Почему надо внимательно читать задание которые выдал на листочке учитель во время контрольной работы

Почему необходимо внимательно читать

Еще с малых лет мы слышим от учителей и родителей наставление: «Читай внимательно!». Оно настолько привычно, что воспринимается как очередное неинтересное, занудное, но обязательное к исполнению правило. Чтобы изменить свое отношение, стоит разобраться, на чем основана эта рекомендация.

Почему необходимо внимательно читать

При невнимательном чтении велика возможность упустить значительный элемент содержания или неверно понять его. Дело в том, что рассуждение строится на взаимосвязи мельчайших фактов. В условиях множества сюжетных линий невнимательное отношение к какой-либо мелочи приведет к тому, что вы запутаетесь в этих тонких причинно-следственных цепочках. А значит, неверно поймете или вообще не поймете суть происходящего на страницах книги. Во втором случае придется возвращаться к тому месту, на котором вы оступились. Плавный ход повествования будет нарушен, вы «вынырнете» из книжной реальности, и эмоциональное воздействие этого произведения будет уже не таким сильным.

Важная часть литературного или публицистического произведения – это подтекст. Заметить его можно только при вдумчивом чтении. С помощью такого «подводного течения» автор может изменять смысл сказанного до противоположности или обогащать простую фразу дополнительными смыслами. Этот прием придает всему произведению объем и значимость.

Еще один способ обогащения смысла – интертекстуальность. Только внимательно вчитываясь в каждое предложение, вы заметите, что автор вплетает в текст явные и скрытые намеки на другие книги, факты современности и прошлого.

Внимание при восприятии информации позволяет не только принимать ее к сведению, но и анализировать. Причем при вдумчивом чтении процесс анализа начинается еще до того, как вы отложите текст. В противном случае возникает лишь один эффект: «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

В процессе чтения есть возможность узнать не только то, о чем написано, но и как именно это написано. Внимание к языку, способу изложения информации позволит вам получить дополнительные сведения. Речевые характеристики зачастую формируют образ героя. Стиль изложения автора делает его узнаваемым для вас. Совместив информацию о личности автора, времени создания текста и языковые особенности произведения, вы получите характеристику определенной эпохи и страны (в которых текст был создан или происходит действие произведения). Постепенно набирая подобные примеры, вы сформируете свой собственный стиль или манеру изложения и значительно расширите словарный запас.

Навык внимательного чтения пригодится вам и в самых заурядных, бытовых ситуациях. Ведь именно вдумчивое восприятие всех документов обезопасит вас от юридических ошибок.

Видео по теме

Мы уже говорили о значимости понятного и реалистичного содержания задач в курсе арифметики в статьях «Какие задачи развивают ребёнка — лёгкие или трудные» и «Каким должно быть содержание задачи».

Второй важный фактор успешного обучения детей решению задач — сознательное усвоение ими условий задач. Ведь помимо образного представления реалий сюжета необходимо уловить числовые отношения, или математическую структуру задачи. Для этого классическая методика предлагает огромное количество форм работы. Давайте будем шаг за шагом осваивать эти приёмы.

1) Чтение, запись и повторение условия

В повседневной практике порой приходится наблюдать, как ребёнок слабо понимает текст условия из-за плохого чтения, особенно в первых двух классах. Процесс чтения условия задачи существенно отличается от чтения рассказов. Особые трудности для ребёнка представляет чередование в условии словесного текста с числами. Числа, как показывает опыт, читаются совсем иначе, чем слова. Объясняется это, главным образом, тем, что каждое число представляет собой особую комбинацию знаков — цифр, в то время как в словах знаки-буквы встречаются в своих специфических комбинациях. Вследствие этого ребёнок при чтении чисел делает больше фиксаций взгляда, а также больше регрессий (возвращений к просмотренному тексту), фиксации взгляда здесь более длительны, чем при чтении слова. При встрече числа в условии задачи ребёнок вынужден замедлять темп своего чтения. 

20

Из сказанного видно, что чтение условия задач требует особых навыков. Поэтому нельзя полагаться на общие навыки чтения, которые приобретаются детьми на уроках словесности, а необходимо обучать их чтению текста математических задач как особому навыку.

Самый первый и простой приём, используемый учителем, — это чтение условия задачи не менее двух раз: при первом чтении ребёнок должен уловить общий смысл условия, а при вторичном — вникнуть в числовые данные. 

Важный вопрос: кто должен читать условие — учитель или ученик? Наблюдения, а также исследования, которые проводились в данной области, показали, что дети лучше справляются с задачами, читаемыми учителем, чем с аналогичными задачами, условия которых они читают сами. 

Следует ли из этого, что учитель должен всегда сам читать условие? Разумеется, нет. Конечная наша цель — развитие у детей умения самостоятельно, без посторонней помощи, решать задачи. Поэтому было бы вредно, если бы во всех случаях учитель сам читал условие. Вместо этого необходимо, начиная с I класса, приучать детей к чтению задач по учебнику. 

Исходя из сказанного, наиболее правильным на первоначальных этапах обучения будет такой вариант: более сложные для понимания задачи правильнее читать учителю, причём более эффективно не читать, а рассказывать задачу наизусть, а на задачах более лёгких вырабатывать у детей навыки самостоятельного чтения и усвоения условия задачи.

21 222

2) Составление краткой записи

При работе над сложной задачей детям помогает запись её условия. Формы записи условия могут довольно разнообразными. Одна из них — краткая запись. Разберём её более подробно, так как краткая запись задачи — это настоящий бич современной начальной школы, сопоставимый по разрушительной силе со звуковыми транскрипциями и модулями-схемами. 

Первый и самый важный момент: краткая запись не может и не должна быть самоцелью при обучении решению задач — это служебное подготовительное действие, которое нужно тогда и только тогда, когда задача настолько сложна, что ребёнок не может охватить её сюжет целиком. Краткая запись условия задачи должна способствовать пониманию, а не усложнять его; упрощать, а ни в коем случае не затруднять процесс решения задачи. 

Итак, первоочередным условием использования краткой записи при усвоении условия задачи будем считать то, что задача настолько сложна, что ребёнок не может ухватить её сюжет целиком и нуждается в поэтапном (синтетическом) разборе задачи. 

Выделение из текста условий числовых данных и их запись делает более ясным для учеников, что дано в задаче и что ищется. Такая запись помогает им лучше понять зависимость между величинами, о которых идёт речь в условии задачи. 

Краткая запись условия может проводиться по-разному. Возьмём для примера задачу: «Конструктор, машинка и робот стоили 700 рублей. Конструктор стоил 130 рублей, машинка — в 2 раза больше, чем конструктор. Сколько стоил робот?» 

Выписывая числовые данные из этого условия, можно расположить их в строчку, например: 

3 игрушки — 700 руб.; конструктор — 130 руб., машинка — в 2 раза больше.        Робот — ? 

Можно расположить эти данные по-иному, схематически, примерно так: 

Конструктор — 130 руб. 
Машинка — в 2 раза больше. 
3 игрушки — 700 руб. 
Робот — ? 

Легко видеть, что вторая форма записи делает условие более доходчивым для ребёнка, облегчает ему понимание зависимости между величинами. Целесообразно применять схематическую запись условия при решении трудных задач. Однако не нужно настаивать на каком-то однообразном, если не сказать однобоком, алгоритме краткой записи условия задачи. Подбирайте для каждой задачи наиболее понятную и удобную для целостного восприятия форму записи данных и искомых величин. Сделайте этот процесс творческим и интересным, а не «зубодробильным», как в современных методиках. 

Очень полезно, чтобы учащиеся прибегали к краткой форме записи числовых данных при самостоятельном решении сложных задач, как в классе, так и дома. Пусть они выбирают свои приёмы записи, удобные для них. Это раскрепощает ребёнка перед задачей, побуждает его рассмотреть её с разных ракурсов, подталкивает мысль к нахождению путей решения, которых, как и форм краткой записи, может быть несколько. Чем свободнее и смелее ребёнок будет рассматривать и кратко записывать задачу по своему усмотрению, тем смелее и свободнее он решит её. 

Однако следует ли всегда прибегать к схематической записи числовых данных задачи? Разумеется, нет, так как злоупотребление этой формой может привести к тому, что ученики не будут справляться с задачей при иной форме записи, в особенности же без записи условия. 

23

А что делать, если ребёнок, только прочитав задачу, уже знает, как её решать? Ответ на этот вопрос однозначный — решай, моя умница!

3) Повторение, или пересказ условия

К сожалению, в современной общеобразовательной школе краткая запись стала единственной и безальтернативной формой работы с текстовыми задачами. Вводится она неоправданно рано и бесцельно усложняет решение простых и понятных ребёнку задач. Поэтому хочется обратить особое внимание наших читателей на другие формы работы над усвоением содержания задачи, в частности — на повторение, пересказ её условия.

Если вы начнёте практиковать пересказ задач, то убедитесь, что для формирования этого навыка также нужна практика. Обычно активно воспроизвести задачу могут немногие учащиеся, большая же часть детей воспринимает условие пассивно, на слух. Даже если вы дадите ребёнку прочитать задачу, которую он успешно решил несколько дней назад, и спросите его, может ли он её пересказать, скорее всего, он ответит утвердительно. Однако многие из тех детей, которые дают утвердительный ответ, всё же не могут повторить условие. 

Здесь сказывается существенное различие между узнаванием и воспроизведением. Прочитав знакомое условие, ребёнок узнаёт его и чувствует уверенность, что может его повторить. При воспроизведении же оказывается, что он его не знает. 

Наиболее часто дети затрудняются при пересказе середины и конца условия, в особенности же при пересказе главного вопроса. Иногда ученику требуется прочитать условие ранее решённой задачи несколько раз, пока он окажется в состоянии пересказать его. 

24

Уметь пересказывать прочитанную задачу очень полезно, так как чаще всего бывает достаточно добиться хорошего пересказа условия, чтобы получить правильное решение задачи от ученика, который до этого не мог решить её. 

Чтобы активизировать работу детей в процессе повторения задачи, можно рекомендовать им повторять условие прослушанной задачи сперва тихо или про себя и лишь после этого приступать к пересказу вслух. Таким образом, все учащиеся, а не только те, кого учитель вызывает для устного пересказа, будут повторять условие. 

В том случае, когда дети сами читают условие, необходимо рекомендовать им читать задачу не менее двух раз, затем закрыть учебник и повторить условие тихо, про себя. При этом надо указать ученикам, что числовые данные можно не запоминать, главное — понять и усвоить содержание задачи. Следует предупреждать детей, что от них будет требоваться пересказ условия без книжки («Вы должны будете повторить задачу, не заглядывая в учебник. Числа запоминать не нужно»). По нашим наблюдениям, такие предупреждения заставляют детей читать условие внимательно и пересказывать его про себя, чтобы быть готовым к пересказу вслух. 

Здесь уместно указать, что, как показали экспериментальные исследования, при чтении текста с необходимостью запомнить его читающий гораздо яснее представляет себе содержание читаемого. Вот что пишет по этому поводу проф. А. А. Смирнов:

«Под влиянием мнемонической направленности наглядные представления возникают чаще, чем в отсутствие её. Далее, при чтении в условиях мнемонической направленности образы чаще иллюстрируют само содержание текста, а не являются побочными, случайно связанными с тем, что говорится в тексте». «Пересказывая своими словами, — пишет в той же статье проф. Смирнов, — мы приспособляем воспринятое к самим себе, «ко всей системе нашей психической жизни», к нашему «образу мыслей». Мы действительно осваиваем текст». 

Нередко дети приступают к решению заданной им задачи, не прочитав условия до конца, что оказывается причиной многих ошибочных решений. Внимательное чтение и пересказ условия могут способствовать заметному повышению правильности решений. 

Следует рекомендовать детям, чтобы и при выполнении домашних заданий по арифметике они прочитывали условие заданной задачи не менее двух раз, повторяли его, не заглядывая в учебник, и лишь после правильного пересказа условия приступали к решению задачи. 

25

Указанное требование не имеет ничего общего с требованием заучивать наизусть условие задаваемой задачи и знать его на память при проверке домашних задании на следующий день. Повторение условия про себя непосредственно перед решением задачи полезно, так как это способствует лучшему усвоению и пониманию детьми её содержания. Заучивание же условия задачи наизусть не имеет никакого смысла и зря обременяет память учащихся. 

Особо следует остановиться на вопросе о том, как следует проводить повторение условия вслух. 

Независимо от того, читает ли условие учитель или сами дети, нужно проверить, усвоили ли они условие (исключение должно допускаться лишь при вполне самостоятельном решении задач). В этих целях учитель может предложить вызываемым ученикам связно повторить условие либо ответить на отдельные частные вопросы, касающиеся содержания условия (повторение по вопросам учителя). 

Как определить, какой способ уместнее в вашем конкретном случае? Здесь, как и всегда, опираемся на здравый смысл: когда решается новая, трудная задача, необходимость повторения условия и целиком, и по вопросам вполне оправдана; когда же решается сравнительно нетрудная задача, можно ограничиться тем, чтобы один-два ученика связно повторили условие, после чего можно переходить к её решению. 

Однако и при такой форме работы возможен непродуктивный формальный подход, которого нужно стараться избегать. Порой при решении задачи обнаруживается, что ученик, правильно пересказавший условие, не представляет себе того, о чём он рассказывал. Очевидно, что при формальном усвоении словесного текста задачи ученик не всегда может правильно понять зависимость между величинами, о которых в ней идёт речь, и, как следствие, не может правильно решить задачу. Поэтому очень важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно представляли себе содержание задачи, чтобы они видели в своём воображении то, о чём рассказывается в ней. 

26

Д. Мартынов в своём пособии «Методика арифметики для начальной школы» говорит по этому поводу:

«Содержание задачи можно считать усвоенным лишь тогда, когда ученик достигнет до наглядного, как бы картинного представления между данными в задаче числами. Направить воображение ученика именно в эту сторону — дело учителя». 

На значение отчётливого представления содержания задач указывает и проф. И. В. Арнольд, который пишет:

«Затруднения в использовании данных арифметических задач в большинстве случаев зависят от недостаточно отчётливого представления учащимися данных количественных взаимоотношений». 

4) Понимание слов, входящих в состав условия

Прежде чем приступать к работе над задачей, учителю необходимо убедиться в том, что ребёнок понимает значение всех слов, входящих в состав условия. Тексты многих задач наших учебников содержат слова, недостаточно знакомые детям (а иногда и вовсе незнакомые им). Это затрудняет понимание смысла условия и, как следствие, понимание способа решения задачи. 

Здесь внимание учителя должны привлекать не только особо трудные слова, с которыми дети редко встречаются, но и употребляемые более часто, которые, может быть, уже не раз встречались им, но о которых, как показывает целый ряд исследований, проведённых в этой области, у них нередко сформировываются неясные, а то и неверные представления. 

Приведём для примера данные советского исследования этого вопроса. 

Чтобы изучить доступность для учащихся III и IV классов словаря учебников по арифметике, из каждого сборника было выделено по 30 наиболее трудных слов. 
Вот образцы слов, выделенных из учебника для III класса: «барка», «бетон», «домна», «ссыпной пункт», «кокс» и др. А вот образцы слов, выделенных из учебника для IV класса: «баржа», «зубчатое колесо», «зяблевая вспашка», «зольное удобрение», «мюльная машина», «шлюз» и др. 

Перечисленные слова предложили соответственно учащимся третьих и четвёртых классов, при этом им дали задание — рядом с каждым словом написать, как они его понимают. Всего опросили 309 учащихся третьих классов и 438 учащихся четвёртых классов. 

Полученные листки с ответами учащихся обработали так: по каждому слову был подсчитан процент полностью правильных, частично правильных, неправильных и отсутствующих ответов. Результаты обработки детских ответов показали, что многие из перечисленных выше слов малознакомы для школьников. 

Приведём образцы детских ответов (правильных и неправильных) по отдельным словам. 

Зяблевая вспашка:
«Вспашка, которую пашут под осень». «Это кто-нибудь вспашет и её замораживает». «Вспашка, у которой пахарь зябнет». «Зяблевая вспашка — это плохая работа». «Зяблевая вспашка называется вспашка бугристая, как будто озябший человек. Когда человек зябнет, то у него тело покрывается маленькими бугорками». «Это когда пашут и зябнут». «Зяблевая вспашка — это пашут зябликом». «Это он [видимо, зяблик] своим носом роет землю». 

Чайная плантация:
«Поле, на котором возделывают чайные кусты». «Это большое поле, на котором растёт чай». «Это есть такая местность, где погружают чай». «Где прохожие пьют чай». «Посуда, из которой пьют чай». «Чайная плантация — небольшая лавочка». «Все чай пьют, все вместе». «Делают чайную посуду». 

Более подробно результаты этого исследования изложены в статье «Изучение доступности словаря учебника» из журнала «Народный учитель» (1935).

Как видно из приведённых образцов, у некоторых учащихся превратные представления о словах, встречающихся в условиях задачи. 

Оказывает ли наличие таких слов в условии влияние на правильность решения задачи? Чтобы проверить это, были составлены две пары задач, при этом задачи каждой пары были однородны по своей структуре, но различались между собой словарём: первая задача каждой пары содержала трудные слова, вторая задача была свободна от таких слов.

Вот первая пара задач: 

1. «В районе 43 500 га посевной площади; 1/5 часть её — под яровыми. Средний урожай ярового поля — 1 700 кг с гектара. При переходе к зяблевой вспашке урожай яровых хлебов повысился на 170 кг с гектара. Сколько яровых хлебов собирает район при зяблевой вспашке?»

2. «В совхозе 23 400 га земли. 1/3 её засеяна пшеницей. Средний урожай пшеницы был 1 600 кг с гектара. На следующий год под пшеницу заняли столько же земли, как и раньше, но хорошо удобрили землю навозом, и урожай пшеницы повысился на 330 кг с гектара. Сколько пшеницы собрал совхоз с удобренной земли?»

А вот вторая пара задач: 

1. «Два пассажирских поезда стоят один за другим. В одном — паровоз с тендером и 40 вагонов, в другом — паровоз с тендером и 45 вагонов. Длина вагона — 7 м, а паровоза с тендером — 23 м. Какой длины путь занимают оба поезда?» 

2. «Два пассажирских поезда стоят один за другим. В одном — паровоз и 60 вагонов. В другом — паровоз и 76 вагонов. Длина вагона — 9 м, длина паровоза — 25 м. Какой длины путь занимают оба поезда?»

Опытная работа была проведена в трёх четвёртых классах. В каждом из этих классов сначала давались для самостоятельного решения две задачи в одной формулировке (вторая задача первой пары и первая задача второй пары), затем, ровно через шестидневку, в тот же час дня — две аналогичных задачи в другой формулировке (первая задача первой пары и вторая задача второй пары). 

Из проведённого эксперимента стало очевидно, что наличие малопонятных слов в условии задачи оказывает отрицательное влияние на правильность её решения. Интересно, однако, отметить следующее: некоторые учащиеся из числа тех, которые обнаружили непонимание слов, входивших в состав контрольных задач, тем не менее, правильно решили их. Так, правильно решили задачу первой пары учащиеся, которые писали про зяблевую вспашку: «Это когда пашут и зябнут», «Это он своим носом роет землю» и др. Это значительно снижает ценность их работы, ибо образовательное значение решения задачи может в полной мере сказаться тогда, когда учащиеся правильно представляют себе, что такое посевная площадь, яровое поле, зяблевая вспашка. Лишь в этом случае они будут сознательно решать задачу и, кроме того, через посредство её решения уточнят свои знания о выгоде зяблевой вспашки, о которой идёт речь в условии. 

Значит ли это, что сборники задач должны быть совершенно разгружены от трудных слов? Нет, ибо это могло бы привести к отрыву содержания задач от производственной и культурно-политической жизни взрослых. Тем самым решение задач потеряло бы в значительной мере своё воспитательно-образовательное значение. Речь должна идти не о разгрузке учебников от трудных слов, а лишь об исключении из них малоупотребительных слов с узко ограниченным применением в жизненной практике, при этом новые для учащихся слова должны вводиться в меру, с учётом уровня развития учащихся каждого класса. Нечего говорить о том, что значение каждого из таких слов должно подробно разъясняться детям. 

Наши учебники в значительной части освобождены от слов, которые маловероятно встретятся в их жизни, однако нашей задачей было сохранить нравственный воспитательно-трудовой настрой учебника. В связи с этим у современных городских детей зачастую возникают трудности с пониманием некоторых слов задач. Обращайте на это особое внимание. Проводите краткие вводные беседы перед чтением текста задачи, содержащей понятия, малознакомые детям. Порой нам даже сложно предположить, что то или иное понятие (баржа, вагон пшеницы, экземпляр книги, железнодорожная ветка, лесной питомник, отрез ткани и т. п.) может вызвать затруднение у ребёнка.

arifm 11

5) Понимание жизненного смысла задачи 

Когда мы убедились в том, что дети понимают значение отдельных слов, из которых состоит текст задачи, это ещё совершенно не означает того важного момента, что у ребёнка сложилось ясное представление о той жизненной среде (обстановке), из которой взята задача, что он понимает, кому и когда приходится решать такие задачи в жизни. Без этого трудно понять зависимость между величинами, о которых идёт речь в условии, и, как следствие, трудно правильно выбрать нужные действия. 

При выборе тематики задач прежде всего следует соблюдать общедидактический принцип от близкого к далёкому, выбирая вначале задачи из близкого окружения детей и лишь постепенно переходя к менее знакомым для них областям жизни.

Для лучшего понимания условия, для активизации детского воображения возможно применять ещё целый ряд приёмов:

а) Вместо сжатой формулировки условия изложить его более полно — так, чтобы детям было легче представить себе жизненную обстановку, из которой взята задача, чтобы задача стала более понятной для них. 

Приведём пример из школьной практики. Во II классе решали задачу: 

«Чтобы оклеить комнату, достаточно иметь 6 кусков обоев по 14 м в каждом куске. Сколько кусков обоев пойдёт на эту комнату, если в каждом куске будет 12 м?» 

При разборе задачи многие дети обнаружили непонимание способа её решения, непонимание зависимости между её величинами. Последнее, как это нетрудно было заметить, проистекало от непонимания ими жизненного смысла задачи. 

Тогда учитель предложил ученикам условие задачи в новой редакции: 

«Нужно оклеить комнату. Мастер велел купить 6 кусков обоев по 14 м в каждом. В магазине же оказались куски обоев длиною по 12 м каждый. Хозяйке нужно сосчитать, сколько таких кусков ей нужно купить?»

Далее учитель сказал: «Пусть каждый из вас представит себе, что он пошёл покупать обои для этой комнаты. Как бы вы стали решать задачу?» 

И вот многие из тех учеников, которые до этого не знали, как решать задачу, стали более уверенно рассказывать её план и решение. Это явилось результатом того, что благодаря новой формулировке условия у детей возникло более ясное представление о жизненной обстановке, из которой взята задача, они поняли, зачем нужно было её решать (зачем нужно было узнавать количество кусков обоев по 12 м). Определённую роль здесь сыграло и то, что детей призвали поставить себя на место действующего лица — покупателя обоев, что сделало более активным их отношение к решаемой задаче. 

Приведём ещё один пример. В IV классе решали задачу: 

«Для осушения болота нужно вырыть канаву длиной в 1 080 м. Один землекоп может вырыть эту канаву за 40 дней, другой — за 60 дней. За сколько дней они выроют канаву, работая вместе?» 

В беседе с учениками выяснили, для чего нужно было рыть канаву. Далее детям разъяснили содержание задачи примерно так: 

«Для осушения болота нужно было вырыть канаву длиной в 1 080 м. Первый землекоп, которому предложили эту работу, был готов взяться за неё, но он сказал, что может вырыть канаву за 40 дней. Это оказалось слишком длинным сроком. Тогда обратились к другому землекопу. Но тот сказал, что он может вырыть канаву только за 60 дней. Этого срок был ещё длиннее. Чтобы канава была вырыта скорее, наняли обоих землекопов. В задаче спрашивается, за сколько дней оба землекопа выроют канаву, работая вместе». 

Доведение до сознания учащихся жизненного смысла задачи помогло им лучше понять способ её решения. 

При более полном изложении условия следует дополнять его лишь такими деталями, которые необходимы для лучшего понимания данных количественных отношений, так как излишние подробности могут отвлечь внимание детей от основной фабулы задачи и тем самым затруднить для них понимание зависимости между величинами. 

Здесь уместно привести образцы задач из сборника Звягинцева и Бернашевского, в котором большинство задач изложено в форме рассказов: 

«Костя помогает дедушке Савелию собирать в саду опавшие яблоки. Сегодня он собрал 22 спелых яблока и 13 зелёных. Сколько всего яблок собрал он?» 

«Учительница рассказала ребятам, что ей пришлось однажды видеть в зверинце двух черепах: одну большую морскую весом 480 фунтов, а другую обыкновенную ручную весом 30 фунтов. Во сколько раз речная черепаха легче морской?» 

В первой задаче, может быть, излишне указывать, как звали дедушку. Также можно было бы несколько короче изложить условие второй задачи. Но в целом введённые в эти задачи детали, не загромождая их основной фабулы, помогают детям легче представить содержание задачи, делают задачи более доходчивыми. 

В то же время в этом сборнике много задач, условия которых чрезмерно загромождены излишними деталями. Приведём образцы таких задач: 

«В жаркой стране Африке есть воробьи, которые целой стаей устраивают гнёздышки рядышком и выводят над ними общую крышу. Облюбовали эти воробьи большое высокое Дерево и устроили на нём под одной крышей 76 гнёзд. Потом прилетела к ним другая стайка, увеличила крышу и пристроила ещё 21 гнездо. Сколько всего гнёзд было под крышей?» 

«Вывели воробьи птенцов и разлетелись. А когда настало время опять выводить птенцов, прилетели к тому же дереву сперва 38 пар воробьёв, потом — на 17 пар больше. Но поселились воробьи не в старых гнёздах, а свили и подвесили к ним новые гнёздышки, особое для каждой пары. Крыша же под гнёздами осталась прежняя. Сколько новых гнёзд устроили воробьи?» 

Излишнее многословие, особенно во второй задаче, может затруднить детям решение, так как из-за обилия деталей они могут не понять данных количественных отношений. 

Оживлению задач может способствовать введение в их условия прямой речи. Приведём образцы таких задач:

«Швее дали 15 м полотна и сказали: «Из 3 м сошьёте наволочки, а из остального полотна — 6 одинаковых простыней». Сколько метров полотна пошло на каждую простыню?» 

«Мама выкопала в парнике 100 штук капустной рассады и говорит сыну: «На 4 маленьких грядках посадим по 10 штук, а остальные — на большой грядке». Сколько штук рассады мама хотела посадить на большой грядке?» 

«Лиза рассказала своей подруге: «У меня было 70 см материи. Из 30 см я сшила своей кукле одеяльце, а из остальной материи — 2 одинаковых платьица». Сколько материи пошло на каждое платьице?» 

Более полное изложение условий уместно, главным образом, в младших классах, особенно в первом, где умелое введение деталей в условие может способствовать усилению интереса детей к задаче, активизации их внимания.

arifm 12

б) Для того чтобы детям было легче понять, кому и при каких обстоятельствах приходится решать задачи, подобные данной, учитель после повторения условия проводит с детьми соответствующую беседу.

Приведём пример из школьной практики. 

При решении в III классе задачи: 

«Один каменщик укладывает 6 200 кирпичей за 5 дней, а другой — 7 350 кирпичей за 6 дней. Сколько кирпичей могут уложить оба каменщика за 25 дней?» 

перед детьми поставили вопрос, кому из взрослых приходится решать такие задачи. Они ответили: инженерам, бригадирам. После этого был задан новый вопрос: зачем инженеру или бригадиру могло понадобиться вычислить, сколько кирпичей уложат оба каменщика за 25 дней. В беседе выяснили, что каменщики, возможно, были вновь приняты на работу, что каждого из них поставили на несколько дней на пробную кладку, чтобы выяснить, сколько кирпичей в среднем он может уложить за день. Затем их, может быть, поставили вместе работать, и нужно было сосчитать, сколько кирпичей они уложат за месяц вместе (за 25 рабочих дней). 

в) В целях лучшего понимания детьми задачи иногда целесообразно проводить живое иллюстрирование условия, изображение его в лицах. 

При решении в I классе задачи: 

«2 мальчика пошли вместе на рыбалку и договорились делить пойманную рыбу поровну. Один мальчик поймал 7 рыб, а другой — 9. Сколько рыб досталось каждому мальчику?» 

учитель после прочтения условия провёл с детьми беседу: 

— Кто из вас когда-нибудь рыбачил (много мальчиков подняли руки)? Вот как много ребят удили рыбу! Двое из тех, кто удил рыбу, пойдут к доске. Вот вы двое встаньте у доски лицом к классу. Вы как бы будете теми мальчиками, о которых рассказывается в нашей задаче. Скажите, куда вы вместе пошли? 
— Мы пошли на реку рыбачить. 
— Сколько рыб ты поймал? 
— Я поймал 7 рыб. 
— А сколько рыб ты поймал? 
— Я поймал 9 рыб. 
— Как вы поделили между собою пойманную рыбу? 
— Мы поделили её поровну. 
— Что спрашивается в задаче? 
— Сколько рыб получил каждый из нас. 

В некоторых случаях полезно, чтобы дети, которые представляют действующих лиц задачи, изображали то, что делали последние. При решении задачи, в которой речь шла о собиравшей грибы девочке, вызванная ученица, держа в руках данную ей учительницей корзиночку, изображала в движениях то, о чём рассказывалось в задаче. Этот приём, как показывает опыт, активизирует внимание детей, помогает им более ясно представить содержание задачи. 

hqdefault

Живое иллюстрирование условий применимо не только в первом, но иногда и в последующих классах. Приведём ещё пару примеров.

В III классе решали задачу: 

«2 маляра вместе получили за свою работу 3 600 руб. Один из них работал 5 дней, а другой — 4 дня. Сколько рублей должен получить каждый маляр?» 

При разборе задачи обнаружилось, что некоторые учащиеся не понимают способа её решения. Это выяснилось, когда дети стали предлагать неверный выбор действий для решения задачи (делить 3 600 на 5; 3 600 на 4 и т. п.). Тогда учитель в беседе с детьми выяснил, что маляры работали вместе, положим, вместе красили стены в школе. Один работал 5 дней, а другой — 4 дня. По окончании работы им выдали на двоих 3 600 руб., которые они должны были поделить между собой по количеству рабочих дней каждого. После этого учитель сказал учащимся: «Чтобы задача была вам понятнее, я вызову к доске двух учеников. Они как бы будут теми малярами, о которых рассказывается в задаче».

Затем вызванным ученикам были предложены следующие вопросы, на которые они отвечали: 

— Сколько денег вы получили вместе за свою работу? 
— Сколько дней ты работал? 
— Сколько дней ты работал? 
— Что вам нужно сосчитать? 

Инсценирование условия оказалось в данном случае весьма эффективным и достаточным для осознанного решения задачи. 

При решении в III классе задачи: 

«Три парикмахера сообща купили 35 флаконов шампуня. Первый парикмахер дал на эту покупку 2 160 руб., второй — 1 620 руб., а третий — 2 520 руб. Сколько флаконов шампуня должен получить каждый парикмахер?» 

в беседе выяснили, что парикмахеры, чтобы не ехать всем в магазин, могли послать туда одного человека закупить для них шампуни. Затем парикмахерам нужно было разделить между собой доставленные флаконы по количеству денег, которые каждый из них дал на эту покупку. После задача была инсценирована так же, как предыдущие. 

Приведённые выше приёмы помогают детям яснее представить жизненное содержание задачи, обстоятельства, при которых приходится решать подобные вопросы в реальной жизни. Они содействуют активизации отношения учащихся к решению задач, как бы ставя их в положение действующих лиц, о которых рассказывается в задаче. 

Само собой разумеется, эти приёмы уместны лишь тогда, когда дети без этого не понимают содержания задачи, её жизненного смысла, не могут самостоятельно решить задачу. 

6) Применение наглядности

Лучшему усвоению условия задачи и, как следствие, лучшему пониманию способа её решения способствует применение наглядности. Здесь может быть использована как реальная наглядность, так и условная. Особенно уместно применение наглядности в младших классах. Применение наглядных пособий полезно при объяснении новых видов простых и составных задач и вообще во всех тех случаях, когда без этого детям трудно понять ход решения задачи. 

Наглядные пособия должны подбираться с таким расчётом, чтобы они не освобождали ребёнка от мыслительной работы, а лишь облегчали ему процесс этой работы. 

В качестве наглядных пособий при решении задач применим разного рода счётный материал, а также рисунки и чертежи.

30

Рисунки для иллюстрирования задач должны содержать, возможно, меньше деталей с тем, чтобы не отвлекать внимания от их математической стороны. 

В наших учебниках встречаются следующие виды иллюстраций к задачам:

31

32

33

34

35

36

Когда вы даёте задачу для самостоятельного решения, очень полезно рекомендовать детям делать к ней рисунок или чертёж.

При частом применении наглядности во время классных и самостоятельных занятий дети, как показывает опыт, начинают прибегать к ней сами, без подсказки учителя. Этот навык чрезвычайно важен, особенно для решения нестандартных олимпиадных задач, так как они требуют хорошо развитого воображения и способности представить всю ситуацию, описанную в задаче.

Подробнее о методике обучения решению задач вы можете прочитать в пособии Г. Б. Поляка «Обучение решению задач в начальной школе».

Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.

Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок — это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

«Вова, ставлю тебе двойку за поведение», — слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика — он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» (п.65).

Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы — преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.

Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.

Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде «Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?» или «Кто из тебя вырастет!».

О таком запрете прямо говорится в Законе «Об образовании» (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

«Звонок для учителя» — любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами «Мать в школу придет — отдам ей» или «После урока заберешь». Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.

Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.

Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания — больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке — только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.

Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.

Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.

Работа над ошибками

olga553691 Дата: Четверг, 14.04.2016, 10:35 | Сообщение # 1
Сообщений:

5

Награды: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мой сын учится в пятом классе. Весь год контрольные и самостоятельные работы ученики из его класса пишут на листочках, хотя заводились специальные тетради для контрольных. После написания работ листочки не раздаются, просто через неделю, а то и позже им об»являются оценки и все! Никаких работ над ошибками не проводится и ничего не разбирается. Правомерно ли поступает учитель? Я пыталась посмотреть четвертную контрольную, но учитель сказала, что листочки у нее дома лежат.

Добавлено (13.04.2016, 20:38)
———————————————
Да, забыла написать, что это математика.

Добавлено (14.04.2016, 10:35)
———————————————
Почему-то все молчат. Должны ученики видеть свои контрольные и самостоятеотные работы или нет? Должна ли проводиться работа над ошибками или это на усмотрение учителя математики? Уважаемые учителя, ответьте на мои вопросы, пожалуйста. Я может чего то не понимаю, в мое школьное время было так всегда. А сейчас есть какие-то стандарты или как это обозначить? В функции учителя это входит или нет?

14.04.2016

Екатерина_Пашкова Дата: Четверг, 14.04.2016, 10:53 | Сообщение # 2
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline
olga553691, ну что Вам сказать. Насколько мне известно, после проведения контрольной работы должна быть проведена работа над ошибками. Форма проведения работы над ошибками может быть любой — устная, задания на дом, прорешивание в классе.

Цитата olga553691 ()

Весь год контрольные и самостоятельные работы ученики из его класса пишут на листочках, хотя заводились специальные тетради для контрольных.

Официальные контрольные будут проводиться в тетради для контрольных, например, итоговая в конце года.
Текущие работы, составленные учителем по своей инициативе, пишутся на листочках.

Цитата olga553691 ()

После написания работ листочки не раздаются, просто через неделю, а то и позже им об»являются оценки и все!

Я тоже не раздаю. Может быть, это и плохо, но если раздать, то обратно не получить. Поэтому объявляю, что посмотреть работы можно после урока, пожалуйста, и обсудить тоже можно.

Цитата olga553691 ()

Я пыталась посмотреть четвертную контрольную, но учитель сказала, что листочки у нее дома лежат.

Договоритесь заранее, чтобы принесла в школу и посмотрите.

14.04.2016

olga553691 Дата: Четверг, 14.04.2016, 11:18 | Сообщение # 3
Сообщений:

5

Награды: 0
Статус: Offline
Спасибо Вам огромное, Екатерина. Дело в том, что работы не только не раздаются, но и вообще не показывают их детям. И четвертные контрольные тоже они пишут на листочках. Но, это уже вопросы к нашему учителю будут. Еще раз благодарю Вас, что нашли время и ответили мне.

14.04.2016

Екатерина_Пашкова Дата: Четверг, 14.04.2016, 11:25 | Сообщение # 4
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline

Цитата olga553691 ()

Дело в том, что работы не только не раздаются, но и вообще не показывают их детям.

Ну я тоже в основном не раздаю. Раздашь — и не успеешь моргнуть — недовольные уже порвут, сомнут, выбросят, ну в основном, просто забудут сдать после урока и унесут. То есть если раздавать, то нужно потом уделить время, чтобы собрать все листочки обратно. А вот если листочек потерять, а потом мама придет задать вопрос, то и ответа на будет. Сейчас предполагается, что у учителя листочек есть, поэтому Вы как раз можете его посмотреть. Думаю, что учитель их хранит специально чтобы решать возникающие вопросы.

Цитата olga553691 ()

И четвертные контрольные тоже они пишут на листочках.

Это не страшно.

14.04.2016

Мирра111 Дата: Четверг, 14.04.2016, 12:01 | Сообщение # 5
Мирра111

Наталья Мирович

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: не учитель

Сообщений:

638

Награды: 5
Статус: Offline

Цитата Екатерина_Пашкова ()

Раздашь — и не успеешь моргнуть — недовольные уже порвут, сомнут, выбросят, ну в основном, просто забудут сдать после урока и унесут. То есть если раздавать, то нужно потом уделить время, чтобы собрать все листочки обратно. А вот если листочек потерять, а потом мама придет задать вопрос, то и ответа на будет. Сейчас предполагается, что у учителя листочек есть, поэтому Вы как раз можете его посмотреть. Думаю, что учитель их хранит специально чтобы решать возникающие вопросы.

Поэтому нужно заводить тетради для самостоятельных и контрольных работ, чтоб мама могла прийти в школу и увидеть ошибки и выполненную работу над ними, а листочки учителя и сами теряют (или выбрасывают).

14.04.2016

Екатерина_Пашкова Дата: Четверг, 14.04.2016, 12:12 | Сообщение # 6
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline

Цитата Мирра111 ()

Поэтому нужно заводить тетради для самостоятельных и контрольных работ, чтоб мама могла прийти в школу и увидеть ошибки и выполненную работу над ними, а листочки учителя и сами теряют (или выбрасывают).

И купить их на свои деньги и носить с собой тоже каждый раз домой всю тяжесть? Это несколько неудобно.

Что не отменяет проведения работы над ошибками, где бы они ни были сделаны: в тетради или на листочке.

Наш сайт рекомендует проводить работу над ошибками так: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-5759

14.04.2016

Мирра111 Дата: Четверг, 14.04.2016, 12:18 | Сообщение # 7
Мирра111

Наталья Мирович

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: не учитель

Сообщений:

638

Награды: 5
Статус: Offline

Цитата Екатерина_Пашкова ()

И купить их на свои деньги и носить с собой тоже каждый раз домой всю тяжесть?

У НАС тетради покупают РОДИТЕЛИ!!! А как раньше носили? В СССР? У нас половина учителей на своих машинах ездит, до машины донесут.

14.04.2016

Екатерина_Пашкова Дата: Четверг, 14.04.2016, 12:24 | Сообщение # 8
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline

Цитата Мирра111 ()

У НАС тетради покупают РОДИТЕЛИ!!!

Ну, конечно, родители. Только учитель говорит: принесите, ребята, тетради. Полкласса принесли. Остальных нужно уговаривать еще полгода. Возможно, это просто моя проблема — не слушают ученики. Проще купить (или докупить) самой.

Цитата Мирра111 ()

А как раньше носили? В СССР?

Раньше у учителей было 18 часов, сейчас 28. То есть больше классов. Возможно, учителя проверяли тетради после уроков. Сейчас после уроков совещания и другие отчеты, все сделать в школе после уроков не получается.

Цитата Мирра111 ()

У нас половина учителей на своих машинах ездит, до машины донесут.

Вы из Волгограда? Мы года с мужем были там несколько лет назад, проходили мимо школы и видели припаркованные машины. Это нас очень удивило — учителя на машинах. У наших учителей тоже есть машины, возможно, я знаю пару человек из всей школы: одна — завуч (то есть не учитель), другая имеет подработку вне школы.
Как можно купить машину на з.п. за 175 рублей за учебный час, не представляю.

14.04.2016

Мирра111 Дата: Четверг, 14.04.2016, 12:33 | Сообщение # 9
Мирра111

Наталья Мирович

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: не учитель

Сообщений:

638

Награды: 5
Статус: Offline

Цитата Екатерина_Пашкова ()

Ну, конечно, родители. Только учитель говорит: принесите, ребята, тетради. Полкласса принесли.

Нет, не так! На род.собрании собираются деньги на нужды класса и из них покупаются необходимые тетради.

Цитата Екатерина_Пашкова ()

Как можно купить машину на з.п. за 175 рублей за учебный час, не представляю.

Репетиторства.

Тема уходит в другую сторону, поэтому выскажу своё мнение: промежуточные проверочные работы можно делать на листочках, эти листочки для учителя нужны, можно увидит что дети не поняли, а «нормальные» должны быть в тетрадях. Я сама сталкивалась с тем, что учителя теряют работы на листочках, невозможно выяснить в чём ребёнок ошибается — учитель не помнит, листочка нет.

14.04.2016

nebomba Дата: Четверг, 14.04.2016, 14:19 | Сообщение # 10
nebomba

Ольга Ольговна

Ранг: Доцент (?)

Группа: Пользователи

Сообщений:

1449

Награды: 17
Статус: Offline
Это действительно беда. Учителя перестают делать работу над ошибками в классе. На мой взгляд это не просто не правильно, а не профессионально. Я тоже с этой проблемой сталкивалась постоянно и не только на математике, но и русском. Вот наши девятиклассники писали в классе изложение и сочинение (пробник ОГЭ) , после им просто озвучили баллы и ВСЁ. На вопрос к учителю за что снизили балл был получен ответ » вот дома и подумай какой способ сжатия в изложении ты не применил и какую мысль в сочинении не до конца донес». В школе только ОДИН учитель разбирает ошибки в классе, остальные либо на дом задают, либо ребенок сам должен проявить инициативу и искать возможности разбирать ошибки после урока.

14.04.2016

Екатерина_Пашкова Дата: Четверг, 14.04.2016, 15:38 | Сообщение # 11
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline
Работа над ошибками нужна. И очень хорошо, что мы с вами сейчас подняли эту тему, ее увидят учителя и сделают свои выводы.

Но вот давайте рассмотрим ситуацию, прошу учителей прокомментировать, т.к. для меня важно мнение опытных и грамотных коллег-профессионалов.

Вот, например, предмет с 1 уроком в неделю. Туда-сюда: день здоровья, карантин, 8 марта, медосмотр, больничный, еще чего-нибудь — уроки пропадают. Из 35-36 уроков в год, где и так не передохнуть от обилия тем, остается дай Бог 30. Из них несколько уроков на контрольные работы. Скажем, 4 итоговые контрольные в конце четверти. Остается 26 уроков.
И вот ты даешь тему, вы с учениками все изучаете, решаете, если применять интересные методы работы + игровые + поисковые, то это происходит дольше, чем просто дать лекцию, ну вот без разницы, все вы прорешали, ДО контрольной работы разобрали примеры, ответили на вопросы и т.д., потом контрольная работа. Потом нужно бы сделать работу над ошибками. Что должно быть в ней? Если на предыдущем уроке разбирались те же примеры, если вызывали учеников к доске, если решали в тетради. Кто занимался, те и так свои ошибки найдут и поймут, кто не занимался — им это и не нужно, если все предыдущие уроки, посвященные данной теме, прошли мимо. Те, кто справились с заданиями хотя бы процентов на 80% на уроке-повторении будут сидеть скучать, им хочется уже следующую тему изучать, все эти примеры и задачи они уже решали.
Проблема в том, что в классе есть две группы учеников: которым ничего не надо вообще ИЛИ они не способны в силу разных причин усваивать материал быстро, в том темпе, что заложен в программе; и есть ученики работающие, занимающиеся и более менее способные к обучению в таком темпе. И вот для двух этих категорий как провести работу над ошибками (как и вообще работу по изучению материала).
Прошу подсказать и направить опытных коллег. Возможно, в моих словах ошибка, направьте на путь истинный.

Или вот самостоятельная по теории. В тетради даны определения и схемы. Суть самостоятельной работы в том, чтобы воспроизвести на листочке то, что в тетради записано. Дети допустили ошибки или не написали определения. Какая должна быть работа над ошибками? Я понимаю, если большой % детей действительно запутался, не понял, это видно по листочкам, но тогда учитель это объясняет повторно и учитывает это в следующих уроках — задает вопросы, придумывает задания, чтобы отработать что-то, но не называет это «Работа над ошибками» и не пишет в тетради этой формулировки. Но какой смысл проводить самостоятельные? Чтобы двойки поставить? Вот как раз они и дают учителю картинку, он ее видит и отталкивается уже при подготовке следующих уроков. Это и есть работа над ошибками, хоть она так и не названа.

Цитата nebomba ()

Учителя перестают делать работу над ошибками в классе.

По-моему, сейчас работу над ошибками учителя стали проводить ДО контрольной. Детально расписывая, что и как будет, только бы дети подготовились. Дома. Сами. Но если они усилия не прикладывают и не работают,то чем поможет учитель ПОСЛЕ контрольной?

14.04.2016

Svetmoy Дата: Четверг, 14.04.2016, 15:53 | Сообщение # 12
Svetmoy

Светлана

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: учитель

Сообщений:

330

Награды: 1
Статус: Offline
Возможно, мне проще т.к.у меня 4 класс. Для контрольных работ (любых) у нас тетради. В конце работы ученик сам пишет: подпись родителей. Я проверяю тетради, делаем работу над типичными ошибками и тетрадь несём домой на подпись маме. В этот день в качестве домашней работы: закончить работу над ошибками (у кого ещё есть не разобранные на уроке). На следующий день возвращаем тетрадь учителю.

14.04.2016

l@l@ Дата: Четверг, 14.04.2016, 19:03 | Сообщение # 13
l@l@

Людмила

Ранг: Бакалавр (?)

Группа: Я — учитель

Должность: русский язык и литература

Сообщений:

238

Награды: 9
Статус: Offline
Я преподаю русский язык. В начале года собираю тетради для контрольных работ и работ по развитию речи. Назначаю день, дети приносят. Всех, кто не принёс, заношу в список и на каждом уроке напоминаю. Могу в дневник написать, что не сдана тетрадь. Как правило, к первой контрольной работе — стартовому диктанту — сданы почти все тетради. Есть, конечно, товарищи, которые забывают. Но я первый диктант на листках не разрешаю писать, так что в день контрольной тетрадь как-то изыскивается. На дом не отдаю — бесполезно. Все плановые контрольные, которые отражены в планировании, провожу только в тетради. После проверки проводится разбор ошибок. Он может быть на отдельном уроке — его предусматривают в планировании — или проводится расседоточенно: несколько уроков подряд по одной типичной ошибке. Если провожу работу над ошибками весь урок, то те, у кого 5, получают на урок индивидуальное задание. Иногда выполняют то задание, которое класс на дом получит. Это стимул писать хорошо. Те, у кого 4, отрабатывают свои ошибки и потом тоже работают индивидуально. Если очень слабых работ 1-2, а специальный урок не предусмотрен для работы над ошибками — провожу на дополнительном занятии. Могу на уроке попросить сильного ученика помочь разобрать ошибки слабому Ситуации разные бывают.
Летучие проверочные и самостоятельные провожу на листочках или прямо в бланках тестов разрешаю писать ответы. Ошибки обязательно разбираем, а иначе зачем и работу проводить. Все листки храню в шкафу, собранные по классам и датам. Хороший аргумент в разговоре с родителями и учениками.
Вообще с 5 класса учу проводить работу над ошибками даже в рабочей тетради. Конечно, выполняют не все, но у тех, кто выполняет, результат есть. Если вижу в рабочих тетрадях, что какие-то ошибки в орфографии, пунктуации или разборе повторяются у значительной части учеников из одной работы в другую, провожу на уроке разбор «По следам проверенных работ». Как пишут некоторые мои грамотеи: «после дам проверенных работ». biggrin Объясняю типичные ошибки, приводим примеры, выполняем упражнения. Использую для этой цели проектор и экран: дома готовлю презентацию, вывожу на слайд схемы, слова, выделяю цветом и анимацией. Конечно, времени это съедает уйму. Но если этого не делать, вообще ничему не научишь. По крайней мере в нашем предмете. Вообще если всё проводить в системе, то дети приучаются к порядку и проблем со сбором тетрадей не возникает.

14.04.2016

Мирра111 Дата: Четверг, 14.04.2016, 19:19 | Сообщение # 14
Мирра111

Наталья Мирович

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: не учитель

Сообщений:

638

Награды: 5
Статус: Offline
l@l@, отлично написано. Так должно быть у педагогов, которые ответственно подходят к своим обязанностям.

14.04.2016

Татьяна83 Дата: Четверг, 14.04.2016, 19:31 | Сообщение # 15
Татьяна83

Ранг: Первоклашка (?)

Группа: Пользователи

Должность: учитель физики, информатики

Сообщений:

33

Награды: 11
Статус: Offline
Я работаю в среднем и старшем звеньях. В каждом классе у меня есть тетради для проведения самостоятельных и контрольных работ.В основном все работы мы выполняем в них. За редким исключением работаем на листочках, когда нужно проверить знания формул, обозначений. Листочки я обязательно сохраняю до родительских собраний в классах, потом отдаю кл. руководителям, чтобы раздали родителям.Правильно было отмечено, что если раздать детям их работы на листочках, то обратно их сложно получить. Особенно с отметками ниже 5. А посмотреть работу можно на перемене, спросить, что непонятно. Учитель сам решает, как ему комфортно работать. Но и нести домой стопку тетрадей из-за трех-пяти небольших номеров… разве это нормально? У нас учителя без машин домой добираются, поэтому не так просто унести несколько стопок тетрадей. Сама стараюсь во время обеденного перерыва на работе проверять тетради. Результаты всех работ я записываю к себе в тетрадь. Кратко: дата, тема, распространенные ошибки и отметки. Зато могу в любой момент ответить и ученику, и родителям, где и что не так. Это не занимает много времени, но польза большая. Потом на уроках при любой возможности можно делать акцент на «проблемных» моментах.

Цитата Екатерина_Пашкова ()

По-моему, сейчас работу над ошибками учителя стали проводить ДО контрольной. Детально расписывая, что и как будет, только бы дети подготовились. Дома. Сами. Но если они усилия не прикладывают и не работают,то чем поможет учитель ПОСЛЕ контрольной?

Нельзя не согласиться. Перед контрольной оговариваешь типы заданий, какие формулы нужно повторить, в чем особенность работы.Результат? У кого как. Кто постарался, подготовился, у того все хорошо. А остальным все равно.В старших классах просто нет времени выполнять работу над ошибками. Приходится оставлять учеников после уроков, давать другой вариант на дом и опять же разбираться, что получилось, а что нет. Нагрузка сейчас у учителей большая, поэтому даже на это сложно найти время.Если большой процент учеников не справился с работой, то тратишь на эту тему еще урок, но работают они индивидуально или в парах, а ты контролируешь их, отвечаешь на вопросы. А кто с работой справился, получает более сложные задания, чтобы не скучать на таком уроке.Как показывает практика, кому ничего не надо, те и на дополнительных уроках работать не будут.
Для профильников вообще создаю таблицы в Excel, отмечаю ошибки, потом анализирую и разбираю с ними сложные задания. Снова пишем работу, сравниваю результаты. Только так.

14.04.2016

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему цилиндр двигателя внутреннего сгорания требует во время работы охлаждения а цилиндр в который
  • Почему чтобы оформить в банке кредит на развитие бизнеса необходимо предоставить бизнес план 7 класс
  • Почему чтобы оформить в банке кредит на развитие бизнеса необходимо предоставить хороший бизнес план
  • Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании
  • Предположите какой семейный бизнес можно организовать в вашей семье что вы умеете делать лучше всего