Почему в бизнесе помимо концепции менеджмента появилась концепция лидерства

Современный менеджмент невозможно представить себе без использования индивидуального инновационного подхода к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Ведь только в таком случае возможно достижение новых и при этом перспективных направлений в развитии компании. Все это говорит о том, что менеджмент не может существовать без лидеров, то есть без тех людей, которые способны взять на себя руководство организацией и при этом превратить каждого из ее сотрудников в своего последователя и единомышленника.

Лидерство в менеджменте на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой. Ведь существующая на рынке жесткая конкуренция приводит к необходимости принятия своевременных решений, а также возложения на руководителя ответственности за достижение конечной цели и эффективную работу организации в целом.

пешки и тень короля

Лидерство в современном менеджменте предполагает наличие у человека таких качеств, которые позволили бы ему осуществлять грамотное руководство сотрудниками. Это и является для компаний главным козырем в условиях конкурентной борьбы. Это именно то, что и позволяет выделяться организации на фоне всех остальных.

Основное понятие

Лидерство – это качество, которое присуще уже самой природе индивида. При этом оно является одной из древнейших форм организации жизни людей, а также действенным средством, позволяющим решить многие насущные вопросы.

Уже на самом раннем этапе зарождения человеческого общества преобладающие позиции в нем стали принадлежать такому порядку, где ведущие роли были предоставлены более умным, сильным и выносливым членам общин. Соплеменники доверяли им, их мудрости и авторитету. Именно такие люди и становились лидерами. Но человеческое общество продолжало развиваться. Вместе с ним все более и более усложнялась система лидерства. Оно перестало быть личностным и приобрело более сложные формы.

Тем не менее, как и в прежние времена, на сегодняшний день существует объективная потребность в наличии лидера, которая не может быть не реализована. Ведь основной задачей такого человека является устранение пассивности, а также вовлечение всех членов группы в процесс управления.

Лидерство – это загадочное и ускользающее качество. Его существование признать легко, а описать довольно сложно. Еще труднее использовать это свойство личности на практике, а уж воспитать подобное свойство в человеке просто невозможно.

Во всех существующих на сегодняшний день теориях лидерства в менеджменте к определению данного понятия имеется свой подход. Единого взгляда на данный феномен найти просто невозможно.

Лидерством считается метод работы, цель которого — помочь сотрудникам решить поставленную задачу самым лучшим образом. При этом его считают неотъемлемым компонентом работы команды и группы.

Лидерство в менеджменте рассматривается и как способность, позволяющая поднять видение сотрудников до более высокого уровня. Это позволяет человеку работать с применением самых современных стандартов. Кроме этого, лидерство в менеджменте является неотъемлемой чертой личности, благодаря которой происходит формирование ее черт за пределами ограничивающих рамок.

Существуют и другие определения данного термина. Так, лидерство в менеджменте рассматривается в качестве управленческих взаимоотношений между руководителем и его последователями. При этом они основываются на максимально эффективном для каждой конкретной ситуации сочетании разнообразных источников власти и побуждают людей к достижению поставленных целей. При этом понятие лидерства в менеджменте рассматривает данное явление вовсе не как руководство. Хотя такой человек и может стоять во главе компании.

Таким образом, можно увидеть, что в менеджменте тема лидерства является достаточно многогранной. Подобное социальное явление представляет собой один из обязательных элементов в системе управления организацией, ее неким «пусковым механизмом». При этом феномен лидерства способен проявляться в любых организованных группах. Главное, чтобы они стремились к одной общей цели.

Виды лидерства

Влияние на группу людей или на коллектив бывает формальным и неформальным. Если рассматривать первый вариант (кратко) лидерства в менеджменте, то в этом случае влияние на подчиненных будет оказываться с позиции занимаемой должности. Но бывают и другие ситуации. В них влияние на людей оказывается человеком благодаря своим личным умениям, способностям и другим ресурсам. В таком случае разговор идет о неформальном лидерстве. Но и при том, и при другом варианте такой человек всегда будет обладать эмоциональной, психологической или социальной опорой в коллективе, что и позволит ему повести за собой людей.

Нередко признается менеджментом лидерство в организации за руководителем, если он смог доказать свою ценность и компетентность не только для организации, но и для групп, а также отдельных сотрудников. В этом случае наиболее характерными чертами такого начальника считаются:

  • доверие персонала;
  • способность видения ситуации в целом;
  • гибкость принятия решений;
  • коммуникативные способности и т.д.

Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что лидер представляет собой доминирующее лицо любой организации, группы или общества.

Исходя из направленности влияния на людей и работу компании в целом выделяют такие виды лидерства, как:

  • конструктивное (функциональное), способствующее достижению целей, поставленных перед организацией;
  • деструктивное (дисфункциональное), наносящее компании ущерб;
  • нейтральное, неспособное оказать влияние на достижение производственных целей.

Однако стоит отметить, что применяя теории, существующие в менеджменте о руководстве и лидерстве, к реальной жизни, порой бывает достаточно сложно провести определенную черту между всеми описанными выше видами данного явления. Ведь жизнь коллектива достаточно многогранна, и разложить все отношения «по полочкам» не представляется возможным.

Одним из самых важных условий максимально эффективного руководства компанией является наличие конструктивного лидерства. Это позволяет максимально быстро прийти к намеченной цели. Оптимальным, но при этом трудно достижимым вариантом служит сочетание в одном человеке качеств как формального, так и неформального лидера. На эффективность руководства оказывает немаловажное влияние и та позиция, которую начальник занимает в сфере эмоциональных отношений. Она не должна находиться на чересчур низком уровне. В противном случае эмоциональная неприязнь начнет существенно подрывать должностной и деловой авторитет руководителя, что приведет к снижению эффективности его деятельности в целом.

люди за столом

Проблемы лидерства в менеджменте рассматриваются с точки зрения ключевых моментов, необходимых для решения организацией поставленных задач. Ведь, с одной стороны, это явление рассматривают в виде определенного набора качеств, которыми обладает тот человек, который оказывает влияние на других людей, а с другой, оно подразумевает под собой процесс, как правило, не силового воздействия, приводящий к достижению группой лиц намеченных целей.

Направления теорий лидерства

Это качество интересовало множество поколений исследователей, ученых и мыслителей. При этом стоит отметить, что никогда среди их взглядов не было единого определения сущности и природы данного феномена. Тем не менее развитие представлений о нем, а также экспериментальные наработки в этой области послужили основой для формирования трех основных подходов к лидерству в менеджменте. Они представляют собой:

  • лидерские качества;
  • поведение, характерное для лидера;
  • ситуации, в которых действует руководитель.

При этом основы лидерства менеджмента явно указывают на то, что важная роль в решении задач, стоящих перед компанией, отводится характеристикам и поведению последователей. Каждый из указанных выше подходов предлагает собственное решение проблемы руководства.

люди стоят друг за другом

Стоит также отметить и то, что лидерство в системе менеджмента обладает непосредственной связью с мотивированием сотрудников. Возьмем, например, наиболее ранние концепции. Их авторами предлагалось определять эффективность данного феномена, основываясь на качествах лидеров, а также на стилях их поведения. В этом случае ситуация в расчет не принималась. В конечном итоге подобные концепции так и не стали завершенной теорией. Они буквально «утонули» в огромном количестве образцов поведения и личностных качеств. Тем не менее определенный вклад в общую теорию лидерства они все же внесли. Рассмотрим некоторые из самых популярных направлений данной сферы исследования.

Теория Д. Мак Грегори

Данная научная гипотеза относится к направлению, рассматривающему поведенческий характер лидерства. Ее автором было четко обрисовано два основных стиля руководителя. Это авторитарный (теория Х) и демократический (теория Y).

Что же представляют собой данные стили лидерства в менеджменте? Первый из них предполагает отношение к сотрудникам, основанное на понятии о том, что:

  • все люди не любят работу и по возможности избегают ее;
  • нечестолюбивые сотрудники всегда стремятся уйти от ответственности и хотят, чтобы ими руководили;
  • каждый хочет защищенности;
  • для того чтобы люди трудились, над ними нужен постоянный контроль, а также использование принуждений и создание угрозы наказаний.

Обладая подобными убеждениями, лидер-автократ производит централизацию своих полномочий. Он постоянно контролирует подчиненных, не позволяет им принимать собственные решения, а для достижения той или иной цели оказывает значительное психологическое давление.

Теория Y полагает, что:

  • труд является процессом естественным, и при благоприятных условиях люди не отстраняются от ответственности, а, напротив, стремятся к ней;
  • сотрудники, приобщенные к организационным целям, используют самоконтроль и самоуправление;
  • интеллектуальный потенциал среднестатистического человека используется лишь частично.

Демократичный руководитель в своей работе предпочитает использовать такие механизмы воздействия на подчиненных, которые апеллируют к их потребности быть приобщенными к высокой цели. Своей основной задачей такой начальник видит создание атмосферы благожелательности, доверия и открытости.

Теория Лайкерта

Она также относится к поведенческому подходу в лидерстве. Автор данной теории выделяет два типа руководителей. В первый из них он включил таких лидеров, которые желают повысить на предприятии производительность труда, ориентируясь на поставленную задачу. Второй тип руководителя сосредоточен в основном на человеке.

женщина ведет за собой

Первый из лидеров представленных двух типов более всего заботится о проектировании целей и задач, а также о разработке в организации системы вознаграждения. Второй же занят совершенствованием человеческих отношений, привлекая сотрудников к участию в управлении. Лайкертом также было предложено 4 стиля, характерных для лидера:

  • эксплуататорско-авторитарный, аналогичный автократу;
  • благосклонно-авторитарный, ограничивающий участие сотрудников в принятии решений;
  • консультативный, предполагающий принятие тактических решений подчиненными, а стратегических – руководителем;
  • демократический, при котором между начальником и подчиненными создана атмосфера полного доверия, что позволяет осуществлять групповое руководство компанией.

Таким образом, автор теории четко разграничил типы лидерства в менеджменте, полагая при этом, что самым оптимальным из всех предложенных вариантов считается тот, который ориентирован на человека.

Теория Митчела и Хауса

Ситуационные подходы к теории лидерства предлагают объяснение эффективности данного феномена с точки зрения различных переменных, не обращая при этом внимания на личность руководителя.

Так, теория Митчела и Хауса, которую еще называют «Путь-цель», пытается объяснить воздействие, оказываемое поведением лидера на производительность труда, мотивацию и удовлетворенность подчиненных. Для эффективного руководства менеджеру высшего звена потребуется:

  • разъяснить сотрудникам, что он ожидает от их действий;
  • оказать помощь в устранении возникающих при решении задачи помех;
  • направить все усилия подчиненных на путь достижения цели;
  • удовлетворить потребности сотрудников при успешном выполнении задачи.

Согласно этой модели, стиль руководства напрямую зависит от 2 ситуационных факторов. Первый из них представляет собой личностные потребности сотрудников, а именно самовыражение, автономию, самоуважение и принадлежность. Второй фактор предполагает воздействие внешней среды, которая выражается в убежденности руководителя оказывать влияние на окружающих.

Теория Фидлера

Данная модель внесла огромный вклад в развитие понимания стилей и особенностей лидерства в менеджменте. Теория Фидлера призывает сосредоточиться на ситуации, предложив при этом на рассмотрение три фактора, которые оказывают непосредственное влияние на поведение руководителя:

  • отношения между начальником и подчиненными;
  • структура поставленной задачи;
  • сфера должностных полномочий.

Автор данной модели считает, что при любых обстоятельствах должен быть обеспечен баланс между теми требованиями, которые выдвигаются возникшей ситуацией, а также личностными качествами руководителя. Именно это и приводит к высокой степени удовлетворенности и производительности.

Теория гуманистической направленности

В отличие от всех других концепций лидерства в менеджменте, эта рассматривает природу человека. Она утверждает, что люди по своей сути – это сложный, но в то же время мотивированный организм. Компания же всегда является управляемой. Именно поэтому для успешной работы лидеру необходимо преобразовать управляемую им организацию таким образом, чтобы в ней индивиду была гарантирована свобода, необходимая для достижения собственных целей и удовлетворения потребностей. Но при этом обязательным условием является внесение всеми членами коллектива вклада в решение задач, стоящих перед предприятием. Данная идея была разработана американскими психологами Дж. Макгресором, Р. Блейком и другими.

Мотивационная теория

Последователями данной модели являются С. Эванс, С. Митчел и др. Данная теория утверждает то, что эффективность лидера напрямую зависит от его влияния на мотивацию сотрудников, на их удовлетворенность, получаемую в процессе работы, а также на способность продуктивно выполнять задания.

стая птиц в виде стрелки

Данная идея, предлагающая определенную структуру руководства, выделяет такие типы поведения лидера, как;

  • поддерживающий;
  • директивный;
  • ориентированный на успех и т. д.

Атрибутивная теория

Согласно данной концепции, лидер рассматривается, как «марионетка». Он получает указания, а также власть от последователей.

куклы на веревочке

Последние и являются своеобразным кукольником, приводящим в движение свою куклу.

Теория Д. Гоулмана

Данная концепция является самой молодой. Согласно ее идей, лидерство в теории менеджмента можно определить как руководство людьми, основанное на эмоциональном интеллекте. Разработкой данной теории занимался профессор Чикагского университета Д. Гоулман в 80-90-х гг. прошлого столетия. Согласно выдвинутой им идее, эффективным считается такое лидерство, которое способно управлять эмоциями людей. Что это означает? Согласно данной теории, лидер, у которого присутствует высокий эмоциональный интеллект, способен осознать не только собственные чувства, но и чувства других людей, благодаря чему он впоследствии начинает управлять членами коллектива.

При этом такой человек обладает следующими навыками:

  • осознанием собственных чувств, умением их замечать и тонко дифференцировать;
  • управлением собственными чувствами с умением справляться с разрушительными импульсами негативных эмоций и контролировать их, что позволяет гибко приспособиться к любой ситуации и настроить себя на победу;
  • осознанием чувств, которые присутствуют у другого человека, а также их пониманием и способностью быть участливым;
  • управлением чувствами сотрудников с умением оказания эмоционального воздействия на подчиненных в форме воодушевления, влияния, урегулирования конфликтов, создания коллектива и укрепления в нем командного духа.

Модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю развивать и совершенствовать все четыре описанные выше способности. При этом стоит отметить, что подобная гипотеза подтверждена целым рядом многочисленных исследований.

Групповое руководство

Лидерство при рассмотрении его современной наукой считается явлением более общественным и организационным, чем индивидуальным и личностным.

дирижер перед людьми

Каждый человек, являясь членом той или иной группы, решает возникающие в ней проблемы. В настоящее время структурам, а также к динамике таких объединений практический менеджмент уделяет повышенное внимание. Это вызвано существующими потребностями бизнеса и необходимостью выживания организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Групповая работа – это определенным образом затраченная энергия исполнителей, а также усилия и способности лидеров. В своей совокупности подобная деятельность обладает так называемым синергетическим эффектом. Это указывает на то, что силы всей группы больше, чем взятые по отдельности силы всех ее членов. Получение подобного эффекта и лежит в основе группового лидерства.

Помимо описанных выше существует и множество других подходов и концепций, которые были разработаны без проведения тщательного анализа исходя из общей схемы теории лидерства. Тем не менее исследования в данной области не прекращаются. Они интенсивно проводятся и в наши дни, поскольку власть и лидерство в менеджменте — обширная и интересная тема.

ВикиЧтение

Менеджмент. Шпаргалка
Дружинина Н Г

25 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате чего выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции и новые теории лидерства.

Исторически более ранними являются традиционные концепции.

Они основываются на концепции лидерских качеств и концепции лидерского поведения. Сходство данных концепций состоит в том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами. Каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера.

Наиболее известными приверженцами и исследователями концепции лидерских качеств являются Ральф Стогдилл, Уоррен Беннис и Эдвин Гизелли. Данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

Концепция лидерских качеств рассматривает лидеров как особых людей с набором определенных черт характера, которые присущи только им. Главная идея теории состоит в том, что лидерами не становятся – ими рождаются.

Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств. Такая концепция послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Несмотря на многочисленные исследования взаимосвязи между чертами характера лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой стороны, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

На основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах в каждом случае он проявляет их по-своему. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.

Общим для традиционных и ситуационных концепций лидерства является предположение, что результат от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, т. е. и то и другое можно изменить.

В результате были созданы новые концепции лидерства. Наиболее известными из них являются концепции атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

Все они имеют право на существование, но ни одна из них полностью не отражает феномен лидерства, который и по сей день остается загадкой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ТРУДНОСТИ ОДИНОЧНОГО ЛИДЕРСТВА

ТРУДНОСТИ ОДИНОЧНОГО ЛИДЕРСТВА
Урок № 11. Чем дольше вождь находится у власти, тем ниже темпы ростаЗдравый смысл подсказывает, что стабильных режимов, в которых главные политические решения принимаются одним человеком, не бывает. Или, точнее, бывают, но они никак не могут

Основы лидерства в предпринимательстве

Основы лидерства в предпринимательстве
Давайте начнем с начала – с вашего зеркала. Джон Максвелл написал замечательную книгу о лидерстве под названием «21 неопровержимый закон лидерства»[1]. В этой книге он рассказывает об одном из этих законов – законе потолка. По сути,

Составные части лидерства

Составные части лидерства
Лидерство и перемены очень тесно связаны друг с другом, выделим несколько важных составных частей лидерства.ВидениеПрежде всего современный CIO-лидер должен обладать видением, то есть четким и исчерпывающим знанием того, как ИТ может вывести

Две формы лидерства CIO

Две формы лидерства CIO
Мы нарисовали картину лидерства, которое одновременно очень трудно и так же важно. Мы сказали, что главная сложность для нового CIO-лидера – это то, что ему (или ей) предстоит вести за собой, лидировать. Лидерство содержит целый ряд умений и навыков

Опасность харизматичного лидерства

Опасность харизматичного лидерства
Чтобы быть эффективным, лидеру вовсе не требуется быть слишком харизматичным. Сила воли и харизма могут быть исключительно мощным рычагом, но этот рычаг может оказаться разрушительным. Когда лидер не обладает одновременно силой

21. Основы лидерства

21. Основы лидерства

Путь к просвещенному лидерству не прям и не гладок – он труден, на него требуется время.
От коучинга мы неизбежно переходим к разговору о руководстве. На то есть как минимум четыре причины.• В будущем успешные руководители будут работать методами

Примеры HR-лидерства

Примеры HR-лидерства
Пол Маккинон, старший вице-президент HR в Dell Computer, описывает свой стиль руководства как приверженность групповым решениям и более пассивный, основанный на «невмешательстве», чем активный. Он считает, что правильный путь – это поиск «правильных»

Критическое испытание лидерства

Критическое испытание лидерства
В конце недели я собрал нашу тестовую группу и спросил участников, что они думают об обучении. Раздались хвалебные комментарии:«Вау, это было весело».«Не могу поверить, как много я узнал».«Удивительно, насколько много мы сделали. Особенно

Корни вашего лидерства

Корни вашего лидерства
Ваша профессиональная роль – лишь верхушка айсберга. У каждого лидера есть опыт, способный повлиять на решения, которые он принимает сегодня. У вас как у лидера тоже есть своя история, содержащая множество подводных камней, кладезь мучительного

Гуманизация вашего лидерства

Гуманизация вашего лидерства
Начните гуманизацию вашей компании, открыв человечность в других людях, приступите к этому процессу, занявшись собственными человеческими качествами. Читая эту книгу, задавая себе обозначенные вопросы, выполняя упражнения, вы уже делаете

Уроки современного лидерства

Уроки современного лидерства
Все это подводит нас к не менее важному выводу: необходимо постоянно импровизировать, если мы хотим двигаться без остановок. Вам не нужна ни академическая степень, ни высокая должность, чтобы развивать мастерство импровизации: просто

За гранью традиционного лидерства

За гранью традиционного лидерства
Как мы видели, многие действия, качества и изменения необходимы, чтобы мир развивался в правильном направлении. Кто же возглавит эти изменения? Кто будет руководить «исходом» из привычной жизни? Нам нужны смелые лидеры нового типа.В

Стили лидерства

Стили лидерства
На выбор организацией или бизнес-подразделением сценария проекта BPM оказывает влияние стиль лидерства в организации. Стиль лидерства – это «не стратегия, а подход к ней: он определяется ролью лидеров фирмы» {38}.Кин выделил шесть стилей лидерства (он

Без лидерства нет миссии

Без лидерства нет миссии
Лидерство – невероятно важный элемент треугольника Б-И. Без лидерства нет миссии. Без лидерства нет команды. Вы когда-нибудь видели команду без лидера? Такое скопление людей называется толпой.Работа лидера заключается в том, чтобы

Функции лидерства

Функции лидерства
Лидерство состоит из трех элементов:(1) Лидер: особенности личности и характера.(2) Ситуация: частично постоянная, частично переменная величина.(3) Группа: последователи, их потребности и ценности.В этой главе мы рассмотрим функции лидерства с точки зрения

Категории лидерства

Категории лидерства
Лидерство может быть поделено на две категории: лидерство как роль и лидерство как образ жизни. Принципы этой книги относятся к обеим категориям лидеров: к тем, кто руководит другими, и к тем, кто управляет своей собственной жизнью.Лидерство как роль в

Понятие и сущность
лидерства. Лидер и менеджер. Теории
лидерских качеств. Теории лидерского
поведения: Р. Лайкерт, Р. Блейк и Дж.
Моутон. Теории ситуационного лидерства:
Герси – Бланчард.

Лидер
(от англ. leader — ведущий, руководитель)
— человек (группа), берущий на себя роль
главы, руководителя какой-либо социальной
группы, политической партии, организации,
общества в целом, спортсмен, возглавляющий
гонку; это человек, в силу тех или иных
причин и обстоятельств наделенный
определенным объемом полномочий для
того, чтобы формулировать и выражать
интересы и цели других людей, мобилизовать
их на определенные действия.

Лидерство
может осуществляться на различных
социальных уровнях: на уровне малой
социальной группы, на уровне
социально-политического движения, на
уровне всего общества и на уровне
межгосударственных структурных
образований. Лидерство может быть
формальным, т. е. официально признанным
и юридически оформленным (например,
официально избранный президент страны),
а может быть и неформальным — человек
фактически выполняет функции руководителя
группы, организации, но не имеет
официального статуса.

Менеджер
— это человек, который направляет
работу других и несет персональную
ответственность за ее результаты.
Хороший менеджер вносит
порядок и последовательность в
выполняемую работу. Свое взаимодействие
с подчиненными он строит больше на
фактах и в рамках установленных
целей. Лидер воодушевляет
людей и вселяет энтузиазм в работников,
передавая им свое видение будущего и
помогая им адаптироваться к новому,
пройти этап изменений.

Менеджеры
имеют тенденцию занимать
пассивную позицию по отношению к целям.
Чаще всего они по необходимости
ориентируются на кем-то установленные
цели и практически не используют их
для проведения изменений. Лидеры,
наоборот, сами устанавливают свои цели
и используют их для изменения отношения
людей к делу.

Менеджеры
склонны разрабатывать свои действия
в деталях и во времени, планировать
привлечение и использование необходимых
ресурсов для того, чтобы поддерживать
организационную эффективность. Лидеры
добиваются этого же или большего путем
разработки видения будущего и путей
его достижения, не вникая при этом в
оперативные детали и рутину.

Менеджеры
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои отношения
с ними соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в формальном
процессе принятия и реализации решений.
Это во многом происходит от того,
что менеджеры видят
себя определенной частью организации или
членами особого социального института.
Лидеры подбирают и держат людей, которые
понимают и разделяют их взгляды и идеи,
отражаемые в лидерском видении. Лидеры
учитывают потребности работников,
воспринимаемые ими ценности и
движущие ими эмоции. Лидеры склонны к
использованию эмоций и интуиции и
всегда готовы вызвать у своих
последователей сильные чувства, типа
любви и ненависти. Лидеры не связывают
уважение к себе с принадлежностью к
определенной организации.

Менеджеры
обеспечивают достижение целей
подчиненными, контролируя их поведение
и реагируя на каждое отклонение от
плана. Лидеры строят свои отношения с
подчиненными на доверии, мотивируя и
вдохновляя их. Они кладут доверие в
основу групповой, совместной работы.

Исследование
лидерства прошло несколько этапов.
Первые исследователи пытались выявить
те качества, которые отличают «великих
людей» в истории от масс, определить
качества, которыми должен обладать
эффективный лидер.

Так
родилась теория
лидерских качеств 
(traits
theory). Исследователи верили, что лидеры
имели какой-то уникальный набор
достаточно устойчивых и не меняющихся
во времени качеств, отличавших их от
не лидеров. Исходя из этого, ученые
пытались определить лидерские качества,
научиться измерять их и использовать
для выявления лидеров. Данный подход
базировался на вере в то, что лидерами
рождаются, а не становятся. В этом
направлении были проведены сотни
исследований, породивших достаточно
длинный список выявленных лидерских
качеств. Разнообразие и противоречивость
качеств, обнаружившихся у известных
лидеров прошлого, поставили под сомнение
такой подход к изучению лидерства,
однако работы этого направления
появлялись и в недавнем прошлом.

Ф.
Тэйлор 
выдвинул
новые требования к управленческому
персоналу и разработал список «лидерских
качеств»: ум, образование, специальные
или творческие познания, физическая
ловкость и сила, такт, энергия,
решительность, честность, рассудительность
и здравый смысл, крепкое здоровье.

Американский
исследователь Тид
Ордуэй 
в
1935 г. опубликовал книгу «Искусство
лидерства». Тид был убежден, что
преуспевающие лидеры обладают
определенными и четко идентифицируемыми
чертами. К наиболее существенным из
них относятся следующие:


физическая и эмоциональная выносливость.
Лидерство — это тяжелая работа, поэтому
лидер должен обладать выносливостью
значительно выше среднего уровня;


понимание назначения организации и
направления ее деятельности. Лидер
должен иметь цели и воодушевлять других
на их достижение;


энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются
«одержимыми». Их энтузиазм так или
иначе трансформируется в господство
и влияние;


дружелюбие и привязанность. Для лидера
хуже, когда его боятся, чем любят. Лидерам
необходимо, чтобы им симпатизировали
ведомые, если они хотят воздействовать
на последних;


порядочность. Лидеры должны заслуживать
доверие. Ральф
Стогдилл в 
1948
г. обобщил все ранее выявленные лидерские
качества и пришел к выводу, что в основном
пять качеств характеризуют лидера: ум
или интеллектуальные способности,
господство или преобладание над другими,
уверенность в себе, активность и
энергичность, знание дела. Однако эти
пять качеств не объясняли появление
лидера. Многие люди с этими качествами
так и оставались последователями.

Уоррен
Беннис, 
один
из ведущих специалистов по лидерству
в США, предлагает следующий список
качеств, которыми должен обладать
лидер: техническая компетентность,
склонность к стратегическому мышлению,
умение добиваться результатов, навыки
коммуникации, мотивации и делегирования,
умение определять и развивать таланты,
умение принимать сложные решения в
условиях дефицита времени и отсутствия
надежной информации, характер.

Компания
FedEx 
определила
девять основных качеств, которыми
должен обладать лидер: харизма,
индивидуальный подход к людям, умение
стимулировать интеллектуальную
деятельность сотрудников, смелость,
надежность, гибкость, целостность,
здравый смысл, уважение к другим.

Гэй
Хендрикс 
и Кейт
Льюдман 
приводят
следующий список качеств лидеров XXI
в.: абсолютная честность, справедливость,
глубокое знание себя, фокусирование
на вкладе, недогматическая духовность,
эффективность за счет умения присутствовать
в настоящем моменте, обращенность к
лучшему в себе и в других, открытость
к изменениям, специфическое чувство
юмора, сочетание видения перспективы
с фокусировкой на мелочах в настоящем,
исключительная самодисциплина, баланс
(личная жизнь -работа — духовность —
общество).

Роберт
Гоффи и Гарет Джонс 
в
своей статье «Почему кто-либо должен
следовать за вами?» на основании
своего 25-летнего опыта работы в качестве
академических исследователей лидерства
и бизнес-консультантов определили еще
четыре качества, которые они считают
фундаментально важными: лидеры
избирательно демонстрируют свои
слабости, они сильно полагаются на
интуицию при выборе правильного времени
и направления действия, они управляют
своими подчиненными с помощью жесткой
эмпатии, они проявляют свое отличие от
других.

Теория
лидерских качеств не позволила установить
тесную связь между рассмотренными
качествами и лидерством, а также
эффективно выявлять лидеров па практике,
так как:


перечень потенциально важных лидерских
качеств оказался практически бесконечным,
в связи с чем невозможно создать
правильный образ лидера;


сложным является вопрос измерения
многих лидерских качеств;


отсутствует дифференциация лидерских
качеств в зависимости от организации
или ситуации.

Таким
образом, несмотря на то, что важным
фактором в осуществлении лидером своих
функций являются его личностные
качества, не все зависит только от него,
многое зависит от зрелости последователей,
их опыта и знаний. Кроме того, на судьбу
лидера влияют как ситуационные факторы,
так и результаты деятельности
последователей. Следующими этапами
исследования проблемы лидерства стало
появление концепции лидерского
поведения, а затем ситуационного
лидерства.

Прорывом
в изучении лидерства традиционно
считается смещение внимания исследователей
с качеств лидера на его поведение.
Исследования ученых Мичиганского
университета, Университета штата Огайо
Р. Блейка и Дж. Моутон привели к
формированию «двухмерного» подхода
к анализу поведения лидера. В соответствии
с ним главными исследуемыми параметрами
стали: внимание к результату деятельности,
с одной стороны, и к людям и отношениям
между ними — с другой. Данная концепция
предполагала возможность подготовки
лидеров по специально разработанным
тренинговым программам.

Наиболее
известными концепциями лидерского
поведения являются:

— стили
руководства К. Ленина;


исследования лидерства в университетах
штатов Огайо и Мичиган;

— стили
лидерства Р. Лайкерта;


«решетка менеджмента» Р. Блейка и
Дж. Моутон.

Курт
Левин 
(1944
г.) выделил следующие стили лидерства:
демократический, автократический и
попустительский. В этой классификации
акцент делается на степень влияния
подчиненных или руководителя на
принимаемое решение. При автократическом
лидерстве решение принимается
руководителем в соответствии с его
целями, в то время как при демократическом
лидерстве решение принимается группой.
Гипотеза исследования заключалась в
том, что авторитарный стиль руководства
менее эффективен, чем демократический.
Результаты четырехмесячного эксперимента
в трех группах десятилетних мальчиков,
где каждая группа руководилась
соответствующим образом подготовленными
студентами, не подтвердили эту гипотезу.
Оказалось, что, хотя ребята предпочитали
демократического лидера, более
продуктивны они были при авторитарном
руководстве. Более поздние исследования
также подтвердили факт, что демократический
стиль не всегда является наиболее
продуктивным. В итоге так и не было
найдено прямой связи какого-либо стиля
с эффективным лидерством. Данная
классификация стилей лидерства не
получила широкого распространения.
Поэтому были предприняты попытки
усовершенствовать подход, основанный
па анализе поведения лидеров.

Исследования
лидерства в университетах штатов Огайо
и Мичиган. 
Первая
работа по количественному анализу
лидерства была выполнена в 1945 г. в бюро
исследований бизнеса Университета
штата Огайо. В 1950 г. Э. Флейшмэн с помощью
статистического анализа упростил
первоначально обширный перечень
параметров до двух четких факторов:


внимательность, т.е. степень, в которой
руководитель проявляет сердечность,
уважение, заботу и доверие к своим
подчиненным;


ведение структуры, или степень, в которой
руководитель следует классическим
правилам планирования, организации,
руководства и контроля.

В
исследовательском центре Мичиганского
университета в результате выполнения
аналогичной работы также были выявлены
два фактора:


ориентация на работников, т.е. такой
стиль поведения, который показывает,
что руководитель понимает интересы
подчиненных, уважает их индивидуальность
и принимает во внимание их потребности;


ориентация на производство, при которой
основное внимание уделяется
производственным и техническим аспектам
работы.

Результаты
исследований Мичиганского университета
позволили сделать следующие выводы об
эффективном лидере:

— он
имеет тенденцию к оказанию поддержки
работникам и развитию хороших отношений
с ними;


использует групповой, а не индивидуальный
подход к управлению работниками;


устанавливает предельно высокий уровень
выполнения работы и напряженные задания.

Наиболее
широкое и общепризнанное определение
стилей лидерства получила система,
разработанная директором Института
социальных исследований при Мичиганском
университете Ренсисом
Лайкертом, 
который
считается отцом концепции партисипативного
менеджмента. Система изложена им в
книге «Новый тип менеджмента»
(1961 г.). В числе факторов, которые автор
использовал для классификации различных
организационных систем, были природа
применяемых мотивационных стимулов,
характер коммуникационных процессов,
способы принятия решений, установки
целей и приоритетов, а также контроля.
В результате он выделил четыре типа
стиля управления.

1. Эксплуататорско-авторитарный
стиль. 
Менеджеры
этого стиля не доверяют своим подчиненным,
мотивация основана на страхе, угрозах
и случайных поощрениях. Поток информации
направляется сверху вниз; информация,
которая поступает наверх, как правило,
неточна и искажена. Цели навязываются
сверху, где принимаются все важные
решения. Менеджеры этого стиля исходят
из теории X МакГрегора

2. Благожелательно-авторитарный
стиль. 
Менеджеры
и их подчиненные демонстрируют
взаимоотношения по принципу «мастер
— работник». В большей мере, чем в
организации 1-го типа, подчиненные
посвящены в дела организации. Здесь
более развита система поощрений, лучше
организован поток информации наверх.
Взаимоотношения лидеров и подчиненных
можно назвать патерналистскими.

3Консультативно-демократический
стиль. 
Менеджеры
осуществляют полный контроль, но
обращаются за консультацией к своим
работникам, прежде чем принять
окончательное решение. Сообщения наверх
осторожны и неоткровенны, отсутствует
свободная передача информации.

4. Демократический
стиль, 
или
система группового участия. Менеджеры
доверяют подчиненным и убеждены в том,
что их персонал ответственно трудится
для достижения поставленных организацией
целей. Сообщения налажены четко,
информационный поток осуществляется
вертикально и горизонтально. Цели
формулируются по принципу соучастия
людьми, которые непосредственно
вовлечены в практическое решение задач.
Менеджеры этого стиля исходят из теории
У МакГрегора.

В
качестве наиболее предпочтительного
Р. Лайкерт рекомендовал 4-й стиль. Однако
большая часть менеджеров используют
2-й или 3-й, поскольку использование 4-го
типа требует значительных изменений
в организации.

Пожалуй,
наибольшую популярность среди практиков
получила система описания стилей
лидерства, получившая название «решетка
менеджмента», или «управленческая
решетка», предложенная Робертом
Блейком и Джейн С. Моутон из Техасского
университета. Они пришли к выводу, что
любой результат достигается в «силовом
поле» между производством и человеком.
Первая «силовая линия» ведет к
максимальному объему производства.
Если стремиться повышать производительность
любой ценой без учета интересов
работников, это может привести к
плачевным результатам. Вторая «силовая
линия» направлена на человека. Она
нацелена на то, чтобы условия труда в
наибольшей степени соответствовали
его потребностям и желаниям. Хорошее
самочувствие и удовлетворенность
работой — вторая цель. Между этими двумя
«силовыми линиями» есть определенное
противоречие. При этом образуется некое
«поле», которое может быть разграфлено
на 9 позиций, и в результате получается
решетка или сетка. По вертикали отражены
9 степеней «заботы о человеке», а
по горизонтали 9 степеней «заботы о
производстве» (рис. ).

В
результате выделено 5 стилей руководства,
или лидерства, в зависимости от степени
внимания лидера к задаче (производству)
и к человеку.

Первый
стиль управления 1.1 (обедненное
управление) — страх перед бедностью.
Его характеризует приложение минимальных
усилий со стороны менеджера как для
сохранения коллектива, так и для
организации и совершенствования
производства. Прилагаются только такие
усилия, которые позволяют избежать
увольнения. Это самый неэффективный
стиль лидерства, и руководителя такого
типа не должно существовать.

Стиль
управления 1.9 получил название «управление
в стиле загородного клуба». Менеджер
сосредоточивается на хороших человеческих
отношениях, но мало заботится о развитии
производства.

Стиль
управления 9.1, называемый «власть —
подчинение», характеризуется высоким
уровнем заботы о производстве и низким
уровнем заботы о людях. Иногда его еще
называют «менеджмент задач». При
стиле управления 5.5 — «организационное
управление» — менеджер поровну делит
свое внимание между развитием производства
и формированием хороших отношений в
коллективе, но при этом никто не
использует полностью свой потенциал.

И
наконец, 9.9 — стиль «группового
управления», который базируется на
усиленном внимании менеджера одновременно
к подчиненным и производству. Создается
команда, где люди сознательно приобщаются
к целям организации. Обеспечивается
высокий моральный настрой и высокая
эффективность производства. Это самый
эффективный стиль.

Основатели
модели предполагали, что независимо
от ситуации стиль 9.9 является лучшим.
Рассматриваемая модель обрела высокую
популярность у менеджеров. Она
используется ими для выработки лучшего
лидерского поведения через участие в
программах обучения персонала, мотивации,
коммуникации и т.п. Преобладание стиля
1.9 может потребовать обучения в таких
областях, как принятие решений,
планирование, организация, контроль,
рабочие операции. При стиле 5.5 в
определенной мере может потребоваться
обучение по большинству из указанных
направлений. Стиль 1.1 вызывает сомнения
в возможности изменить поведение
менеджера, в том числе через обучение.

Однако
дальнейшие исследования показали, что
двух параметров не хватает для описания
столь сложного феномена, как лидерство.
Вскоре канадский исследователь У.
Реддин предложил трехмерную модель, в
которой имелось 12 ячеек и третьим
измерением которой была эффективность,
т.е. способность менеджера достичь
поставленной цели. Кроме того, подвергается
сомнению существование «наилучшего»
стиля лидерства.

Основными
ситуационными теориями лидерства
являются модель руководства Ф. Фидлера,
подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса,
теория жизненного цикла П. Герси и К.
Бланшара, модель принятия решений В.
Врума и П. Йеттона и др.

В
основе большинства ситуационных моделей
лежит положение о том, что выбор
адекватного стиля руководства
определяется в результате анализа
природы управленческой ситуации и
определения ее ключевых факторов.

Большое
значение имеет теория жизненного цикла
П. Герси и К. Бланшара. В ее основе лежит
положение о том, что эффективный стиль
лидерства зависит от «зрелости»
исполнителей. Зрелость определяется
квалификацией, способностями и опытом
работников, готовностью нести
ответственность, желанием достичь
поставленной цели, т.е. является
характеристикой конкретной ситуации.

Анализируя
различные сочетания ориентации на
рабочие задачи и человеческие
взаимоотношения, П. Герси и К. Бланшар
выделили следующие стили руководства:
приказной, тренировочный, участия в
управлении (поддерживающий) и
делегирования, соответствующие уровням
развития работников.

Теория
устанавливает четыре стиля лидерства,
соответствующих уровню зрелости
персонала:

высокая
ориентация на задачу и низкая на людей
(давать указания);

одинаково
высокая ориентация на задачу и людей
(продавать);

низкая
ориентация на задачу и высокая на людей
(участвовать);

одинаково
низкая ориентация на задачу и людей
(делегировать).

Данная
теория утверждает, что эффективный
стиль руководства должен быть всегда
разным в зависимости от зрелости
исполнителей и характера управленческой
ситуации.

Модель
принятия решений В. Врума и П. Йеттона
концентрирует внимание на процессе
принятия решений. Она выделяет пять
стилей лидерства, представляющих
континуум, от автократического стиля
принятия решений (AI и АИ), консультативного
(CI и СИ) и до группового (стиля полного
участия) (GII):

А1 —
менеджер сам решает задачу и принимает
решение, используя имеющуюся у него
информацию;

А2 —
менеджер сам решает задачу, но сбор и
первичный анализ информации осуществляется
подчиненными;

С1 —
менеджер принимает решение путем
индивидуальных консультаций с отдельными
подчиненными;

С2 —
аналогично стилю С1, но консультации
проводятся в групповой форме;

G2 —
решение принимает группа, в которой
менеджер играет роль «председателя».

Применение
каждого из этих стилей зависит от
ситуации (проблемы), для оценки которой
разработаны семь последовательно
используемых в процессе принятия
решения критериев: значение качества
решения; наличие достаточной информации
и опыта у руководителя для принятия
эффективного решения; степень
структурированности проблемы; значение
причастности подчиненных для принятия
эффективного решения; вероятность
поддержки автократического решения
руководителя; степень мотивации
подчиненных при решении проблемы;
вероятность конфликта между подчиненными
при выборе альтернативы.

Подобно
другим ситуационным теориям, модель
Врума-Йеттона получила поддержку многих
теоретиков менеджмента, но в то же время
подверглась серьезной критике. Многие
отмечают, что модель объясняет, как
принимать и исполнять решение, а не как
достигнуть эффективности и удовлетворенности
подчиненных.

Ситуационные
теории лидерства имеют важное практическое
значение, поскольку утверждают
множественность оптимальных стилей
лидерства в зависимости от ситуации.
Они указывают на отсутствие единого
универсального стиля управления и
устанавливают эффективность руководства
в зависимости от ситуационных факторов.

В
настоящее время прочно утвердилось
мнение, что эффективность лидерства
имеет ситуационный характер и зависит
от предпочтений, личностных качеств
подчиненных, степени их веры в свои
силы и возможности воздействовать на
ситуацию. Лидерство обусловливают
также черты личности самого руководителя,
его интеллектуальные, личностные,
деловые и профессиональные качества.
Они гораздо труднее поддаются коррекции,
чем, например, методика принятия решений.

В
каждом конкретном случае действия
руководителя должны определяться
конкретной ситуацией. Эффективным
окажется лидер, который сумеет
использовать возникшую ситуацию. Для
этого необходимо хорошо знать способности
подчиненных, их возможности для
выполнения поставленной задачи, пределы
своего влияния на исполнителей.

В
процессе выполнения задачи может
измениться ситуация, и это потребует
изменить способы воздействия на
подчиненных, т.е. стиль руководства.
Как и управление в целом, лидерство в
какой-то мере является искусством,
поэтому успешным окажется лидер,
способный при необходимости изменить
стиль руководства, т.е. ориентироваться
на реальные условия производства и
окружающей среды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Права управляющей компании многоквартирного дома по отношению собственников
  • Правила ремонта в многоквартирном доме шум часы работы в выходные дни закон
  • Правила составления графика работы при суммированном учете рабочего времени
  • Реквизиты для оплаты госпошлины в калининский районный суд тверской области
  • Реквизиты для оплаты госпошлины в мосгорсуд при подаче апелляционной жалобы