Перечислите обязательные реквизиты коносамента

В коносамент должны быть включены следующие данные:

1. наименование перевозчика и место его нахождения;

2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3. наименование отправителя и место его нахождения;

4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5. наименование получателя, если он указан отправителем;

6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7. внешнее состояние груза и его упаковки;

8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9. время и место выдачи коносамента;

10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

вднк международные перевозки грузов, таможенный перевозчик, международные перевозки

Коносамент

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

bill of ladingгрузоотправителем:

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа:  «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.
  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) — документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) — документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной — когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский — используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) — когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя». Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) — документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

коносамент

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется…. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся….

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор…. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List…

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${large ({p.p.})}$ и груз ${large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${large {p.p.}}$ и ${large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы….. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных  – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Коносамент

Коносамент имеет важное значение в морских перевозках и международной торговле. Он выполняет три функции:

  • является доказательством наличия договора морской перевозки;
  • является ценной бумагой, т.е. документом о правовом титуле его законного держателя на груз, обозначенный в коносаменте; в большинстве случаев оформляется как оборотный документ (negotiable document), позволяющий передавать правовой титул передачей коносамента;
  • служит распиской перевозчика в приеме груза к перевозке.

Обязательные реквизиты коносамента:

1. Предоставляется грузоотправителем:
1.1. Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
1.2. Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
1.3. Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: «Consignee».
1.4. Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза, указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».
2. Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):
2.1. Наименование перевозчика.
2.2. Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
2.3. Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
2.4. Дата и место выдачи коносамента.
Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая не имеют никакой юридической силы.

Коносаменты бывают трех видов:

  • именной (когда в графе «Consignee» указан получатель груза.)
  • предъявительский (используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.)
  • ордерный (когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя»).

24 Декабрь 2022

Все компании и частные предприниматели, которые ведут ВЭД, во время поставок взаимодействуют не только с зарубежными партнерами, но и с уполномоченными лицами, которые контролируют пересечение товаров через границу РФ. Таможенные органы, банки – два основных ведомства, которые регулируют импортные и экспортные поставки на законодательном уровне. Поэтому собрать необходимый пакет документов, который соответствует законодательству – прямая задача всех участников ВЭД. 

Разнообразие видов перевозок, различие в номенклатурных группах и многие другие факторы становятся причиной сбора уникального пакета документа для каждого из участников. Как оформить все документы, не наделать в них ошибок? В статье рассмотрим ключевые факторы, которые помогут избежать неприятностей с таможней или валютным контролем.


Полный перечень документов при импорте товаров

Все участники ВЭД при ввозе товара обязаны предоставлять в таможенные органы необходимый пакет документов. Данную обязанность регулирует как ТК ЕАЭС статья 80, так и Федеральный закон РФ,  хотя единого утвержденного на законодательном уровне списка нет.  Документы подаются в таможню  как в электронном, так и в оригинальном виде – в зависимости от характеристики ввозимого товара. На комплект документов, который необходимо собрать импортеру влияют ряд факторов:

  • номенклатурный код ввозимого товара;

  • режим, который действует в отношении товара;

  • специфика коммерческой деятельности импортера; 

  • цель импорта товара;

  • таможенный режим, который был выбран при подаче декларации и т.д.

Но существует минимальный перечень документов, который нужен для всех импортеров:

  1. Контракт с иностранным поставщиком – основной документ ВЭД. Понадобятся все приложения, доп соглашения и спецификации к нему.

  2. Инвойс – платежный документ, который подтвердит стоимость импортируемой продукции. Он является аналогом российского счета или счет-фактуры. 

  3. Упаковочный лист – документ, который содержит информацию о количестве мест, весе, габаритах товара, характере упаковки.

  4. Уставные документы импортера (при первой подаче документов).

  5. Транспортные документы: международная автотранспортная накладная (CMR), авианакладная,  железнодорожная накладная, коносамент или морская накладная.

  6. Платежные поручения об оплате товара, если это оговорено в договоре.

  7. Платежные документы, которые подтверждают уплату таможенных платежей (ввозная пошлина, сбор, НДС).

  8. Уникальный номер контракта (вместо паспорта сделки) – номер, который будет присвоен контракту с зарубежным поставщиком после постановки на учет в банке (необходим, если сумма по контракту превышает 3 млн рублей).

  9. Договор на перевозку с транспортной компанией.

  10. Счет за транспортные услуги.

  11. Разрешительные документы (в зависимости от кода ТН ВЭД) – сертификаты, лицензии, разрешения ведомственных органов и т.д.

  12. Техническое описание груза – наименование, основные характеристики, назначение, состав и т.д.

  13. TIR либо транзитная декларация (при автоперевозке). 

Дополнительно таможенные органы могут запросить:

  1. Экспортную декларацию.

  2. Бухгалтерскую документацию (например, карточки счета и оборотно сальдовую ведомость, которые отражают принятие к учету ввозимого товара).

  3. Документы, подтверждающие страхование грузов.

  4. Договоры с третьими лицами, которые связаны со сделкой.

  5. Заказы на поставку товаров.

  6. Прайс-листы, прейскуранты цен организации изготовителя.

  7. Лицензионное или авторское соглашение.

  8. Сертификат происхождения товаров. 

Пакет запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, в какую таможню обращается декларант. Чтобы избежать сюрпризов лучше заранее выяснить, какая документация потребуется.


Внешнеторговый контракт

Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.

Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.

Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.

Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».

При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:

  • Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);

  • «Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.

Обязательные реквизиты контракта представлены в письме Центрального банка «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактах» (Письмо от 15.06.1996 №300).


Как оформить внешнеторговый контракт 

Контракт заключается в письменной форме.

Каждая компания «наполняет» содержание договора «под себя». Но обычно придерживаются следующей структуры:

1. Наименование контракта, его регистрационный номер, место заключения. 

2. Преамбула – указываются наименования сторон, страны, подписанты и статус партнеров (поставщик, заказчик).

Важно! Наименование зарубежного поставщика должно быть на языке его страны. Дополнительно лучше тут же указать его идентификатор (например, для Китая – номер его бизнес лицензии).

3. Предмет контракта – описание товара или услуги. Если приобретается сложное оборудование, в этом пункте достаточно краткое описание и количество. Дополнительную техническую характеристику лучше вынести в отдельную графу «Технические условия».

Важно! Российское наименование необходимо прописывать с учетом кода ТН ВЭД. В дальнейшем это поможет избежать переплаты пошлины при растаможке. 

4. Условия поставки и приемки – указываются условия Инкотермс с описанием года выпуска, сроки поставки и оплаты. Прописываются пункты о необходимых требованиях по качеству товара. Описывается процедура приемки и фиксации нарушений требований по качеству. 

Важно! Желательно сразу указать в каких целях ввозится товар. Например, использование оборудования или запчастей для собственных нужд, оградит от дополнительного оформления сертификата безопасности. 

В этом же пункте можно указать список необходимых документов, кроме подписанного контракта от поставщика: инвойсы, упаковочные листы, спецификации, сертификат происхождения, экспортную декларацию, если она входит в обязанность поставщика по договору и т. д.

При морской перевозке необходимо прописать процесс оформления и передачи оригиналов коносамента. 

Здесь же указываются максимально возможный срок поставки, последствия невыполнения этих обязательств (например, штрафные санкции за каждый день просрочки). В контракте также указывается возможность досрочной поставки.

Важно! Срок поставки необходим и для валютного контроля. Если задержка отправки согласована сторонами, то придется заключать дополнительное соглашение о продлении срока поставки. 

Необходимо четко указать момент поставки и момент перехода права собственности на груз. Последнее важно для бухгалтера, который будет принимать товар или услугу к учету. 

5. Цена и порядок расчета – один из основных пунктов, в котором указывается: цена товара, его количество. Необходимо указать валюту, в которой будут происходить расчеты, порядок и сроки оплаты: предоплата, частичная предоплата или рассрочка платежа. Дата и сроки должны быть максимально конкретными (№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). 

Важно! Чтобы не нарушить требования валютного контроля необходимо знать итоговую сумму по контракту. Контракт по импорту на сумму свыше 3 млн. руб. должен регистрироваться в банке. Там ему будет присвоен УНК (уникальный номер контракта) Срок предоставления контракта в банк — 15 рабочих дней.

Необходимо прописать условия о возврате предоплаты, если по каким-то причинам поставка сорвется (требование №173-ФЗ).

6. Упаковка и маркировка – указывается вид тары, ее описание, требования к маркировке. Упаковка должна соответствовать стандартам (техническим условиям) и защищать груз от повреждений во время транспортировки. Маркировка содержит:

  • место отправления и получения;

  • наименование и адрес отправителя и получателя;

  • вес брутто и нетто.

Если грузу необходимо специальное обращение (груз хрупкий, ломкий, опасный и т.д.), оговаривается дополнительная упаковка и маркировка.

7. Страхование товара (не обязательный пункт) – указывается, какая сторона обязана застраховать груз, какой страховой компанией. В этом разделе перечисляются риски, указывается процент покрытия убытков т.д. 

8. Гарантийное обслуживание (не для всех договоров) – прописывается срок гарантийного обслуживания. Описывается порядок действий заказчика и поставщика в случае, если товар пришел с браком или утратил свои качества в период гарантийного обслуживания.

 9. Ответственность сторон – фиксируются действия сторон при нарушении условий контракта: поставка прошла не качественно, груз поступил с недокомплектацией, недостачей. Также сюда входят нарушение срока поставок, срока оплаты, ненадлежащее качество выполненных услуг. В контракте фиксируется – кто и в каком размере несет ответственность за возможные убытки.

Важно! Любой участник ВЭД должен помнить, что каждый доллар или юань, отправленный за рубеж должен быть закрыт поставкой или возвращен на счет.

Необходимо прописать возможные пути решения нарушений (переговоры, судебный иск и т.д). 

10. Форс-мажор – перечисляются обстоятельства, из-за которых стороны освобождаются от ответственности при нарушении условий контракта (стихийные бедствия, забастовки, военные перевороты, пандемия и др.). Важно указать, что сертификат о наступлении форс-мажорных обстоятельств должен быть выдан Торгово-промышленной палатой (Приложение к Постановлению правления ТПП РФ 173-14 от 23.12.2015г).

11. Арбитраж – указывается, каким образом будут урегулированы разногласия. Фиксируется, в каких конкретно судебных инстанциях будут рассмотрены споры и где именно: в стране продавца, покупателя или третьей стране. В России внешнеторговые споры рассматривает Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ. В Китае – это CIETAC (China International Economic and Trade Arbitration Commission) – крупнейшее арбитражное учреждение КНР.
12.  Язык контракта. Несмотря на то, что контракт составляется на двух языках, нужно указать, какой язык будет иметь предпочтение в случае споров в разночтении. Прописывается на каком языке будет вестись переписка в рамках выполнения обязательств.

13. Прочие условия – прописываются все остальные условия, которые не вошли в предыдущие пункты контракта:

  • порядок внесения правок в контракт;

  • срок действия контракта и возможность пролонгации;

  • требования к конфиденциальности и возможность участия в договоре третьих лиц;

  • возможность обмена копиями документов и признание их юридической силы;

  • используемые адреса электронной почты и т.д.

  1.  Реквизиты и адреса сторон – фиксируются полные наименования сторон, их юридические и почтовые адреса, телефоны, банковские реквизиты.

  1. Подписи сторон – прописываются должности уполномоченных лиц, проставляются подписи с расшифровкой и печати. 

Важно внимательно и тщательно проработать все пункты контракта, какая бы срочная поставка не была – это убережет компанию от возможных убытков, ненадежного поставщика, а также обезопасит от проблем с таможней или валютным контролем.

Образец внешнеторгового контракта можно скачать тут.


Инвойс

Инвойс (commercial invoice / CI) – основной документ при внешнеторговых сделках, без которого не пройти таможенную очистку груза. От того, как точно и без ошибок заполнены все необходимые реквизиты зависит не только судьба груза на границе, но и как быстро банк примет документ в качестве подтверждения поставки.

Существуют два вида инвойса:

  • проформа-инвойс;

  • коммерческий инвойс.

Проформа-инвойс – промежуточный вариант инвойса. Его выписывают тогда, когда сумма оплаты и условия поставки еще не согласованы. Например, при отгрузке сыпучих грузов продавец не знает окончательного веса и суммы. Поэтому предварительно выписывается проформа-инвойс. 

Коммерческий инвойс – аналог российского счет-фактуры, окончательный вариант счета, который содержит необходимые реквизиты и описание товара или услуги.


Как проверить верно ли составлен инвойс?

Инвойс заполняет продавец или поставщик. Так как обычно инвойс составляется на английском языке, для таможенной очистки потребуется его перевод на русский язык. Хотя утвержденной формы для инвойса нет, существует ряд необходимых реквизитов, которые он должен содержать:

  1. Дата и номер инвойса.

  2. Наименование отправителя и получателя. Их адреса и реквизиты.

  3. Номер и дата контракта.

  4. Полное наименование груза.

  5. Количество и стоимость товаров.

  6. Условия поставки (Инкотермс).

  7. Сроки и порядок оплаты.

  8. Страна происхождения (не указывается, если отправитель предоставил Сертификат происхождения).

  9. Подпись и штамп отправителя (печать ставить не обязательно).

Важно! Перед отправкой груза важно тщательно проверить инвойс принимающей стороне. Нередки случаи арифметических ошибок при вычислении итоговой суммы или веса, случается неверное округление (особенно этим грешат китайские поставщики). При расхождении суммы на один цент или грамм, таможня не примет документ.

Дополнительная информация, которая может быть указана в инвойсе:

  • код товара ТН ВЭД (или HS код);

  • торговая марка товара;

  • номер автомобиля или контейнера;

  • контактное лицо получателя и отправителя;

  • номер заказа покупателя.

Важно! Чем сложнее и дороже товар, тем подробнее должно быть его описание. Необходимо избегать общих фраз. Лучше прописать: марку или модель товара, размер, цвет, характеристики. Это важно как для таможни, так и валютного контроля в банке.

Таможня РФ не потребует оригинал инвойса. Поэтому зарубежный поставщик может направить скан-копию документа. Инвойс заполняется от руки или в печатном виде, на фирменном бланке компании. 

Документ заполняется в шести экземплярах (1 оригинал и 5 копий):

  • первый – помещается внутрь посылки,

  • второй – отгрузочный (вместе с транспортной накладной),

  • третий – перенаправляется получателю,

  • четвертый – остается у отправителя,

  • пятый и шестой – у перевозчика.

Важно! Условия поставки, прописанные в инвойсе не должны расходиться с условиями прописанными в контракте.

Скачать форму инвойса можно тут.


Упаковочный лист

Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором отражен список перевозимых товаров, их количество, вес, габариты, упаковка и другие параметры. 

Когда импортируется большое количество разной номенклатуры или товар с индивидуальными размером, весом, упаковочный лист является необходимым дополнением к коммерческому инвойсу. Они имеют почти одинаковое содержание. Отличие лишь одно – в упаковочном листе не прописывается цена и сумма за товар. 

Задача упаковочного листа – оповестить все стороны, которые принимают участие в доставке о содержании груза. Он необходим:

Таможенным органам – для идентификации принадлежности груза к партии. Помогает установить, соответствует ли груз локальным законам и требованиям безопасности.

Перевозчику – позволяет оптимизировать время на сортировке и логистике. Дает возможность быстро определить пункт назначения транспортировки товара. Оберегает от потери грузового места на каком-либо из отрезков перевозки. Также он необходим для формирования коносамента.

Получателю – позволяет сверить факт целостности товара, проверить его комплектность после прибытия товара. 

Если в процессе транспортировки груз будет поврежден и дело дойдет до судебного иска, то к заявлению будет приложен упаковочный лист.

Что должно быть в упаковочном листе при импорте:

  1. Номер и дата документа (когда груз был упакован).

  2. Название организаций отправителя и получателя.

  3. Номер контракта, спецификации или заказа, которые обуславливают эту поставку.

  4. Перечень поставляемого товара с описанием. Если есть артикул – указать и его.

  5. Вид и габариты упаковки: коробка, паллет, деревянный ящик и т.д.

  6. Количество товара – в отличие от инвойса здесь указывается не только общее количество товара, но и количество в каждой упаковочном месте.

  7. Вес нетто и брутто каждого товарного места и общий. 

  8. Количество товарных мест. Номера упаковок (мест).

  9. Итоговые объем и вес поставки.

  10. Подпись ответственного лица.

Важно! В упаковочном листе должна быть отражена вся продукция, даже если это бесплатная доставка. Например, когда «едут» рекламные буклеты, календари и проч. Если этого не сделать, таможня может изъять не указанный товар.

Документ прикрепляется к каждому грузовому месту. Для таможни и банка потребуется перевод упаковочного на русский язык.

Упаковочный лист можно оформить в печатном или рукописном виде, на листе формата А4, как минимум в 3-х экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Если в процессе оформления в данных допущена ошибка, то лист лучше сделать новый, ведь с момента приема товара к перевозке до сдачи его заказчику ответственность за целостность товара несет перевозчик.


CMR

CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) – это международная товарно-транспортная накладная для перевозки и пересечения границ других государств. Документ отличается от российского ТТН тем, что кроме стандартной информации о продавце, покупателе и грузе, содержит блоки с дополнительной информацией. В них указаны: место таможенного оформления, сроки, условия поставки.

CMR гарантирует выполнение всеми участниками перевозки требований конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)».

На 01.01.22 Конвенция действует на территории 58 государств, в т.ч. почти во всех европейских странах. Форма документа для всех стран-участниц КДПГ одинакова. Но практически каждое государство выпускает свои нормативные правила для заполнения CMR.

В РФ правила заполнения регулируются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В Приложении к данному письму можно скачать типовой бланк CMR.

CMR необходим в следующих случаях:

  1. Перевозка проходит с пересечением государственных границ.

  2. Хотя бы одна из сторон договора является резидентом страны, входящей в КДПГ.

  3. Груз перевозит автомобильный транспорт.

  4. Транспортировка груза платная.

 CMR не оформляется при:

  1. Транспортировке умерших тел.

  2. Доставке почтовых отправлений (регулируется другими международными договоренностями). 

  3. Перевозке груза при переезде (мебель, личные вещи и проч.) 

Приоритетность оформления регулируется в следующем порядке:

  1. конвенцией КДПГ;

  2. нормативным документом, который действует на территории страны;

  3. условиями договора.

Названия граф в российском документе указаны на русском и немецком языках. Заполняют документ обычно на языке отправителя. Особых требований к заполнению CMR нет (цвет авторучки, определенный шрифт).

Какие ошибки при заполнении CMR встречаются чаще всего:

  1. Ошибки в адресе. В CMR указываются адреса отправителя, получателя, места загрузки и выгрузки. Часто бывает, что это 4 разных места. Чтобы фура не привезла товар к офису, необходимо внимательно прописывать все адреса локации. 

  2. Не верный код товара ТН ВЭД. Эта ошибка приводит к задержке таможенного оформления. Чтобы этого избежать – попросите поставщика до отгрузки прислать CMR на проверку. Код импортируемого товара полезно устанавливать до отгрузки. 

  3. Ошибка в адресе СВХ. Груз будет размещен именно на том складе временного хранения, который указан в CMR. Ошибка чревата опозданием груза. Например, получатель спешит поставить запчасти на АВТОВАЗ (Тольятти), и надеется, что таможить груз он будет в Тольятти. А отправитель скопировал предыдущую форму CMR в РФ, где указана Алтайская таможня. А это перепробег автомобиля более, чем 5 тыс. км в обе стороны – потеря времени и денег. 

  4. Ошибка в номере или марке автомобиля. Часто документы создаются заранее, а автомобиль или прицеп меняют в последний момент. Это самая «легкая» из ошибок. Водителю разрешено саморучно изменить номер авто и поставить штамп транспортной компании. 

Сколько листов CMR следует оформить

В случае, если получатель груза один – необходимо передать водителю 6 листов CMR-накладной: 

1 лист – получателю груза;

2 листа –перевозчику;

3 листа – для таможенного оформления. 


Что в CMR заполняет грузоотправитель?

Грузоотправитель ответственен за графы 1-15 и 20-22.

1-2 – указываются данные об отправителе и получателе, наименование компаний, их юридические адреса.

3-4 – записывают страны загрузки и выгрузки, точные адреса, а также дата убытия груза от грузоотправителя.

5 – вставляют сопровождающие поставку документы: номера инвойсов, пакинг листов, сертификатов происхождения и т. д. 

6 – графа оформляется только в случае перевозки опасного груза. Необходимо указать класс опасности согласно ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

7 – проставляется количество товарных мест (например, 33 европаллеты).

8 – указывается тип упаковки (картонная коробка, деревянный ящик, полиэтиленовый мешок и т.д.).

9 – вписывается краткое наименование товара.

Важно! Наименование товара должно быть в соответствии с остальными товаросопроводительными документами.

10 – добавляется код товара ТН ВЭД. Код должен соответствовать номенклатуре, принятой Таможенным союзом. Вносятся для каждой группы товаров.

11 – фиксируется вес брутто в килограммах. Данные вносятся по каждому товару отдельно.

12 – записывается объем товара в куб.м. (обычно требуется для сборных грузов).

13 – включается информация о таможенном органе, который будет осуществлять выпуск импорта. Указывается адрес СВХ, регистрационный номер и точный адрес.

14 – указывается государственный номер полуприцепа, контейнера, если их на время планируется вывезти за рубеж.

15 – графа описывает условие оплаты согласно правилам Инкотермс (FCA, DAP и т.д.).

20 – графа для необходимых оговорок перевозчику: правила разгрузки, требование о страховании груза и т.д. (необязательный пункт).

21 – проставляется место, где заполнялся CMR, дата (город, регион).

22 – фиксируется дата и время прибытия транспортного средства под погрузку, а также время и дата убытия. В этой графе необходима подпись ответственного лица и печать. 


Что в CMR заполняет перевозчик или экспедитор?

Грузоотправитель ответственен за графы:

16 – предоставляются данные о перевозчике: адрес, контакты.

17 – указывается информация о дополнительном перевозчике (если планируется его замена в пути следования).

18 –графа для примечаний со стороны перевозчика — состояние груза, целостность упаковки и т.д. (не обязательна для заполнения).

Важно! В случае нарушения целостности упаковки, внешнем повреждении груза, если перевозчик не сделает соответствующей отметки в CMR, позже он не сможет ссылаться на вину отправителя.

23 – прописывается дата и номер путевого листа. Здесь экспедитор или водитель ставят свои подписи с расшифровкой, печать перевозчика.

25-26 – фиксируется гос номер, марка, модель тягача и полуприцепа.

19 – указывается тариф за перевозку, проставляется после окончательной разгрузки.

27, 28, 29 – в эти графы информация заносится по необходимости отделом расчетов перевозчика. Здесь указываются дополнительные услуги транспортной компании: погрузка, разгрузка, упаковка и т.д.


Что в CMR заполняет грузополучатель?

Грузополучатель заполняет лишь графу 24 в 3-4 экземплярах CMR. Здесь проставляется дата и время прибытия на разгрузку транспортного средства. Доверенное лицо грузополучателя расписывается, указывает расшифровку подписи и ставить печать организации. Один экземпляр документа оставляет себе, а два других – передает перевозчику.

Пустой бланк CMR можно скачать тут, образец заполнения – тут.

Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с данными, содержащимися в CMR, вызовет проблемы у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства. Поэтому на практике за верным оформлением CMR следят как отправитель, так и перевозчик (или экспедитора). Если растаможка происходит силами получателя (например при условии FCA) – то и грузополучателю требуется тщательно проверить документы перед загрузкой машины.


Коносамент 

Коносамент (B/L или «bill of lading») – основной товаросопроводительный и товарораспорядительный документ при международных морских перевозках. 

Он выполняет 3 функции:

  1. Подтверждает заключение договора на морскую перевозку.

  2. Является распиской о принятии груза.

  3. Подтверждает право на выдачу груза в порту назначения.

В некоторых случаях коносамент может быть обеспечением кредита.

Международным документом, который регулирует статус коносаментов на территории РФ, является Конвенция ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

У этого документа нет единой формы. Перевозчик может выписать его на фирменном бланке или на листе А4. На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy».

Важно! Груз выдается лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L).

Копии документа могут понадобиться для таможенной очистки, учета груза на складе получателя или других юридических действий с товаром. Лишь при получении груза понадобится оригинал. 

Оформляют три оригинальных документа: грузоотправителю, перевозчику и получателю товара.


Какие обязательные реквизиты для заполнения в коносаменте?

  1. Номер документа B/L №*** – по нему можно узнавать информацию о местонахождении груза на сайте морской линии.

  2. Номер букинга, заказа на перевозку (Booking №) – по нему также можно идентифицировать актуальный статус груза.

  3. Грузоотправитель и его адрес (Shipper).

  4. Грузополучатель и его адрес (Consignee).

  5. Организация, которую необходимо уведомить о прибытии груза (Notify party). Обычно это грузополучатель, или его агент, а при аккредитивных сделках – банк-эмитент.

  6. Название судна (Vessel №) – графа важна при аккредитивных сделках: ошибка в названии судна может привести к отказу от принятия груза банком или грузополучателем.

  7. Номер рейса (Voyage №). 

  8. Место получения груза (Place of Receipt) – заполняется если морской перевозчик делает еще и сухопутную доставку до порта от грузоотправителя.

  9. Порт погрузки (Port of Loading).

  10. Порт разгрузки (Port of Discharge).

  11. Место доставки груза (Place of Delivery) – заполняется если морской перевозчик доставляет по земле груз из порта до грузополучателя.

  12. Блок «Сведения отправителя» (Pf FURNISHED BY THE SHIPPER) – данные в этом блоке заполняются на основании информации от  отправителя. Перевозчик не несет ответственность за достоверность этих данных.

  13. Сведения о грузе: описание, упаковка, маркировка, номер контейнера и пломбы (Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №).

  14. Вес и объем груза (Weight/Measurement).

  15. Фрахт и надбавки (Freight & Charges) – указываются данные о стоимости перевозки. Если фрахт уже оплачен, указано – freight prepaid. В случае, если фрахт предстоит оплачивать, ставится пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

  16. Место выпуска коносамента (Place of issue of B/L) – от места выпуска коносамента зависит применение таких инструментов как Гаагские, Гаага-Висбийские и Гамбургские Правила.

  17. Число выпущенных оригиналов коносамента и его порядковый номер (Number & Sequence of Original B(s)/L) – как правило, три оригинала.

  18. Дата выпуска коносамента (Date of Issue of B/L).

  19. Объявленная стоимость груза (Declared Value) – данный пункт влияет на стоимость фрахта, но и увеличивает ответственность морской линии за доставку.

  20. Дата погрузки на борт судна (Shipped on Board Date (Local Time).

На оборотной стороне документа указывают информацию об условиях и правилах транспортировки. Грузоотправителю важно прочитать все требования и условия, так как зачастую они направлены на ограничение прав грузовладельцев и дают широкие возможности морскому перевозчику.

Например, могут включить пункт: «Неуведомление о прибытии груза не будет налагать на Перевозчика какую-либо ответственность или освобождать торгующие стороны от какого-либо обязательства по данному документу».  Т.е. если морской перевозчик не информировал грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель забыл о нем и груз простоял в порту месяц – покупателю придется заплатить за простой.

Важно! При заполнении коносамента ошибаться нельзя – любое исправление нужно согласовывать с отправителем. Поправки после отгрузки – долгий и трудоемкий процесс. 

Если коносаменты были утеряны (уничтожены), грузоотправителю и грузополучателю придется обратиться с официальным запросом к перевозчику. Необходимо описать ситуацию и подтвердить право на груз без взаимных претензий. Придется заплатить за перевыпуск документов.


Чем грозят ошибки при заполнении коносамента?

Неверно заполненный документ может привести к следующим последствиям:

  1. Задержка или отказ в растаможке груза в порту отгрузки.

  2. Порча или поломка товара вследствие неверного описания груза.

  3. Плата повышенного денежного возмещения (демереджа) судоходной линии.

  4. Увеличенные временные и финансовые затраты на корректировку документов.

Какие виды коносаментов бывают?

В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:

  1. Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.

  2. Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.

  3. Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента. 

В зависимости от вида доставки груза документ бывает:

  1. Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.

  2. Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.

  3. Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.

  4. Прямой – груз доставляется одним судном.

В зависимости от срока погрузки товара на судно:

Бортовой – составляется после погрузки товара на судно.


Порядок работы с коносаментом

  1. Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.

  2. Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).

  3. Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.

  4. Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.

На практике обычно все сложнее. Грузополучатель может затянуть с оплатой груза, соответственно грузоотправитель тянет с отправкой коносамента. Груз прибывает в порт, но у покупателя нет документа для его получения, даже если он уже оплатил груз. В этом случае спасет телекс релиз. 


Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент? 

Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.

Для отправки телекс-релиза необходимо:

  1. Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).

  2. Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.

  3. Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.

Важно! Телекс-релиз выдадут только на именной коносамент, но он никогда будет выдан на ордерный коносамент.


Часто задаваемые вопросы

Как подать документы в таможню в 2022 году?

В 99% случаев документы в таможню подаются электронно через специальные программы для таможенного оформления:

1. Через личный кабинет ФТС. Сервис работает через браузер, используя соответствующий плагин для КриптоПРО. 

Плюсы: бесплатно. 

Минусы: нет техподдержки, необходимость в стабильном интернет подключении, возможные технический работы на сервере ФТС. 

2. Через локальные программы: ВЭД-Декларант, Альта-ГТД, АСПТД «Декларант» и другие.

Плюсы:

  • интерфейс максимально похож на бланк таможенной декларации;

  • заполнение деклараций в большей части автоматизировано;

  • справочники и классификаторы встроены и обновляются;

  • тех поддержка оперативно отвечает на запросы.

Минусы: программы платные.

3. Через облачные программы: Контур.Декларант

Плюсы:

  • функционирует в онлайн режиме – декларацию можно подать из любой точки земли – нет привязки к месту;

  • работает на разных операционных системах (не только в Windows). 

Минусы: 

  • навязчивая реклама и продвижение. Новичку ВЭД вовсе не просто разобраться в тонкостях программы, как утверждают менеджеры, продающие программу;

  • сложности с пакетной обработкой нескольких записей;

  • платная.

Чтобы подавать декларацию или другие документы электронно, директору компании необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если же с ФТС будет работать сотрудник, то потребуется доверенность и электронная подпись на него.

В чем отличие коносамента от морской накладной?

Коносамент дает больше прав и возможностей по распоряжению грузов, чем морская накладная по следующим причинам:

  1. Дает возможность отправителю распоряжаться грузом, даже тогда, когда груз уже размещен на борту или находится в пути. Груз можно – вернуть, продать другому покупателю. Главное условие – предъявление оригинала коносамента.

  2. Подтверждает, что договор перевозки существует.

  3. Имеет силу только оригинал документа.

Т.е. морская накладная не наделяет правом собственности на груз.

Некоторые перевозчики просят не оформлять коносамент из-за сложностей передачи оригинала в случае, если выполнены следующие условия:

  • груз полностью оплачен получателем до перевозки;

  • получатель не намерен продавать свой груз в пути.

Можно ли использовать морскую накладную вместо коносамента?

Можно. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование морской накладной или иного документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком взамен коносамента.

Что будет если инвойс заполнен с ошибками?

Ошибки могут стать причиной:

  1. Задержки выпуска товара таможней.

  2. Штраф до 100% от стоимости сделки при валютном контроле.

Количество показов: 4912

Теги данной публикации: ВЭД

Коносамент это документ
стандартной формы, принятой в международной
практике, на перевозку груза, который
удостоверяет его погрузку, перевозку
и право на получение.

Коносамент используется при перевозке
грузов в международном сообщении и
представляет собой ценную бумагу,
которая удостоверяет право владения
перевозимым грузом, товаром.

Формы коносамента:

• на предъявителя, т.е. предъявитель
коносамента является владельцем груза;

• именной, т.е. владельцем груза является
лицо, поименованное в коносаменте;
именной коносамент не подлежит передаче
другому лицу;

• ордерный, т.е. передача коносамента
от одного лица к другому осуществляется
с помощью передаточной надписи на нем
— индоссамента; это самая распространенная
форма коносамента.

К коносаменту обязательно прилагается
страховой полис на груз. Коносамент
может сопровождаться различными
дополнительными до-, кументами,
необходимыми для перевозки груза, его
хранения и сохранности, для прохождения
таможенных процедур и т.п.

Функции коносамента:

1) свидетельствует о заключении договора
перевозки;

2) является распиской в получении груза
перевозчиком;

3) является товарораспорядительным
документом (ценной бумагой).

Основные реквизиты коносамента:

  • наименование перевозчика и место его
    нахождения;

  • наименование порта погрузки согласно
    договору морской перевозки груза и
    дата приема груза перевозчиком в порту
    по­грузки;

  • наименование отправителя и место его
    нахождения;

  • наименование порта выгрузки согласно
    договору морской перевозки груза;

  • наименование получателя, если он указан
    отправителем;

  • наименование груза,
    необходимые для идентификации груза
    основные марки, указание в соответствующих
    случаях на опасный характер или особые
    свойства груза, число мест илипредметов и масса груза
    или обозначенное иным образом его
    количество;

  • внешнее состояние груза и его упаковка;

  • фрахт в размере, подлежащем уплате
    получателем, или иное указание на то,
    что фрахт должен уплачиваться им;

  • время и место выдачи коносамента;

  • число оригиналов коносамента, если их
    больше чем один;

  • подпись перевозчика или действующего
    от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут
быть включены иные данные и оговорки.

Указав необходимый перечень реквизитов,
которые в сово­купности определяют
форму коносамента, законодательство
не настаивает на точном соблюдении
каких-либо слов, порядке и месте
расположения самих реквизитов в тексте
коносамента. Не требуется составления
коносамента на определенной бумаге, не
имеет значения язык, способ и средство
написания, т.е. не суще­ствует строго
выработанных формуляров, вне которых
коноса­мент был бы недействительным.

3.6. Складское свидетельство

Складское свидетельство
это ценная бумага, удостоверяющая
принятие товара на хранение по договору
складского хранения.

Простое складское свидетельство и
двойное складское свидетельство
– это товарораспорядительные документы.
Он выдаются в подтверждение факта
заключения договора хранения и принятия
товара на хранение. Держатель складского
свидетельства получает по нему право
распоряжаться товаром в то время, пока
товар находится на хранении.

В Гражданском кодексе РФ простое и
двойное складское свидетельство названы
ценными бумагами. Двойное складское
свидетельство состоит из двух частей:
из складского свидетельства и залогового
свидетельства, которое также названо
варрантом. Эти две части могут быть
отделены друг от друга, при этом каждая
из двух частей также является ценной
бумагой.

Юридическая основа.Договор
складского хранения.

Форма существования.Документарная
(бумажная).

Срок существования.Срок
хранения товара на складе.

Виды складского свидетельства в
зависимости от порядка фиксации
владельца
:

а) на предъявителя — простое складское
свидетельство;

б) именное — двойное складское
свидетельство.

Обязательные реквизиты:

• наименование и место нахождения
склада;

• номер по реестру склада;

• наименование и место нахождения
товаровладельца (для именного
свидетельства);

• наименование и количество хранимого
товара;

• срок хранения или указание на хранение
товара до востребования;

• размер и порядок оплаты за хранение;

• дата выдачи;

• подписи и печати склада.

Особенности двойного складского
свидетельства.
Состоит из двух
частей — складского свидетельства и
залогового свидетельства (варранта),
которые могут быть отделены друг от
друга, и каждое по отдельности есть
ценная бумага.

Выдача со склада товара по двойному
складскому свидетельству возможна
только в обмен на обе его части вместе.

Порядок обращения.Простое
складское свидетельство передается
путем вручения. Обе части двойного
складского свидетельства передаются
вместе или порознь путем индоссамента.

Товар, принятый на хранение, может быть
предметом залога путем залога
соответствующего складского свидетельства.

Для продажи удобнее использовать простое
складское свидетельство, а для залога
– двойное складское свидетельство. Оно
отличается от простого тем, что состоит
из двух частей, в каждой из которых
содержатся перечисленные выше реквизиты
с тем лишь отличием, что указывается
один дополнительный реквизит: вместо
отметки о выдаче на предъявителя
указывается наименование юридического
лица или имя гражданина, от которого
товар принят на хранение, а также место
нахождение (место жительства)
товаровладельца.

Складское свидетельство и залоговое
свидетельство могут передаваться вместе
или порознь по передаточным надписям.
Таким образом, складские свидетельства
являются ордерными ценными бумагами.
Держатель обоих свидетельств (и только
он) – складского и залогового – имеет
право распоряжения хранящимся на складе
товаром в полном объеме. Держатель
одного складского свидетельства вправе
распоряжаться товаром, но не может взять
его со склада до погашения кредита,
выданного по залоговому свидетельству.

Складские свидетельства – новый для
российской практики инструмент. Пока
они не нашли еще своего широкого
применения, однако возможности, которые
предоставляют данные обращаемые
товарораспорядительные документы,
могут сделать их весьма полезными для
товаровладельцев и покупателей
материальных ценностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перечислите реквизиты документа согласно госту
  • Перечислите реквизиты калькуляционной карточки
  • Периметр строительная компания санкт петербург
  • Пермская компания нефтяного машиностроения инн
  • Пермская целлюлозно бумажная компания директор