Продолжаем серию статей о № 248-ФЗ и особенностях проведения контрольно-надзорных мероприятий согласно данному закону. Узнайте, какие действия могут совершать надзорные органы в процессе проверок и с какими из них УО и ТСЖ сталкиваются во время госжилнадзора.
Из десяти контрольно-надзорных действий из № 248-ФЗ в госжилнадзоре применяются четыре
В главе 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ описаны десять контрольно-надзорных действий (КНД), которые вправе использовать инспекторы при проверках и иных мероприятиях:
- осмотр,
- опрос,
- получение письменных объяснений,
- истребование документов,
- досмотр,
- отбор проб или образцов,
- инструментальное обследование,
- испытание,
- экспертиза,
- эксперимент.
Как отмечают юристы компании «МКДЭКСПЕРТ», при проведении госжилнадзора управляющие домами столкнутся только с четырьмя такими действиями в соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670:
- письменные объяснения – при всех мероприятиях, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом;
- осмотр и опрос – при инспекционном визите и выездной проверке;
- истребование документов – при документарной проверке и инспекционном визите.
Рассмотрим подробнее каждый из этих четырёх видов КНД.
Какие мероприятия со взаимодействием проводят органы надзора
Осмотр для визуальной оценки соблюдения обязательных требований
Согласно ст. 76 № 248-ФЗ, осмотр как контрольно-надзорное действие – это визуальное обследование территорий, помещений, продукции без их разборки, демонтажа или нарушения целостности. Инспектор проводит его в присутствии контролируемого лица и имеет право вести видеозапись.
После осмотра проверяющий составляет протокол и вносит в этот документ следующие сведения:
- перечень осмотренных помещений, товаров;
- их вид и количество;
- идентификационные признаки, если они важны для итогов КНМ.
При этом в ч. 4 ст. 76 № 248-ФЗ написано, что такой вид КНД не может проводиться в жилом помещении, если иное не установлено отдельным законом.
«При госжилнадзоре осмотр может проводиться в ответ на жалобу собственников о ненадлежащем содержании общего имущества. Например, надзорный орган проверит уборку снега с придомовой территории», – отметили юристы компании «МКДЭКСПЕРТ». – «Если осмотр происходит в рамках инспекционного визита или выездной проверки, то при этом обязательно должен присутствовать представитель контролируемого лица».
При выездном обследовании, без контакта с проверяемым лицом, его присутствие не требуется (п. 80 постановления Правительства Псковской области от 19.07.2022 № 68).
Опрос для получения устной информации от контролируемого и иных лиц
Опрос – это получение инспектором устной информации, которая нужна, чтобы оценить, как проверяемое лицо соблюдает обязательные требования. Надзорный орган вправе опрашивать не только контролируемого, но и иных лиц, которые обладают нужными сведениями.
Результаты такого КНД фиксируются в протоколе. Контролируемое лицо должно его подписать, тем самым подтвердив достоверность изложенных сведений.
Юристы «МКДЭКСПЕРТ» отмечают, что органы ГЖН рассматривают опрос как второстепенное действие. В п. 4.18.2 постановления Правительства Москвы от 22.12.2021 № 2161-ПП указано, что опрос проводится инспектором в устной форме в случае, «если полученные сведения имеют значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований».
Аналогичная позиция изложена в п. 5.16 постановления Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п: «при необходимости получения государственным жилищным инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, производится опрос контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией».
Профилактические надзорные мероприятия и особенности их проведения
Истребование документов для подтверждения соблюдения лицом обязательных требований и нарушений в его работе
Инспектор надзорного органа вправе потребовать от контролируемого лица документы, которые подтверждают выполнение им обязательных требований (ч. 1 ст. 80 № 248-ФЗ). Также представитель органа контроля вправе запросить материалы фотосъёмки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.
Направить затребованную информацию нужно в электронном виде согласно ст. 21 № 248-ФЗ. Если орган надзора попросил документы на бумаге, то их отправляют заказным письмом по почте либо приносят лично. Предоставить нужно либо подлинники, либо заверенные нотариусом копии, заверение копий оплачивает контролируемое лицо.
Срок предоставления документов орган контроля указывает в требовании. Если контролируемое лицо не укладывается в этот срок, то направляет в ведомство ходатайство и указывает в нём причины задержки. Инспектор отвечает на ходатайство в течение 24 часов – направляет электронный документ.
Каждая ГЖИ в своих региональных положениях сама определяет основания для истребования документов. Например, в приказе Госжилинспекции Тверской области от 30.12.2015 № 4-нп указаны следующие основания:
- достоверность сведений, содержащихся в документах органа ГЖН, вызывает обоснованные сомнения;
- имеющиеся сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований.
Получение письменных объяснений при наличии ошибок и противоречий в документах
Получение письменных объяснений как КНД описано в ст. 79 № 248-ФЗ. Инспектор запрашивает у контролируемого лица письменные свидетельства, имеющие значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Например, в п. 4.14.5 постановления Правительства Москвы № 2161-ПП указано, что письменные объяснения запрашиваются, если в ходе документарной проверки выявлены:
- ошибки или противоречия в представленных контролируемым лицом документах;
- несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, которыми располагает орган ГЖН.
Объяснения оформляются в свободной форме (ч. 2 ст. 79 № 248-ФЗ). При этом представитель надзорного органа может сам составить эти объяснения со слов работников организации или гражданина, которых проверяет. Тогда они знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст и расписываются, что с их слов записано верно, указывают дату и место составления документа.
Регионам о надзоре за УО в 2022 году: что нужно знать о проверках
Выбор КНД зависит от регионального законодательства о госжилнадзоре
Юристы компании «МКДЭКСПЕРТ» отмечают, что федеральное законодательство не содержит требований к выбору инспектором органа ГЖН определённого контрольно-надзорного действия в рамках того или иного мероприятия. Их использование зависит от регионального законодательства и положения о контроле, утверждённого в субъекте РФ.
УО и ТСЖ могут встретиться и с иными контрольно-надзорными действиями – в ходе других видов контроля, например, Роспотребнадзора или МЧС. О них мы расскажем в следующей статье – следите за обновлениями.
А с какими действиями инспекторов при проверках сталкивались вы? Расскажите в комментариях.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 937 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.
Что изменилось в новом законе о проверках
Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).
Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).
Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).
Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).
Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия
Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).
Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).
Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).
В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).
Обжалование итогов контрольных мероприятий
Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).
Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).
Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).
Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).
Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).
Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук.
сайт: pavelkuznetzov.ru
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20 ЖК РФ
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 в абз. 1 ч. 1 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
КонсультантПлюс: примечание.
До 31.12.2026 включительно п. 8 ч. 1 ст. 20 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 07.03.2023 N 360).
требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 ч. 1 ст. 20 дополняется п. 12 (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.
3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 в ч. 4 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.
12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:
1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
4) к порядку размещения информации в системе.
18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:
1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;
2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«Виды проверок и полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора»
Деятельность органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возложена эта деятельность на государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации.
Предмет проверок, проводимых органами регионального государственного жилищного надзора, указан в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».
Жилищные инспекторы обязаны проверять соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на территории которого проверяемое лицо осуществляет свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Чтопрежде всего проверяет инспектор:
— использование и содержание жилых помещений;
-содержание общего имущества в многоквартирном доме;
-управление многоквартирными домами;
-соответствие требованиям законодательства представляемых услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
-раскрытие информации в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
-создание и деятельность товарищества собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, соблюдение прав и обязанностей их членов;
-предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
-создание и деятельность советов многоквартирных домов;
-порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
-порядок признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным;
-порядок переустройства и перепланировки жилых помещений;
-определение состава, содержание и использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
-формирование фондов капитального ремонта.
б) другие обязательные требования к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Так, органы, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор получили право проверять УО и ТСЖ по вопросам :
а— порядка создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;
б— соблюдения обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядка внесения изменений в такой устав;
в— порядка принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации;
г— решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок утверждения условий этих договоров и их заключения;
д— порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме;
е— нарушения управляющей организаций условий договора управления;
и— порядка применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Новым здесь является:
а- возможность проверки обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления управляющей организации или ТСЖ (ЖСК);
б- возможность контроля за формированием фонда капитального ремонта.
В целях объективного и результативного проведения проверок органы, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, должны проводить проверки, строго соблюдая требования главы 2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Руководствуются следующими нормативными документами:
1) Жилищным кодексом РФ;
2) Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3) Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
4) Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;
5) Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
6) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
7) актами субъектов РФ, принятых во исполнение требования пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010
№ 731.
9) Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Росси от 27.09.2003 № 170;
При этом при заключении договора управления, после 03 апреля 2014 года проверяющий ориентируется на требования Постановления Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», который предполагает исключение обязательности определения периодичности работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома из уровня обязательных требований законодательства с отнесением порядка определения такой периодичности на уровень договорных отношений между собственниками и управляющими организациями.
Кроме того, при заключении договоров управления необходимо ориентироваться на примерную форму договора управления, утвержденную Приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр.
«Виды проверок»
В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Плановые и внеплановые проверки могут быть как документарными, так и выездными.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, и микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Основаниями для проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
г) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки
в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным
в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ органами государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи
с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Проверки проводятся на основании приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания, проведения которой указаны
в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗюридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ (говорили выше) проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Проверки деятельности региональных операторов согласно части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Полномочия органов государственного жилищного надзора
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения
и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки:
— посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования
в многоквартирных домах;
— с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
— проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы
и другие мероприятия по контролю;
— проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению
и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 ЖК РФ, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования;
— проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять:
— правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья;
— правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;
— правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества;
— правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива;
— правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации
в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом
в соответствии со статьей 162ЖК РФ;
— правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
— правомерность заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— правомерность утверждения условий данных договоров;
3) выдавать предписания:
— о прекращении нарушений обязательных требований;
— об устранении выявленных нарушений;
— о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела
об указанных административных правонарушениях и принимать меры
по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные
с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел по признакам, имеющим составы преступлений.
Порядок рассмотрения обращений граждан в орган государственного жилищного надзора
Письменные обращения рассматриваются в срок, не превышающий 30 дней с момента получения обращения. В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительной информации срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется обратившееся лицо.
При информировании по письменным обращениям ответ в простой, четкой и понятной форме с указанием должности, фамилии, имени, отчества, номера телефона исполнителя направляется в виде почтового отправления в адрес заинтересованного лица.
При консультировании по телефону работники предоставляют следующую информацию:
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства заявления, материалы и прилагающиеся к ним документы и сведения;
сведения о нормативных правовых актах, на основании которых осуществляется исполнение государственной функции;
по вопросам полномочий органов жилищного надзора;
о месте размещения на справочных материалов по вопросам исполнения государственных функций.
Обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в общем порядке.
Все процедуры проведения мероприятий по государственному жилищному надзору упорядочены и исполняются в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций.
На чтение 5 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 23.09.2021
Содержание
- Для чего разработано новое положение?
- Кто и кого проверяет?
- Что и какими методами проверяют органы ГЖИ?
- Что относится к профилактическим мероприятиям?
- Какие существуют виды и методы проверок?
- Что орган ГЖИ обязан размещать на сайте ведомства?
- На заметку
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ. Ведомства, занимающиеся таким видом деятельности, должны прописать собственное положение. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработала проект в сфере регионального госжилнадзора.
Для чего разработано новое положение?
Разработка положения о правилах проведения регионального госжилнадзора является требованием новых нормативно-правовых актов, а именно Федерального закона РФ от 11 июня 2021 года №170-ФЗ и Федерального закона РФ от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ.
После вступления в силу нового положения «Об общих требований к организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора», постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» прекратит свое действие.
Новое положение кардинально отличается от действующего постановления. В документе подробно описаны полномочия ГЖИ, основания для проведения внеплановых проверок, порядок организации и метод проведения проверяющих мероприятий. В проекте выделен отдельный блок по ведению сайта ведомства.
Кто и кого проверяет?
Руководитель ГЖИ, его заместитель и уполномоченный сотрудник (инспектор) имеют право проводить мероприятия по региональному государственному жилищному надзору. Проверяют они всех, кто обязан соблюдать обязательные требования в их сфере деятельности. В рамках жилищного надзора проверяют работу региональной и муниципальной власти и требований, установленных жилищным законодательством.
Что и какими методами проверяют органы ГЖИ?
Целью мероприятий по проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Предметом контрольно-надзорных мероприятий является:
- использование и сохранность жилого помещения и общего имущества собственников многоквартирного дома;
- перевод жилого помещения в нежилое, перепланировка и переустройство помещений;
- формирование фонда капитального ремонта;
- создание и деятельность управляющих организаций;
- предоставление коммунальных услуг потребителям;
- порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественной услуги по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества;
- порядок индексации размера платы за жилое помещение;
- процедура ограничения предоставления коммунальных услуг;
- энергоэффективность и оснащенность помещений приборами учета;
- размещение обязательной информации в ГИС ЖКХ;
- обеспечение доступность помещений многоквартирного дома для инвалидов.
При обнаружении нарушения, органы ГЖИ должны проводить профилактические мероприятия, пресекать нарушения, выписать требование об устранении последствий нарушения, собрать информацию об исполнении правил, установленных нормативно-правовыми актами, а также проводить повторные проверки.
Что относится к профилактическим мероприятиям?
в 3 разделе положения Минстроя РФ прописаны принципы работы по профилактике нарушений. К профилактическим мероприятиям относятся:
- Информирование и обобщение правомерной практики органов ГЖИ.
- Объявление предостережения согласно ст. 49 № 248-ФЗ.
В случае несогласия с полученным предостережением, проверяемый имеет право подать возражение в ведомство, в течение 15 рабочих дней. В возражении необходимо указать название ИП или ЮЛ, данные гражданина, ИНН, дату и номер полученного документа. Также необходимо выразить своё мнение по поводу полученного предостережения. Возражение можно отправить в печатном или электронном виде. В течение 20 рабочих дней, после получения возражения, органы ГЖИ обязаны вам дать ответ.
- Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ.
Представители ГЖИ проводят консультации юридических и физических лиц по телефону, видеосвязи, личной встрече, при проведении профилактической или контрольной проверки.
- Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ.
Профилактический визит − это беседа проверяющего с проверяемым на месте проверки или по видеосвязи. Профилактические визиты обязательно проводятся к проверяемых из категории «чрезвычайно высокий, высокого и значительного риска». Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.
Какие существуют виды и методы проверок?
4 раздел постановления содержит принципы организации и проведения проверок. Органы ГЖИ проводят плановые и внеплановые проверки, но сейчас им будет запрещено проводить плановые проверки жилых помещений.
Проводить проверки можно двумя способами:
- контактируя с проверяемым;
К данному метода относятся встречи, телефонные звонки, проведение переговоров, запрос документации, визит инспектора на место деятельности. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.
- без взаимодействия.
В рамках данного метода представители ГЖИ проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование жилищного фонда.
Основанием для проведения проверки по жалобам лиц и ведомств являются индикаторы риска нарушений обязательных требований, которые разработал Минстрой РФ.
При поступлении в ГЖИ жалобы на нарушение в жилищном фонде, то ведомство перенаправляет ее в соответствующий орган в течение 7 дней с момента получения.
Что орган ГЖИ обязан размещать на сайте ведомства?
Новое положение Минстроя РФ содержит пункты, устанавливающие требования к органам ГЖИ и их работникам:
- Инспекторы при проведении проверок ответственны за надлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
- На официальном сайте должны быть в актуальном состоянии:
- список нормативно-правовых актов с указанием статей и пунктов, содержащие обязательные для выполнения требования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- порядок отнесения объектов проверки к категориям риска;
- план проведения плановых проверок;
- доклады правомерной практики;
- программа профилактики рисков при невыполнении требований;
- рекомендации для проверяемых.
На заметку
Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора касается ГЖИ, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капитального ремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проводить проверки, кто может их проверить, выполнение каких именно требований нормативно-правовых документов вправе контролировать.
Например, в рамках регионального надзора ведомство не может проверить выполнение управляющей организацией лицензионных требований: это не входит в предмет проверок.
Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован.
Следите за обновление положения о жилищном надзоре с компанией «Технология и Сервис».
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального контроля.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: 1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.При этом,внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организа-ции о проведении такой проверки.
Из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, при наличии предусмотренных ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ оснований органы государственной жилищной инспекции проводят внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.
В случае отсутствия таких оснований и наличия сведений о фактах: — возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 10 Закона № 294-ФЗ), организация указанных проверок хозяйствующих субъектов подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Проведение проверок в отсутствие указанных оснований, а также без согласования с органами прокуратуры влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6.1 КоАП РФ, которая в качестве меры наказания предусматривает, в том числе, дисквалификацию должностных лиц.
Особенности организации и проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля со стороны государственной жилищной инспекции
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального контроля.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: 1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.При этом,внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организа-ции о проведении такой проверки.
Из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, при наличии предусмотренных ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ оснований органы государственной жилищной инспекции проводят внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.
В случае отсутствия таких оснований и наличия сведений о фактах: — возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 10 Закона № 294-ФЗ), организация указанных проверок хозяйствующих субъектов подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Проведение проверок в отсутствие указанных оснований, а также без согласования с органами прокуратуры влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6.1 КоАП РФ, которая в качестве меры наказания предусматривает, в том числе, дисквалификацию должностных лиц.