Почему при выполнении работы определяли время за которое совершается небольшое число оборотов

Конический маятник

Подвешенный на нити груз, который равномерно движется по окружности в горизонтальной плоскости, называют коническим маятником (рис. 21.6).

60.1

На груз действуют сила тяжести m 17.3и сила натяжения 1 нити 40.4, направленная вдоль нити. Равнодействующая этих сил вызывает центростремительное ускорение груза.

1 Силу натяжения нити в данном случае неудобно обозначать 51.11, потому что буквой Т обозначен период обращения груза по окружности.

r — радиус окружности,

α — угол между нитью и вертикалью, Т — период обращения груза по окружности.

1.27. Используя рисунок 21.6, объясните смысл следующих уравнений:

60.2

П о д с к а з к а. Воспользуйтесь тем, что r = lcos α.

1.28. Чему равен период обращения конического маятника, если длина нити равна l?

1.29. Шарик массой 100 г, подвешенный на нити длиной 50 см, вращается по окружности в горизонтальной плоскости. При этом сила натяжения нити 2 Н.

а) Какой угол составляет нить с вертикалью?

б) Чему равен период обращения шарика по окружности?

в) Чему равен радиус окружности, по которой движется шарик?

г) С какой скоростью движется шарик?

д) Во сколько раз ускорение шарика больше ускорения свободного падения?

е) За какое время шарик пройдёт путь, равный 1 км?

Источник

Лабораторная работа «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лабораторная работа №1.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости .

Цель работы : определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка, пробка.

1. Какие две силы действуют на конический маятник?

2. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?

3. Модуль данного ускорения можно определить по формуле…?

1. Определите массу шарика.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

hello html m130461e7

6. Измерьте время 20 полных оборотов маятника.

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = t ср ./N

8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения: а 1 = 4π 2 R/ T 2

9. Определите высоту маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10. Рассчитайте значение ускорения по формуле: а 2 = g R/ h.

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы

12. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы, которая равна силе упругости при растяжении пружины.

13. Используя второй закон Ньютона, рассчитайте значение центростремительного ускорения: а 3 = F/m.

14. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


1. Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое число оборотов?
2. Определите линейную скорость тела по результатам опытов.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

a loader

Номер материала: ДВ-391301

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

placeholder

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

placeholder

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

placeholder

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

148px Monumental clock by Farcot%2C 1878

СОДЕРЖАНИЕ

Использует

Одно из наиболее важных применений конического маятника было в регуляторе флайбола ( центробежном регуляторе ), изобретенном Джеймсом Ваттом в 1788 году, который регулировал скорость паровых двигателей в эпоху пара в 1800-х годах. В тезерболе для игр на игровой площадке используется мяч, прикрепленный к шесту шнуром, который функционирует как конический маятник, хотя маятник становится короче, когда шнур наматывается на шест. Некоторые аттракционы действуют как конические маятники.

Анализ

Рассмотрим конический маятник, состоящий из боба массы m, вращающегося без трения по окружности с постоянной скоростью v на струне длиной L под углом θ к вертикали.

На боб действуют две силы:

Т грех ⁡ θ знак равно м v 2 р < Displaystyle Т грех тета = < гидроразрыва > > ,> svg

250px Conical pendulum.svg

Поскольку в вертикальном направлении ускорение отсутствует, вертикальная составляющая натяжения струны равна и противоположна весу боба:

Эти два уравнения можно решить для T / m и приравнять, тем самым исключив T и m :

Поскольку скорость маятникового боба постоянна, ее можно выразить как длину окружности 2 πr, деленную на время t, необходимое для одного оборота боба:

Подставляя правую часть этого уравнения для v в предыдущее уравнение, мы находим:

Подстановка этого значения на r дает формулу, единственным изменяющимся параметром которой является угол подвеса θ :

Для малых углов θ cos ( θ ) ≈ 1; в таком случае

Источник

Решебник по физике за 9 класс Кикоин: решения задач, самое важное и лабораторные работы

Лабораторная работа № 5 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

Цель работы: убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких сил их равнодействующая равна произведению массы тела на ускорение: F= ma. Для этого используется конический маятник (рис. 178, а).

img 5a7449a9f3d8d

На прикрепленное к нити тело (им в работе является груз из

набора по механике) действуют сила тяжести F1 и сила упругости F2. Их равнодействующая равна

img 5a7449b5d3ec7

Сила F и сообщает грузу центростремительное ускорение

img 5a7449c221f1e

Для нахождения периода удобно измерить время t определенного числа N оборотов. Тогда Т =

img 5a7449cfe19f2

Модуль равнодействующей F сил F1 и F2 можно измерить, скомпенсировав ее силой упругости Fупр пружины динамометра так, как это показано на рисунке 178, б.

Согласно второму закону Ньютона,

img 5a7449e9556fc

это равенство полученных в опыте значений Fynp, m и а может оказаться, что левая часть этого равенства отличается от единицы. Это и позволяет оценить погрешность эксперимента.

Средства измерения: 1) линейка с миллиметровыми делениями; 2) часы с секундной стрелкой; 3) динамометр.

Материалы: 1) штатив с муфтой и кольцом; 2) прочная нить; 3) лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 15 см; 4) груз из набора по механике.

Порядок выполнения работы

1. Нить длиной около 45 см привяжите к грузу и подвесьте к кольцу штатива.

2. Одному из учащихся взяться двумя пальцами за нить у точки подвеса и привести во вращение маятник.

3. Второму учащемуся измерить лентой радиус r окружности, по которой движется груз. (Окружность можно начертить заранее на бумаге и по этой окружности привести в движение маятник.)

4. Определите период Т обращения маятника при помощи, часов с секундной стрелкой.

Для этого учащийся, вращающий маятник, в такт с его оборотами произносит вслух: нуль, нуль и т. д. Второй учащийся с часами в руках, уловив по секундной стрелке удобный момент для начала отсчета, произносит: «нуль», после чего первый вслух считает число оборотов. Отсчитав 30—40 оборотов, фиксирует промежуток времени t. Опыт повторяют пять раз.

5. Рассчитайте среднее значение ускорения по формуле (1), учитывая, что с относительной погрешностью не более 0,015 можно считать π 2 = 10.

6. Измерьте модуль равнодействующей F, уравновесив ее силой упругости пружины динамометра (см. рис. 178, б).

7. Результаты измерений занесите в таблицу:

опыта t, с tср,с N m, кг r,

8. Сравните отношение

с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки того, что центростремительное ускорение сообщает телу векторная сумма действующих на него сил.

img 5a744a0083b28

Груз из набора по механике, подвешенный на закрепленную в верхней точке нить, движется в горизонтальной плоскости по окружности радиуса r под действием двух сил:

img 5a744a09775ae

и силы упругости N.

Равнодействующая этих двух сил F направлена горизонтально к центру окружности и сообщает грузу центростремительное ускорение.

Т — период обращения груза по окружности. Его можно вычислить подсчитав время, за которое груз совершает некоторое число полных оборотов

img 5a744a16477c1

Центростремительное ускорение рассчитаем по формуле

img 5a744a244ab4d

img 5a744a3a0264f

Теперь, если взять динамометр и прикрепить его к грузу, как показано на рисунке, можно определить силу F (равнодействующую сил mg и N.

img 5a744a47f37ca

с единицей. Для того, чтобы радиус окружности, по которой движется груз, изменялся вследствие влияния сопротивления воздуха медленнее и изменение это незначительно влияло на измерения, следует выбирать его небольшим (порядок 0,05

№ опыта t, с tср, с n m, кг r, м а, м/с 2 F, H

img 5a744a5b84bed

img 5a744a734234b

Оценка погрешностей. Точность измерения: линейка —

img 5a744a80e6e68

img 5a744a90ea381

img 5a744a9d8e49b

Подсчитаем погрешность определения периода (если считать, что число n определено точно):

img 5a744aaaad914

Погрешность определения ускорения подсчитаем как:

img 5a744abb4686a

Погрешность определения ma

img 5a744aca3dab1

img 5a744ad9d7893

С другой стороны, силу F мы измерили со следующей погрешностью:

img 5a744ae57ca4e

Такая погрешность измерения, конечно, очень велика. Измерения с такими погрешностями годны только для приблизительных оценок. Отсюда видно, что отклонение отношение

img 5a744af1687d6

1 * Так что вам не следует смущаться, если в этой лабораторной работе отношение

img 5a744afddf8f8

будет отличным от единицы. Просто аккуратно оцените все погрешности измерений и сделайте соответствующий вывод.

Шаблоны Инстаграм БЕСПЛАТНО

Хотите получить БЕСПЛАТНЫЙ набор шаблонов для красивого Инстаграма?

Напишите моему чат-помощнику в Telegram ниже ?

Вы получите: ? Бесплатные шаблоны «Bezh», «Akvarel», «Gold»

или пишите «Хочу бесплатные шаблоны» в директ Инстаграм @shablonoved.ru

Шаблоны Инстаграм БЕСПЛАТНО

Хотите получить БЕСПЛАТНЫЙ набор шаблонов для красивого Инстаграма?

Напишите моему чат-помощнику в Telegram ниже ?

Вы получите: ? Бесплатные шаблоны «Bezh», «Akvarel», «Gold»

Источник

Цель: убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких сил их равнодействующая равна произведению массы тела на ускорение F = ma (на примере конического маятника).

Оборудование: 1) динамометр; 2) часы с секундной стрелкой или секундомер; 3) линейка измерительная; 4) груз из набора по механике массой 100 г; 5) штатив лабораторный с кольцом; 6) прочная нить; 7) лист бумаги с начерченной на нем окружностью радиусом 15-20 см; 8) транспортир.

Таким образом, в работе необходимо сравнить силу F с произведением image348

Для выполнения работы собирают установку с коническим маятником. К концу штатива подвешивают на нити груз. Для этого верхний конец нити продевают в отверстие кольца штатива и заклинивают заостренной спичкой.

На столе под маятником располагают лист бумаги с начерченной на нем окружностью. Центр окружности располагают на отвесной линии, проходящей через точку подвеса маятника. Затем маятник приводят во вращательное движение в горизонтальной плоскости, взявшись двумя пальцами за нить у точки подвеса. Радиус вращения маятника подбирают равным радиусу окружности.

Подставляют полученные данные (R, m, Т) в приведенную выше формулу и находят величину mа.

Равнодействующую сил тяжести и упругости можно найти несколькими способами, например:

2. Измерением силы F c помощью динамометра. В этом случае маятник оттягивают от положения равновесия на расстояние, равное радиусу окружности R, и снимают показания динамометра. Последний способ измерения силы дает наименьшую погрешность, так как в этом случае она определяется только погрешностями динамометра и отсчета.

Сопоставляя результаты измерения F и mа, убеждаются, что они близки между собой. Относительную погрешность косвенного измерения силы выявляют на основе соотношения image350

Находят по формуле image351

При малых углах отклонения маятника можно считать, что еR = 0, так как период его не зависит от угла отклонения. При достаточно длинной нити можно уменьшить есист. до такого значения, что суммой (есист. + еm) можно пренебречь по сравнению со случайной погрешностью image353(формула, которая вносит основной вклад в погрешность). Поэтому image354

В зависимости от числа опытов по вычисленному значению произведения та находят границы абсолютной погрешности ΔF = еF(mа)

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Лабораторная работа №1.

 Изучение
движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

 Цель работы: определить центростремительное ускорение шарика при
его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная,
циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, лист
бумаги, линейка, пробка.

Подготовительные вопросы:

1. Какие две силы действуют на конический маятник?

2. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?

3. Модуль данного ускорения можно определить по формуле…?

4. Период вращения – это … ?

ХОД РАБОТЫ.

1. Определите массу шарика.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20
см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило
через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во
вращательное движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же
окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Измерьте время 20
полных оборотов маятника.

7. Рассчитайте период
обращения маятника по формуле: T = t
ср./N

8. Рассчитайте
значение центростремительного ускорения:  а
1  = 4π2 R/ T2

9. Определите высоту
маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки
подвеса.

10. Рассчитайте
значение ускорения по формуле: а
2 = g R/ h.

11. Оттяните
горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу
окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы

12. Оттяните
горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу
окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы, которая равна силе
упругости при растяжении пружины.

13. Используя второй
закон Ньютона, рассчитайте значение центростремительного ускорения:  а
3 = F/m.

14. Результаты
измерений и вычислений занесите в таблицу.

15. Сделайте вывод по
данным результатов опытов, сравнив
а1, а2, а3.

Выполнение работы

№ опыта

Число оборотов

N

Радиус вращения

R, м

Высота маятника

h, м

Масса
тела

m,
кг

Время
обращения

t, с

Время
обращения

t ср., с

Период
обращения

Т, с

Равнодействующая сила

F,
Н

Ускорение

а1, м/с2

Ускорение

а2, м/с2

Ускорение

а3, м/с2

1

2

20

3

Вычисления.

T = tср. /N =   

а1  = 4π2 R/ T=

а2 = g R/ h
=                               

а3 = F/m =

Сравнение:   а1       а2      а3

Вывод

Контрольные вопросы.


1.
Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое
число оборотов?

2. Определите линейную скорость тела по
результатам опытов.


Подборка по базе: Практическая работа 2.docx, Практическая работа 1.docx, Практическая работа Бухарев И.М. АТ-031-з.DOCX, Контрольная работа по математике 5 класс _ Умножение и деление о, Практическая работа.docx, Лабораторная работа 2 (1).docx, Лабораторная работа по информатике 8.910.docx, Иванова Ксения Викторовна_ППбдо-2001а-учебная практика(научно-ис, самостоятельная работа.docx, 6 класс 3 четверть контрольная работа.pdf


Лабораторная работа №1.
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Цель работы: определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка, пробка.
Подготовительные вопросы:
1. Какие две силы действуют на конический маятник?

2. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?

3. Модуль данного ускорения можно определить по формуле…?

4. Период вращения – это … ?
ХОД РАБОТЫ.
1. Определите массу шарика.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Измерьте время 20 полных оборотов маятника.

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = tср./N

8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения: а1 = 4π2 R/ T2

9. Определите высоту маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10. Рассчитайте значение ускорения по формуле: а2 = g R/ h.

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы

12. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы, которая равна силе упругости при растяжении пружины.

13. Используя второй закон Ньютона, рассчитайте значение центростремительного ускорения: а3 = F/m.

14. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

15. Сделайте вывод по данным результатов опытов, сравнив а1, а2, а3.
Выполнение работы

№ опыта Число оборотов
N
Радиус вращения
R, м
Высота маятника

h, м

Масса тела

m, кг

Время обращения
t, с
Время обращения
t ср., с
Период обращения

Т, с

Равнодействующая сила
F, Н
Ускорение

а1, м/с2

Ускорение

а2, м/с2

Ускорение

а3, м/с2

1
2 20
3

Вычисления.
T = tср. /N =
а1 = 4π2 R/ T2 =

а2 = g R/ h =

а3 = F/m =
Сравнение: а1 а2 а3
Вывод:
Контрольные вопросы.


1. Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое число оборотов?
2. Определите линейную скорость тела по результатам опытов.

Лабораторная работа №1.

Изучение движения тел по окружности под действием силы

тяжести и упругости.

Цель работы: определить центростремительное ускорение шарика при его

равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль,

динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги,

линейка, пробка.

Подготовительные вопросы:

1. Какие две силы действуют на конический маятник?

2. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?

3. Модуль данного ускорения можно определить по формуле…?

4. Период вращения – это … ?

ХОД РАБОТЫ.

1. Определите массу шарика.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через

центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное

движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и

начерченная на бумаге.

6. Измерьте время 20 полных оборотов маятника.

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = tср./N

8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения: а

1

= 4π

2

R/ T

2

9. Определите высоту маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от

центра шарика до точки подвеса.

10. Рассчитайте значение ускорения по формуле: а

2

= g R/ h.

Лабораторная работа №1.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Цель работы: определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка, пробка.

Подготовительные вопросы:

1. Какие две силы действуют на конический маятник?

2. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?

3. Модуль данного ускорения можно определить по формуле…?

4. Период вращения – это … ?

ХОД РАБОТЫ.

1. Определите массу шарика.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Измерьте время 20 полных оборотов маятника.

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле:T = tср./N

8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения: а1 = 4π2R/ T2

9. Определите высоту маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10. Рассчитайте значение ускорения по формуле: а2 = g R/ h.

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы

12. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы, которая равна силе упругости при растяжении пружины.

13. Используя второй закон Ньютона, рассчитайте значение центростремительного ускорения: а3 = F/m.

14. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

15. Сделайте вывод по данным результатов опытов, сравнива1,а2,а3.

Выполнение работы

№ опыта

Число оборотов

N

Радиус вращения

R,м

Высота маятника

h,м

Масса тела

m,кг

Время обращения

t,с

Время обращения

tср., с

Период обращения

Т,с

Равнодействующая сила

F,Н

Ускорение

а1,м/с2

Ускорение

а2,м/с2

Ускорение

а3,м/с2

1

2

20

3

Вычисления.

T = tср. /N =

а1 = 4π2R/ T2 =

а2 = g R/ h =

а3 = F/m =

Сравнение: а1 а2 а3

Вывод:

Контрольные вопросы.


1. Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое число оборотов?
2.Определите линейную скорость тела по результатам опытов.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/182217-laboratornaja-rabota-izuchenie-dvizhenija-tel

Выполнение работы. Контрольные вопросы.

Выполнение работы

№ опыта Число оборотов
N
Радиус вращения
 
R, м
Высота маятника
 
 
h, м
Масса тела
 
 
m, кг
Время обращения
 
t, с
Время обращения
 
t ср., с
Период обращения
 
Т, с
Равнодействующая сила
 
F, Н
Ускорение
 
 
а1, м/с2
Ускорение
 
 
а2, м/с2
Ускорение
 
 
а3, м/с2
                     
                   
                     

Вычисления.

T = tср. /N =   

а1  = 4π2 R/ T2 =

а2 = g R/ h =                               

а3 = F/m=

Сравнение: а1       а2      а3

Вывод:

Контрольные вопросы.

1. Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое число оборотов?
2. Определите линейную скорость тела по результатам опытов.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный технический университет»

Строительно-политехнический колледж

ФИЗИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных работ для студентов СПО всех специальностей

Воронеж 2021

1

УДК 530.1(07)

ББК 22.3я7

Составители: преп. В. Н. Дерепко, ст. преп. Е. В. Алексеева

Физика: методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов СПО всех направлений / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост.: В. Н. Дерепко, Е. В. Алексеева. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. 35 с.

Методические указания содержат основные сведения, необходимые для правильного выполнения лабораторных работ по курсу общей физики, а также требования к оформлению отчета о лабораторной работе.

Предназначены для студентов СПО всех направлений.

Методические указания подготовлены в электронном виде и содержатся в файле МУ_Физика_лаб.pdf.

Табл. 4. Библиогр.: 6 назв.

УДК 530.1(07) ББК 22.3я7

Рецензент И. В. Бабкина, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры физики твердого тела ВГТУ

Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лабораторная работа № 1 …………………………………………………………………………………..

4

Лабораторная работа № 2 …………………………………………………………………………………..

6

Лабораторная работа № 3…………………………………………………………………………………

10

Лабораторная работа № 4 …………………………………………………………………………………

14

Лабораторная работа № 5 …………………………………………………………………………………

16

Лабораторная работа № 6 …………………………………………………………………………………

16

Лабораторная работа № 7 …………………………………………………………………………………

27

Лабораторная работа № 8…………………………………………………………………………………

31

Библиографический список………………………………………………………………………………

34

3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ ТЕЛА ПРИ РАВНОУСКОРЕННОМ

ДВИЖЕНИИ

1.Цель работы

Изучение равноускоренного движения тела по наклонной плоскости.

Определение ускорения шарика, движущегося по наклонному же-

лобу.

2. Оборудование

желоб;

шарик;

штатив с муфтами и лапкой;

металлический цилиндр;

линейка;

секундомер.

3.Ход работы

Порядок выполнения работы:

1.Собрать установку.

2.Пустить шарик с верхнего конца желоба, определить время движения шарика до столкновения с цилиндром, находящимся на другом конце желоба.

3.Измерить длину перемещения S1 шарика.

4.Подставив значения t1 и S1 , определите ускорение a1 , подставив в

уравнение a = 2t S2 .

5.Не меняя угол наклона желоба повторить опыт еще 4 раза, определить для каждого опыта значение an .

6.Определить среднее значение ускорения: aср = a1 +a2 +a53 +a4 +a5 .

7.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

8.Оформить работу, сделать вывод, ответить на контрольные вопросы, решить задачу.

4

4.

Таблица результатов

Длина пути

Время дви-

Ускорение

Среднее

№ опыта

значение ус-

м

Sn, м

жения tn, с

a,

корения a,

с2

м

с2

1

2

3

4

5

5. Расчеты

В данном разделе необходимо записать расчеты для каждого опыта. Найдем ускорение тела в каждом из опытов:

где n – порядковый номер опыта.

= 2 2,

ср

1 + 2

+ … + 5

Среднее ускорение рассчитаем по формуле:

Расчет погрешности.

=

.

5

Точность измерений.

Измерительная лента:

∆S = ±0,005 м.

Секундомер:

∆t = ±0,5 c.

Вычислим абсолютную погрешность пути:

∆Sn

= |Sn – Sср|,

∆S =

∆S1+ ∆S2 + +∆S5

.

Вычислим абсолютную погрешность времени5

движения:

∆t =t

1= |tn2– tср|

5 .

∆t + ∆t

+ +∆t

Вычислим относительную погрешность5

ускорения:

∆a

=

+ 2

∆t

.

ср

ср

ср

Абсолютная погрешность

косвенного

измерения ускорения:

=

=

ср.

с2.

= ( ср

± )

ускорение можно записать так:

Найденное в результате работы

м

5

6.Контрольные вопросы

1.Что такое мгновенная скорость? Средняя скорость? Как определя-

ются?

2.Написать уравнение равноускоренного движения и свободного па-

дения тел.

3.Решить задачу: тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. Через сколько секунд оно будет на высоте 25 метров? (Смысл ответа пояснить).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ УПРУГОСТИ И ТЯЖЕСТИ

1.ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких= сил их равнодействующая равна произведению массы тела на уско-

рение: .

2.Оборудование

Средства измерения:

линейка с миллиметровыми делениями;

часы с секундной стрелкой;

динамометр. Материалы:

штатив с муфтой и кольцом;

прочная нить;

лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 15 см;

груз из набора по механике.

3.Основные теоретические сведения

Для проверки второго закона Ньютона будем использовать конический маятник (рисунок, а).

6

F

F

На прикрепленное к нити тело (им в работе является груз из набора по

механике) действуют сила тяжести

1 и сила упругости 2. Их равнодействую-

щая равна:

F = F + F

.

π

F

4

2r

Сила и сообщает грузу

центростремительное ускорение:

1

2

(r — радиус окружности, по

которой движется груз, Т — период его обраще-

a =

T

2

,

ния).

Для нахождения периода удобно измерить время t определенного числа N

Модуль

T = N

a =

t

r

F

F

оборотов. Тогда

t

и

2

F

F

4π2N2 .

сил

и

можно измерить, скомпенси-

равнодействующей

ровав ее силой упругости

упр пружины

динамометра так, как это показано на

1

2

рисунке 1, б.

Согласно второму закону НьютонаmaF =, 1.

При подстановке в это равенство полученных в опыте значений Fynp, m и а может оказаться, что левая часть этого равенства отличается от единицы. Это и позволяет оценить погрешность эксперимента.

4.Ход работы

Порядок выполнения работы:

1. Нить длиной около 45 см привяжите к грузу и подвесьте к кольцу шт а-

тива.

2. Одному из учащихся взяться двумя пальцами за нить у точки подвеса и привести во вращение маятник.

7

3. Второму учащемуся измерить лентой радиус r окружности, по которой движется груз. (Окружность можно начертить заранее на бумаге и по этой окружности привести в движение маятник.)

4. Определите период Т обращения маятника при помощи часов с секундной стрелкой.

Для этого учащийся, вращающий маятник, в такт с его оборотами произносит вслух: нуль, нуль и т. д. Второй учащийся с часами в руках, уловив по секундной стрелке удобный момент для начала отсчета, произносит: «нуль», после чего первый вслух считает число оборотов. Отсчитав 30—40 оборотов, фиксирует промежуток времени t. Опыт повторяют пять раз.

5. Рассчитайте среднее значение ускорения по формуле (1), учитывая, что с относительной погрешностью не более 0,015 можно считать π2 = 10.

6. Измерьте модуль равнодействующей F, уравновесив ее силой упругости пружины динамометра (см. рисунок, б).

7. Результаты измерений занесите в таблицу.

8. Сравните отношение

Fупр

с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной провер-

ки того, что центростремительное

ускорение сообщает телу векторная сумма

ma

действующих на него сил.

Ответьте на контрольные вопросы и решите задачу.

5.Таблица результатов

Номер

t, с

tср, с

N

m, кг

r, м

а, м/с2

Fупр, Н

опыта

6.Расчеты

ср = t1+ t2 + +t5 .

Рассчитаем среднее время, за которое груз совершает N колебаний:

tср

Рассчитаем период обращенияt маятника5 :

4N2

r

Рассчитаем среднее значение

ускорения:

T = .

π

F = ma

маятнику ускорение по 2 закону Ньютона:

Найдем силу, сообщающую

a =

T2 . .

8

Погрешность измерений. Точность измерений.

Линейка:

∆r = ±0,0005м

Секундомер: t = ±0,5 c

Динамометр: ∆F= ±0,05Н

Подсчитаем погрешность определения периода (если считать, что число

N определено точно):

T

∆T

∆t

a

ε

=

r

.

a

2T

ср

подсчитаем как:

Погрешность определения ускоренияT

= t

ε

ср

+

T .

m = m

массы:

Погрешность определения= a

= r

ε

∆m, где ∆m = 0,002 кг

Погрешность определения ma:

ε

=

ε

ε .

см.

εma

ma,

Абсолютная погрешность

измерения силы:

ma

= m +

a

С другой стороны, силу F

ma = (ma ± )

ε

∆F,

:

мы измерили с погрешностью2

F =

F =

F

) Н.

(F ±

7.Контрольные вопросы

1.Почему при выполнении работы определяли время, за которое совершается небольшое число оборотов?

2.Определите линейную скорость тела по результатам опытов.

9

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА КОЛЕБАНИЙ НИТЯНОГО

МАЯТНИКА ОТ ДЛИНЫ НИТИ

1.Цель работы

Проверить экспериментально формулу, связывающую период колебаний маятника с длиной его подвеса.

2.Оборудование

штатив с перекладиной и муфтой;

нить с петлями на концах;

груз с крючком;

линейка;

электронный секундомер.

3.Основные теоретические сведения

Рассмотрим колебания нитяного маятника, т.е. небольшого тела (например, шарика), подвешенного на нити, длина которой значительно превышает размеры самого тела. Если шарик отклонить от положения равновесия и отпустить, то он начнет колебаться. Сначала маятник движется с нарастающей скоростью вниз. В положении равновесия скорость шарика не равна нулю, и он по инерции движется вверх. По достижении наивысшего положения шарик снова начинает двигаться вниз. Это будут свободные колебания маятника.

Свободные колебания – это колебания, которые возникают в системе под действием внутренних сил, после того, как система была выведена из положения устойчивого равновесия.

Колебательное движение характеризуют амплитудой, периодом и частотой колебаний.

Амплитуда колебаний — это наибольшее смещение колеблющегося тела от положения равновесия. Обозначается А. Единица измерения — метр [1м].

Период колебаний — это время, за которое тело совершает одно полное колебание. Обозначается Т. Единица измерения — секунда [1с].

Частота колебаний — это число колебаний, совершаемых за единицу времени. Обозначается ν. Единица измерения — герц [1Гц].

Тело, подвешенное на невесомой нерастяжимой нити назы-

вают математическим маятником.

Период колебаний математического маятника определяется формулой:

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При работе кондиционера установленного в комнате за некоторое время в окружающее пространство
  • Приведите пример российской компании сделавшей хороший рестайл почему вы считаете его удачным
  • Принцип организации финансов компании организации предполагает обязательное получение прибыли
  • Принцип характеризующий равномерность выполнения производственных работ во времени называется
  • Проанализируйте свою повседневную работу или работу отдела в вашей компании на наличие потерь