(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2025 пп. 12 п. 1 ст. 19 не применяется на территориях Крыма и Севастополя в отношении лиц, указанных в ст. 27.
1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:
1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:
образовательных организаций;
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;
юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;
2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
3) на оптовых и розничных рынках;
4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
6) на вокзалах, в аэропортах;
7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. 9 п. 2 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
10) на территориях, прилегающих:
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
к местам, указанным в подпунктах 5 — 7 настоящего пункта.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым — четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;
11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, без соблюдения требований к розничной продаже винодельческой продукции, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии;
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2020 N 436-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. 13 п. 2 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом по контролю и надзору, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) дистанционным способом;
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. 15 п. 2 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
2.1. Ограничения, установленные настоящей статьей, распространяются на безвозмездную раздачу образцов винодельческой продукции для дегустации винодельческой продукции, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 487-ФЗ)
3. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и безвозмездную раздачу образцов винодельческой продукции, произведенной в государствах — членах ЕАЭС из выращенного на территориях этих государств винограда, для дегустации винодельческой продукции в местах, указанных:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 487-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в подпунктах 6 и 9 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли;
3) в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди и виноградной водки) и безвозмездную раздачу образцов такой продукции для дегустации винодельческой продукции.
(пп. 3 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 487-ФЗ)
4. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее — водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Розничная продажа алкоголя организациями на основании лицензии, выданной до 31.07.2017, в объектах, не указанных в абз. 2 п. 4 ст. 16, возможна до истечения срока действия такой лицензии.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания (далее в настоящем пункте — выездное обслуживание) допускается только при условии соответствия места, в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям пункта 7 настоящей статьи. Осуществление выездного обслуживания (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте, а также в жилых помещениях жилищного фонда) организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления такой организацией в лицензирующий орган уведомления о заказчике, дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания в форме электронного документа. Форма и правила представления уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 448-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 4.1 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
4.1. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган по контролю и надзору по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 145-ФЗ)
5. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением:
розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
На бортах воздушных судов допускается розничная продажа алкогольной продукции по месту осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу физическим лицам алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для потребления на борту воздушных судов физическими лицами алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, полученной по договору, заключенному между этими организациями.
6. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных:
1) в абзаце пятом подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;
2) в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
3) в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;
4) в подпункте 6 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
5) в абзаце пятом подпункта 10 пункта 2 настоящей статьи, — не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.
7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 — 9 пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, потребления (распития) винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди и виноградной водки) в местах, указанных в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, при проведении дегустации винодельческой продукции, а также несовершеннолетними.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 487-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
8. Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 24.04.2020 N 145-ФЗ, от 18.03.2023 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, информируют органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Порядок информирования, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящего пункта, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
9. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), требования к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в федеральный орган по контролю и надзору по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 1 п. 10 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
10. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, используют для таких целей находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 2 п. 10 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, используют для таких целей находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 10 ст. 16 в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях применяется с особенностями, установленными ст. 29 данного документа.
Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, используют для таких целей находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина, должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения и (или) торговые объекты.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная продажа вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, может осуществляться в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции и (или) в торговых объектах.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Складские помещения, находящиеся не по месту нахождения торгового зала магазина беспошлинной торговли, но расположенные в регионе деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли, подлежат включению в лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, выданную организации, осуществляющей деятельность по обороту алкогольной продукции, помещаемой под таможенную процедуру беспошлинной торговли в данном магазине беспошлинной торговли.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
Бюджетные учреждения, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Требования о наличии стационарных торговых объектов, стационарных производственных помещений, отдельных складских помещений, указанные в абзацах первом, втором, четвертом и пятом настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди и виноградной водки) на специализированных ярмарках винодельческой продукции.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 487-ФЗ)
11. Если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
- Главная
- Жилищное право
- Пивбар в жилом доме
Читайте также:
- Какой режим работы для пивбаров на первом этаже жилого дома предусматривает статья закона.
- По закону пивбар в жилом доме, до которого времени им допускается шуметь. Спасибо заранее.
- До сколько часов может работать пивной бар находящийся в жилом доме?
- Его посетители курят прямо под балконом, выходят нетрезвыми группами и шумят, бар работает до 3 часов ночи.
- И куда можно будет обратиться что бы их закрыли?
- Скажите пожалуйста, до которого часу может работать магазин на первом этаже жилого дома (пивной)?
- Здравстуйте. А можно ли работать после 00:00 пивному бару с площадью 25 кв.метров?
- Будет ли им какое то наказание, если вызвать милицию?
До какого часа в жилом многоквартирном доме может работать пивбар? На какой закон опираться жильцам? Александр osno@yandex.ru
Ответы на вопрос:
14.08.2017, 23:37,
г. Севастополь
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Вам помог ответ?ДаНет
14.08.2017, 23:38,
г. Москва
Александр, добрый день!
На региональный закон о тишине, который запрещает шум в ночные часы:
З А К О Н МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Всего Вам наилучшего!
Вам помог ответ?ДаНет
15.08.2017, 00:08,
г. Мурманск
Добрый вечер! Работать может хоть всю ночь, это не запрещено. Но вот, если посетители нарушают тишину и покой, то это уже другие правоотношения. За этим должны следить сами сотрудники бара.
Вам помог ответ?ДаНет
15.08.2017, 00:08,
г. Мурманск
Добрый вечер! Работать может хоть всю ночь, это не запрещено. Но вот, если посетители нарушают тишину и покой, то это уже другие правоотношения. За этим должны следить сами сотрудники бара.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
И куда можно будет обратиться что бы их закрыли?
Под моим балконом открывается пивбар и говорят что они будут работать как сказали пока до 23:00. Какое право вообще они имеют что бы открывать пивбар тем более в жилом доме прямо под балконом то есть на 1-этаже? И куда можно будет обратиться что бы их закрыли?
Будет ли им какое то наказание, если вызвать милицию?
В моём доме находится пивной магазин — бар, работает до 23.00, после закрытия алкаши выходят и стоят допивают под окнами, шумят, ссут и рагают. Будет ли им какое то наказание, если вызвать милицию? И вообще, что делать в такой ситуации? Можно ли привлечь хозяина этого заведения к какой либо ответственности?
Спроси юриста!
Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Пиво, а также сидр, пуаре, медовуха и другие напитки на основе пива – это алкогольная продукция. При продаже пива надо учитывать нормы, регулирующие торговлю алкоголем, но с некоторыми особенностями. Интересует это направление бизнеса? Тогда читайте нашу статью, в ней мы расскажем о самых важных вопросах при торговле пивом и пивными напитками:
- может ли ИП продавать пиво;
- нужна ли лицензия на продажу пива;
- какие ограничения существуют при продаже пива;
- надо ли продавцам пива подключаться к ЕГАИС;
- какие коды ОКВЭД подобрать для реализации пива;
- какую отчётность сдают при продаже пива;
- когда начнётся маркировка пива.
Может ли ИП начать торговлю пивом
Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.
Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями». Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам.
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.
Нужна ли лицензия на торговлю пивом
А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется. Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче алкогольной лицензии: «… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». Так что, продажа пива без лицензии в 2023 году ничем не грозит, никаких санкций за это не предусмотрено. Правда, определённые ограничения и требования к организации продажи пива все равно существуют, и дальше мы о них расскажем.
Условия продажи пива
Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.
Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.
1. Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:
- детские, образовательные и медицинские учреждения;
- спортивные и культурные объекты;
- общественный транспорт всех видов и его остановки;
- АЗС;
- рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
- военные объекты.
2. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:
- не менее 50 кв. м. в городах
- не менее 25 кв. м. в сельской местности.
При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.
3. Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.
4. Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):
- продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
- должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
- юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;
При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.
5. С 2017 года запрещены производство, оптовая торговля, розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.
ЕГАИС — продажа пива
ЕГАИС – это государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя. Нужна ли ЕГАИС для продажи пива? Да, конечно, но в ограниченном формате. Организации и ИП, закупающие пиво для дальнейшей розничной продажи, обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.
Чтобы подключиться к ЕГАИС, надо получить специальную электронную подпись и зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования. О том, как это сделать, мы в подробностях рассказали здесь. После регистрации в системе покупатель получает свой идентификационный номер (ID), а поставщик оформляет на него расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. После того, как партия товара принята покупателем, поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется за покупателем.
Подтверждения факта продажи каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем и вином, не требуется, поэтому торговля пивом через ЕГАИС оформляется проще, чем других спиртных напитков. Здесь главное – подтвердить, что оптовая партия пива закуплена легально.
Новые коды ОКВЭД для торговли пивом
Коды ОКВЭД указывают при регистрации бизнеса в заявлениях Р11001 или Р21001. Чтобы указать виды деятельности, связанные с торговлей пивом, применяйте следующие коды ОКВЭД, актуальные в 2023 году.
Для оптовой торговли пивом:
- 46.34.2: Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт;
- 46.34.23: Торговля оптовая пивом;
- 46.17.23: Деятельность агентов по оптовой торговле пивом.
Для розничной торговли пивом:
- 47.25.1: Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
- 47.25.12: Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
- 47.11.2: Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;
Для торговли пивом в общепите:
- 56.30: деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков.
Отчётность по продаже пива
Важно: раньше продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, вели журнал учёта объёма розничных продаж (по форме из Приказа Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164). Но затем эту обязанность отменили Приказом от 04.06.2022 № 183, поэтому журнал вести больше не требуется.
Что касается декларации, то она обязательна для всех производителей и продавцов алкогольной продукции, в том числе, пива и пивных напитков. Форма декларации по розничной продаже пива утверждена приложением № 8 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396.
Скачать бланк декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков
Срок сдачи декларации по розничной продаже пива — 20-ое число месяца после отчётного квартала. Таким образом, продавцам пива в 2023 году отчитаться надо не позже 20 января, 20 апреля, 20 июля, 20 октября.
Обратите внимание, что декларацию по пиву сдают в органы исполнительной власти субъекта РФ по месту регистрации ООО или ИП. Кроме того, в течение суток после сдачи декларации в региональные органы власти отчёт в электронном виде подают также в Росалкогольрегулирование (п. 16 порядка, утвержденного Приказом № 396).
Маркировка пива
Маркировка или система прослеживания уже применяется в обязательном виде для некоторых товаров. А с середины 2021 года и по 28 февраля 2023 года действует эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Ознакомиться с тем, как проводится эксперимент, можно здесь.
Судя по планам Минпрома, маркировка пива будет обязательной, но устанавливается поэтапно. Позже всех под маркировку подпадает пиво в алюминиевых банках, крайний срок — 15.01.2024 года.
Подведём итоги:
- Продавать пиво могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели, но для них разрешена только розничная торговля для конечного потребления.
- Лицензия на продажу пива не требуется.
- Учитывайте установленные законом запреты на место, время и круг покупателей при продаже пива.
- Легально закупить партию пива для дальнейшей продажи без подключения к ЕГАИС невозможно, поэтому надо пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.
- Своевременно сдавайте декларации о продаже пива.
- В 2023 году маркировка пива проводится в качестве эксперимента, но предполагается, что она станет обязательной для всех продавцов этого товара.
Бесплатная консультация по налогообложению
Нормы, содержащие требования к безопасности зданий и сооружений содержатся в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как указано в статье 6 закона, Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
До 1 июля 2015 года действовал Перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (их частей) утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р.
В п. 82 данного перечня, были упомянуты СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но лишь часть из указанных строительных норм и правил подлежали обязательному применению. В частности, п. 4.10 в список не попал, т.е. запрета на размещение в жилых зданиях предприятий с режимом функционирования после 23 часов указанный Перечень обязательных национальных стандартов не содержал.
Перечень стандартов и сводов правил с 01.10.2015г.
Решено, все-таки, не запрещать в кризис работу предприятий, магазинов с режимом функционирования после 23 часов.
С учетом внесенных изменений в Постановление Правительства РФ № 1521, п. 38 Перечня стал выглядеть следующим образом:
38. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 „Здания жилые многоквартирные“. Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 — 4.7, абзацы третий — шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов „все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч“), 4.11, 4.12), 5 (пункты 5.5, 5.8), 6 (пункты 6.2, 6.5 — 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.4 — 7.1.14, абзац второй пункта 7.1.15, пункты 7.2.1 — 7.2.15, 7.3.6 — 7.3.10, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6), 8 (пункты 8.2 — 8.7, 8.11 — 8.13), 9 (пункты 9.2 — 9.4, 9.6, 9.7, 9.10 — 9.12, 9.16, 9.18 — 9.20, 9.22, 9.23, 9.25 — 9.28, 9.31, 9.32), 10 (пункт 10.6), 11 (пункты 11.3, 11.4).
Таким образом, с 01.10.2015г. все предприятия, а также магазины, расположенные в жилых домах могут функционировать и после 23 ч.
НО, согласно того же п. 4.10 СП 54.13330.2011 в подвалах, цоколях, первых и вторых этажах жилых домов не допускается размещать предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино.
То есть, Ваш бар работать после 23 часов может, при условии, что число мест не превышает 50-ти, площадь 250 кв.м. и нет музыкального сопровождения.
Прокуратура Вашу деятельность прикрыть не сможет, если вышеизложенное соблюдается) Удачи!
Запрещена ли в настоящее время деятельность магазинов, кафе, ресторанов и прочих предприятий в многоквартирных жилых домах после 23 часов?
Слышал, что подобные изменения в законодательство были подготовлены.
Таким образом, обязательно к исполнению требование пункта 4.10 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные», где говорится о том, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать:
все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч? * (см. ниже извлечение)
Ответ:
Существуют стандарты, нормы и правила, соблюдение которых является обязательным, а есть стандарты и правила, которые должны соблюдаться на добровольной основе.
Нормы, содержащие требования к безопасности зданий и сооружений содержатся в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как указано в статье 6 закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень стандартов и сводов правил до 1 июля 2015 года
До 1 июля 2015 года действовал Перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (их частей) утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р.
В п. 82 данного перечня, были упомянуты СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но лишь часть из указанных строительных норм и правил подлежали обязательному применению. В частности, п. 4.10 в список не попал, т.е. запрета на размещение в жилых зданиях предприятий с режимом функционирования после 23 часов указанный Перечень обязательных национальных стандартов не содержал.
Перечень стандартов и сводов правил с 1 июля 2015 года
С 1 июля 2015 года вступил в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которым утвержден новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В новый Перечень (в п. 38) уже включен СП 54.13330.2011 и теперь обязательному применению подлежат пп. 4.9 — 4.12.
Таким образом, с 01.07.2015 обязателен к применению п. 4.10 СП 54.13330.2011.
То есть, не могут размещаться предприятия с режимом функционирования после 23 часов в зданиях и сооружениях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 июля 2015 г. а также иные предприятия, указанные в п. 4.10 СП.*
Перечень стандартов и сводов правил с 01.10.2015г.
Решено, все-таки, не запрещать в кризис работу предприятий, магазинов с режимом функционирования после 23 часов.
С учетом внесенных изменений в Постановление Правительства РФ № 1521, п. 38 Перечня стал выглядеть следующим образом:
38. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 — 4.7, абзацы третий — шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов «все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч»), 4.11, 4.12), 5 (пункты 5.5, 5.8), 6 (пункты 6.2, 6.5 — 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.4 — 7.1.14, абзац второй пункта 7.1.15, пункты 7.2.1 — 7.2.15, 7.3.6 — 7.3.10, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6), 8 (пункты 8.2 — 8.7, 8.11 — 8.13), 9 (пункты 9.2 — 9.4, 9.6, 9.7, 9.10 — 9.12, 9.16, 9.18 — 9.20, 9.22, 9.23, 9.25 — 9.28, 9.31, 9.32), 10 (пункт 10.6), 11 (пункты 11.3, 11.4).
Таким образом, с 01.10.2015г. все предприятия, а также магазины, расположенные в жилых домах могут функционировать и после 23 ч.
НО, обращаем внимание, что согласно того же п. 4.10 СП 54.13330.2011 в подвалах, цоколях, первых и вторых этажах жилых домов не допускается размещать предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино.
То есть, кафе, ресторан, бар работать после 23 часов может, при условии, что число мест не превышает 50-ти, площадь 250 кв.м. и нет музыкального сопровождения.
Однако думается, что запрет с числом мест и площадью обходится разделением общей площади единого зала условно на 2 или более, при этом каждое из «вновь созданных» заведений должно быть формально разделено (отдельные наименования, меню, отдельная контрольно-кассовая техника, возможно стиль, отдельные договоры аренды (если помещение арендуется), отдельные лицензии на алкоголь и проч. «различия», позволяющие обособить деятельность двух заведений общественного питания).
Жалобы граждан на шум в квартире. Судебная практика
Рекомендуем на данную тему обзор «Допустимый уровень шума в квартире. Измерение, ответственность. Судебная практика»
Что касается шума, вызванного действиями соседей, рекомендуем на эту тему статью «Шумят соседи. Что делать? Закон о тишине. Судебная практика»
* «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778):
(извлечение)
4.10. В подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах <1> в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.
———————————
<1> Классификация городов — по СП 42.13330.
Не допускается размещать:
специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; помещения, в том числе магазины с хранением в них сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, товаров в аэрозольной упаковке, пиротехнических изделий;
магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;
специализированные рыбные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли, кроме складских помещений, входящих в состав общественных учреждений, имеющих эвакуационные выходы, изолированные от эвакуационных путей жилой части здания (правило не распространяется на встроенные автостоянки);
все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч <2>; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м2); бани;
предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино;
прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 м2; общественные туалеты, учреждения и магазины ритуальных услуг; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;
производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ); зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник: травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии;
рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты.
———————————
<2> Время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления.
Магазины по продаже синтетических ковровых изделий допускается пристраивать к глухим участкам стен жилых зданий с пределом огнестойкости REI 150.
А почему не могут напрямую применяться нормы СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (его п. 4.10), запрещающие работать предприятию в жилом доме после 23 часов?
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В Постановлении Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» указано: принять и ввести в действие с 1 октября 2003 г. строительные нормы и правила «Здания жилые многоквартирные», однако в регистрации данного документа отказано, что подтверждается письмом Минюста РФ от 16.04.2004 N 07/3971-ЮД (см. текст письма ниже).
Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что п.п. 4.10, 4.11 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», как содержащие правовые нормы, но не опубликованные и не прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке, не подлежат применению. Аналогичная правовая позиция находит отражение в судебной практике, например, апелляционное определение Орловского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-922).
Об отказе в государственной регистрации постановления Госстроя России от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные»
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2004 года N 07/3971-ЮД
[Об отказе в государственной регистрации постановления Госстроя России от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные»]
Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело представленное на государственную регистрацию постановление Госстроя России от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» и сообщает, что указанный документ не может быть зарегистрирован по следующим основаниям.
Данный акт принят и введен в действие с 1 октября 2003 года.
Обращаем внимание, что с 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Отдельные пункты данного документа содержат ссылки на акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России (пункты 1.1, 4.2, 4.3 и другие).
Согласно пункту 6 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14.07.99 N 217, в случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.
Согласно пункту 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (с изменениями и дополнениями), в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Первый заместитель Министра Ю.Г.Демин _______
21 сентября 2020, 00:00 / Бизнес
Две трети регионов могут ужесточить требования к барам в домах
Это приведет к закрытию как минимум 10 000 заведений по всей стране
Целью федерального закона была борьба с так называемыми «наливайками» – небольшими заведениями на первых этажах жилых домов, которые маскируются под общепит и торгуют алкоголем по ночам / Евгений Разумный / Ведомости
5 мая 2020 г. вступили в силу поправки в федеральный закон о регулировании алкогольного рынка, согласно которым в жилых домах и на прилегающих территориях запрещено открывать точки общепита с площадью зала обслуживания менее 20 кв. м. Регионы получили полномочия увеличивать допустимую минимальную площадь зала, а также вводить полный запрет на такие заведения. Пивоваренная компания «Балтика» (часть Carlsberg Group) проанализировала уже принятые на региональном уровне ограничения для баров в жилых домах. «Ведомости» ознакомились с этими данными.
Как подсчитала «Балтика», 25 субъектов из 85, в частности Москва и Калининградская область, пока остановились на федеральной норме минимальной площади бара в жилом доме в 20 кв. м. Все остальные регионы эту норму повысили или планируют повысить. Так, 14 регионов (например, Тюменская и Кировская области) разрешат работу барам площадью не менее 25–35 кв. м в зависимости от субъекта. Еще 33 региона хотят увеличить минимально разрешенную площадь до 50 кв. м. Это, к примеру, Санкт-Петербург, Московская и Новосибирская области. В Карелии разрешат обслуживать залы начиная с 75 кв. м в городских округах и с 50 кв. м. в городских и сельских поселениях. Власти Магаданской и Вологодской областей сообщали, что они планируют увеличить минимально разрешенную площадь таких баров до 100 кв. м.
Целью федерального закона была борьба с так называемыми «наливайками» – небольшими заведениями на первых этажах жилых домов, которые маскируются под общепит и торгуют алкоголем по ночам. На шум от их посетителей часто жалуются жители, объяснял депутат Александр Хинштейн, который курировал законопроект в Госдуме. На июнь 2020 г. дополнительные ограничения планировали 50 регионов, более поздних данных нет, добавил он.
Но ограничения в итоге затронули законопослушных предпринимателей, чей бизнес не имеет ничего общего с «наливайками», говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. По его подсчетам, в результате этого может закрыться 10 000–12 000 точек общепита – около трети заведений, торгующих алкоголем и расположенных в жилых домах. Там, где власти повысили площадь до 100 кв. м, закроются все такие бары, большинство точек не смогут работать и в тех субъектах, где установлены ограничения в 50 кв. м, объясняет Небольсин.
Сейчас сложно подсчитать точное количество точек общепита, которые пострадают из-за новых норм, поскольку за это отвечают власти регионов, передал «Ведомостям» через представителя замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Бар не должен находиться в жилом доме и привлекать нежелательную публику, которая мешает жителям, настаивает губернатор Кировской области Игорь Васильев. По его мнению, это уберет из жилых домов «наливайки», а добросовестные предприниматели не пострадают. Пресс-служба Роспотребнадзора на вопросы не ответила.
Активнее всего бизнес протестует в Санкт-Петербурге: начиная с 2021 г. допустимая площадь бара в жилом доме там должна увеличиться до 50 кв. м. По мнению местных рестораторов, это нанесет непоправимый вред местной барной культуре. С этим согласился даже губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. «Принятие закона о «наливайках» – поспешность отдельных депутатов. Наши бары в центральной части города – городская фишка. И не нам эту культуру прекращать. В закон будут внесены соответствующие изменения», – говорил в конце июля Беглов в интервью телеканалу «78». Значительная часть предприятий общепита расположена именно в жилых домах, объясняет представитель администрации губернатора. От ограничений в 50 кв. м, по его словам, пострадают и законопослушные предприниматели. Представитель администрации также говорит, что комитет по промышленной политике и инновациям поддерживает идею снизить допустимую площадь до 20 кв. м, но только для центральных районов Петербурга.
Необходимо снижать разрешенную площадь до 20 кв. м для всех заведений города, настаивает представитель Союза независимых рестораторов Санкт-Петербурга Александр Романенко.
Преференции для центральных районов он считает «оскорбительной сегрегацией». В Петербурге есть дома, которые находятся на одной улице, но относятся к разным районам, получается, что одним можно работать, а другие рядом должны закрыться, возмущается он. Союз намерен добиваться снижения площади для всего города, а уже после этого содействовать администрации в решении проблемы «наливаек». В этом может помочь повышение минимальных цен на алкоголь для общепита, запрет на получение двойных лицензий – на розничную торговлю алкоголем и на торговлю в общепите, говорит Романенко.
Введенная на федеральном уровне норма в 20 кв. м достаточна для борьбы с нелегальной торговлей, согласна Ирина Федорова, старший директор «Балтики» по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа. К тому же существуют СанПиНы, которые предъявляют строгие требования к барам, кафе и ресторанам и определяют понятие цивилизованного заведения. В более благоприятных условиях предприниматели могли бы переформатировать бизнес, расширить площадь или арендовать новое помещение. Сейчас, когда стоит вопрос выживания, немногие смогут позволить себе такие издержки, уверена Федорова. А любые ограничения доступности качественного алкоголя приводят к росту нелегальных продаж и потреблению суррогатов, напоминает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
Можно ли призвать к порядку администрацию шумного магазина или бара на первом этаже жилого дома?
Магазин, бар, ресторан на первом этаже жилого дома – явление привычное. Это удобно для жителей района – что называется, «шаговая доступность». Но у медали есть и обратная сторона: шум, грязь, яркий свет, невежливые посетители, нарушающие общественный порядок, могут мешать жить обитателям квартир во всех окрестных домах. К счастью, с этим можно бороться, главное – знать, куда обращаться с жалобой. Рассказываем, как бороться с шумом от магазина на первом этаже.
Что может быть основанием для жалобы?
Возможные неудобства от ресторана или кафе очевидны – музыка, громкие голоса, большое количество людей, в том числе вечером и ночью.
Но и магазин в доме на первом этаже может мешать. Работа оборудования, громкая разгрузка товара, опять же громкие голоса и большое количество людей.
Все это может стать основанием для подачи жалобы. Этим путем можно добиться установления часов работы (чтобы магазин закрывался раньше и не мешал по ночам) или штрафа для нарушителей, а в самом крайнем случае – закрыть заведение, которое нарушает покой района.
Куда нужно жаловаться?
Для начала стоит попытаться договориться с администрацией магазина или ресторана. Вы можете потребовать соблюдать часы работы, сделать звукоизоляцию, провести дополнительную работу с персоналом, разъяснить о необходимости тишины вечером и ночью. Претензию подготовьте в двух экземплярах, второй останется у вас, на нем должны сделать отметку о том, что документ взят в работу. Если нет возможности передать претензию лично, можно отправить ее по почте заказным письмом. Точный срок ответа не установлен, но как правило он дается в пределах 30 дней. Если же ответа нет или вам отказали, стоит переходить к более решительным действиям.
Обратитесь в Роспотребнадзор. Ведомство может провести проверку и в случае нарушения наложит штраф и обяжет исправить все несоответствия закону. Приложите к обращению свою претензию, которая осталась без ответа (или с отрицательным результатом). Также пригодятся свидетельства очевидцев, фото- и видеоматериалы. Если вам мешает именно шум на первом этаже жилого дома, пригласите замерщика, который подтвердит, что закон действительно нарушается. Узнать больше о том, какой уровень шума допустим ночью и как замерить данные, вы можете из нашей статьи. Будет хорошо, если вы объединитесь с соседями и составите коллективное обращение – шансы на положительный исход дела в таком случае повышаются.
Если шум, беспорядок и свет продолжают вам мешать, еще до ответа Роспотребнадзора можете обращаться в полицию. Они обязаны отреагировать на вызов, приехать и как минимум провести разъяснительную беседу. При повторных обращениях уже могут выписать штраф. Таким же образом можно обращаться к участковому.
А если жалоба в Роспотребнадзор тоже не дала результата, следующий возможный шаг – обращение в прокуратуру. Приложите все предыдущие материалы, опишите ситуацию как можно подробнее.
И наконец, самый финальный шаг – обращение в суд. Хотя подать иск можно на любом этапе, часто предпочтительнее попытаться добиться справедливости без судебного разбирательства. В суде можете жаловаться на бездействие всех инстанций, в которые ранее обращались. Естественно, потребуются все материалы, которые собрались по делу. В случае неуверенности в своих силах, стоит обратиться к юристу, который проконсультирует, как лучше себя вести и на чем делать акцент.
Могут ли магазин вообще закрыть?
Если дело принимает серьезный оборот, магазин или ресторан не идут навстречу, а все инстанции бездействуют, суд может обязать владельцев закрыть заведение, судебная практика знает подобные прецеденты. Этот вариант возможен, если есть серьезные доказательства нарушения санитарных норм и правил (например, по результатам замера шума, о которых мы говорили ранее).
На практике можно договориться и более мирным путем. Имея один пример удачного обращения, в дальнейшем при повторении проблем жильцы ближайших домов могут еще эффективнее воздействовать на администрацию магазина или ресторана, обращаясь с жалобами.