По небу голубому проехал грохот грома средство выразительности

Какое средство выразительности использовано в стихотворной строке?

По небу голубому проехал грохот грома А.

Фонетическое Б.

Морфологическое В.

Словообразовательное Г.

Лексическое.

На этой странице находится ответ на вопрос Какое средство выразительности использовано в стихотворной строке?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.


1


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


2


АЛЛИТЕРАЦИЯ Повтор согласных звуков. По небу голубому проехал грохот грома. (С.Маршак) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой (А.Пушкин) На берегу шелестели деревья. Шуршал камыш в зарастающем заливе. (С.Львов) Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно,бесшумно шуршали камыши (К.Бальмонт)


3


АНАФОРА Повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубин) Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. (А.Блок) Привычные в степям — глаза, Привычные к слезам — глаза. (М.Цветаева)


4


АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) Мне грустно… оттого что весело тебе. (М.Лермонтов) Так много думаю, исполнено так мало. (В.Брюсов) Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! (М.Цветаева)


5


АССОНАНС Повтор гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н.Некрасов) Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! (М.Лермонтов)


6


ГИПЕРБОЛА Преувеличение силы, размера, значения какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мело, мело по всей земле Во все пределы… (Б.Пастернак) Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! (Н.Некрасов) Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете. (А.Блок) Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)


7


ГРАДАЦИЯ Постепенное усиление. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Для создания новой жизни нам нужно еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (К.Станиславский) Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) Ты, брат, — это батальон. Полк. Дивизия. А хочешь — Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)


8


ИНВЕРСИЯ ИНВЕРСИЯ Особое расположение слов, нарушающий обычный порядок. Тамара в театр пошла. Изумительный наш народ. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. ( инверсия согласованных определений) Сначала очень была огорчена. (инверсия обстоятельства меры и степени) Помогла им чистейшая случайность. За Родину сражались герои-партизаны. Рассказ он написал замечательный. С радостью было воспринято это сообщение. Гораздо интереснее оказались морские коньки. Досадно было, боя ждали. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Да, мы дружны были очень. Тут сгорел мой приятель со стыда. Поехал рыбу ловить. Прекрасны разливы рек весной.


9


ЛИТОТА Художественное преуменьшение. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов) Младший сын был ростом с пальчик — Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова) Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь)


10


МЕТАФОРА Переносное значение слова. Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А.Блок) Ночь стелет тень и влажный берег судит, Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)


11


ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. (Лебедев-Кумач) Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы. (Брюсов) Путь шел по целине; Люди падали с обрывов. (Эренбург) Мне нравятся веселые люди. Мне нравятся румяные девушки. (Зощенко) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. (Пушкин) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (Бунин)


12


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Особое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в нескольких речевых единицах, следующих одна за другой. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Успенский) У Анны беда тут стряслась. Большая. (Панферов) Флеров- все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Ильина) Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Трифонов)


13


РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (Горький) Если писатель будет вести себя по- другому, то свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (Вересаев) Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (Солоухин)


14


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС В начале предложения, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь) А если окружающая среда не позволяет? (Д.Лихачев) Какие же это слова? (К.Паустовский) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (В.Кутуров) И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засветился? (В.Астафьев) Кто же не проклинал стационарных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.Пушкин)


15


РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Подчеркнутое обращение к кому — либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! (А.Пушкин) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин) Здравствуй, солнце да утро веселое! (И.Никитин) О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин)


16


МЕТОНИМИЯ Вместо полного названия предмета указывается его характерная деталь. Не то на серебре — на золоте едал (А.Грибоедов). Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) Театр уж полон: ложи блещут; Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) Ну, скушай еще тарелочку, мой милый! (М.Лермонтов) Но степь поет. (И.Бунин)


17


ОКСЮМОРОН Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт) И как могла я ей простить восторг твоей хвалы влюбленной? Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)


18


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами. Уж вечер… Облаков померкнули края, Последний луч на башнях умирает.(В.Жуковский) Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтобы их ободрить Шепчет осенний дождь. (Басе) Свет луны, таинственный и длинный. Спит земля в сиянии голубом. (М.Лермонтов)


19


ПЕРИФРАЗА Замена обычного однословного названия какого-нибудь предмета описательным выражением. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет… (А.Пушкин) О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) В избушке, распевая, дева Прядет и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)


20


СИНЕКДОХА Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. -Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь) Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. (С.Есенин)


21


СРАВНЕНИЕ Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так дерево свои листы Меняет с каждою весною. (А.Пушкин) И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! (Г.Державин) Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)


22


ЭПИТЕТ Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или появления и обогатить содержание высказывания. Эх, суконная, казенная Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой защитая, Кому е дорога! (А.Твардовский) Старик с мороза вносит в дом Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов) Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)


23


ЭПИФОРА Повторение слов и выражений в конце соседних, смежных предложений. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь) «Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, — а миру хоть бы что! (Омар Хайям) Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза, Зеленые – соленые – Крестьянские глаза! (Цветаева) — анафора, эпифора.

Elizaveta071103

1) Какое средство выразительности использовано в стихотворной строке?
По небу голубому проехал грохот грома
А.Фонетическое Б. Морфологическое В. Словообразовательное Г. Лексическое
2) Какое средство выразительности использовано в стихотворной строке?
Помню, я ещё молодушкой была
А.Фонетическое Б. Морфологическое В. Словообразовательное Г. Лексическое

Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые
средства языковой выразительности и продолжить
работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их
роль в организации художественного текста; 3)
продолжить работу по комплексному анализу
текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения
к родному языку.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

1. Беседа по тексту упр. 124 (отрывок из книги Вс
Рождественского “Читая Пушкина”).

2. Индивидуальные задания (ученики зачитывают
подобранные высказывания Ломоносова, Бальмонта,
Замятина о текстообразующей роли слов с
определёнными гласными и согласными).

В российском языке, как кажется, частое
повторение письмена А способствовать может к
изображению великолепия, великого пространства,
глубина и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к
изображению нежности, ласкательности, плачевных
или малых вещей; через Я можно показать
приятность, увеселение, нежность и склонность;
через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев,
зависть, боль и печаль…(М. В, Ломоносов,
“Риторика”.)

“О – звук восторга, торжествующее
пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все
огромное проявляется через о, хотя бы и темное:
стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое,
как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как
скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море.
Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет,
заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного
собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.)

“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком,
красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном,
голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о
чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о
чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о
затхлом…” (Е. Замятин.)

2.Объявление темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу со
средствами художественной изобразительности.
Наши цели – повторить звуковые средства
языковой выразительности, продолжить работу по
их распознаванию , выявить их роль в организации
художественного текста и , конечно, продолжить
работу по анализу художественного текста.

Начнём урок мы с терминологического диктанта
(можно напомнить учащимся правила проведения
такой работы: каждый термин проговаривается
орфографически, потом даётся лексическое
значение слова).

  • благозвучие
  • аллитерация ( повторение в стихотворной речи
    (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков,
    один из видов звукописи)
  • ассонанс (повторение в стихотворной речи
    одинаковых гласных звуков, усиливает
    выразительность поэтической речи)
  • звуковые повторы (повтор сочетаний звуков)
  • звуковой символизм (когда изолированный звук,
    взятый вне слова, наделяется особым значением)
  • ритм (повторение в стихотворной речи однородных
    звуковых особенностей)
  • интонация (основное выразительное средство
    звучащей речи, позволяющее передать отношение
    говорящего к тому, о чем он говорит)

-Один из самых сильных поэтических приемов
– это звукопись. Она достигается искусной
фонетической организацией речи: подбором слов
близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков,
повторением одного и того же звука или
сочетанием звуков, употреблением слов, которые
своим звучанием напоминают слуховые впечатления
от воображаемого явления.

-Сравните представленные примеры. Определите,
какие звуки настойчиво повторяются? Какие
слуховые ассоциации и образы возникают у вас?

Люблю березу русскую, у-у-у-у-у-у
То светлую, то грустную. у-у-у-у-у
(А. Прокофьев)

Перед нами пример ассонанса (повторение
одинаковых или сходных гласных звуков).
Настойчивое повторение звука У может усилить
настроение легкой грусти, нежности. Дело в том,
что гласные звуки задают тон речи, наполняют ее
звучанием, мелодичностью. Повышенная
частотность гласных придает русской речи
напевность.

По небу голубому
Проехал грохот грома. р-р-р
(С. Маршак)

Пирует Петр. И горд, и ясен р-р-р
И славы полон взор его. р
И царский пир его прекрасен. р-р-р-р
(А. Пушкин)

Это пример аллитерации (повторение
одинаковых или сходных согласных звуков).
Звонкий дрожащий упругий звук Р связывается в
нашем сознании со значением активного шума,
грома, грохота, раската, торжественного звона.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. В-в-в-в
Величавый возглас волн. В-в-в-в
Близко буря. В берег бьется б-б-б-б
Чуждый чарам черный челн. Ч-ч-ч-ч
(К. Бальмонт)

Повтор того или иного звука придает стихам
выразительность и музыкальность. Это
способствует созданию благозвучия. Такой
прием очень часто применяют многие поэты,
воспользовался им и Константин Бальмонт.

При использовании в стихотворениях таких
приемов у слушающих возникают приблизительно
одинаковые слуховые ассоциации и образы, потому
что связь звука и смысла во многом определяется
акустическими и артикуляционными свойствами
звуков.

Повышенная частотность гласных придает
русской речи напевность, а сочетание
возможностей гласных и согласных создают
необыкновенную красоту фонетического строя
русского языка, чем умело пользовались и
пользуются поэты. В. Г. Белинский так
характеризовал язык Пушкина: “…все
акустическое богатство, вся сила русского языка
явилась в нем в удивительной полноте; он нежен,
сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ,
как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как
кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и
могуч, как удар меча в руке богатыря”.

-Давайте обратимся к художественному тексту. Я
предлагаю вам произвести анализ стихотворения А.
С. Пушкина “Буря”, выявить звуковые
художественные средства и определить их роль в
организации стихотворного текста.

3. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Буря”

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

-Стихотворение А. С. Пушкина “Буря” (1825 г.), в
котором описание бури переплетается с
восторженным гимном деве “в одежде белой над
волнами”, по лексическому составу и звуковой
палитре очень выразительно.

-Назовите реальное время, место и действующих
лиц. (Поздний вечер или ночь, скала над морем,
лирический герой, дева)

-Рассмотрим лексический уровень стихотворения.

Почему Пушкин употребляет слово дева, а не девушка
или девица? (Употребление
традиционно-поэтической лексики придает строкам
возвышенное звучание; это слово относится к
словам высокого стиля)

-Выпишите из текста остальные слова высокого
стиля, объясните их значение.

Всечасно (нар.) –постоянно, все время;

Мгла – завеса, пелена из тумана и капелек
морской воды;

Бурная – созданная бурей

-Представьте эту картину зрительно. Что вы видите?
(На сумрачном, бушующем фоне видится дева в белом летучем
(т.е. летящем, “воздушном”) покрывале,
которое сливается с белой пеной волн. И все это
освещается алым блеском молний)

-Нельзя не обратить внимания на намеренную
тавтологию: …летал с летучим покрывалом. Почему
Пушкин оставил это? (Перед читателем возникает
очень выразительный, словно написанный
художником, образ “девы на скале”).

-Выделите ключевые слова, охарактеризуйте их с
эмоциональной стороны. (С одной стороны,
“ласковые” слова дева и волны, а с другой
стороны – “суровые” буря, море и ветер.
Уже в самых первых строках мы эту бурю слышим – в
“завывании” гласных И и Е)

Здесь слово дева как бы растворяется в
остальных словах: четырежды повторяется слог де-
и столько же – ви(дел) – (де)вув о(дежде)
во(лнами).

Третья и четвертая строки – это уже другая
стихия:

Когда, бушуя в бурной мгле, у – у — у
Играло море с берегами… р – р – р

В третьей строке звук у как бы повторяет
звук бушующего, завывающего моря (ассонанс); в
четвертой строке, напротив, использована
аллитерация: настойчиво повторяется звук р (
так и слышишь рокот бьющихся о скалу валов!).

Кроме того, звук Р в этих двух строках
составляет 10% от общего количества звуков, что
почти в три раза больше нормы (3,7 % по данным А. М.
Пешковского). Звук Р характеризуется обычно как
сильный, мужественный, грубый.

Во втором четверостишии музыка гласных разного
образования рисует нам, как ветер “бился и
летал”:

Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?

Слоги с гласным Е и здесь в изобилии. Они
связаны с ключевыми словами море и ветер.

Но всепоглощающей стихией эти образы
становятся в третьем, заключительном
четверостишии:

Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, прекрасней бури.

Слова дева и волны органически
вплетаются в общую картину. Одновременно каждая
строка стихотворения пронизана мягким Л,
частотность которого составила 8% при средней
языковой частотности этого звука – 3,75% (по тем же
данным Пешковского). Такая опора на “нежный”
сонорный сообщает всему стихотворению плавность
и легкость.

Вячеслав Иванов отмечал в этом стихотворении
“красочные” сочетания со звуком Б, которые
представлялись ему раскрытием звукообраза: буря
– белое – блеск, белое в буре.
И в самом деле,
частотность этого звука превышает среднюю
языковую: в стихотворении она составляет около 4%
при норме 1,73% (по данным А. М. Пешковского).

-Какую же роль играют звуковые средства
выразительности в стихотворении А.С. Пушкина
“Буря”?

У Пушкина звукопись перестаёт быть внешним
средством “украшения” стиха, она рождается из
мысли, чувства и сливается с живыми интонациями
поэтической речи. А. С. Пушкин широко
использует в своем стихотворении такие яркие
звуковые средства художественной
выразительности, как благозвучие, аллитерацию,
ассонанс, звуковые повторы. Это одни из
сильных поэтических приемов, так как позволяют
автору настроить читателя на особый,
эмоциональный лад, будят остроту восприятия.

-Еще одно яркое средство художественной
выразительности в этом стихотворении – рифма.

О классической рифме написано много – ведь она
является одной из сильных позиций стихотворного
текста: рифмующиеся слова выделены самим своим
положением, они запоминаются, иногда между ними
возникают семантические (смысловые) связи.

-Какова рифмовка стихотворения?

В первом и последнем четверостишии, где дается
романтическое описание прекрасной девы, каждая
строка оканчивается открытым слогом. Такие
окончания считаются плавными, напевными

Второе четверостишие – описание бури с молнией
и ветром – содержит только закрытые рифмы: озарял
– летал, алым – с… покрывалом
. Последние
признаются резкими, отрывистыми, энергичными.
Как видим, и здесь звуковое оформление
соответствует содержанию.

Большинство рифмующихся слов (десять из
двенадцати) содержат “нежный” сонорный Л. А во
втором четверостишии мужские и женские рифмы
совпадали в едином –ал-: озарял –алым – летал
– покрывалом.
Субъективно это –ал- может
ассоциироваться с трепетанием белого покрывала.

В чем особенность синтаксического строя
стихотворения? Чем это можно объяснить?

Первые восемь строк составляют одно
вопросительное предложение с анафористически
построенными придаточными (Когда… Когда) и
деепричастным оборотом.

Заключительные четыре строки передают
восхищение поэта девой. Зрительная картина
“бурной мглы” дополняется здесь изображением
“неба в блесках без лазури”, т.е. не безмятежного
голубого (лазурного) небосвода, а темного неба с
яркими вспышками молний. Для описания такой
картины как нельзя лучше подходит сложное
бессоюзное предложение.

4. Подведение итогов урока.

Проанализировав стихотворение А. С. Пушкина
“Буря”, мы увидели, что содержание пушкинского
шедевра воплотилось в совершенной языковой
форме. В основе звуковой организации поэтической
речи поэта лежит стремление найти для каждого
художественного образа определенное
реалистическое выражение. А. С. Пушкин широко
использует в своем стихотворении такие яркие
звуковые средства художественной
выразительности, как благозвучие, аллитерацию,
ассонанс, звуковые повторы. Это одни из сильных
поэтических приемов, так как позволяют автору
настроить читателя на особый, эмоциональный лад,
будят остроту восприятия.

5. Домашнее задание.

Справочные материалы о средствах
художественной изобразительности учебника на
с.57, анализ поэтических отрывков в упр. 132, 133, 134, 135
(по выбору учащегося).

Использованная литература:

  1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика
    русского языка / Под ред. И. Б. Голуб. – 3-е изд.,
    испр. – М.: Рольф, 2001.
  2. Тимофеева О. В. Стихотворение А. С. Пушкина
    “Буря”. “Русский язык в школе” №1, 2002.
  3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Учебник-практикум
    “Русский язык для старших классов”. – М.:
    Вербум-М, 2002.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Тематическое
    планирование на основе учебника-практикума
    “Русский язык для старших классов”. – М.:
    Вербум-М, 2002.

Звуковые особенности поэтического текста   Урок русского языка в 10 классе Учитель: Андрианова Екатерина Павловна

Звуковые особенности поэтического текста

Урок русского языка в 10 классе

Учитель: Андрианова Екатерина Павловна

Уровни языка Фонетический Лексический Синтаксический Текстологический

Уровни языка

Фонетический

Лексический

Синтаксический

Текстологический

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.  (К.Д. Бальмонт)

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих — волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(К.Д. Бальмонт)

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

Звукопись прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Звукопись

  • прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Благозвучие (эвфония) Подбор, организация звуков в поэтической речи, создающих определенный художественный эффект; построение художественного произведения с точки зрения его звучания

Благозвучие (эвфония)

Подбор, организация звуков в поэтической речи, создающих определенный художественный эффект; построение художественного произведения с точки зрения его звучания

Аллитерация Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Ш и п енье п енистых бокалов и п ун ш а п ламень голубой (А.С. Пушкин).

Аллитерация

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.

Ш и п енье п енистых бокалов и п ун ш а п ламень голубой (А.С. Пушкин).

Ассонанс  Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (М.Ю.Лермонтов).

Ассонанс

Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём.

Забил заряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (М.Ю.Лермонтов).

Анафора Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).  Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.   Гр озой снесённые мосты,   Гр оба с разбитого кладбища.

Анафора

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Гр озой снесённые мосты,

Гр оба с разбитого кладбища.

Эпифора Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.В. Гоголь)

Эпифора

Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.В. Гоголь)

Звуковой символизм Условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. Используется в поэтической речи.

Звуковой символизм

Условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. Используется в поэтической речи.

«С лодки скользнуло весло…». (К. Бальмонт)

Ритм В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр

Ритм

В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр

Интонация Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Интонация

Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Рифма повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Рифма

повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Ассоциации [а], [у], [ж], [р], [ш]

Ассоциации

[а], [у], [ж], [р], [ш]

 В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение на письме И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль… (М. В. Ломоносов, “Риторика”.)

В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;

учащение на письме И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;

через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;

через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…

(М. В. Ломоносов, “Риторика”.)

“ О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы , остров , озеро , облако . Долгое, как скорбная доля . Огромное, как Солнце , как Море . Грозное, как осыпь , оползень , гром…Запоет , заноет , как колокол…Высокий свод вознесенного  собора . Бездонное О”. (К. Бальмонт.)

“ О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы , остров , озеро , облако . Долгое, как скорбная доля . Огромное, как Солнце , как Море . Грозное, как осыпь , оползень , гром…Запоет , заноет , как колокол…Высокий свод вознесенного собора . Бездонное О”.

(К. Бальмонт.)

“ Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)

“ Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…

Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”

(Е. Замятин.)

Лексико – терминологическая работа Пример Приём Люблю березу русскую,  То светлую, то грустную.  (А. Прокофьев)  Образный ряд По небу голубому   Проехал грохот грома. (С. Маршак)  Пирует Петр. И горд, и ясен  И славы полон взор его.  И царский пир его прекрасен.  (А. Пушкин) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется  Чуждый чарам черный челн.  (К. Бальмонт)

Лексико – терминологическая работа

Пример

Приём

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) 

Образный ряд

По небу голубому  Проехал грохот грома.

(С. Маршак) 

Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)

Лексико – терминологическая работа Пример Приём Люблю березу русскую,  То светлую, то грустную.  (А. Прокофьев)  Образный ряд Ассонанс По небу голубому   Проехал грохот грома. Пирует Петр. И горд, и ясен  И славы полон взор его.  И царский пир его прекрасен.  (А. Пушкин) (С. Маршак)  Аллитерация Легкая грусть, нежность Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон. Аллитерация Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется  Чуждый чарам черный челн.  (К. Бальмонт)   Благозвучие   Волнение, торжественность

Лексико – терминологическая работа

Пример

Приём

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) 

Образный ряд

Ассонанс

По небу голубому  Проехал грохот грома.

Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)

(С. Маршак) 

Аллитерация

Легкая грусть, нежность

Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон.

Аллитерация

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)

Благозвучие  

Волнение, торжественность

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?   Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И. Тютчев)

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

(Ф.И. Тютчев)

  Федор Тютчев   « Полдень » Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река — И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет — И Сам теперь великий Пан В пещере нимф спокойно дремлет. Дата написания: не позднее 1820-ых годов

Федор Тютчев

« Полдень »

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.

Дата написания:

не позднее 1820-ых годов

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста

«Что важного скрыто в поэзии?» Тезис Аргументы, примеры Вывод

«Что важного скрыто в поэзии?»

Тезис

Аргументы, примеры

Вывод

Рефлексия Мне показалось трудным… Наиболее интересным было… Мне нужно поработать над… Я бы хотел, чтобы… Полученные сегодня знания мне пригодятся… Где вам могут пригодиться эти знания?

Рефлексия

Мне показалось трудным…

Наиболее интересным было…

Мне нужно поработать над…

Я бы хотел, чтобы…

Полученные сегодня знания мне пригодятся…

Где вам могут пригодиться эти знания?

Спасибо за работу на уроке !

Спасибо

за работу на уроке !

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Самуила Маршака:

«В лесу, над росистой поляной»

Главные герои стихотворения «Дождь» и их характеристика

  1. Дети. Спрятались от грозы.

План пересказа стихотворения «Дождь»

  1. Грохот грома.
  2. Листья и крыши.
  3. Цветники и скамейки.
  4. Вёдра и лейки.
  5. Дождь стучит.

Главная мысль стихотворения «Дождь»

Летняя гроза приходит неожиданно.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к стихотворению «Гроза днём» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Дождь»

Учит любить природу, радоваться дождю и грозе. Учит быть готовыми к любым неожиданностям.

Отзыв на стихотворение «Дождь»

Это очень красивое, хотя и коротенькое стихотворение известного детского поэта. В нём он ярко и образно описывает летнюю грозу, которая внезапно разразилась над двором. Дети разбежались при первых звуках грома, так живо изображенных в стихотворении. И теперь из надёжного укрытия следят за идущим дождём.

Мне понравилось то радостное ощущение лета, которое сумел передать поэт.

Анализ стихотворения «Дождь»

Это стихотворение было написано Маршаком около 1949 года и включено в сборник «Избранные стихи».

Тема: летняя гроза

Жанр: пейзажная лирика.

В стихотворении поэт пробует свои силы в звукописи. Он пытается с помощью рокочущих звуков описать начало грозы, гром. Это ему вполне удается, и гром в его стихотворении не только слышен, но и виден.

Стихотворение состоит из двух частей. Вступительного трехстишия, в котором собственно и используется звукопись, и семи последующих строк, в которых описывается стук дождя по различным предметам. 

Эти части стихотворения отличаются прежде всего настроением. В первых строках передаётся ощущение тревоги, обычное для начала грозы, в последующих — быстрая радость от идущего дождя.

Рифмовка стихотворения сложная.

Стихотворный размер ямб.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Дождь»
Эпитеты: небу голубому, пролётный дождь.
Метафоры: проехал грохот, дождь стучит.
Олицетворения: весело дождь стучит.

Пословицы к стихотворению «Дождь»

И гроза не всякому грозна.

Гроза в лес не гонит.

Гроза грозись, а мы друг за друга держись.

Без тучи гроза не грозит.

Когда слышишь гром, не спеши выливать воду.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Дождь»

По голубому небу прокатился раскат грома и всё смолкло.

Но спустя мгновение по листьям, крышам, цветникам, скамейкам, вёдрам и лейкам застучал дождь.

Читать стихотворение «Гроза днём» 

По небу голубому 

Проехал грохот грома, 

И снова всё молчит. 

А миг спустя мы слышим, 

Как весело и быстро 

По всем зелёным листьям, 

По всем железным крышам, 

По цветникам, скамейкам, 

По вёдрам и по лейкам 

Пролётный дождь стучит.

Конспект урока: С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной», А. Барто «Разлука», «В театре»

Поэтическая тетрадь


С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной», А. Барто «Разлука», «В театре»

Цели урока

  • будем учиться находить средства художественной выразительности 
  • определять отношение автора к герою

Словарь


Гамма
– это звуковые ряды, на которых юные музыканты учатся владеть инструментами.


Об авторах

Самуил Маршак и Агния Барто — детские писатели, которые, конечно же, обращались в своем творчестве и к произведениям для взрослых, но известность и славу заслужили именно как авторы проникновенных и незабываемых стихотворения для детей.

Каждый из авторов отличается своей собственной манерой письма, своим творческим почерком, но при этом в их произведениях мы всегда видим огромную любовь авторов к детям, которая и делает их стихотворения столь популярными и интересными. 


Это интересно!

Во многих произведениях Самуила Маршака присутствует огонь — и это не просто случайность. «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» — не много ли пожаров для одного детского писателя?.. 

Дело в том, что будущий поэт в раннем детстве пережил пожар в собственном доме. Писатель признавался, что его самое первое яркое воспоминание из детства – это огонь, охвативший занавески, мама, быстро и с волнением его одевающая, непонятное и глубокое чувство страха. Эти детские воспоминания потом перешли в творчество Маршака. 


Вопросы к тексту

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Гроза днем». Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнесите их.

        Гроза днём

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.

(С. Я. Маршак)

В стихотворении «Гроза днем» С. Маршак описывает, как быстро проходит летняя гроза и сменяется обычным дождем. Эту мимолетность летней грозы автор выражает двумя словами «проехал», «грохот», которые передают и движение грозы, и раскаты грома — он громыхает, грохочет. Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи: в них ударение идет на гласный О, а начинаются они с сочетание ГР. 


Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении?

В стихотворении «Гроза днем» используются следующие художественно-выразительные средства.

Эпитет: стеклянный дождь.

Олицетворения: весело стучит, проехал грохот.

Часто повторение звуков [г р] — звукопись. Так автор пытается погрузить читателя в атмосферу дождя, грозы.


Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение вы передаете при чтении? Объясните.

В стихотворении Маршака «Гроза днем» автор описывает неожиданно налетевшую грозу, которая быстро отшумела и сменилась веселым дождем.

Первые строчки стихотворения немного тревожные, они полны рокочущих звуков — так автор передает звуки грозы, гром. А вот дальше все на минуту стихает, и вдруг начинается веселый дождь. Именно так его определяет автор, и именно веселое настроение мы должны передать при чтении этого стихотворения. Ведь летняя гроза не угроза. Это радостное и веселое явление природы, от которого оживают деревья, которому радуются люди. Перечисление предметов, по которым стучит дождь, подчеркивает его торопливость, быстротечность.


Прочитайте стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной». Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?

                    * * *
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.

(С. Я. Маршак)

Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу. Он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.


Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Какие чувства вызывает у вас «стеклянный» голос кукушки.

Голос птички кукушки знаком всем и каждому. Настойчивое куку разносится далеко по лесу или полю. Его слышно издалека. Голос этот обладает большой звучностью, а потому поэт называет его стеклянным.

Когда слышишь где-нибудь «ку-ку», кажется, будто кукушка о чем-то спрашивает, может быть, ищет своих друзей, сородичей. Но в то же время, «ку-ку» — это ответ на часто задаваемый кукушке вопрос о количестве лет, которые осталось жить.

Голос кукушки у кого-то может вызывать восторг, радость, а у кого-то печаль. 


Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении?


  • Эпитеты
    : росистой поляной, голос стеклянный.

  • Сравнения
    : как вопрос и ответ.

Прочитайте стихотворение А. Барто «Разлука». Подумайте, действительно ли мальчик все поступки совершал для мамы?

           Разлука

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

(А. Л. Барто)

Мальчик заблуждался, что его поступки делались для мамы. Скорее мама научила его так поступать, но все это делалось только для него, для его благополучия. Конечно и на маму влияло такое поведение. Ведь если ребенок здоров, умен и аккуратен, то и мама спокойна. Но главным образом, такой способ жизни влияет именно на мальчика: развивает его, защищает от опасностей, делает крепким и здоровым. 


Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?

Кто-то может ответить, что сочувствует мальчику, так как его мама в командировке, и это вызывает у ребенка тоску и скуку. Всегда печально, когда мамы нет дома. Ведь она, как никто другой, приласкает, приголубит, позаботится и обережет.

Кто-то может мальчика пожурить: он не ценил заботы мамы о нём! А её отъезд показал герою всё в нужном цвете.

Одно можно сказать точно: мальчик меняется от начала к концу стихотворения, к нему приходит понимание того, что мама о нём заботится. А это очень важно осознавать!


Прочитайте стихотворение А. Барто «В театре». Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочек попасть в театр. Как вы их прочитаете? Что девочки увидели в театре?

      В театре

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.

(А. Л. Барто)

Эти строчки, начинаются со слов «Наконец-то», их следует читать с воодушевлением и радостью.

Девочки смогли увидеть лишь пол в театре, ведь все представление ползали по нему в поисках номерка. Все их мечты и планы увидеть фею, обрушились: номерок был потерян в начале представления, а найден – в конце. В итоге девочки не смогли посмотреть на игру артистов. 


Как А. Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

В стихотворении «В театре» Агния Барто показывает типичную ситуацию, когда одна девочка теряет номерок, и начинает судорожно его искать, лазая по полу между рядами. Конечно, ее можно понять — наверное, она боялась, что ей не вернут одежду, но мешать другим зрителям смотреть балет все-таки не надо было.

Автор слегка иронизирует над девочками, но с доброй улыбкой. Осуждения в этом стихотворении нет.


Как вы думаете, стихотворение веселое, насмешливое или грустное? Объясните.

Стихотворение больше веселое, и даже в какой-то мере насмешливое. Особенно смех вызывает конец стихотворения. Не видя даже части представления, героиня утверждает, что балет ей очень понравился.


Как вы думаете, в чем сходство стихотворений С. Маршака и А. Барто? Выберите любое из стихотворений и сделайте к нему иллюстрацию.


Выбери смайлик, который вам подходит: зелёный — вы довольны своей работой на уроке, желтый — на уроке вы работали неплохо, красный — на уроке вам было трудно.


Предыдущий урок

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

Поэтическая тетрадь

Следующий урок

М. Пришвин «Моя Родина»

Поэтическая тетрадь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Повышение квалификации линейных руководителей крупной компании
  • Почему в бизнес аккаунте инстаграм не доступна музыка в сторис
  • Поглощение компании осуществляемое внешне законными средствами
  • Почему вы выбрали именно нашу компанию ответы на собеседовании
  • Под бизнесом подразумевается любое государственное предприятие