Перспективы развития малого бизнеса в российской федерации

Библиографическое описание:

Мартыненко, А. Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А. Г. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10532/ (дата обращения: 22.03.2023).



В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотрены для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновация, государство, инфраструктура.

Большую роль в экономике любого региона и страны в целом играет малый и средний бизнес. К малому предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону определены основные критерии отнесения предприятий к малому или среднему предпринимательству, которые представлены в таблицы № 1.

Таблица 1

Основные критерии отнесения предприятий кмалому или среднему предпринимательству

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

Численность работников на предприятии

до 100 человек

от 101 до 250 человек включительно

Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС

400 млн. руб.

1 млрд. руб.

Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале

не должна превышать 25 %

не должна превышать 25 %

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. В первую очередь к таким объектам относят различные инновационные предприятия и инфраструктурные объекты такие как, научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее.

Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для субъектов малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, которые отвечают за инновационное развитие экономики:

– увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП, до 30 %. На сегодняшний день данный показатель составляет 20 %;

– увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего бизнеса до 60 % и 30 % от числа всего занятого населения. В 2015 году в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 30,6 %;

– изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий, а именно:

– снижение доли малых предприятий, которые заняты в сфере торговли до 20 %, но без сокращения их общей численности, а это в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом;

– рост предприятий, которые заняты в сфере ЖКХ, здравоохранении, науке и информационных услуг до 50 %, а это в 12 раз больше по сравнению с 2007 годом;

– рост компаний, занятых в таких сферах, как строительство и обрабатывающая промышленность в 4–5 раз;

Все ориентиры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса к 2020 году, сопоставимы со среднеевропейскими показателями и стимулируют общий рост числа субъектов предпринимательской деятельности, предположительно до 6 млн. [1]

Данные показатели социально — экономического развития могут быть достигнуты за счет основных действий государства по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса. К приоритетным действиям нужно отнести:

– помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;

– создание и реализация определенных мероприятий и программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;

– помощь институтам микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;

– формирование благоприятных условий для развития кредитования малого и среднего предпринимательства банками;

– совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для малого и среднего предпринимательства;

– реализация норм законодательства, которые определяют участие субъектов предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;

– дать возможность реального доступа субъектам предпринимательства к недвижимому имуществу, которое находится в государственной собственности. [1]

За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству России необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны. Но также нужно учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает большое воздействие финансового кризиса. В свою очередь кризис может повлиять на длительное замедленное развитие мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками. Развивающие страны, наряду с большинством развитых экономик, также ощущают влияние кризиса. Конечно, в долгосрочной перспективе рост мировой экономике будет восстанавливаться, но если сравнивать с докризисным периодом, ее динамика будет подвержена циклическим колебаниям.

Количество инновационных предприятий в России, которые могут послужить мультипликаторами или основами распространения передового опыта и инновационной культуры, в настоящее время насчитывается от 1 000 до 2 000, а это порядка 0,1–0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Если взять общую стоимость производимой данными предприятиями принципиально новой продукции и технологий, то она составляет примерно 15–20 млрд. рублей. [2]

По прогнозам и условиям Концепции предполагается увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса и должна составлять 15–20 %, как и в наиболее технологически развитых современных странах, например, в США и Японии. Данный прирост должен быть обеспечен за счет системной поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства, а также развитием инфраструктуры.

Общий оборот малого предпринимательства в Российской Федерации в 2015 году составил 2 477, 3 миллиарда рублей, это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Также, если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %. [3]

Таким образом, можно утверждать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации, несмотря на существующие трудности в сфере бизнеса и мировой кризис.

Литература:

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 28.02.2016)
  2. Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.html (дата обращения: 27.02.2016)
  3. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.02.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, среднее, мировая экономика, предпринимательство, развитие малого, долгосрочная перспектива, долгосрочное социально-экономическое развитие, основной критерий отнесения предприятий.

Похожие статьи

Перспективы развития малого бизнеса в России

Перспективы развития малого предпринимательствамалый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное

Кредитование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

Перспективы развития малого предпринимательствамалый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

Проблемы развития малого бизнеса в России. Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Перспективы развития малого предпринимательства

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация

Анализ развития малого предпринимательства Российской

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников…

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень…

Коммерческие банки и малый бизнес: основные направления…

Перспективы развития малого предпринимательствамалый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса…

Перспективы развития малого предпринимательствамалый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное

Проблемы государственной поддержки бизнеса

малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Российский малый бизнес стремится к возвращению к «доковидной» жизни, однако для этого необходимы долгосрочные комплексные меры поддержки, считают эксперты.

В целом бизнес-настроения в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) сейчас значительно улучшились по сравнению с летом—осенью прошлого года. Еще декабрьский индекс RSBI (ежемесячное совместное исследование ПСБ и «Опоры России) показал, что инвестиционная активность бизнеса в декабре приблизилась к докризисным показателям начала 2020 года. «Малый и средний бизнес в России в большинстве своем смог адаптироваться к текущим условиям, видит перспективы для развития и инвестирует», — комментировал в январе 2021-го результаты исследования вице-президент, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов.

Уже в январе RSBI показал рост всех компонент деловой активности, которые учитываются индексом. Основными драйверами стали компоненты продаж и кадров за счет оптимистичных ожиданий, а кредиты и инвестиции продолжают удерживаться вблизи рекордно высоких исторических значений, говорится в пояснительной записке к январскому индексу. Исследование в рамках индекса RSBI показало, что почти 60% опрошенных предпринимателей смогли получить прибыль в 2020 году, отмечает Кирилл Тихонов.

Улучшение заметили и сами предприниматели, хотя и с некоторыми оговорками. «Скорость восстановления очень сильно зависят от сферы бизнеса. Например, в сегменте биотехнологий многие компании чувствуют себя действительно неплохо, увеличили показатели и нацелены на развитие», — говорит сооснователь Genotek Артем Елмуратов. Соучредитель, креативный директор компании — производителя детских велосипедов «Лисапед» Ольга Барабанова видит перспективы восстановления показателей к уровню, который был до пандемии, к концу летнего сезона 2021 года. По мнению, президента Итало-российской торговой палаты Винченцо Трани, в целом для возвращения к докризисному уровню малому бизнесу в России понадобится около трех лет.

Цена кризиса 

Более 60% малых компаний из числа опрошенных в прошлом году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) отметили, что связанные с пандемией события негативно повлияли на бизнес. Для сравнения: среди крупных компаний подобные оценки дали лишь 34,5% респондентов.

Сегмент МСП сильнее крупных корпораций пострадал из-за нехватки финансовых резервов, констатирует Винченцо Трани. По его словам, в середине 2020 года около 80% компаний МСП говорили о снижении спроса, а в некоторых нишах (туризм, культура) падение выручки по итогам года превысило 70%. По оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), в 2020 году малые предприятия, зарегистрированные как юридические лица, снизили оборот примерно на 2,8 трлн руб. Предприятиями малого и среднего бизнеса представлена большая часть сектора услуг, комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин: «Этот сегмент пострадал намного сильнее остальной экономики».

Согласно индексу RSBI, сильнее всего коронакризис затронул микробизнес: выручка в этом сегменте по итогам прошлого года снизилась на 19%, в то время как у малого бизнеса — на 8%. А у средних предприятий выручка даже выросла на 2%. В плане преодоления экономических последствий COVID-19 правительства РФ говорится, что пандемия повлияла на трудовую деятельность 6,7 млн человек, занятых в наиболее пострадавших отраслях экономики. Из них 5,3 млн человек — в сфере МСП.

Помогать маленьким 

Помимо общих мер поддержки экономики — беспроцентных и льготных кредитов, грантов на выплату заработной платы, отсрочки и снижения налоговых и страховых платежей, принятых в 2020 году, государство предусмотрело отдельный пакет мер для МСП. По программе льготного кредитования «8,5%» для заемщиков ставка временно снижена до уровня, не превышающего 7%; не учитываются задолженности по налогам, сборам и зарплате, появилась возможность рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные цели. В программу добавлены микропредприятия в сфере торговли, а сама отрасль включена в нацпроект МСП. За январь—октябрь 2020 года количество субъектов МСП, получивших кредит, увеличилось на 80% к аналогичному периоду 2019 года, при этом средний размер кредита снизился на 45%, отмечается в исследовании НРА.

Государство оказало помощь предприятиям заемщикам микрофинансовых организаций. На субсидирование ставки по микрозаймам (по ставке до 6%) выделено 13 млрд руб. По данным правительства РФ, в прошлом году были отменены 100 тыс. плановых и 400 тыс. внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. Мораторий на проверки продлен до конца 2021 года. Также с апреля прошлого года действовал полугодовой мораторий на банкротство для субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей (ИП) из наиболее пострадавших отраслей.

Многим малым предприятиям и ИП помогло полное освобождение от налогов за наиболее тяжелый второй квартал 2020 года, говорит заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. По его словам, очень кстати для МСП пришлось и двукратное — с 30 до 15% — уменьшение социальных взносов (на заработную плату свыше размера МРОТ), выплата субсидий на сохранение рабочих мест и временная отмена арендной платы за помещения, находящиеся в госсобственности. Многие частные владельцы помещений в 2020 году также поддержали своих арендаторов временной отменой или сокращением арендной платы. «Благодаря этим мерам многие МСП и ИП смогли пересечь кризисную «долину смерти» и перезапустить свою деятельность в тот момент, когда в российской экономике началось оживление», — говорит Дмитрий Кувалин.

Дополнительные меры 

Во время коронакризиса малые и средние предприниматели адаптировались к «новой нормальности»: оптимизировали внутренние процессы, урезали расходы и искали новые стратегии развития, отмечают эксперты. Винченцо Трани видит большой плюс малого и среднего бизнеса в его гибкости: «Ему легче перестраивать бизнес-процессы, внедрять новые услуги, менять схему взаимодействия с клиентом, чем неповоротливым гигантам. В пандемию мы видели открытие новых заведений, тех же кофеен, ресторанов, хотя казалось, что общепит в стагнации».

С наиболее серьезными сложностями столкнулись сферы торговли и услуг, не все сегменты которых могут перестроиться на e-commerce и онлайн— обслуживание, считает глава Итало-российской торговой палаты. Ситуация осложняется падающей покупательной способностью населения. Однако, если не будет ужесточения карантинных мер, люди вернутся к привычному ритму жизни, перестанет расти безработица, то к концу года можно будет увидеть во всех сегментах МСП положительную динамику, полагает Винченцо Трани.

Принятые в прошлом году меры поддержки малого и среднего бизнеса необходимо продлевать, считают опрошенные РБК+ эксперты. Почти 80% предпринимателей — респондентов опроса Торгово-промышленной палаты (ТПП) России считают, что не справятся с оплатой отсроченных налоговых и других платежей. Для восстановления и укрепления малого и среднего предпринимательства необходимо продлевать налоговые и кредитные каникулы, реструктурировать кредитные договоры не только до конца нынешнего года, но и после 2021-го, считает президент ТПП России Сергей Катырин: «Важно поддержать производственный малый и средний бизнес прямыми субсидиями и грантами на технологическое перевооружение, на повышение производительности и конкурентоспособности. Параллельно нужно активнее принимать меры и по повышению потребительского спроса населения. В итоге экономика и общество только выиграет».

Для МСП характерны отложенные риски, поэтому целесообразно сохранить большинство мер — снижение страховых взносов, налоговые каникулы, отсрочку по арендным платежам, прямое субсидирование и льготное кредитование, мораторий на банкротство, считает исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев: «Если меры свернуть, значительное количество небольших предприятий окажется в очень тяжелом положении и может войти в процедуру банкротства».

Эксперты обращают внимание на необходимость снижения ставки по программе льготного кредитования МСП, так как она даже в своем текущем виде (7% годовых) значительно превышает ключевую ставку, которая сейчас составляет 4,25% годовых. В 2018 году, когда программа принималась, спред между льготной ставкой и ключевой ставкой составлял всего 0,75 процентного пункта (п.п.), а теперь — 2,75 п.п., напоминает в своем исследовании НРА. Это снижает привлекательность проектов МСП по сравнению с крупным бизнесом.

Ряд мер поддержки МСП на перспективу государство и институты развития уже анонсировали. В частности, в 2021 году ожидается запуск специальной цифровой системы для МСП, где предприниматели смогут в режиме единого окна получить адресованный им набор сервисов и инструментов поддержки от госструктур и банков. Формат подразумевает упрощение отчетности, повышение доступности информационной поддержки, содействие в получении кредитов и пр. Банк России, в свою очередь, выпустил «дорожную карту» по развитию финансирования субъектов МСП на 2021–2022 годы, где заявлено продолжение работы в рамках программ льготного кредитования. Отдельное внимание регулятор планирует уделить развитию Системы быстрых платежей для малого бизнеса, а также обеспечить доступ предпринимателей к финансированию с помощью краудинвестиционных и факторинговых платформ, инструментов фондового рынка.

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 081

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

Для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания всесторонней помощи и поддержки российским предпринимателям принят и действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Какую поддержку получит малый и средний бизнес в 2023 году

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому государство помогает в рамках указанного нацпроекта

  • самозанятым гражданам;

  • начинающим предпринимателям;

  • растущим субъектам МСП, нацеленным на дальнейшее развитие.

Механизм нацпроекта устроен так, чтобы каждый из перечисленных субъектов МСП смог бы получить меры поддержки и услуги, которые необходимы на определенной стадии развития его бизнеса.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» развивается в настоящее время, о чем свидетельствует принятие нашими законодателями конкретных мер для его реализации, как за прошедшее время, так и в нынешнем 2023 году.

Предлагаем рассмотреть конкретные меры для поддержки МСП в рамках указанного нацпроекта, которые были приняты ранее, но продолжат действовать в 2023 году:

  • Продолжат работу созданные в субъектах Российской Федерации Центры «Мой бизнес», которые окажут и консультационную поддержку, и даже маркетинговые услуги, а также услуги по популяризации продукции, тренинги, обучение, семинары и пр.

Полная информация о деятельности Центров «Мой бизнес» – на портале «Мой бизнес» в разделе «Инфраструктура МСП».

  • Субъекты МСП могут воспользоваться заемными средствами по сниженным ставкам, а также в соответствии со статьей 7 закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» субъекты МСП могут обратиться в кредитную организацию для получения «кредитных каникул» (отсрочка по возврату кредита или уменьшение размера кредитных платежей в течение льготного периода).

При этом указанная мера поддержки распространяется на субъектов МСП, заключивших кредитный договор с кредитной организацией до 1 марта 2022 и осуществляющих деятельность в отраслях, определенных постановлением Правительства от 10.03. 2022 № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

  • Постановлением Правительства от 28.03. 2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».

с 1 апреля 2022 года введен и продлен до апреля 2023 года мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу постановления).

  • Для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на субъекты МСП, были приняты многочисленные меры в соответствии с законом от 26 марта 2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в числе которых на 1 января 2022 была зафиксирована кадастровая стоимость недвижимого имущества, применяемая для исчисления налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2023 год.

  • Продлены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению «налоговых каникул» для новых ИП на УСН или ПСН еще на год по сравнению с ранее установленным сроком – теперь до 1 января 2025 года.

В 2022 – 2023 годах предоставлено право на заявительный порядок возмещения НДС без банковской гарантии всем организациям (кроме находящихся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства) в сумме, не превышающей сумму налогов и страховых взносов, уплаченную за предшествующий год.

  • В тестовом режиме в открытом доступе запущена цифровая платформа для субъектов МСП, разработанная АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития в рамках федерального проекта «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами», предусмотренного паспортом Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Работа платформы направлена на получение наиболее востребованных для развития бизнеса государственных и коммерческих сервисов, услуг и мер поддержки.

Учитывая, что санкционное давление на Россию не прекращается, Правительством РФ реализуется комплекс мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в ситуации внешнего санкционного давления.

На мастер-классе по «Грантам и субсидиям» расскажем подробно о государственных мерах поддержки.

Новые меры для поддержки МСП в рамках указанного нацпроекта, которые начнут действовать в 2023 году.

1. Мораторий на плановые неналоговые проверки продлен до 31 декабря 2023 года.

Исключения: указанный мораторий не распространяется на внеплановые и налоговые проверки, например, если было выявлено нарушение законодательства.

2. Новые права участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Участники СЗПК при расчете налога на имущество смогут применить налоговый вычет в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 382.1 НК с 1 января 2023 года.

От налога на имущество полностью освобождены следующие СМП:

  • объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (это только для юридических лиц);

  • для ИП – объекты торгово-офисного назначения, внесенные в перечень с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 10 статьи 378.2 НК.

3. Перерасчет и новый учет некоторых видов налогов.

Например, если иностранный кредитор простил долг, то эти денежные средства можно не учитывать при расчете налога на прибыль.

4. Льготное кредитование для субъектов МСП.

В этой категории принято много мер, поэтому выделим основные и универсальные:

  • для предпринимателей, которых мобилизовали для участия в СВО, продлены кредитные каникулы на кредиты и займы, которые они получили до мобилизации.При этом обязательства таких предпринимателей будут приостановленыдо окончания прохождения военной службы.

Данной льготой могут воспользоваться все категории мобилизованных: от заключивших контракт до добровольцев, а также -на членов их семей.

  • Объединенная программа льготного кредитования для МСП в 2023 году. Субъекты МСП вправе получить кредиты под 2,5 и 4% на перестройку и развитие производства, для закупки оборудования, запуска новых производств.

  • Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, в соответствии с которой субъекты МСП вправеполучить кредит в размере от 3 млн до 1 млрд рублей на срок до трех лет.

  • Льготный кредит «1764». Эта программа действовала и ранее. Ее продлили на 2023 год. Льготный кредит «1764» по ставке до 8,5% годовых выдается компаниям на приобретение, создание или пополнение ОС в сфере бытовых услуг, общепита, торговли, сельского хозяйства, обрабатывающего производства, строительства, транспортировки и хранения, утилизации отходов, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, туризма, образования и здравоохранения.

5. Возмещение НДС без банковской гарантии или поручительства в размере, который не превышает сумму налогов и взносов за предыдущий год.

6. С 1 июля 2022 года блокировка счета ФНС возможна не менее, чем через две недели с момента направления ФНС поручения о списании недоимки в банк (см. письмо ФНС от 31.05.2022 № ЕД-26-8/10).

7. С 1 января 2023 года компании или ИП не будут штрафовать, если они подали уточненную налоговую декларацию с опозданием, но на едином налоговом счете есть деньги, чтобы оплатить налоги и пени (подп. 38 п. 10 ст. 1 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

8. Неустойка начисляется с 31 дня просрочки

До конца 2023 года пени по налогам продолжат начислять по 1/300 ставки ЦБ за весь период. Ранее с 31 дня просрочки неустойку нужно было платить по 1/150 ставки ЦБ за день. Льготы действует только для юрлиц, на ИП изменения не распространяются.

9. Комиссия за использование СБП.

Минфин принял решение выделить в 2023 году 250 млн рублей на компенсацию расходов малому бизнесу на использование системы быстрых платежей.

Для возврата суммы комиссий компания или ИП должны быть в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Выплаты поступают ежемесячно на расчетный счет компании или ИП. При этом не нужно писать заявление на возврат или предоставлять отчетность.

10. Упрощенная выдача лицензий.

До 1 марта 2023 года продлен эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений.

Более глубокие знания об особенностях и тонкостях работы с нацпроектами вы сможете получить, пройдя авторский мастер-класс для юристов и бухгалтеров нового поколения в Академии правовых и финансовых советников «Правовой советник по грантам».

Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8K31Xo

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Петербургская сбытовая компания клиентский зал часы работы
  • Петербургская сбытовая компания личный кабинет не работает
  • Петербургская сбытовая компания оплатить по лицевому счету
  • Петербургская сбытовая компания подать показания счетчиков
  • Петербургская сбытовая компания реквизиты официальный сайт