Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
Тогучинского района
«Шахтинская средняя школа»
учебное пособие по курсу
«Основы проектной деятельности»
для обучающихся 5-9 классов
Автор- составитель:
Заместитель директора по
УВР
МКОУ Тогучинского района
«Шахтинская средняя школа»
Астапова Галина Сергеевна
п.Шахта — 2019
В методическом пособии
систематизирован минимум информации, необходимой для организации проектной
и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных
учреждениях, с целью формирования и воспитания личности, владеющей
универсальными умениями ставить и решать задачина уровне
компетентности для разрешения возникающих в жизни проблем —
профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Настоящее пособие
адресовано в первую очередь руководителям образовательных учреждений и их заместителям
по научно-методической и воспитательной работе, руководителям детских
объединений, классным руководителям, молодым учителям и воспитателям.
«Все,
что я познаю, я знаю для чего мне это надо.
Знаю
где, и как я могу эти знания применить!»
[Основной
тезис метода проектов]
Проектная
деятельность в школе
Успех в
современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою
жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось
ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные
как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных
лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным
типом мышления.
Сегодня в
школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого
вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя
проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до
сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть.
Проектом
могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного
выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением
песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного
исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Тема 1. Проект как вид самостоятельной творческой работы
учащихся
Разработанный еще
в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в
современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в
школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом
называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад.
Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят
наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные
мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что
подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе
обучения, а учеников — о проекте как вполне определенном виде самостоятельной
работы.
Чтобы
избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект,
каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы
ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта,
как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных
особенностей.
Среди
различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам
стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто
путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе
обучения, нужно разобраться , что же такое проект и чем он отличается от других
видов работ.
Доклад
— устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой
темой (проблемой), дать общую
информацию, возможно, представить
соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку
подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных
источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить
о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением
информации. Однако доклад и проект — не одно и то же.
Реферат —
сбор и представление исчерпывающей
информации по заданной теме из различных источников, в том числе
представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических
данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный
этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская
работа — работа, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным результатом. Если
научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания,
то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка
исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае
исследование — это лишь этап проектной работы.
Проект —
работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Проект
может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения
результата проекта.
Проект как метод
обучения
Проектный
метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его
можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему
задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Информатика
хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой
дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты
составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl),
сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в
информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные
таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI).
Большую
роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют
такие методы обучения, как метод проектов.
Проектная
деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие
творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного
образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых
умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников,
их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы:
индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация
метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель
при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором
познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у
учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений.
Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным
блоком курса. Метод обучения — сложное, многомерное, многокачественное
образование. «Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы
бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно
меняющий свою окраску», — так многие авторы определяют понятие «метод
обучения»
Что такое проект?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое
задание
Тема 2. Виды проектов
Практический
проект — нацелен на решение
реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют
четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно
выполнить практический проект «Помоги
птицам», где целью будет
изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в
реальности использования продукта на практике.
Исследовательский
проект по
структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование
актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное
выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных результатов. Так,
например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием «Зачем
растениям нужна вода». В ходе проекта можно
провести мини-исследование: попытаться прорастить семена
фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный
проект направлен на сбор информации о
каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию
о самых больших аквариумах мира и представить её
ребятам на уроке.
Творческий
проект предполагает изготовление различных
поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели
поучаствовать в творческом проекте «Семейные
праздники и традиции». В ходе проекта каждый
ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций.
Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных
праздников и традиций.
Социальный
проект — —
это программа реальных действий , в основе которой лежит
актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Творческое
задание
Ответь на вопросы!
Как ты понимаешь: классификация проектов по….
По характеру результата________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
форме_________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По характеру доминирующей в проекте деятельности______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
профилю знаний__________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
характеру координации___________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По
уровню контактов________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По количеству участников____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По типу объекта проектирования____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По продолжительности_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Этапы работы над проектом
I
этап: выбор темы проекта
Кажется, что,
вроде бы, на первом месте должна стоять тема исследования, и лишь потом
противоречие, проблема и т. д.
Да,
конечно, в самом первом приближении тема исследования формулируется в самом
начале. Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда
сформулирован объект и предмет исследования – ведь в подавляющем
большинстве случаев поначалу тема исследования указывает на его объект, а
предмет исследования и проблема уточняют тему.
Тема должна быть
интересна автору исследования.
Выбор темы нужно
обосновать – почему или зачем автор ее выбрал. Тема должна
быть актуальной и направленной на решение какой-то проблемы, принести реальную
пользу (возможность практического использования, получение новых полезных в
жизни знаний , развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности)
Тема должна
содержать элементы новизны или оригинальности.
Тема
должна быть конкретизирована (не стоит брать такие обширные темы, как:
Музеи мира, Сады и парки Европы, Как бороться с полнотой, Выбор профессии,
Растения в водоемах , Тайская кухня и т.п.)
Нежелательно
использовать в названии фразы — клише, общеизвестные истины, банальные
заявления (курить вредно, химия вокруг нас, что мы едим…и т.д.
Избранная тема и
методы исследования должны соответствовать возможностям автора
II этап: сбор информации
С
чего начать?
} Прежде
всего вам необходимо определить, где и какие данные предстоит найти.
} Где
можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно
пригласить для консультации?
} В
какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения
вы там запросите?
} Какие
документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти?
} Подумайте,
чем будет заниматься каждый член группы?
Способы сбора информации
} Наблюдение
}
} Анкетирование
}
} Социологический
опрос
}
} Интервьюирование
}
} Проведение
экспериментов
}
} Работа
со средствами массовой информации
}
} Работа
с литературой
Поиск информации
} Поиск
информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом
оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается,
осмысливается.
}
} После
совместного обсуждения выбирается базовый вариант.
}
Отбор информации
} Какая
информация необходима для решения поставленной задачи?
} Без
какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.
Анализ собранной информации.
} Каковы
критерии оценки полученной информации?
Установите
связь (если она есть) между собранными данными
Творческое
задание!
Составь
анкету к проекту.
Тема:
«____________________________»
АНКЕТА
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
III этап: обдумывание
плана работы над проектом
Составь свой план работы над проектом!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV этап: реализация
проекта
Реализация
проекта
ü
Создание
конечного продукта проекта
ü Отслеживание продвижения проекта
ü Решение возникающих проблем
ü Информирование участников о ходе
проекта
ü Управление вносимыми в план
изменениями
Результаты: промежуточные отчеты о состоянии разработки, конечный
продукт проекта
V этап: подготовка к защите
проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки,
репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее) разрабатывают
электронную презентацию и т.д.
VI этап: презентация и
защита проекта в классе
VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от
работы над проектом).
Задания на поиск нужной информации
Цель заданий –
способствовать развитию интереса по самостоятельному поиску информации
Выходец из Индии, у
нас в России, огурец стал народным овощем. В селе Большое Акулово возле города
Мурома и дальше по берегу реки Оки жили сплошь огуречники. Каждое лето они
собирали по 70 тонн семян скороспелого муромского огурца. Знатоки хвалили
муромский огурец, как могли. И упруг-то он, и ароматен. И кожица тонкая, как у
помидора. И воды в меру. Да еще и плодовит необычайно. Ивановские огородники
растили свой огурец – вязниковский, подмосковные — боровский и неросимый, тоже
хорошие сорта. Но слишком короток был в России сезон свежих огурцов. И все-таки
у нас есть возможность есть огурцы круглый год.
Пользуясь дополнительной
литературой, найдите и расскажите, как можно огурцы запасать впрок.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Структура проекта
(именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить
ребята в своих проектах)
Структура
проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее
вопросов. Все части проектной работы должны быть изложены в
строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Содержание проекта
следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками,
фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту
необходимо давать пояснения. Объем работы должен быть не менее 15
печатных страниц формата А4 (исключая приложения).
Структура
проекта содержит:
ü титульный лист;
ü содержание
(оглавление);
ü введение;
ü основная часть;
ü заключение (выводы
и предложения);
ü список
использованной литературы;
ü приложения.
Титульный
лист является первой страницей проектной работы. В верхнем поле
указывается полное наименование организации, учреждения. В среднем поле
указывается ф.и.о. и должность слушателя полностью, прикладной проект на тему
«_____», ближе к левому краю титульного листа – должность, звание, фамилия, и
инициалы преподавателя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год
ее написания (без слова «год»). Образец титульного листа проектной работы
приведен в приложении 1.
Содержание –
вторая страница работы. В нем приводятся заголовки разделов работы и
указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого
заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом
столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо
располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на
три знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Пример
содержания работы представлен в приложении 2.
Введение (1-2
стр.) предусматривает обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи
проводимой работы. При необходимости здесь могут быть отражены сокращения и
обозначения, нормативные ссылки.
Цель
исследования — это мысленное прогнозирование результата, определение
оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования
при написании работы.
Задачи
исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные
направления решения проблемы для достижения цели исследования.
Введение
не должно содержать примеров, иллюстративного и табличного материала.
Основная
часть. Состоит из теоретической и практической частей.
В
теоретической части сначала излагаются основные сведения об объекте
реализации проекта – конкретной организации, учреждении или предприятии, затем
раскрывается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные
подходы к её решению, дается их оценка.
В
практической части проводится подробный анализ предмета исследования,
описываются его основные параметры и характеристики. На основании материала,
изложенного в предыдущих разделах, рассматривается реальная практическая
ситуация и предлагаются варианты решения проблемы.
Заключение. Здесь
последовательно излагаются теоретические и практические выводы по всем разделам
работы и предложения, сделанные слушателем. Они должны быть краткими и четкими,
дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности
предложений. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать
основное содержание по теории вопроса, анализа и практической ситуации.
Список
литературы (~1-2 стр.) размещается в конце работы после заключения.
Список литературы выполняется в алфавитном порядке и должен включать, как
правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам
работы.
На
все источники информации, используемые в работе, даются ссылки в тексте в виде
квадратных скобок, в которых проставляется порядковый номер, под которым он
числится в списке литературы и номер страницы первоисточника, например, [12,
с.10].
Приложения. Сюда
следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную
часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся
промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты,
инструкции, типовые договора, иллюстрации (фотоматериалы) и др.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Вопрос 1
Гипотеза – это
·
Варианты
ответов
предположение или догадка, утверждение, не предполагающее
доказательство
·
утверждение, предполагающее доказательство
·
предположение или догадка, утверждение, предполагающее
доказательство
Вопрос 2
Проект – это
Варианты ответов
·
самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на
достижение поставленной цели или проблемы
·
общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося,
созданного
·
это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное
публично
Вопрос 3
Что является показателем исследовательского этапа
проекта?
Варианты ответов
·
актуальность
·
тематика
·
исследование
Вопрос 4
Практико – ориентированный проект — это:
Варианты ответов
·
сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
·
доказательство или опровержение гипотезы
·
решение практических задач заказчика проекта
Вопрос 5
Продукт информационного проекта:
Варианты ответов
·
статистические данные, результаты опросов общественного мнения,
обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
·
результат исследования, оформленный установленным образом
·
учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели,
рекомендации, сценарии мероприятия
Вопрос 6
Метод исследования — это…:
Варианты ответов
·
то, что находится в границах объекта исследования в определенном
аспекте рассмотрения
·
точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются
те или иные предметы, понятия, явления
·
инструмент для добывания фактического материала
Вопрос 7
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?
Варианты ответов
·
цель и проектный продукт — это одно и то же
проектный продукт — это способ воплощения цели проекта
·
цель и проектный продукт в некоторых слу¬чаях не связаны между
собой
Вопрос 8
Укажите преимущество индивидуальных проектов:
Варианты ответов
·
автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт
проектной деятельности на всех этапах работы
·
у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более
эффективные стратегии работы
·
формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость,
видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
Вопрос 9
Тезис — это…
Варианты ответов
·
событие, результат; знание, достоверность которого доказана
·
теоретический вопрос, требующий разрешения
·
утверждение, требующее доказательства; более широко — любое
утверждение в споре или в изложении некоторой теории
Вопрос 10
В чем состоит механизм связи между проектным
продуктом и планом работы?
Варианты ответов
·
план работы — это распределение времени, необходимого для создания
проектного продукта
·
план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких
шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту
·
план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых
для создания проектного продукта
Вопрос 11
Что такое «учебное исследование»?
Варианты ответов
·
деятельность, связанная с иллюстрацией тех или иных законов
природы
·
деятельность, связанная с получением объективно нового результата,
производством новых знаний
·
деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с
заранее неизвестным результатом
Вопрос 12
Проект – это “пять П”
Варианты ответов
·
проблема
·
планирование
·
проектирование
·
поиск информации
·
продукт
·
презентация
Тема 5.Пример оформления проектной работы
(кратко)
1. Тема
моей проектной работы «Самые большие зоопарки мира»
2. Вид
проекта- информационный
3. Цель
проекта — узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках
мира. Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в
классе.
Задачи
проекта: — пользуясь справочным материалом :
(энциклопедиями,
интернетом, журналами и газетами) найти информацию о самых больших зоопарках
мира;
—
проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых больших
и необычных зоопарках мира;
—
рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;
— подготовить мини — фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших
зоопарках мира;
— представить
полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.
4. Этапы
работы над проектом.
— первый этап — «Выбор темы
проекта». Я выбрал(а) эту тему, так как……
СОВЕТ: можно
приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в
книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для проекта)
-второй этап — «Сбор
информации». Для работы над проектом я пользовалась такими
источниками…..
—
третий этап — «Обдумывание плана работы над
проектом» — предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно
опустить (не писать).
—
четвертый этап — «Реализация
проекта». На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат
и так далее.
— пятый этап — «подготовка
к защите проекта» — предполагает домашнюю подготовку к защите проекта.
Этот этап также можно опустить (не писать).
—
шестой и седьмой этапы — проходят в классе. Отражать в тексте
работы их также не нужно.
5. Основные
идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие самые
большие зоопарки….. Они интересны тем, что……. Там живут такие обитатели,
как….
6. Вывод.
Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать,
охранять……
НЕ
ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ «ПРОДУКТ» — ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ
И ТАК ДАЛЕЕ.
Тема 6. Проектная папка
Проектная
папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на
защите (презентации) проекта.
Задача папки на
защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того,
грамотно составленная проектная папка позволяет:
·
чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
·
стать удобным коллектором информации и справочником на
протяжении работы над проектом;
·
объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
·
судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении
его выполнения.
В состав проектной папки входят:
1) паспорт
проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения
проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей,
гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось
сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;
2) вся
собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и
распечатки из Интернета;
3) результаты
исследований и анализа;
4) эскизы,
чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования,
графики, фотографии;
5) материалы
к презентации (сценарий);
6) другие
рабочие материалы и черновики группы.
В
наполнении проектной папки принимают участие
все
участники группы.
Записи
учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и
аннотаций.
Тема 7-8 Создание проектной папки проекта
Тема проекта:_______________________________________________
Вид
проекта:_______________________________________________
Направленность
проекта:____________________________________
Автор проекта: ФИО________________________________________
Класс______ОУ МКОУ Тогучинского района «Шахтинская средняя
школа»
Руководитель проекта
ФИО___________________________________
Должность_________________________________________________
Цель
проекта_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи проекта
1.________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Результат проекта:___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________-
Краткий словарь «проектных» терминов Актуальность – Вопросы Выход Гипотеза – Групповой Долгосрочный Жанр Задачи Заказчик Защита Индивидуальный Информационный Исследовательский Консультант – педагог Координация Краткосрочный Методы Монопроект – Оппонент – на Портфолио (папка) Практико-ориентированный изготовление Презентация Проблема – Продукт Проект: 1) Реалистичный 2) Метод Проектирование: 1) Процесс 2) Возможный Проектная деятельность – Проектные ситуации – Результаты проекта: 1) 2) 3) Рецензент – на Ролевой проект (игровой) – Руководитель Среднесрочный проект – Структура проекта – Творческий проект – Телекоммуникационный Учебный проект – проект, Цель проекта – Этапы проекта – |
1 вопрос
Гипотеза – это
Варианты ответов
предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство
утверждение, предполагающее доказательство
предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство
Вопрос 2
Проект – это
Варианты ответов
самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы
общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного
это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично
Вопрос 3
Что является показателем исследовательского этапа проекта?
Варианты ответов
актуальность
тематика
исследование
Вопрос 4
Практико – ориентированный проект — это:
Варианты ответов
сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
доказательство или опровержение гипотезы
решение практических задач заказчика проекта
Вопрос 5
Продукт информационного проекта:
Варианты ответов
статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
результат исследования, оформленный установленным образом
учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели, рекомендации, сценарии мероприятия
Вопрос 6
Метод исследования — это…:
Варианты ответов
то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения
точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
инструмент для добывания фактического материала
Вопрос 7
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?
Варианты ответов
цель и проектный продукт — это одно и то же
проектный продукт — это способ воплощения цели проекта
цель и проектный продукт в некоторых слу¬чаях не связаны между собой
Вопрос 8
Укажите преимущество индивидуальных проектов:
Варианты ответов
автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
Вопрос 9
Тезис — это…
Варианты ответов
событие, результат; знание, достоверность которого доказана
теоретический вопрос, требующий разрешения
утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории
Вопрос 10
В чем состоит механизм связи между проектным продуктом и планом работы?
Варианты ответов
план работы — это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта
план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту
план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта
Вопрос 11
Что такое «учебное исследование»?
Варианты ответов
деятельность, связанная с иллюстрацией тех или иных законов природы
деятельность, связанная с получением объективно нового результата, производством новых знаний
деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом
Вопрос 12
Проект – это “пять П”
Варианты ответов
проблема
планирование
проектирование
поиск информации
продукт
презентация
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 19.03.2023 18:11
Лешукова Любовь Анатольевна
Учитель биологии
17 116
1 064
Тест по технологии «Проектная деятельность»
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Выполнить онлайн -тест, 10 вопросов-10 минут.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Проект – это:
Варианты ответов
- самостоятельная творческая исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы;
- общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного;
- это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично;
Вопрос 2
Как называется страница презентации?
Варианты ответов
- сцена.
- слайд;
- кадр;
Вопрос 3
Выбери верное утверждение:
Варианты ответов
- тобы определить цель проекта, нужно сначала сформулировать задачи.
- Цель исследования — это конечный результат, который должен быть достигнут при завершении работы над проектом.
- Задачи проекта – это цели проекта.
Вопрос 4
К какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности:
-Выбор темы
-Обоснование потребности
-Формулировка требований
-Разработка вариантов изделия
-Выбор лучшего варианта изделия
Варианты ответов
- Заключительный
- Технологический
- Поисковый
Вопрос 5
Проект – это “пять П” . Выберите все верные:
Варианты ответов
- продукт
- планирование
- проблема
- профессионализм
- презентация
- поиск информации (ресурсов)
- простота
Вопрос 6
План работы — это…
Варианты ответов
- план работы — это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта
- план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту
- план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта
Вопрос 7
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?
Варианты ответов
- цель и проектный продукт — это одно и то же
- проектный продукт — это способ воплощения цели проекта
- цель и проектный продукт в некоторых случаях не связаны между собой
Вопрос 8
Виды проекта, по количеству участников, бывают:
Варианты ответов
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
- групповые
- все ответы верны
Вопрос 9
Виды проектов, по срокам выполнения, бывают:
Варианты ответов
- короткосрочные
- бесконечные
- долгосрочные
- среднесрочные
Вопрос 10
Установите последовательность этапов работы над проектом:
а) заключительный этап;
б) подготовительный;
в) технологический.
Варианты ответов
- а,б,в
- б,в,а
- в,а,б
Тест по проектной деятельности
17.10.2018.
Тест. Информатика, Прочее
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест проводится для контроля теоретических знаний студентов 1 курсов СПО
Список вопросов теста
Вопрос 1
Гипотеза – это
Варианты ответов
- предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство
- утверждение, предполагающее доказательство
- предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство
Вопрос 2
Проект – это
Варианты ответов
- самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы
- общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного
- это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично
Вопрос 3
Что является показателем исследовательского этапа проекта?
Варианты ответов
- актуальность
- тематика
- исследование
Вопрос 4
Практико – ориентированный проект — это:
Варианты ответов
- сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
- доказательство или опровержение гипотезы
- решение практических задач заказчика проекта
Вопрос 5
Продукт информационного проекта:
Варианты ответов
- статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
- результат исследования, оформленный установленным образом
- учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели, рекомендации, сценарии мероприятия
Вопрос 6
Метод исследования — это…:
Варианты ответов
- то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения
- точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
- инструмент для добывания фактического материала
Вопрос 7
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?
Варианты ответов
- цель и проектный продукт — это одно и то же
- проектный продукт — это способ воплощения цели проекта
- цель и проектный продукт в некоторых слу¬чаях не связаны между собой
Вопрос 8
Укажите преимущество индивидуальных проектов:
Варианты ответов
- автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
- у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
- формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
Вопрос 9
Тезис — это…
Варианты ответов
- событие, результат; знание, достоверность которого доказана
- теоретический вопрос, требующий разрешения
- утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории
Вопрос 10
В чем состоит механизм связи между проектным продуктом и планом работы?
Варианты ответов
- план работы — это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта
- план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту
- план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта
Вопрос 11
Что такое «учебное исследование»?
Варианты ответов
- деятельность, связанная с иллюстрацией тех или иных законов природы
- деятельность, связанная с получением объективно нового результата, производством новых знаний
- деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом
Вопрос 12
Проект – это “пять П”
Варианты ответов
- проблема
- планирование
- проектирование
- поиск информации
- продукт
- презентация
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный технический университет»
Кафедра проектирования зданий и сооружений им. Н. В. Троицкого
108-2020
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
кпроведению практических занятий
ивыполнению самостоятельной работы по дисциплине «Проектная деятельность»
для магистрантов направления 07.04.04 «Градостроительство» всех форм обучения
Воронеж 2020
УДК 69.001.13(07) ББК 65.261.5я7
Составители:
канд. техн. наук А. И. Колосов, канд. техн. наук Д. В. Панфилов, д-р техн. наук О. А. Сотникова, канд. техн. наук О. Б. Кукина, Е. Е. Прокшиц
Проектная деятельность: методические указания к проведению практических занятий и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Проектная деятельность» для магистрантов направления 07.04.04 «Градостроительство» всех форм обучения / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост.: А. И. Колосов, Д. В. Панфилов, О. А. Сотникова, О. Б. Кукина, Е. Е. Прокшиц. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2020. — 13 с.
В учебно-методическом материале представлены основные разделы дисциплины «Проектная деятельность»: основы проектного менеджмента, разработка концепции проекта, технико-экономическое обоснование и оценка эффективности проекта, планирование и реализация проекта, стартапы. Приводятся краткие сведения, являющиеся основой для понимания создания проектов. Представлены примерные перечни тем практических занятий, вопросы для самоконтроля.
Методические указания соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 07.04.04 «Градостроительство» и ставят своей целью оказание необходимой методической помощи студентам в направлении их усилий по качественному освоению материалов дисциплины, достижению и подтверждению запланированных компетенций.
Методические указания подготовлены в электронном виде и содержатся в файле Градо_ПД_МУ.pdf.
Библиогр.: 5 назв.
УДК 69.001.13(07) ББК 65.261.5я7
Рецензент – С. Н. Дьяконова, канд. техн. наук, доц. кафедры инноватики и строительной физики ВГТУ
Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
2
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение инноваций происходит в результате генерирования и успешной апробации новых идей, появляющихся в результате управляемой деятельности в ответ на проблемы и задачи, наличие которых обусловлено постоянно меняющимися параметрами внешней и внутренней среды. Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует в том числе освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Методы проектного планирования и управления показали свою востребованность и эффективность во всем мире. В своем Послании Федеральному Собранию в 2018 г. Президент РФ В.В. Путин говорил о роли государства в современном мире, которую определяют прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Обращаясь к опыту реализации масштабных программ и социальных проектов
[1].
Целями освоения учебной дисциплины «Проектная деятельность» является освоение основных концепций, методологии управления проектами, приобретение базовых навыков управления проектами разных типов. В процессе реализации дисциплины «Проектная деятельность» ставятся следующие задачи: сформировать у студентов представление о видах проектов и методах управления ими, раскрыть теоретические основы и базовые концепции управления проектами, продемонстрировать на практике решение ряда задач, встречающихся при управлении проектами (например, составление матрицы ответственности, плана коммуникаций, составление плана реализации проекта), содействовать самостоятельной работе студентов в области управления проектами, которая позволит им отработать практические навыки планирования и управления проектами.
Дисциплина «Проектная деятельность» относится к дисциплинам обязательной части учебного плана.
Процесс изучения дисциплины «Проектная деятельность» направлен на формирование следующих компетенций у обучающихся:
—способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
—способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
—способность создавать концептуальные новаторские решения, осуществлять вариантный поиск и выбор оптимального проектного решения на основе научных исследований;
—способность организовывать процессы проектирования и научных исследований, согласовывать действия смежных структур для создания устойчивой среды жизнедеятельности.
3
В Воронежском государственном техническом университете существует проектный офис, основной задачей которого является привлечение студентов, аспирантов, преподавателей к активной, исследовательской деятельности, позволяющей осмыслить социальную и личностную значимость и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении конкретных проектов. Проектный офис запускает механизмы отбора проектов с последующей реализацией, стимулирования и пропаганды принятия новой системы управления проектами, создания политик, процедур и рекомендаций, касающихся функций управления проектами, получения финансирования от ответственных заказчиков и спонсоров для получения готового «продукта» [2]. Лучшие проекты студенческих команд оцениваются ведущими специалистами в области проектной и предпринимательской деятельности [3, 4]. Согласно информации о конкурсах, грантах, конференциях [5] студенты с руководителями научных (инновационных) направлений участвуют в конкурсах проектов, грантов и конференциях.
ТЕМА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Примерный план практических занятий
1.Экономическая оценка проектных решений зданий.
2.Основные принципы и подходы при сравнении вариантов объемнопланировочных и конструктивных решений зданий и сооружений.
3.Жизненный цикл и устойчивость развития территории.
Вопросы для самоконтроля
1.Понятие и основные параметры проекта. Цель и стратегия проекта. Результат проекта.
2.Классификация проектов.
3.Проектный цикл. Структуризация проектов.
4.Участники проектов.
5.Сущность и принципы управления проектами. История развития управления проектами.
6.Функции и подсистемы управления проектами. Методы управления проектами.
7. Разработка концепции проекта. Формирование |
идеи |
проекта. |
Предварительные исследования по проекту. |
8.Проектный анализ. Оценка реализуемости проекта.
9.Основы экономического анализа и оптимизация проектного решения.
4
ТЕМА: ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Примерный план практических занятий
1.Определение строительного объема.
2.Определение общей, рабочей площади и других параметров, характеризующих объемно-планировочное решение.
3.Анализ результатов расчета и выбор варианта объемнопланировочного решения.
4.Технико-экономическое обоснование проекта.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Разработка концепции проекта.
2.Задачи ТЭО проекта.
3.Проектный анализ и основные его составляющие: технический, финансовый, коммерческий, экономический, организационный, социальный анализы.
4.Анализ и оценка рисков проекта.
5.Эффективность проекта, ее виды.
6.Прединвестиционная фаза проекта
7.Жизненный цикл проекта. Его роль в формировании концепции маркетинга проекта.
8. Бизнес-план проекта.
Тема: ПРИНЦИПЫ ПОСАДКИ ЗДАНИЙ НА МЕСТНОСТИ
Примерный план практических занятий
1.Учет размещения здания в городе, поселке или селе.
2.Градостроительное значение реального участка.
3.Архитектурная выразительность проектируемого здания и окружающей застройки.
4.Обеспечение условий сопоставимости вариантов проектирования
зданий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Что понимается под мезоклиматом?
2.Дайте определение понятия микроклимата помещений.
3.Что называется инсоляцией помещения?
4.Каким образом обеспечивается нормируемое время инсоляции помещений через оконные проёмы?
5.Что характеризует относительная влажность воздуха?
6.Какие климатические характеристики называют расчётными?
5
7.Как устанавливаются расчетные значения параметров климата для конкретной строительной площадки?
8.Что характеризуют розы ветров?
Тема: СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Примерный план практических занятий
1.В каком направлении следует развивать строительство, чтобы оно не создавало угрозы окружающей природной среде.
2.Можно ли строить красиво в условиях индустриального строительства
3.Основы проектирования зданий. Требования, предъявляемые к зданиям.
4.Какие сооружения относят к архитектурным, к градостроительным.
5.Перечень основных стоимостных показателей градостроительного решения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Состав и порядок разработки проектной документации. Управление разработкой проектной документации.
2.Функции менеджера проекта.
3.Автоматизация проектных работ. Анализ программного обеспечения для управления проектами.
4.Государственная и общественная экологическая экспертиза проектов.
5.Принципы оценки эффективности проектных решений. Исходные данные для расчета эффективности.
6.Стоимостные показатели эффективности градостроительного решения. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности решений.
Тема: СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНСТРУКТИВНЫХ
ИОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ЗДАНИЙ
ИСООРУЖЕНИЙ
Примерный план практических занятий
1.Определение приближенной стоимости по укрупненным показателям стоимости 1м3 строительного объема или 1м2 общей площади идентичного здания.
2.Определение текущих затрат, наиболее характерных значений в сопоставимых вариантах.
3.Определение экономического эффекта по разности приведенных
затрат.
6
4.Определение сметной стоимости здания по стоимости укрупненных видов работ с учетом удельных весов конструктивных элементов, принятых в расчете.
5.Определение текущих затрат с учетом амортизационных отчислений на восстановление, капитальный и текущий ремонт, затраты на инженерные коммуникации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Что такое конструктивные и объемно-планировочные решения.
2.Обследование перед разработкой конструктивных и объемнопланировочных решений перед реконструкцией.
3.Этапы разработки конструктивных и объемно-планировочных решений для нового здания.
4.Этапы проектирования при ремонтах и реконструкциях.
5.Квалификация проектировщиков – кто должен выполнять раздел с конструктивными и объемно-планировочными решениями и кого лучше искать.
6.Стоимость и сроки проектирования конструктивных и объемнопланировочных решений.
7.Как составить техническое задание на конструктивные и объемнопланировочные решения.
8.Сложности и ограничения при проектировании конструктивных и объемно-планировочных решений.
Практические задания для оценки результатов обучения, характеризующих сформированность компетенций по дисциплине
«Проектная деятельность»
Гипотеза – это 1. предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательст
утверждение, предполагающее доказательство
1.предположение или догадка,
2.утверждение, предполагающее доказательство Проект – это
1.самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы
2.общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного
3.это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное
публично
7
Что является показателем исследовательского этапа проекта?
1.актуальность
2.тематика
3.исследование
Практико – ориентированный проект — это:
1.сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
2.доказательство или опровержение гипотезы
3.решение практических задач заказчика проекта Продукт информационного проекта:
1.статистические данные, результаты опросов общественного мнения обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
2.результат исследования, оформленный установленным образом
3.учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели, рекомендации, сценарии мероприятия
Метод исследования — это…:
1.то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения
2.точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
3.инструмент для добывания фактического материала
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом?
1.цель и проектный продукт — это одно и то же
2.проектный продукт — это способ воплощения цели проекта
3.цель и проектный продукт в некоторых случаях не связаны между
собой
Укажите преимущество индивидуальных проектов:
1. автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
2.у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
3.формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, вид точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
Тезис — это…
1.событие, результат; знание, достоверность которого доказана
2.теоретический вопрос, требующий разрешения
3.утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории
В чем состоит механизм связи между проектным продуктом и планом работы?
1.план работы — это распределение времени, необходимого для созда проектного продукта
2.план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту
8
3. план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта
Что такое «учебное исследование»?
1.деятельность, связанная с иллюстрацией тех или иных законов
природы
2.деятельность, связанная с получением объективно нового результа производством новых знаний
3.деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом
Проект – это “пять П”
1.проблема
2.планирование
3.проектирование
4.поиск информации
5.продукт
6.презентация
Какое из приведённых определений проекта верно:
1.проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях ресурсам и срокам;
2.проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
3.проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или проц создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
4.проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленн на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Соотнесите определения и типы проектов:
1.совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению как либо проблемы, значимой для участников проекта; 1. социальный проект;
2.это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационнокоммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участнико проекта. 2. учебный проект;
3.самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 3. телекоммуникационный проект.
9
Определите общие и специфические характеристики для проектной деятельности.
1.Общие;
2.Специфические.
1.практическая значимость целей и задач;
2.итогами деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся (проектантов);
3.целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств методов, адекватных поставленным целям;
4.соотнесение результата (продукта) со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
1.глагол;
2.прилагательное;
3.существительное;
4.наречие.
6.Выберите задачи проекта:
1.шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
2.цели проекта;
3.результат проекта
4.путь создания проектной папки.
Соотнесите этапы работы над проектом, и содержание:
1.Погружение в проект. 1. Рефлексия.
2.Организационный. 2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изуче теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.
3.Осуществление деятельности. 3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
4.Оформление результатов проекта и презентация. 4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.
5.Обсуждение полученных результатов. 5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального пл работы.
Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
1.смешанные;
2.краткосрочные;
3.годичные
4.мини-проекты.
Соотнесите этапы проектной деятельности и формируемые умения:
1. анализ ситуации, формулирование замысла, цели; 1. работа с информацией, владение логическими операциями;
10
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инструкция по выполнению дифференцированного зачета
Инструкция по выполнению дифференцированного зачета
На выполнение заданий дифференцированного зачета отводится 90 минут.
1. Дифференцированный зачет выполняйте на двойном тетрадном листе в клетку.
2.Оформите титульный лист по образцу:
Дифференцированный зачет
по дисциплине Основы проектной деятельности
обучающегося группы №269
ФИО (в Родительном падеже)
Форма дифференцированного зачёта: тест, состоящий из 20 заданий, в каждом задании – один правильный ответ, задание №6 направлено на установление соответствия.
Правильное выполнение заданий оценивается баллами (задание №6 – 3 балла, остальные задания – 1 балл).
Максимальный балл за выполнение теста – 22 балла.
Шкала перевода баллов
Оценка | Балл |
3 (удовлетворительно) | 14-16 |
4 (хорошо) | 17 -19 |
5 (отлично) | 20 — 22 |
После выполнения заданий необходимо выслать фото выполненной работы на страницу Наталья Корелина (id592670029) Вконтакте
Оригиналы работы принести в техникум преподавателю Корелиной Н.В. (как можно быстрее)
ТЕСТ
№ п/п |
Тестовое задание | Номер ответа | Варианты ответов |
1. |
Основоположником метода проектов в обучении был |
К. Д. Ушинский; | |
Дж. Дьюи; | |||
Дж. Джонсон; | |||
Коллингс. | |||
2. |
Проект как самостоятельная творческая работа обучающегося — это: |
Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов; | |
Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата | |||
Работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом. | |||
3. |
Какие существуют типы проектов по характеру контактов? |
Личные, парные, индивидуальные, групповые | |
Культуроведческие, спортивные, исторические, музыкальные. | |||
Внутри группы, внутри образовательного учреждения, региональные, международные. | |||
4. |
Какие существуют типы проектов по доминирующей деятельности обучающихся? |
Практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые. | |
Краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные | |||
Материальные, действенные, письменные. | |||
5. |
Какие существуют типы проектов по предметно-содержательной области? |
Спортивные, исторические, музыкальные. | |
Практико-ориентированные, приключенческие, игровые | |||
Монопроекты, межпредметные, надпредметные | |||
6. |
Соотнесите определения и типы проектов: 1 – учебный, 2 – социальный, 3 – телекоммуникационный |
Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта | |
Это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. | |||
Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью | |||
7. |
Укажите преимущество индивидуальных проектов: |
Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы; | |
У автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; | |||
Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели. | |||
8. |
Укажите недостаток групповой работы над проектами: |
Не вырабатывается опыт группового сотрудничества; | |
Нет возможности распределить обязанности, чтобы каждый участник группы мог проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удается; | |||
Нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы. |
9. |
Основные этапы работы над проектом — это: |
Введение, проблематизация, основная часть, реализация, заключение | |
Проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, анализ и рефлексия | |||
Завязка, целеполагание, кульминация, развязка, анализ и рефлексия. | |||
10. |
Со слова какой части речи формулируется цель проекта? |
Глагол | |
Прилагательное | |||
Существительное | |||
Наречие | |||
11. |
Неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности, потому что |
Ее можно наделить личностным смыслом | |
Ее можно заменить другой целью | |||
Ее можно проигнорировать | |||
12. |
Как связаны между собой проблема и цель проекта? |
Это практически одно и то же | |
Целью проекта всегда является решение проблемы проекта | |||
Иногда цель работы бывает не связана с проблемой проекта | |||
13. |
Какова связь между целью проекта и проектным продуктом? |
Проектный продукт — это способ воплощения цели проекта | |
Цель и проектный продукт — это одно и то же. | |||
Цель и проектный продукт в некоторых случаях не связаны между собой. | |||
14. |
В чем состоит механизм связи между проектным продуктом и планом работы? |
План работы — это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта. | |
План работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта. | |||
План работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту. | |||
15. |
Почему необходим анализ хода проектной работы? |
Это способствует общему развитию обучюащегося. | |
Это помогает описать, как шла работа. | |||
Это дает возможность понять, когда и почему были допущены ошибки или доказать, что ошибок не было. | |||
16. |
Почему необходим анализ результата проектной работы? |
Это дает возможность понять, почему реальный результат работы отличается от запланированного (ожидаемого) результата, насколько эти изменения обоснованы, или доказать, что реальный результат соответствует ожидаемому результату. | |
Это дает возможность описать, как был достигнут результат работы, как был создан проектный продукт | |||
Это дает возможность рассказать об усилиях, затраченных на достижение результата проекта, создание проектного продукта. | |||
17. |
Для чего нужна самооценка и рефлексия? |
Это позволяет осмыслить пережитые в ходе работы чувства и эмоции, проанализировать свои промахи и находки, а также оценить приобретенные знания и опыт | |
Это развивает эмоциональную сферу обучающихся | |||
Это развивает когнитивную сферу обучающихся | |||
18. |
Что представляют собой творческие проектные мастерские? |
Это кружки по интересам. | |
Это отдельные подгруппы внутри группы. | |||
Небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника и разновозрастных обучающихся, которые выполняют различные проекты в одной предметной области. | |||
19. |
Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются): |
Формирование специфических умений и навыков проектирования; | |
Личностное развитие обучающихся (проектантов); | |||
Подготовленный продукт работы над проектом; | |||
Все вышеназванные варианты. | |||
20. |
Одним из принципов построения речи на презентации проекта является принцип: |
Уважения слушателей; | |
Обратной связи; | |||
Усиления; | |||
Связи теории с практикой. |
Технологии планирования проектной деятельности
Планирование проектных работ – это четкий план действий всей компании и каждого отдельного сотрудника на определенный период, который за цель ставит развитие и расширение бизнеса. Проектирование представляет собой ряд мероприятий и сопроводительной документации, которая дает четкие определения каждого рассматриваемого сегмента отрасли: временных резервов, материальных затрат, эффективности и ликвидности всего предпринимательского направления.
Содержание
Цели, сущность и определение
Осуществление проекта буквально на всех стадиях потребует четких действий, скоординированного и последовательного плана. Система планирования управления проектами на первых этапах разрабатывается (в концептуальном смысле) руководителем, владельцем компании/бизнеса. На этапе разработки концепции развития проект-менеджером (или отделом по планам развития) во внимание берутся основные понятия и цели направления:
- продолжительность всего плана реализации проекта;
- протяженность каждого элемента;
- объем необходимых ресурсов для достижения целей: финансовые возможности, трудовые резервы, запас времени;
- объемы привлекаемых строительных или проектных организаций;
- сроки поставки материалов, комплектующих, оборудования;
- ликвидность проводимых мероприятий.
Главная задача и основообразующая цель планирования проектирования процессов в управлении – это составление модели для реализации бизнес-идеи в желаемой концепции.
Каждая процедура в осуществляемой деятельности имеет свое ответственное лицо, которое отвечает за выполнение поставленных задач в нужные сроки. В большинстве случаев, именно временные нормативы и их соблюдение оказывают фундаментальную роль во внедрении всех наиболее выгодных идей на данном промежутке времени. Поэтому основная роль отводится изучению временных сроков для реализации и прогноз ликвидности отрасли в будущем.
Основные стадии реализации планирования проектной деятельности
Любая проектная деятельность рассчитана на реализацию в определенном временном промежутке. Так, наиболее важным фактором для внедрения плана является учет ликвидности направления в будущем, его прибыльность и даже убыточность.
Однако весь процесс осуществления плана можно для удобства разделить на несколько стадий:
- построение концепции, его целей;
- определяется последовательность работ;
- определяются ресурсы, которые необходимо будет задействовать;
- описание проекта, его состава;
- определение последовательности работ;
- составляется основа проектного бюджета (смета);
- компоновка всех результатов в один документ (бизнес/план);
- реализация, воплощение плана;
- просчет прибыльности по итогам реализуемого плана.
Результаты планирования представляют в виде графиков, сравнительных анализов, которые несут пирамидальную структуру с четкими действиями на каждом этапе его реализации.
Чтобы результат был результативным, важно при разработке и составлении планирования проектной деятельности учитывать 7 основных принципов.
Принцип №1: Целенаправленность
В основе планирования конкретного плана должна лежать главная цель: для чего необходимо внедрять каждый из этапов планирования, какая его задача, суть и необходимость.
Принцип №2: Системность
Системная созависимость каждого из сегмента внедряемого этапа. Поскольку планирование – это совокупность отдельных этапов, то важно определить не только задачи для каждого из них, но и обеспечить системность эффективного взаимодействия каждого элемента. Важно понимать, что невыполнение в одном элементе влечет «неполадки» во всей организации планирования.
Принцип №3: Комплексность
Применение разных методов в проектировании не должно оказывать влияние на связку каждого из элементов. Рассматривая такой принцип, важно учитывать индивидуальные особенности каждого направления, внедряя его на необходимом промежутке времени.
Принцип №4: Обеспеченность
Конечно же, основополагающий принцип для воплощения любых идей – это наличие необходимых ресурсов материального плана. Без финансирования реализовать любой, даже самый скромный проект не получится. Поэтому прежде чем принять решение о внедрении тех или иных планов, стоит изначально рассчитать материальное обеспечение, при необходимости – привлечь инвестора.
Принцип №5: Приоритетность
Как правило, такой принцип рассматривается в том случае, когда есть возможность воплощения нескольких разных по специфике направлений. Так, приоритетные цели определяют наиболее важные пункты, соответствующие принципам концепции развития отрасли или всего бизнеса.
Принцип №6: Безопасность
Прежде всего, данный принцип основан на материальной безопасности, то есть на просчете рисков, которые не дадут возможности воплотить все идеи в жизнь. Во внимание берутся не только финансовые аналитические исследования, но и прогноз рынка, анализ эффективности экспертного отдела.
Принцип №7: Время
Реализация конкретных идей наиболее выгодна в том случае, если существует спрос на предложение. Для реализации плана стоит учитывать примерное время, которое может потребоваться для внедрения принципов планирования.
Планирование процессов управления: структура
Структура реализации идей планирования представляет собой иерархическую цепочку взаимозаменяемых дисциплин, которые позволяют решать разнообразные организационные вопросы. Цель структуризации процессов планирования проектами:
- формирование поэтапности реализуемых работ (график);
- показывать результаты внедряемых этапов (эффективно, неэффективно);
- установление контрольных точек развития и реализации проекта;
- обеспечение всем сотрудникам и руководству проекта объективного понимания того, что нужно делать именно сейчас;
- распределение зон ответственности;
- составление понимания всех используемых ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.
Структура проектирования во многом определяется целью. К примеру, при целях могут существовать совершенно разные требования: одно предприятие ставит за цель построить 10 домов по 15 этажей, а другая компания ставит за цель построить 10 домов по 10 этажей за 5 лет. Цели у обеих компаний разные, а потому и структура будет разниться и значительно отличаться друг от друга.
Краткий словарь понятий, характеризующих процесс планирования проекта:
- ССО – структурная схема организации;
- СРР – структура разбиения (распределения) работ;
- СДР – структурная декомпозиция работ.
Структура в стандартном формате проекта планируемых работ:
- целеполагание;
- планирование;
- создание;
- контроль и возможная коррекция действия на разных этапах;
- презентация;
- рефлексия.
Планируемый результат проектной деятельности может нести личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, материальный характер.
Виды планирования проектной деятельности
Проектная деятельность, технология планирования и его структуризация также определяется видом данного рода деятельности. Так, по масштабам выделяют:
- микропроекты (узкая форма реализации проекта индивидуальной инициативы, объёмы которого могут меняться);
- малые проекты (инструменты реализации с малым трудовым и денежным ресурсом, не нуждаются в крупном финансировании);
- мегапроекты (целевые программы, которые в основе несут взаимосвязь с несколькими малыми или средними проектами).
Виды проектной деятельности по срокам реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Продолжительность по времени краткосрочного проекта может быть от полугода до двух лет, в то время как долгосрочные планы реализуются до 15 лет. Реализованным считается тот проект, который достиг своей цели, до этого момент проектный план может корректироваться, пересматриваться концепция реализации.
Виды проектного планирования по типу финансирования (бюджетированной основы):
- спонсорские;
- кредитные или инвестируемые;
- бюджетные;
- благотворительные.
Выводы
Планирование и контроль управление проектами в любом из указанных видов осуществляется ответственными должностными лицами. В общем своем понимании, планирование проектной деятельности – это обязательная составляющая часть как развивающейся компании, так и бизнеса с ноля. Без данного пакета документации осуществить реализацию бизнеса на должном уровне не представляется возможным.