КонсультантПлюс: примечание.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение страховщиком (банком) обязанности, установленной ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2019 N 153-ФЗ, является основанием для применения мер ст. 32.5-1 (ч. 12 ст. 3 ФЗ от 27.06.2019 N 153-ФЗ).
(введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
1. При выявлении нарушения страхового законодательства орган страхового надзора выдает предписание об устранении нарушения (далее — предписание) с указанием срока его исполнения.
2. Предписание выдается субъекту страхового дела в случае:
1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации;
2) нарушения субъектом страхового дела требований, установленных страховым законодательством, в частности:
несоблюдения страховщиком (за исключением иностранной страховой организации) требований к финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
несоблюдения страховщиком (за исключением иностранной страховой организации) установленных требований к обеспечению нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, в том числе несоблюдения головной страховой организацией страховой группы указанных требований на консолидированной основе;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
уменьшения величины собственных средств (капитала) страховой организации по итогам отчетного периода ниже размера оплаченного уставного капитала, определенного ее уставом;
несоблюдения страховой организацией порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала);
несоблюдения иностранной страховой организацией требований к размеру и порядку формирования гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации, установленных статьей 33.4 настоящего Закона;
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
3) несоблюдения субъектом страхового дела требований о представлении в орган страхового надзора, саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка установленной отчетности и ее опубликовании в соответствии с настоящим Законом;
4) непредставления субъектом страхового дела документов, затребованных органом страхового надзора в порядке осуществления контроля и надзора;
5) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора неполной и (или) недостоверной отчетности или иной информации, запрашиваемой органом страхового надзора, включая план восстановления платежеспособности;
6) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы, указанные в пункте 11 статьи 32, а также в пунктах 14 и 17 статьи 33.2 настоящего Закона (с приложением документов, подтверждающих такие изменения и дополнения);
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) отсутствия страховой организации, общества взаимного страхования, страхового брокера по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица), за исключением случаев принятия органом страхового надзора решения, предусмотренного подпунктом 9 пункта 2 статьи 32.8 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) отсутствия филиала иностранной страховой организации по адресу, указанному в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, за исключением случаев принятия органом страхового надзора решения, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 33.8 настоящего Закона;
(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
3. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Указанные документы должны быть рассмотрены органом страхового надзора в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение субъектом страхового дела предписания в полном объеме.
Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. Орган страхового надзора обязан уведомить субъекта страхового дела о признании предписания исполненным или неисполненным в течение срока рассмотрения представленных документов, установленного абзацем вторым настоящего пункта. Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для ограничения или приостановления действия лицензии.
Обжалование в судебном порядке субъектом страхового дела предписания, выданного в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не приостанавливает его исполнения.
4. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, в случае неоднократного нарушения в течение одного года субъектом страхового дела требований финансовой устойчивости и платежеспособности, неисполнения надлежащим образом или в установленный срок предписания органа страхового надзора, представления в орган страхового надзора недостоверной информации либо совершения действий, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, орган страхового надзора вправе:
1) ввести ограничение на совершение отдельных сделок;
2) ввести запрет на совершение отдельных сделок;
3) ограничить действие лицензии;
4) приостановить действие лицензии.
5. В решении о применении меры указывается основание для ее применения.
Порядок применения предусмотренных настоящей статьей мер устанавливается нормативным актом органа страхового надзора.
Банк России опубликовал ряд примеров недобросовестных практик страховых компаний, в том числе в сфере ОСАГО. Регулятор считает такое поведение страховщиков недопустимым.
Примеры нарушений:
- навязывание дополнительных продуктов при оформлении полиса Е-ОСАГО;
- нечитаемый код CAPTCHA при оформлении полиса Е-ОСАГО;
- нарушения прав потребителей при организации восстановительного ремонта по договору ОСАГО;
- использование страховыми организациями в рамках договора ОСАГО форм направлений на ремонт, содержание которых нарушает права потребителей;
- направление граждан для проведения осмотра транспортного средства в иной офис при заключении договора ОСАГО;
- возложение на потерпевших обязанности по оплате услуг за проведение осмотра, независимой экспертизы (оценки) в рамках договора ОСАГО.
В частности, ЦБ считает недопустимыми практики, когда страховщики вынуждают потерпевшего заключать трехсторонний договор со станцией технического обслуживания и страховой организацией, условия которого отличаются от определенных законом условий по ОСАГО. «Также недопустимы случаи, когда страховая компания в бланк направления на ремонт включает пункт о согласии потерпевшего на использование бывших в употреблении или восстановленных деталей и на увеличение сроков ремонта»,— говорится в сообщении на сайте регулятора.
Банк России обратил внимание страховщиков на «необходимость изменения бизнес-моделей для предотвращения нарушений прав потребителей». «Граждане, считающие, что их права нарушены страховой компанией, могут обратиться с жалобой к регулятору»,— отмечается в сообщении.
Напомним, 25 мая президент Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Документ, в частности, дает возможность страховщикам учитывать в цене полиса грубые нарушения ПДД, а также предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик. Контроль за правильностью расчета страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России. Также ЦБ устанавливает критерии, применение которых не допускается.
О деталях проекта — в материале “Ъ” «Реформу ОСАГО вписали в антивирусные меры».
Общество ,
30 июн 2020, 15:56
ЦБ уличил страховщиков в нарушениях при работе с ОСАГО
Ряд страховщиков создавали очереди и затягивали сроки, отправляя покупателей ОСАГО в другие подразделения, а также перекладывали оплату за независимую экспертизу поврежденного автомобиля на потерпевших в ДТП, сообщили в ЦБ
Банк России в ходе проверки работы страховых компаний выявил ряд нарушений, в том числе в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Об этом сообщается на сайте регулятора.
Как указывает ЦБ, некоторые страховые компании, формально не нарушая закон, отправляли водителей, которые хотели купить полис ОСАГО, в другое подразделение для осмотра транспортного средства. Таким образом они искусственно создавали очереди и затягивали сроки, сообщает регулятор. В частности, такая практика часто применялась в отношении мотоциклистов и владельцев грузового транспорта.
«Банк России считает такие действия нарушающими права потребителей финансовых услуг и рекомендует страховым компаниям проводить осмотр транспортного средства в том подразделении, куда обратился гражданин, а если это невозможно, заключать договор ОСАГО без осмотра», — говорится в сообщении ЦБ.
Помимо этого страховые компании зачастую перекладывали оплату независимой экспертизы или осмотра поврежденного автомобиля на потерпевших в ДТП, хотя эта обязанность по закону лежит на самих страховщиках. Если же страховая компания привлекает к оценке независимого эксперта, ей нужно получить письменное согласие клиента на оплату этой процедуры с тем условием, что страховщик позднее возместит ему эти расходы, указывает ЦБ. В то же время застрахованный может отказаться от оплаты.
Также ЦБ сообщил о случаях, когда страховые компании вынуждали потерпевшего заключать со станцией техобслуживания и страховой организацией трехсторонний договор, условия которого отличались от прописанных в законе условий по ОСАГО. В частности, в договоре не указывались сроки проведения ремонта либо в документ без согласования с владельцем машины вносились дополнительные данные.
Кроме того, недопустимо, чтобы страховщики в бланк направления на ремонт добавляли пункт о согласии потерпевшего на использование б/у или восстановленных деталей, а также на увеличение сроков ремонта, отметили в ЦБ.
Для борьбы с мошенничеством на рынке ОСАГО МВД в конце января предложило привлекать частных детективов. Сейчас собранные сыщиками доказательства не могут служить основанием для возбуждения уголовного дела без дополнительной проверки. Но если наделить детективов, а также страховщиков соответствующими полномочиями, это будет содействовать раскрытию преступлений, прокомментировали тогда инициативу в ЦБ.
Банкротство финансовых организаций
Николай Красильников
Арбитражный управляющий.
Имеет разрешение на банкротство финансовых организаций.
Стаж работы более 10 лет
«Основные активы таких организаций высоколиквидны и в случае неправомерных действий могут быть очень быстро отчуждены в ущерб кредиторам»
Закон определяет особый порядок банкротства финансовых организаций. Отдельное внимание уделяется предупреждению несостоятельности и возникновению кризисных явлений неплатежеспособности. Финансовые организации работают под постоянным жестким надзором государственных регуляторов и контрольных органов. Сплошной проверке подлежат все сделки, подпадающие под мониторинг ФЗ №110 «О противодействии легализации доходов». Эффективность такого контроля в основном зависит от оперативности принимаемых решений и молниеносности вмешательства в деятельность финансовой организации, поэтому закон позволил регулятору своим решением вводить на таких организациях временную администрацию.
Эта мера фактически ограничивает полномочия собственников по управлению финансовой организацией без решения суда. Законодатель руководствовался тем, что основные активы таких организаций высоко ликвидны (денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения) и могут быть очень быстро отчуждены, в случае неправомерных действий со стороны контролирующих лиц в ущерб кредиторам. В нашем составе около 20 арбитражных управляющих допущенных до банкротства финансовых организаций. РОСГАУ аккредитована в Федеральной службе России по финансовым рынкам (ФСФР) и наши арбитражные управляющие регулярно возглавляют временную администрацию и проводят процедуры банкротства финансовых организаций.
В составе РОСГАУ также работают арбитражные управляющие аккредитованные в Центральном Банке России. Выполнение обязанностей временной администрации и конкурсного управляющего финансовой организации подразумевает большой объем юридической работы с финансовыми вложениями, долговым портфелем и сделками должника, которую под силу осуществить только крупным профессиональным объединениям.
ПРИМЕРЫ БАНКРОТСТВА ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ из нашей практики
Опыт — величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов
-
Михаил Давтян
Арбитражный управляющий
ООО «Депозитарий Иркол»
ООО «Депозитарий Иркол» был создан в 1992 году и входил в пятерку крупнейших депозитариев России, но проиграл регулятору в борьбе за консолидацию рынка. В специализированном депозитарии «Иркол» обсуживались 67 ПИФов таких управляющих компаний, как «Максвелл Капитал Менеджмент», «Витус», «Альфа-Капитал», «Паллада Эссет Менеджмент». Стоимость чистых активов фондов составляет порядка 50 млрд руб.
«Иркол» оказался под угрозой банкротства после серии поражений перед Федеральной службой по финансовым рынкам в споре за лицензию. 26 августа 2010 года ФСФР аннулировала лицензию спецдепозитария «Иркол» за нарушения законодательства. По данным регулятора, «Иркол» неоднократно в течение одного года нарушал его в части контроля за управляющими компаниями. На следующий день ММВБ приостановила торги паями 20 паевых инвестиционных фондов (ПИФ), специализированным депозитарием которых является «Иркол».
«Иркол» обратился в Профессиональную ассоциацию регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) с просьбой «рассмотреть вопрос о несоразмерности допущенных ошибок и применяемого ФСФР наказания в форме аннулирования лицензии. Было также подано заявление в арбитражный суд с просьбой признать приказ об аннулировании лицензии спецдепозитария незаконным. «Иркол» указывал, что нарушения, которые выявила ФСФР в ходе проверки депозитария, не нанесли ущерба пайщикам и клиентам, поэтому мера по отзыву лицензии является нецелесообразной. По мнению депозитария, действия инспекторов ФСФР были предвзятыми, а их поведение некорректным. В связи с чем депозитарий обратился в суд.
Арбитражный суд Москвы 24 декабря 2010 года принял решение в пользу «Иркола». Не согласившись с ним, ФСФР обжаловала его в 9ААС. Ее жалоба 21 апреля была удовлетворена. 7 июля кассация также поддержала ФСФР. После чего «Иркол» был признан банкротом.
-
Владимир Бурмистров
Арбитражный управляющий
ООО «Страховая компания Арбат»
ООО СК «Арбат» образована двумя нефтяными компаниями. Уставный капитал компании составил 500 000 000 рублей. Имела лицензию Федеральной Службы Страхового Надзора на право проведения страховой деятельности и осуществления 30 видов страхования. Лицензией предусмотрено право проведения перестраховочной деятельности.
Страховая компания «Арбат» получила престижную награду российского страхового рынка «Золотая Саламандра» в номинации проект года 2006.
Клиентами «СК «Арбат» являлись банки, промышленные предприятия, нефтяные, строительные и торговые компании, среди которых: «Собинбанк», «Русславбанк», «Специнвестбанк», «Транспортный банк», Издательство «Молодая Гвардия», хлебокомбинат «Пеко», «О.Б.Л. Нефтепродукт», «Национальная Нефтяная Компания», «Межрегионстрой», «Звезда-Энергетика» и многие другие организации, в том числе легендарное физкультурно-спортивное российское общество «Спартак».
ООО «Страховая компания «Арбат» являлась действующим членом страховых и отраслевых объединений: Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС), Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса (АСТЭК), Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
К банкротству компанию привел отзыв Росстрахнадзором лицензии на осуществление страхования и перестрахования. Компания «Арбат» занималась, в том числе и обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО), совокупный объем обязательств «Арбата» по ОСАГО составил более 400 миллионов рублей, а задолженность компании по уплате взносов перед РСА более 7 миллионов рублей.
-
Николай Красильников
Арбитражный управляющий
ЗАО «РУКСО Русская компания страховой опеки»
«Русская компания страховой опеки» была основана в 1993 году. Компания имела филиалы в Волгоградской области, Воронеже, Архангельске, Смоленске, Махачкале, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Активную деятельность СК «РУКСО» осуществляла в Москве и в московском регионе. Это был очень крупный страховщик, который имел уставной капитал в 300 миллионов рублей. Отзывы «РУКСО» имела только самые качественные, хорошие, лестные. Каждый желающий получал от нее страховые компенсации в полном размере.
Федеральная служба страхового надзора отозвала у «Русской компании страховой опеки» лицензию на осуществление страхования. Приказ об отзыве лицензии был издан в связи с тем, что компания в установленный срок не устранила нарушения страхового законодательства, явившиеся основанием для приостановления действия лицензии. За полугодие до банкротства (2010 год) премии составили 150,7 миллиона рублей, выплаты за этот период 79,1 миллиона рублей. Компания являлась членом Всероссийского союза страховщиков, Российского союза автостраховщиков, Российского страхового пула по страхованию ответственности в рамках закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Российского антитеррористического страхового пула.
-
Владимир Бурмистров
Арбитражный управляющий
ООО «Страховое общество Диалог»
Страховая компания Диалог основана в 2001 году в Нижнем Новгороде. Уставный капитал компании чуть больше 30 миллионам рублей. Небольшая СК Диалог находится на 379 месте общего рейтинга страховщиков.
Арбитражный управляющий Гильдии, на основании приказа ФСФР, возглавил временную администрацию страховой организации летом 2012 года. Проведенный финансовый анализ не выявил каких-либо неправомерных действий собственников компании, они напротив принимали все возможные меры по финансовому оздоровлению и содействовали работе временной администрации. Результатом совместной работы платежеспособность страхового общества была восстановлена.
5 февраля 2013 года ФСФР приняла решение прекратить деятельность временной администрации в связи с достижением целей назначения временных администраций и решением поставленных задач, а именно восстановлением платежеспособности общества и обеспечением сохранности его имущества.
-
Николай Красильников
Арбитражный управляющий
ООО «Страховая группа Адмирал»
ООО «Страховая группа «Адмирал» создана в 1992 году и работала в основном на территории Южного Федерального Округа РФ. В состав группы входили одноименные страховая и управляющая компании. Оплаченный уставной капитал компании составляет более 200 млн. рублей. Сеть региональных подразделений включало в себя 25 филиалов и представительств. «Адмирал» имела лицензии на 52 вида страхования, являлась действительным членом Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС), Национального Союза страховщиков ответственности (НССО). В число клиентов компании входило более 16 000 предприятий и более 350 000 физических лиц. По итогам 2010 года объем страховых премий ООО «СГ «Адмирал» составил 743,8 млн. руб., объем страховых выплат составил 322,8 млн. руб.
Проблемы у владельцев полисов ОСАГО, купленных в СК «Адмирал» в Москве, начались еще в 2011 году, когда отчетность компании заставила задуматься о ее платежеспособности. С тех пор количество негативных отзывов на задержку или невыплату страховки постоянно увеличивается. По многочисленным свидетельствам клиентов ООО «Адмирал», страховая компания в Москве не только не производила положенные выплаты, но и просто отказывается отвечать на звонки и запросы или выдавать какую-либо информацию, а лица, купившие полис в данной компании, должны по любому вопросы обращаться в главный офис.
В мае 2012 года у ГК «Адмирал» сменились собственники, ими стали владельцы столичной страховой компании «Основа», основным бенефициаром которой участники рынка считали основателя ГК «ПИК». Сделка была оформлена как реорганизация «Основы» в форме присоединения к «Адмиралу», в результате чего уставный капитал компании превысил 1 млрд рублей. Это позволило «Адмиралу» продолжить работать на рынке. C января 2012 года минимальный капитал компании с лицензией на перестрахование должен равняться 480 млн рублей, в то время как у «Адмирала» до объединения он составлял 220 млн рублей.
В 2012 году приказом ФСФР в компании была введена временная администрация. В конце 2012 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск СГ «Адмирал», которая просила признать недействительным приказ ФСФР о назначении временной администрации в компании. Страховщику удалось убедить суд первой инстанции в том, что ФСФР нарушила срок назначения временной администрации. Суд также счел несправедливыми претензии страхнадзора к порядку увеличения размера уставного капитала страховщика и процедуре реорганизации в форме присоединения к ПСГ «Основа». Однако апелляционный суд отменил это судебное решение. Страховая компания была признана банкротом.
-
Владимир Крепяков
Арбитражный управляющий
ОАО «СК Инкасстрах»
Страховая компания «Инкасстрах» создана в 1991 году и на протяжении двадцати лет оказывала услуги клиентам по более чем 80 видам страхования.
Не являясь гигантом страховой индустрии, ОАО «Инкасстрах» очень щепетильно относилась не только к своему имени, но и к качеству собственных действий. Специализировалась на страховании грузов и перевозке ценностей. Уставный капитал 250 млн. руб., два собственных офиса в Самаре, десять филиалов на территории страны. Участник всех главных объединениях страховщиков (ОАО «Инкасстрах» член ВСС с 1997г. и РСА с 2003г.) и предпринимателей.
В 2012 ФСФР приостановила действие лицензии на осуществление страхования. Данное решение принято в связи с неисполнением страховщиком предписаний регулятора. Тогда же компания СК «Инкасстрах» была исключена из состава Российского Союза автостраховщиков. Одновременно в отношении компании началась процедура банкротства. Для проведения процедуры требовался арбитражный управляющий не только соответствующий специальным требованиям к кандидатуре управляющего финансовой организацией, но и имеющий допуск к совершенно секретным сведениям государственной тайны. Гильдия располагает такими специалистами.
-
Елена Богачева
Арбитражный управляющий
ОАО «ГУП Национальные лотереи»
Национальные лотереи один из крупнейших игроков России на рынке лотерей и тотализаторов. Собственник большого портфеля популярных лото и брендов. Совместно с Почтой России компания проводила жилищную лотерею в которой разыгрывались квартиры и коттеджи по всей России.
Компания была пионером комбинированных лотерей — в первый раз в отечественной практике соединила в одном билете закладочный и вероятностный составляющие. Примером тому стали лотереи «Честное лото» и один из самых удачных и долгоживущих лотерейных проектов по розыгрышу квартир.
-
Евгений Лавренов
Арбитражный управляющий
ОАО «РОСМЕДСТРАХ»
Для ОАО «Росмедстрах» (одного из крупнейших игроков медицинского страхования) роковой ошибкой стало участие в программе обязательного страхования автогражданской ответственности. На 2005 год страховщик входил в ТОП 50 по сборам ОСАГО среди страховщиков «автогражданки» (127,1 млн рублей), было заключено более 60 000 договора ОСАГО.
ОАО «Росмедстрах» оказался десятым по счету страховщиком, который потерял лицензию на ОСАГО. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) отозвала лицензию у Росмедстраха 23 декабря 2005 года. Через некоторое время ФССН вернула лицензию компании, установив ограничения в части ОСАГО. Росмедстрах оказался первым и единственным страховщиком «автогражданки», которому после отзыва была возвращена лицензия. Российский союз автостраховщиков разослал пострадавшим в ДТП от клиентов Росмедстраха отказы в компенсационных выплатах в связи с возобновление лицензии страховщика. Но эта история крайне отрицательно сказалась на репутации компании и она потеряла основную массу клиентов.
Однако сложности реанимации страховщика на этом не закончились. Полисы Росмедстраха продолжали распространяться и в период отзыва лицензии, за что у компании была окончательно отозвана лицензия. Чуть позже возбуждено дело о признании ее несостоятельной.
-
Владимир Бурмистров
Арбитражный управляющий
ОАО СК «ЗАЩИТА — НАХОДКА»
Открытое акционерное страховое общество «Защита — Находка» зарегистрировано 14 мая 1997 г. Компания являлась членом Всероссийского Союза Страховщиков, Российского Союза Автостраховщиков, Дальневосточного Союза Страховщиков, Всероссийского Союза Аварийных комиссаров. Страховая компания «Защита-Находка» начала свою работу с 1992 года, как филиал ОАСО «Защита» (г. Москва). В 1997 г. была преобразована в самостоятельную компанию ОАСО «Защита — Находка» (г. Находка). Основным акционером компании являлось Приморское морское пароходство.
Защита-Находка имела сеть филиалов и представительств не только в городах Приморья, но и в Дальневосточном регионе от Якутии до Камчатки. Клиентами компании являлись многие ведущие предприятия Дальнего Востока — судоходные компании, порты, судоремонтные и рыбопромышленные предприятия, десятки тысяч жителей региона. Система менеджмента качества соответствовала требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Осуществляла свою деятельность по 29 направлениям, страхуя имущество, грузы, наземный и водный транспорт, различные виды гражданской и профессиональной ответственности, работает в сфере добровольного медицинского страхования. В числе первых компания получила лицензию на право проведения обязательного страхования автогражданской ответственности и продала первый в России полис автогражданки.
Приказом от 6 марта 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам приостановила действие лицензии этого страховщика, назначена временная администрация из специалистов Гильдии, а Российский союз автостраховщиков исключил его из своих рядов.
Какие документы по итогам камеральной проверки
Территориальные отделения ФСС проводят выездные и камеральные проверки по страховым взносам на травматизм, а также расходам на цели социального страхования.
Результаты камеральной и выездной проверки оформляют по-разному. В случае камеральной проверки важно, нашли нарушения ревизоры фонда или нет.При выездной проверке такой зависимости нет.
Камеральная проверка: нарушений нет
По итогам камеральной проверки сотрудники ФСС пришли к выводу, что организация не нарушала законодательство о страховых взносах. Никаких документов ревизоры составлять не будут. Законодательство этого не требует.
Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки, если нарушений нет, проверяющие тоже не обязаны – в законодательстве нет такого требования.
Это следует из части 1 статьи 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункта 6 статьи 26.15 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Камеральная проверка: нарушения есть
По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. Результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Как составляют акт камеральной проверки
Составить акт камеральной проверки сотрудники ФСС должны не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (п. 1 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Законодательство о страховых взносах устанавливает четкие требования к оформлению актов камеральной проверки (п. 1 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Акт составят по форме и по правилам, утвержденным приказом ФСС от 25.01.2017 № 9.
Камеральная проверка: вручение акта организации
Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие из ФСС должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта. Передать акт проверяемой организации контролеры могут:
- лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- по почте заказным письмом;
- иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).
Это предусмотрено пунктом 4 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Отправка акта камеральной проверки по почте
Когда организация или ее представитель уклоняется от получения акта камеральной проверки, проверяющий отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации либо ее обособленного подразделения. Акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. Отсчет шестидневного срока начинается со дня, который следует за днем отправки (он указан на штемпеле).
Это следует из пункта 4 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Когда подавать возражения по акту камеральной проверки
Если не согласны с выводами проверяющих из ФСС в акте, то можете представить письменные возражения. Срок на подготовку возражений – 15 рабочих дней с даты, когда получили акт. К возражениям можно приложить подтверждающие документы либо их заверенные копии.
Например, копии платежных поручений. Это следует из положений пункта 5 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Решение по акту камеральной проверки
На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники ФСС принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда.
Это следует из пункта 1 статьи 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
В зависимости от выводов руководитель подразделения ФСС или его заместитель принимает по итогам проверки решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности.
Это следует из положений пункта 8 статьи 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель подразделения ФСС или его заместитель делает ряд последовательных выводов:
- нарушила ли организация законодательство;
- предусмотрена ли законодательством ответственность за выявленное нарушение;
- есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).
Об этом говорится в пункте 6 статьи 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Вручение решения по камеральной проверке
В течение пяти рабочих дней после принятия и оформления решения по итогам проверки проверяющие из ФСС должны вручить его организации. Срок отсчитывают со дня, который следует за тем, когда подписали решение (п. 13 ст. 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Решениесотрудники ФСС могут передать:
- лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
- по почте заказным письмом;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если решение направили по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле).
Это следует из пункта 13 статьи 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Решение по проверке вступает в законную силу через 10 рабочих дней со дня его вручения организации (п. 12 ст. 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). После этого ФСС в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, которые доначислили по итогам проверки (п. 3 ст. 26.9, п. 14 ст. 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Исполнить это требование надо в течение 10 календарных дней после его получения. В требовании может быть установлен более продолжительный срок. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 26.9 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Если не согласны с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то можете его обжаловать. Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно.
Это предусмотрено статьей 26.21 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
В какой срок составляют справку о выездной проверке
В последний день выездной проверки проверяющие из ФСС составляют справку о проведенной проверке (п. 23 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Справку составят по форме, утвержденной приказом ФСС от 25.01.2017 № 9.1
Если сотрудники фонда составили справку, то проверку можно считать законченной. При этом представители ФСС уже не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо контрольные мероприятия (п. 14 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Справку о проведенной проверке сотрудники ФСС должны вручить представителю организации в день составления, то есть в последний день проверки. Н
ужно будет поставить свою подпись в том, что получили справку. Если откажетесь, проверяющие направят документ на адрес организации заказным письмом по почте. В этом случае справка считается полученной по истечении шести рабочих дней с даты отправки заказного письма. Отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле).
Это следует из пункта 23 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Когда и как ФСС оформляет акт выездной проверки
Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (п. 2 ст. 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Форма акта утверждена приказом ФСС от 25.01.2017 № 9.
Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено.Акт выездной проверки сотрудники ФСС должны составить строго по установленным правилам.
В этом они должны руководствоваться пунктом 2 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Вручение акта
Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие из ФСС должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта. Передать акт проверенной организации контролеры могут:
- лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).
Это следует из пункта 4 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Если законный или уполномоченный представитель организации как страхователя не распишется в получении акта выездной проверки, проверяющий отразит этот факт в акте и направит его по почте заказным письмом в адрес организации или обособленного подразделения. В этом случае акт считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки.
Отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений пункта 4 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Когда оформлять возражения по акту выездной проверки
Если организация не согласна с проверяющими, она может оформить письменные возражения и передать их в ФСС. Срок – 15 рабочих дней со дня получения акта. Организация вправе приложить к таким возражениям подтверждающие документы либо их заверенные копии. Например, копии платежных поручений.
Это следует из пункта 5 статьи 26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Как принимают решение по акту выездной проверки
На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его.
Это следует из пунктов 1, 8 статьи 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Форма решения утверждена приказом ФСС от 25.01.2017 № 9.
Принимая решение по итогам проверки, руководитель отделения фонда или его заместитель обязан выяснить, есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности), либо обстоятельства, смягчающие ответственность (п. 6 ст. 26.20 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.
Можно ли обжаловать решения ФСС по проверкам
Обжаловать решение ФСС по итогам проверки можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 26.21 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК, п. 7 ст. 26.21 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Обжалование в вышестоящем отделении фонда
Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда ваша организация узнала о нарушении своих прав. Как правило, это происходит уже по факту получения решения.
Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменно. В ней укажите:
- какой фонд проводил проверку;
- сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
- причину жалобы;
- аргументы для обоснования возражений;
- требования к вышестоящему отделению фонда.
Такой порядок, в частности, предусмотрен разделом VI Регламента, утвержденного приказом ФСС от 29.03.2019 № 133.
Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца.
После чего примет одно из решений:
- оставит жалобу без удовлетворения;
- отменит акт нижестоящего отделения;
- отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
- изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.
О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Такой порядок изложен в пунктах 6–14 статьи 26.21 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Обжалование в суде
Если вы хотите обжаловать решение в судебном порядке, то подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения фонда, с решением которого вы не согласны (ст. 35 АПК).
Если решили подать исковое заявление и другие документы в электронном виде, руководствуйтесь Порядком, который утвержден приказом Судебного департамента при Верховном суде от 28.12.2016 № 252.
Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены (ч. 4 ст. 198 АПК).
Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК). В итоге вынесет одно из двух решений:
- признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
- откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.
Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение. Такой порядок предусмотрен статьей 201 АПК.