Подготовка дома к отопительному сезону управляющей компанией

Согласно Правилам № 170, в начале осени органы местного самоуправления должны провести проверку готовности жилфонда к зиме. По результатам такой проверки управляющие домами к 15 сентября оформляют соответствующие паспорта на каждый МКД. Узнайте, накажут ли УО, если паспорта нет, потому что ОМСУ не провёл проверку.

Подготовка дома к зиме начинается с весеннего осмотра и заканчивается получением паспорта до 15 сентября

Основными документами, которыми УО и ТСЖ необходимо руководствоваться при подготовке домов к отопительному сезону, являются Правила № 170 и Правила № 103. Регламент проведения подготовки, согласно п. 2.1 Правил № 170, условно состоит из следующих этапов:

  • проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
  • составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
  • проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
  • подготовка документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
  • прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170, п. 6 разд. II Правил № 103);
  • проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).

Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов. В северных и восточных районах России – до 1 сентября, в центральных – на две недели позже, 15 сентября, в южных – до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). К этому сроку управляющие домами обязаны оформить паспорт на каждый МКД.

Как провести обследование технического состояния дома: рекомендации

Как провести обследование технического состояния дома: рекомендации

Орган местного самоуправления проводит осмотр МКД для подготовки паспорта готовности дома к зиме

Проверка готовности МКД к зиме проходит согласно Правилам № 103: УО проводят гидравлические испытания отопительной системы и осмотр жилищного фонда (п. 5 разд. II Правил № 103). По итогам проверки комиссия в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103.

Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то специально образованная в муниципалитете комиссия в течение 15 дней со дня подписания акта выдаст паспорт дома согласно приложению № 2 к Правилам № 103.

Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году этого уже не сделать (п. п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При проверке надзорный орган может привлечь управляющую организацию или ТСЖ, которые не получили паспорт, к административной ответственности. Рассмотрим пример из судебной практики за 2021 год.

УО или ТСЖ обязаны подготовить дом к эксплуатации в осенне-зимний период и получить паспорт на МКД

Городская прокуратура Амурска проверила работу одного из ТСН и установила, что на начало октября на дом так и не получен паспорт готовности к эксплуатации в зимний период. Ведомство указало, что это нарушение п. 2.6.10 Правил № 170.

Председатель правления не явился в прокуратуру для составления протокола. Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ с вынесением постановления состоялись в его отсутствие. ТСН было привлечено к административной ответственности и получило штраф в размере 40 тысяч рублей.

Товарищество не согласилось с постановлением и подало иск в суд, требуя признать документ незаконным (дело № А73-20090/2020). В своём заявлении председатель правления ТСН указал, что находился на больничном и не мог присутствовать при возбуждении дела об административном правонарушении и при его рассмотрении в органе ГЖН. Также он просил заменить штраф на предупреждение ввиду малозначительности нарушения.

Отвечает ли УО за кладовые в подъездах, которые устроили жители МКД

Отвечает ли УО за кладовые в подъездах, которые устроили жители МКД

УО и ТСЖ обязаны принять все зависящие от них меры для получения паспорта готовности дома к зиме

Суд первой инстанции, исследуя обстоятельства дела, отметил, что ТСН несёт ответственность за содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил. Согласно определению ВС РФ от 03.10.2006 № КАС06-368, Правила № 170 обязательны для исполнения при содержании жилфонда.

Согласно п. 2.6.10 Правил № 170, готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием в том числе соответствующего паспорта дома. Его должен утвердить муниципалитет до 15 сентября (п. 10 приказа от 12.03.2013 № 103).

Судья отметил, что, по информации администрации Амурска, на 8 октября ТСН не получило паспорт готовности дома к эксплуатации в зимний период. Товарищество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилфонда.

Нахождение председателя товарищества на больничном не приостанавливает деятельность ТСН как юрлица и не является безусловным препятствием для составления протокола об административном правонарушении. Нарушений порядка и срока привлечения товарищества к ответственности суд не установил.

Также суд первой инстанции не стал заменять штраф на предупреждение. Такая замена возможна лишь в случае, если не было угрозы жизни и здоровью людей. В данном деле этого условия не было: несоблюдение правил подготовки жилья к зиме такую угрозу создавало. Судья признал привлечение ТСН к административной ответственности законным и обоснованным и отказал товариществу в удовлетворении его требований.

Непроведение ОМСУ осмотра дома не освобождает УО от ответственности за отсутствие паспорта готовности МКД к зиме

Председатель правления ТСН подал в суд апелляционную жалобу. Он указал, что:

  • первая инстанция не приняла во внимание, что в материалы дела приобщено несколько актов о выполнении целого комплекса работ по подготовке дома к работе в зимний период;
  • он неоднократно обращался к администрации города, в том числе письменно, с просьбой провести проверку готовности дома для оформления паспорта;
  • в материалах дела нет фактов, подтверждающих систематическое бездействие председателя правления ТСН и, или невыполнение работ, что создало бы реальную угрозу жизни и здоровью граждан;
  • ТСН само не вправе выдавать паспорт готовности МКД к отопительному сезону;
  • акты о выполнении ТСН работ по подготовке дома к зиме приложены к делу;
  • суд первой инстанции проигнорировал копии медицинских документов, подтверждающих, что истец был в реанимации с тяжёлой формой ковида.

Но апелляционный суд не нашёл в деле обстоятельств, которые бы свидетельствовали об исключительности ситуации и позволили признать правонарушение малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Доводы председателя товарищества, по мнению судьи, не опровергали выводы первой инстанции, а лишь выражали несогласие с ними. Жалоба ТСН осталась без удовлетворения.

Председатель правления попытался снова оспорить позицию судов – уже в кассационной инстанции. Он настаивал, что паспорт готовности к эксплуатации в зимний период не получен в связи с бездействием органов местного самоуправления, отказавшихся проводить оценку готовности дома и составлять соответствующий акт. Но и этот суд посчитал, что именно ТСН не предприняло всех мер для соблюдения законодательства.

3 основания для УО оспорить решение ОМС по вопросу аварийности дома

3 основания для УО оспорить решение ОМС по вопросу аварийности дома

Будьте внимательны

Как показывают выводы судов в деле № А73-20090/2020, управляющие домами должны неукоснительно следовать требованиям Правил № 170 по подготовке домов к эксплуатации в осенне-зимний период.

Непроведение органами местного самоуправления осмотра дома на предмет его готовности к зиме не будет оправданием, если надзорные органы установят отсутствие у дома паспорта. УО или ТСЖ привлекут к ответственности, если они не докажут, что сделали всё возможное, чтобы получить такой паспорт.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 899 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго от 12.03.2013 № 103 (далее по тексту – Правила № 103) потребители тепловой энергии, в том числе жилые многоквартирные дома должны быть готовы к прохождению очередного отопительного сезона не позднее 15 сентября текущего года.

Подготовку многоквартирных домов к прохождению отопительного периода осуществляют ТСЖ (ПК, СПК), управляющие и обслуживающие компании, ответственные за содержание общедомового имущества.

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

-устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

-привести в технически исправное состояние территории домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

-обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:

-подготовка и переподготовка работников, в том числе аварийной службы;

-подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);

-подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем).

Также, в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения, а именно ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках, и в нишах санитарных узлов.

При подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду обязательно должна быть проведена промывка внутридомовой системы отопления и оборудования.

Промывка системы отопления — это комплекс действий по удалению отложений в системы отопления, которые уменьшают рабочее сечение отопительных приборов. Это приводит к появлению большого термического сопротивления, т.к. накипь плохо проводит тепло, и одновременно уменьшает пропускную способность труб. Следствием этого является увеличение энергозатрат (топлива или электроэнергии), и уменьшение теплоотдачи приборов отопления.

Готовность многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях

За ненадлежащую подготовку многоквартирного дома к отопительному периоду предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ТСЖ и др.), ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (управляющие компании).

При этом, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с подп. «б» п. 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, непроведение управляющей организацией испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административное наказание по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, предусматривающей в качестве наказания для должностных лиц штраф в размере от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей либо дисквалификацию, а для юридических лиц штраф в размере  от 300 тыс. рублей до 350 тыс. рублей.

При повторном совершении управляющей организации указанного нарушения (в течение 12 месяцев) подлежат исключению из реестра лицензий многоквартирные дома, в отношении которых допущено такое нарушение.

В случае, если Ваш жилой дом надлежащим образом не подготовлен (не готовится) к эксплуатации в зимних условиях предлагаю обращаться с соответствующими жалобами в Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) – тел. 34-26-44, адрес электронной почты — ugszhn@sakha.gov.ru (жилищный надзор, а также надзор за соблюдением лицензионных требований управляющими компаниями)  либо в Ленское Управление Ростехнадзора – тел. 42-26-38, адрес электронной почты — info@lensk.gosnadzor.ru (надзор за состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании тепловых установок и сетей потребителей).

Также, обращения могут быть направлены в прокуратуру города Якутска – тел. 22-71-35, адрес электронной почты – prok_yakutsk@sakha.ru.

И.о. прокурора г. Якутска К.С. Матвиишин

Обязанности управляющей компании по подготовке к отопительному зимнему периоду

В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго от 12.03.2013 № 103 (далее по тексту – Правила № 103) потребители тепловой энергии, в том числе жилые многоквартирные дома должны быть готовы к прохождению очередного отопительного сезона не позднее 15 сентября текущего года.

Подготовку многоквартирных домов к прохождению отопительного периода осуществляют ТСЖ (ПК, СПК), управляющие и обслуживающие компании, ответственные за содержание общедомового имущества.

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

-устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

-привести в технически исправное состояние территории домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

-обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:

-подготовка и переподготовка работников, в том числе аварийной службы;

-подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);

-подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем).

Также, в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения, а именно ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках, и в нишах санитарных узлов.

При подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду обязательно должна быть проведена промывка внутридомовой системы отопления и оборудования.

Промывка системы отопления — это комплекс действий по удалению отложений в системы отопления, которые уменьшают рабочее сечение отопительных приборов. Это приводит к появлению большого термического сопротивления, т.к. накипь плохо проводит тепло, и одновременно уменьшает пропускную способность труб. Следствием этого является увеличение энергозатрат (топлива или электроэнергии), и уменьшение теплоотдачи приборов отопления.

Готовность многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях

За ненадлежащую подготовку многоквартирного дома к отопительному периоду предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ТСЖ и др.), ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (управляющие компании).

При этом, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с подп. «б» п. 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, непроведение управляющей организацией испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административное наказание по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, предусматривающей в качестве наказания для должностных лиц штраф в размере от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей либо дисквалификацию, а для юридических лиц штраф в размере  от 300 тыс. рублей до 350 тыс. рублей.

При повторном совершении управляющей организации указанного нарушения (в течение 12 месяцев) подлежат исключению из реестра лицензий многоквартирные дома, в отношении которых допущено такое нарушение.

В случае, если Ваш жилой дом надлежащим образом не подготовлен (не готовится) к эксплуатации в зимних условиях предлагаю обращаться с соответствующими жалобами в Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) – тел. 34-26-44, адрес электронной почты — ugszhn@sakha.gov.ru (жилищный надзор, а также надзор за соблюдением лицензионных требований управляющими компаниями)  либо в Ленское Управление Ростехнадзора – тел. 42-26-38, адрес электронной почты — info@lensk.gosnadzor.ru (надзор за состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании тепловых установок и сетей потребителей).

Также, обращения могут быть направлены в прокуратуру города Якутска – тел. 22-71-35, адрес электронной почты – prok_yakutsk@sakha.ru.

И.о. прокурора г. Якутска К.С. Матвиишин

На чтение 8 мин. Просмотров 5.6k. Опубликовано 15.07.2022

Содержание

  1. Когда начинать подготовку 
  2. Ревизия инженерных коммуникаций 
  3. Обязательные мероприятия по подготовке к отопительному сезону
  4. Паспорт готовности МКД к отопительному периоду 
  5. Отказ от подготовки к отопительному сезону = штраф 
  6. На заметку 

Подготовка к отопительному периоду начинается практически сразу после прекращения подачи в дом тепловой энергии ресурсоснабжающей организацией. Ведь активное использование инженерных коммуникаций создает дополнительную нагрузку на тепловые сети. Поэтому начинать подготовку к отопительному сезону сразу после отключения отопления – важное и необходимое действие. Расскажем, когда и как управляющей организации готовиться к отопительному сезону.

Когда начинать подготовку 

Особенности климатических зон и температур в разных частях России предопределяют неодинаковую продолжительность отопительного сезона: он занимает не менее четырех месяцев для южных регионов страны, а в отдельных местностях – восьми или даже девяти месяцев. 

Отопительный сезон начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8°С и ниже. Заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8°С и выше, согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115. 

Конкретные сроки, когда нужно начинать подготовку к новому отопительному сезону, в федеральном законодательстве не определены, но могут быть обозначены в нормативных актах субъектов РФ или муниципалитетов. 

При этом есть сроки, когда любая подготовка к отопительному сезону должна быть закончена. Их устанавливают пункты 2.6.3 и 2.6.10 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170: 

  • до 15 сентября для центральных районов, 
  • до 1 сентября для северных и восточных районов, 
  • до 1 октября для южных районов. 

Ревизия инженерных коммуникаций 

Первоочередная задача для управляющих организаций после отключения тепла – провести ревизию инженерных коммуникаций, используемых в многоквартирных домах для оказания коммунальной услуги по отоплению. 

Обязанность проведения такой ревизии в виде плановых осмотров предусмотрена пунктом 2.1.1 Правил № 170, которые устанавливают весеннюю и осеннюю очерёдность проведения плановых осмотров жилых зданий до отопительного сезона. 

Во время таких осмотров составляются акты, в которых фиксируется текущее состояние внутридомовых инженерных сетей и определяются необходимые меры по текущему содержанию и ремонту. 

После визуального осмотра, управляющая организация составляет план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях и утверждает его у органа местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период. 

Несмотря на то, что такой порядок определен в пунктом 2.6.4 Правил № 170, часто в муниципалитетах нет практики подобных согласований. Бывает, что эту работу проводит не администрация города, а муниципальные теплоснабжающие и сетевые организации. 

Поэтому советуем вам проводить необходимые работы не «для галочки», а для себя, чтобы обеспечить безопасность отопительного периода в холодное время года. 

Если по результатам весеннего осмотра инженерных коммуникации МКД оказалось, что проблемы носят системный характер и существенны, все недостатки необходимо зафиксировать в акте и вынести на общее собрание вынести вопрос или о проведении капитального ремонта, или о дополнительном финансировании расходов на текущий ремонт. 

Обязательные мероприятия по подготовке к отопительному сезону

Независимо от того, согласовала управляющая компания или нет с органом местного самоуправления результаты весеннего осмотра и недостатки, выявленные за прошедший период, она должна выполнить комплекс обязательных мер по подготовке к отопительному сезону. 

Комплекс обязательных мер определён Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, приказ Министерством энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115. 

При подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки следующие мероприятия: 

  • устранить выявленные нарушения в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 
  • проверить оборудование источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; 
  • проверить тепловые сети и трубопроводы на коррозионный износ металла труб; 
  • промыть оборудование и коммуникации источников теплоты; 
  • провести испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя; 
  • разработать эксплуатационные режимы систем теплоснабжения и мероприятий по их внедрению. 

На практике часто перечисленные работы проводятся под контролем теплоснабжающей организации, которая присутствует при гидравлических и иных испытаниях и фиксирует в акте все имеющиеся недостатки. 

Аналогичные требования содержатся в Правилах № 170,  пункт 2.6.12 которых предписывают проводить испытания оборудования котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления гидравлическим давлением после окончания отопительного сезона. Если при гидравлических испытаниях выявляются дефекты, то после их устранения проводятся повторные испытания. 

Паспорт готовности МКД к отопительному периоду 

Итог всех работ с внутридомовыми инженерными коммуникациями, используемыми для поставки теплоносителя в МКД – подготовка паспорта готовности к отопительному периоду. 

Все формы таких паспортов являются примерными. Например, одна из рекомендованных форм паспорта утверждена приложением 9 к Правилам № 170. Другая – приложением № 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103. 

После того, как управляющая организация провела все необходимые процедуры по подготовке МКД к отопительному периоду (ревизии, гидравлические испытания и пр.), она направляет в орган местного самоуправления запрос о необходимости проведения комиссией выездной проверки. 

После проведения такой проверки уполномоченный представитель органа местного самоуправления выдаёт паспорт готовности к отопительному сезону. Паспорт выписывается непосредственно на месте проверки или выдаётся в специализированном отделе органа местного самоуправления. 

Пункт 16 Правил № 103 и пункт 11.5 Правил № 115 устанавливает перечень документов и фактов, которые обязана проверить комиссия от органа местного самоуправления: 

  • устранены ли выявленные нарушения в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 
  • проведена ли промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; 
  • разработаны ли эксплуатационные режимы и мероприятия по их внедрению; 
  • выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; 
  • состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; 
  • состояние утепления зданий, центральных и индивидуальных тепловых пунктов; 
  • состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; 
  • наличие и работоспособность приборов учёта и автоматических регуляторов при их наличии;
  • работоспособность защиты систем теплопотребления; 
  • паспорта теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала; 
  • отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; 
  • плотность оборудования тепловых пунктов; 
  • пломбы на расчётных шайбах и соплах элеваторов; 
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель; 
  • наличие ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами; 
  • проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; 
  • надёжность теплоснабжения. 

Чаще всего из данного перечня вызывает затруднения ситуации, при которых у управляющей организации, нет объектов, подлежащих проверке. Например, как оценить состояние тепловых сетей, если у потребителя их нет? Или как подтвердить отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию, если собственники платят РСО напрямую? 

Нужно помнить, что это примерный перечень. Поэтому, если у вас отсутствует что-либо из него, следует написать пояснительную записку в орган местного самоуправления. Записка составляется в произвольной форме. 

Все действия, связанные с выдачей паспортов готовности к отопительному периоду, должны быть выстроены так, чтобы управляющая организация смогла получить их не позднее 15 сентября. Но руководитель органа местного самоуправления может установить более ранние сроки получения паспорта. 

Отказ от подготовки к отопительному сезону = штраф 

В Кодексе об Административных Правонарушениях РФ нет прямой статьи, например, за отказ от проведения гидравлических испытаний инженерных сетей или неполучение паспорта готовности к отопительному сезону. Но есть ряд смежных статей. 

У Ростехнадзора есть полномочия оштрафовать управляющую организацию на 40 000 рублей по статье 9.11 за нарушение правил эксплуатации электроустановок. 

Прокуратура может провести проверку наличия паспортов готовности к отопительному периоду и выдать представление на устранение допущенного нарушения в сжатые сроки. Невыполнение требования прокуратуры влечёт наложение административного штрафа до 100 000 рублей по статье 17.7. Подготовка МКД к отопительному периоду – обязательное требование для организации, управляющей МКД. Оно установлено статьей 161 Жилищного Кодекса РФ, поскольку управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. 

Получается, отсутствие паспорта готовности к отопительному периоду – повод для проверки управляющей организации со стороны Государственной Жилищной Инспекции и выдачи предписания по пункту 24 статьи 19.5 КоАП РФ, по которой размер штрафа составляет до 100 000 рублей. 

На заметку 

Для избежания штрафов, управляющей организации необходимо в полном объёме осуществить подготовку к отопительному периоду и получить все необходимые документы до первого запуска тепла в МКД. 

  1. Проведите ревизию инженерных коммуникаций. 
  2. Составьте план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях. 
  3. Утвердите план-график у органа местного самоуправления. 
  4. Проведите обязательные мероприятия по подготовке к отопительному сезону. 
  5. Оформите паспорт готовности МКД к отопительному сезону. 
  6. Помните о штрафах – готовьтесь вовремя.

Осмотреть

Летняя подготовка к отопительному сезону для управляющих организаций начинается с осмотра общедомового имущества собственников и проверки тепловых коммуникаций. Такой осмотр позволит обнаружить дефекты, которые в будущем могут повлиять на подачу тепла.

Больше всего в отопительный сезон «трудятся» тепловые сети. С их проверки, как правило, начинают. Пока энергетики готовят теплосеть со своей стороны, управляющая организация должна делать тоже самое на территории дома. 

Внутридомовое оборудование находится в ведении хозяина дома, управляющей компании или ТСЖ (ТСН и т.д.). 

У энергетиков гидравлические испытания, а у специалистов управляющих организаций — промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок.

Также по окончании отопительного сезона ваша управляющая организация должна обратить внимание на изоляцию всех водопроводных и канализационных труб в доме. Проверить клапаны, регуляторы давления внутридомового газового оборудования (если они установлены), опору, запирающую арматуру, краны и все контрольно-измерительные приборы.

Осматриваться должны не только инженерные коммуникации, но и конструктивные элементы домов. Например, фундамент, стены, лестничные клетки и т.д.

Отремонтировать

Нашли дефекты? Нужно исправить. Согласно правилам все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. Поэтому следующим летним этапом подготовки к отопительному сезону должен стать текущий или капитальный ремонт.

До прихода холодов нужно устранить все «несовершенства» дома: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения. Если же оборудование неисправно, самое время подумать о его ремонте или замене.

Утеплить

Тепло дому — тепло людям. Зимой на температуру в вашей квартире также влияет состояние подвального помещения, подъездных дверей, крыши и других элементов, связующих дом с улицей. Если чердак в вашем доме выполняет второстепенную функцию вентиляции, а окна в подъезде заклеены полиэтиленом, то сейчас самое время менять положение вещей.

Тепловой пункт в отопительный сезон тоже «мёрзнуть» не должен. Специалистам управляющей организации следует летом проверить надежность тепловой изоляции в пределах источника тепла.

Протестировать

Когда всё осмотрено и отремонтировано, пора испытывать на прочность. На этом этапе управляющая организация проверяет работоспособность оборудования. Исправно должны работать все теплопотребляющие установки, приборы учёта, защита систем теплопотребления, автоматические регуляторы температуры (если такие имеются). 

Получается, в конце лета собственники многоквартирных домов могут задать представителям управляющей организации несколько ключевых вопросов:

  • Осмотрели?
  • Отремонтировали?
  • Утеплили?
  • Протестировали?

Если ответ «Да», то ваша управляющая организация провела лето с пользой — и можно спокойно ждать следующего отопительного сезона.

Зоны ответственности: РСО, УК, власти

Зоны ответственности: РСО, УК, власти

Для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается сразу после завершения предыдущего. Исправность тепловых сетей, готовность жилфонда, благоустройство объектов после ремонтов. Кто за это отвечает? Обозначим зоны ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов власти, чтобы жители городов понимали, с кого спрашивать. 

Зоны отвественности1.jpg

Нет горячей воды

Нет горячей воды

Батареи шумят или не греют

Батареи шумят или не греют


Первым делом звоним в управляющую организацию. 


Зона ответственности УК — внутридомовое оборудование. В том числе его подготовка к отопительному сезону.

Чтобы внутри труб отопления не накапливалась накипь, ржавчина и песок, систему отопления многоквартирного дома нужно промывать. Делать это должна управляющая компания каждый год, такую работу регламентирует СНиП 3.05.01-85. Промывка и опрессовка (обычно их проводят одновременно) — обязательные условия получения паспорта готовности дома к осенне-зимнему периоду. Качество выполнения этих работ проверяет специальная комиссия, в состав которой входят и специалисты тепловой инспекции СГК. 

Кроме того, управляющая организация обязана до наступления зимы осмотреть и остальные элементы дома. Все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. До прихода холодов нужно устранить все несовершенства: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения, влияющие на температурные режимы зимой. 

Если управляющая компания не выполнила гидравлическую настройку при подготовке дома к отопительному сезону, энергетики не выдадут заключение о технической готовности систем отопления и горячего водоснабжения дома к зиме. Специалисты СГК в таких случаях обращаются в надзорные органы, в частности в прокуратуру. После на нерадивых жилищников накладывают административные штрафы.

Зоны отвественности2.jpg

До границы с домами

Теплоисточники и тепловые сети — зона ответственности Сибирской генерирующей компании во всех городах присутствия.

 Главная задача — подготовить теплосетевую инфраструктуру в подаче и транспортировке тепла. 

Подготовить к подаче тепла — значит провести ремонт на станциях. При этом не только тепломеханического оборудования ТЭЦ и ГРЭС, но и зданий, и сооружений. В 2020 году СГК направила 13,5 миллиарда рублей на подготовку этих объектов к зиме. 193 котла и 125 турбин будет отремонтировано на эти средства. Также в некоторых городах в обслуживании у СГК есть малые котельные. Эти теплоисточники энергетики также обязаны подготовить к приходу холодов. 

Подготовить к транспортировке тепла — значит привести в порядок тепловые сети города. Первое, с чего начинают энергетики, — испытания трубопроводов. Это не только опрессовка — проверка всего подземного хозяйства на плотность и прочность, но и испытания на тепловые потери — проверка эффективности изоляции теплосетей и другие. Еще в программе подготовки к осенне-зимнему периоду — ремонты трубопроводов. Обязательно и ежегодно. 241 километр тепловых сетей СГК поменяет и построит в городах своего присутствия. 

Качественная подача ресурса потребителю — то, к чему должны привести все подготовительные действия энергетиков. Если эти обязательства не выполнены, выполнены или выполнены с нарушениями, в работу вступает зона ответственности следующего звена — властей и надзорных органов.

Зоны отвественности3.jpg

За весь город 

Власти города и надзорные органы являются верхушкой айсберга. На протяжении всего межотопительного периода представители контролирующих инстанций наносят визиты на объекты ремонтов тепловых сетей, проводят встречи с руководителями станций и следят за выполнением работ в срок. Например, представители администрации занимаются приемкой работ по благоустройству участков после ремонтов, что является обязанностью энергетиков, они восстанавливают территорию до первоначального состояния там, где был нарушен асфальт, газон и какие-либо конструкции. 

Отношения между контролирующими органами и энергетиками строятся по принципу: первые вносят предложения и замечания, вторые ищут пути решения и устраняют недочеты.

Зоны отвественности4.jpg

Все звенья этой цепочки взаимосвязаны.

  • Если управляющая организация не подготовит дом должным образом, то не получит от энергетиков заключение о технической готовности дома к отопительному сезону. Без этого заключения конкретный дом не сможет получить паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, который выдается после совещания ресурсовиков и представителей администрации. 
  • Если энергетики в полном объеме не выполнят обязательства по подготовке к зиме станций и тепловых сетей, то предприятия тоже не получат паспорта — документы, подтверждающие готовность отапливать города даже в самые сильные зимние морозы. 

  • И после того как предприятия и жилой фонд получили паспорта, следует кульминация — решение Ростехнадзора о готовности всего города в целом к отопительному сезону. 

Зоны отвественности5.jpg

Общие требования подготовки к ОЗП. Роли и зоны ответственности УК.

Пока специалисты теплоснабжающих организаций готовят городскую систему теплоснабжения к зиме, представители управляющих компаний и ТСЖ обеспечивают подготовку внутридомовых коммуникации. Ведь от работоспособности труб и работоспособности внутридомового оборудования зависит тепло в квартирах, а также качество горячего водоснабжения. 

Итогом подготовки жилого фонда к отопительному сезону является паспорт готовности дома к зиме. Без этого документа УК или ТСЖ рискует получить внушительный штраф от Государственной жилищной инспекции за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. 

Точно так же, как и на тепловых сетях, представители УК должны провести гидравлические испытания на внутридомовой системе отопления и обязательно промыть ее от накипи, ржавчины и других отложений. Обнаруженные дефекты устранить, а чтобы зимой не греть улицу, летом в подъездах меняют старые окна на пластиковые и утепляют швы между панелями. 

Кроме того, у специалистов УК и ТСЖ должно остаться время на то, чтобы выполнить все технические рекомендации, которые поступят от теплоснабжающей организации, а также протестировать внутридомовую систему отопления до начала холодов. 

Яркий пример — город Черногорск. На протяжении многих лет жилой фонд города угольщиков не получал паспорта готовности, как следствие, некоторые управляющие компании не проводили должным образом и подготовку внутридомовых систем отопления. 

В прошлом году в Черногорске по указанным ниже адресам возникали проблемы в период прохождения осенне-зимнего периода как раз по причине плохой подготовки к зиме.

Черногорск, ЖЭУ-7, ул. Юбилейная 2, 6; УК «Лидер», ул. Калинина, 15

  1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем теплопотребления. 
  2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

  3. Глубокая коррозия розлива системы отопления, в осенне-зимний период были порывы, меняли участками.

В большинстве случаев специалисты РСО выдают рекомендации управляющим компаниям по наладке гидравлического режима внутри дома. После устранения нарушений тепло и горячая вода начинают равномерно распределяться по квартирам.

В Абакане и Черногорске существуют дома с непосредственной формой управления (НФУ), где работы по подготовке к отопительному сезону не проводились. Всю подготовку должны были взять на себя жители домов, однако этого не случилось, что также привело к проблемам во время отопительного сезона.


Абакан,
ул. Аскизская, д. 153, 155, 157, 159, 161, 163; ул. Белоярская, д. 54, 67

1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем
теплопотребления.

2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

3. Не установлены расчетные сопла на элеваторных узлах, находящихся под лестничным
пролетом.

4. Фланцевые соединения на узлах управления не отревизированы.

5. На узлах управления отсутствуют регулятор температур (на линии ГВС).

6. Участки трубопроводов подвержены глубокой коррозии.

7. Отсутствуют поверенные приборы контроля на УУ (манометры и термометры).

Роли и зоны ответственности РСО

У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону. 

  • Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность. 

  •  Устранение выявленных повреждений и нарушений. 

  • Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.  

  • Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.

  • Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.

Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.

Роли и зоны ответственности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с УК и ТСЖ, а также обеспечивают это взаимодействие с теплоснабжающими организациями. За два месяца представители администрации приказом создают   межведомственную комиссию, которая в дальнейшем принимает участие в приемке жилого фонда к зиме, выдает рекомендации УК и ТСЖ. В ее состав, кроме представителей РСО, входят представители городской администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, представители Енисейского Управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора (по согласованию), представители Минстроя Хакасии (по согласованию).

Муниципальное образование получает паспорт готовности сразу после того, как все учреждения социальной сферы и жилой фонд получили уже соответствующий документ. Межведомственная комиссия рассматривает документы по готовности РСО и УК и оценивает, насколько выполнены требования по готовности жилого фонда к зиме. 

Муниципалитет обязан предоставить контролирующим органам (Ростехнадзор, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) в определенный нормативными документами срок отчеты о выполнении комиссионных требований. В случае нарушений, контролирующие органы, Минстрой может инициировать наказание как для УК, так и для РСО.

Куда жаловаться на качество отопления 

В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, пригласить специалистов и сделать замеры температуры в квартире. По итогам проверки будет составлен акт, а жилищная организация должна принять все меры, чтобы исправить ситуацию.  

Если не удается получить ответ от УК или решить проблему с помощью обслуживающей компании, то следует обратиться: 

  • 8 (3902) 22-10-75 — Департамент жилищного надзора Министерства строительства и ЖКХ Республики Хакасия;
  • 8 (3902) 21-55-53 — горячая линия УКХТ Администрации Абакана по вопросам теплоснабжения;   
  • 8 (3902) 22-41-64, 004 — Единая дежурно-диспетчерская служба Абакана;
  • 8 (3902) 35-50-15 — Диспетчерская служба СГК в Абакане.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 20 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

4. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

5. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

6. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Петербургская строительная компания вакансии санкт петербург
  • Подготовка персонала компании в области управления проектами
  • Петрович строительные материалы время работы санкт петербург
  • Поддержка малого бизнеса белгородская область от государства
  • Петрович строительные материалы люберцы часы работы магазина