перечислить в бюджет налог на прибыльп. 4 ст. 286, п. 1 ст. 309 НК РФ. О том, какие доходы входят в перечень облагаемых налогом на прибыль у источника выплаты в РФ, читайте в , 2019, № 15.

При расчете налога можно воспользоваться льготами, предусмотренными международными соглашениями об избежании двойного налогообложения: не удерживать налог у источника выплаты или удержать по пониженной ставке.

Но до даты выплаты дохода необходимо получить у иностранной организации документальное подтверждениеп. 1 ст. 312 НК РФ:

постоянного местонахождения в государстве, с которым РФ имеет международный договор по вопросам налогообложения. Это документ по форме, установленной законодательством выдавшей его страны, который должен быть заверен ее компетентным органом;

фактического права на получение соответствующего дохода. Иными словами, подтверждение того, что ваш контрагент является конечным получателем дохода.

Как выглядит подтверждение

Ни список документов для определения фактического получателя дохода, ни их форма законодательно не установлены. Минфин отдает предпочтение не форме, а содержанию информации. Он разрешает оформить любые документы при условии, что в них будет содержаться вся необходимая информацияПисьмо Минфина от 24.07.2018 № 03-08-05/51824. Выглядеть документ-подтверждение может, например, как:

или уведомление от иностранного юрлица в ваш адрес в виде заверительного письма;

или приложение (дополнение) к договору.

Чтобы налоговый орган или суд (если до этого дойдет) могли сделать вывод, что иностранная компания действительно является фактическим получателем дохода, в документе должна быть раскрыта информация о наличии у иностранного юрлицап. 2 ст. 7 НК РФ; Письма Минфина от 19.12.2018 № 03-08-05/92537, от 24.07.2018 № 03-08-05/51824:

права самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться полученным доходом без каких-либо ограничений со стороны третьих лиц;

обязательства по уплате налога с полученного от источников в РФ дохода, погасить которое оно должно в стране своего резидентства. Если в дальнейшем доход будет перечислен конечным получателям в страны, с которыми у РФ нет соглашения об избежании двойного налогообложения, то эта информация поможет подтвердить, что доход выплачивался не ради экономии на налоге в РФ;

предпринимательской деятельности в стране, резидентом которой он является.

Можно разработать такую форму самостоятельно и предложить подписать ее иностранному контрагенту.

Вот примерный образец такого уведомления (скачать бланк).

От: Компании ALFA GmbH / ИНН: DE 270311264
Страна налогового резидентства: Germany
Адрес официальной регистрации:
D-10243, Berlin, Fridrichstrasse, 127
Дата регистрации: 18.05.2012
Кому: ООО «ВЕГА» / ИНН: 770306159022
Страна налогового резидентства: РФ
Адрес официальной регистрации:
126167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 53
Дата регистрации: 25.03.2015

Дата: «28» июня 2019 г.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Настоящим письмом компания ALFA GmbH, будучи получателем дохода по Договору займа от 04.06.2019 № 04-06/19 (далее — Договор), подтверждает и гарантирует, что она:
— имеет фактическое право на получение дохода в виде процентов (статус фактического получателя дохода), является конечным выгодоприобретателем такого дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу;
— не имеет каких-либо обязательств по передаче дохода третьим лицам на основании договорных или любых других взаимоотношений;
— не выполняет никаких функций и не принимает никаких рисков, связанных с осуществлением прямой или косвенной выплаты суммы дохода (полностью или частично) третьим лицам;
— не выступает в качестве посредника в интересах третьих лиц в вопросах, касающихся распоряжения доходом (полностью или частично), в том числе не выполняет функции агента, номинального директора, доверенного лица или комиссионера;
— вправе использовать/распоряжаться доходом по своему усмотрению;
— осуществляет использование/распоряжение доходом в своих собственных интересах;
— имеет неограниченные полномочия по распоряжению доходом;
— получает доход не через постоянное представительство, находящееся на территории РФ;
— осуществляет фактическую предпринимательскую деятельность в ФРГ;
— несет риски и самостоятельно осуществляет фактическую деятельность, являющуюся предметом Договора;
— уплачивает налоги с полученного дохода в полной мере в стране налогового резидентства.

Компания ALFA GmbH подтверждает осведомленность об обязанности предоставлять документы (информацию) для подтверждения фактического права на доход в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Компания ALFA GmbH предоставила Свидетельство о резидентстве в ФРГ от 11 июня 2019 г. в целях применения положений Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ от 29.05.96 (далее — Соглашение).

Компания ALFA GmbH подтверждает свою осведомленность о том, что непредоставление или ненадлежащее предоставление информации перед выплатой дохода повлечет за собой невозможность применения положений Соглашения.

Компания ALFA GmbH гарантирует, что вся информация, содержащаяся в данном письме, является достоверной и исчерпывающей, и обязуется незамедлительно уведомлять обо всех изменениях.

Генеральный директор

D. Schulz

Если вы еще только собираетесь заключать с иностранной организацией договор, влекущий выплату «пассивного» дохода, то можно к такому договору оформить отдельное приложение. В нем будет содержаться информация о том, что иностранная организация является фактическим получателем дохода. Это несколько упростит процедуру (позволит не запрашивать дополнительно письма перед каждой выплатой дохода) и будет иметь большую значимость для налоговых целейп. 2 ст. 7 НК РФ.

Если иностранная компания не является фактическим получателем дохода, то она также должна вас об этом проинформировать.

Применять льготное налогообложение можно только в случае, если получатель дохода имеет на него фактическое право. Если представленная контрагентом информация о фактическом получателе дохода не соответствует действительности и налоговый орган докажет, что выплаченные доходы на самом деле не являются доходами его получателя, в применении льгот по соглашению откажут.

* * *

Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда директор иностранной компании не готов подписывать какие-то письма, налагающие на него дополнительную ответственность. Но как показывает практика, если вы объясните, для чего это необходимо, и сошлетесь на российские налоговые требования, такая ситуация разрешится положительно.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Налог на прибыль

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Дата публикации: 21.04.2017 03:37 (архив)

С 1 января 2017 года иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Соответствующие изменения внесены в ст. 312 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 15.02.2016 № 32-ФЗ.  

Согласно ранее действующей редакции положений ст. 312 НК РФ, международный договор РФ применялся при условии подтверждения налоговому агенту иностранной организацией постоянного местонахождения в государстве, с которым Российской Федерацией заключен этот международный договор.

Таким образом, с 1 января 2017 года только при одновременном наличии у налогового агента двух подтверждений (о местонахождении и о праве на доход), полученных до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, появится основание для освобождения этого дохода от удержания налога у источника выплаты или его удержания по пониженным ставкам.

При отсутствии хотя бы одного из этих подтверждений налогообложение будет осуществляться исходя из ставок, установленных п. п. 2-4 ст. 248 НК РФ.




В случае выплаты дохода иностранной организации имеет значение её сертификат налогового резидентства. Из него становится ясно, подпадают ли выплаты под международные соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН). ФНС России в письме от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243 обратил внимание на отдельные вопросы контроля налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Общий подход и условия для пониженных ставок

Письмо ФНС от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243 было выпущено с целью выработки инспекторами в рамках налоговых проверок единообразных подходов к формированию доказательственной базы в отношении налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных инофирмам доходов и удержанных налогов.

Дело в том, что часто по результатам проверок есть предположения о неправомерном применении налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН), при выплате доходов иностранным компаниям.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

В случае выплаты налоговым агентом инофирме доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в РФ по пониженным ставкам, он исчисляет и удерживает суммы налога по соответствующим пониженным ставкам (п. 3 ст. 310 НК РФ).

Обязательное условие – предъявление иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. А именно:

  • что эта инофирма имеет постоянно находится в государстве, с которым РФ имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (если оно на иностранном языке, для налогового агента должен быть перевод на русский язык);
  • что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Иначе налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога по общим ставкам НК РФ.

Спорные вопросы

При анализе материалов камеральных проверок, в которых рассмотрены вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС выявила следующие основные вопросы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий ст. 312 НК РФ:

  1. Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН.
  2. Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.
  3. Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств.
  4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

С 2021 года налоговики в отношении перечисленного руководствуются следующим.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН

Общие требования

Действующим законодательством РФ не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве в контексте СОИДН. В то же время, такие документы российские налоговые агенты и налоговые органы могут рассматривать как должное подтверждение, если они содержат в том числе:

  • наименование налогоплательщика;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • период действия (может быть не указан);
  • наименование СОИДН (может быть не указано);
  • указание, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

Если комплект документов, подтверждающих налоговый статус плательщика в иностранном государстве, предоставленный им, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговый орган выставит в адрес плательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные документы не могут быть приняты во внимание или недостаточны.

Если указанное требование проигнорировано, налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

Компетентный орган иностранного государства

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят в том числе:

  • выдача и заверение сертификата, и/или назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за его выдачу и заверение;
  • регулирование процедуры и способа выдачи сертификата (на бумаге или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи «Общие определения» СОИДН.

ПРИМЕР

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» термин «компетентный орган» применительно к Нидерландам означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Период действия и сроки предоставления налоговым агентам сертификатов

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства Значит, документ считается подтверждающим налоговое резидентство в течение всего обозначенного периода
Документ, подтверждающий налоговый статус плательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика Таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан (письма Минфина от 19.08.2015 № 03-08-05/47828, от 19.12.2018 № 03-08-05/92537, от 15.04.2019 № 03-04-05/26553).

Основание применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, – предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений. В том числе – постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

ФНС отмечает, что на практике, однако, нередки случаи, когда сертификат содержит указание на:

  • период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом и/или предоставлен налогоплательщику или проводящему камеральную проверку налоговому органу после даты выплаты дохода;
  • более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода.

В итоге, налоговики по результатам проверок налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений п. 1 ст. 312 НК РФ, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами длящиеся, то наличие сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210, А40-14698/13).

По мнению ФНС, с учетом вышеизложенного и согласно складывающейся практике отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные сертификаты:

  • содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и/или представлены с нарушением срока (например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган);
  • содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода, если правоотношения длящиеся.

При этом выплата дивидендов (даже при их регулярности) – не длящиеся правоотношения. В этом случае наличие сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и начисление пени в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки по ст. 284 НК РФ в отношении соответствующего вида дохода.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (письма ФНС от 28.04.2018 № СА-4-9/8285, от 06.05.2019 № СА-4-7/8448), а также подходами Минфина (письма от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236, от 27.03.2015 № 03-08-05/16994), иностранная компания признается технической, обладающей признаками «кондуитности», если:

  • деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
  • отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
  • транзитный характер платежей;
  • деятельность не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
  • не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
  • сотрудники фактически не осуществляют в отношении нее контроль и управление.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход комплекта документов налоговый орган также должен учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода без соответствующего письма-подтверждения от иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащими доказательствами и анализом профиля инофирмы, не могут считаться обоснованными.

Особенности уплаты налога в отдельных случаях

Положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольно выбирать между уплатой налога с соответствующего дохода в России или на территории другого государства из соглашения.

Наличие в ряде СОИДН фразы, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве «могут облагаться налогом в этом другом Государстве» и одновременно формулировки «могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают» означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов.

Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в РФ как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть, двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в России.

При этом участники операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги (п. 9 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в РФ – основание для:

  • привлечения агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ;
  • доначисления налога на доходы иностранных организаций;
  • начисления пени.

Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц

Положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

ПРИМЕР 1

Партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из субъектов, к которым применяют положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества».

ПРИМЕР 2

Аналогичные особенности предусмотрены Договором между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС обращает внимание, что исключение отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами. То есть, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к соответствующей категории.

Заключение

Перечисленными разъяснениями ФНС налоговые органы руководствуются при формировании доказательств по предполагаемым нарушениям, связанным с:

  • неисполнением обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий ст. 312 НК РФ;
  • ошибочным или произвольным толкованием положения СОИДН;
  • применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего соглашения.
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Как подтвердить фактическое право на доход иностранной организации

Как подтвердить фактическое право на доход иностранной организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Как подтвердить фактическое право на доход иностранной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 269 «Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налогоплательщик заключил с российской организацией ряд договоров займа, предусматривающих ежемесячное начисление процентов, и учел начисленные проценты в полном объеме в составе внереализационных расходов. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком расходов, поскольку и налогоплательщик, и займодавец являются взаимозависимыми лицами, имеющими общего учредителя — российскую организацию, учредителем которой в свою очередь является иностранная организация. Поскольку иностранная компания косвенно владеет более чем 20 процентами долей в уставном капитале как налогоплательщика, так и его займодавца, налоговый орган также пришел к выводу, что задолженность налогоплательщика перед российской сестринской организацией является контролируемой, проценты, учитываемые в целях налогообложения, могут быть учтены в составе расходов только с учетом установленных п. 2 ст. 269 НК РФ ограничений. нижестоящие суды поддержали вывод налогового органа. Направляя дело на новое рассмотрение, ВС РФ отметил, что, делая вывод о необходимости применения установленных п. 2 ст. 269 НК РФ ограничений, налоговый орган исходил только из наличия в корпоративной структуре займодавца и заемщика (налогоплательщика) иностранной компании. Вместе с тем налогоплательщик, не отрицая формальное соответствие «правилам недостаточной капитализации» договоров займа, одновременно указывал на отсутствие возможности возникновения злоупотребления правом в данной конкретной ситуации, так как в рассматриваемом случае имеет место лишь возникновение долговых обязательств между двумя российскими организациями. Налогоплательщик отметил, что иностранная организация не осуществляла прямые инвестиции в деятельность российских организаций, не предоставляла им займы, не являлась получателем займов (процентов), финансирование предоставлено налогоплательщику из свободных средств сестринской компании. Также налогоплательщик указал, что иностранная компания имеет номинальный статус, не обладая возможностью самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходами, в том числе от операций по предоставлению займов, фактическим правом на доходы иностранной компании обладают физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ, что подтверждается в том числе уведомлением, представленным этими лицами в налоговый орган в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ. Кроме того, займодавец начисленные налогоплательщиком проценты в полном объеме отразил в составе доходов, облагаемых налогом на прибыль, и уплатил налог в бюджет. Доказательств того, что целью использования механизмов внутригруппового финансирования являлось перераспределение налоговой нагрузки, налоговый орган не представил. Также ВС РФ указал на необходимость оценки довода налогового органа о недостаточной капитализации заемщика, длительном периоде невозврата займов и невыплаты процентов в связи с продлением срока действия договоров.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Вопрос: О документальном подтверждении иностранной организацией фактического права на получение доходов в виде дивидендов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 08.10.2020 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом пункта 2 статьи 7 Кодекса, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в указанном пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Представление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

При определении фактического получателя дохода в виде дивидендов для целей применения пониженных ставок, установленных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, иностранным акционером могут быть представлены следующие документы (информация):

1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученными дивидендами, в том числе:

документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных дивидендов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;

документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.

По мнению Департамента, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

01.12.2020

НИУ ВШЭ — покупатель

При заключении договора с иностранной организацией необходимо запросить следующие документы:

  1. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе РФ (при покупке услуг, оказываемых в электронной форме)
  2. Подтверждение постоянного местонахождения на территории иностранного государства (сертификат налогового резидента)
  3. Письмо — подтверждение фактического права на получение дохода (письмо от иностранной организации в свободной форме)

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с переводом, заверенным нотариально.

Иностранная организация оказывает услуги в электронной форме, поименованные в ст. 174.2 НК РФ

На основании положений ст. 174.2 Налогового кодекса РФ начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ заявление о постановке на учет подается такой иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг через сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Услуги в электронной форме (ст.174.2 НК РФ)

Иностранная организация предоставляет права на объекты интеллектуальной собственности, поименованные в п.1 ст.309 НК РФ

На основании п.1 ст.312 НК РФ до даты выплаты ей дохода иностранная организация должна предоставить документы, подтверждающие, что эта иностранная организация имеет: — постоянное местонахождение на территории иностранного государства (сертификат о резидентстве); — фактическое право на получение соответствующего дохода (письмо от иностранной организации в свободной форме).

Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (п.4 ст.309 НК РФ)

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе РФ

Регистрация налогоплательщика — иностранной организации

Пошаговая инструкция регистрации налогоплательщика — иностранной организации

Taxpayer registration

Подтверждение постоянного местонахождения на территории иностранного государства

Образцы

Образец 1

Образец 2

Письмо — подтверждение фактического права на получение дохода

Образцы

Образец 1 Письмо-подтверждение

Образец 2 Письмо-подтверждение и перевод

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пожаловаться на управляющую компанию в волгограде куда звонить
  • Почему нет видеосигнала на мониторе компьютера во время работы
  • Почему отключается варочная панель электролюкс во время работы
  • Почему отключается газовая колонка электролюкс во время работы
  • При какой температуре отпускают с работы раньше времени в жару