5.
Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
6.
Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
7.
Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б)
«мне с вами скучно»; в) «я над вами
смеялся».
8. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его
сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
9. С
кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;
б) с птицей, парящей в вышине;
в) с героем романа.
10. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;
б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
Часть 2
11.
Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
1. О |
А) |
2. |
Б) |
3. |
В) |
4. |
Г) |
12.
Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. «Высокий |
А) |
2. |
Б) |
3. |
В) |
4. |
Г) |
5. |
Д) |
Часть 3
13. Как называется вторая глава романа «Герой
нашего времени»?
14. Кто украл у Казбича коня?
15. Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А
уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём
скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на
деньги»?
16. «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём,
только за него ты должен отдать мне…»
Что попросил Печорин в обмен на коня?
17. Почему «ундина» хотела утопить Печорина?
18. Кто из героев романа носил солдатскую шинель
«по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?
19. В каком городе происходят события, описанные
в повести «Княжна Мери»?
20. Любил ли Печорин Веру?
21. Как закончилась дуэль Печорина и
Грушницкого?
22. Кто из героев романа стрелял себе в лоб,
пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?
23. Назовите фамилию княжны Мери.
24. Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?
Часть 4
25. Дайте
развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»
Контрольная работа по произведению М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс)
2 вариант
Часть 1
1. Почему
Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.
б) по малодушию;
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в
жизни.
2. Печорин
– герой:
а) положительный;
б) отрицательный;
в) нельзя сказать однозначно.
3. Кому принадлежат слова:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была
только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
4. Лермонтов
поступки, мысли и чувства своего героя:
8. Кто
рассказывает историю Бэлы?
9. Кого
из героев романа критик охарактеризовал так? «…Это тип старого
кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо
так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная
душа и золотое сердце…»
10. Какая
из частей романа является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?
а) «Бэла» б) «Максим Максимыч» в) «Тамань»
г) «Княжна Мэри» д) «Фаталист»
Часть 2
11. Соотнесите
портрет и героиню, которой он соответствует.
1. |
А) |
2.«…ее |
Б) |
3. |
В) |
4. |
Г) |
12. Соотнесите
характеристику и героя, которому она соответствует.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая. |
А) |
2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая |
Б) |
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. |
В) |
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, |
Г) |
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и |
Д) |
Часть 3
13. Как
называется первая глава романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
14. В
какой главе описана история с контрабандистами?
15. Чей
это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая
шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно
давно знакомо с солнцем…»?
16. «Я
ехал на перекладных из Тифлиса». Какая глава романа так называется?
17. «Если
он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? … я не раба его – я
княжеская дочь!». Кто так говорит?
18. «Он
скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует
Печорин?
19. Кто
распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?
20. Любил
ли Печорин княжну Мери?
21. Кто
убил поручика Вулича?
22. В
каком городе Печорина чуть не утопили?
23. Кто
являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?
24. «Я
давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?
Часть 4
25. По вашему мнению, Печорин – «герой» или
«злодей». Аргументируйте свой вывод.
Ключ
1 вариант
Часть 1
1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в,
7-а, 8-а, 9-а, 10-б.
Часть 2
11 – 1-б, 2-в, 3-г, 4-а.
12 – 1-д, 2-в, 3-г, 4-б, 5-а.
Часть 3
13 – «Максим Максимыч»
14 – Азамат
15 – Азамат
16 – сестру Бэлу
17 – чтобы не выдал их
властям
18 – Грушницкий
19 – Кисловодск
20 – да
21 – Грушницкий погиб
22 – Вулич
23 – Лиговская
24 – да
Часть 4
«В чём
трагичность судьбы Печорина?»
Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он
трагически одинок. Трагизм судьбы Печорина связан с тем, что изощренная
способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, бремя равнодушие
и сомненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» приводят героя к
утрате простоты, естественности. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда
заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви,
нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.
Трагичность личности
Печорина — в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в
бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал
для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия»
2 вариант
Часть 1
1-в, 2-в, 3-а, 4-б,
5-а, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-г
Часть 2
11 – 1-г, 2-в, 3-а,
4-б.
12 – 1-б, 2-а, 3-а,
4-в, 5-г.
Часть 3
13 – «Бэла»
14 – «Тамань»
15 – Максим Максимыч
16 – «Бэла»
17 – Бэла
18 – Вернер
19 – Грушницкий
20 – нет
21 – пьяный казак
22 – Тамань
23 – старуха
24 – Печорин
Часть 4 —
1 вариант
1) Как называется вторая часть романа «Герой нашего времени»?
2) Кто украл у Казбича коня?
3) Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги»?
4) «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём, только за него ты должен отдать мне…»
Что попросил Печорин в обмен на коня?
5) Почему «ундина» хотела утопить Печорина?
6) Кто из героев романа носил солдатскую шинель «по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?
7) В каком городе происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»?
Любил ли Печорин Веру?
9) Как закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?
10) Кто из героев романа стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?
11) «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!…» Какая повесть так заканчивается?
12) Назовите фамилию княжны Мери.
13) В какой части романа звучит песня:
«Везёт моя лодочка,
Вещи драгоценные,
Правит ею в тёмну ночь
Буйная головушка»?
14) Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?
15) Назовите профессию Вернера.
1 вариант
1. «Максим Максимыч».
2. Азамат.
3. Азамат.
4. Бэлу.
5. Узнал тайну контрабандистов.
6. Грушницкий.
7. Пятигорск.
8. Да.
9. Смертью Грушницкого.
10. Вулич.
11. «Тамань».
12. Лиговская.
13. «Тамань».
14. Да.
15. Доктор.
2 вариант
1) Как называется первая часть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2) В какой части описана история с контрабандистами?
3) Чей это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?
4) «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Какая часть романа так называется?
5) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? … я не раба его – я княжеская дочь!». Кто так говорит?
6) «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует Печорин?
7) Кто распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?
Любил ли Печорин княжну Мери?
9) Кто убил поручика Вулича?
10) Что произошло с Печориным по дороге из Персии?
11) В каком городе Печорина чуть не утопили?
12) «… я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то нерусская храбрость!» О ком так сказано?
13) В какой части романа описана дорога на Гуд-Гору?
14) Кто являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?
15) «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?
2 вариант
1. «Бэла».
2. «Тамань».
3. Максим Максимыч.
4. «Бэла».
5. Бэла.
6. Вернер.
7. Грушницкий.
8. Нет.
9. Пьяный казак.
10. Умер.
11. Тамань.
12. Грушницкий.
13. «Бэла».
14. Старуха.
15. Печорин.
Вариант 3
1) Как называется последняя повесть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2) Сколько повестей в «Журнале Печорина»? Как они называются?
3) Чей это портрет: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре»?
4) «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков…». Закончите фразу.
5) Контрабандист Янко, «ундина», слепой мальчик – это герои…
Допишите название повести.
6) Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?
7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мери?
С кем стрелялся Печорин на дуэли?
9) Что обозначает название повести «Фаталист»?
10) Кто передал автору журнал Печорина?
11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?
12) Кого любила Вера?
13) Кто из героев романа поёт песню:
«Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены»?
14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мери?
15) «… эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет…» Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?
3 вариант
1. «Фаталист».
2. Три: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
3. Казбич.
4. Всего поколения.
5. «Тамань».
6. Стакан.
7. Позлить Грушницкого, от скуки.
8. С Грушницким.
9. Верящий в судьбу.
10. Максим Максимыч.
11. Отказал в разговоре.
12. Печорин.
13. Казбич.
14. Нет.
15. Печорин.
Вариант 4
1) В какой из повестей действие романа происходит в Пятигорске?
2) Кто рассказывает историю Бэлы?
3) Чей это портрет: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»?
4) «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул?» О ком идёт речь?
5) «… молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оставаться у меня в крепости». Назовите героя, о котором идёт речь.
6) В какой повести описано «водяное общество»?
7) «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» О ком так говорит Печорин?
Кто был секундантом Печорина на дуэли?
9) Чьё сердце разбил Печорин? Перечислите.
10) «Здесь, брат, нечисто, люди недобрые!» В какой повести предостерегают Печорина?
11) В какой повести описана встреча Печорина и Максима Максимыча в гостинице для проезжающих?
12) Чей это портрет: «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата»?
13) В какой из частей романа встречается описание Кайшаурской долины?
14) Чья это характеристика: «Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь называла его Мефистофелем»?
15) «А что такое счастье? Насыщенная гордость». Кто из героев так думает?
4 вариант
1. «Княжна Мери».
2. Максим Максимыч.
3. Бэла.
4. Бэла.
5. Печорин.
6. «Княжна Мери».
7. Вера.
8. Вернер.
9. Бэла, Вера, Мери.
10. «Тамань».
11. «Максим Максимыч».
12. Печорин.
13. «Бэла».
14. Вернер.
15. Печорин.
Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс)
1 вариант
Часть 1
1. Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность.
б) Смелость и бесшабашность.
в) Противоречивость и странность.
2. Чья цель в жизни — «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;
б) Печорина;
в) Вулича.
3. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;
б) Печорин;
в) Вернер
4. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:
«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
а) Грушницкого;
б) Вернера;
в) Вулича.
5. Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
6. Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
7. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б) «мне с вами скучно»; в) «я над вами смеялся».
8. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
9. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;
б) с птицей, парящей в вышине;
в) с героем романа.
10. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;
б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
Часть 2
11. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
1. О смерти не сообщается |
А) Печорин |
2. Убит на дуэли |
Б) Максим Максимыч |
3. Зарублен пьяным казаком |
В) Грушницкий |
4. Умер по дороге из Персии |
Г) Вулич |
12. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…» |
А) Печорин |
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…» |
Б) Максим Максимыч |
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием». |
В) Грушницкий |
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» |
Г) Вернер |
5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен» |
Д) Вулич |
Часть 3
13. Как называется вторая глава романа «Герой нашего времени»?
14. Кто украл у Казбича коня?
15. Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги»?
16. «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём, только за него ты должен отдать мне…»
Что попросил Печорин в обмен на коня?
17. Почему «ундина» хотела утопить Печорина?
18. Кто из героев романа носил солдатскую шинель «по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?
19. В каком городе происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»?
20. Любил ли Печорин Веру?
21. Как закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?
22. Кто из героев романа стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?
23. Назовите фамилию княжны Мери.
24. Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?
Часть 4
25. Дайте развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»
Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс)
2 вариант
Часть 1
1. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.
б) по малодушию;
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.
2. Печорин – герой:
а) положительный;
б) отрицательный;
в) нельзя сказать однозначно.
3. Кому принадлежат слова:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Печорину;
б) Грушницкому;
в) Вернеру.
4. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:
а) осуждает;
б) анализирует;
в) защищает.
5. Укажите проблему, которой нет в романе:
а) проблема отцов и детей;
б) проблема положительного героя;
в) проблема дружбы и любви;
г) проблема смысла жизни.
6. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:
а) историей любви;
б) историей жизни;
в) историей души человеческой.
7. Кто из перечисленных героев не является персонажем романа:
а) Вера;
б) Ольга;
в) Мери;
г) Бэла.
8. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) автор
б) Печорин
в) Максим Максимыч
9. Кого из героев романа критик охарактеризовал так? «…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»
а) Максим Максимыч
б) Вулич
в) Казбич
10. Какая из частей романа является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?
а) «Бэла» б) «Максим Максимыч» в) «Тамань»
г) «Княжна Мэри» д) «Фаталист»
Часть 2
11. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.
1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…» |
А) Бела |
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…» |
Б) Мери |
3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» |
В) Вера |
4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». |
Г) ундина |
12. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая. |
А) Бела |
2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая |
Б) Мери |
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой. |
В) Грушницкий |
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый. |
Г) Максим Максимыч |
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный. |
Д) доктор Вернер |
Часть 3
13. Как называется первая глава романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
14. В какой главе описана история с контрабандистами?
15. Чей это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?
16. «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Какая глава романа так называется?
17. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? … я не раба его – я княжеская дочь!». Кто так говорит?
18. «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует Печорин?
19. Кто распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?
20. Любил ли Печорин княжну Мери?
21. Кто убил поручика Вулича?
22. В каком городе Печорина чуть не утопили?
23. Кто являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?
24. «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?
Часть 4
25. По вашему мнению, Печорин – «герой» или «злодей». Аргументируйте свой вывод.
Ключ
1 вариант
Часть 1
1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-а, 8-а, 9-а, 10-б.
Часть 2
11 – 1-б, 2-в, 3-г, 4-а.
12 – 1-д, 2-в, 3-г, 4-б, 5-а.
Часть 3
13 – «Максим Максимыч»
14 – Азамат
15 – Азамат
16 – сестру Бэлу
17 – чтобы не выдал их властям
18 – Грушницкий
19 – Кисловодск
20 – да
21 – Грушницкий погиб
22 – Вулич
23 – Лиговская
24 – да
Часть 4
«В чём трагичность судьбы Печорина?»
Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он трагически одинок. Трагизм судьбы Печорина связан с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, бремя равнодушие и сомненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» приводят героя к утрате простоты, естественности. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.
Трагичность личности Печорина — в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия»
2 вариант
Часть 1
1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-г
Часть 2
11 – 1-г, 2-в, 3-а, 4-б.
12 – 1-б, 2-а, 3-а, 4-в, 5-г.
Часть 3
13 – «Бэла»
14 – «Тамань»
15 – Максим Максимыч
16 – «Бэла»
17 – Бэла
18 – Вернер
19 – Грушницкий
20 – нет
21 – пьяный казак
22 – Тамань
23 – старуха
24 – Печорин
Часть 4 —
Тема: Первые страницы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла»), 9 класс
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировать главу «Бэла», попытаться понять, что движет поступками героев. Задание: подготовьте аналитический пересказ главы «Бэла», используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»): Предисловие:
«Бэла»:
Сделайте вывод: первое знакомство с Печориным состоялось. Ваши первые впечатления о герое. Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: на протяжении изучения романа, вы должны будете заполнять следующую таблицу:
Сделайте вывод: какую роль играет пейзаж в романе? С какими чувствами описывает Лермонтов красоты Кавказа? Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: на протяжении изучения романа, вы должны составить опорный конспект по образу Печорина. ← П → ← Е → ← Ч → ← О → ← Р → ← И → ← Н→ Д/З: 1. Прочитать «Журнал Печорина»; 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе. |
Распределите вопросы в малой группе. Записать в тетрадь определение предисловия Ответы кратко записывать в тетрадь В ходе поисков ответов на вопросы, обратите внимание на задание 3.1 Только по данной главе Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости Оставьте достаточно места для этой работы |
«…И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?…» ( глава «Тамань» роман «Герой нашего времени»9 класс)
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Тамань», проследить за поступками, поведением главного героя. Задание: соберите материал для пополнения характеристики главного героя, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: Вынес ли какой-нибудь урок Печорин из этого случая? А вас чему бы научила эта история? Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: внесите дополнения в таблицу.
Сделайте вывод: меняется ли описания картин природы, изображенных Лермонтовым и Печориным? Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина. Д/З: 1. Прочитать главу «Княжна Мери»; 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе; 3* Творческое задание: Собрать материал для теста по данной главе (на 10-12?) или кроссворда. Спасибо за работу на уроке! Успехов в выполнении Д/З! |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь Выпишите в тетрадь значение слова — ундина Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости Дополнительное, не обязательное ( но оценка дополнительная!!!) |
Глава «Княжна Мери» — как важная страница для раскрытия характера Александра Григорьевича Печорина.
(карточка для 1 группы)
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Княжна Мери», проследить за поступками, поведением главного героя. Задание: соберите материал для пополнения характеристики главного героя, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: что нового вы узнали о характере Печорина? Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: внесите дополнения в таблицу.
Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина. Д/З: 1. Дочитать роман до конца. 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе. 3. Дать характеристику основным женским образам главы «Княжна Мери». Спасибо за работу на уроке! Успехов в выполнении Д/З! |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь Выпишите в тетрадь значение слова — ундина Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости |
Глава «Княжна Мери» — как важная страница для раскрытия характера Александра Григорьевича Печорина.
(карточка для 2 группы)
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Княжна Мери», проследить за поступками, поведением главного героя. Задание: соберите материал для пополнения характеристики главного героя, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: Что нового вы узнали о Печорине. Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: внесите дополнения в таблицу.
Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина. Д/З: 1. Дочитать роман до конца. 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе. 3. Дать характеристику основным женским образам в главе «Княжна Мери». Спасибо за работу на уроке! Успехов в выполнении Д/З! |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь Выпишите в тетрадь значение слова — ундина Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости |
Глава «Княжна Мери» — как важная страница для раскрытия характера Александра Григорьевича Печорина.
(карточка для 3 группы)
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Княжна Мери», проследить за поступками, поведением главного героя. Задание: соберите материал для пополнения характеристики главного героя, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: Что нового вы узнали о Печорине? Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: внесите дополнения в таблицу.
Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина. Д/З: 1. Дочитать роман до конца. 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе; 3.Дать характеристику основным женским образам в главе «Княжна Мери». Спасибо за работу на уроке! Успехов в выполнении Д/З! |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь Выпишите в тетрадь значение слова – сентиментальный, пендант. Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости |
Глава «Княжна Мери» — как важная страница для раскрытия характера Александра Григорьевича Печорина.
(карточка для 4 группы)
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Княжна Мери», проследить за поступками, поведением главного героя. Задание: соберите материал для пополнения характеристики главного героя, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: Что нового вы узнали о Печорине? Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: внесите дополнения в таблицу.
Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина. Д/З: 1. Дочитать роман до конца. 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе; 3.Дать характеристику основным женским образам в главе «Княжна Мери». Спасибо за работу на уроке! Успехов в выполнении Д/З! |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь Дать определение дуэли Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости |
Тема: Первые страницы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимович»), 9 класс
№ № № УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||
1.0 1.1 1.2 2.0 2.1 3.0 3.1 |
Ваша цель: проанализировав главу «Максим Максимович», попытаться понять, что за человек М,М, и как автор относится к этому герою. Задание: подготовьте характеристику Максим Максимовича, используя вопросы (обращайте внимание на детали, т.к будет тест по «мелочам»):
Сделайте вывод: как автор относится к старому «вояке»? Ваши впечатления об этом герое. Задание: подготовьте выступление пред классом Ваша цель: уметь находить средства языка (лексические) Задание: дополните таблицу новыми примерами ( указав в скобках главу):
Сделайте вывод: меняется ли что-то в описании красот Кавказа? Ваша цель: уметь выделять главное в характере главного героя. Задание: дополните опорный конспект по образу Печорина новыми фактами. Д/З: 1. Прочитать главу «Фаталист» 2. Выполнить задания, которые не успели выполнить в классе. |
Распределите вопросы в малой группе. Ответы кратко записывать в тетрадь В ходе поисков ответов на вопросы, обратите внимание на задание 3.1 Следите за своей речью! Таблицу можно дополнить средствами языка по мере необходимости |
Дополнительный материал (ответы) к главе «БЭЛА»
Предисловие:
- Для чего автором введено предисловие к роману? Его основная мысль.
Оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики; наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана)
2. С кем писатель сравнивает публику?
Публика похожа на провинциала.
3.Кто же, по мнению Лермонтова «Герой нашего времени»?
ГНВ – портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
4.Для чего был написан роман (по мнению автора?)
Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана а как ее излечить – это уж бог знает!
«Бэла»:
- Откуда ехал рассказчик, и с какой целью?
Из Тифлиса, по делам службы.
- Как Максим Максимович (далее М.М.) характеризует осетин? О чем это говорит?
Ничего не умеют, нет тяги к образованию; к оружию холодны, живут в нищете и не ищут способов исправить положение.
- Опишите и охарактеризуйте М.М.
Он казался лет 50 смуглый цвет лица его показывал что он давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.
Х-ка: словоохотливый, неторопливый, наблюдательный, знает обычаи горцев и тд.
- Что привлекло автора в М.М.?
Сначала внешность, а потом желание услышать какую-нибудь историю и записать ее.
- Как (в общих чертах) протекает служба на Кавказе?
Сидит рота солдат в крепости, ждут приказа, могут по пять лет стоять в одном месте, и словом не с кем обмолвиться, особенно офицерам, кроме необразованных солдат; местные же охотятся за головами, но в то же время и приключений, интересных случаев много, встречаются и люди интересные.
- Составьте связный рассказ о Печорине (со слов М.М)
Офицер, молодой человек лет 25, тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что М.М. догадался – Печорин на Кавказе недавно. «Славный был малый, только немножко странен. Очень любил охоту, мог без устали скакать и охотится. Задумчивость и молчаливость часто сменялась говорливостью. Имел хорошее чувство юмора: часто смеялись так, что животики надрывали от смеха. У таких людей на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи. Год жил он с М.М.
- Свадьба горцев. Для чего автор вводит рассказ о ней? Вызвало ли это ваш интерес?
Это, как лирическое отступление, показать обычаи горцев.
- Какую роль Азамат сыграл в жизни Печорина? Дайте ему характеристику.
С помощью Азамата Печорин заполучил себе Бэлу, и во многом благодаря ему и потерял (Казбич назло Печорин зарезал ее).
Х-ка: мальчишка лет 15, упрямый; был настоящим джигитом: хорошо стрелял, ездил на лошади; но был жаден до денег: ради них готов был украсть барана у родного отца за 10 рублей Печорина; за лошадь Казбича выкрасть винтовку или шашку у отца и даже за лошадь сестру украл. Азамат боясь мести Казбича и гнева отца, пропал, и скорее всего прибился к абрекам и сгинул (умер)
- При каких обстоятельствах состоялось знакомство Бэлы и Печорина?
На свадьбе старшей сестры Бэлы.
- Охарактеризуйте Бэлу.
Девушка лет 16; она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. Она хорошо танцевала, пела, вышивала; чувствительная, стеснительная, пугливая; влюбилась в Печорина с первого взгляда, долго привыкала к нему, но потом открыла ему свое сердце. Видя, что чувства Печорина остыли, они стала задумчивой, молчаливой таяла на глазах
- Дайте характеристику Казбичу. Выпишите сравнения, которыми автор его «наградил».
Ласков с лошадью, она для него – верный друг и товарищ, который не раз спасал его от смерти; мстительный (как все горцы) — убил отца Бэлы.
Портрет: рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. А ловок был, как бес. Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.
Сравнения: как бес, как дикий барс, зарыдал как ребенок (когда украли лошадь), лежал как мертвый, будто кошка (напал на отца Азамата),
- Ради чего Печорин затеял похищение Бэлы? Чем завоевал он ее любовь? Почему охладел к ней?
Я думаю, что ему не хватало приключения, поэтому он похитил Бэлу; дарил ей подарки каждый день, разговаривал, «приручал» ее к себе постепенно; даже поспорил с М.М., что через неделю Бэла станет его, и даже пошел на «хитрость» — якобы он уезжает, и пусть она сама решает, что делать. Год он «играл» в любовь, а потом устал.
- Была ли это любовь? Обоснуйте свой ответ.
Нет, чувство привязанности да, но это не любовь.
- Как ведет себя в этой ситуации М.М.?
На мой взгляд, М.М. нерешителен, ведь он старше по званию и скорей всего мог приказать, чтобы Печорин оставил Бэлу, ведь из-за этого мог возникнуть конфликт с местными.
Х-КА М.М: сентиментальный (заплакал, наблюдая за сценой объяснения Бэлы и Печорина), 12 лет он не имел известий о своей семье, а женой и детьми не обзавелся (сожалел об этом), поэтому он привязался к девушке как отец;
- Почему появление Казбича возле крепости насторожило М.М.? Оправдались ли его опасения?
Он думал, что Казбич будет мстить, т.к ему нравилась Бэла; его опасения оправдались: когда он с Печориным был на охоте, он похитил Бэлу, и когда они почти догнали его, он смертельно ранил ее ножом в спину.
- Ожидали ли вы такого окончания рассказа М.М? Почему он считает, что смерть для нее было лучшим средством? За что обиделся М.М. на Бэлу?
Такого нет, но для Бэлы это лучший выход – так как рано или поздно Печорин бы оставил ее, и она умерла бы от тоски и горя. Умирая, она не вспомнила о нем.
- Как Печорин вел себя в последние дни жизни Бэлы?
Печорин долго был нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле.
- Как Печорин объясняет свою «ужасную любовь»?
У меня несчастный х-р: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиняю несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно было достать за деньги, но и они мне опротивели. Вскоре и общество опостылело ему, и красавицы, стал учиться – науки также надоели. От скуки он сбежал на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни, но и здесь ему через месяц все надоело.
Когда я увидел Бэлу и т.д , я думал, что она — ангел, посланный мне сострадательной судьбой, но я опять ошибся – любовь дикарки все равно, что любовь знатной дамы. Я еще люблю, но мне с ней скучно. Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное. Осталось лишь одно средство — пктешествовать
- О какой способности русского человека говорит рассказчик в главе «Бэла»?
Применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;
не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
Таблица
Изобразительно-выразительные средства языка |
Бэла, Тамань, Максим Максимович |
Тамань, Княжна Мери. |
Эпитеты |
||
Сравнения |
||
Метафоры |
||
Олицетворение |
||
Тест по роману «Герой нашего времени».
9 класс
1. Как звали лошадь Казбича? (Карагёз)
2. Сколько детей было у старого князя? Назовите их имена. (3, Бэла, Азамат, неизвестная старшая дочь)
3. Кунак – это… (приятель)
4. Калым – это (выкуп за невесту)
5. Какую гору должны были преодолеть рассказчик с Максим Максимовичем? (Гуд-гору)
6. Сколько времени протекала «счастливая жизнь» Печорина и Бэлы? (4 месяца)
7. Как называл Печорин Бэлу? Как переводится это слово. (джанечка-душенька)
8. Прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которым ходят обозы через Кабарду называется… (оказия)
9.Куда направлялся Печорин в главе «Максим Максимович»?
(в Персию)
10. Звание Максим Максимовича? (штабс-капитан)
11. Как назвал Лермонтов «тетрадки» Печорина? (журнал)
12. Фатера – это … (дом, хата)
13. Ундина – это… (то же что русалка)
14. Контрабандист – это…
(человек, занимающийся нелегальным провозом товаров через границу)
15. Как называется прием, наблюдаемый в фразе: «злая ирония»?
(оксюморон – два слова с противоположным значением)
16. Какое название получил один из павильонов, где отдыхающие принимали воду? (Эолова арфа)
17. Как, прозвала молодежь водяного общества доктора Вернера? (Мефистофель)
18. Тот рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. О какой черте характера человека идет речь? (самолюбие)
19. Где проходил бал для водяного общества? ( в зале ресторации)
Дополнительный материал (ответы на вопросы) к главе «Максим Максимович»
- Считаете ли вы, что М.М. –«человек достойный уважения»? Обоснуйте свой ответ.
Да, это человек достойный уважения, много лет он живет среди горцев, хорошо выучил их обычаи, нравы; мужественный, честный, открытый.
- Охарактеризуйте М.М. в этой главе.
На мой взгляд, он сентиментальный: так ждал встречи с Печориным;
ранимый: пустил слезу, когда встретился и когда попрощался с Печориным, но в тоже время может быть угрюмым, обидчивым, печальным и сердитым; упрямый: так долго ждал визита главного героя; чувство привязанности к людям; в этой главе ради встречи с Печориным (для собственной надобности) он бросил дела службы – в первый раз от роду – и как же он был награжден!
- Найдите портрет Печорина, как он его характеризует?
Он был среднего роста; 000 стройный, с тонким станом и широкими плечами доказывали крепкое сложение; чистое белье – привычка порядочного человека; аристократические руки. Походка небрежна и ленива, он не размахивал руками – признак некоторой скрытности характера; все тело изображало нервическую слабость. Ему около 23 лет от роду, но присмотревшись можно дать и 30. В его улыбке было что-то детское, его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, и только изредка морщины пересекали его, скорей всего в минуты гнева или душевного беспокойства. Усы и брови его были черные, несмотря на белый цвет волос. Нос немного вздернут, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. Взгляд – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. В общем, он был недурен и имел одну из тех физиономий, которые так нравятся светским женщинам.
- Встреча Печорина и М.М, почему главный герой так повел себя при этой встрече?
Он не любил возвращаться к прошлому, позднее он скажет: «глупо создан: ничего не забываю из прошлого, но все воспоминания болезнены»
- Как рассказчик отнесся к этой встрече? Какой вывод сделал?
…Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими…Но чем заменить их в лета М.М? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется.
- Вспомните сцену, когда М.М. «дарит» автору дневники Печорина. Какие черты характера М.М.проявляются при этом? Как поступили бы вы?
…Вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю, потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское: мне стало смешно и жалко..
- Как обида старого солдата на Печорина отразилась и на его попутчика?
Он решил высказаться автору вместо Печорина:
— Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая: ещё пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда…а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату.
- Вернемся еще раз к встрече двух героев. Что. может быть, поразило вас в ней? Какие чувства испытали вы при этом?
Я — обиды, досады за Максим Максимовича.
Дополнительный материал (ответы на вопросы) к главе «Тамань»
Предисловие к «Журналу Печорина»:
- Как автор относится к Печорину?
Некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония! — скажут они. – Не знаю»
- Для чего был опубликован Журнал героя?
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Что бы все это показать, для пользы, автор и опубликовал эти записки.
Глава «Тамань»:
- Составьте план пересказа.
- Приезд в Тамань.
- Размещение на квартире.
- Встреча со слепым.
- Ночная вылазка.
- Знакомство с «ундиной»
- Свидание в лодке.
- Знакомство с миром контрабандистов.
- Найдите портрет Янко. Как он характеризует его?
Человек среднего роста, в татарской бараньей шапке, но острижен по-казацки, за поясом торчал большой нож. Бесстрашный: даже в непогоду везет товар морем; физически сильный, грубый, независимый: ушел от хозяина, не сказав ни слова. Готовый на все: носил с собой оружие. Бессердечный: оставил слепого, кинув ему пятак на пряники, но он затерялся в ночи.
- Найдите описание «ундины». Как ее портрет и поступки характеризуют ее?
…Я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица (по мнению Печорина). В ней чувствовалась порода. Ей было не более 18 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особый наклон головы, длинные русые волосы, загорелая кожа с золотым отливом, правильный нос – все было обворожительным. Хотя во взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, в ее улыбке было что-то неопределенное.
Дикая, порывистая: бегала скакала ; хитрая: как провела Печорина; может постоять за себя: почувствовав опасность, исходящую от героя, готова была на убийство.
- Как Печорин ведет себя, попав в такую «передрягу»? Ваше отношение к нему? (только по данной главе)
Единственное его желание, как сам он признается, – достать «ключ этой загадки». И проснулись, пришли в действие его «силы необъятные, вовлекли в приключение и нарушили жизненные связи людей, совсем чужих для Печорина, случайно встреченных им. Когда же тайна была раскрыта, он вновь осознает, что «силы необъятные потрачены без цели, оказались никому не нужными (ведь он не доложил о происшедшем) И снова тоска, скука.
5. Сравните Печорина на предыдущих страницах романа и в повести «Тамань». В чем различие и как вы его объясните?
Он активен, ему все интересно.
6. Как пейзаж помогает глубже понять основные черты героя, его состояние и настроение?
Наблюдая за морем, он хочет движения вперед, а не оставаться в этом захудалом городишке. Описания дома и окрестностей показывает, что произойдет что-то необычное, и он в ожидании авантюры.
5. Сделайте вывод: Вынес ли какой-нибудь урок Печорин из этого случая? А вас чему бы научила эта история?
Мне стало грустно (он сожалеет, что потревожил их жизнь) И зачем судьбе было кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну! Да какое мне дело до радостей и бедствий человеческих.
Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», – говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем – очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.
Печорин – сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.
Сочинение 3
Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу читателя после прочтения романа? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
Печорин – это персонаж, в котором собраны все пороки общества Николаевской эпохи. Он безжалостен, равнодушен, злобен и язвителен. Но почему же у читателя появляется теплое душевное сочувствие к Григорию Александровичу. Все, как не странно, просто. Каждый из нас видит в Печорине частичку себя, именно поэтому явно отрицательный персонаж видится читателям в какой-то мере даже героем. Его решения с объективной точки зрения настолько нелепые, вызывают одобрение у читающей публики, хотя бы его отношение к Вере.
Любя ее и имея возможность быть с ней, Печорин теряет единственно к чему он был не равнодушен. Почему? На этот вопрос можно ответить двояко: мотив вечного одиночества и душевной пустоты – вот основные мотивы творчества Лермонтова, а взглянуть в саму глубь произведения? Печорин не может быть с Верой по той причине, что он настоящий эгоист. Именно эгоист, и своим эгоистом и холодным отношением к ней, он доставляет ей боль, и его решение не быть с ней есть благородный поступок, ведь он всегда мог ее позвать, и он бы пришла – так говорила сама Вера.
Но в то же время Печорин любит веру. Как такое может происходить? Это ведь явное противоречие. Но ведь книга отражает жизнь, а жизнь полна двоякости и противоречий как внутренних, так и внешних, и раз Лермонтов смог отразить эту паршивую, но в то же время чудесную суть мира, то он по праву считается классиком!
Каждая страница романа меня потрясла, невообразимо глубокое знание человеческой души запечатлено на каждой странице произведения, и чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов.
Сочинение Образ Печорина
Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, его произведения наполнены такими мотивами как одиночество, судьба и неразделенная любовь. Произведения Лермонтова очень хорошо отражали дух времени. Одним из таких является роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи.
Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В первый раз перед читателем он предстает как герой рассказа Максима Максимовича, а после из собственных записок о жизненном пути. Лермонтов наделил Печорина непреодолимо сильным равнодушием к жизни и холодностью ко всему происходящему вокруг. Одним из его основных жизненных убеждений является фатализм. Особенно хорошо это проявляется в решении Печорина поехать на войну в Персию и в согласии пойти на заведомо нечестную дуэль с Грушницким.
Наплевательское отношение к собственной судьбе – вот один из ярчайших порок Печорина. Также Печорину недоступно чувство любви: он не только не может кого-то любить крепкой человеческой любовью, но и иметь к чему-либо долгосрочный интерес. Испытывая определенно положительные чувства к Верочке, Печорин не может позволить себе остаться с ней надолго, хотя читателю кажется, что Григорий Александрович желает быть с Верой. Но почему так происходит? Дело все в том, что Григорий Александрович Печорин является неприкрытым олицетворением одиночества, не судьба делает его одиноким, а он своими осознанными решениям предпочитает оставаться один.
Закрытость собственной души от внешнего мира и есть та самая часть себя, которую Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова как «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно».
Но кто же такой Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в эпоху духовного вымирания, процветания эгоизма и николаевской тирании зародился роман. Именно поэтому многие критики положительно оценили Печорина, они увидел в нем не только общество, но и себя. Также в Печорине видит себя и каждый обыкновенный человека нашего общества, что свидетельствует о том, что с ростом технологий, изменением структуры общества, человеческие отношения и сам человек не меняются.
Вариант 5
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.
Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.
В главе «Княжна Мери» он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.
После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла» Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.
Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других – сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.
Образец 6
Выход в свет произведения «Герой нашего времени» получил различные мнения среди читающей публики.
Образ Печорина для них был непривычен. Автор поставил для себя основную цель -раскрыть этот образ. И хотя повести расположены в романе не по определенному порядку, в них точно и ярко показаны всевозможные черты печоринского характера. Так, в «Максим Максимыче» Печорин показан в исходном положении, им все испробовано и исчерпано. В «Бэле» же раскрыты все отрицательные черты характера нашего героя. Помещая персонаж в разные условия, Лермонтов хочет раскрыть нам отчужденность Печорина. Молодой человек, отщепенец общества не подчинялся моральным устоям того круга, откуда он вышел. Он жаждет приключения и опасности, так как полон необыкновенной энергией.
И все же наш герой – натура богато одаренная. Оценивая здраво свои поступки и действия других, он обладает умом аналитика. Его дневник-это саморазоблачение. Печорин имеет горячее сердце, которое способно горячо любить, скрывая правда его под маской равнодушия. Особенно это проявляется в эпизодах смерти Бэлы и встречи с Верой. Наш персонаж все-таки является волевым и активным человеком, и он способен к действиям. Но все его действия носят разрушительный характер. Во всех новеллах Печорин выступает разрушителем судеб. Он виновен в произошедших случаях со многими людьми, которые встретились на его пути. Но, нельзя упрекать Печорина в том, что он стал таким безнравственным человеком. Здесь виноваты окружающие его люди и мир, где невозможно было достойно применить лучшие качества.
Так, он научился обманывать, начал все скрывать, а свои чувства он давно похоронил в своем сердце.
Мне кажется, что если бы Печорин родился совершенно в ином времени, он смог бы использовать свои возможности на благо себя и окружающих людей. Поэтому- то этот герой и занимает основное место среди литературных персонажей «лишних людей». Ведь для того, чтобы эти люди не потеряли себя в этом мире, надо их пытаться понять и помочь им.
Для 9 класса
Итоговая контрольная работа
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Подготовила
Мельникова Т.П.,
учитель высшей категории, Почётный работник РФ
Итоговая контрольная работа
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1 вариант
1. Кто является героем «своего времени» в романе?
а) Казбич б) Печорин
в) Вернер г) Максим Максимыч
2. Расставьте главы в сюжетном порядке:
А. «Княжна Мери» |
1 |
5 |
Б. Предисловие к журналу Печорина |
2 |
3 |
В. «Максим Максимыч» |
3 |
2 |
Г. «Фаталист» |
4 |
6 |
Д. «Тамань» |
5 |
4 |
Е. «Бела». |
6 |
1 |
3. Какова тема романа «Герой нашего времени»?
а) жизнь светского общества
б) жизнь военных на Кавказе
в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы
г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»
4. Найдите характеристику внешности, которая не относится к Печорину?
А. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность».
Б. «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год»;
В. «Глаза его не смеялись, когда он смеялся…это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…»;
Г. «Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были чёрные — признак породы в человеке»;
5. Как звали коня, о котором мечтал брат Бэлы?
А. Казбич; Б. Азамат; В. Карагёз; Г. Черкес.
6. С какой целью Печорин добивался любви княжны Мэри?
А. из-за «истинной, бесконечной страсти» к Мэри;
Б. из зависти к Грушницкому;
В. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».
Г. она «казалась непобедимой красавицей»;
7. Продолжите высказывание Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что…
А. я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»;
Б в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе»;
В. я никогда не делался рабом любимой женщины»;
Г. как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! – моё сердце превращается в камень».
8. Какая из повестей является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?
а) «Бэла» б) «Максим Максимыч»
в) «Княжна Мэри» г) «Тамань» д) «Фаталист»
9. Кому из героев романа принадлежит данная характеристика? «…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»
а) Казбич б) Вулич в) Максим Максимыч г) Печорин
10. Кого из героинь Печорин описал так?
«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожи-тельно…»
а) Вера б) девушка – ундина в) Бэла г) Мери
11. Кем был Вернер?
А) мужем Веры; б) приятелем Печорина; в) другом Грушницкого.
12. Расставшись с Верой, Печорин понял, что …
а) что он никогда ее не любил;
б) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
13. Какой проблемы нет в романе:
а) проблема смысла жизни;
б) проблема положительного героя;
в) проблема дружбы и любви;
г) проблема отцов и детей.
14. Роман «Герой нашего времени» по авторскому определению — это
а) история любви; б) история души человеческой; в). история жизни.
15. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…» |
А) Печорин |
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…» |
Б) Максим Максимыч |
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием». |
В) Грушницкий |
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» |
Г) Вернер |
5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен» |
Д) Вулич |
16. Найдите соответствие между описанием героини и её именем.
3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» |
Г) ундина |
1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…» |
А) Бела |
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…» |
Б) Мери |
4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». |
В) Вера |
17. Дайте развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»Приведите 2-3 аргумента (не менее 70 слов).
Итоговая контрольная работа
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
2 вариант
1.Количество частей романа:
А. три. Б. четыре; В. пять; Г. шесть
2.Определите жанр изученного произведения.
А. рассказ; Б. быль;
Б. роман; Г. повесть.
3. Расставьте главы в хронологическом (фабульном) порядке:
А. «Бела» |
1 |
3 |
Б. «Княжна Мери» |
2 |
2 |
В. «Максим Максимыч» |
3 |
5 |
Г. «Тамань» |
4 |
1 |
Д.«Фаталист» |
5 |
4 |
Е. Предисловие к журналу Печорина |
6 |
6 |
4. Какая из характеристик относится к Печорину?
А. «Бывало, по целым часам слова от него не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть, богатый человек…»;
Б. «Он довольно остёр,… однако никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»;
В. «…Человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист,… а вместе с тем поэт… на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»;
Г. «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками он вовсе не волочился».
5. Перед дуэлью Печорин завещает своё состояние…
А. доктору Вернеру; Б. никому – наследники отыщутся сами
В. Максиму Максимычу; Г. любимой женщине.
6. Чем Печорин предполагал в будущем заполнить пустоты своей жизни?
А. спокойной семейной жизнью;
Б. литературными трудами;
В. путешествием в Америку, Аравию или даже в Индию;
Г. приобретением друзей.
7. С какой целью Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?
а) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени;
б) чтобы разнообразить повествование;
в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию;
г) всё вышеперечисленное
8. Кого из героев так описывает Печорин в своем дневнике?
«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим…»
а) Максим Максимыч б Вулич в) Вернер г) ) Грушницкий
9. «Сделаться героем романа» — цель в жизни
а) Грушницкого; б) Печорина; в) Вулича.
10. Равным себе по интеллекту Печорин считает:
а) Грушницкого; б) Вулича; в) Вернера.
11. Расставаясь с Мери Печорин говорит:
а «мне с вами скучно»; б) «я вас не любил»; в) «я над вами смеялся».
12. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с героем романа;
б) с птицей, парящей в вышине;
в) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига.
13.В характере Печорина больше всего Максима Максимыча поражает
а) Смелость и бесшабашность.
б) Противоречивость и странность.
в) Легкомыслие и безответственность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.
14. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий; б) Печорин; в) Вернер.
15. Найдите соответствие между именем героя и его смертью
4. Умер по дороге из Персии |
Г) Вулич |
2. Убит на дуэли |
Б) Максим Максимыч |
1. О смерти не сообщается |
А) Печорин |
3. Зарублен пьяным казаком |
В) Грушницкий |
16. Найдите соответствие между описанием героя романа и его именем.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая. |
А) Бела |
2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая |
Б) Мери |
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой. |
В) Грушницкий |
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый. |
Г) Максим Максимыч |
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный. |
Д) доктор Вернер |
17. Дайте развёрнутый ответ: «Согласны ли вы с М.Ю. Лермонтовым, называющим Печорина героем своего времени?»Приведите 2-3 аргумента (не менее 70 слов).
“Герой нашего времени” сочинения
Фильтры
Сочинение «Герой нашего времени» является обязательным в школьной программе по литературе за 9 класс. Тщательный анализ произведения позволит осветить множество важных тем и идей, которые постарался донести до читателей М. Ю. Лермонтов.
В своем романе писателю удалось мастерски воссоздать типичный среди прогрессивной молодежи 30-х годов 19 века образ молодого человека – самоуверенного, холодного, циничного, одинокого, донельзя пресыщенного всеми возможными удовольствиями.
Внутренним конфликтом главного героя становится его острый, пытливый ум и желание постичь смысл жизни, и при этом безмерная инфантильность, бесцельность существования.
В итоге, получив некоторый жизненный опыт и осознав свои ошибки, Печорин еще больше замыкается в себе, закрывается от людей, простых человеческих чувств, всего мира. По сути, это повесть об одиноком, глубоко несчастном человеке, утратившем вкус к жизни.
При написании сочинения на тему «Герой нашего времени» рекомендуем воспользоваться материалами, собранными на нашем сайте. Кроме того, они будут полезны при подготовке к уроку литературы и создании краткого рассказа-рассуждения по заданной теме.