Не позднее 10 марта 2023 года, нужно сдать декларацию о плате за НВОС. В апреле наступит срок для сдачи расчета суммы экосбора и других видов эко-отчетности. В данной шпаргалке мы обобщили информацию об этих платежах и отчетности по ним. Кроме того, мы написали, какие формы «экологического» статистического наблюдения необходимо сдавать бизнесу. Когда надо платить и сдавать отчетность? Какие штрафы грозят нарушителям? Кто должен представлять форму № 2-ТП (отходы) — арендодатель или арендатор? Ответы на эти и другие популярные вопросы об экологической отчетности перед вами.
Негативное воздействие на окружающую среду
Что такое НВОС
Негативное воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ в воздух или в воду. Кроме того, к такому воздействию относится хранение, захоронение и размещение отходов производства и потребления (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее — Закон № 7-ФЗ).
Отходы производства и потребления бывают двух видов: твердые коммунальные (ТКО) и все остальные. Примеры ТКО — картонная упаковка, использованная бумага.
Существует четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение объекту категории осуществляется при постановке его на государственный учет в качестве объекта НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к той или иной категории перечислены в постановлении Правительства РФ от 31.12.20 № 2398. Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а объекты IV категории — минимальное.
ВАЖНО. Есть объекты, которым не присвоена ни одна из четырех категорий, но они образовывают отходы производства и потребления, в том числе бытовой мусор. Несмотря на отсутствие категории, они тоже оказывают НВОС. К таким объектам относится, в частности, подавляющее большинство офисов (подробнее см.: «Негативное воздействие на окружающую среду: кто должен сдать декларацию не позднее 11 марта»).
Заполнить и сдать через интернет «экологическую» декларацию по новой форме
Сдать бесплатно
Кто отвечает за вывоз ТКО: арендодатель или арендатор
Твердые коммунальные отходы образуются практически во всех помещениях, включая офисные. Вывозом данных отходов занимаются специализированные организации — региональные операторы по обращению с ТКО. Собственник твердого мусора должен заключить с региональным оператором соответствующий договор (п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.
Иногда по документам арендатор передает свои отходы в собственность арендодателя, и тем самым снимает с себя ответственность за их вывоз. В этом случае договор с оператором подписывает арендодатель.
Иногда арендатор остается владельцем собственных ТКО. Тогда именно он должен заключить договор с региональным оператором.
Кто обязан вносить плату и отчитываться
Плату за НВОС в общем случае обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Эти же лица должны сдавать декларации.
Предусмотрены исключения. Плату за НВОС не вносят и декларации не представляют:
- Организации и предприниматели, заключившие с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор о передаче ему ТКО. Тогда плату за НВОС в отношении данных отходов должен вносить оператор. Что касается декларации, то по закону сдавать ее в этом случае не надо, но на практике Роспотребнадзор иногда требует это делать.
- Организации и предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность только на объектах IV категории.
ВНИМАНИЕ. Не исключено, что юрлицо или ИП эксплуатирует не только объекты IV категории, но и других категорий (I, II или III). Тогда плату за НВОС нужно вносить по всем объектам, в том числе по тем, которые относятся к IV категории. Если же объекту не присвоена ни одна из категорий, но он оказывает негативное воздействие на окружающую среду (например, на нем образуются отходы, не относящиеся к ТКО), вносить плату за НВОС необходимо.
Отметим, что юридические лица и ИП, работающие на объектах II категории, помимо основной декларации по НВОС должны сдавать еще один отчет. Это декларация о воздействии на окружающую среду (подробнее см.: «Утверждена декларация о воздействии на окружающую среду для владельцев «вредных» объектов II категории»).
Заполнить и сдать всю экологическую отчетность через оператора ЭДО
Сдать бесплатно
Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС и представлять декларации
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
Сроки внесения платы за НВОС и сдачи отчетности
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2022 год — не позднее 10 марта 2023 года).
Рассчитайте сумму платежа за НВОС по актуальным правилам
Рассчитать бесплатно
Экологический сбор
Кто обязан платить и отчитываться
В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.
Возможны три варианта.
- Организация или ИП не производит и не импортирует товары и упаковку из указанного перечня. Тогда платить экосбор и отчитываться по нему не нужно.
- Организация или ИП является производителем или импортером товара из перечня. В этом случае необходимо рассчитывать сумму сбора и сдавать отчетность. Но платить экосбор надо не всегда, а только если не выполнены нормативы по утилизации, установленные на отчетный год.
- Организация или ИП производит или импортирует упаковку из перечня. Экосбор за упаковку товаров платят производители этих товаров, если реализуют ее конечному потребителю. Экосбор в отношении многооборотной тары платит ее производитель (подробнее см.: «Экологический сбор за 2019 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора»).
Сумма экологического сбора за отчетный год — это произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора. Пример расчета приведен в статье «Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год».
Срок уплаты экосбора и отчетности
До 15 апреля года, следующего за отчетным. Эта дата включается в срок (письмо Минприроды от 04.04.19 № 01-19-44/7874). Соответственно, крайний срок уплаты экосбора за 2022 год — 17 апреля 2023 года (так как 15 апреля — суббота).
По экособору предусмотрено три вида отчетности.
Два из них — декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, подлежащих уитилизации и отчет о выполнении норматива утилизации — сдаются до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2022 год — до 3 апреля 2023 года включительно, поскольку 1 апреля — суббота).
Третий — расчет суммы экологического сбора — до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2022 год — до 17 апреля 2023 года включительно).
Рассчитайте сумму платежа за НВОС по актуальным правилам
Рассчитать бесплатно
Экологическая статистика: форма № 2-ТП (отходы)
Кто и когда обязан сдавать
Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.
В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.
Исключение сделано для тех, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Они вправе не представлять форму № 2-ТП (отходы), если одновременно выполняются следующие условия:
- образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором;
- нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).
Форму № 2-ТП нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2022 год — не позднее 1 февраля 2023 года).
Подготовить и сдать форму 2‑ТП и другую экологическую отчетность через оператора ЭДО
Сдать бесплатно
Должны ли арендаторы представлять форму № 2-ТП (отходы)
Возникают споры в отношении арендаторов, относящихся к малым и средним предприятиям, которые образуют ТКО менее 0,1 тонны и не ведут деятельность по обращению с отходами.
Если такой арендатор от своего имени заключил договор с региональным оператором, то все понятно — сдавать указанный отчет арендатор не должен.
Но часто встречается другая ситуация. По документам за вывоз мусора отвечает арендодатель, и именно он заключает договор с оператором. А арендатор просто передает отходы в собственность арендодателя. Должен ли арендатор сдавать форму № 2-ТП?
Существуют две противоположные точки зрения.
Согласно первой, сдавать отчет № 2-ТП необходимо, так как у арендатора нет прямого договора с оператором. Как следствие, не выполнено одно из условий, дающих право на освобождение от обязанностей по представлению данной формы.
Вторая точка зрения (которой придерживаемся и мы) заключается в следующем. Раз арендатор не является собственником отходов, то и отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) ему не нужно. Тем более, что эту форму сдает собственник мусора — арендодатель (в случае, если он не является малым предприятием). Повторное представление отчета было бы бессмысленным.
Также см.: «Утверждена новая форма № 2‑ТП (отходы)».
Бесплатно заполнить и сдать новую форму 2‑ТП через интернет
Форма № 2-ТП (воздух)
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2022 год — не позднее 23 января 2023 года, т.к. 22 января — воскресенье).
Форма № 2-ТП (рекультивация)
Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.
Форму № 2-ТП (рекультивация) нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2022 год — не позднее 1 февраля 2023 года).
Отчет о результатах программы экологического контроля (ПЭК)
Этот отчет обязаны представлять организации и ИП, работающие на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и отнесены к I, II или III категории. Предварительно такие компании и ИП разрабатывают программу производственного экологического контроля (требования к ней утв. приказом Минприроды от 18.02.22 № 109). Для каждого объекта нужна отдельная программа. Затем заполняют отчеты — по одному на каждый объект.
Данный отчет сдается до 25 марта года, следующего за отчетным (за 2022 год — не позднее 27 марта 2023 года, т.к. 25 марта — суббота).
Правила представления основных экологических отчетов
Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической экологической отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.
ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
Далее нужно выбрать один из способов представления:
- первый способ предполагает, что владелец сертификата должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
- второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.
Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:
- не нужно самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
- оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи отчета, то подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.
Заполнить и сдать всю экологическую отчетность через оператора ЭДО
Сдать бесплатно
Таблица по основным формам «экологической» отчетности
Наименование отчета |
Периодичность и сроки сдачи |
Куда представлять |
В каком виде отчитываться |
---|---|---|---|
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) |
Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2023 года) |
В территориальный орган РПН по местонахождению объекта. Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период: — превысила 25 тыс. руб., то через интернет; — не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчета на электронном носителе |
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) |
В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов: — разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; — разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; — нормативы образования отходов и лимиты на их размещение |
В Росприроднадзор |
На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) |
Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться до 3 апреля 2023 года включительно) |
Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) |
Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться до 3 апреля 2023 года включительно) |
||
Расчет суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) |
Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться до 17 апреля 2023 года включительно) |
||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2023 года) |
В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться не позднее 23 января 2023 года) |
В территориальный орган РПН по местонахождению респондента |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2023 года) |
В территориальный орган РПН по местонахождению респондента |
На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 18.02.22 № 109) |
Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчетным (за 2022 год нужно отчитаться не позднее 27 марта 2023 года) |
Если деятельность ведется: — на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор. — на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор |
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Штрафы для нарушителей
Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС и декларации о воздействии на окружающую среду грозит штрафом по статье 8.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 до 80 000 руб.
Неуплата экологического сбора наказывается штрафом по статье 8.41.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
- для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.
Непредставление либо несвоевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации влечет штраф по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
- для организаций — от 70 000 до 150 000 руб.
Представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями влечет штраф по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
- для организаций — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду для субъектов малого и среднего предпринимательства
Плата за негативное воздействие на окружающую среду для субъектов малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за негативное воздействие на окружающую среду для субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Законодательством не установлены особенности представления «экологической» отчётности для малых предприятий. Обязанность предприятия представить отчетность зависит от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.
Мы подготовили чек-лист, в котором подробно ответили на самые распространённые вопросы:
- что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и экологический сбор
- какие формы экологического статистического наблюдения сдавать субъектам МСП и в какие сроки
- кто обязан представлять форму № 2-ТП «отходы»
- когда взимается экологический сбор за упаковку
- какие санкции грозят нарушителям.
Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.
Содержание
- Плата за НВОС
- Что такое НВОС
- Кто несёт ответственность за вывоз ТКО
- Кто должен сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
- Обязан ли арендатор сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
- Когда вносить плату за НВОС
- Экологический сбор
- Кто должен сдавать отчётность и платить экосбор
- Сроки уплаты экосбора
- Экостатистика: форма № 2-ТП «отходы»
- Кто должен сдавать отчётность
- Обязан ли арендатор сдавать форму № 2-ТП «отходы»
- Форма № 2-ТП «воздух»
- Форма № 2-ТП «рекультивация»
- Отчёт о результатах ПЭК
- Представление экологической отчётности
- Санкции за нарушения
Плата за НВОС
Что такое НВОС
По ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) следует понимать «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
Ст. 16 Закона № 7-ФЗ устанавливает плату за НВОС, которое может проявляться в превышении концентрации загрязняющих веществ при:
- выбросах в атмосферу
- сбросах в воду
- захоронении и хранении отходов производства и потребления, к которым относятся ТКО (твёрдые коммунальные отходы), например, использованная бумага и картонные упаковки, и иные виды отходов.
Объекты, оказывающие НВОС, делят на 4-х категории, которые присваиваются при постановке на учёт (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Они могут оказывать значительное (I категория), умеренное (II категория), незначительное (III категория) и минимальное (IV категория) НВОС. Критерии изложены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Кто несёт ответственность за вывоз ТКО
Практически во всех помещениях, в том числе офисных, образуются ТКО. Их вывозят региональные операторы по обращению с ТКО. П. 1 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что собственники ТКО обязаны заключать с региональными операторами соответствующие договоры.
Когда помещение сдаётся в аренду, возникает вопрос: кому нужно заключать договор с оператором – арендодателю или арендатору? Ответ зависит от того, кто является собственником отходов. Как правило, стороны прописывают это положение в арендном договоре.
- Если по договору аренды владельцем ТКО является арендатор, обязанность заключить договор с оператором лежит на нём.
- Если по договору аренды арендатор передаёт ТКО в собственность арендодателя, тем самым снимая с себя обязанность их вывоза, договор с оператором должен заключить арендодатель.
Кто должен сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
По п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ по общим правилам плату за НВОС должны вносить юрлица и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие. Они же обязаны представлять декларации.
Однако некоторые субъекты могут не вносить плату за НВОС и не сдавать декларации:
- Юрлица и ИП, которые заключили с оператором по обращению с ТКО договор о передаче ему отходов. Тогда оплату производит сам оператор, представлять декларацию не нужно. Однако Роспотребнадзор зачастую требует этого.
- Юрлица и ИП, которые осуществляют свою деятельность только на объектах 4-ой категории.
Обязан ли арендатор сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
Сдавать отчётность и вносить плату за НВОС должны арендаторы, размещающие отходы (за исключением ТКО), а также эксплуатирующие объекты 1-ой, 2-ой и 3-ей категории.
Что касается арендаторов, размещающих ТКО, то здесь всё зависит от того, кто именно подписал договор с оператором:
- если договор подписан арендатором, он освобождается от сдачи отчётности и платы за НВОС
- если договор подписан арендодателем, освобождается арендодатель. При этом арендатор также не обязан сдавать отчётность и вносить плату за НВОС, поскольку по документам он не является собственником ТКО
Когда вносить плату за НВОС
Плата за отчётный год должна быть внесена не позднее 1 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам 1-3 кварталов (их обязаны вносить все, кроме субъектов МСП) должны быть внесены не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем в квартале.
Таким образом, в этом году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20.04.2022, 20.07.2022 и 20.10.2022.
Экологический сбор
Кто должен сдавать отчётность и платить экосбор
По общим правилам сдавать отчётность и платить экосбор обязаны юрлица и ИП, которые в отчётном году импортировали или производили продукцию, подлежащую обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. В постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р содержится перечень такой продукции, в том числе упаковки.
Возможны следующие варианты:
- ИП или юрлицо не импортирует и не производит продукцию и упаковку из перечня. Сдавать отчётность и платить экосбор не нужно.
- ИП или юрлицо импортирует или производит продукцию из перечня. Они должны сдавать отчётность и рассчитывать сумму экосбора. Однако платить экосбор нужно лишь тогда, когда не выполнены установленные на отчётный год нормативы по утилизации.
- ИП или юрлицо импортирует или производит упаковку из перечня. Обязанность уплаты экосбора за упаковку продукции лежит на её производителе, если он реализует продукцию конечному потребителю. Обязанность уплаты экосбора в отношении многооборотной тары всегда лежит на производителе.
Сумма экосбора за отчётный год рассчитывается по 3-м величинам:
- ставки экосбора
- норматива утилизации
- массы товара и (или) упаковки
Сроки уплаты экосбора
По письму Минприроды от 04.04.1919 № 01-19-44/7874 плата за отчётный год должна быть внесена не позднее 15 апреля следующего года.
В 2022-ом экосбор нужно уплатить не позднее 15.04.2022.
Экостатистика: форма № 2-ТП «отходы»
Кто должен сдавать отчётность
Одной из форм статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «отходы».
Его сдают юрлица и ИП, которые осуществляю деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления. То есть большинство организаций, оставляющих за собой какие-либо отходы.
Исключение составляют субъекты МСП – им не нужно представлять отчёт по этой форме, если:
- В процессе их деятельности образуются лишь ТКО массой менее 0,1 тонны.
- Они не ведут деятельность по обращению с отходами, то есть не занимаются их обработкой, обезвреживанием, размещением и утилизацией.
- Они заключили договор с региональным оператором.
Обязан ли арендатор сдавать форму № 2-ТП «отходы»
Спорным является вопрос в отношении арендаторов – субъектов МСП, не осуществляющих деятельность по обращению с отходами и образующих ТКО массой менее 0,2 тонны.
Если такие арендаторы заключили договор с оператором от своего имени, представлять отчёт не нужно.
Однако зачастую возникают ситуации, когда договор с оператором заключает арендодатель, то есть по документам именно он несёт ответственность за вывоз мусора. Тогда арендатор передаёт отходы в собственность арендодателя, но должен ли он отчитываться по форме № 2-ТП?
На этот счёт имеются две точки зрения:
- Поскольку арендатор не заключал договор с оператором, сдавать отчёт нужно, так как он не выполнил условие, чтобы получить право на освобождение от обязанности по сдаче отчётности.
- Поскольку арендатор не является собственником отходов, сдавать отчёт ему не нужно. По этой форме отчитывается непосредственно арендодатель – собственник отходов, если он не относится к СМП. Соответственно, двойное представление отчёта и арендодателем, и арендатором не имеет смысла.
На наш взгляд, предпочтительна именно вторая точка зрения.
Форма № 2-ТП «воздух»
Ещё одной формой статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «воздух». Отчитываться должны все юрлица и ИП, эксплуатирующие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в воздух. Это столярные мастерские, котельные, покрасочные цеха и т.д.
Обязанность представлять отчётность возникает:
- когда масса выбросов в отчётном периоде превысила 10 тонн по одному объекту
- когда масса выбросов варьируется от 5 до 10 тонн по одному объекту, при этом в составе выбросов имеются загрязняющие вещества 1-го или 2-го класса опасности.
Форма № 2-ТП «рекультивация»
Следующей формой статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «рекультивация». По ней отчитываются:
- юрлица и ИП, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых
- юрлица и ИП, осуществляющие строительные, лесозаготовительные, мелиоративные и изыскательные работы
- юрлица и ИП, размещающие промышленные, строительные и твёрдые бытовые отходы
Отчёт о результатах ПЭК
Отчёт о результатах программы экологического контроля (ПЭК) представляют юрлица и ИП, которые работают на объектах, оказывающих НВОС, и относятся к 1-ой, 2-ой или 3-ей категории.
Изначально они разрабатывают программу производственного экологического контроля, требования к которой утверждены приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74. Под каждый объект разрабатывается индивидуальная программа, после чего заполняется соответствующий отчёт.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта. Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Существуют следующие способы представления:
- Владелец сертификата формирует и подписывает отчёт, а затем самостоятельно загружает его на приёмный шлюз РПН.
- Владелец сертификата подключается к системе для сдачи отчётности, которая помогает составить, проверить отчёт, а также направить в РПН.
Второй способ имеет свои преимущества. Вам не придётся самостоятельно заходить на платформу РПН. Нужно лишь направить отчёт на сервер оператора ЭДО (электронного документооборота), после чего система сама загрузит его в РПН.
Кроме того, оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчёта и указывает его в документе, который направляется отправителю. То есть, если будет спор о времени направления отчёта, подтверждение оператора ЭДО станет доказательством представления отчётности в срок.
Санкции за нарушения
Ст 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает штраф:
- на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей
- на должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей
Ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременную сдачу декларации о воздействии на окружающую среду и декларации о плате за НВОС предусматривает штрафы:
- для юрлиц – от 20 до 80 тыс. руб.
- для ИП и должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ст. 8.41.1 КоАП РФ за неуплату экосбора предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 500 тыс. руб.
- для ИП – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 250 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 5 до 7 тыс. руб.
По ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ за несвоевременную сдачу отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), а также их непредставление предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – от 70 до 150 тыс. руб.
- для ИП – от 50 до 70 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ за направление отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) с недостоверными сведениями или не в полном объёме предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – в 2-кратном размере суммы сбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 250 тыс. руб.
- для ИП – в 2-кратном размере суммы сбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 100 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
Читайте также Календарь бухгалтера: апрель 2022
ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Основная нормативная документация, регулирующая вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду:
-
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
-
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
-
Приказ Минприроды России от 10.12.2020 №1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 №3 и от 30.12.2019 №899»;
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 №334 «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области сообщает, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
-
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
-
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
-
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду
Согласно п.1 ст. 16.1 Закона №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за НВОС исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2398.
Статьей 16.1 Закона №7-ФЗ установлено, что плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
При определении вида отнесения отходов необходимо руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242.
Отчетный период
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п.2 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ).
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется лицами, обязанными вносить плату в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 8 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ).
Форма Декларации
Форма Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899».
Формирование Декларации о плате за 2020 г. доступно в Личном Кабинете Природопользователя — http://lk.rpn.gov.ru.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или более 25 тысяч рублей плательщики обязаны представить декларацию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1499).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.09.2020 № 1391 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду», ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные на 2018 год, применяются с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08 (ранее – 1,04). Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.
Правила исчисления и взимания платы за НВОС
Правила исчисления и взимания платы за НВОС, порядок корректировки платы, процедуры зачета (возврата) денежных средств установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Сроки внесения платы за НВОС
Согласно п. 3 ст. 16.3. Закона №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
-
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;
-
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
-
в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.
Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.
Ответственность за невнесение или неполное внесение платы за НВОС
За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за НВОС начисляются пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 8.41. КоАП РФ).
Реквизиты для перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (Калужская область)
ИНН: 7724559170
КПП: 772401001
БАНК: ОТДЕЛЕНИЕ КАЛУГА БАНКА РОССИИ //УФК по Калужской области г.Калуга
БИК 012908002
Счет получателя: 03100643000000013700
Счет банка получателя: 40102810045370000030
Получатель: УФК по Калужской области (Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области) л/с 04371819180
Назначение платежа: указывается вид негативного воздействия на окружающую среду, отчетный период, за который произведена оплата, и наименование филиалов (при наличии структурных подразделений)
Обращаем Ваше внимание!
Авансовые платежи должны перечисляться отдельными платежными документами (платежными поручениями) по каждому КБК и ОКТМО плательщика.
Перечень КБК для осуществления платы за НВОС:
04811201010016000120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
04811201030016000120 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
04811201041016000120 |
Плата за размещение отходов производства |
04811201042016000120 |
Плата за размещение твердых коммунальных отходов |
Контактные данные для связи по вопросам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Калужская область):
Заместитель начальника межрегионального отдела финансового и хозяйственного обеспечения |
Косолапова Татьяна Викторовна |
(4842) 56-36-63 |
Главный специалист-эксперт межрегионального отдела финансового и хозяйственного обеспечения |
Сумцова Анна Сергеевна |
(4842) 56-25-16 |
Экологический сбор
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области информирует плательщиков экологического сбора о необходимости до 1 апреля 2023 года заполнить и представить:
-
Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417);
- Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010).
До 15 апреля 2023 года необходимо представить расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее — Перечень) утвержден перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Ответственность за выполнение нормативов утилизации лежит на производителях готовых товаров, включая упаковку, в отношении товаров и упаковки, включенных в перечень.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность уплаты экологического сбора возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункты 7, 10, 12 статьи 24.2, пункт 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ).
При этом, за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от того, включен ли упаковываемый в упаковку товар в Перечень или нет.
За отчетный 2022 год Отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, и нормативов утилизации, установленных на 2022 год распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021-2023 годы».
Расчет суммы экологического сбора за отчетный 2022 год формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2022 год распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021-2023 годы».
Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».
Возможность внесения указанных форм отчетности по экологическому сбору доступна для опытной эксплуатации в Личном кабинете природопользователя (lk.rpn.gov.ru).
Для оперативного решения вопросов, в случае возникновения технических сложностей при работе с информационными ресурсами Росприроднадзора, необходимо обращаться в службу технической поддержки по телефону 8 (495) 565-34-38 (многоканальный) или по адресу электронной почты: helpdesk@rpn.gov.ru.
Авансовые платежи за НВОС в 2023 году уплачиваются по правилам, установленным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Рассмотрим, что это за правила, а также разберемся, как определить сумму платежа и какого порядка придерживаться при оплате.
Порядок определения величины авансов по НВОС
Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2023 году, а кто нет, см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).
Как определить сумму вносимого аванса? С 2020 года таких способов три. Аванс можно определять, как:
- ¼ платы за НВОС, подлежащих к уплате за предшествующий год;
- ¼ платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- произведение платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, и соответствующих ставок платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.
Как рассчитать плату за 2023 год
Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:
- титульный лист;
- раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
- 3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.
Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.
Подробнее о параметрах, участвующих в расчетах, читайте в статье «Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2023 году».
Сроки для платежей за загрязнение
Оплату авансов юрлица, обязанные делать такие платежи, производят 3 раза в год. Завершаются расчеты по году еще 1 платежом — оплатой итоговой суммы, полученной в разделе декларации, отведенном сводным данным, в результате арифметических действий, совершенных над исчисленной в специальных разделах суммой.
ВАЖНО! Платежи за НВОС регулирует не Налоговый кодекс РФ, поэтому нововведения в виде ЕНП и ЕНС к таким платежам не относятся!
Таким образом, видов сроков для уплаты существует два.
- Для авансовых платежей — в 2023 году они истекут 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
ВАЖНО! Если срок оплаты за НВОС совпадает с выходным, перечислить платеж надо накануне, поскольку переноса сроков на следующий рабочий день (как в НК РФ) закон № 7-ФЗ не предусматривает.
- Для окончательного расчета по году — предельная дата этого срока соответствует 1 марта года, наступающего за отчетным: платеж за 2022 год нужно будет осуществить не позднее 01.03.2023, а платеж за 2023 год — не позднее 01.03.2024.
Что будет, если не перечислить плату за НВОС в срок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все последствия.
Те организации, которые не обязаны уплачивать авансы, перечисляют платежи на НВОС один раз (по итогам года), т. е. срок для них существует только один (1 марта).
Переплату по НВОС можно зачесть или вернуть. С 07.09.2019 порядок зачета/возврата закреплен нормативно.
Общим для всех юрлиц вне зависимости от масштабов их бизнеса является срок, установленный для представления декларации по НВОС, истекающий 10 марта года, наступающего вслед за отчетным.
О возможных способах представления декларации по НВОС читайте в материале «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».
Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Куда и как платить авансы за НВОС
В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
- за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.
То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.
Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.
О применяемых для платежей за НВОС значениях КБК читайте в статье «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Что отличает платежи по НВОС от платежей по экологии
Кроме платежей по НВОС, существует еще один платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Отличий от платежей за загрязнение у него много:
- круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
- налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
- ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
- срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 15 апреля года, наступающего за отчетным.
Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2023 году делать не нужно.
Подробнее об экологическом сборе читайте в материале «Кто должен платить экологический сбор в 2023 году?».
Итоги
Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20-го числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса определяется одним из трех способов, указанных в законе № 7-ФЗ.
Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. Обозначим основные из них.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены различные неналоговые льготы (преференции), в частности:
— в отношении порядка ведения кассовых операций;
— в сфере административных правонарушений;
— в сфере государственного (муниципального) контроля;
— в сфере хозяйственной деятельности;
— в сфере негативного воздействия на окружающую среду.
Важно!
При этом на возможность применения большинства данных льгот (преференций) влияет факт внесения конкретного малого предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому непопадание в этот реестр или исключение из него лишает организацию (ИП) многих привилегий, которые дает этот статус.
С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:
- о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (декларация).
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будут содержаться, например, сведения о наименовании компании (ИП), ИНН, месте нахождения компании (место жительства ИП), категории субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие).
Преференции в части закупок у малого бизнеса
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд — государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 г. № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок государственных компаний у субъектов малого и среднего бизнеса вырос с 10% до 15 %. С 1 января 2018 г. также расширен круг заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса. Теперь такая обязанность возлагается на всех заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб.
Исключение — автономные учреждения и заказчики, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Льготная аренда
У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды. Например, для отдельных субъектов малого и среднего бизнеса г.Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.
А Постановлением Правительства г. Москвы от 25.12.2012 г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы«с 1 января 2019 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за кв.м в год для субъектов малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м. находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов при выполнении определенных условий.
В этом же Постановлении содержатся условия для преимущественного права на выкуп помещения: нужно, прежде всего, соответствовать условиям: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ).
Важно!
Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Но и в регионах существуют специальный программы поддержки льготной аренды для малого бизнеса.
Льготы в отношении установления лимита кассы
Все организации, в том числе относящиеся к субъектам малого предпринимательства, должны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций (п. 1 Указаний о порядке ведения кассовых операций, утв. ЦБ РФ от 11.03.2014 г. № 3210-у). При этом малые (в т. ч. микро-) предприятия вправе не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе (абз. 10 п. 2 Указаний).И даже если у организации был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени компания стала соответствовать малому предприятию, то она вправе отказаться от установления такого лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п.2 Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У.
Особые условия для применения административных санкций
В отношении организаций и ИП, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их руководителей и работников предусмотрены особые условия применения мер ответственности за совершение административных правонарушений.
Если назначение предупреждения не предусмотрено в соответствующей статье разд. II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, а предусмотрен штраф, он может быть заменен указанным лицам на предупреждение при соблюдении определенных условий.
«Надзорные каникулы»
Для малого бизнеса предусмотрены «надзорные каникулы». Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон № 294-ФЗ) введены «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства на срок с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г.
В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. «Надзорные каникулы» не затронут проверки налоговиков и внебюджетных фондов, а коснутся только плановых проверок ГИТ, Роспотребнадзора, МЧС России и т. п.
В ряде ситуаций субъекты малого и среднего предпринимательства не могут быть освобождены от плановых проверок, подпадающих под действие Закона № 294-ФЗ. Это касается:
1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля, по которым установлены категории риска, классы опасности, а также критерии отнесения деятельности организаций и ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности;
2) плановых проверок организаций и ИП, которые ведут виды деятельности в социальной сфере, в области здравоохранения, образования, а также теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) плановых проверок организаций и ИП, в отношении которых ранее было:
- вынесено вступившее в силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;
- принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.
При этом с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;
4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их организаций и ИП;
5) плановых проверок, проводимых в рамках:
- федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
- федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
- внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
- федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
- федерального государственного пробирного надзора (ч.1 ст.26.2, ч.1-3.1 ст.1, ч.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ).
Запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен также в отношении определенных восьми видов государственного контроля в части (п.6 ст.26.1 Закона № 294-ФЗ). Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ. Это касается субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года (п.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ).
Льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду
Субъекты малого бизнеса, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, освобождены от уплаты квартальных авансовых платежей (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г.№ 7-ФЗ).
Важно!
Кроме того, если видом негативного воздействия, которое они оказывают на окружающую среду, является хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), то субъекты малого бизнеса не обязаны согласовывать и применять лимиты на размещение отходов.
-
Кто и за что платит
-
Как поставить на учёт объект НВОС
-
Когда и как платить
-
Как рассчитать платежи за НВОС
-
За квартал
-
За год
-
-
Когда и как отчитываться
-
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
-
Как отразить плату за НВОС в учёте
Кто и за что платит
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.
Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:
- I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
- II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
- III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
- IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.
Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.
Если на предприятии только объекты IV категории, платить не нужно, но они должны быть зарегистрированы в Росприроднадзоре. Если же кроме IV категории есть и другие, платят за все объекты, включая IV.
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.
При подаче заявки:
- определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
- установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.
Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.
От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:
- на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
- с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
- с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
- с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).
Когда и как платить
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.
Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.
Сроки внесения платы за НВОС:
- авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
- годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.
Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.
Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:
- за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
- за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.
Как рассчитать платежи за НВОС
Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.
По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.
За квартал
Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.
- 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
- 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
- Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).
Выбранный способ расчёта авансов указывают в декларации о плате за НВОС в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» по каждому объекту негативного воздействия.
Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.
За год
Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:
- Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
- Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
- Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
- Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
- Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.
Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.
Когда и как отчитываться
С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.
Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:
- организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
- ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:
- по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
- по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.
За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.
За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:
- для организаций — 20000 – 80000 руб.;
- для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.
Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».
На ОСНО и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» плату за негативное воздействие можно учесть в материальных расходах. Но только в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) и лимитов размещения отходов. Суммы превышений в расходы не включают. Если лимиты на размещение отходов не разработаны, вся сумма платы за НВОС по отходам будет сверхнормативной и в расходы не войдёт.