Почему страховые компании отказываются страховать старую машину

На чтение 5 мин Просмотров 3.9к. Опубликовано 17.11.2022
Обновлено 17.11.2022

Главные мысли:

  1. Российские автовладельцы часто сталкиваются с проблематичностью приобретения страховки ОСАГО для автомобилей старше 10 лет.
  2. Застраховать старый автомобиль по КАСКО тоже сложно.
  3. Отказ от заключения ОСАГО для старых авто неправомерен.

С октября 2021 г. автовладельцы повсеместно начали сталкиваться с проблемой невозможности оформить обязательное автострахования на машины старше 10 лет. Наличие таких трудностей подтвердил и ЦБ, опубликовавший соответствующие разъяснения в информационном письме от 14.10.2021 г. В статье расскажем, почему могут отказать в страховке и что делать, если страховая компания не стала оформлять полис на вашу машину.

Содержание

  1. Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
  2. Законные причины отказа в страховке
  3. Штрафы за отказ в оформлении страховки
  4. Как влияет возраст автомобиля на стоимость страховки
  5. Пошаговые действия при отказе в оформлении ОСАГО

Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать

Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.

Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.

В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.

В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.

Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно

Законные причины отказа в страховке

Правомерным отказ в заключении страхового соглашения может быть только по двум причинам:

  1. Сбои в работе АИС ОСАГО. Все сведения СК получает в онлайн-режиме через эту базу. Если сервер перегружен, у представителей компании не будет фактической возможности оформить полис в момент обращения. Однако уже через несколько часов такая проблема отпадает сама собой.
  2. Ошибки со стороны страхователя — не предоставлен полный пакет документов, отсутствие доверенности, не разрешен осмотр автомобиля.

Следовательно, если в СК не хотят страховать старую машину именно ввиду ее возраста, то это будет незаконно.

Штрафы за отказ в оформлении страховки

Необоснованный отказ СК от заключения договора ОСАГО является правовым основанием для применения административных мер, предусмотренных ст. 15.34.1 КоАП. За это правонарушение страховщику грозит штраф: для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей, для юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

За административные проступки, предусмотренные указанной статьей, страховой агент или брокер несут административную ответственность как должностные лица.

При неоднократно выявленных правонарушениях СК могут лишить лицензии.

Как влияет возраст автомобиля на стоимость страховки

Напрямую возраст ТС, для управления которым приобретается страховка, не влияет на стоимость полиса. Учитывается лишь мощность двигателя в расчетах коэффициента КМ. Однако, при формировании базового тарифа страховщик вправе применять дополнительные страховые факторы, среди которых учитывается и возраст машины. Таким образом, размер базового тарифа для старого авто будет выше, нежели для относительно нового. А это значит, что ОСАГО на старый автомобиль обойдется дороже.

Пошаговые действия при отказе в оформлении ОСАГО

При отказе СК заключить договор гражданину можно предпринять такие действия:

  • самостоятельно заполнить заявление о заключении договора и предоставить документ страховщику;
  • если СК продолжает уклоняться от заключения соглашения, то заявление, являющееся предложением застраховать старый автомобиль по ОСАГО, направляется почтой в адрес страховщика с уведомлением о вручении. Последний документ будет доказательством получения страховщиком направленного потребителем предложения. Ст. 445 ГК гласит, что при направлении письменного предложения заключить договор другая сторона должна предоставить письменный ответ в пределах 30 суток с момента его получения;
  • если СК после проведенных досудебных мероприятий все еще уклоняется от заключения договора, заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора.

При уклонении СК от заключения договора ОСАГО, заявителю пошагово рекомендуется выполнить следующие действия для привлечения страховщика к административной ответственности:

  1. Собрать и сделать копии доказательств неправомерности деяний СК (уведомления о вручении, фото-, аудио-, видеоматериала, письменный отказ СК).
  2. Составить жалобу о том, что машины не страхуют по ОСАГО.
  3. Обратиться с письменным обращением по поводу неправомерных деяний страховщика в ЦБ и в региональные подразделения, ЦА ФАС и в территориальные органы, РСА (если страховщик член Союза), Роспотребнадзор, к которому прилагают подтверждающую доводы документацию.

Можно обратиться с жалобой через интернет-приемную ЦБ. При выборе категории обращения нужно выбрать пункт «Страховые организации», потом «ОСАГО», затем «Отказ в заключении договора».

Система ОСАГО, похоже, снова лежит на боку, как этот белый кроссовер

Поделиться

Реакция чиновников на нашу статью о невозможности купить ОСАГО была недоуменной: так, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов сказал, что не слышал о подобной проблеме от водителей-частников. Однако после выхода статьи мы получили обширную обратную связь от читателей, из которой можно понять, каким именно автовладельцам чаще всего отказывают страховые. Проблема выглядит системной и всё более повсеместной.

Ранее мы рассказывали, как страховые отказывают в оформлении полиса молодым водителям и автомобилистам с высоким коэффициентом бонус-малус (КБМ).

Вот что написал владелец старой «Волги» ГАЗ-2410 Николай:

— Я клиент не проблемный, в авариях за 29 лет стажа не участвовал, деньги из страховых не выколачивал. Автомобиль у меня в отличном техническом состоянии, пусть и довольно возрастной. В чем дело — не пойму, но застраховать онлайн не удалось: всё время выдает ошибку. А когда приехал в офис, там очередь как в мавзолей, и, судя по лицам отфутболенных клиентов, ясно, что я не один такой. Поехал в другую страховую, потом в третью… В конце концов в одной компании сказали, мол, давайте попробуем. Через три часа штурма постоянно зависающей системы мне удалось получить долгожданный полис. Не ожидал таких мытарств.

Похожую историю рассказывает владелец «Нивы» 1999 года с той лишь разницей, что застраховаться ему так и не удалось. В полисе отказали и владельцу Suzuki Escudo того же года выпуска, который до этого регулярно страховался в одной и той же компании и в аварии не попадал. Рейд по страховым результата не дал, в итоге владельцу «Сузуки» удалось купить полис у агента, но с наценкой: во-первых, сама страховка при тех же параметрах поднялась в цене с 6700 до 8700 рублей, во-вторых, 2000 рублей пришлось отдать самому агенту за услуги.

В Карачаево-Черкесии владелец Subaru Impreza 2008 года выпуска столкнулся с откровенным отказом в страховой, где покупал полис последние шесть лет:

— Они мне прямым текстом сказали, что больше не страхуют машины старше 2010 года, дескать, у них есть свои риски, а такие машины часто попадают в аварии. Я написал им претензию, но вот уже прошло два месяца, а ответа нет. Да, езжу пока без страховки — ну а что делать?

Ранним утром перед офисами страховых снова начали выстраиваться люди

Ранним утром перед офисами страховых снова начали выстраиваться люди

Фото: Дарья Пона

Поделиться

Жалобы поступают нам из разных частей России, например, житель Владивостока рассказал, что уже почти две недели пытается оформить страховку, но всё время на последней стадии происходит технический сбой. Еще хуже ситуация в Кызыле (республика Тыва). Вот как описывает свои попытки купить полис местный житель:

— Не могу с весны застраховать автомобиль, офисов страховых компаний здесь нет, сидят только агенты, которые ссылаются на то, что база «виснет». Заходишь на сайт страховой, вносишь данные, программа просит загрузить сканы документов и далее пишет: «Ваши данные направлены в РСА на проверку». И либо на этом всё зависает, либо приходит ответ: «Ваши данные не согласованы». Был случай, когда я неделю сидел и постоянно загружал все данные, наконец-то выскочил список страховых компаний, которые работают с Тывой по системе электронного ОСАГО, но страховая премия почему-то получалась сразу в два раза больше.

По словам жителя, проблема распространена и на нее жалуются многие знакомые.

— Сейчас с ОСАГО полный бардак, а если застрахуешь, то еще проблема будет страховое возмещение получить, — резюмирует он.

Другой автомобилист из Челябинска иронизирует:

— Ни одна страховая не отказывает в оформлении полиса, они просто говорят: «Попробуйте позже, у нас в системе сбой». А оформить полис на мотоцикл вообще нет никакой возможности. Когда уже закончится этот беспредел?

С проблемами по-прежнему сталкиваются и молодые водители или их близкие. Инвалид из Новосибирска рассказал нам свою историю:

— Страховой агент по месту жительства не может добавить в полис моего сына, говорит, что я должен явиться в главный офис лично, а это далеко и для меня проблематично. Сын получил права в июле 2021-го, и страховать его просто отказываются. Местному агенту грозят увольнением, если он впишет моего сына в полис.

Житель Челябинска рассказал, как ему удалось купить полис в обход страховой:

— Я клиент одной и той же страховой уже много лет, при том имею максимальную скидку — КБМ у меня равен 0,5. Приехал оформлять очередной полис, но произошел якобы сбой программы, менеджер три или четыре раза пыталась ввести данные, но безуспешно. Предложила оформить полис самостоятельно. Самое удивительное, что дома оформил е-ОСАГО без проблем, правда, на 300 рублей дороже. Может быть, в этом всё дело?

Но и с е-ОСАГО возникает много проблем, например, опытный водитель написал нам следующее:

— Они теперь всех отбривают! У меня 17 лет безаварийного стажа, но е-ОСАГО сделать не смог ни в одной из шести компаний, пока не воспользовался «помощью друга».

Зачастую не помогает и электронное оформление полиса: владелец этого Volvo с большим стажем так и не смог получить е-ОСАГО из-за перманентной ошибки

Зачастую не помогает и электронное оформление полиса: владелец этого Volvo с большим стажем так и не смог получить е-ОСАГО из-за перманентной ошибки

Фото: Sravni.ru

Поделиться

Еще один автомобилист, прочитав комментарии представителя РСА об отсутствии глобальных сложностей на рынке ОСАГО, отреагировал так:

— Да он просто лукавит! Я лично сталкивался с проблемами в оформлении полиса ОСАГО, лично писал жалобы в РСА и Банк России, но так и не получил ответа ни разу. Обращался раза четыре. Причина была, скорее всего, в завышенном коэффициенте бонус-малус у жены.

В РСА признали, что если и получают жалобы, то в основном от водителей такси. Помимо невозможности купить ОСАГО ряд таксистов отмечает резкий рост стоимости страховки.

— У меня Skoda Rapid с двигателем 1,6 литра, сам за рулем с 1992 года, в авариях не был, но если в прошлом году страховка стоила 22 тысячи, то сейчас без малого 34 тысячи, это нормально вообще? — возмущается таксист Александр.

Для такси расчет стоимости полиса производится по той же схеме, что и для обычных машин, однако максимальное значение базового тарифа составляет 9619 рублей против 5436 рублей, то есть страховка при прочих равных почти вдвое дороже и может превышать 50 тысяч рублей.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов также считает, что до сих пор основные сложности с оформлением ОСАГО возникали именно у таксистов, причем по всей стране:

— В первую очередь можно отметить Татарстан, Приморский край и Челябинскую область — регионы, откуда поступают сведения о сложностях при покупке ОСАГО, — говорит он. — Наибольшее число их идет от водителей такси, которые сами зачастую не горят желанием приобретать страховые полисы и скрывают от страховщиков факт коммерческого использования автомобиля. Владельцы такси занимают первое место среди самых убыточных сегментов страхователей ОСАГО.

Что касается остальных категорий, Петр Шкуматов убежден, что проблема «дефицита ОСАГО» требует комплексного решения:

— Нужно расширение тарифного коридора и формирование стоимости ОСАГО по рыночным принципам. Кроме того, необходима работа по снижению аварийности. Уже сегодня представители страхового рынка в лице Российского союза автостраховщиков нашли способ снизить градус напряжения и сделать полисы обязательной автогражданки доступнее для автомобилистов с высокими коэффициентами аварийности. Будет создан перестраховочный пул компаний, а выплаты высокорисковым категориям водителей планируется распределять между этими страховыми компаниями. В любом случае это решение является вынужденной и временной мерой, принятой в силу обстоятельств.

Пока же автомобилисты всё чаще отказываются от полисов ОСАГО в принципе. По оценкам страховой компании «Согласие», сейчас их количество превысило 2 миллиона по стране, а это 5–7% от общего числа активных автомобилистов.

— И речь не просто о людях, которые имеют права, речь о водителях, которые регулярно выезжают на дороги, — поясняет директор департамента андеррайтинга компании «Согласие» Павел Нефедов. — И если такой водитель без ОСАГО врежется в другой автомобиль, как он будет покрывать ущерб? Об этом стоит думать не только тем, кто не покупает ОСАГО в надежде, что удастся «проскочить», но и тем, кто может столкнуться с таким водителем на дороге. По нашей оценке, 10% автовладельцев регулярно создают опасные ситуации на дороге.

Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, но в последнее время появилась более хитрая практика: при первой остановке инспектор ГИБДД выписывает водителю требование не садиться за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО, а при повторном инциденте оформляет постановление по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. За это грозит крупный штраф или арест на срок до 15 суток.

Петр Шкуматов считает такой подход правильным и настаивает на ужесточении наказания за езду без полиса.

— По моему мнению, одного штрафа было недостаточно для борьбы с автовладельцами, которые принципиально не покупают страховку. Из-за незначительности наказания большинство нарушителей не понимали всю серьезность нарушения, поэтому я считаю, правоохранители приняли абсолютно верное решение по ужесточению наказания: если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Остается, правда, неясным, что делать водителям, которые не могут оформить полис ОСАГО из-за строптивости самих страховых.

Представитель РСА Сергей Ефимов подчеркнул, что законных оснований для отказа у страховых нет:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8 800 300-3000 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

Владельцам подержанных авто застраховать свое транспортное средство достаточно сложно. Это объясняется тем, что многие компании, предоставляющие ОСАГО, не страхуют машины старше 10 лет. При этом водитель лишается права вождения, так как по закону можно садиться за руль только в том случае, если полис есть. Поэтому необходимо ознакомиться с возможными причинами и выяснить, что делать, если страховая компания отказывает в страховании ОСАГО.

Содержание статьи:

  • 1 Общие сведения
  • 2 Почему отказывают в страховании
  • 3 Специфика получения полиса для машины старше 10 лет
  • 4 Сколько будет стоить полис
  • 5 Действия при получении отказа
    • 5.1 Досудебное решение проблемы
    • 5.2 Обращение в суд
  • 6 Законы, регулирующие страхование ОСАГО

Общие сведения

Оформление полиса автогражданской ответственности – актуальный вопрос для каждого водителя. В отличие от КАСКО и других форм страхования, ОСАГО является обязательным, вне зависимости от возраста и характеристик автомобиля. Его оформляют как физические, так и юридические лица, использующие машину в коммерческих целях.

Представленный полис предназначенВыплатить пострадавшей стороне компенсацию ущерба для покрытия расходов в том случае, если страхователь признан виновником в ДТП. В этой ситуации компания, предоставляющая ОСАГО, обязана выплатить пострадавшей стороне компенсацию ущерба. Предприятие осуществляет выплату средств за ремонт машины при повреждениях и нанесении травм пассажирам. Потери страхователя при этом не возмещают.

Почему отказывают в страховании

Многие собственники подержанных машин интересуются, почему не страхуют старые автомобили по ОСАГО и что в этом случае нужно делать. На самом деле отказ в оформлении автогражданки является неправомерным действием со стороны компании. В соответствии с законом, страховщик должен заключить договор и предоставить полис вне зависимости от возраста автомобиля. Несоблюдение этой обязанности считается грубым нарушением.

Каждое предприятие по-разному разъясняет причину отклонения заявки водителей. Далеко не всем известно, имеет ли право страховая компания отказать в страховке ОСАГО, и таким автомобилистам крайне сложно отстаивать собственные интересы.

В число распространенных оснований входят следующие:

  • Выявленные при техническом осмотре поломки.
  • Случаи ДТП с участием страхователя.
  • Многократный ремонт ТС.

На самом деле в страховании ОСАГО авто старше 10 лет отказывают из-за того что такая сделка убыточна для компании. Транспортное средство с большей вероятностью станет причиной происшествия, из-за чего у предприятия возникнет необходимость возмещения ущерба. Очевидно, что страховщикам не выгодно выплачивать деньги пострадавшим, поэтому водителям ненадежных старых автомобилей отказывают.

Рассмотрев вопрос, почему страховые компании не страхуют ОСАГО подержанным автомобилям, следует выяснить порядок действий, который необходим,для получения автогражданки. В целом, такая процедура не отличается от покупки полиса для новых ТС. Водитель должен обратиться в СК, где предоставляются услуги по оформлению ОСАГО.

Водитель должен обратиться в СКСреди известных компаний нужно выделить следующие:

  • РЕСО.
  • Росгосстрах.
  • Согласие.
  • АльфаСтрахование.
  • Ингосстрах.

Важно знать! Собственник ТС должен обратиться в офис компании, где необходимо написать заявление по предоставленному образцу. При желании, аналогичную процедуру можно осуществить через интернет. Следует указать свои паспортные данные, технические характеристики ТС.

Понадобится пройти экспертизу, чтобы исключить возможность повреждений и других ограничений к управлению машиной. Полученное после диагностики заключение включают в комплект документов, предоставляемых сотрудникам СК.

Сколько будет стоить полис

Чтобы выяснить точную цену ОСАГО, водителю нужно заполнить бланк-заявление, в котором указывают основные показатели, влияющие на формирование стоимости. В дальнейшем сотрудник компании применяет коэффициенты, посредством которых рассчитывается необходимая сумма.

На окончательную цену влияют:

  • Тарифы компании.
  • Водительский стаж.
  • Результаты технического осмотра.
  • Возраст ТС.
  • Регион, где зарегистрирован ТС.

Некоторыми СК также учитываются категория водителя и характер эксплуатации ТС. Страхование коммерческих автомобилей, в том числе такси и грузовиков, осуществляющих регулярные перевозки, стоит дороже, чем обычных машин. Снизить цену можно получив скидку, приняв участие в акциях компании или являясь постоянным клиентом.

Выгоды полиса

Действия при получении отказа

Если отказываются страховать ОСАГО, что делать – это главный вопрос для каждого водителя, столкнувшегося со схожей проблемой. Несмотря на то, что автогражданка относится к числу обязательных документов, СК могут предоставить различные основания, чтобы отклонить заявку. Любое из оснований компании являются незаконными. Поэтому собственник ТС может отстаивать свои интересы до тех пор, пока не получит свой полис.

Досудебное решение проблемы

Если водитель не знает, что делать, если отказывают в страховании ОСАГО, для начала следует подать жалобу. Во многих случаях компания соглашается предоставить полис, однако дополняет его услугами, не выгодными для собственника. Если водитель собирается жаловаться на СК, он должен иметь при себе документ, подтверждающий отклонение его заявки на покупку полиса.

Обращение в суд

Водители, которые не знают, что делать и не могут застраховать автомобиль по ОСАГО, должны рассмотреть еще один способ решения проблемной ситуации. Такой вариант используется в том случае, если компания не реагирует на жалобы, грубо нарушая при этом действующие законы. Владелец машины может подать в суд, ссылаясь на документальный отказ. При этом следует иметь при себе копию заявления на оформление ОСАГО.

В подавляющем числе случаев выносится решение в пользу водителя. Поэтому компания обязуется предоставить полис даже если автомобиль старше 10 лет.

Законы, регулирующие страхование ОСАГО

Главный нормативно-правовой акт, который обязывает оформлять автогражданку – ФЗ №40. Это основной документ, при помощи которого можно привлечь к ответственности компанию, которая отказывает владельцам старых автомобилей. В соответствии с представленным законом, каждый водитель должен иметь полис ОСАГО.

Помимо этого, в защиту собственников ТС старше 10 лет становится Гражданский Кодекс. В 426 статье ГК идет речь о том, что страховщики обязаны заключать договор с каждым водителем, который обратился за полисом. Таким образом, отказ в оформлении автогражданки недопустим.

Тоже самое указывается в правилах обязательного автострахования. Компания должна предоставить полис. В противном случае отказ расценивается как административное правонарушение, за которое предприятие обязано выплатить штраф. СК обязана оформить страховку, если клиент предоставил полный пакет документов, а ТС соответствует техническим нормам.

Может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО – вопрос, который особенно актуален для владельцев устарелых ТС. По закону, организация не имеет права отклонить заявку водителя, вне зависимости от возраста автомобиля. Поэтому собственникам машины необходимо знать порядок действия для получения полиса.

Может ли страховая отказать в ОСАГО

Если страховая компания отказала в выдаче полиса ОСАГО, выясните причину. Как правило, она может быть быстро устранена, и вы оформите договор без дополнительных проблем. Это могут быть технические сбои на сайтах или не предоставление клиентом необходимых документов. Поэтому может потребоваться немного подождать или выполнить требования страховой компании. По закону страховая компания не вправе отказывать в оформлении договора, за это может быть начислен штраф как страховому агенту, так и самой организации. Если сделка несет для страховщика повышенный риск, компания может пойти на уловки, чтобы клиент сам ушел в другую страховую компанию, особенно это касается оформления электронного ОСАГО. Мы расскажем, что можно сделать и как оформить полис, даже, если страховщик препятствует этому.

Причины отказов в ОСАГО

Объективных причин, почему страховая отказывает в страховании ОСАГО немного, но они есть. Виновниками могут быть качество связи, страховщик или клиент.

Ухищрениями страховщиков, направленными на то, чтобы клиент сам отказался от заключения договора, могут быть организованные технический сбои, проблемы с вводом капчи и смс-кодов, увеличение срока проверки авто. 

Технические проблемы и сбои

При оформлении полиса через сайт компании, многое зависит от скорости вашего интернета. Если передача данных осуществляется медленно, заявка может быть сброшена системой.

Заявку будет невозможно отправить, при наличии технических сбоев на сайте страховщика. Если не происходит обмен данными с РСА из-за проблем со связью, страховщик также не сможет проверить документы клиента и оформить ОСАГО.

Если страховая компания не желает заключать сделку, могут быть имитированы технические сбои на сайте, в результате которых клиент перенаправляется в другую страховую компанию, либо совершает круг и возвращается на главную страницу сайта. При попытке узнать причину в службе поддержки, клиенту разъясняется, что программа временно не работает, обратитесь позже.

Нечитаемая капча и проблемы с SMS

При оформлении е-ОСАГО клиенту может быть предоставлен нечитаемый код «CAPTCHA». Если поле заполнить некорректно, в заключении договора будет отказано.

Причиной является то, что страховые компании использовали в сочетании латинские и кириллические символы или применили одноцветные с фоном символы. Поэтому ввести код верно в принципе невозможно.

В результате пользователь несколько раз пробует вводить различные коды, у него ничего не получается и ему приходится посещать офис страховой компании. 

Аналогичная ситуация складывается, когда страховая компания присылает пароль, который ввести невозможно по тем же причинам. Вводить его приходится методом подбора и не всегда успешно. Затем система присылает оповещение, что срок введения вышел и необходимо запрашивать новый пароль. Иногда код подтверждения электронной подписи вообще может не поступить.

Некорректная проверка автомобиля

Следующая уловка страховщиков – длительная проверка автомобиля. Вместо нескольких минут срок проверки может затянуться на месяц. Клиенты редко соглашаются ждать и уходят в другую страховую компанию.

Повышение ценника в офисе компании

Отдельные страховщики так завышают стоимость полиса, что клиент просто отказывается заключать договор.

Нет бланков в наличии

Может возникнуть ситуация, когда клиент обращается к страховщику (в представительство или онлайн) и ему отказывают, объясняя это отсутствием бланков полисов. С одной стороны, действительно полиса являются документами строгой отчетности. Они выдаются РСА строго по установленным лимитам для контроля над оформленными страховками и выявлением поддельных полисов. Теоретически они могут закончиться. Однако, ЦБ обязывает компании обеспечивать бесперебойное оказание услуг в области обязательного страхования. 

Обращение в другую СК

Завуалированным отказом является предложение оформить полис в той страховой компании, где был оформлен предыдущий полис клиента. Говорят о том, что там вам предоставят лучшие условия, как постоянному клиенту.

Могут вообще направить транспорт на осмотр по месту регистрации клиента, чтобы он отказался от оформления полиса. 

Отсутствие необходимых документов

Мотивом отказа может послужить предоставление заемщиком не полного комплекта документов. Например, могут потребовать представить справку с места работы. Это не может являться объективной причиной, т. к. список необходимых документов определен в ФЗ о № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и страхователь не вправе выставлять дополнительные требования.

Другие причины

Причиной незаконного отклонения заявления может служить отказ страхователя от дополнительных услуг страховщика, например, в нагрузку к полису ОСАГО требуют застраховать жизнь и здоровье.

Могут отказать в оформлении, если страхователь пришел в офис к его закрытию и договор попросту не успеют заключить.

Может ли страховая отказать в ОСАГО

СК по закону не может отказать в оформлении полиса ОСАГО, если клиент предоставил все документы. Все дополнительные проверки машины, попытки навязать покупку других полисов или потребовать документы сверх тех, что указаны в законодательстве, являются незаконными и оспариваемыми.

Есть несколько законных причин отказа. После их устранения договор может быть оформлен на стандартных условиях. 

Что говорит закон

Оформление обязательной страховки – право автовладельца по закону, оно определено в ст. 426 ГК, где указано, что страховщик обязан заключать договор со всеми водителями, обращающимися к нему. Отказ в страховании ОСАГО недопустим. 

Законные причины отказа

Причины, на основании которых страховщик вправе отказать в выдаче полиса ОСАГО:

  • Клиент не предоставил все необходимые документы для заключения договора;
  • Сбой в обмене информацией между СРА и СК;
  • Отсутствие доверенности, если страховка оформляется третьим лицом; 
  • Если водитель отказался предоставить ТС для осмотра.

Отказ доводится до клиента в письменном виде, с отправлением копий в РСА и ЦБ.

Что делать

Если вам отказали в выдаче полиса законно, исправьте причину отказа и оформляйте полис. Например, соберите пакет документов, оформите доверенность, пригоните ТС для осмотра.

Пути решения проблем 

В зависимости от проблемы, ее решение будет разным:

Технические сбои, проблемы с введением кодов и капчи

Подождите 1–2 часа и повторите попытку, обратитесь в офис СК.

Завышение стоимости ОСАГО, навязывание дополнительных услуг

Попросите дать расшифровку стоимости полиса и поставьте в известность РСА.

Требуют дополнительные документы

Запросите перечень необходимых документов для оформления ОСАГО и подавайте жалобу.

Не можете посетить офис СК из-за его графика работы

Оформите электронный полис на сайте компании.

Если в выдаче полиса отказали незаконно, дальнейшие ваши действия могут быть следующими:

  • Составьте в СК письменный запрос на оформление полиса и потребуйте письменного отказа;
  • Обеспечьте аудиозапись при телефонном разговоре с представителем СК;
  • Подавайте жалобу в РСА, ЦБ России, Роспотребнадзор;
  • Составьте исковое заявление в суд или прокуратуру.

Если вы не хотите нервничать или полис нужен срочно, переходите в другую страховую компанию.

Ответы на вопросы 

Можно ли получить отказ в оформлении ОСАГО, если я был виновником нескольких аварий и уже производились выплаты по моему полису?

Нет, это не может быть причиной отказа.

Может ли отказ в выдаче полиса быть связан с типом транспортного средства?

Нет, должно быть застраховано любое ТС, всех категорий и типов, за исключением ТС, указанных в Законе об ОСАГО.

Обязательно ли ехать для осмотра транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО, если есть диагностическая карта?

Нет, вы вправе отказаться.

Подведем итоги 

Если причина отказа в оформлении ОСАГО законная, вы получите письменное уведомление и сможете устранить недочеты и снова обращаться к страховщику.

В случае, если СК просто невыгодно заключать договор, вы не получите официальный отказ. Это же нарушение законодательства.

Поэтому они применяют разные варианты: отсутствие бланков, отправление на техосмотр в далекий пункт, технические сбои в системе, невозможность внесения данных в базу РСА.

Если вы избегаете лишних хлопот по обращению в контролирующие органы, найдите другую добросовестную страховую компанию.

Если у вас подержанная машина, сравните цены в крупнейших компаниях, выберите самый выгодный вариант и оформите полис за несколько минут.

У каждого автомобилиста есть обязанность – застраховать свой автомобиль. При этом не важна марка, страна выпуска автомобиля, расположение руля и пробег: застраховать должен каждый.

Но какие нюансы есть в страховании старых автомобилей, и после какого возраста автомобиль попадает под этот параметр? Давайте ответим на эти вопросы.

Почему нужно страховать машину?

По полису ОСАГО вы получаете не просто страховку автомобиля, в первую очередь вы страхуете свою ответственность как водителя. Говоря простыми словами: если вы повредите имущество другого человека (или государства) при передвижении на своей машине, ОСАГО покроет расходы до 400 000 рублей на восстановление этого имущества. И абсолютно неважно, на транспортном средстве какого возраста вы допустили ДТП.  

ДТП со старыми машинами

Также есть обратная сторона вопроса: если другой участник дорожного движения стал причиной повреждения вашего авто, вам выплатят страховую премию от компании, где застрахован виновник ДТП. Это произойдет независимо от возраста и любых других характеристик как вашей, так и чужой машины.

Отсюда вывод: делать полис ОСАГО даже на старое авто нужно для вашего же спокойствия.

Как влияет возраст автомобиля на стоимость страховки?

Стоимость страховки на любой автомобиль рассчитывается по формуле:

T = TБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН

Т – это тариф, который мы заплатим за страховой полис на год.

ТБ – базовый тариф, который устанавливает страховая компания.

Затем идут коэффициенты безаварийной езды, территориальные, возраста и стажа водителей, допущенных к управлению авто и другие.

Особое внимание в этой формуле обратим на КМ – коэффициент мощности автомобиля. Его значение можно посмотреть в таблице ниже.

Мощность двигателя (лошадиных сил) Коэффициент
до 50 0,6
50-70 1
70-100 1,2
100-120 1,2
120-150 1,4
свыше 150 1,6

Как мы видим, в этой таблице учитывается только мощность автомобиля — неважно, какого он возраста. Представим два авто одинаковой мощности: при прочих равных стоимость страховки ОСАГО на старый автомобиль и на новый автомобиль будет абсолютно одинаковой, даже если первый старше второго на 10 лет.

Вывод: в законодательстве нет ограничений по возрасту транспортного средства, на которое оформляется страховой полис. Также не предусмотрены повышающие коэффициенты, связанные с возрастом авто. Если вас в страховой компании заверяют в обратном, во избежание конфликта можете оформить полис в режиме онлайн. У нас на сайте есть калькулятор, который в течение нескольких минут сделает расчет стоимости ОСАГО в ведущих страховых компаниях.

Все-таки есть подводные камни

Есть определенный список документов, необходимый для получения полиса ОСАГО на старое авто, без которого даже в режиме онлайн получить страховой полис невозможно.

Итак, для оформления страховки вам необходимо:

  • Паспорт владельца автомобиля
  • Паспорт транспортного средства
  • Свидетельство о государственной регистрации на автомобиль
  • Данные водительских удостоверений лиц, допущенных до управления машиной
  • Диагностическая карта техосмотра  

Для получения полиса ОСАГО на старую машину (если автомобиль старше 7 лет) нужно получить диагностическую карту, которая будет действовать 1 год. А вот на автомобиль возрастом от 3 до 7 лет диагностическую карту выдают на срок 2 года. Для машин младше трех лет диагностическая карта при оформлении полиса и вовсе не нужна.

Для получения этой карты нужно приехать в любой пункт технического осмотра, аккредитованного РСА.  Стоимость прохождения техосмотра регулируется государством и не может превышать 800 рублей. Конкретная цена зависит от вашего региона и выбранного пункта ТО. 

Вывод: для оформления страховки на старый автомобиль потребуется только одно дополнительное действие – получение диагностической карты.

Лайфхак: на следующий год вспомните о продлении полиса за несколько дней до окончания срока страхования. Так вы сможете оформить договор на новый срок по старой диагностической карте и сэкономить на оплате за диагностику. 

Неважно, старый у вас автомобиль или только из салона. Законы регулируют использование и тех, и других. Единственное, что страховая компания желает знать о вашем немолодом авто, в исправном ли он техническом состоянии. Сделайте диагностическую карту, застрахуйте свою ответственность и спокойно ездите.

Барнаульские водители, владельцы старых машин, не могут застраховать свои автомобили. За последние полгода в региональное отделение Центробанка поступило почти 300 жалоб от автомобилистов

Почему страховщики все чаще стали говорить нет раритетным авто и как добиться того, чтобы обязательный документ лежал в бардачке машины всегда – узнавал телеканал «Толк».

Жительница Барнаула Кристина Янина сйечас снова за рулем своей ласточки – с ней девушка была вынуждено в разлуке полгода. Дело в том, что ей отказывали оформлять полис ОСАГО – своё твердое «нет» сказали 12 страховых компаний.

«В итоге я обратилась в страховую компанию в офис, где мне дали понять, что такой автомобиль, как Mark II, страховать не будут. Очень долго искали, где можно застраховать автомобиль и только спустя полгода у нас получилось это сделать», – рассказала она.

Автомобили 90-х годов выпуска и ранее страховые компании сйечас страхуют не охотно – их ремонт обходятся в копеечку и порой превышают себестоимость самой машины. Страховым компаниям это не выгодно, поясняет юрист Юрий Котло.

Пару недель назад его машину тоже отказались страховать. Помогло юридическое образование. И всем, кто сталкивается с подобным, он советуют писать претензию на имя руководителя страховой, а также жаловаться в контролирующий орган.

«Нужно писать жалобу в Центробанк. Так как он является надзорным органом по отношению к страховой компании. И будут приняты меры. Но для этого нужны доказательства – желательно предоставлять письменный отказ, который страховые компании, естественно, не дадут. Здесь могут пойти в ход уже любые другие способы доказывания – аудио и видеозаписи и тому подобное», – говорит юрист.

После такой жалобы страховую компанию обяжут устранить нарушение закона и заключить договор. К слову, в письменном ответе специалисты Центробанка пояснили, что за последние полгода по полисам ОСАГО поступило 278 жалоб от жителей Алтайского края

«Полис ОСАГО – обязательный документ. Без него эксплуатация транспортного средства запрещена. Страховщик не вправе отказать в полисе ОСАГО, если предоставлен весь комплект документов, необходимый для оформления. Если отказывают в оформлении полиса, можно направить жалобу через интернет-приемную на сайте cbr.ru», – пояснили в ЦБ.

В барнаульской ГИБДД только за последние полгода к административной ответственности за отсутствие полиса ОСАГО инспекторы привлекли 1 486 водителей. С каждого, на основании кодекса об административных нарушениях, взыскали штраф – 500 рублей. Кстати, эти деньги водители могут взыскать в качестве убытка непосредственно со страховой компании, если та отказалась выдавать обязательный документ.

Что делать, если вас не устраивает выплата по ОСАГО

150 жалоб поступает от автомобилистов каждый месяц в региональное отделение Центробанка. Владельцы машин жалуются на страховые компании. Водителям отказываются оформлять полис ОСАГО. Что делать в таком случае? Разбирались «Новосибирские новости».

У Николая Стурина позади — десятки приключений. Отдыхать новосибирец любит на природе. Машина не раз служила ему домом. Однако сейчас дальние поездки под вопросом. Страховые компании отказываются оформлять полис ОСАГО.

«Страховался в компании, с которой уже два года сотрудничал. На что они мне в этот раз мне отказали, мотивируя это тем, что машина старая, и они её страховать не будут. Я пошел в другие страховые, там мне тоже отказали. После чего мне сказали попробовать через интернет. Я согласился, приехал домой, промучился целый день. Ввел все данные несколько раз. Но оформить его я не смог», — рассказывает житель Новосибирска Николай Стурин.

Страховые компании отказывают, как правило, из-за небольшого водительского стажа автовладельца, отсутствия местной прописки, из-за частых аварий или из-за того, что автомобиль старый. Многие водители говорят, что вынуждены ездить без обязательной страховки.

«Сейчас много граждан, когда хотят застраховать автомобиль, встречаются с тем, что страховые компании отказываются страховать эти автомобили. Прежде всего, это связано с тем, что страховые компании осуществляют свою предпринимательскую деятельность и на своё усмотрение принимают решение оказывать конкретному гражданину услуги или не оказывать», — говорит юрист Олег Пучков.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО — 800 рублей. Пожаловаться на работу страховщиков автовладельцы могут в Центробанк, на сайте регулятора.

«При подаче жалобы нужно прикрепить документальное свидетельство о возможном факте нарушения страховой организацией законов. Это может быть сделано при очном обращении в офис организации, аудио- или видеозапись, а также показания свидетелей. Если же вы пытались оформить страховку через интернет, то тогда нужно прикрепить к жалобе скриншот с экрана с указанием даты и времени», — поясняет заместитель начальника Сибирского главного управления Банка России Сергей Жаботинский.

Обращение рассматривают 30 дней. За нарушение закона страховой компании грозит штраф. Кроме этого, её заставят оформить полис автовладельцу.

Как защитить свои права — узнайте в этом видео:

Видео: nsknews.info

#Авто
#Финансы
#Банки
#Информатизация

Подписывайтесь на наши соц.сети

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему страховые компании применяют максимальную базовую ставку
  • Проектирование информационной системы для строительной компании
  • Почта банк на сиреневом бульваре часы работы в санкт петербурге
  • Проектирование информационной системы компании оптовой торговли
  • Проектно конструкторское бюро томской домостроительной компании