Переход права собственности на товар при доставке транспортной компанией

Должен ли в договоре поставки товаров быть прописан момент перехода права собственности?

Добрый день. Скажите пожалуйста , в договоре поставки товаров всегда обязательно должна присутствовать формулировка : момент перехода права собственности ? читаю договор поставки и написано что поштучный пересчет , но когда именно возникает МППС не понятно

Если это не импорт,  то документом , подтверждающий поставку товара и переход права собственности является унифицированная форма ТОРГ-12
Она оформляется поставщиком, если есть печать, то проставляется , подписывается покупателем
Оговорка по переходу права собственности обычно делается если доставка осуществляется сторонней организацией. Тогда продавец указывает, что при передаче транспортной компании он не несет ответственности за товар потому что право собственности передает покупателю

Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой

Добрый день!

Цитата (Tanya1726):в договоре поставки товаров всегда обязательно должна присутствовать формулировка : момент перехода права собственности ?

нет, это условие не является существенным — договор будет считаться заключенным и без него. при этом будут применяться правила «по умолчанию»

Цитата (Гражданский кодекс РФ):Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Статья 458. Момент исполнения обязанности продавца передать товар

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Алексей Крайнев, благодарю Вас))

Проверить себя или контрагента по «чёрным спискам» ФНС

Перевозка – трудоемкий, но прибыльный бизнес за счет постоянной востребованности услуг. Он подходит предпринимателям – работать можно индивидуально без найма сотрудников, правда и отвечать за сохранность груза ИП придется всем имуществом.

Выбирая систему налогообложения, учитывайте следующее:

  • УСН «доходы минус расходы». Плюсы: налог платится с разницы, поэтому, если уровень затрат большой, это выгодно. По НК ставка 15%, но местным законодательством может устанавливаться и более низкая. При наличии работников затраты на оплату труда, взносы и иные подобные включаются в расчет налогооблагаемой базы. Минусы: расходы нужно обосновывать и подтверждать, требуется вести учет затрат, при больших оборотах нанимать бухгалтера, чего можно избежать при применении патента.

Обратите внимание! Вместо других режимов применение ОСНО обязательно, когда некоторые показатели превышают предельные значения (выручка, количество работников, стоимость основных средств и т.п.).

  • Патент. Применяется только ИП, стоимость патента фиксирована и не зависит от дохода, а для расчета используется почти физпоказатель – количество транспортных средств. Отрицательная сторона – патент не всегда оказывается выгодным, к тому же рассчитанный платеж нельзя уменьшить на взносы, как при УСН.
  • УСН «доходы». Удобство режима в том, что не нужно заморачиваться с расходами – налог удерживается от фактически полученных доходов. Часто выбирают предприниматели – ведение учета простое, а декларация подается только раз в год.
  • Самозанятость (налог на профессиональный доход, НПД). Закон о самозанятых не дает конкретного списка видов деятельности, только устанавливает ограничения, исходя из которых применять НПД для грузоперевозок, совершаемых ИП или физлицом, можно. Плюсы: ставка налога низкая (4% — при работе с физическими и 6% — с юридическими лицами), не требуется покупать кассу, чеки заказчикам пересылаются с помощью приложения, нет отчетов. Минусы – отсутствие обязательных взносов в ПФР и, как следствие, стажа для будущей пенсии, но можно уплачивать взносы добровольно. Нанимать сотрудников нельзя.
  • ОСНО. Не пользуется популярностью общая система у предпринимателей, чаще ее выбирают организации. Высокие налоги, большое количество отчетности и НДС не способствуют желанию применять ОСНО, зато можно привлечь крупных заказчиков, которые постоянно пользуются услугами по перевозке и хотят получать вычет по НДС. Есть смысл применять ОСНО, если присутствуют облагаемые НДС расходы.

Помимо основных налогов, если предприниматель или организация владеют автомобилями, а не берут их в аренду, придется заплатить транспортный налог (ТН). Физические лица, независимо от статуса, платят ТН на основании уведомлений из ФНС, а организации рассчитывают самостоятельно. Ранее необходимо было раз в год подавать декларацию, но начиная с налогового периода 2020-го года эта обязанность отменена (см. п. 9 ст. 3 закона № 63-ФЗ от 15.04.19).

Важно! Авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются поквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, а за налоговый период (год) не позднее 1 марта следующего года.

Законодательная база

Гражданский кодекс различает договор о перевозке (глава 40) и договор транспортной экспедиции (глава 41). Если под первым понимаются непосредственно услуги перевозки, то второй определяет более широкий круг услуг, экспедитор может быть и просто посредником, организовывающим транспортировку.

Транспортную деятельность регулирует не только ГК, но и ряд других документов:

  1. Федеральные законы:
    • №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Обратите особенно внимание на статью 20, в которой речь идет об ИП и организациях.
    • №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности».
    • №259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта…» в главе 2 рассмотрены правила перевозок грузов.
  2. Постановления Правительства:
    • №272 от 15.04.2011 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утверждает, в том числе, некоторые формы документов.
    • №504 от 14.06.2013 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам…». Определяет оплату за пользование многотонниками дорог и ее внесение в специальную систему (ПЛАТОН). Средства идут на постройку и ремонт федеральных трасс, других дорог и мостов.
    • Приказ Минтранса №23 от 11.02.2008 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Соответственно, в зависимости от того, каким транспортом осуществляется доставка, могут применяться и другие (отраслевые) законодательные акты.

Бухгалтерский и налоговый учет

Если говорить о перевозках, как о самостоятельном виде деятельности, то это обычная услуга и отражается проводками:

  • Дебет 62 Кредит 90.1 – выручка.
  • Дебет 90.3 Кредит 68 – НДС по операции.
  • Дебет 51 (50) Кредит 62 – получена оплата от заказчика.
  • Дебет 20 (26, 44) Кредит 10 (60, 76, 69, 70) – учтены расходы транспортной компании на оказанные услуги.
  • Дебет 90.2 Кредит 20 (26, 44) – отражена себестоимость услуг.

Груз, полученный для перевозки, отражается на забалансовом счете 002 (можно создать собственный забалансовый счет с другим номером специально для принятия к транспортировке). По дебету, когда принимается на хранение и кредиту, когда передается получателю.

Обратите внимание! Покупатель и получатель не всегда одно и то же лицо. Получателем может быть филиал заказчика (внутреннее перемещение), посредник (другой экспедитор), доверенное лицо (представитель покупателя) и т.д. То же самое с отправителем и поставщиком.

Перевозчик может оказывать дополнительные услуги, если они указаны в договоре:

  1. Страхование. Страхует груз по поручению заказчика, как посредник обращается в страховую компанию, а потом получает возмещение и вознаграждение за посредничество.
    Проводки с точки зрения перевозчика (агента):

    • Дебет 76.1 Кредит 51 – перечислена страховая премия.
    • Дебет 76.6 (пример субсчета в программе 1С, у вас может быть другой) Кредит 76.1 – затраты на страховку отражены на счете учета расчетов с заказчиком (принципалом).
    • Дебет 51 Кредит 76.6 – поступила оплата от принципала, в качестве возмещения страхования.
    • Дебет 76.9 Кредит 90.1 (91.1) – начислено агентское вознаграждение.
    • Дебет 90.3 Кредит 68 — НДС с вознаграждения.
    • Дебет 51 Кредит 76.9 – поступило вознаграждение на р/с (может отражаться и на счете 76.6 в зависимости от учетной политики и рабочего плана счетов).
  2. Экспедиция. Экспедиторские услуги могут быть основными (т.е. оказываются в комплексе транспортно-экспедиторской деятельности) или являются отдельным самостоятельным видом. Отражаются на счете 90.1 или 91.1.
  3. Погрузка-разгрузка. Обычно входит в состав основной услуги, но если груз крупногабаритный или имеет большой вес, то при работах используется спецтехника транспортной компании. В учете отражается аналогично экспедиции.
  4. Упаковка. Также может учитываться в стоимости услуги, но для большей сохранности заказчик вправе согласовать особый способ упаковки или тары. Например, разместить коробки на поддоне или вместо мягкого использовать жесткий (плотный) упаковочный материал.

Расходы у заказчика учитываются в зависимости от груза, его назначения, компенсирования непосредственным покупателем или получателем, длительности транспортировки и т.д.

К примеру, если доставляется основное средств, то затраты на его перевозку войдут в первоначальную стоимость. Страховка учитывается разом или частями помесячно, если срок страхования превышает один месяц.

В налоговом учете по налогу на прибыль расходы на страхование отражаются с учетом статьи 263 НК. По УСН можно учесть только обязательное страхование пп. 7 п. 1 статьи 346.16 НК РФ, при добровольном включить их в уменьшение налогооблагаемой базы не получится.

Аренда автомобилей. Наем водителей с авто

Для оказания услуг необязательно иметь автопарк, можно заключать договора с другими организациями, ИП, самозанятыми и даже физическими лицами.

При аренде есть два варианта: с экипажем и без. Если машина нанимается у организации, ИП или плательщика НПД, то независимо от того, какой заключен договор, выплаты учитываются как обычная оплата услуг или работ. Если арендодатель – физическое лицо, то с оплаты удерживается НДФЛ. При договоре с экипажем общая сумма разделяется на две части:

  • непосредственно аренда, удерживается только 13% НДФЛ.
  • оплата за услуги вождения (экипаж) – 13% НДФЛ + взносы как по другим договорам ГПХ (ПФР и ОМС).

Стоимость ГСМ, страхования (ОСАГО, КАСКО), ремонта обговаривается в договоре. Как правило, договорная цена уже их учитывает, исключение – ГСМ, которые арендатор приобретает самостоятельно. Для учета бензина, дизтоплива или газа потребуется вести путевые листы. Расход топлива ведется обычно из расчета норматива и сверх нормы.

Норматив рассчитывается несколькими способами:

  1. Берется из официального руководства по эксплуатации, паспорта автомобиля
  2. Запрашиваются рекомендации производителя или дилера (если данные отсутствуют в технической документации).
  3. Считаются самостоятельно практическим путем – замеряется фактический расход топлива в различных условиях.

Для более точного расчета устанавливаются уменьшающие или добавочные коэффициенты в зависимости от дорожных, погодных условий и местных особенностей. К примеру: поездка в дождь, зимний период (скользкая дорога), по гористой местности (серпантин), бездорожью и т.д.

Система Платон

Для автомобилей максимальной грузоподъемностью свыше 12 тонн действует особый порядок платы за проезд по дорогам в качестве возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию.

Для начала нужно зарегистрироваться в системе. Это можно сделать в Центре информационной поддержки (ЦИП), в специальном терминале или на интернет-сайте.

Для регистрации в ЦИП понадобятся:

  • Для физического лица или ИП. Документ, удостоверяющий личность владельца и адрес его регистрации, копия свидетельства о регистрации транспортного средства. ИП дополнительно – копии свидетельств о регистрации в качестве ИП и о постановке на учет (ИНН).
  • Для юридического лица (зарегистрированного в РФ). Копии свидетельств о регистрации в ЕГРЮЛ и ИНН, транспортного средства.

Для регистрации через сайт нужны данные из тех же документов, просто заполнить все придется самостоятельно. Дополнительно определитесь с контактным номером телефона и электронной почтой.

После регистрации пользователь получает логин и пароль для доступа в личный кабинет. Для работы понадобится установить в автомобиле специальное бортовое устройство (предоставляется оператором системы по договору безвозмездного пользования), передающее данные через спутник или приобретать маршрутные карты.

На счет в личном кабинете вносится предоплата, которая автоматически списывается в зависимости от количества пройденных километров по федеральным трассам. Сведения поступают в систему через ГЛОНАСС / GPS.

Товарно-транспортная накладная

При перевозке используется накладная формы 1-Т, товарно-транспортная накладная, сокращенно ТТН. Она оформляется на каждую партию и отражает несколько видов информации. В том числе по участникам процесса: грузоотправителю, грузополучателю и плательщику.

В состав накладной входят три основные части:

  • Товарный раздел, где указывается информация о грузе, номенклатуре, стоимости, единицах измерения, массе и т.п., делается отметка о принятии к перевозке, ставятся подписи ответственных лиц отправителя.
  • Транспортный раздел, отражающий сведения о транспортной компании и особенностях груза (класс, упаковка, сопроводительные документы), водителе и автомобиле.
  • Таблица погрузочно-разгрузочных операций. Использование специальных механизмов, время работы и простоя и т.д.

ТТН является одним из документов, обосновывающих затраты на доставку, для перевозчика это подтверждение исполнения обязательств (и обоснование расчета стоимости работ, если, например, погрузка рассчитывается по почасовому тарифу).

Более подробно о заполнении ТТН вы можете прочитать на странице формы и в материале «Какова разница между ТТН и ТН».

Переход права собственности

По гражданскому кодексу «по умолчанию» риск случайной гибели или повреждения переходит к покупателю, когда продавец исполнил свою обязанность и передал ему товар. Соответственно, переданным считается товар врученный покупателю или его представителю см. статью 458 ГК РФ.

Риски покупатель несет самостоятельно, только если продавец, отправляя товар и передавая его первому по счету перевозчику, не знал об утрате или повреждении. В противном случае покупатель вправе признать через суд недействительность передачи рисков (п.2 статьи 459 ГК).

Если условия доставки не указаны в договоре и момент перехода права собственности не определен как-то по-другому, то обязанность продавца считается исполненной при передаче товара перевозчику.

Для международных грузоперевозок действуют особые правила, называемые Инкотермс. В 2020-м году действует редакция Инкотермс-2020. Если владеете английским (или пользуетесь автопереводчиком страниц), можете ознакомиться с первоисточником на сайте Международной торговой палаты (https://iccwbo.org/resources-for-business/incoterms-rules/incoterms-2020/). Документом устанавливают стандартные правила несения рисков и расходов на груз. Рекомендуется на тот же момент ориентировать переход права собственности.

Кстати! «Франко» – термин, означающий место, после доставки в котором ответственность и расходы по доставке переходят от поставщика (продавца) к покупателю.

В частности выделено несколько сочетаний:

  • EXW (ExWorks, Франко-завод). Продавец подготавливает товар к передаче в месте, таком как завод или склад и не отвечает за дальнейшую транспортировку, таможенное оформление и т.д.
  • FCA (FreeCarrier, Франко-перевозчик). Здесь существует два варианта перехода рисков и расходов – если отгрузка происходит в месте, принадлежащем продавцу (тот же склад), то в момент выгрузки в транспорт, предоставленный (организованный) покупателем. Либо при достижении указанного покупателем места для передачи перевозчику или уполномоченному лицу.
  • CPT (Carriage Paid To, Перевозка оплачена до…). Место передачи определяется контрактом, причем, до того как товар поступит туда, все риски несет продавец.
  • CIP (Carriage and Insurance Paid to, Перевозка и страхование оплачены до…). Почти то же, что в предыдущем пункте, только добавляется еще страхование.
  • DAP (Delivered At Place, Доставка до места назначения). Продавец предает товар в распоряжение покупателя в месте, оговоренном в контракте (без выгрузки из транспортного средства). Т.е. место поставки и прибытия в пункт назначения совпадают.
  • DPU (DeliverednamedPlaceUnloaded, Поставка на место выгрузки). Совпадает с DAP, но требует проведения разгрузки.

Важно! Применяя правило DPU, поставщик должен убедиться в своей способности осуществить выгрузку или организовать ее. Поскольку речь идет о международных перевозках, то придется подготовиться к процедуре заранее или отправить на место представителя.

  • DDP (Delivered Duty Paid, Доставка с оплатой пошлин). Опять же условия схожи с DAP, с той разницей, что продавцу (поставщику) придется также провести таможенное оформление и оплатить необходимые пошлины, и только после этого товар перейдет под эгиду покупателя.

Большой плюс в применении Инкотермс в отсутствии необходимости разъяснять и расписывать условия поставки – достаточно включить нужный пункт в договор, благодаря принятым терминам и их сокращениям уменьшается объем документов.

Именно действующий владелец груза при его утрате или повреждении (например, при попадании транспортного средства в аварию) предъявляет претензию, поэтому так важно четко определять момент перехода права собственности.

Транзитная торговля: учет и налогообложение

В ряде организаций осуществляют операции по приобретению и продаже товара без оприходования его на собственный склад: товар доставляется транзитом со склада поставщика на склад конечного покупателя. Рассмотрим особенности документального оформления, бухгалтерского учета и налогообложения такого рода операций в сфере оптовой торговли.

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки: торговая компания заключает договор купли-продажи товара с поставщиком (заводом-изготовителем, импортером и т. п.), на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик — отгрузить товар на тот склад, который укажет торговая организация, и отдельный договор с покупателем товара, в рамках которого обязуется поставить за плату товар. При этом торговая компания в первом договоре будет выступать покупателем товара, а во втором — его продавцом.

Особенность договоров транзитной торговли состоит в следующем.

Торговая организация по первому договору перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Их грузополучателем по договору является конечный покупатель. Такой способ торговли возможен в силу ст. 509 ГК РФ, поскольку поставка товаров может осуществляться поставщиком в том числе и путем их отгрузки (передачи) лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Товары в этом случае фактически не поступают на склад торговой организации (у транзитного поставщика на практике может даже не быть склада, ведь при рассматриваемых поставках его наличие не требуется). Несмотря на это, организация приобретает право собственности на поставляемые товары.

По второму договору транзитный поставщик получает денежные средства от покупателя за передаваемые товары. Грузоотправителем является поставщик товара по первому договору, а не оптовая торговая организация.

В рассматриваемом случае при приобретении товара обязанность поставщика передать товар покупателю (в данном случае — «транзитному» продавцу) считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки конечному покупателю (п. 2 ст. 458, п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 509 ГК РФ).

При продаже товара обязанность организации — «транзитного» продавца передать товар конечному покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю, поскольку договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Определение момента перехода права собственности на товар

При транзитной торговле товарами необходимо, исходя из условий конкретного договора поставки, определить момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к торговой организации и от транзитного поставщика к конечному покупателю.

Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации даст возможность правильно определить дату реализации товаров в бухгалтерском учете и налоговом при применении метода начисления.

По общему правилу право собственности на товары возникает с момента их передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товаров является их вручение. В рассматриваемом случае организация не может непосредственно передать (вручить) товары покупателю, потому что она их на свой склад физически не получает.

Если товары нельзя передать лично (вручить) получателю, моментом их передачи является сдача товаров первому перевозчику для доставки их приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). При транзитной торговле организация не передает товары перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товаров первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика об их передаче перевозчику с приложенными к нему товаро-распорядительными документами.

В зависимости от момента перехода права собственности между сторонами договоров дата получения дохода торговой организацией может определяться по-разному.

При переходе права собственности на товары к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика, а к конечному покупателю — в момент поступления товаров на его склад доход у организации в бухгалтерском и налоговом учете при применении метода начисления появится на дату передачи товаров при их доставке на склад покупателя.

Если право собственности на товары переходит к торговой организации в момент их отгрузки со склада поставщика (к примеру, в присутствии представителя организации) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя конечного покупателя на складе поставщика), то доход появится сразу после передачи товаров перевозчику.

Если же в договоре предусмотрено, что доставленные товары поступают конечному покупателю на ответственное хранение, при этом право собственности переходит к нему только после полной их оплаты, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета конечного покупателя.

Оформление первичных документов

  • Товарная накладная

Первичным учетным документом, который применяется для оформления продажи товара, может являться товарная накладная (ф. № 

ТОРГ-12

), которая в общем случае составляется в двух экземплярах. Первый остается в организации, сдающей товар, и является основанием для его списания, а второй передается покупателю и является основанием для оприходования товара.

В рассматриваемой ситуации организацией — «транзитным» продавцом заключено два договора: с поставщиком на приобретение товара и с покупателем на реализацию товара. Следовательно, у организации в результате указанных сделок должны быть две накладные, тогда как у первоначального поставщика и у конечного покупателя останутся экземпляры разных накладных. При этом «транзитный» продавец не получает товар на свой склад и не отпускает его покупателю, следовательно, он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем.

Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товаров покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов каждой из накладных.

В накладной, оформленной транзитным поставщиком, необходимо указать:

  • в строках «Поставщик» и «Грузоотправитель» — организацию-поставщика;
  • в строке «Плательщик» — организацию — «транзитного» продавца;
  • в строке «Грузополучатель» — конечного покупателя;
  • в строке «Основание» указываются реквизиты договора поставки, заключенного между поставщиком и «транзитной» торговой организацией;
  • в строке «Отпуск груза произвел» ставится подпись ответственного лица поставщика;
  • строки «Груз принял» и «Груз получил грузополучатель» не заполняются.

Такое оформление накладной подтверждает, что поставщик выполнил обязательства поставки по договору в адрес конечного покупателя, указанного торговой организацией.

Указанную накладную поставщик составляет в двух экземплярах на дату отгрузки товара в адрес грузополучателя (конечного покупателя).

До момента отгрузки товара организация — «транзитный» продавец передает поставщику свою накладную для покупателя, в которой указывается продажная цена товара (а не та цена, по которой товар приобретен у поставщика).

Эта накладная также оформляется в двух экземплярах и в качестве сопроводительных документов передается поставщиком перевозчику.

Данная накладная может оформляться в следующем порядке:

  • в строке «Грузоотправитель» указываются реквизиты первоначального поставщика;
  • в строке «Поставщик» — «транзитный» продавец;
  • в строках «Грузополучатель» и «Плательщик» — наименование конечного покупателя;
  • в строке «Основание» — реквизиты договора поставки, заключенного между торговой организацией и покупателем товара;
  • строка «Отпуск груза произвел» не заполняется;
  • строка «Груз принял» заполняется представителем перевозчика (заметим, что на практике также возможно не заполнять данный реквизит, в случае если перевозчик отказывается от его заполнения);
  • в строке «Груз получил грузополучатель» ставится подпись ответственного лица покупателя.

После отгрузки товара покупателю поставщик должен будет передать организации — «транзитному» продавцу оригинальный экземпляр выписанной ему накладной. В свою очередь, конечный покупатель должен передать «транзитному» продавцу подписанный им экземпляр накладной, составленной на его имя этой организацией. В итоге у «транзитного» продавца окажутся оба варианта документов, а у первоначального поставщика и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального поставщика — накладная по договору между ним и «транзитным» продавцом (в роли покупателя), у конечного покупателя — между ним и «транзитным» продавцом (в роли продавца).

При транзитной торговле, когда торговая организация и поставщик в ходе исполнения договорных обязательств не встречаются и товары на ее склад не поступают, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо отправляют курьерской доставкой. Аналогично следует поступить, если у транзитного поставщика отсутствует возможность передачи отгрузочных документов покупателю через перевозчика. Их также следует переслать покупателю по почте или отправить курьером.

  • Транспортная накладная

В товарной накладной предусмотрена специальная строка «Транспортная накладная», по которой указываются реквизиты соответствующей транспортной накладной.

В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:

  • транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;
  • транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;
  • коносамент порта — при морских перевозках;
  • накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (конечного покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товары фактически им получены.

Это необходимо также для своевременного отражения операций принятия на учет транзитных товаров в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем.

Для учета движения материально-производственных запасов и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом в настоящее время можно воспользоваться транспортной накладной (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272) либо товарно-транспортной накладной ф. № 1-Т (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Обе они подтверждают заключение договора перевозки груза (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Обычно накладная выписывается в четырех экземплярах, первый остается у грузоотправителя (в случае транзитной торговли им выступает поставщик товаров) и предназначается для списания товаров.

Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю (конечному покупателю), предназначен он для оприходования товаров.

Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта.

Если по условиям договоров поставки доставка товаров осуществляется за счет торговой организации, она же и является заказчиком и плательщиком по договору перевозки груза. В этом случае при заполнении накладной в строке «Плательщик» указываются полное наименование организации, осуществляющей транзитные сделки, ее адрес, банковские реквизиты.

Четвертый экземпляр накладной прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю в автотранспортном предприятии.

Как видим, у каждого из четырех участников сделки на руках будет один оригинал накладной.

Если же доставка товаров согласно заключенным договорам поставки осуществляется не оптовым продавцом, а, например, поставщиком товаров либо конечным покупателем, то в строке «Плательщик» будет указано наименование организации-заказчика.

В этом случае торговая организация должна иметь копию одной из этих накладных.

Именно ее наличие подтверждает факт отгрузки поставщиком товаров в адрес конечного покупателя.

Бухгалтерский учет

Торговая организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад.

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает оприходование товаров на счете 41 «Товары» при их поступлении на склад. Поскольку в рассматриваемом случае товары на склад не поступают, отражение их в учете на счете 41 может быть признано некорректным.

Альтернативный учет транзитных товаров возможен на счете 45 «Товары отгруженные». Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать данный счет для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете.

Отражение операций по приобретению и продаже транзитных товаров при использовании того или иного счета сопровождается следующими записями:
Д-т сч. 41 «Товары» (45 «Товары отгруженные»),
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» приняты к учету товары, отгруженные поставщиком покупателю;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком товаров;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,
К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предъявленная сумма НДС принята к вычету;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»
отражена задолженность покупателя за транзитные товары;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»,
К-т сч. 41 «Товары» (45 «Товары отгруженные»)
списана покупная стоимость транзитных товаров;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»
начислена сумма НДС с выручки от реализации транзитных товаров.

Налогообложение

  • Налог на добавленную стоимость

В общем случае в целях исчисления НДС у торговой организации моментом определения налоговой базы по отгруженным товарам считается та дата, которая указана в отгрузочных документах,

т. е.

день составления ею накладной в адрес покупателя.

При транзитной поставке товаров торговая организация не передает товар покупателю и не сдает его перевозчику. Это делает грузоотправитель. Датой отгрузки в таком случае надлежит считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного либо на перевозчика для доставки товара покупателю, либо на покупателя (письма Минфина России от 22.06.10 № 03-07-09/37, 18.04.07 № 03-07-11/110).

Для транзитного поставщика датой отгрузки будет дата, указанная в накладной, которую он оформит на имя покупателя.

Право на вычет предъявленной поставщиком товаров суммы НДС возникает при выполнении следующих условий: товары приобретены для перепродажи, имеется счет-фактура от поставщика, товары приняты на учет и имеются в наличии соответствующие первичные документы.

Под термином «приобретение» в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товаров НДС, предъявленный поставщиком, торговая организация может принять к вычету, когда товары стали ее собственностью, приняты на учет, имеются в наличии соответствующие первичные документы и оформленный поставщиком счет-фактура.

Принятие товаров на учет означает, что приобретенные у поставщика и предназначенные для перепродажи товары отражаются в учете торговой организации по дебету счета 41 или 45.

Торговой организации следует проверить, каким образом поставщик товаров заполнил счет-фактуру, выписанный на ее имя.

По строкам 2-2б «Продавец» счета-фактуры в качестве продавца товаров должны быть указаны реквизиты поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

По строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» также отражаются реквизиты поставщика.

По строке 4 «Грузополучатель и его адрес» поставщик должен указать реквизиты конечного покупателя товара.

По строкам 6-6б в качестве покупателя приводятся торговая организация, ее адрес, ИНН и КПП.

Выставляя счет-фактуру на имя конечного покупателя, торговая организация также должна отразить особенности, связанные с транзитной реализацией товара.

По строкам счета-фактуры, относящимся к продавцу товаров, она должна внести собственные реквизиты, по строке «Грузоотправитель и его адрес» — указать реквизиты своего поставщика, а строки, относящиеся к покупателю и грузополучателю, заполнить на имя конечного покупателя товара.

Этот счет-фактуру торговая организация оформляет не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров, и регистрирует его в книге продаж на день такой отгрузки.

  • Налог на прибыль

Датой получения доходов от реализации товаров признается дата их реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Поэтому доход считается полученным в момент перехода права собственности от торговой организации к покупателю.

Если организация учитывает доходы и расходы по кассовому методу, то моментом возникновения доходов признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации, дата передачи имущества в счет оплаты товаров и иные способы погашения задолженности (п. 2 ст. 273 НК РФ). В этом случае доходом признается не только оплата за ранее поставленный товар, но и полученные от покупателя авансы в счет предстоящих поставок.

При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. Расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся: стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде; транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, если они не включены в цену приобретения указанных товаров. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, в торговой организации признаются косвенными.

Иными словами, распределять их нет необходимости, поскольку они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Учет расходов по оплате услуг транспортной организации

  • Бухгалтерский учет

Возможны следующие варианты учета расходов по оплате услуг транспортной организации:

Вариант 1. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, и включаются в их стоимость (п. 6 ПБУ 5/01).

Вариант 2. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с приобретением товаров, но не включаются в их стоимость, а подлежат распределению между проданными товарами и их остатком на конец каждого месяца по методике, изложенной в ст. 320 НК РФ.

Вариант 3. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с продажей товаров, и полностью относятся на расходы текущего периода (п. 9 ПБУ 10/99).

Большинство торговых организаций учет расходов по транспортировке товаров осуществляют, используя второй либо третий вариант.

Для учета этих расходов ими открывается отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу». При частичном списании расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Выбранное решение в части порядка учета транспортных расходов следует зафиксировать в учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

Если договором поставки предусмотрено осуществление доставки товаров торговой организацией за счет покупателя, в этом случае используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Производятся записи:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
отражена задолженность за перевозку товаров;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
перечислены денежные средства транспортной организации;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
начислена задолженность покупателя по возмещению транспортных расходов;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
поступили денежные средства в возмещение транспортных расходов.

  • Налоговый учет

При осуществлении транзитной торговли, на наш взгляд, существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов в целях налогообложения прибыли. Из буквального прочтения нормы ст. 320 НК РФ следует: к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада

налогоплательщика-покупателя

.

Когда товары отправляются покупателю транзитом, то есть организация оплачивает перевозку товаров от поставщика покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует их доставка до ее склада. Поэтому такие транспортные расходы «опасно» относить к прямым расходам, поскольку они не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад.

Расходы по доставке товара до склада конечного покупателя вполне возможно квалифицировать как транспортные расходы, связанные с продажей покупных товаров. Тогда их можно было бы учесть в качестве косвенных затрат, что позволило бы отнести их в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

По нашему мнению, наиболее приемлемый вариант — признать транспортные расходы связанными с приобретением товаров. В этом случае сумма транспортных расходов включается в стоимость приобретенных товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

Если же расходы по доставке не включаются в стоимость приобретенных товаров, то налоговые органы, как правило, требуют отнести их в состав расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика. Это, в свою очередь, приводит к необходимости их распределения между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Для налогоплательщика же более выгоден третий вариант учета таких расходов: считать их связанными только с продажей товаров. Ведь, как правило, при транзите право собственности на товары от поставщика переходит к оптовику в момент отгрузки. Исходя из этого все расходы, производимые в дальнейшем, можно квалифицировать как затраты на продажу товаров и, соответственно, признать их косвенными и в полном объеме относить к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

В качестве дополнительного аргумента при решении вопроса о квалификации спорных расходов на доставку можно обратиться к норме п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которой, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что, поскольку расходы на доставку с равными основаниями могут считаться как расходами, связанными с приобретением товара, так и расходами, связанными с его продажей, налогоплательщик вправе отнести их к любой из перечисленных групп.

Расходы на доставку, признанные косвенными, учитываются на дату подписания сторонами документа, подтверждающего оказание транспортных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В налоговом учете в случае компенсации покупателем транспортных расходов поступающая сумма учитывается в качестве дохода, затраты по оплате доставки товаров включаются в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

  • Применение ПБУ 18/02

Во избежание возникновения разниц между учитываемыми в налоговом и бухгалтерском учете суммами транспортных расходов, приводящих к необходимости применения

ПБУ 18/02

(пример 2), их бухгалтерский учет желательно осуществлять аналогично учету при налогообложении (пример 1).

Пример 1

По договору поставки организация (транзитный продавец) приобрела товар стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). Товар продан покупателю по договорной цене 896 800 руб. (в том числе НДС 136 800 руб.). По условиям заключенных договоров право собственности на товар к организации переходит в момент передачи товара поставщиком перевозчику; право собственности на товар к покупателю переходит после получения им товара на свой склад. Оплата поставщику произведена после передачи товара перевозчику. Покупатель оплатил товар непосредственно после его получения (в том же месяце). Стоимость доставки товара со склада поставщика до склада покупателя, осуществленной силами транспортной компании, — 23 600 руб. (в том числе НДС 3 600 руб.), оплата произведена в месяце оказания услуг. Расходы по оплате услуг транспортной организации рассматриваются как расходы, связанные с продажей товаров, и полностью относятся на расходы текущего периода в дебет счета 44.

В учете организации оптовой торговли операции по приобретению и продаже товара, если товар доставляется транзитом со склада поставщика на склад конечного покупателя без оприходования товара на собственный склад организации следует отразить записями, приведенными в табл. 1.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Первичный документ
Д-т К-т
На дату отгрузки товара поставщиком перевозчику
Принят к учету товар (590000 – 90000) 41-5 60 500000 Отгрузочные документы поставщика
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 60 90000 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком 68 19 90000 Счет-фактура
Товар отгружен покупателю 45 41-5 500000 Товарная накладная
Начислен НДС при отгрузке  товара покупателю 76-НДС 68-НДС 136800 Счет-фактура
Перечислена поставщику плата за товар 60 51 590000 Выписка банка по расчетному счету
На дату получения товара покупателем от перевозчика
Отражена выручка от реализации товара 62 90-1 896800 Товарная накладная
Списана покупная стоимость товара 90-2 45 500000 Бухгалтерская справка
Начислен НДС 90-3 76-НДС 136800 Счет-фактура
Отражена стоимость доставки товара (23600 – 3600) 44 60 23000 Документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке товара
Отражен НДС, предъявленный перевозчиком 19 60 3600 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный перевозчиком 68-НДС 19 3600 Счет-фактура
Оплачены услуги перевозчика по доставке товара 60 51 23600 Выписка банка по расчетному счету
Получена от покупателя плата за товар 51 62 896800 Выписка банка по расчетному счету
Пример 2

По договору поставки организация — «транзитный» продавец приобрела товар стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). Товар продан покупателю по договорной цене 700 000 руб. По условиям заключенных договоров право собственности на товар к организации переходит в момент передачи товара поставщиком перевозчику; право собственности на товар к покупателю переходит после получения им товара на свой склад. Оплата поставщику произведена после передачи товара перевозчику. Покупатель оплатил товар в следующем месяце после его получения. Согласно условиям договора купли-продажи, заключенного «транзитным» продавцом с покупателем, товар до склада покупателя доставляет сам покупатель с помощью транспортной организации. Организация оптовой торговли, применяет УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

В учете организации оптовой торговли операции по приобретению и продаже товара, если товар доставляется транзитом со склада поставщика на склад конечного покупателя без оприходования товара на собственный склад организации следует отразить записями, приведенными в таблице 2.

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма (руб.) Документальное оформление
Д-т К-т
На дату отгрузки товара поставщиком перевозчику
Принят к учету товар 41-5 60 590000 Отгрузочные документы поставщика
Товар отгружен покупателю 45 41-5 590000 Товарная накладная
Произведена оплата товара «Поставщику» 60 51 590000 Договор купли-продажи, счет, выписка банка
На дату получения товара покупателем от перевозчика
Признана выручка от продажи товара 62 90-1 700000 Договор купли-продажи, товарная накладная
Списана себестоимость товара 90-2 45 500000 Договор купли-продажи, товарная накладная, бухгалтерская справка
Сформировано ОНО (700 000 руб. x 20%) 68-налог на прибыль 77 140000 Бухгалтерская справка
В месяце поступления оплаты от покупателя
Поступление оплаты от покупателя за реализованный товар 51 62 700000 Договор купли-продажи, счет, выписка банка
Погашено ОНО 77 68-налог на прибыль 140000 Бухгалтерская справка

Момент перехода права собственности по договору поставки

Подскажите пожалуйста, в какой момент переходит право собственности к Покупателю в случае, если поставка осуществляется силами транспортной компании , при этом в договоре закреплено, что риск случайной гибели переходит к покупателю с момента передачи товара транспортной компании, а приемка товара осуществвляется на складе покупателя

19 апреля 2017, 10:58, Алия, г. Казань

Согласно статье 224 ГК РФ, передачей вещи признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, относительно которых продавец не принял на себя обязательства по доставке.
Право собственности перешло с момента передачи товара транспортной компании.

19 апреля 2017, 11:12

Юлия Мартынова

Юлия Мартынова

Юрист, г. Воронеж

Алия, добрый день!

Согласно ст. 223 ГК РФ

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 458 ГК РФ

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, право собственности на товар возникает у покупателя в момент сдачи товара транспортной компании. Место приемки товара никак не отменяет этого обстоятельства, если договором прямо не предусмотрено, что право собственности переходит к Покупателю в момент приемки товара в месте доставки.

19 апреля 2017, 11:14

Похожие вопросы

700 ₽

Вопрос решен

Недвижимость

Возникла такая ситуация С покупателем был заключен предварительный договор купли поодажи с внесением

Здравствуйте.

Возникла такая ситуация

С покупателем был заключен предварительный договор купли поодажи с внесением задатка в размере 100 тысяя рублей.По факту нами была продана квартира другому покупателю ,был заключен основной договор купли продажи .

Уже прошла государственная регистрация и переход права.

В свою очередь покупатель первый покупатель подал иск в суд о понуждении заключить основной договор на основании предварительного.,также заявление об обеспечении иска.

Подскажите пожалуйста ,может ли суд удовлетворить требования и отменить переход права на вторых покупателей и понудить закончить основной договор с первым ? Задаток планируем отдать только 100 тысяч ( в не двойном размере )

06 февраля, 16:57, вопрос №3594941, Алёна, г. Москва

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перечень страховых компаний участвующих в страховании имущества сбербанк
  • Перечислите способы расположения реквизитов в границах зон их размещения
  • Перечислить обязательные реквизиты рабочего плана работника органа пф рф
  • Петербургская инжиниринговая компания санкт петербург бестужевская улица
  • Общество с ограниченной ответственностью уральская транспортная компания