Петя с долоховым проехали часового который мрачно ходил по мосту определить вид придаточного

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.  (слайд 1)

Класс — 9

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомиться с новыми видами придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.
  2. Определить средства их связи с главным предложением.
  3. Формировать умение различать оттенки значения придаточных.
  4. Формировать умение правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

 Развивающие:

  1. Различать изученные виды придаточных предложений.
  2. Закрепить умения находить подчинительные союзы и ставить  вопросы к придаточной части.
  3. Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Воспитывающие:

  1. Пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
  3. Воспитывать умение работать со словарем.

                                            Ход  урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Слово учителя. Ребята, откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

А теперь побеседуем с вами по пройденному материалу.

  1. Беседа учителя с классом (работа над пройденным материалом).

Развитие критического мышления (актуализация имеющихся знаний)

Я попрошу вас по плану, который вы видите на слайде рассказать о СПП уже известных вам.

  1. Ряд.  Рассказать о СПП с придаточными определительными.
  2. Ряд.  Рассказать о СПП с придаточными  изъяснительными.
  3. Ряд. Рассказать о СПП с придаточными  обстоятельственными.

План:

  1. Определение  вида придаточного предложения.
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Как связаны главное и придаточное между собой.

Учащиеся переходят к выполнению задания по изученному материалу. (слайд 2)

Выполнение задания: выберите из данных предложений, предложение, соответствующее вашему виду придаточного. Спишите, расставьте знаки препинания и докажите ваш выбор.

  1. Петя с Долоховым пр..ехали  ч..сового  который  мрач?но  ходил по мосту. (прид. определит.)
  2. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. (прид. изъяснит.) 
  3. Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. ( прид. Обстоят. со значением времени)

Петя с  Долоховым   проехали  часового, который мрачно  ходил по мосту. Петрова с удивлением спросила, где же её любимое растение.  Провожающие стали прощаться, когда раздался сигнал к отправлению поезда.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.  Как всегда мы готовимся к экзамену. Я предлагаю вам одно из заданий ОГЭ.

Это Задание 4. Синтаксический анализ. — Замените словосочетание

«с удивлением спросила», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (удивленно спросила), запишите его.

3. Объяснение нового материала, основанного на  теории умственных действий  Петра Яковлевича Гальперина.

Слово учителя. Сегодня мы свами продолжим наше знакомство со СПП и поговорим о придаточных предложениях со значением причины, условия, уступки, цели, следствия.

Я предлагаю вам поработать с §26  и заполнить таблицу, которая вам пригодится для подготовки к ОГЭ.  У вас на партах лежат данные таблицы. (5-6 минут).

Жду, пока дети заполнят таблицу.  

Ребята, все заполнили таблицу. Хорошо.

СЛОВО  УЧИТЕЛЯ. Итак, я думаю, что вам стало понятно, что СПП со значением причины, условия, уступки, цели, следствия также состоят из двух частей: главного и придаточного. Отличаются от ранее изученных тем, что между ними возникают причинно – следственные связи со значением причины, условия, уступки, цели, следствия, которые вы можете определить по вопросам и средствам связи.  Давайте вместе  проверим выполненное вами задание. (Работа по таблице).

Одним из СПП является СПП со значением причины, кто охарактеризует этот  вид придаточного? (по очереди все виды) ЗАЧИТЫВАЮТ.

  1. Закрепление изученного материала.

Слово учителя. А теперь поработаем с предложениями, проведем наше исследование, используя таблицу, составленную вами.

1. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы  потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)

Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос  к  придаточному, определить  его  вид. (Слайд 4.)

Яблони  пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

2. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на  вопрос  что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что. (Слайд 5.)

Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид. (Слайд 6 .)

Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

3. Придаточные условные  служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)

 Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 8 .)

Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать  по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки, быстро орудующие лопатами.

4. Уступительные  придаточные  сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)

Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 10)

Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

5. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)

 Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид. (Слайд 12.)

Я жить хочу  чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

5. Подготовка к ОГЭ.

Ребята, скоро вам предстоит сдача ОГЭ по русскому языку, и одним из заданий в ваших КИМах  будет пунктуационный анализ. Я предлагаю вам выполнить подобное задание.

ЭТО  ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.  (СЛАЙД 13)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стеклянная дверь на балкон (1) была закрыта (2) чтобы из сада не несло жаром. Сердце мое стучало (3)так сильно (4) что перо дрожало в руке.


(СЛАЙД 14) Ответ: 2,4.

6.  Подведение  итога  урока. Рефлексия.

Слово учителя: Подведем  итоги  нашей работы на уроке. Сегодня была новая тема урока, поэтому ставлю оценки более активным на уроке.

Выставление  оценок. Озвучить оценки.

Слово учителя: «Самоанализ работы». Важное  значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

На доске записаны фразы:

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

После того, как вы запишите д/з., я бы хотела, чтобы вы написали свое имя к той фразе, которая вам по душе, чтобы мы могли скорректировать нашу работу на следующем уроке.

(Дети подходят и пишут напротив фразы свое имя.)

7. Домашнее задание: 

 П.26, выполнить упр.141. (используя таблицу)

Спасибо за работу!

Поурочные разработки — Русский язык 9 класс — Л. А. Тростенцова 2014

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик готовит монологический ответ по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Второй ученик записывает на доске восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, выделяет опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначает союзные слова как члены предложения.

Третий ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 111, 112, указывает средства связи придаточного с главным, определяет вид придаточных предложений, расставляет знаки препинания.

Учащиеся рецензируют ответы учащихся.

II. Повторение материала.

1. Словарный диктант.

Интернет, тысячелетие, совершенный, колонна, колонка, реактивный, реакция, перспектива, прообраз, эскизы.

2. Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя слова из словарного диктанта.

3. По ходу записи в тетрадь слова коммуникация, данного в рамке на с. 79, учитель знакомит учащихся с происхождением слова.

Коммуникация. Заимств. в Петровскую эпоху из польск., где komunikacja — сообщение < лат. communicatio — тж. — суф. производного от communico — сообщаю (от communis — общий).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)

Учащиеся определяют лексическое значение слова коммуникация.

Коммуникация — 1. Путь сообщения (напр., связывающий армию с её базами). Водные, подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение. Речь как средство коммуникации.

Девятиклассники составляют словосочетания, предложения со активизируемым словом.

III. Тренировочные упражнения.

1. Редактирование.

Упр. 113 и 114 учащиеся выполняют по вариантам.

Вариант I. В упр. 113 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который, записать предложения в исправленном виде, устно объяснить постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Вариант II. В упр. 114 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который, заменить определительное придаточное предложение причастным оборотом, записать предложения, объяснить постановку знаков препинания.

2. В упр. 115 девятиклассники конструируют сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью по предложенным схемам.

  ▼ Задание творческого характера. Запишите текст, заменяя определительные придаточные предложения причастными оборотами. Сравните данный текст с видоизменённым и укажите, в каком из них описание явлений природы более яркое и выразительное.

Текст проецируется на доску.

Гроза

Большая тёмно-лиловая туча быстро подвигается к нам. Солнце, которое ещё было не скрыто облаками, освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, который постепенно усиливается, приближается и переходит в прерывистые раскаты, которые обнимают весь небосклон.

3. Конструирование.

Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя данные слова: город, откуда; скала, над которой; деревня, где; врач, с которым; завод, который.

Задание: выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначьте союзные слова как члены предложения.

4. Учащиеся составляют схемы предложений, записанных на доске.

1) Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. (Л. Н. Толстой)

2) Она убежала в комнату, где прошла вся её жизнь, села за свой столик, на котором стояли её детские игрушки, и заплакала. (К. Г Паустовский)

3) Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. (Л. Н. Толстой)

4) Мы по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Ю. Лермонтов)

5) Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сейчас приедет и что с его стороны всё благополучно. (Л. Н. Толстой)

Тестовые задания

1. Укажите правильно построенное предложение.

  а) Горький создал образ борца, равного которого нет в мировой литературе.

  б) Роман «Тихий Дон», который я прочитал с большим интересом, принадлежит к числу любимых книг молодёжи.

  в) Эта книга воспитывает молодое поколение, которая стоит на страже мира и свободы.

  г) Экстремисты стремятся развязать новую войну, которой не желает ни один народ мира.

  Ответ: б.

2. Определите неверно выделенное опорное слово.

  а) Собака бросилась в камыши, куда упала убитая птица.

  б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

  в) Охотники подошли к лесу, который славился обилием дичи.

  г) Вот, наконец, человек, каких нужно побольше.

  Ответ: в.

3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

  а) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.

  б) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.

  в) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.

  г) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

  Ответ: а.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 22, упр. 116;

б) ответить на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными:

1) Какое литературное произведение называется комедией?

2) Какие произведения о Великой Отечественной войне вам нравятся?

3) Какие произведения М. Горького можно назвать романтическими?

4) Какие эпитеты называют постоянными?

5) Что такое метафора?

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 443 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 443 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

Еще ГДЗ

ГДЗ #2

Картинка ГДЗ - Упражнение 443 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку Вариант 2

443. Выполните синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (Т.) 2. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. (Л. Г.) 3. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.) 4. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (Л.) 5. Дуня сидела на ручке кресла, как наездница на своём английском седле. (П.) 6. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. (Пауст.)

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииТест по русскому языку на тему: «Виды придаточных предложений»

Тест по русскому языку на тему: «Виды придаточных предложений»



Скачать материал

Проверочный тест для учащихся 9 классов по теме «Виды придаточных предложе...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 339 человек из 68 регионов

  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проверочный тест для учащихся 9 классов по теме «Виды придаточных предложе...

    1 слайд

    Проверочный тест
    для учащихся 9 классов
    по теме
    «Виды придаточных предложений»
    Выполнила учитель русского языка и литературы:
    Пусенкова Елена Михайловна, МБОУ СШ №32

  • В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душисты...

    2 слайд

    В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы

    1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    3. Сложноподчиненное предложение с придаточным
    условия.
    4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

    № 1 Определите вид придаточного предложения

  • № 2       Определите вид придаточного предложенияМы стали делать зарубки на д...

    3 слайд

    № 2 Определите вид придаточного предложения
    Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

  • № 3       Определите вид придаточного предложения	

Отец толковал мне, что те...

    4 слайд

    № 3 Определите вид придаточного предложения

    Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным места.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

  • № 4       Определите вид придаточного предложенияХороши летние туманные дни,...

    5 слайд

    № 4 Определите вид придаточного предложения
    Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

  • № 5       Определите вид придаточного предложенияПетя с Долоховым проехали ча...

    6 слайд

    № 5 Определите вид придаточного предложения
    Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным места.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

  • №6       Определите вид придаточного предложенияИ слышно было до рассвета, ка...

    7 слайд

    №6 Определите вид придаточного предложения
    И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

  • №7      Определите вид придаточного предложения	    Я не хочу, чтоб свет узна...

    8 слайд

    №7 Определите вид придаточного предложения
    Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

  • № 8      Определите вид придаточного предложенияЧерез окно я увидел, как боль...

    9 слайд

    № 8 Определите вид придаточного предложения
    Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

  • № 9        Определите вид придаточного предложенияЧтобы не заблудиться в леса...

    10 слайд

    № 9 Определите вид придаточного предложения
    Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

  • № 10      Определите вид придаточного предложенияМаленький дом, где я живу, з...

    11 слайд

    № 10 Определите вид придаточного предложения
    Маленький дом, где я живу, заслуживает описания.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным места.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

  • № 11      Определите вид придаточного предложения	       На дворе стояла сове...

    12 слайд

    № 11 Определите вид придаточного предложения
    На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед собой дорогу.

    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

  • № 12     Определите вид придаточного предложенияМне кажется, что я не покидал...

    13 слайд

    № 12 Определите вид придаточного предложения
    Мне кажется, что я не покидал России.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

  • № 13     Определите вид придаточного предложенияЯ вырастал в глухое время, ко...

    14 слайд

    № 13 Определите вид придаточного предложения
    Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

  • № 14     Определите вид придаточного предложения          В небольшой комнате...

    15 слайд

    № 14 Определите вид придаточного предложения
    В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками.

    Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным
    изъяснительным.

  • № 15      Определите вид придаточного предложенияПишу, пишу рукой небрежной,...

    16 слайд

    № 15 Определите вид придаточного предложения
    Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след.

    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным
    сравнения.

  • № 16   Определите вид придаточного предложенияПока свободою горим, пока сердц...

    17 слайд

    № 16 Определите вид придаточного предложения
    Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

  • № 17    Определите вид придаточного предложения      Женщинам разрешили забра...

    18 слайд

    № 17 Определите вид придаточного предложения
    Женщинам разрешили забрать столько имущества, сколько они могли бы унести на себе.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным места.

  • № 18     Определите вид придаточного предложенияГрибов почти не было, несмотр...

    19 слайд

    № 18 Определите вид придаточного предложения
    Грибов почти не было, несмотря на то что дожди лили весь июль.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

  • № 19   Определите вид придаточного предложенияОттого что нельзя говорить вслу...

    20 слайд

    № 19 Определите вид придаточного предложения
    Оттого что нельзя говорить вслух, девочки корчат смешные рожицы.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

  • № 20     Определите вид придаточного предложенияПроблемы не решить, будь он с...

    21 слайд

    № 20 Определите вид придаточного предложения
    Проблемы не решить, будь он семи пядей во лбу.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
    Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

  • Проверь себя!1 – 3
2 – 1
3 – 4
4 – 2
5 – 1
6 – 4
7 – 2
8 – 4
9 – 1
10 - 211 –...

    22 слайд

    Проверь себя!
    1 – 3
    2 – 1
    3 – 4
    4 – 2
    5 – 1
    6 – 4
    7 – 2
    8 – 4
    9 – 1
    10 — 2
    11 – 4
    12 – 2
    13 – 1
    14 – 3
    15 – 3
    16 – 1
    17 – 2
    18 – 4
    19 — 4
    20 – 2

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 172 594 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.12.2015
  • 1680
  • 5
  • 11.12.2015
  • 934
  • 0
  • 11.12.2015
  • 1397
  • 64
  • 11.12.2015
  • 13778
  • 25
  • 11.12.2015
  • 1694
  • 4

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.12.2015
  • 17938
  • 146
  • 11.12.2015
  • 1348
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»



  • Скачать материал


    • 11.12.2015


      6832
    • PPTX
      160.5 кбайт
    • 28
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Пусенкова Елена Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Пусенкова Елена Михайловна

    • На сайте: 7 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 37022
    • Всего материалов:

      11

Цель:

  • закрепление умения определять структуру сложноподчиненного предложения; расставлять знаки препинания;
  • закрепление навыков правописания;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: тесты, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.

ПРОГРАММА УРОКА

1. Оргмомент

2. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на доске, необходимо расставить ударение):

Сливовый, мастерски, газопровод, красивее, перчить, откупорить, ржаветь, кухонный, мизерный, кашлянуть, статус, статут.

3. Лексическая работа

Статус – правовое положение гражданина или юридического лица.

Статут – 1. Устав, собрание правил. 2. Описание ордена, порядок награждения орденом и его ношение. 3. Название законодательного права.

Задание: составить (устно) с этими словами словосочетания или предложения.

4. Орфографическая работа

Орфографическая работа Карточка 1
Юный, ветреный день, стираный-перестиранный, некрашеный, старинный, овчинный, иллюстрированный, решенная, свиной, сделанный, ее манеры изысканны, свежезамороженный, даль туманна. Исправить речевые ошибки.

  1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  2. Во весь опор мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной.
  3. Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

5. Неполный синтаксический разбор СПП с придаточным определительным

Совесть — сила, которая сдирает с человека эгоизм, равнодушие. (Повеств., невоскл., СПП с придаточным определительным.)

6. Повторение ранее изученного

  • По каким признакам мы определяем этот вид придаточных? (Отвечают на вопросы: какой? чей? который? кто именно? что именно? местоименно–соотносительные)
  • С помощью чего придаточные определительные присоединяются к главному? (Только с помощью союзных слов.)
  • Какой отличительный признак союзного слова? (Являются членом предложения.)
  • Какой частью речи являются союзные слова? (Местоимения.)

7. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Класс Индивидуальная работа
1) Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.

  1. Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
  2. И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.
  3. За все, что человек берет, он платит собой.
  4. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер несет.

2) Записать предложения. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

  1. Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие в самое небо, освежали воздух.
  2. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
  3. Дом, который заканчивали строить, выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

3) Самостоятельная работа: распространить определение, заменить его придаточным определительным и записать предложения.

  1. Аромат цветущей сирени наполнял воздух.
  2. Книга рассказывала о исследованных районах.
  3. Построенный корабль был спущен на воду.
  4. Незаконченная работа напоминала о моем обещании.
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.

Карточка 2

  1. Дом в котором нет книг подобен телу которое лишено души.
  2. Она убежала в комнату где прошла вся ее жизнь села за свой столик.

Карточка 3

  1. У него была мать которую он страстно любил сестра которую надо было вывести в люди.
  2. Петя с Долоховым проехали часового который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину.

Карточка 4

Задание: Выписать СПП с придаточными определительными и расставить знаки препинания.

  1. Никто не узнал куда ушли ребята.
  2. Мне казалось что небо стало еще темнее.
  3. Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.
  4. Весной 1823 года Грибоедову который служил чиновником разрешили приехать из Персии в Россию.

Карточка 5

  1. Не знаю что привлекает меня в этом человеке.
  2. Он делал то страшные то ласковые глаза шипел на тех кто пел неверно.
  3. Архимед который был величайшим математиком древности жил в Греции.
  4. Он не сообщил приедет ли сегодня.

Карточка 6

Задание: придаточные предложения заменить обособленным определением.

  1. Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид.
  2. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель.
  3. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.

8. Проверочная работа по тестам ЕГЭ

ТЕСТ

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

I

  1. Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
  2. Мне приходилось не раз встречаться с человеком, чьим именем названа эта улица.
  3. Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, что стояла на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
  4. На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, которые пришли встречать пароход.

II

  1. На передней доске шарманки были изображены балканские крестьяне, которые плясали на поляне, под высокими деревьями.
  2. Осенью укромные тенистые уголки старого парка напитывались особым грибным запахом, который наполнял нашу душу азартом.
  3. С легким вздохом отец раскрывал альбомчик, который подавал ему буфетчик, и своим элегантным, плавным почерком вписывал меню на завтра.
  4. В жизни бывают такие обстоятельства, когда необходимо быстро принять решение.

III

  1. Уже в темноте они подошли к дому, который высился на углу серой громадой.
  2. Эти чудные книги были приобретены моей матушкой еще в те дни, когда она интересовалась естественными науками и ей давал частные уроки знаменитый университетский профессор-зоолог.
  3. Сегодня на геологической карте Земли зафиксировано множество линий разломов, которые протянулись на тысячи километров и по материкам, и по дну океанов.
  4. Особое беспокойство внушает судьба старого парка, который составлял когда–то с усадьбой одно целое.

IV

  1. Многие вещи, которые европейцы считают своим творением, были изобретены в глубокой древности на другом конце света – в Китае.
  2. Его последняя книга, которая выдержала уже два издания, была признана в прошлом году лучшим российским романом года.
  3. Человек, который вырос в серой среде, в замызганном дворе, на фоне обшарпанных зданий, вряд ли способен понимать красоту.
  4. Вместо дворца, который сгорел еще при Петре I, был построен новый – деревянный, на каменном основании.

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание

Повторить СПП с придаточными обстоятельственными. Упр. 448.

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Тема:
Сложноподчиненные предложения
с придаточными причины, условия, уступки,

Содержание

  • 1.

    Тема:
    Сложноподчиненные предложения
    с придаточными причины, условия, уступки,

  • 2.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, определить вид

  • 3.

    Придаточные причины указывают на причину того, о

  • 4.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос

  • 5.

    Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат,

  • 6.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос

  • 7.

    Придаточные условные служат для выражения условия, при

  • 8.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос

  • 9.

    Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки,

  • 10.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос

  • 11.

    Придаточные цели раскрывают цель того, о чем

  • 12.

    Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос

  • 13.
    Скачать презентанцию

Задание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного.Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема:

Сложноподчиненные предложения
с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.


Слайд 2Задание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного.

Петя с Долоховым

пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в

лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен.

— Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
— Замените словосочетание «с удивлением спросила» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.

Задание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного.Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту


Слайд 3Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в

главном предложении.
Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы

потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.

Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего?


Слайд 4Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить

его вид .

Яблони пропали оттого что мыши объели всю

кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Яблони пропали оттого что


Слайд 5Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из

содержания главного предложения.
Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого?

Средство связи: союз так что.

Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что


Слайд 6Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить

его вид .

Снег всё становился белее ярче так что

ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Снег всё становился белее


Слайд 7Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то,

о чем говорится в главном.
Отвечают на вопрос при каком

условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.

Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на


Слайд 8Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить

его вид .

Раз начался морозобой в лесу это значит

уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.

Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Раз начался морозобой в


Слайд 9Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря

на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении.

Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему?
Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни.

Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится


Слайд 10Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить

его вид .

Мы прекрасно провели время несмотря на то

что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Мы прекрасно провели время


Слайд 11Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном.

Отвечают на вопросы для чего? с какой целью?
Средство связи:

союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы.

Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой


Слайд 12Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить

его вид .

Я жить хочу чтоб мыслить и страдать.

Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

Задание: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . Я жить хочу чтоб


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План производства стратегической единицы бизнеса корпорации входит в стратегию корпоративную
  • План это сценарии определяющие действия сотрудников компании в случаях чрезвычайных ситуаций
  • По европротоколу в течение какого времени обращаться в страховую компанию после дтп по осаго
  • По мнению аристотеля серединой страсти общения в приятной компании является тесты с ответами
  • Подлежит ли учету несчастный случай во время следования на работу на общественном транспорте